6
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2010
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
УДК 378
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
©2010 Ахмедов М.А., Ахмедбекова Р.Р.*
Дагестанский государственный университет * Дагестанский государственный педагогический университет
В статье приводится сравнительный анализ терминов «экология» и «культура», а также механизм формирования экологической культуры личности специалиста через развитие мировоззрения, комплекса знаний, способствующих пониманию сущности природных процессов и ответственности человека за свои действия в отношении окружающей среды.
The authors of the article perform the comparative analysis of "ecology" and "culture" terms. They also analyze the mechanism of the formation of a specialist’s ecological culture through the development of the world outlook, the complex of the knowledge, promoting the realizing the essence of natural processes and responsibility of a person for his/her actions concerning the environment.
Ключевые слова: экология, экологическая культура, экологическое сознание, модель экологической культуры.
Keywords: ecology, ecological culture, ecological consciousness, model of the ecological culture.
Анализ философской, психологопедагогической и другой литературы показывает, что культура как способ жизнедеятельности одновременно выступает процессом и результатом, совокупностью социальных норм и особой знаковой системой, отражающей уровень развития общества и отношений людей между собой, подразумевая своеобразие жизни наций и народов, а также универсальные непреходящие ценности. Сегодня в научной, научнопопулярной литературе, в средствах массовой информации широко при-
меняется понятие «экологическая культура», которое, несмотря на это, до сих пор не имеет общепринятого толкования. Сложность вопроса, на наш взгляд, заключается в том, что данный феномен объединяет воедино самостоятельные понятия - «экология» и «культура», которые в научной литературе трактуются по-разному.
По мнению И. Канта, культура представляет собой систему нравственных норм, помогающих человеку воспитать сознательно-моральную личность, поскольку наставления и
Психолого-педагогические науки • • •
обучения вбирают в себя и реальность, и весь надличностный мир ценностей, идей и смыслов.
Среди российских философов параметры духовности, нравственности, красоты и гармонии наиболее полно проанализированы В. С. Соловьевым, по мнению которого культурный прогресс сам по себе выступает безусловной и окончательной целью, средством, направлением внутренне присущей личности возможности «бесконечного совершенства через восприятие и усвоение абсолютной полноты бытия» [5].
Английский ученый Э. Тайлор рассматривает культуру как «общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развития нравственности, силы и счастья человека» [7].
Общепринятым является мнение, согласно которому культура как явление невозможно понять, не соотнеся его с природой и экологией, поскольку она характеризуется как вторая хронологическая природа, воспроизведенная в другом измерении, другими средствами, позволяющими познавать и за счет этого детально, углубленно отражать, возделывать, воспитывать [2].
Следует отметить, культура личности, в которой выделяют внешний и внутренний уровни, проявляемые в поведении, в стиле общения с окружающими, во всех видах деятельности формируется и проявляется в среде, которая сложна, неоднородна и предъявляет разные требования к субъекту. При этом неумение соответствовать социальной среде становится серьезной помехой для личности и окружающих.
Анализ философской и другой литературы показывает, что выделение культуры из природы явилось необходимым условием превращения биосферы в ноосферу, для которой характерна разумность, доброта и красота. При этом отмежевание культуры от природы ведет к обессмысливанию всей культурной деятельности, а отчужденная от природы, замкнутая на ценности экономического роста, теряя присущую ей
7
экологичность, она становится антиэкологической, превращаясь в свою противоположность - антикультуру и если ведет человека к природе, то именно в том смысле, что превращает его из человека снова в животное [3, 4, 7].
Следует отметить, что формирование культуры идет сопряженно и взаимообусловленно со становлением общества, всех его составляющих, в числе которых немаловажное место занимает экологическая ситуация.
Сравнительный анализ применения термина «экология» свидетельствует о том, что она описывает взаимоотношения человека и природы как науку о взаимоотношениях организмов и их сообществ с окружающей средой, а также принципы, методы и результаты хозяйственного освоения природной среды и ее ресурсов.
Рассматривая взаимодействие экологии и культуры, Б. Т. Лихачев утверждает, что экология не просто междисциплинарная наука, а « ...проблема человеческой культуры в целом, поскольку причины гибели биологических, экологических систем в культурных человеческих ценностях одни и те же и заключаются в культурном уровне общества, в частности, в его нравственной составляющей. Следовательно, если состояние культуры не будет улучшаться, не улучшится и положение с экологией» [3].
Отметим, что такой подход, объединяющий культуру и экологию, позволяет перейти к рассмотрению сущности «экологической культуры», предполагающей изменение человека с целью увеличения его образованности и совершенствования нравственных особенностей личности, развития духовных качеств.
Анализ отечественной литературы указывает на существование множества дефиниций понятия «экологическая культура», среди которых: совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе [2, 4].
По нашему мнению, особенностью экологической культуры выступает
8
Известия ДГПУ, №4, 2010
то, что образующие ее продукты -ценности разнопорядковые; экологические знания - духовная ценность безотносительно к ценности природы; ценностное отношение к природе само выступает как ценность «второго порядка» для общества, так как иерархия ценностей подвижна; наконец, ценность природы духовна и материальна и может выступить как потребительская стоимость, как стоимость, духовные же ценности могут быть конкретизированы как польза, красота, истина.
Согласно Ю. Ю. Галкину, экологическая культура представляет собой относительно самостоятельную часть культуры, выражающую характер отношений между обществом, человеком и природой в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, а также меру и способ включенности человека в деятельность по преобразованию окружающей природной среды с целью прогрессивного развития общества, степень ответственности за состояние окружающей среды, сохранение природных балансов [1].
Следовательно, экологическая культура характеризует направленность человеческой деятельности на сохранение природных условий, необходимых для жизни, формы и виды которой должны включать в себя экологическую составляющую как условие сохранения не только природной среды, но и самого общества.
Экологическую культуру И. Д. Зверев рассматривает как овладение системой научных знаний о природе и ее взаимодействии с обществом, выработку сознания и понимания необходимости оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой, развитие эмоциональночувственного и нравственноэстетического восприятия среды и чувства долга, ответственного отношения к природе [2].
По И. Т. Суравегиной, экологическая культура представляет собой диалектическое единство знаний, положительного отношения к знаниям и реальной деятельности человека в окружающей среде [6].
Трактуя экологическую культуру, И. Н. Пономарева рассматривает ее в качестве важнейшей части общей культуры человека, проявляющейся во всей его духовной жизни, в поступках и в быту: как особое свойство личности понимать ценность природы, характеризуемое совокупностью знаний по экологии, умений природопользовательской деятельности, гуманистического отношения ко всему живому и к окружающей среде [4].
Итак, экологическая культура включает систему, взаимосвязанных элементов: экологические знания
(естественнонаучные, гуманитарные, нормативные, технические, практические и т.д.), экологическое мышление и экологически оправданное поведение (рис.).
Психолого-педагогические науки
• • •
9
Рис. Модель формирования экологической культуры личности специалиста
Одной из составляющих экологической культуры является мировоззрение, рассматриваемое как «обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей» [8. С. 454]. При этом отличительной особенностью экологического мировоззрения выступает наличие знаний об окружающей среде, осознание личностью необходимости строить свои отношения с окружающей средой с позиции экологической целесообразности.
Следует выделить ценностные ориентации как элемент экологического мировоззрения, соединяющие в себе функции знания, самосознания и целеполагания, через которые обеспечивается личностный смысл, основа деятельности и т.д. При этом экологические знания служат фундаментом экологического мировоззрения и включают: научные знания о природе; знания о проблемах взаимодействия общества и природы; специальные экологические знания, в совокупности способствующие осознанию важности экологических проблем, развитию экологического сознания; ценностные ориентации действия в окружающей среде.
Показателем экологической культуры личности выступает экологическое сознание, трактуемое как совокупность представлений (индивидуальных и групповых) о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.
На современном этапе развития общества актуальное значение приобретает формирование экологиче-
ской культуры личности специалиста через развитие соответствующего мировоззрения, призванного обеспечить осознание человеком своей сопричастности к экосистеме, индивидуальное и коллективное осознание своего влияния на природную среду, как положительного, так и отрицательного. Кроме того, актуальное значение приобретает формирование комплекса знаний, содействующих пониманию сущности природных процессов и ответственности человека за свои действия в отношении окружающей среды; убеждений в необходимости практических действий по предотвращению ущерба окружающей природе, защите и улучшению окружающей среды; способности квалифицированно решать экологические проблемы в индивидуальных и коллективных действиях; воспитание потребности в общении с природой.
Обобщение вышеизложенного позволяет определить, что развитие экологической культуры личности предполагает сформированность в рамках учебного процесса:
- интеллектуальной составляющей, обеспечивающей представления о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе;
- деятельностной составляющей, включающей систему интеллектуальных и практических умений, навыков (технологий) и опыта (стратегий) взаимодействия с природой;
- эмоционально-чувственной составляющей, характеризующей опыт эмоционально-ценностного отношения к природе, экологически целесообразного поведения личности на основе соответствующего отношения к природе; определяющей характер взаимодействия с природой, мотивы и стратегии поведения.
Итак, важным направлением формирования и развития экологической культуры студента выступает осознание и воплощение в жизнь общечеловеческих ценностей по взаимодействию с окружающей средой, объектами природы, проявление действенно-волевых качеств и т.д.
10
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2010
По нашему убеждению, систему образования необходимо ориентировать на реализацию гуманистической и экологической функций, экогумани-
Примечания
стического подхода на выработку убеждения в значимости сохранения жизни на Земле как высшей, абсолютной ценности.
1. Галкин Ю. Ю. Экологическое сознание: понятие и сущность // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2004. № 3. 2. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980. 3. Лихачев Б. T. Философия воспитания. Владивосток, 2010. 4. Пономарева И. Н. Основы общей биологии: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / под общей ред. проф. И. Н. Пономаревой. М., 2004. 5. Соловьев В. С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. № 6. 6. Суравегина И. T. Экологическое образование: проблемы базовых знаний // Биология в школе. 1993. № 1. 7. Тайлор Э. Б. Антропология. СПб., 2002. 8. Философская энциклопедия. В 5 т. T. 3. / Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1964.
Статья поступила в редакцию 30.09.2010 г.
УДК 37.035.6
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© гою Джамалудинова З.Г.
Дагестанский государственный педагогический университет
Представлены результаты экспериментального исследования специфики патриотического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы. Автором выделено 4 уровня сформированности чувства патриотизма у младших школьников, обоснована система работы по воспитанию детей младшего школьного возраста в духе патриотизма и формирования у них общероссийской идентичности.
The article represents the results of the experimental research of the specifics of the patriotic education at the primary school. The author singled out 4 levels of the junior schoolchildren’s generated patriotism, worked out the education methods in the patriotic spirit and the development of junior schoolchildren’s all-Russian identity.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, толерантность, культура межнационального общения.
Keywords: patriotic education, tolerance, culture of the interethnic communication.
Патриотическое воспитание учащихся начальной школы является весьма актуальной проблемой педагогики, так как именно в этом возрасте происходит осознание ребенком себя гражданином своей страны, закладываются основы гражданственности, причастности к судьбе своего государства, любви к Родине. Исходя
из этого тезиса мы предположили, что проведение в начальной школе специальных уроков, посвященных вопросам патриотизма, будет способствовать оптимизации этого процесса и повышению его эффективности. Теория патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения, разра-