Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы'

Формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
места лишения свободы / воспитательная работа / несовершеннолетние осужденные / здоровый образ жизни / ценностное отношение к здоровью / формирование здорового образа жизни / places of imprisonment / educational work / juvenile convicts / healthy lifestyle / value attitude to health / the formation of a healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ф И. Кевля

Болезненные социальные явления, характерные для современной России, неблагоприятно сказываются на физическом и психическом здоровье лиц, находящихся в местах лишения свободы, имеющих проблемное здоровье и нуждающихся в психиатрической и наркологической помощи, лечении туберкулеза, ВИЧ-инфекции (СПИДа), гепатита и других заболеваний. Формирование здорового образа жизни рассматривается в контексте исправления осужденных как мощное педагогическое средство оптимизации всей их жизни и деятельности. Организация воспитательной работы в данном направлении способствует укреплению здоровья в тяжелых условиях отбывания наказания, профилактике эпидемических заболеваний, а также является благотворным фактором успешной и быстрой адаптации к новым обстоятельствам и последующей ресоциализации личности на свободе. Под здоровым образом жизни осужденных в местах лишения свободы понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма человека, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Особенно важно реализовывать данное направление воспитательной работы в отношении лиц несовершеннолетнего возраста, отбывающих лишение свободы в воспитательной колонии. Содержание воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными по формированию здорового образа жизни включает просвещение в вопросах здоровья, совершенствование организма человека, формирование механизма самовоспитания и др. Основным результатом воспитания ценностного отношения к своему здоровью является активность несовершеннолетнего осужденного, его повседневное поведение, направленное на улучшение и сохранение здоровья, повышение защитных сил организма, гигиенической грамотности, выполнение медицинских рекомендаций и т. д. Пропаганда здорового образа жизни в воспитательной колонии осуществляется в различных формах, таких как воспитательные мероприятия на тему здорового образа жизни; обучение практическим приемам самои взаимопомощи; целесообразное использование свободного времени и организация досуга в борьбе с отрицательными привычками; приобщение к работе в данном направлении других сотрудников и иных лиц. Организация воспитательной работы по формированию у несовершеннолетних осужденных здорового образа жизни способствует развитию у них ценностного отношения к здоровью, выработке позитивного взгляда на проблемы здоровья, приобретению знаний в этой области, оказывает позитивное влияние на выбор собственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of a healthy lifestyle among juvenile prisoners in imprisonment

The painful social phenomena, characteristic of modern Russia, adversely affect the physical and mental health of persons in prisons with poor health and in need of psychiatric and drug treatment, treatment of tuberculosis, HIV infection (AIDS), hepatitis and other diseases. The formation of a healthy lifestyle is considered in the context of correction of convicts as a powerful pedagogical means of optimizing their entire life and activity. The organization of educational work in this direction helps to improve health in difficult conditions of serving sentences, the prevention of epidemic diseases, and is also a beneficial factor for successful and quick adaptation to new circumstances and the subsequent resocialization of the person at large. A healthy lifestyle of prisoners in prison means typical forms and methods of daily life, which strengthen and improve the reserve capabilities of the human body, thereby ensuring the successful fulfillment of social and professional functions. It is especially important to implement this area of educational work in relation to persons of minor age serving their sentences in an educational colony. The content of educational work with juvenile prisoners on the formation of a healthy lifestyle includes health education, improving the human body, the formation of a mechanism of self-education, etc. The main result of educating a value-based attitude to his health is the activity of a minor convict, his daily behavior aimed at improving and maintaining health, increasing the body’s defenses, hygienic literacy, the implementation of medical recommendations and others. The promotion of a healthy lifestyle in an educational colony is carried out in various forms, such as educational activities on a healthy lifestyle; training in practical methods of self-help and mutual assistance; the appropriate use of free time and leisure activities in the fight against negative habits; introducing other employees and other persons to work in this direction. The organization of educational work on the formation of a healthy lifestyle among juvenile offenders contributes to the development of a value-based attitude towards health, the development of a positive outlook on health problems, the acquisition of knowledge in this area and has a positive effect on the choice of one’s own behavior.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.24411/2686-9764-2020-00020 УДК 374:371.7

Формирование здорового образа жизни у несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы

ф. и. кевля - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор

Реферат

Болезненные социальные явления, характерные для современной России, неблагоприятно сказываются на физическом и психическом здоровье лиц, находящихся в местах лишения свободы, имеющих проблемное здоровье и нуждающихся в психиатрической и наркологической помощи, лечении туберкулеза, ВИЧ-инфекции (СПИДа), гепатита и других заболеваний.

Формирование здорового образа жизни рассматривается в контексте исправления осужденных как мощное педагогическое средство оптимизации всей их жизни и деятельности. Организация воспитательной работы в данном направлении способствует укреплению здоровья в тяжелых условиях отбывания наказания, профилактике эпидемических заболеваний, а также является благотворным фактором успешной и быстрой адаптации к новым обстоятельствам и последующей ресоциа-лизации личности на свободе.

Под здоровым образом жизни осужденных в местах лишения свободы понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма человека, обеспечивая тем самым успешное выполнение социальных и профессиональных функций. Особенно важно реализовывать данное направление воспитательной работы в отношении лиц несовершеннолетнего возраста, отбывающих лишение свободы в воспитательной колонии.

Содержание воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными по формированию здорового образа жизни включает просвещение в вопросах здоровья, совершенствование организма человека, формирование механизма самовоспитания и др. Основным результатом воспитания ценностного отношения к своему здоровью является активность несовершеннолетнего осужденного, его повседневное поведение, направленное на улучшение и сохранение здоровья, повышение защитных сил организма, гигиенической грамотности, выполнение медицинских рекомендаций и т. д.

Пропаганда здорового образа жизни в воспитательной колонии осуществляется в различных формах, таких как воспитательные мероприятия на тему здорового образа жизни; обучение практическим приемам само- и взаимопомощи; целесообразное использование свободного времени и организация досуга в борьбе с отрицательными привычками; приобщение к работе в данном направлении других сотрудников и иных лиц.

Организация воспитательной работы по формированию у несовершеннолетних осужденных здорового образа жизни способствует развитию у них ценностного отношения к здоровью, выработке позитивного взгляда на проблемы здоровья, приобретению знаний в этой области, оказывает позитивное влияние на выбор собственного поведения.

Ключевые слова: места лишения свободы; воспитательная работа; несовершеннолетние осужденные; здоровый образ жизни; ценностное отношение к здоровью; формирование здорового образа жизни.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

The formation of a healthy lifestyle among juvenile prisoners

in imprisonment

f. i. kevlya - Senior Researcher of the Research Institute of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogy, Professor

Abstract

The painful social phenomena, characteristic of modern Russia, adversely affect the physical and mental health of persons in prisons with poor health and in need of psychiatric and drug treatment, treatment of tuberculosis, HIV infection (AIDS), hepatitis and other diseases.

The formation of a healthy lifestyle is considered in the context of correction of convicts as a powerful pedagogical means of optimizing their entire life and activity. The organization of educational work in this direction helps to improve health in difficult conditions of serving sentences, the prevention of epidemic diseases, and is also a beneficial factor for successful and quick adaptation to new circumstances and the subsequent resocialization of the person at large.

A healthy lifestyle of prisoners in prison means typical forms and methods of daily life, which strengthen and improve the reserve capabilities of the human body, thereby ensuring the successful fulfillment of social and professional functions. It is especially important to implement this area of educational work in relation to persons of minor age serving their sentences in an educational colony.

The content of educational work with juvenile prisoners on the formation of a healthy lifestyle includes health education, improving the human body, the formation of a mechanism of self-education, etc. The main result of educating a value-based attitude to his health is the activity of a minor convict, his daily behavior aimed at improving and maintaining health, increasing the body's defenses, hygienic literacy, the implementation of medical recommendations and others.

The promotion of a healthy lifestyle in an educational colony is carried out in various forms, such as educational activities on a healthy lifestyle; training in practical methods of self-help and mutual assistance; the appropriate use of free time and leisure activities in the fight against negative habits; introducing other employees and other persons to work in this direction.

The organization of educational work on the formation of a healthy lifestyle among juvenile offenders contributes to the development of a value-based attitude towards health, the development of a positive outlook on health problems, the acquisition of knowledge in this area and has a positive effect on the choice of one's own behavior.

Key words: places of imprisonment; educational work; juvenile convicts; healthy lifestyle; value attitude to health; the formation of a healthy lifestyle.

13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education

Болезненные социальные явления, характерные для современной России, неблагоприятно сказываются на физическом и психическом здоровье общества. Ухудшение здоровья людей теперь является не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Особенно остро она стоит в местах лишения свободы, так как большинство осужденных имеют вредные привычки и проблемное здоровье.

Одной из основных, требующих своего решения задач медико-санитарного обеспечения лиц, находящихся в учреждениях ФСИН России, является снижение показателей как смертности, так и заболеваемости и инвалидности осужденных. Отмечается сокращение масштабов профилактики заболеваний на фоне увеличения количества

проявлений туберкулеза, ВИЧ-инфекции (СПИДа), гепатита и других заболеваний, в том числе передающихся половым путем. С каждым годом все больше становится осужденных, нуждающихся в наркологической и психиатрической помощи.

Так, согласно статистическим данным, в исправительных учреждениях Вологодской области, за 2018 г. общая заболеваемость спецконтингента снизилась на 10,7 % и составила 5504 случая, но показатель смертности в сравнении с 2017 г. увеличился на 42,3 % и составил 30 случаев (внебольнич-ная летальность от заболеваний увеличилась в 1,7 раза, смертность от заболеваний - на 76 %; в структуре причин смертности преобладают болезни системы кровообращения) [4].

Демократизация и гуманизация нашего общества заставляют по-новому взглянуть на процесс воспитания в условиях исполнения уголовного наказания. Формирование здорового образа жизни, физическая культура и санитарно-гигиеническое просвещение рассматриваются в контексте исправления осужденных как мощное педагогическое средство оптимизации всей их жизни и деятельности.

Правовая основа реализации этого направления деятельности получила закрепление в документах различного уровня: Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ст. 99, 101), Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (2000 г.), Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (2010 г.), приказе ФСИН России № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» (2010 г.) и других нормативных правовых актах. Согласно им обеспечение гуманизации условий отбывания наказаний в местах лишения свободы предполагает осуществление воспитательной работы в целом, при этом особо выделяется санитарно-гигиеническое направление. Более того, для снижения уровня заболеваемости лиц, находящихся в изоляции, планируется развитие сети бактериологических и санитарно-гигиенических лабораторий, а также формирование системы различных мер для повышения мотивации осужденных к здоровому образу жизни [2; 9].

В связи с данными обстоятельствами одной из первоочередных задач сотрудников пенитенциарной системы является формирование у осужденных стремления вести здоровый образ жизни. Организация воспитательной работы в данном направлении способствует укреплению здоровья в тяжелых условиях отбывания наказания, профилактике эпидемических заболеваний, а также является благотворным фактором более эффективной адаптации осужденных к новым для них обстоятельствам и последующей жизни на свободе.

Вопросами воспитания ценностного отношения к здоровью осужденных занимались Х. М. Галимзямов, Э. В. Зауторова, Ю. В. Ишков, Л. В. Комарова, И. С. Нистратова, Н. А. Тючаева и др. Под здоровым образом жизни осужденных в местах лишения свободы понимаются способы, формы и приемы повседневной жизнедеятельности,

укрепляющие и совершенствующие резервные возможности человеческого организма и обеспечивающие при этом успешное выполнение профессиональных функций и социальных обязанностей. Процесс формирования здорового образа жизни направлен на изменение стиля и уклада жизни воспитуе-мого, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками [3; 5].

Особенно важно реализовывать данное направление воспитательной работы с лицами несовершеннолетнего возраста, отбывающими лишение свободы в воспитательной колонии. Подавляющее большинство осужденных подростков безответственно относятся к своему организму, что проявляется у них в самовредительстве здоровью, обусловленном в том числе низким уровнем развития гигиенической культуры, тягой, привычкой к употреблению алкоголя и табака, наркотической зависимостью и страстью к бесконтрольному чрезмерному приему психотропных лекарств, средств бытовой химии и прочих ядов (токсикомания). Официальная статистика и результаты различных научных исследований показывают, что за последнее время для осужденных данного возраста становятся типичными широкая распространенность привычек, вредных для здоровья, и более ранняя подверженность им [8; 10].

Состояние здоровья любого человека оказывает влияние на успешность учебной и профессиональной деятельности, благополучие всей его жизни. Доказано, что здоровье на 50 % зависит только от самого человека, от того образа жизни, который он ведет, поэтому исправительные учреждения должны быть ориентированы на воспитание у несовершеннолетних осужденных здоровых привычек и потребности заботиться о своем здоровье, развитие и формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления не только своего здоровья, но и здоровья окружающих людей.

Содержание воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными по формированию здорового образа жизни в условиях воспитательной колонии включает:

- просвещение в вопросах здоровья, физической культуры, влияния повреждающих психосоциальных факторов на человека, повышение уровня устойчивости к стрессу, соблюдение мер как личной, так и общественной гигиены, профилактику употребления алкоголя и наркотических веществ;

- совершенствование организма человека, увеличение физической активности, предполагающие развитие двигательной, костно-мышечной и нервной систем, улучшение пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья;

- формирование механизма самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины и других важных качеств, направленных на сохранение и улучшение здоровья, и др.

Формирование здорового образа жизни лиц несовершеннолетнего возраста осуществляется с опорой на следующие принципы: приобщение всех осужденных подростков к просветительно-воспитательным мероприятиям, непрерывность и систематичность этой работы; полная согласованная деятельность сотрудников всех подразделений исправительного учреждения; воспитание необходимых навыков, регулярное разъяснение санитарно-гигиенических требований. Основным результатом воспитания ценностного отношения к своему здоровью является активность несовершеннолетнего осужденного, его повседневное поведение с ориентаций на сохранение и улучшение здоровья, повышение гигиенической грамотности, укрепление защитных сил организма, выполнение медицинских рекомендаций и т. д.

Пропаганда здорового образа жизни в воспитательной колонии может осуществляться в различных формах, а именно:

- воспитательные мероприятия с целью просвещения на тему здорового образа жизни с сообщением участникам процесса минимума медицинских знаний, необходимых любому человеку, включая игровые формы их проведения (беседы, выступления, лекции, доклады, дискуссии, семинары, тренинги, викторины, виртуальные экскурсии и т. д., например: игра-викторина «Эликсир молодости», дискуссия «Береги платье снову, а здоровье смолоду!», тренинг «Улыбка дарит нам продление века», лекция «Наркоманы - люди без будущего» и др.);

- обучение практическим приемам само-и взаимопомощи (ранение, перелом, ожог, отравление и др.), формирование различных умений и навыков по профилактике осложнений и правильному, рациональному лечению того или иного заболевания, повышению качества жизни с использованием наглядных средств (плакаты, санбюллетени, листовки, иллюстрации, муляжи, слайды, рисунки, значки, фотографии и т. д.);

- занятия физкультурой, способствующие лучшему приспособлению организма к физическим и психологическим нагрузкам, преодолению утомляемости в учебной и трудовой деятельности, помогающие осужденным преодолевать чувства напряженности, страха, неуверенности, подавленности (физкультурно-спортивные мероприятия, работа кружков и секций, зарядка и т. д.);

- целесообразное использование свободного времени в борьбе с отрицательными привычками, азартными играми и другими пороками, например: изучение научно-популярных книг и чтение художественной литературы по санитарии и гигиене (листовки, памятки, статьи, брошюры, доски вопросов и ответов, различные книги для чтения, энциклопедии, хрестоматии, сборники, в которых имеется материал по укреплению и охране здоровья, выдержки из популярных и специальных книг и журналов «Здоровье», «Целебник», «Здоровая газета», «Лечебник» и т. д.); работа санитарных кружков («Школа здоровья»), что будет способствовать развитию активного отношения к здоровью, мотивации к оздоровлению, соблюдению режима, формированию позитивных взаимоотношений, реабилитации и профилактике и т. д. [3; 7];

- приобщение к воспитательной работе в данном направлении сотрудников воспитательной колонии (психолог, сотрудники медицинской части), а также родственников и представителей различных государственных и общественных организаций, которые осуществляют деятельность по пропаганде здорового образа жизни, отводя большую роль профилактике распространенных социально значимых заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, туберкулез, наркомания, алкоголизм, табакокурение и др. Данные мероприятия следует проводить в рамках месячника «Мы выбираем здоровье», когда, например, может работать анонимная почта, для отправления несовершеннолетними писем психологу или врачу, ответы которых можно публиковать в местной газете или на доске вопросов и ответов (в форме заочных консультаций) и т. д. [6].

Здоровый образ жизни способствует развитию у несовершеннолетних осужденных нравственных качеств, формированию правильного понимания мужества и красоты, на фоне которого особенно полно и ярко разоблачаются идеалы уголовной романтики. Важным моментом в выработке у воспитуемого мотивации к сознательному отношению к своему здоровью и здоровью

окружающих людей будет создание успешной ситуации в решении проблем собственного нравственного и физического изменения. Ситуация успеха является результатом общей творческой деятельности педагога и воспитанника, который можно сопоставить с ожиданиями несовершеннолетнего осужденного.

Следует отметить, что деятельность сотрудника-воспитателя в исправительных учреждениях для несовершеннолетних осужденных по реализации формирования здорового образа жизни слабо обеспечена в методическом плане. Вместе с тем в данной сфере имеется положительный опыт.

Так, администрацией воспитательной колонии в Кабардино-Балкарской Республике проводится работа по приобщению юных правонарушителей к здоровому образу жизни, физкультурно-спортивным занятиям. В данном учреждении функционирует спортивный зал, хорошо оборудованы волейбольная и футбольная площадки. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики совместно с городским комитетом по физической куль-

туре и спорту местной администрации в рамках республиканского проекта «Наставничество» организуют и проводят среди воспитанников различные спортивные состязания по гиревому спорту, армрестлингу и др. Воспитательные мероприятия направлены на пропаганду заботы о здоровье, здорового образа жизни и в настоящее время стали традиционными [1].

Таким образом, организация воспитательной работы по формированию у несовершеннолетних осужденных здорового образа жизни способствует развитию у них активной позиции по отношению к собственному здоровью, понимания того, что здоровье - величайшая ценность, дарованная человеку природой. Участие подростков в соответствующих мероприятиях дает им возможность приобрести знания в обозначенной области, оказывает позитивное влияние на выбор собственного поведения, настраивает их на неравнодушное отношение к проблемам, касающимся здоровья, расширяет кругозор, способствует пересмотру своих поступков, разрешению собственных проблем.

щ список литературы

1. В ФКУ «Советская воспитательная колония» прошли соревнования. - URL: http://www.07.fsin.su/news/detail. php?ELEMENT_ID=74670/ (дата обращения: 01.11.2019).

2. воронин, р. М. Организационно-правовые аспекты охраны здоровья осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы / Р. М. Воронин // Уголовно-исполнительное право. - 2012. - № 2. -С. 113-115.

3. Зауторова, Э. в. Направления воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы : учебное пособие / Э. В. Зауторова. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2019. - 198 с. - ISBN 978-5-94991-479-3.

4. Итоги оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности УФСИН России по Вологодской области за 2018 год. - Вологда : УФСИН России по Вологодской области, 2019. -39 с.

5. Маркеева, М. в. Проблема формирования социально позитивных жизненных установок в среде несовершеннолетних осужденных / М. В. Маркеева, И. Г. Кораблева, К. А. Кораблева / Молодой ученый. - 2015. - № 23. -С. 882-885. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23284/ (дата обращения: 02.12.2019).

6. нистратова, И. с. Несовершеннолетние осужденные с социально значимыми заболеваниями: проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы и их социальной реабилитации / И. С. Нистратова // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3 (121). - С. 53-56.

7. очиров, И. М. Современные формы и виды формирования здорового образа жизни студентов Республики Бурятия / И. М. Очиров, Л. С. Ёлгина, А. И. Очирова // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. - № 1 (38). - С. 49-60.

8. Проблемы и пути формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации : монография / под редакцией Т. В. Яковлевой, В. Ю. Альбицкого. Москва : М-Студио, 2011. - 213 с. - ISBN 978-5-903198-25-2.

9. Тюгаева, н. А. Санитарно-гигиеническое воспитание осужденных в исправительных учреждениях / Н. А. Тюгае-ва // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 4. - С. 143-146.

10. Шилова, л. с. Подростки и молодежь в России - перспективная группа распространения социальных заболеваний / Л. С. Шилова // Здоровье и здравоохранение в условиях рыночной экономики / ответственные редакторы Л. С. Шилова, Л. В. Ясная. - Москва : Институт социологии РАН, 2000. - C. 111-144. - ISBN 5-89697-052-8.

■ references

1. VFKU «Sovetskaya vospitatel'naya koloniya» proshli sorevnovaniya [Competitions were held in the Soviet educational colony]. Available at: http://www.07.fsin.su/news/detail.php?ELEMENTJD=74670/ (accessed 01.11.2019). (In Russ.).

2. Voronin R. M. Organizacionno-pravovye aspekty ohrany zdorov'ya osuzhdennyh, soderzhashchihsya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Organizational and legal aspects of protecting the health of convicts held in penal institutions]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal Law, 2012, no. 2, pp. 113-115. (In Russ.).

3. Zautorova E. V. Napravleniya vospitatel'nojrabotys osuzhdennymi vmestah lisheniya svobody [Directions of educational work with convicts in prisons]. Vologda, 2019. 198 p. (In Russ.).

4. Itogi operativno-sluzhebnoj, proizvodstvenno-hozyajstvennoj i finansovo-ekonomicheskoj deyatel'nosti UFSIN Rossii po Vologodskoj oblastiza 2018 god [The results of operational, official, production, economic and financial and economic activities of the Federal Penal Service of Russia in the Vologda Region for 2018]. Vologda, 2019. 39 p. (In Russ.).

5. Markeeva M. V., Korableva I. G., Korableva K. A. Problema formirovaniya social'no pozitivnyh zhiznennyh ustanovok v srede nesovershennoletnih osuzhdennyh [The problem of the formation of socially positive attitudes among juvenile prisoners]. Molodoj uchenyj - Young scientist, 2015, no. 23, pp. 882-885. Available at: https://moluch.ru/archive/103/23284/ (accessed 02.12.2019). (In Russ.).

6. Nistratova I. S. Nesovershennoletnie osuzhdennye s social'no znachimymi zabolevaniyami: problemy ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody i ih social'noj reabilitacii [Convicted juveniles with socially significant diseases: problems of the execution of sentences of imprisonment and their social rehabilitation]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development, 2013, no. 3 (121), pp. 53-56. (In Russ.).

7. Ochirov I. M., YOlgina L. S., Ochirova A. I. Sovremennye formy i vidy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov Respubliki Buryatiya [Modern forms and types of forming a healthy lifestyle for students of the Republic of Buryatia]. Pedagogicheskij IMIDZH - Pedagogical IMAGE, 2018, no. 1 (38), pp. 49-60. (In Russ.).

8. YAkovleva T. V., Al'bickij V. YU. (red.) Problemy i puti formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya Rossijskoj Federacii [Problems and ways of forming a healthy lifestyle of the population of the Russian Federation]. Moscow, 2011. 213 p. (In Russ.).

9. Tyugaeva N. A. Sanitarno-gigienicheskoe vospitanie osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Sanitary and hygienic education of convicts in correctional institutions]. CHelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2015, no. 4, pp. 143-146. (In Russ.).

10. SHilova L. S. Podrostki i molodezh' v Rossii - perspektivnaya gruppa rasprostraneniya social'nyh zabolevanij [Teenagers and youth in Russia - a promising group for the spread of social diseases]. Zdorov'eizdravoohranenie vusloviyahrynochnoj ekonomiki [Health and healthcare in a market economy]. Moscow, 2000, pp. 111-144. (In Russ.).

DOI 10.24411/2686-9764-2020-00021 УДК 373

Характеристика нравственно-эстетической воспитанности

осужденных женщин

э. в. зауторова - профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Реферат

Изменение экономических и социально-политических отношений в российском обществе обострило и без того сложную проблему нравственного воспитания лиц, лишенных свободы. Пристального внимания в связи с этим заслуживает категория осужденных женского пола с присущими ей психологическими особенностями.

Одним из важных источников развития в эмоциональном и эстетическом плане, психолого-педагогической коррекции ценностных ориентаций личности является нравственно-эстетическое воспитание. Его основной целью выступает формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым морально-нравственным нормам, способности видеть и самим создавать красоту в разнообразных жизненных явлениях и ситуациях.

Под нравственно-эстетическим воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс, который у осужденных женщин способствует развитию рефлексии, устойчивой потребности к самосознанию, предрасположенности к творческой деятельности в различных жизненных сферах и появлению стремления к законопослушному поведению.

Изучение уровня нравственно-эстетической воспитанности как интегративного свойства личности осужденных позволило условно объединить женщин в следующие группы: 1) осужденные с низким уровнем нравственно-эстетической воспитанности, отличающиеся стойким негативным отношением к правилам жизни и нормам общества, отклоняющимся поведением и наличием антисоциальных привычек, безынициативностью, направленностью на себя, отсутствием эстетической потребности и рефлексивных умений; 2) осужденные со средним уровнем нравственно-эстетической воспитанности, представляющие собой лиц, у которых отсутствуют определенные установки на законопослушное поведение, отмечаются слабая психологическая готовность к воспитательному воздействию, редкие проявления активности в исправительном учреждении, неустойчивая направленность волевых умений и неразвитость рефлексии, эстетическая потребность слабо выражена; 3) осужденные с достаточным уровнем нравственно-эстетической воспитанности, характеризующиеся наличием положительной установки, предрасположенностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.