Научная статья на тему 'Экологическое самосознание как детерминанта экологически релевантного поведения личности'

Экологическое самосознание как детерминанта экологически релевантного поведения личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
777
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИ РЕЛЕВАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ENVIRONMENTALLY RELEVANT BEHAVIOR / ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS / ENVIRONMENTAL SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ситаров Вячеслав Алексеевич, Урекешова Лариса

Экологические исследования и проекты являются сегодня приоритетным направлением инвестиций большинства экономически развитых стран. Вместе с тем экологическая активность большинства граждан остается все еще невысокой. Общая отчужденность глобальной экологической политики и усилий конкретных государств в области решения экологических проблем от конкретного человека провоцирует безответственное экологическое поведение, халатное отношение к экологическим угрозам. В связи с этим актуализируется задача формирования экологического сознания и самосознания как основ экологически релевантного поведения личности. Являясь мощным фактором самокритики, самовоспитания и самосовершенствования, самосознание регулирует поведение как на уровне конкретного поведенческого акта и его непосредственной оценки, так и на уровне долгосрочного планирования жизнедеятельности. Экологическое самосознание в данном контексте обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения. Диалектическое единство механизмов идентификации и обособления, лежащих в основе самосознания личности, обусловливает двойную детерминацию поведения человека: внешнюю, основанную на знании социальных образцов, ценностей, норм и предписаний, и внутреннюю, базирующуюся на субъективированных ценностях и убеждениях. Понимание форм детерминации поведения человека крайне важно при формировании экологического самосознания, обеспечивающего выбор личностью экологически релевантных форм деятельности и поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental Self-consciousness as a Determinant of Environmentally Relevant Behavior

Environmental studies and projects have now become an investment priority for most developed states. At the same time, the majority of their citizens are still not sufficiently environmentally active. The universal alienation between individuals and the global and national environmental policies provokes irresponsible environmental behavior and careless attitude to environmental threats. This makes the challenge of making environmental consciousness and self-consciousness the foundations of environmentally relevant behavior ever more topical. Being a powerful factor of self-criticism, self-development and self-improvement, self-consciousness regulates both particular behavior acts and their direct assessments and the long-term life planning. In this context, environmental self-consciousness guarantees a reflective and responsible attitude towards the world around, an attitude based on rational knowledge, emotional feeling and self-regulation of environmental behavior. A dialectical unity of identification and separation which underpins the person’s self-consciousness defines the double determination of human behavior: the external one based on knowing social patterns, values, norms and prescriptions; and the internal one founded on subjectivized values and convictions. Understanding the forms of determining human behavior is crucially important for environmental consciousness which provides the choice of environmentally relevant forms of behavior and activity.

Текст научной работы на тему «Экологическое самосознание как детерминанта экологически релевантного поведения личности»

Экологическое самосознание как детерминанта экологически релевантного поведения личности

В. А. Ситаров, Л. Урекешова (Московский гуманитарный университет)

Экологические исследования и проекты являются сегодня приоритетным направлением инвестиций большинства экономически развитых стран. Вместе с тем экологическая активность большинства граждан остается все еще невысокой. Общая отчужденность глобальной экологической политики и усилий конкретных государств в области решения экологических проблем от конкретного человека провоцирует безответственное экологическое поведение, халатное отношение к экологическим угрозам. В связи с этим актуализируется задача формирования экологического сознания и самосознания как основ экологически релевантного поведения личности.

Являясь мощным фактором самокритики, самовоспитания и самосовершенствования, самосознание регулирует поведение как на уровне конкретного поведенческого акта и его непосредственной оценки, так и на уровне долгосрочного планирования жизнедеятельности. Экологическое самосознание в данном контексте обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения.

Диалектическое единство механизмов идентификации и обособления, лежащих в основе самосознания личности, обусловливает двойную детерминацию поведения человека: внешнюю, основанную на знании социальных образцов, ценностей, норм и предписаний, и внутреннюю, базирующуюся на субъективированных ценностях и убеждениях.

Понимание форм детерминации поведения человека крайне важно при формировании экологического самосознания, обеспечивающего выбор личностью экологически релевантных форм деятельности и поведения.

Ключевые слова: экологически релевантное поведение, экологическое сознание, экологическое самосознание.

В опросы бережного отношения к окружающей среде, экономного расходования природных ресурсов приобрели общемировое значение уже во второй половине прошлого века (Ситаров, Мавлютова, 2002; Ситаров, Ревин, 2013). Сегодня экологические исследования и проекты являются одними из приоритетных объектов инвестиций большинства экономически развитых стран. Тем не менее до сих пор экологическая активность большинства граждан остается все еще невысокой. Немаловажную роль в этом играет отчужденность глобальной экологической политики и усилий конкретных государств в области решения экологических проблем от конкретного человека. Восприятие людьми такой экологической политики как чего-то внешнего по отношению к ним провоцирует их безответственное экологическое поведение, дефицит внимания к экологическим угрозам. В связи с этим актуализируется задача формирования экологического сознания и самосознания как основ экологически релевантного поведения, т. е. поведения, релевантного современным антропогенным экологическим проблемам (Кряж, 2013: 60).

Сознание принято понимать как форму субъективного отражения реальности, которая базируется на непосредственном опыте и объединяет знания, установки, мнения и стереотипы. Выступая структурным элементом сознания, самосознание определяет видение человеком себя как как индивидуальной единицы, способность к рефлексии и целеполаганию. Начинаясь с физической самоидентификации, по мере развития мышления, самосознание позволяет человеку оценивать себя и свои поступки с социальной точки зрения и выступает, тем самым, мощным средством самокритики, самоконтроля и источником регуляции поведения.

Экологическое самосознание в данном контексте обеспечивает рефлексивную и ответственную позицию человека в его взаимоотношениях с окружающим миром, основанную на рациональном знании, эмоциональном отношении и саморегуляции экологического поведения.

Формирование самосознания происходит всегда в контексте социальной ситуации и социального опыта человека, через присвоение и субъективное переживание образцов культуры, способов деятельности, общественных отношений, ценностей и оценок. Связь самосознания человека с его приобщением к человеческой культуре отражена в работах таких классиков психологии, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др. В обобщенном виде эта идея сводится к тому, что ребенок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев в той или иной мере человеческой культурой, ценностями, нормами, способами действования и общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания. Изначально культура проявляется для ребенка в конкретном общении, в совместной деятельности с взрослыми и детьми, в виде образцов поведения других людей, их ценностей, отношений между собой и к ребенку; она существует также в фильмах, книгах, других формах и образцах культуры. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок в то же время приобщается к культуре вообще (Столин, 1983). Несмотря на то что культурные знаки в определенном смысле неизменны, их усвоение и переживание сугубо индивидуально, поэтому в сознании человека всегда существует объективно-субъективное отражение реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы, социального пространства (Мухина, 1999).

Наряду с описанным выше механизмом идентификации, ключевое значение для формирования самосознания имеет способность человека выделять собственную субъектность из усвоенных социальных норм, установок, ценностей, образцов поведения. Если идентификация обеспечивает усвоение культурных, социальных и поведенческих образцов, то обособление субъективизирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека (там же).

Именно диалектическое единство механизмов идентификации и обособления, лежащих в основе самосознания личности, обусловливает двойную детерминацию поведения человека: внешнюю, основанную на знании социальных образцов, ценностей, норм и предписаний, и внутреннюю, базирующуюся на субъективированных ценностях, убеждениях и ценностях личности. Социальные нормы, ценности, предписания, даже будучи отраженными в сознании человека в форме знаний о них, часто сущностно остаются внешними по отношению к субъекту. Действенность таких знаний очень чувствительна к наличию и степени выраженности внешнего контроля со стороны общества, других людей. Если контроль очевиден — результативность такой детерминации выше; если контроль ослабевает, ее результативность проявляет тенденцию к снижению. Эффективность, действенность и направленность внешней детерминации поведения со стороны отраженных в сознании человека социальных норм, установок, мотивов зависит от социального контекста, в который включена личность. Она может серьезно видоизменяться под воздействием локальных социальных образований, при этом групповые нормы могут подменять собой нормы общесоциальные. При слабости «внутреннего цензора», несформированости внутренних регуляторов поведения человека невозможно гарантировать, что социальные нормы и ценности, знание о которых отражено в сознании личности, станут определяющими при выборе способа деятельности и будут обусловливать ее поведение.

Более надежный, действенный вид детерминации поведения человека — детерминация, основанная на собственных ценностях, убеждениях, установках. Субъективное отношение

к объектам действительности, личная ответственность за свои действия, личностно значимые для человека нормы и правила, выработанные им на основе чувственного проживания присвоенных социальных образцов, — все это способно выступать мощным действенным мотиватором поведения личности.

Таким образом, выступая регулятором поведения, самосознание проявляется как диалектическая система, обеспечивающая сознавание и самоконтроль личностью своей субъ-ектности на основе личностного проживания присвоенных социальных образцов, ценностей, норм и предписаний. Особенность экологического самосознания в этом смысле состоит в сознавании личностью себя как субъекта в отношениях с окружающей средой, другими словами, своей экологической субъектности.

Понимание способов детерминации поведения человека крайне важно при формировании экологического самосознания, обеспечивающего выбор и реализацию личностью экологически релевантных форм деятельности и поведения. Как правило, свое знание о том, как надо взаимодействовать с окружающей средой, ребенок строит на основе наблюдения за тем, как эта деятельность осуществляется обществом, различными социальными институтами, другими людьми. По этому же принципу построено и представление экологических проблем в содержании школьного образования: познание системы отношений между людьми и окружающей средой осуществляется на образцах, отчужденных от самого обучающегося, внешних по отношению к нему. При этом обычно школа, учителя не ставят себе целью контролировать, отслеживать то, в какой мере личность проецирует такие образцы на себя, субъективирует их, вырабатывает личное отношение к ним, преобразует внешние социальные ценности, нормы, предписания в личные ценности, убеждения и установки. Вместе с тем, как было показано выше, формирование экологического самосознания как детерминанты экологически релевантного поведения личности предполагает развитие его субъектной компоненты, закладывает основу восприятия обучающимся самого себя не как наблюдателя, а как субъекта экологических взаимоотношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Кряж, И. В. (2013) Психология смысловой регуляции экологически релевантного поведения : дис. ... д-ра психол. наук. Харьков. 435 с.

Мухина, В. С. (1999) Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Издательский центр «Академия». 456 с.

Ситаров, В. А., Мавлютова, О. С. (2002) Экологическое образование школьников в контексте изменяющегося мира // Философия образования. № 4. С. 102-107.

Ситаров, В. А., Ревин, С. Н. (2013) Дидактические возможности пилотируемой космической станции в экологическом образовании школьников // Изв. Тульск. гос. ун-та. Гуманитарные науки. №2. С. 478-484.

Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М. : Изд-во Моск. ун-та. 284 с.

Дата поступления: 2.09.2014 г.

environmental self-consciousness AS A determinant of environmentally relevant behavior V. A. Sitarov, L. Urekeshova (Moscow University for the Humanities)

Environmental studies and projects have now become an investment priority for most developed states. At the same time, the majority of their Citizens are still not sufflciently environmentally active. The universal alienation between individuals and the global and national environmental policies provokes irresponsible environmental behavior and careless attitude to environmental threats. This

makes the challenge of making environmental consciousness and self-consciousness the foundations of environmentally relevant behavior ever more topical.

Being a powerful factor of self-criticism, self-development and self-improvement, self-consciousness regulates both particular behavior acts and their direct assessments and the long-term life planning. In this context, environmental self-consciousness guarantees a reflective and responsible attitude towards the world around, an attitude based on rational knowledge, emotional feeling and self-regulation of environmental behavior.

A dialectical unity of identification and separation which underpins the person's self-consciousness defines the double determination of human behavior: the external one based on knowing social patterns, values, norms and prescriptions; and the internal one founded on subjectivized values and convictions.

Understanding the forms of determining human behavior is crucially important for environmental consciousness which provides the choice of environmentally relevant forms of behavior and activity.

Keywords: environmentally relevant behavior, environmental consciousness, environmental self-consciousness.

REFERENCES

Kriazh, I. V. (2013) Psikhologiia smyslovoi reguliatsii ekologicheski relevantnogo povedeniia [The Psychology of Semantic Regulation of Environmentally Relevant Behavior] : diss. ... Doctor of Psychology. Kharkov. 435 p. (In Russ.).

Mukhina, V. S. (1999) Vozrastnaia psikhologiia: fenomenologiia razvitiia, detstvo, otrochestvo [The Psychology of Age: The Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence]. Moscow, Akademiia Publ. Center. 456 p. (In Russ.).

Sitarov, V. A. and Mavliutova, O. S. (2002) Ekologicheskoe obrazovanie shkol'nikov v kontekste izmeniaiushchegosia mira [Environmental Education of School Students in the Context of a Changing World]. Filosofiia obrazovaniia, no. 4, pp. 102-107. (In Russ.).

Sitarov, V. A. and Revin, S. N. (2013) Didakticheskie vozmozhnosti pilotiruemoi kosmicheskoi stantsii v ekologicheskom obrazovanii shkol'nikov [Didactic Opportunities of Piloted Space Station in the Environmental Education of School Students]. Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, no. 2, pp. 478-484. (In Russ.).

Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti [The Self-conscience of the Person]. Moscow, Moscow State University Publ. 284 p. (In Russ.).

Submission date: 2.09.2014.

Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, ул. Юности, д. 5. Тел: +7 (495) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Урекешова Лариса — аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р пед. наук, проф. В. А. Ситаров.

Sitarov Viacheslav Alekseevich, Doctor of Pedagogy, Professor and Chair, Department of the Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.:+7 (495) 374-74-59. E-mail: [email protected]

Urekeshova Larisa, Postgraduate, Department of the Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: [email protected]. Research adviser: Doctor of Pedagogy, Professor V. A. Sitarov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.