НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
О формировании экологического самосознания личности в процессе школьного образования (на примере Республики Казахстан)
Л. Урекешова (Московский гуманитарный университет)
В статье обосновывается актуальность формирования экологического самосознания как компоненты экологической культуры личности и регулятора экологически релевантного поведения человека. Проблема рассматривается на примере экологической политики Республики Казахстан.
Экологический кодекс Республики Казахстан определяет воспитание активной гражданской позиции к сохранению природы и бережного отношения к природным богатствам в качестве одной из приоритетных задач воспитания в организациях образования, в том числе школе, актуализируется необходимость поиска новых технологий, методов и средств достижения желаемых результатов.
Наряду с нормативно-правовой регламентацией, просветительской деятельностью государства, устоявшимися социальными нормами, на выбор индивидуальной модели поведения оказывает влияние внутренняя позиция личности, ответственность, активность и осознанность деятельности, понимание человеком своего места в мире, своей глубокой взаимосвязи с окружающей средой. Экологическое самосознание обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения. Формирование экологического самосознания начинается с раннего детства, но особую актуальность воспитательные усилия приобретают в младшем подростковом возрасте.
Наибольшим потенциалом в формировании знаний о природе, окружающем мире и человеке в нем имеет цикл естественно-научных дисциплин школы, включающий географию и биологию. Каждая из этих дисциплин формирует свой специфический взгляд на человека и окружающую действительность. Начало их преподавания (6-й класс школы) приходится на период, наиболее сензитивный с точки зрения формирования экологического самосознания личности.
Ключевые слова: экологически релевантное поведение, экологическое сознание, экологическое самосознание, экологическая культура, Республика Казахстан.
Приоритетным направлением государственной политики Республики Казахстан в области образования является совершенствование системы воспитания подрастающего поколения. В качестве ориентиров воспитания школьников закон об образовании Республики Казахстан декларирует ценность активной гражданской позиции, участие в общественно-политической, экономической и культурной жизни общества, осознанное отношение к сво-
им правам и обязанностям. Согласно ст. 38 Конституции Республики Казахстан «граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Республики Казахстан, электр. ресурс). Интеграция республики в мировое пространство, изменения во всех сферах общественной жизни актуализируют проблему формирования экологической культуры в обществе как основы экологически релевантного поведения граждан. В 2007 г. был принят Экологический кодекс Республики Казахстан, определяющий целью экологического образования формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития (Кодекс Республики Казахстан ... , электр. ресурс).
Экологически релевантное поведение может пониматься в контексте динамической модели взаимодействия социума и окружающей среды, влияющей на экопреобразующую деятельность людей (Кряж, 2013). Сегодня, когда вопросы сохранения природы и рационального природопользования являются одними из ключевых приоритетов развития человечества, стран и народов, в условиях нарастающего осознания взаимозависимости человека и природы, исчерпаемости природных богатств и ресурсов все более актуальной становится задача формирования таких форм поведения. Наряду с нормативно-правовой регламентацией, просветительской деятельностью государства, устоявшимися социальными нормами на выбор индивидуальной модели поведения, в том числе экологически релевантного, оказывает влияние внутренняя позиция личности, ответственность, активность и осознанность деятельности, понимание человеком своего места в мире, своей глубокой взаимосвязи с окружающей средой. Другими словами, говоря о регуляторах экологически релевантного поведения, следует обратиться к феномену экологической культуры личности, основу которой составляют ряд явлений и соответствующих им понятий, таких как экологическое сознание, экологическое самосознание, саморегуляция поведения.
В психологической литературе сознание человека понимается как форма субъективного отражения реальности, совокупность знаний, установок, мнений и стереотипов, основанная на непосредственном опыте и существующая в виде словесных понятий и чувственных образов. И. А. Шмелева отмечает, что экологическое сознание представляет собой специфическую форму сознания и обладает всеми присущими сознанию функциями, такими как познание, отражение отношений, рефлексия, антиципация, целеполагание, оценка, переживание и др. (Шмелева, 2006).
В. А. Скребец определяет экологическое сознание как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых и аналитически создаваемых экологически значимых представлений о категориях и явлениях, непосредственно наполняющих индивидуальный либо общественный экологический опыт (Скребец, 1998). Э. В. Гирусов представляет экологическое сознание совокупностью взглядов, теорий и эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природы в плане оптимального их решения соответственно конкретным социальным и природным возможностям (Гирусов, 1983). В. И. Медведев и А. А. Алдашева говорят об экологическом сознании как о знании о взаимных связях человека и среды, их значимости для человека и для сохранения устойчивого баланса между ними, понимании и оценке человеком своих возможностей по использованию этих связей для удовлетворения потребностей и определения границ допустимого антропогенного воздействия (Медведев, Алдашева, 2001). Таким образом, самосознание включает в себя и знаниевый компонент, и эмоциональный, и поведенческий.
Выступая структурным элементом сознания, самосознание определяет видение себя как индивидуальной единицы, оценки своих возможностей, ценностей, поведения и пр. По мнению Л. В. Смоловой, на самосознание оказывают влияние такие факторы, как наследственность, воспитание, образование и самообразование (Смолова, 2010). Начинаясь с чувствен-
ной самоидентификации, осознания себя как физической и социальной единицы, с развитием мышления самосознание приобретает рефлексивный характер, позволяющий человеку осознавать и оценивать себя и свои поступки с социальной точки зрения. Рефлексивный характер самосознания является, с одной стороны, основой его гибкости и устойчивости, с другой — основой его регулятивной функции. Являясь мощным фактором самокритики, самовоспитания и самосовершенствования (Спиркин, 1972), самосознание регулирует поведение как на уровне конкретного поведенческого акта и его непосредственной оценки, так и на уровне долгосрочного планирования. И. И. Чеснокова рассматривает детерминированную самосознанием саморегуляцию поведения как двухуровневый процесс. На первом уровне осуществляется управление конкретным поведенческим актом на всех уровнях начиная с мотивирующих компонентов и заканчивая результатом и оценкой осуществленного поступка. На втором уровне происходит деятельность самоконтроля, заключающаяся в постоянном отслеживании не только процесса развертывания поведенческого акта, но и его внутренней логики, соответствия цели и мотива непосредственно поведенческому акту. Второй уровень саморегуляции поведения предполагает постоянную готовность внести коррективы в деятельность и является основой ответственности за конкретный поступок и поведение в целом (Чеснокова, 1977). Экологическое самосознание в данном контексте обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения. Несмотря на то что самосознание каждого отдельного человека уникально само по себе, формируется оно всегда в процессе общественной деятельности, в процессе взаимодействия с другими людьми, через присвоение, переработку и выработку совместных и, как следствие, индивидуальных механизмов деятельности, отношений, оценок и т. п.
Создавая индивидуальную иерархическую систему взаимосвязей, явления экологического сознания, самосознания и саморегуляции поведения в совокупности с личностными качествами, экологическими знаниями, подкрепленные опытом экологически целесообразной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной), формируют экологическую культуру личности, которая обеспечивает экологически релевантное поведение.
Формирование основ экологического самосознания начинается с раннего детства, но особую актуальность воспитательные усилия приобретают в младшем подростковом возрасте. В связи с переориентацией подростка с детских норм и ценностей на взрослые происходит изменение его отношения к самым разнообразным сферам жизни и деятельности. У подростка более ярко прослеживается потребность к пониманию причин и следствий, установлению фактов, оценке событий. В подростковом возрасте большое значение приобретает процесс выработки и защиты своего собственного мнения, утверждения себя как личности. Активизируется на этом возрастном этапе потребность в общественно полезной деятельности, которая может служить самовыражению подростка благодаря моделированию в ней реальной практики общественных отношений (Ситаров, Маралов, 1987). На новый уровень выходит самосознание подростка. Впервые в этом возрасте такие акты самосознания, как самопознание, рефлексия, самооценка, регуляция своего поведения и деятельности, становятся не только набором психических актов, но непосредственной потребностью личности подростка. Важнейшей особенностью самосознания на этом возрастном этапе является и потребность в самовоспитании, изменении себя, соотнесении себя с нравственными образцами и идеалами (Чеснокова, 1977).
Меняется в подростковом возрасте и отношение к природе. Представления о природе приобретают большую широту, осознанность и цельность. На фоне исчезновения антропоморфизма в восприятии и осмыслении окружающего мира нарастает экологическая ак-
тивность, основанная на субъект-субъектном выстраивании своих взаимоотношений с природой (Ясвин, 2000). Все эти характерологические особенности делают младший подростковый возраст наиболее сензитивным с точки зрения формирования экологического самосознания.
Поскольку Экологический кодекс Республики Казахстан определяет воспитание активной гражданской позиции к сохранению природы и бережного отношения к природным богатствам в качестве одной из приоритетных задач воспитания в организациях образования, в том числе школе, актуализируется необходимость поиска новых технологий, методов и средств достижения желаемых результатов. Экологическое образование в организациях образования предлагается осуществлять посредством внедрения специализированных и междисциплинарных образовательных программ, а также интеграции экологических аспектов в существующие учебные дисциплины (Кодекс Республики Казахстан ... , электр. ресурс). Тем самым подчеркивается важная роль школы в реализации поставленных задач.
Наибольшим потенциалом в формировании знаний о природе, окружающем мире и человеке в нем имеет цикл естественно-научных дисциплин школы, включающий географию и биологию. Каждая из этих дисциплин формирует свой специфический взгляд на человека и окружающую действительность, что обусловливает формирование у обучающегося объективной картины мира. Причем начало их преподавания (6-й класс школы) приходится на период, наиболее сензитивный с точки зрения формирования экологического самосознания личности.
Находясь на стыке естественных и общественных наук, география обладает мощным педагогическим ресурсом становления экологического самосознания школьников (Урекешо-ва, 2013). Понимание этого, а также учет сензитивности младшего подросткового возраста дают основание говорить о значительном потенциале начального школьного курса географии как ресурса формирования экологического самосознания и экологической культуры личности. Ключевой целью начального курса географии является формирование у обучающихся географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли. Именно в первый год обучения географии закладывается и эмоциональное отношение к предмету. Основой формирования экологического самосознания являются как знания, так и субъективное восприятие объектов природы. Изучение географии в школе дает подростку не только понимание окружающей среды как системы, включающей в себя природные объекты, человека и то, что им создано, но и осознание того, что любое внешнее воздействие и внутренние изменения одной из систем неизбежно влекут за собой изменения других систем. Именно эти знания и призваны стать впоследствии фундаментом экологического самосознания личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitu-tion.kz [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.08.2014).
Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 г. № 212-III «Экологический кодекс Республики Казахстан» [Электронный ресурс] // «Юрист» — комплекс правовой информации (законодательство) Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 30085593 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 5.08.2014).
Гирусов, Э. В. (1983) Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М. : Наука. 352 с. С. 105-120.
Кряж, И. В. (2013) Психология смысловой регуляции экологически релевантного поведения : дис. ... д-ра психол. наук. Харьков. 435 с.
Медведев, В. И., Алдашева, А. А. (2001) Экологическое сознание. 2-е изд., доп. М. : Логос. 384 с.
Ситаров, В. А., Маралов, В. Г. (1987) Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности. М. : МГПИ им. В. И. Ленина. 93 с.
Скребец, В. А. (1998) Экологическая психология : учеб. пособие. Киев : МАУП. 144 с.
Смолова, Л. В. (2010) Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб. : Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы. 711 с.
Спиркин, А. Г. (1972) Сознание и самосознание. М. : Политиздат. 303 с.
Урекешова, Л. (2013) Роль географии в развитии экологического сознания школьников // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 287-290.
Чеснокова, И. И. (1977) Проблема самосознания в психологии. М. : Наука. 144 с.
Шмелева, И. А. (2006) Психология экологического сознания. СПб. : Изд-во СПбГУ. 208 с.
Ясвин, В. А. (2000) Психология отношения к природе. М. : Смысл. 456 с.
Дата поступления: 30.08.2014 г.
FORMING AN INDIVIDUAL'S ENVIRONMENTAL SELF-CONSCIOUSNESS IN SECONDARY SCHOOL (THE CASE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)
L. Urekeshova (Moscow University for the Humanities)
The article argues in favor of developing an environmental consciousness as a component of the general environmental culture of a person. This consciousness will act as a regulator of an environmentally relevant behavior. We have chosen the Republic of Kazakhstan as the subject of our case study.
The Republic's Environmental Code postulates that forming an active civic stand on preserving nature and being friendly to nature is a priority task for the education system. Schools actualize the need for new techniques and methods to solve this problem.
Among the factors which influence the choice of individual behavior pattern, alongside with normative regulation and state-supported education, also are the individual's personal attitude, their responsibility and awareness, understanding their place in the world and the profound connection with the environment. Environmental consciousness shapes the reflective attitude towards nature, an attitude based on rational knowledge, emotional link and self-regulation of environmental behavior. Such consciousness begins to emerge in early childhood, but becomes especially topical in adolescence.
Natural sciences, such as geography and biology, have the highest potential among other school subjects in helping form knowledge about nature, man and the world around. Each of these disciplines shapes its own aspect of the attitude towards man and reality. They are taught from Grade 6 of secondary school, which marks the most sensitive period for developing environmental consciousness.
Keywords: environmentally relevant behavior, environmental consciousness, environmental self-consciousness, environmental culture, Republic of Kazakhstan.
REFERENCES
Konstitutsiia Respubliki Kazakhstan [The Constitution of the Republic of Kazakhstan] [online] Available at: http://www.constitution.kz [archived in WebCite] (accessed 5.08.2014). (In Russ.).
Kodeks Respubliki Kazakhstan ot 9 ianvaria 2007 g. № 212-III «Ekologicheskii kodeks Respubliki Kazakhstan» [The Environmental Code of the Republic of Kazakhstan. Adopted 9 January 2007, No.212-III]. «IuRIST» — kompleks pravovoi informatsii (zakonodatel'stvo) Respubliki
Kazakhstan [online] Available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30085593 [archived in WebCite] (accessed 5.08.2014). (In Russ.).
Girusov, E. V. (1983) Ekologicheskoe soznanie kak uslovie optimizatsii vzaimodeistviia obshch-estva i prirody [Environmental Consciousness as a Precondition for Improved Human-nature Relations]. In: Filosofskie problemy global'noi ekologii [Philosophical Issues of Global Ecology]. Moscow, Nauka Publ. 352 p. Pp. 105-120. (In Russ.).
Kriazh, I. V. (2013) Psikhologiia smyslovoi reguliatsii ekologicheski relevantnogo povedeniia [The Psychology of Semantic Regulation of Environmentally Relevant Behavior] : diss. ... Doctor of Psychology. Kharkov. 435 p. (In Russ.).
Medvedev, V. I. and Aldasheva, A. A. (2001) Ekologicheskoe soznanie. [Environmental Consciousness]. 2nd edn., expanded. Moscow, Logos Publ. 384 p. (In Russ.).
Sitarov, V. A. and Maralov, V. G. (1987) Razvitie samosoznaniia i problema formirovaniia sot-sial'no aktivnoi lichnosti. [The Development of Self-conscience and the Issue of Forming a Socially Active Personality]. Moscow, Moscow State Lenin Pedagogical Institute Publ. 93 p. (In Russ.).
Skrebets, V. A. (1998) Ekologicheskaia psikhologiia [Environmental Psychology] : a textbook. Kiev, MAUP Publ. 144 p. (In Russ.).
Smolova, L. V. (2010) Psikhologiia vzaimodeistviia s okruzhaiushchei sredoi (ekologicheskaia psikhologiia). [Psychology of Interacting with the Environment (Environmental Psychology)]. St. Petersburg, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work Publ. 711 p. (In Russ.).
Spirkin, A. G. (1972) Soznanie i samosoznanie [Conscience and Self-conscience] Moscow, Po-litizdat Publ. 303 p. (In Russ.).
Urekeshova, L. (2013) Rol' geografii v razvitii ekologicheskogo soznaniia shkol'nikov [The Role of Geography in the Development of Pupils' Ecological Consciousness]. Znanie. Ponimanie. Ume-nie, no. 4, pp. 287-290. (In Russ.).
Chesnokova, I. I. (1977) Problema samosoznaniia v psikhologii [The issue of Self-conscience in Psychology]. Moscow, Nauka Publ. 144 p.
Shmeleva, I. A. (2006) Psikhologiia ekologicheskogo soznaniia [The Psychology of Environmental Consciousness]. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ. 208 p.
Yasvin, V. A. (2000) Psikhologiia otnosheniia k prirode [The Psychology of Attitude towards Nature]. Moscow, Smysl Publ. 456 p.
Submission date: 30.08.2014.
Урекешова Лариса — аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р пед. наук, проф. В. А. Ситаров.
Urekeshova Larisa, Postgraduate, Department of the Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: [email protected]. Research adviser: Doctor of Pedagogy, Professor V. A. Sitarov.