Научная статья на тему 'Экологическое воспитание осужденных в условиях исправительного учреждения'

Экологическое воспитание осужденных в условиях исправительного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э. В.

Современные условия, в которых живет человек, характеризуются необдуманным потреблением природных ресурсов, ухудшающим состояние окружающей среды и здоровья человека, обусловленным сложившимся образом жизни, потребностями и поведением. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь только воспитанием. Экологическое воспитание тесно связано с социальным воспитанием, образованием, просвещением, обучением, самообразованием и направлено на развитие экологической ответственности и таких качеств личности, как самоконтроль, способность предугадать ближайшие и отдаленные результаты своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Формирование экологических ценностей у осужденных в местах лишения свободы становится одним из направлений воспитательной работы, призванным выработать ответственность за окружающий мир, привить интерес к познанию природы и ее взаимодействия с обществом, осознать необходимость ее охраны. Основными компонентами экологической культуры личности являются: знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде; интерес к природе и проблеме ее охраны; позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т. д.). Формирование экологических ценностей у осужденных возможно в процессе целенаправленно организованной, ресоциализирующей, воспитательной и образовательной деятельности на занятиях по предметам естественного цикла в общеобразовательной школе, участия в тематических вечерах, интерактивных экологических мероприятиях, просмотра и обсуждения документальных фильмов о проблемах экологии, посещения виртуальных экологических экскурсий, чтения книг и журналов о природе, при подготовке к праздникам и участию в них, а также в процессе выращивания цветов, кустарников, работы на огороде. В настоящее время накоплен положительный опыт экологического воспитания осужденных в местах лишения свободы. В статье описан опыт повышения уровня экологического развития у осужденных исправительных колоний Вологодской, Омской, Свердловской областей. Включение осужденных в различные виды экологической деятельности будет способствовать расширению их кругозора, повышению общекультурного уровня, развитию познавательных и творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological education of convicts in prison

Modern conditions in which a person lives are characterized by thoughtless consumption of natural resources, worsening the state of the environment and human health, due to the established lifestyle, needs and behavior. In order not to make environmental mistakes, not to create situations that are dangerous for health and life, a modern person should have basic ecological knowledge and a new ecological type of thinking and have a high level of ecological culture. This can be achieved only by education. environmental education is closely related to social education, education, enlightenment, training, self-education and is aimed at developing environmental responsibility and personal qualities such as self-control, the ability to predict the immediate and distant results of their actions in the natural environment, a critical attitude towards themselves and others. Formation of environmental values of convicts in places of detention becomes one of the areas of educational work, aimed to develop responsibility for the world, instill an interest in the knowledge of nature and its interaction with society, to realize the need to protect it. the main components of the personality’s ecological culture are: human knowledge about nature, its correlations, correlations of society and nature, ways of preserving and helping the natural environment; interest in nature and the problem of its protection; positive diverse activities aimed at the preservation and multiplication of nature, decent behavior in the human environment; motifs that determine actions of children in nature (cognitive, sanitary and hygienic, aesthetic, etc.). Formation of environmental values in convicts is possible in the process of purposefully organized, resocializing, educational activities in the classroom on natural cycle subjects in secondary school, participation in thematic evenings, interactive environmental events, watching and discussing documentaries on environmental issues, visiting virtual environmental excursions, reading books and magazines about nature, preparing for holidays and participating in them as well as growing flowers , shrubs, work in the garden. At present a positive experience has been gained in the environmental education of convicted prisoners. The article describes the experience of increasing the level of environmental development in convicted correctional colonies of the Vologda, Omsk, and Sverdlovsk regions. Inclusion of convicts in various types of environmental activities will contribute to expanding their horizons, raising the general cultural level, developing cognitive and creative abilities.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание осужденных в условиях исправительного учреждения»

Scientific and Practical Conference (Voronezh, April 18-19, 2019) / ed. by E. P. Komarova. Voronezh, 2019. Pp. 75-77. (In Russ.).

5. Kuz'minov YA. I. Studenty rezhe hodyat na lekcii [Students attend lectures less often]. Available at: http://www.https:// zen.yandex.ru/media/fond21veka/rektor-vshe-studenty-reje-hodiat-na-lekcii (accessed 12.05.2019). (In Russ.).

6. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda : ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 07.05.2018 № 204 [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 : Decree of the President of the Russian Federation from 07.05.2018 No. 204]. Access from the reference legal system «Garant». (In Russ.).

7. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [On education in the Russian Federation : Federal Law from 29.12.2012 No. 273-FL]. Access from the reference legal system «Garant». (In Russ.).

УДК 343.825 DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-2-289-294

Экологическое воспитание осужденных в условиях исправительного учреждения

э. в. зауторова - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Реферат

Современные условия, в которых живет человек, характеризуются необдуманным потреблением природных ресурсов, ухудшающим состояние окружающей среды и здоровья человека, обусловленным сложившимся образом жизни, потребностями и поведением. Чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь только воспитанием. Экологическое воспитание тесно связано с социальным воспитанием, образованием, просвещением, обучением, самообразованием и направлено на развитие экологической ответственности и таких качеств личности, как самоконтроль, способность предугадать ближайшие и отдаленные результаты своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Формирование экологических ценностей у осужденных в местах лишения свободы становится одним из направлений воспитательной работы, призванным выработать ответственность за окружающий мир, привить интерес к познанию природы и ее взаимодействия с обществом, осознать необходимость ее охраны. Основными компонентами экологической культуры личности являются: знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде; интерес к природе и проблеме ее охраны; позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т. д.). Формирование экологических ценностей у осужденных возможно в процессе целенаправленно организованной, ресоциализирующей, воспитательной и образовательной деятельности на занятиях по предметам естественного цикла в общеобразовательной школе, участия в тематических вечерах, интерактивных экологических мероприятиях, просмотра и обсуждения документальных фильмов о проблемах экологии, посещения виртуальных экологических экскурсий, чтения книг и журналов о природе, при подготовке к праздникам и участию в них, а также в процессе выращивания цветов, кустарников, работы на огороде.

В настоящее время накоплен положительный опыт экологического воспитания осужденных в местах лишения свободы. В статье описан опыт повышения уровня экологического развития у осужденных исправительных колоний Вологодской, Омской, Свердловской областей. Включение осужденных в различные виды экологической деятельности будет способствовать расширению их кругозора, повышению общекультурного уровня, развитию познавательных и творческих способностей.

Ключевые слова: места лишения свободы; исправительный процесс; осужденные; воспитательная работа; экологическое воспитание; формы экологического воспитания осужденных.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Ecological education of convicts in prison

e. v. zautorova - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Professor, Corresponding Member of the International Academy of Pedagogical Education Sciences

Abstract

Modern conditions in which a person lives are characterized by thoughtless consumption of natural resources, worsening the state of the environment and human health, due to the established lifestyle, needs and behavior. In order not to make environmental mistakes, not to create situations that are dangerous for health and life, a modern person should have basic ecological knowledge and a new ecological type of thinking and have a high level of ecological culture. This can be achieved only by education. Environmental education is closely related to social education, education, enlightenment, training, self-education and is aimed at developing environmental responsibility and personal qualities such as self-control, the ability to predict the immediate and distant results of their actions in the natural environment, a critical attitude towards themselves and others.

Formation of environmental values of convicts in places of detention becomes one of the areas of educational work, aimed to develop responsibility for the world, instill an interest in the knowledge of nature and its interaction with society, to realize the need to protect it. The main components of the personality's ecological culture are: human knowledge about nature, its correlations, correlations of society and nature, ways of preserving and helping the natural environment; interest in nature and the problem of its protection; positive diverse activities aimed at the preservation and multiplication of nature, decent behavior in the human environment; motifs that determine actions of children in nature (cognitive, sanitary and hygienic, aesthetic, etc.). Formation of environmental values in convicts is possible in the process of purposefully organized, resocializing, educational activities in the classroom on natural cycle subjects in secondary school, participation in thematic evenings, interactive environmental events, watching and discussing documentaries on environmental issues, visiting virtual environmental excursions, reading books and magazines about nature, preparing for holidays and participating in them as well as growing flowers , shrubs, work in the garden.

At present a positive experience has been gained in the environmental education of convicted prisoners. The article describes the experience of increasing the level of environmental development in convicted correctional colonies of the Vologda, Omsk, and Sverdlovsk regions. Inclusion of convicts in various types of environmental activities will contribute to expanding their horizons, raising the general cultural level, developing cognitive and creative abilities.

Key words: places of detention; correctional process; convicts; educational work; environmental education; forms of environmental education of convicts.

13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education

Современные условия, в которых живет человек, характеризуются необдуманным потреблением природных ресурсов, ухудшением состояния окружающей среды и здоровья человека, обусловленным сложившимся образом жизни, потребностями и поведением. В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 г. был объявлен годом экологии.

Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, не допускать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными

экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления, иметь высокий уровень экологической культуры. Этого можно достичь только воспитанием, формируя личность на базе нового мышления. Экологическое воспитание тесно связано с социальным воспитанием, образованием, просвещением, обучением и самообразованием и направлено на развитие экологической ответственности и таких качеств личности, как самоконтроль, способность предугадать ближайшие и отдаленные результаты своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Нравственные требования, связанные с отношением к природе, являются основополагающими и для лиц, лишенных судом свободы [1].

Формирование экологических ценностей у осужденных в местах лишения свободы становится одним из направлений воспитательной работы, что отражено в ряде нормативных правовых документов: Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., УИК РФ, Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025) [3] и др.

Экологическое воспитание личности призвано привить природную ответственность за окружающий мир, сформировать познания о природе и ее взаимодействии с обществом, осознать необходимость ее исследования и охраны. Данное направление воспитательной работы основывается на важности бережного отношения к природе: осужденным разъясняются направления деятельности государства и общественных формирований по организации охраны окружающей среды, нормы поведения, призванные сохранить экологически приемлемые условия человеческой жизни, прививаются навыки соблюдения этих норм.

В основе экологического воспитания лежит процесс формирования экологических ценностей, которые ориентированы на сферу жизнедеятельности человека, связанную с его взаимоотношениями с природой и решением общечеловеческих экологических проблем, обусловливающих характер практического применения личностью экологических знаний, умений и навыков, индивидуального опыта взаимодействия с природными объектами, характер отношения к природному миру и поведения в нем [2]. Осознание экологических ценностей лежит в основе процесса повышения уровня экологической культуры личности, влияющей на экологически целесообразное ее поведение, направленное на решение экологических и общечеловеческих проблем.

Основными компонентами экологической культуры личности являются: знания человека о природе, ее взаимосвязях, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде; интерес к природе и проблеме ее охраны; позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение природы и преумножение ее богатств, достойное поведение в окружающей человека среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и т. д.) [5]. Экологическое воспитание в исправительных учреждениях - педагогический процесс,

направленный на повышение у осужденных уровня экологической культуры, трансформацию ценностных установок личности, переход от криминогенного к экологическому типу мышления, формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды и экологически целесообразным поведением, определяющим возможность построения социально ориентированной жизнедеятельности.

Суть экологического воспитания осужденных можно определить его задачами: 1) формирование экологических знаний, необходимых для взаимодействия с природой, развитие стремления познать ее законы и явления; 2) формирование умений и навыков деятельности в природе, установок и мотивов деятельности, которая будет направлена на понимание универсальной значимости природы; 3) убеждение в необходимости сбережения окружающего мира, обеспечения как своего собственного, так и общественного здоровья; 4) необходимость активного участия в деятельности по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний. При этом важно создать условия, способствующие формированию ценностного взгляда на природу и место человека в ней, развитию интереса к природе и позитивной деятельности и поведения осужденного в данном направлении.

Основными в экологическом воспитании являются принципы:

- гуманизации (развитие нравственно-экологических норм поведения, воспитание доброты, сочувствия, справедливости, отзывчивости, сострадания, гражданской ответственности за окружающий мир);

- комплексности (предполагает использование всего арсенала педагогических средств, методов и приемов, позволяющих повысить уровень экологической культуры осужденного);

- непрерывности и преемственности (необходимость постепенного наращивания экологических знаний и передачи информации);

- наглядности (использование технических средств, аудио- и видеопродукции по теме экологии) [1].

Формирование экологических ценностей у осужденных возможно в процессе осуществления следующих видов целенаправленно организованной, ресоциализи-рующей воспитательной и образовательной деятельности:

- занятия на предметах естественного цикла. В общеобразовательной школе формируется экологическая культура обучаю-

щихся, приобретается опыт экологически целесообразного поведения и деятельности в окружающей среде, решаются задачи формирования знаний о целостной жизни на планете Земля и пределах ее устойчивости, о стремлении людей к созданию для своей жизни новой урбанизированной окружающей среды, об экопроблемах, причинах их возникновения и путях решения на разных уровнях, включая личное участие;

- лекции и беседы на экологические темы о научных основах охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности участников процесса. Темами для обсуждения могут стать: «Экология и здоровье человека», «Экологическая функция Российского государства», «Природа - источник жизни, материального и духовного благополучия», «Причины кризисного состояния окружающей среды в стране», «Экология жилья и быта» и др. Эпиграфами к воспитательным мероприятиям могут стать цитаты: «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» (Л. Н. Толстой), «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок» (Х. К. Андерсен), «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни» (М. Пришвин) и т. д.;

- просмотр и обсуждение документальных фильмов о проблемах экологии. Например, «Неудобная правда» (о глобальном потеплении), «История вещей» (осуждение чрезмерного потребительста), «Дом» (о том, как красива наша планета с высоты птичьего полета и как она беззащитна перед человеческой деятельностью), «Валл-и» (о проблемах огромного количества неперерабатываемых отходов), «Мусорные мечты» (про окраины Каира и людей, чья работа и жизнь зависят только от мусора), «Обутылочные» (факты о «бутылочной индустрии» и ее последствиях), «Солнечное такси» (о школьном учителе из Швейцарии, который построил автомобиль на солнечных батареях и проехал на нем вокруг света);

- экологические игры. Например, ролевая игра на экологическую тему «Наш организм», заседание круглого стола «Высокое давление» и т. д. [4]. Осужденные могут проявить свои знания (написание рефератов, подготовка выступлений и др.) и способно-

сти (творческие работы на экологическую тему: плакаты, стихи, рисунки и т. д.). Подобная деятельность включает эмоциональную составляющую участников процесса, развивает и закрепляет интерес к экологии, способствует формированию экологической ответственности;

- виртуальные экологические экскурсии. Они направлены на изменение в сознании осужденных представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Зрители «побывают» в горных ущельях, на конных прогулках, посетят дикие пещеры, дольмены, гранитные каньоны и т. д. Все это ведет к пониманию эстетической ценности естественных явлений, постижению красоты окружающей среды, что закономерно должно порождать стремление охранять природу, быть готовым к соответствующим практическим действиям. К тому же в условиях изоляции просмотр и участие в подобных мероприятиях будет способствовать гармонизации эмоционального состояния осужденных;

- чтение книг и журналов о природе. Полезно иметь в библиотеке исправительного учреждения книги данной направленности (А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушин-ского, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, С. Есенина и др.), а также периодические издания о нашей планете, ее природе и обитателях («Geo», «National Geographic», «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец» и др.);

- подготовка к праздникам и участие в них: 11 января - День заповедников и национальных парков; 2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий; 14 марта -Международный день рек; 20 марта - День Земли; 21 марта - Международный день леса; 15 апреля - День экологических знаний; 22 мая - Международный день биологического разнообразия; 5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды; 24 октября - Международный день без бумаги и др.;

- выращивание цветов, кустарников, работа на огороде. Непосредственное общение с природой на территории исправительного учреждения способствует проявлению личного отношения осужденных к проблемам экологии, поиску возможностей их решения, знакомству с реальными местными экологическими условиями. Разнообразный труд в природе доставляет человеку радость, способствует развитию интереса к трудовой и эстетической деятельности, со-

знательному, ответственному отношению к ней, а также формирует чувство сопричастности к своему времени, личной ответственности за происходящее вокруг;

- тематические вечера, направленные на развитие интеллектуально-познавательной деятельности и углубление знаний по экологии («Экологическая тропинка», «Цветочный калейдоскоп», «Мир природы родного края», «Природа и ее значение в жизни человека» и др.);

- интерактивные экологические мероприятия (викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли и т. д.). Они позволяют приобщиться к изучению природной среды, экологической системы своего города, страны, способствуют творческому самовыражению осужденных.

К мероприятиям по экологическому воспитанию можно отнести также организацию субботников, уборку территории, изготовление кормушек, скворечников, уход за животными (птицами) и растениями в исправительном учреждении.

В настоящее время накоплен положительный опыт экологического воспитания осужденных в местах лишения свободы. Так, в исправительных учреждениях УФСИН России по Омской области проводится работа в целях совершенствования системы экологического воспитания осужденных. Например, в помещении музея иК-7 УФСИН России по Омской области особое внимание посетителей привлекает к себе экспозиция, посвященная флоре и фауне региона. Экспонаты и фотографии, созданные руками осужденных, реалистично отображают богатство природы края.

В исправительных учреждениях УФСИН России по Вологодской области в рамках воспитательной программы «В мире гармонии» для осужденных предусмотрены занятия по экологическому воспитанию, например «Природа и творчество», направленное на обогащение осужденных знаниями о природе, искусстве, человеке, формирование позитивного отношения к окружающему миру, а также коллективу как благоприятной среде жизнедеятельности. В связи с этим были разработаны и проведены литературно-музыкальная композиция «О чем плакали и смеялись цветы», конкурс на лучший плакат «Береги природу» и др. [1].

В рамках диссертационного исследования «Формирование экологических ценностей у осужденных молодых людей в процессе дистанционного высшего образования», выполненного Н. А. Молчановым [2],

была разработана и апробирована методика формирования экологических ценностей у осужденных молодых людей на основе использования дистанционных технологий профессионального образования. Исследование проводилось на базе лесных исправительных колоний с особыми условиями хозяйственной деятельности: ИК-8 (Гарин-ский городской округ), ИК-19, ИК-24, ИК-26 (Тавдинский городской округ). Перечисленные исправительные учреждения входят в состав ГУФСИН России по Свердловской области. В исследовании участвовало 310 осужденных молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет.

Была проведена диагностика ценностной сферы осужденных для выявления места в ней экологических ценностей. Для входящей диагностики диссертантом был проведен сравнительный опрос 160 осужденных лесной исправительной колонии. Из полученных данных можно сделать вывод, что, несмотря на нахождение в изоляции от общества и отсутствие специально проводимых среди осужденных мероприятий по профессиональной ориентации, уровень природно-экологических ценностей у них достаточно высокий.

Автор делает заключение, что формирование экологических ценностей у осужденных молодежного возраста возможно в процессе целенаправленно организованной, ресоциализирующей профессионально-воспитательной деятельности в экологически ориентированной, территориально распределенной образовательной среде высшего образования при интеграции деятельности университета, исправительной колонии, осужденных, дистанционно получающих высшее образование. Последнее способствует формированию экологических ценностей у осужденных молодых людей, если оно осуществляется в экологически ориентированной, территориально распределенной образовательной среде как системной совокупности специально организуемых воздействий и условий (предметов, элементов, составляющих).

Положительный опыт экологического воспитания представлен в Канской воспитательной колонии УФСИН России по Красноярскому краю. Так, проект на летние каникулы ставил своей целью повышение экологической культуры несовершеннолетних осужденных. Деятельность воспитанников была организована на экологической площадке, которая предоставила участникам возможность освоить ландшафтное

проектирование и цветоводство [6]. Несовершеннолетние осуществляли подбор растений (выращивание рассады), сооружали клумбы, рабатки из природного камня и почвы, а также поливали, пропалывали, рыхлили землю, собирали семена и т. д.

В ходе проекта отмечено повышение социального опыта, экологической культуры воспитуемых, а также выработка у них умений и навыков экологически целесообразной деятельности.

Таким образом, экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательной работы с осужденными, актуальным направлением ресоциализации граждан, изолированных от общества в условиях исправительного учреждения. Включение осужденных в различные виды экологической деятельности будет способствовать расширению их кругозора, повышению общекультурного уровня, развитию познавательных и творческих способностей.

| список литературы

1. Зауторова Э. В. Направления воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы : учеб. пособие. Вологда, 2019. 198 с.

2. Молчанов Н. А. Формирование экологических ценностей у осужденных молодых людей в процессе дистанционного высшего образования : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2015. 171 с.

3. Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29.05.2015 № 996-р г // Рос. газ. 2015. 8 июня.

4. Попов А. М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания // Вестн. Омского ун-та. 2007. № 1. С. 141-146.

5. Экологическое воспитание школьников. URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2011/11/08/ ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 29.11.2017).

6. Яковлева Н. Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных. Опыт Каннской воспитательной колонии. URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/a2115ef54b966eec2b0a7163be9e045d/resotsializatsiya-nesovershennoletnih-osuzhdennyih.pdf (дата обращения: 30.11.2017).

щ references

1. Zautorova E. V. Napravleniya vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi v mestah lisheniya svobody : ucheb. posobie [Directions of educational work with convicts in prisons : tutorial]. Vologda, 2019. 198 p. (In Russ.).

2. Molchanov N. A. Formirovanie ekologicheskih cennostej u osuzhdennyh molodyh lyudej v processe distancionnogo vysshego obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk [Formation of environmental values in convicted young people in the process of distance higher education : the diss. ... PhD. in Pedagogy]. Yekaterinburg, 2015. 171 p. (In Russ.).

3. Ob utverzhdenii strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 29.05.2015 № 996-r g [On approval of the strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 : Decree of the Government of the Russian Federation from 29.05.2015 No. 996-r]. Ros. gaz. -Russian newspaper. 2015. June 8. (In Russ.).

4. Popov A. M. Aktual'nye problemy ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya [Actual problems of environmental education and training]. Vestn. Omskogo un-ta - Bulletin of the Omsk University. 2007. Iss. 1. Pp. 141-146. (In Russ.).

5. Ekologicheskoe vospitanie shkol'nikov [Ecological education of schoolchildren.]. Available at: https://nsportal.ru/ shkola/biologiya/library/2011/11/08/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov (accessed 29.11.2017). (In Russ.).

6. YAkovleva N. F. Resocializaciya nesovershennoletnih osuzhdennyh. Opyt Kannskoj vospitatel'noj kolonii. Available at: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/a2115ef54b966eec2b0a7163be9e045d/resotsializatsiya-nesovershennoletnih-osuzhdennyih.pdf (accessed 30.11.2017). (In Russ.).

УДК 343.815(470+476) DOI 10.46741/2076-4162-2019-13-2-294-298

Организация групповых форм воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях

в России и Беларуси

е. в. храброва - доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент;

д. а. павленко - старший инспектор по особым поручениям группы психологического обеспечения управления организации исправительного процесса Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.