Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками в России на рубеже XIX-XX веков'

Организация воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками в России на рубеже XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПРИЮТ / CORRECTIONAL SHELTER / РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS AND MORAL EDUCATION / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПАТРОНАТ / PUBLIC PATRONAGE / СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ / СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / HOW TO CORRECT / MEANS OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силенков Виктор Иванович

В статье рассматриваются вопросы организации воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками в исправительных приютах на рубеже XIX-XX вв. Даётся краткая характеристика подходов и содержания воспитательной работы в приютах и земледельческих колониях, применяемых методов и средства воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силенков Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of educational of educational work with juvenile delinguents in Russia at the turn of XIX-XX centuries

The article examines the organization of educational work with juvenile delinquents and criminals in prisons shelters at the turn of XIX-XX centuries. A brief characterization of the approach and content of educational work in shelters and agricultural colonies, the methods and means of education.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками в России на рубеже XIX-XX веков»

7. Чечкова А. В. Социально-психологическая адаптация персонала к организационной культуре исправительных учреждений : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2001. 216 с.

УДК 343.815

В. И. Силенков ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРЕСТУПНИКАМИ В РОССИИ

НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

V. I. Silenkov

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL OF EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE DELINGUENTS IN RUSSIA AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES

В статье рассматриваются вопросы организации воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками в исправительных приютах на рубеже XIX-XX вв. Даётся краткая характеристика подходов и содержания воспитательной работы в приютах и земледельческих колониях, применяемых методов и средства воспитания.

The article examines the organization of educational work with juvenile delinquents and criminals in prisons shelters at the turn of XIX-XX centuries. A brief characterization of the approach and content of educational work in shelters and agricultural colonies, the methods and means of education.

Ключевые слова: исправительный приют, религиозно-нравственное воспитание, общественный патронат, способы исправления, средства воздействия, воспитательная работа.

Keywords: correctional shelter, religious and moral education, public patronage, how to correct, means of influence, educational work.

Проблема преступности несовершеннолетних остаётся одной их наиболее актуальных в российском обществе. Ежегодно подростками совершается десятки тысяч преступлений, что составляет от 5 % до 7 % общего числа зарегистрированных преступлений. По данным Генеральной прокуратуры России, в 2102 г. выявлено около 60 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления, а в местах лишения свободы, несмотря на гуманизацию уголовного законодательства, отбывало наказание 2289 человек.

Изоляция несовершеннолетних от общества и помещение их в воспитательные колонии преследует несколько целей. С одной стороны, это наказание за совершённое деяние и предупреждение совершения новых преступлений, с другой - их исправление и воспитание. Последняя цель наиболее сложна, поскольку охватывает огромный комплекс объективных и субъективных факторов, непосредственно и опосредовано влияющих на результат этой деятельности. Вместе с тем, конструктивное достижение цели должно базироваться не только на современном опыте работы исправительных учреждений, но и на

обращении к опыту воспитания, перевоспитания и исправления, накопленному исправительными учреждениями прошлого, содержащему огромный воспитательный и гуманистический потенциал.

Практика организации воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями с целью их исправления стала складываться в первой половине XIX в. К этому времени в России действовало несколько десятков исправительных организаций, получивших общее название «исправительные приюты». Опыт их работы был закреплён в общероссийском законе «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников», принятом в 1866 г. В соответствии с законом во всех исправительных заведениях осуществлялась воспитательная работа, объём и содержание которой определялись возможностями приютов и их уставами. Задачи приютов по отношению к несовершеннолетним состояли в их обучении, содержании и покровительстве как во время заключения, так и в течение некоторого времени после освобождения.

Закон предусматривал три вида обучения: религиозно-нравственное (Закон Божий по правилам того вероисповедания, к которому каждый принадлежит); интеллектуальное (чтение, письмо и арифметика, при возможности - другие элементарные науки); техническое (работы, которые могут быть по усмотрению учредителей или земледельческими, или ремесленными, или теми и другими вместе).

Воспитание в приютах предполагало систему взысканий и поощрений. Высшее взыскание - «отдельно заключение за побег», высшая награда - «условное досрочное освобождение».

Последующие изменения в существующую практику воспитания малолетних и несовершеннолетних преступников были внесены Законом от 2 июня 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках» и Уложением о наказаниях 1903 г., которые модифицировали ст. 137-140 ранее принятого Уложения и ст. 6 и 11 Устава о наказаниях.

Внося изменения в нормативные документы, законодатель исходил из того, что психика юного правонарушителя отличается от психики взрослого преступника, поэтому оценка его поступков должна затрагивать не только формальные юридические вопросы, но и вопросы его воспитания, психического и физического здоровья. Применительно к этой категории лиц следует применять иной подход, основанный не на каре и наказании, а на идеи перевоспитания и исправления. Эта идея нашла воплощение в особом производстве по делам несовершеннолетних от 10 до 17 лет, в процессуальных гарантиях, в упрощении для них форм и процедур судопроизводства на всех стадиях процесса, уменьшении тяжести уголовного наказания, а также в принятии в 1909 г. «Положения о воспитательно-исправительных учреждениях для несовершеннолетних».

Положение определяло, что воспитательно-исправительные заведения учреждаются для нравственного исправления помещаемых в них несовершеннолетних и подготовки их к честной трудовой жизни. Эти учреждения заботятся о религиозно-нравственном, умственном и физическом развитии своих воспитанников, дают им первоначальное общее образование, а также практические познания, которые доставили бы им возможность снискать себе средства к существованию.

Закон закреплял меры воспитательно-исправительного воздействия. К числу таких мер было отнесено обучение Закону Божию, обучение чтению, письму и арифметике по программе не ниже одноклассного начального училища, обучение работам. Для стимулирования правильного поведения воспитанников им мог быть предоставлен отпуск длительностью до трёх суток. Интересной с воспитательной точки зрения, а также с точки зрения последующей адаптации является норма закона, дающая право педагогическим советам в определённых случаях устанавливать продолжительность пребывания несовершеннолетних в воспитательно-исправительных заведениях, а также отдавать несовершеннолетних для обучения благонадёжным мастерам в промышленные заведения, на сельские или иные работы под своим ближайшим наблюдением. Последнее положение вполне может быть применимо к современным воспитательным колониям при наличии соответствующих условий.

Заслуживает внимания и такое положение закона, как установление над выпускником заведения общественного патроната. Это, однако, не исключало обязанности воспитательно-исправительного заведения в течение трёх лет покровительствовать выпускникам и оказывать им помощь и содействие в деле устройства их участи. Представляется, что приведённое положение может быть в известной степени адаптировано и использовано и в наше время.

В возложении на исправительное учреждение обязанности в течение некоторого времени наблюдать за воспитанником, оказывать ему посильную помощь в социальной адаптации нам видится элемент ответственности учреждения за результаты своей работы и её пролонгирование в ближнесрочную перспективу. За период нахождения в исправительном учреждении сотрудниками может быть обстоятельно изучена личность несовершеннолетнего, её сильные и слабые стороны, установлены воспитывающие эмоционально-ценностные

взаимоотношения, сделан прогноз развития, определены направления дальнейшей работы с ней. Зачастую вся эта ценнейшая психолого-педагогическая информация остаётся в стенах учреждения, и социальным институтам, которым передаётся забота о несовершеннолетнем, приходится выполнять долгую и кропотливую работу заново.

Для результативной организации воспитательной работы большое значение имеют режимные правоограничения, которые создают

необходимые условия для её проведения. Интересным является тот факт, что лица, отбывающие наказание в воспитательно-исправительных заведениях, содержались без охраны, а надзор за ними осуществлялся силами педагогического персонала, они имели возможность на свидания с родственниками и близкими людьми без ограничений. Распорядок дня в таких учреждениях устанавливался администрацией и включал в себя время от подъёма до отбоя, обучение в школе, занятия общественно полезным трудом.

На 1 января 1905 г. на территории Российской Империи функционировало 43 приюта и 6 земледельческих колоний, которые, наряду с положениями общероссийского закона, в организации воспитательной работы руководствовались своими уставами. Примечательным является то, что в уставах многих учреждений речь идёт не просто о воспитании, а о создании воспитательной системы как некого комплекса разнопланового влияния на подростков-правонарушителей.

Так, в уставе Санкт-Петербургской земледельческой колонии определено, что «цель колонии достигается правильным физическим, религиозным, нравственным и умственным воспитанием, а также практическим земледельческим образованием, которое дало бы воспитанникам средства существовать впоследствии своим трудом. Главными средствами к достижению цели служат: а) личное влияние директора, священника и воспитателей; б) элементарное образование, в) земледельческий труд и практическое обучение разным производствам в сфере сельского хозяйства и ремёслам, непосредственно с ним связанным, и г) правильная, трудовая жизнь в заведении»1.

В колонии была построена уникальная для того периода система перевоспитания несовершеннолетних преступников, в основу которой была положена теория трудового воспитания, разработанная К. Д. Ушинским. Трудовое обучение сочеталось с обязанностями по самообслуживанию и обучению в школе. Четыре часа в течение дня воспитанники работали, пять часов учились. Обучение строилось дифференцированно в соответствии с интеллектуальными возможностями и способностями учащихся, много внимания уделялось развитию личности, чтению художественной литературы, построению разнообразного насыщенного досуга. Ставя задачу воспитания из правонарушителей достойных граждан, в колонии стремились формировать умение жить в коллективе, подчиняться правилам общества, существовала практика обсуждения и принятия решений по жизненно важным вопросам на собраниях органов самоуправления воспитанников, была разработана система наказаний, исключающая

1 Антонович А. Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Части 1 и 2 (оттиск из «Университетских известий» 1889 г.). Киев, 1890. С. 136.

применение физических мер воздействия, организован патронат над выпускниками.

Интересной была форма организации жизни в колонии. Колонисты делились на группы до 15 человек, называемые семьями. Во главе группы стоял воспитатель, который проживал вместе с ней в отдельном домике.

Система воспитания колонистов в Нижнегородской воспитательно-исправительной колонии предполагала развитие несовершеннолетних в религиозно-нравственном, умственном и физическом отношении, наделение воспитанников знаниями в области сельскохозяйственного производства и ремесел. Важная роль отводилась получению элементарного общего образования, приобретению профессиональных трудовых навыков, а также трудовому воспитанию посредством самообслуживания и ведения домашнего хозяйства. При совершении подростками дурного поступка к ним могли быть применены различные взыскания, в том числе и физические, например, стояние или хождение в назначенном месте, лишение матраса, ограничение в пище, заключение в изолированное помещение, помещение в карцер сроком до семи дней1.

Большую известность в этот период пробрёл опыт работы Московского городского приюта, получившего имя его основателя -Руковишниковский. В приюте было организовано профессиональное обучение сапожному, портновскому, столярному ремеслам, велось обучение школьным дисциплинам, музыке, имелась хорошая библиотека, хор, оркестр, много внимания уделялось нравственному воспитанию. После выпуска из приюта бывшие воспитанники обеспечивались денежным пособием, необходимым для ремесла инструментом, в течение трёх лет силами сотрудников над ними осуществлялся патронат. В течение года в приюте воспитывалось более 100 человек, при этом рецидив среди воспитанников составлял 6-9 %, в то время как у несовершеннолетних, вышедших из тюрьмы, он достигал 96 %2.

Заслуживают внимания идеи воспитания и перевоспитания, получившие развитие в деятельности этого учреждения: «во-первых, самой существенной частью системы перевоспитания малолетних считается порядок жизни приюта, который, прежде всего, должен быть приноровлен к тому, чтобы мальчик был здоров, и чтобы он путём простого навыка приобретал ряд хороших привычек и свойств; во-вторых, меры предупредительные и надзор должны стоять на первом плане; при этом распределение дня должно быть составлено так, чтобы свободного времени оставалось возможно мало и чтобы оно основывалось на смене занятий, в-третьих, система воспитания сама по

1 Устав Нижнегородской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников. Н. Новгород, 1914. С. 17-18.

2 Московский городской Рукавишниковский приют. М., 1889.

себе не может воспитать малолетнего, а необходимо влияние образованного, глубоко преданного делу воспитателя». Эти мысли не потеряли своей актуальности и в наши дни и требуют их безусловного применения в процессе организации воспитательной работы в местах лишения свободы.

В приютах и колониях существовали различные подходы к организации воспитательной работы. В исследовании Л. И. Беляевой выявлено четыре системы воспитания сложившихся в этот период в исправительных заведениях несовершеннолетних: семейная, казарменная, классная, смешанная1. Наиболее разноплановыми были семейная и казарменная системы.

Для семейной системы характерно разбитие воспитанников на небольшие группы по 12 -15 человек - семьи. Учитывая, что многие дети были лишены семейных отношений, такое объединение, по мысли педагогов, должно было восполнить пробелы семейного общения и положительного взаимовлияния друг на друга. Каждая семья находилась в отдельном помещении или доме, её возглавлял воспитатель, который проживал вместе с ней. Он организовывал воспитательную работу, производительный труд, быт и досуг семьи.

С финансовой стороны семейная система более затратная, поэтому у нее были не только сторонники, но и противники. Однако опыт воспитания в семейной системе, безусловно, заслуживает более внимательного изучения, не исключая применения в наше время. К возможному аналогу семейной системы или, по крайней мере, близкого к ней, можно отнести идею строительства в Рязанской воспитательной колонии для девочек реабилитационной деревни. С помощью немецких партнеров в ней построен и функционирует дом деревенского типа. С целью привития воспитанницам трудовых навыков в фермерской деятельности закуплены 20 дойных коров. В дальнейшем планируется построить ещё четыре дома для проживания 20-30 воспитанниц.

При казарменной системе воспитания питомцы распределялись на отделения, роты, секции, дивизии по 50-80 человек. Для неё был характерен воинский режим жизни, предполагающий строгую субординацию, дисциплину и военную атрибутику: барабанный бой, трубные сигналы, передвижение строем, знаки различий в виде нашивки на рукаве и др. Достоинством этой системы, по мысли её сторонников, являлось то, что она готовила воспитанников к суровой жизни, которая ожидала их на свободе.

Несмотря на то, что каждый приют или колония практиковали свои способы исправления и перевоспитания детей и шли своими путями к намеченной цели, следует выделить три принципа, которые были положены в основу деятельности всех заведений без исключения:

1 Беляева Л. И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX - начало XX вв.). М.: Академия МВД России, 1995. С. 22-23.

принцип любви к детям со стороны воспитателей, принцип труда и принцип порядка.

Примером тому может служить Саратовский (Галкинский) приют, Смоленская и Полтавская колонии. В них самым действенным средством воздействия на воспитанников считалось доброе и внимательное отношение к ним. Воспитатели «старались по возможности, прежде всего, заслужить доверие у воспитанников, чтобы они смотрели на них как на людей, которые хотят принести им только пользу»1.

Одним из первых применивших в России прогрессивную систему отбывания наказаний несовершеннолетними стал Харьковский приют, в котором воспитанники были разделены на пять основных разрядов. Принадлежность к тому или иному разряду давала определённые преимущества при отбывании наказания, некоторые послабления режима. Так, к первому разряду относились лица, пробывшие в приюте не менее 1,5 лет во втором разряде и продолжающие отличаться отличным поведением и успехами. Они имели ряд привилегий по отношению к другим осуждённым, а именно: имели право на отпуск к родным на все крупные государственные и церковные праздники; заработок в мастерских за 22 дня из 1 года переводился им в размере 100 %; воспитанники обладали правом ношения собственной одежды и обуви на территории приюта по выходным и праздничным дням; по выпуску из приюта обладали правом получения вещей на общую сумму в 30 руб., большую, чем остальные воспитанники.

Во втором разряде находились осуждённые, имеющие отличные оценки по поведению и успехам. Они имели право на предоставление отпуска с выездом к родным на Рождество, Пасху и Троицу; заработок в мастерских за 16 дней в году переводился им в размере 100 %; по выпуску из приюта обладали правом приобретения вещей на общую сумму в 25 руб.

К третьему разряду относились воспитанники, имеющие хорошие отметки. Они обладали правом на отпуск к родным 1 раз в году (по наиболее крупным государственным и религиозным праздникам); заработок в мастерских за 10 дней в году переводился им в размере 100 %; по выпуску из приюта обладали правом приобретения вещей на общую сумму в 20 руб.

К четвёртому разряду относились воспитанники, заслуживающие лишь удовлетворительных оценок. Из перечисленных прав они обладали лишь возможностью приобретения вещей по выпуску из приюта на сумму в 15 руб.

1 Труды VII съезда представителей русских исправительных заведений для малолетних преступников. М., 1909. С. 64.

Наконец, к пятому разряду относились несовершеннолетние осуждённые, чьё поведение признавалось Советом приюта неодобрительным1.

Подобная прогрессивная система отбывания наказаний несовершеннолетними осуждёнными функционировала и в Тульском исправительном Баташевском приюте. При этом воспитанникам, находящимся в первом разряде, разрешалось свободное передвижение без ограничений, а находящиеся во втором разряде могли оставаться безнадзорными лишь на территории приюта. Право же на условно-досрочное освобождение получали лишь воспитанники, находящиеся в первом разряде, прибывавшие в приюте не менее трёх лет и зарекомендовавшие себя лишь с положительной стороны.

Наряду с частными приютами и колониями, действовали и казённые учреждения. Отделение малолетних арестантов, будучи государственным учреждением, находилось в ведении Санкт-Петербургского Тюремного комитета и было рассчитано на 40 человек. В него помещались мальчики всех сословий и вероисповеданий от 14 до 17 лет. Приём и срок содержания обусловливался решением суда. Воспитанники обучались грамоте, изучали географию, историю, Законы Божия, а также осваивали сапожное и портняжное ремесла. Интересным представляется штат заведения. Он состоял из двух воспитателей, двух надзирателей, двух мастеровых. Пища подавалась 4 раза в день, обед, ужин и два раза чай на сумму 12 коп. Годовая смета учреждения составляла 3376 руб.2

Не менее интересный опыт воспитательной работы сложился в Большевском ремесленно-исправительном приюте для нищенствующих девочек, учреждённый в с. Большево Московской губернии в 1874 г. Он был единственным в России женским исправительным учреждением. Приют принимал девочек, совершивших кражи, по постановлению мировых судей, в 1886 г. в нём воспитывалось 48 девочек. Воспитанницы обучались общеобразовательным дисциплинам по программе начальной школы, работали в швейных мастерских, где приобретали профессию портного. Стажировка проводилась на шёлковой фабрике Сапожниковых, на которой в то время было самое современное оборудование и технологии. По окончании приюта воспитанницы получали звание дамского портного, аттестат и

3

разрешение на открытие самостоятельного дела .

Приведённый краткий обзор организации воспитательной работы с несовершеннолетними преступниками свидетельствует, что в России на рубеже XIX - XX вв. стала складываться гуманистическая политика

1 Тульское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов. Отчёт за 1894 г. // Тюремный вестник. 1895. № 8. С. 417-419.

2 Там же. С. 50.

3 Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних : учебное пособие для вузов / под ред. А. Ф. Мустаевой. М.: Академический проект, 2003. С. 27-28.

исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников. В её основе лежали идеи воспитания, перевоспитания и исправления личности, ориентированные на их социализацию после выхода на свободу. Средства, формы, методы работы были ориентированы на включение несовершеннолетних преступников в общественные отношения, овладение профессией, удовлетворение досуговых интересов, развитие семейных отношений, стремление избежать педагогически необоснованных запретов и ограничений. Опыт работы исправительных учреждений прошлого может быть полезен и в наше время и требует всестороннего изучения.

Литература

1. Антонович А. Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Части 1 и 2 (оттиск из «Университетских известий» 1889 г.). -Киев, 1890.

2. Устав Нижнегородской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников. - Н. Новгород, 1914.

3. Московский городской Рукавишниковский приют. М., 1889. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних : учебное пособие для вузов / под ред. А. Ф. Мустаевой. - М.: Академический проект, 2003.

2. Беляева Л. И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России (середина XIX - начало XX вв.). - М.: Академия МВД России, 1995.

3. Труды VII съезда представителей русских исправительных заведений для малолетних преступников. - М., 1909.

4. Тульское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов. Отчёт за 1894 г. // Тюремный вестник. - 1895. - № 8.

5. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних : учебное пособие для вузов / под ред. А. Ф. Мустаевой. - М.: Академический проект, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.