Научная статья на тему 'Экологическая культура как основа развития экологически релевантного поведения человека'

Экологическая культура как основа развития экологически релевантного поведения человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ РЕЛЕВАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ECOLOGICAL CULTURE OF THE PERSONALITY / ECOLOGICALLY RELEVANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урекешова Лариса

На сегодняшний день большинство экономически развитых стран мира в качестве приоритетных направлений инвестиций видят экологические исследования и проекты. Тем не менее, у большинства граждан данных стран отмечается все еще невысокая экологическая активность. Во многих государствах отмечается отчужденность глобальной экологической политики и прилагаемых усилий в процессе решения экологических проблем, что, в свою очередь, способствует безответственному экологическому поведению человека, а также его халатному отношению к имеющимся экологическим угрозам. Исходя из этого, в качестве основы экологически релевантного поведения человека выступает задача по формированию его экологической культуры. Рефлексивная и ответственная позиция личности в процессе ее взаимоотношения с окружающей природной средой обеспечивается благодаря экологической культуре, которая основывается на саморегуляции экологического поведения, эмоциональном отношении и рациональном знании. Двойственности в поведении человека по отношению к окружающей природной среде способствует диалектическое единство механизмов идентификации и обособленностью лежащих в основе экологической культуры внутренних субъективных ценностей и убеждений и внешних знаний социальных образцов, норм и предписаний. Благодаря пониманию форм поведения человеком происходит выбор экологически релевантных форм деятельности и поведения при формировании его экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура как основа развития экологически релевантного поведения человека»

6. Реализация межпредметных связей часто служит опорой, фундаментом для полноценного изучения и понимания нового теоретического материла, формирования практических умений и развития навыков школьников. Целостность представлений учащегося об окружающем мире - необходимый и закономерный результат познавательного процесса. Межпредметные связи позволяют использовать содержание всех учебных предметов, привлекать информацию из разных областей науки, культуры и искусства. Обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни, педагог способствует формированию мотивации школьников к учебной деятельности на уроке.

Выводы

Таким образом, мы считаем, что отбор содержания учебного материала обладает большим потенциалом по мотивации старшеклассников к учебной деятельности. Методически неграмотный отбор педагогом содержания учебного материала, невладение учителем активными методами обучения, нерациональное сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся на уроке, неумение строить отношения с учащимися и организовывать их взаимодействие друг с другом, отсутствие понимания связи учебного материала с возможностью использования его в будущем могут оказать отрицательное влияние на мотивацию школьников.

Литература

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 7-44.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

4. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углублен-

ного изучения предметов естественнонаучного цикла. Кемерово, 2003.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: http:// standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408.

6. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

7. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.

8. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.

References

1. Bozhovich L.I. Problema razvitiya motivacionnoi sfery rebenka [The problem of development of motivational sphere of the child]. Izuchenie motivaciipovedeniya detei ipodrostkov [Study of the motivation of behavior of children and adolescents]. Moscow, 1972, pp. 7-44.

2. Il'in E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St-Peterburg, 2006.

3. Markova A.K., Matis T.A., Orlov A.B. Formirovanie motivacii ucheniya [Formation of motivation of the doctrine]. Moscow, 1990.

4. Petunin O.V. Formirovanie poznavatel'noi samostoya-tel'nosti starshih shkol'nikov v processe uglublennogo izuche-niya predmetov estestvennonauchnogo cikla [Formation of informative independence of senior pupils in the process of in-depth study of natural science subjects cycle]. Kemerovo, 2003.

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary education]. URL: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408.

6. Shopengauehr A. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. M., 1992.

7. Schukina G.I. Rol' deyatel'nosti v uchebnom processe [The role of the activities in the learning process]. Moscow, 1986.

8. Ehl'konin D.B., Davydov V.V. Voprosy psihologii uchebnoi deyatel'nosti mladshih shkol'nikov [Questions psychology of educational activity of younger schoolboys]. Moscow, 1962.

УДК 378.147

Л. Урекешова

средняя школа №38, г. Актобе, Республика Казахстан

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ РЕЛЕВАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

На сегодняшний день большинство экономически развитых стран мира в качестве приоритетных направлений инвестиций видят экологические исследования и проекты. Тем не менее, у большинства граждан данных стран отмечается все еще невысокая экологическая активность. Во многих государствах отмечается отчужденность глобальной экологической политики и прилагаемых усилий в процессе решения экологических проблем, что, в свою очередь, способствует безответственному экологическому поведению человека, а также его халатному отношению к имеющимся экологическим угрозам. Исходя из этого, в качестве основы экологически релевантного поведения человека выступает задача по формированию его экологической культуры. Рефлексивная и ответственная позиция личности в процессе ее взаимоотношения с окружающей природной средой обеспечивается благодаря экологической культуре, которая основывается на саморегуляции экологического поведения, эмоциональном отношении и рациональном знании. Двойственности в поведении человека по отношению к окружающей природной среде способствует диалектическое единство механизмов идентификации и обособленностью лежащих в основе экологической культуры внутренних субъективных ценностей и убеждений и внешних знаний социальных образцов, норм и предписаний. Благодаря пониманию форм поведения человеком происходит выбор экологически релевантных форм деятельности и поведения при формировании его экологической культуры.

Экологическая культура личности, экологически релевантное поведение.

Ecological researches and projects are the priority direction of investments of the majority of economically developed countries today. At the same time ecological activity of most of citizens still remains low. The general estrangement of global environmental policy and efforts of the certain states in the field of the solution of environmental problems from the specific person provokes irresponsible ecological behavior and negligent attitude to ecological threats. In this regard the problem of formation of ecological culture as bases of ecologically relevant behavior of the personality is staticized. The ecological culture in this context provides the reflexive and responsible position of the person in his relationship with world around based on rational knowledge, the emotional relation and self-control. The dialectic unity of the mechanisms of identification and isolation which are the cornerstone of ecological culture of the personality causes double determination of behavior of the person: external, based on knowledge of social samples, values, norms and instructions, and internal, based on the subjective values and believes. Understanding the forms of behavior determination of the person is extremely important for formation of the ecological consciousness which provides a choice with the identity of ecologically relevant forms of activity and behavior.

Ecological culture of the personality, ecologically relevant behavior.

Введение

По мере того, как происходит развитие общества, выявляются все новые и новые взаимозависимости и взаимообусловленности процессов, которые осуществляются в системе «природа - человек - общество». На сегодняшний момент, исходя из сложившейся экологической ситуации, происходит обострение проблем оптимизации социоприродного взаимодействия. Что, в свою очередь, способствует постановке вопроса о необходимости формировании экологической культуры и выявлении ее роли во взаимоотношениях общества и природы.

Следует также отметить, что обществом признана важность формирования экологической культуры, однако это не привело к раскрытию ее теоретико-методологических основ. В первую очередь исследователями поднимались вопросы, преимущественно посвященные разрушению экологической культуры и вытекающим отсюда последствиям - загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и т.д. Данные вопросы чаще всего рассматриваются обществом без привязки их к соответствующей научной методологии. Постепенно в обществе происходит осознание того, что необходимо построение концептуальной базы для изучения проблем формирования экологической культуры, основываясь на которой также будет происходить и развитие экологически релевантного поведения человека.

Основная часть

В. А. Скребец определяет культуру как «исторически определенный уровень развития общественной жизни, творческих сил и способностей человека, а также создаваемых им материальных и духовных ценностей» [4, с. 63]. Если рассматривать культуру в широком понимании слова, то правомерно применить ее для характеристики определенных обществ, народностей, специфических видов деятельности или жизнедеятельности. Однако наибольшее распространение имеет более узкое понимание этого термина, согласно которому, культура понимается как сфера духовной жизни человека, включающая результаты познания, нормы морали и права, способности и силы человека: знания, умения, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения.

Н.В. Морозова, рассматривая вопрос соотношения культуры и экологической культуры, выделяет

две противоположные точки зрения, сложившиеся в среде исследователей. Согласно первой, экологическая культура - это часть общей культуры человека; вторая точка зрения основана на выделении экологической культуры как отдельного типа культуры. Автор ссылается в данном случае на исследования Н.Ф. Реймерса, В.А. Игнатовой, И.Н. Пономаревой, которые рассматривают экологическую культуру как составную часть или этап общечеловеческой культуры личности, характеризующийся глубоким осознанием значимости экологических проблем для современности и будущего развития. Альтернативную позицию занимает Н. Н. Моисеев, полагающий, что экологическая культура - это новое содержание общечеловеческой культуры, новые оценки, новое качество, основу которых составляют универсальные ценности - Земля, Природа, Жизнь, Человек, общечеловеческие духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение.

Культурологически экологическая культура представляет собой компонент общественной культуры, оценивающий воздействие человека на природу, а также духовно-практическое освоение природы через соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки.

Созвучна с этим подходом позиция Б.Т. Лихачева, рассматривающего экологическую культуру как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности [2, с. 68].

И.Д. Зверев подчеркивает, что экологическая культура формируется в образовательном учреждении в процессе овладения системой знаний о природе и взаимодействии с обществом, выработки сознания и понимания необходимости гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, развития эмоционально-чувственного и нравственно-эстетического отношения к природе [1, с. 81].

Интерес представляет для нас исследование А.А. Фортунатова, который делает попытку разделить определения экологической культуры в зависимости от их принадлежности к тому или иному направлению научного исследования. Все определения автор подразделяет на [5, с. 112]:

1) описательные, в которых авторы предпринимают попытки отразить все то, что охватывает понятие «экологическая культура»;

2) исторические, которые отражают исторические аспекты культурных феноменов, делают акцент на процессах социального наследования, традициях;

3) ценностные, включающие в себя идею образа жизни (представления об идеалах и ценностях);

4) психологические, в которых отражаются процессы адаптации к среде и процессы научения, формирования навыков, привычек, норм;

5) структурные, описывающие структурную организацию экологической культуры;

6) культурологические, рассматривающие экологическую культуру как компонент общей культуры.

7) комплексные, включающие в себя все вышеперечисленные подходы.

Исходя из данного анализа определений экологической культуры, наиболее близко для нас позиция В.А. Ситарова и В.В. Пустовойтова, которые определяют экологическую культуру как «нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность» [3, с. 156].

Наряду с нормативно-правовой регламентацией, просветительской деятельностью государства, устоявшимися социальными нормами на выбор индивидуальной модели поведения, в том числе, экологически релевантного, оказывает влияние внутренняя позиция личности, ответственность, активность и осознанность деятельности, понимание человеком своего места в мире, своей глубокой взаимосвязи с окружающей средой, экологическая культура личности.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что регулирование экологически релевантного поведения основывается на феномене экологической культуры личности, которая включает в себя экологическое сознание и самосознание. Следует отметить, что формирование экологического самосознания носит рефлексивный характер, что способствует не только формированию самооценки, но и оценке поступков с внутренней и социальной позиции личности. Для поведения человека характерна двойственность по отношению к окружающей природной среде, что способствует диалектическому единству механизмов идентификации и обособленности, лежащих в основе экологической культуры внутренних субъективных ценностей и убеждений и внешних знаний, социальных образцов, норм и предписаний. В сознании человека по отношению к субъекту социальные нормы, ценности и предписания чаще всего остаются внешними. Такие знания крайне чувствительны к наличию, а также степени выраженности со стороны общества и других людей внешнего контроля. Например, результативность снижается, если контроль ослабевает и соответственно повышается, если контроль очевиден. Социальный контекст, в который включена личность, влияет на эффективность, действенность и направленность внешней детерминации ее поведения, исходя из тех социальных норм, установок и мотивов, которые отражены в ее

сознании. Воздействие локальных социальных образований может существенно видоизменить личность, причем нормы общесоциальные могут подменяться групповыми нормами. Социальные нормы, ценности и знания, которые отражены в сознании личности, при несформированности ее внутренних регуляторов поведения будут являться основными определяющими при выборе способа деятельности и формировании ее поведения.

Детерминация, которая основывается на личностных ценностях, убеждениях и установках, является более надежным и действенным видом детерминации поведения человека. В качестве эффективного мотиватора поведения человека может выступать его субъективное отношение к объектам действительности, а также нормы и правила, которые имеют личностную для него значимость.

Выводы

В процессе формирования экологической культуры крайне важно понимание способов определения поведения человека, которые в дальнейшем будут способствовать выбору и реализации личностью экологически релевантного поведения. Так, например, ребенок строит знание о процессе взаимодействия с окружающей природной средой, основываясь на наблюдении, как данный вид деятельности осуществляется людьми, социальными институтами и обществом. В содержании школьного образования представление экологических проблем должно быть построено по схожему принципу, т. е. изучение взаимоотношений между личностью и окружающей природной средой происходит исходя из примеров, отчужденных от самого обучающегося, которые являются внешними по отношению к нему. Формирование экологической культуры, как было сказано выше, способствует развитию основы экологически релевантного поведения личности, что в свою очередь формирует ее субъективные компоненты, а также основу восприятия обучающимся самого себя как субъекта экологических взаимоотношений.

Литература

1. Зверев И. Д. Постулаты развития экологической культуры // Экологическая культура и образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 72-84.

2. Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1987. С. 65-79.

3. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология.- М., 2015.

4. Скребец В.А. Экологическая психология. Киев, 1998.

5. Фортунатов А.А. Функции экологической культуры: анализ определений // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 110-117.

References

1. Zverev I.D. Postulaty razvitiia ekologicheskoi kul'tury [The postulates of ecological culture]. Ekologicheskaia kul'tura i obrazovanie: kontseptsii i tekhnologii [Ecological culture and

education: concepts and technology]. Volgograd, 1996, pp. 7284.

2. Likhachev B.T. Struktura ekologicheskoi kul'tury lich-nosti i pedagogicheskie osnovy ee formirovaniia [The structure of ecological culture of personality and pedagogical bases of its formation ]. Ekologicheskoe obrazovanie: opyt Rossii i Ger-manii [Environmental education: the experience of Russia and Germany]. Moscow, 1987, pp. 65-79.

3. Sitarov V.A., Pustovoitov V.V. Sotsial'naia ekologiia [Social ecology]. Moscow, 2015.

4. Skrebets V.A. Ekologicheskaiapsikhologiia [Environmental psychology]. Kiev, 1998.

5. Fortunatov A.A. Funktsii ekologicheskoi kul'tury: ana-liz opredelenii [Ecological culture Functions: definitions analysis ]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2015, № 4, pp. 110-117.

УДК 377.3

А.С. Чибаков

Яранский технологический техникум

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ДВИЖЕНИЮ В УСЛОВИЯХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

В статье представлены предложения на основе опыта многолетней работы по актуальной социально-педагогической проблеме: качеству подготовки водителей автотранспорта к безопасному движению по дорогам населенных пунктов. По мнению автора, обеспечить необходимый уровень готовности кандидатов в водители можно индивидуализацией обучения, вопросно-ответными и диалоговыми педагогическими технологиями, формированием умений оперативно принимать аргументированные решения, проведением обобщающих занятий, активным использованием проблемных ситуаций, творческих заданий, наглядности и логических приемов.

Профессиональная подготовка, качество обучения, индивидуализация обучения, обобщающие занятия, инженерия знаний, творческие задания, коэффициент усвоения.

Improving road safety, reducing the number of accidents, injuries and victims on the roads is a topical social and pedagogical problem in Russia. Taking into account many years of experience of drivers training, the author brings to the discussion some proposals how to ensure the quality of training of candidates for drivers. In his opinion, the necessary level of training the students for safe driving in settlements can be reached with the help of an integrated approach. It includes: individual approach to teaching; modern teaching technologies; development of the ability to make quick informed decisions; lessons aimed at the synthesis of knowledge and skills; active use of problem situations, creative tasks and logical methods.

The effectiveness of the proposed approach to ensure the quality of training of future drivers is confirmed by the results of a qualifying examination and the level of development of professionally important qualities.

Professional training, quality of training, individualization of learning, generalizing classes, knowledge engineering, creative tasks, the coefficient of absorption.

Введение

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения, снижения травматизма и смертности на российских дорогах отнесены к приоритетным социально-политическим задачам государства. Особую актуальность данная проблема представляет в условиях движения по дорогам населенных пунктов. По официальным данным ГИБДД РФ в 2015 г., в целом, отмечается позитивная динамика по сравнению с АППГ: количество ДТП уменьшилось на 8,2 %, погибших на 14,7 %, раненых на 8,6 %. Однако абсолютные показатели по-прежнему значительно выше, чем в благополучных странах Евросоюза. В частности, в населенных пунктах РФ произошло 128615 ДТП (или 69,9 % от их общего числа), погибло 8752 человека (или 37,86 % от всех погибших на дорогах), ранено 153089 человек (или 66,22 % от всех получивших ранения) [7]. Причем на города федерального значения, столицы субъектов РФ, городские округа, административные центры муниципальных районов и городские поселения приходится 115892 ДТП (62,98 % от общего количества ДТП и 90,11 % от числа ДТП в населенных пунктах); 6941 погибший (соответственно, 30,03 и 79,31 %); 138547 ранено

(59,93 и 90,5 %). Обращает внимание также ряд фактов, согласно которым из 157943 ДТП, совершенных по вине водителей, 124942 происшествия (или 79,11 %) случились из-за нарушений ПДД водителями легковых автомобилей, в них погибло 15316 человек (80,56 %) и ранено 168828 участников движения (81,17 %). Водители со стажем до 2-х лет стали виновниками 14473 ДТП (9,16 % от всех происшествий), в которых погибло 1540 человек (8,1 %), ранено 20206 человек (9,72 %). Причем для водителей со стажем до 10 лет в относительном выражении показатели мало отличаются. Более очевидны различия в показателях аварийности по возрастным категориям водителей: повышение вероятности стать виновником ДТП отмечается к среднему возрасту 30 лет, после чего наблюдается ее снижение.

Основная часть

Анализ представленных статистических данных позволяет сделать следующие выводы:

- во-первых, наибольшую опасность для любых участников представляет движение в городских условиях (улицы, прилегающие территории, жилые зоны). Причины заключаются в концентрации транс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.