Научная статья на тему 'Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования'

Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5825
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL AWARENESS / ECOLOGICAL THINKING / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуйкова Людмила Юрьевна

В работе рассмотрены модели экологического образования в средней общеобразовательной школе. Предлагается установить формирование экологического сознания целью экологического образования в школе. Поэтапное формирование экологического сознания, адекватного современному положению дел во взаимоотношениях общества и природы, направленного не только на отражение реальной действительности и оценку взаимоотношений с природой, но и на развитие способности формировать на основе полученной информации планы и структуры, позволяющие адекватно прореагировать на окружающую обстановку и ее изменение, отнесены адекватному экологическому сознанию. Продуктом адекватного экологического сознания является экологическая культура, адекватная современным отношениям с природой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION MODELS USED IN THE SCHOOL OF EDUCATION

The paper discuss models of environmental education in secondary school. It is proposed to establish the formation of ecological consciousness as the aim of environmental education in schools. The gradual formation of ecological consciousness that is adequate to the contemporary state of affairs in the relations between society and nature, aimed not only at the reflection of reality and evaluation of the relationship with nature, but also to develop the capacity to form on the basis of the information and plans for structures that can adequately respond to the environment and its changes have been attributed to adequate environmental consciousness. The result of the adequate environmental awareness is the environmental culture that is suitable to the contemporary relationship with nature.

Текст научной работы на тему «Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (17) 2011. с.20-32.

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Чуйкова Л.Ю.

Астраханский государственный университет chuikova@yandex. ru

Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое сознание,

экологическое мышление, экологическая культура

В работе рассмотрены модели экологического образования в средней общеобразовательной школе. Предлагается установить формирование экологического сознания - целью экологического образования в школе. Поэтапное формирование экологического сознания, адекватного современному положению дел во взаимоотношениях общества и природы, направленного не только на отражение реальной действительности и оценку взаимоотношений с природой, но и на развитие способности формировать на основе полученной информации планы и структуры, позволяющие адекватно прореагировать на окружающую обстановку и ее изменение, отнесены адекватному экологическому сознанию. Продуктом адекватного экологического сознания является экологическая культура, адекватная современным отношениям с природой.

ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION MODELS USED IN THE SCHOOL OF EDUCATION

Chuikova L. Yu.

Astrakhan State University chuikova@yandex. ru

Key words: environmental education, environmental education, environmental awareness, ecological thinking, ecological culture

Abstract: The paper discuss models of environmental education in secondary school. It is proposed to establish the formation of ecological consciousness as the aim of environmental education in schools. The gradual formation of ecological consciousness that is adequate to the contemporary state of affairs in the relations between society and nature, aimed not only at the reflection of reality and evaluation of the relationship with nature, but also to develop the capacity to form on the basis of the information and plans for structures that can adequately respond to the environment and its changes have been attributed to adequate environmental consciousness. The result of the adequate environmental awareness is the environmental culture that is suitable to the contemporary relationship with nature.

Становление системы экологического образования в российской средней школе с 1950-60 гг. происходило в процессе преодоления сложившегося стереотипа природоведческого образования утилитарного назначения в сторону природоохранного. Следует отметить, что с начала природоохранного направления в образовании педагоги использовали его для воспитания таких качеств личности как сострадание и любовь к природе, ко всему живому, патриотические, эстетические и поэтические чувства. Природоохранное образование по своему содержанию оказывало влияние на формирование духовного компонента личности.

С 80-х годов, когда природоохранное образование стало трансформироваться в экологическое, практически не наступило изменения воспитательных целей экологического образования: они оставались такими же, как раньше. Как отмечал А.Н.Захлебный, хотя и происходил рост информированности учащихся об экологических проблемах, эти знания не обеспечивали изменения отношения к экологическим проблемам и взаимодействию общества и природы [9].

Ряд ученых исследовали проблему перестройки сознания учащихся через перестройку эмоционально-чувственного аспекта, например, посредством воспитания любви и бережного отношения к природе (Л.П.Салеева, В.М.Минаева, М.Н.Сарыбеков, Е.Крылов и др.).

Идею связать обучение с выработкой поведенческого и ценностного аспекта личности разрабатывали И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина и др. Это направление оказало заметное влияние на последующие исследования проблемы экологического образования (Э.А.Турдикулов, С.Е.Павлюченко, Л.Худайбердиев, Е.Б.Кнорре, Н.А.Пустовит и др.). Причем, часть из них стремились как можно полнее экологизировать содержание знаний, другие - системой определенных заданий сформировать способы ориентировочной деятельности, пытаясь таким образом заложить поведенческие основы.

С конца 80-х годов главной целью экологического образования стало формирование экологической культуры личности. Анализ педагогических исследований по проблемам экологического образования 80-90-х годов показывает, что многие исследователи шли к решению проблемы формирования экологической культуры через воспитание ценностного отношения к природе, которое рассматривают в рамках духовно-нравственного воспитания личности. В диссертационном исследовании О. С. Наумовой, посвященной изучению идеи воспитания экологической культуры личности, как духовно-нравственной проблемы, автор утверждает, что ведущими концепциями, на базе которых строилось экологическое образование в 80-90-е гг.

- это духовно-нравственное воспитание, как основа формирования экологической культуры и что и в настоящее время эта цель является актуальной. Как и прежде, оставалось актуальным развитие ценностных ориентаций школьников на высшие человеческие ценности: любви, истины, красоты, справедливости, ответственности, долга, чести, достоинства. При этом в разработках доминируют экологические ценности, к которым исследователи относят ценности жизни, здоровья, сохранение благоприятной окружающей среды.

По прошествии времени, совершенно ясно, что коммунистическая идеология оказала серьезное влияние на этот подход, но положительных результатов не принесла. За период с 1960 по 1990 гг., несмотря на серьезные теоретические наработки, задача перестройки сознания личности в направлении приоритета экологических ценностей и понимания взаимосвязей в природе не была решена. Об этом свидетельствует оценка результатов экологического образования, прозвучавшая в 1990 году из уст министра образования того времени Г.А.Ягодина на III Всесоюзной конференции «Образование в области окружающей среды»: «... в области экологии три поколения находятся на одном и том же уровне знания, а вернее незнания своей среды обитания...». И далее: «Новый подход к экологическому образованию требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологической мировоззренческой установкой» [35].

Исследуя в своей работе теоретико-методологические основы экологического образования,

А.А.Борискин, проводит анализ различных концепций общего среднего экологического образования, представленных в последние десятилетия, и приходит к выводу, что нет «однозначного и обще приемлемого определения главной цели экологического образования». В одних случаях - это формирование экологически грамотного человека, в других - воспитание ответственного отношения к природе, в-третьих - это формирование экологического сознания, в четвертых - формирование экологической культуры, в пятых -формирование экологического мировоззрение [6]. Добавим: в-шестых - формирование экологического мышления. Эти качества связаны между собой, однако, в педагогической литературе не отражено четкое представление о соотношении этих качеств в личности школьника и то, какие из них базисные, какие производные.

Можно ли выделить одну из вышеназванных целей в качестве основной?

Полагаем, что каждое из вышеназванных качеств дает то, или иное проявление в той, или иной ситуации. Формирование этих качеств осуществляется разными путями, в различном возрасте и рассчитано на выполнение определенной роли (или функции) в определенных условиях. Поэтому одни из этих качеств необходимы для одной категории обучаемых, другие - для другой, третьи - для всех. Одна из задач нашего исследования заключается в том, чтобы выяснить, как связаны эти качества между собой, какие из них наиболее универсальны и дают базу для дальнейшего развития в профессиональной сфере, какие наиболее оптимальные качества следует формировать в школе, а какие - может быть в ВУЗе.

С 90-х годах прошлого века, в настоящее время сохраняется два подхода к экологическому образованию: первый - базирующийся на природоохранном содержании и воспитании эмоционально -нравственного отношения к природе и второй - направленный на формирование более глубоких интеллектуальных качеств личности: экологического мышления, экологического мировоззрения и др. [32]. На основании этих подходов процессы «экологическое образование» и «экологическое (природоохранное) воспитание» различаются не только целями, задачами, но также содержанием и используемыми методами. Разберемся в истоках таких подходов и их сущностном значении.

Пономарева И.Н рассматривала экологическое образование через систему экологических понятий, а понятия являются основой систематизированных знаний и дают понимание экологических закономерностей [23].

По мнению Е.В.Хохловой неверно пользоваться сочетанием этих понятий: «экологическое образование и воспитание». Она считает, что экологическое образование и экологическое воспитание являются частными направлениями более общих процессов образование и воспитания. При этом, первое правомерно связывать с формированием системы экологических знаний, умений и навыков, т.е. с интеллектуальным, познавательным развитием, а второе - с формированием экологических потребностей,

интересов, убеждений, правил, принципиальных установок, т.е. экологических ориентаций. Экологическое воспитание является фундаментом, на котором формируется экологическая культура личности [31]. Последнее утверждение нам представляется не вполне правильным, так как воспитание - это процесс внешнего воздействия на личность, а экологическая культура - качество личности. Автор ставит посторонний фундамент для экологической культуры личности в виде процесса воздействия, внешнего для личности. Такое представление недопустимо для понимания экологического воспитания и экологической культуры.

Для правильного осмысления связей между этими и другими базисными категориями установим значение таких базовых категорий, как «образование» и «воспитание». В соответствии с их трактовками в Советском энциклопедическом словаре: «Образование - это процесс и результат усвоения

систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду» [25]. «Воспитание - это процесс систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением. Цели, содержание и организация воспитания определяются господствующими общественными отношениями» [25].

На основании этих определений нами выведены следующие определения. Экологическое образование (ЭО) - это процесс и результат усвоения систематизированных экологических знаний, умений и навыков, как один из аспектов общего образования, который является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду в соответствии с экологическими законами. Экологическое воспитание (ЭВ) - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к экологически грамотной производственной, общественной и культурной жизни [32].

Эти определения вполне соответствуют современным представлениям об экологическом образовании и экологическом воспитании. Цели и задачи экологического образования и воспитания различными исследователями понимаются по-разному. Цель экологического образования, выраженная в формировании экологической культуры, получила распространение и используется до настоящего времени. Но что вкладывается в термин «экологическая культура», и какая роль должна быть отведена процессу экологического образования и воспитания.

Как известно, экологическое образование выполняет функцию инструмента в руках педагога, воздействующего специальным образом на личность школьника с целью изменения отношения к природе. Какие изменения личности ученика по отношению к природе дадут наибольший эффект: на уровне культуры поведения, на уровне осознания связей с природой, места человека в ней, на уровне отношения к природе и т.п. Здесь взгляды ученых на результат экологического образования также различаются. Проблемой перестройки отдельных аспектов сознания молодежи, через воспитание любви и бережного отношения к природе занимались Л.П.Салеева, В.М.Минаева, М.Н.Сарыбеков, С.Е.Крылов и др. Идея связать обучение с выработкой поведенческого и ценностного аспекта личности лежит в основе работ И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной и др. Теоретические и методологические основы формирования ответственного отношения к природной среде определены в трудах, посвященных природоохранительному образованию, таких, как: «Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования» (Захлебный А.Н., 1981), «О формировании ответственного отношения учащихся к природе в системе коммунистического воспитания» (Зверев И.Д., 1975), «Экология в школьном обучении: Новый аспект образования» (Зверев И.Д., 1980), «Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии» (Суравегина И.Т. 1986). Как было отмечено выше, они базировались на коммунистической идеологии строителя коммунизма.

Подход, разработанный этими авторитетными учеными, оказал влияние на последующие исследования, касающиеся формирования отношения к природе. Проблеме построения экологического образования на концепции этих авторов посвящено немало прошлых и современных работ. Ряд исследователей, разделяет такой подход к экологическому образованию. Они полагают, что воспитание ценностного отношения к природе, нельзя рассматривать вне целостного духовно-нравственного воспитания личности. И таким образом, они приводят экологическое образование к духовно-нравственному воспитанию.

Вопросами формирования ценностного отношения школьников к природе занимались Р.Г. Мангушев [36], И.Ю. Солдаткин [26], А.Н.Алексеев [2], А.П.Сидельковский [27, 28], И.Т.Баранова [5] и др. Непосредственно вопросам экологической культуры были посвящены работы Н.Н. Мамедова, Э.В. Гирусова, Л.М. Андрюхиной, М.С. Каган, Д.С. Лихачева,. Э.С. Маркаряна [3, 7, 12, 15, 17, 19) и др.

Основой для последующих исследований стала для многих исследователей «Концепция общего школьного экологического образования», разработанная авторским коллективом в составе И. Д. Зверева,

А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Л. Н. Салеевой, в которой целью экологического образования стало становление экологической культуры, как совокупности нравственного духовного опыта взаимодействия человека с природой и развитие ответственности человека в решении экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общества. Причем, «экологическая ответственность» признается

авторами важнейшей составляющей экологической культуры личности и рассматривается как ключевая характеристика человека [11].

В своем диссертационном исследовании А.Н.Захлебный формулирует цели и задачи экологического образования в категориях, характеризующих такие свойства личности как «отношение», «поведение», «ответственность» [9]. Благодаря работам этих авторов к середине 90-х годов была разработана значительная по объему научная и образовательная область знаний, представляющая современную экологию, элементы которой можно было использовать в образовательной системе для решения педагогических задач в рамках самостоятельной учебной дисциплины «экологии».

После конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (1992), проходившей в Рио-де-Жанейро, многие ученые попытались нащупать связи между устойчивым развитием и экологической культурой, являющихся, по их мнению, отражением различных аспектов одного и того же процесса -гармонизации социоприродных отношений, происходящей в рамках глобализации современного мира (Мамедов Н.М, Захлебный А.Н. и др.). Так Мамедов Н.М. в 2001 г. выдвинул концепцию, согласно которой, основу экологической культуры составляет экологическая этика, которая создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие человеческого и природного бытия [18]. Вместе с тем, автор утверждает, что в современном мире усиливаются процессы экологической глобализации, что делает более опасным стихийное экологическое развитие, а так как человечество переживает эпоху формирования нового способа мышления, содержательную основу которого в значительной мере составляют глобальные идеи, интегративные процессы, образ жизни людей, характер их мировосприятия, то важной становится задача формирования глобального сознания.

Под влиянием этих документов и вышеназванной концепции современный этап экологического образования в Российской Федерации характеризуется некоторыми авторами как экологическое образование в интересах устойчивого развития (проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2007). Так, по мнению Аргуновой М.В. образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением условий жизнедеятельности людей и управлением факторами риска [4]. Экологическое образование в интересах устойчивого развития должно строиться на основе экологогуманистического подхода и выступать в качестве надпредметного направления модернизации образования, отвечающего за будущее развитие цивилизации.

Однако до настоящего времени в практическом образовании отсутствует надпредметное направление эколого-гуманистического подхода. Полагаем, что этот путь не соответствует традициям российской системы образования. Кроме того, он не имеет разработанных концепций и практического материала для реализации в школе, необходимого для оценки его перспективности.

Еще одна работа оказала значительное влияние на понимание экологической культуры - это проект документа «Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации», разработанный коллективом ученых под руководством С.А.Степанова. В этой работе, под экологической культурой общества авторы понимают: «относительно самостоятельную часть общечеловеческой культуры, систему национальных и общечеловеческих ценностей, выражающую и определяющую характер отношений межу обществом, человеком и природой в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей, меру и способ включенности человека в деятельность по устойчивому поддержанию окружающей природной среды с целью прогрессивного развития общества, степень ответственности человека перед обществом и общества перед человеком за состояние природы и рачительное использование природных ресурсов». При этом развитие экологической культуры общества, по мнению авторов, должно реализовываться через систему экологического образования, воспитания и информирования [22]. В соответствии с вышеназванным проектом, экологическое воспитание - представляет собой часть экологической культуры, процесс непрерывного систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления [22]. А экологическое образование - это целенаправленный непрерывный и комплексный процесс обучения и воспитания граждан с целью формирования у них экологической культуры, взаимодействия в системе «человек - общество - природа» [22]. В этих определении экологического воспитания говорится о том, что оно представляет собой часть экологической культуры. Это не совсем так.

Проанализируем авторские трактовки экологической культуры в различных концепциях экологического образования.

В концепции формирования экологической культуры, разработанной Б. Т. Лихачевым, под экологической культурой автор понимает систему специальных знаний и усвоение способов деятельности, ориентированных на совместимость с природой. Такая культура, по мнению автора, строится на эмоциональной отзывчивости и чувстве ответственности за состояние окружающей среды, стремлении жить в созвучии с нею, строгом соблюдении правовых законов [13]. В этой трактовке одним из компонентов экологической культуры является система специальных знаний, формирование которой является функцией

образования. Между тем, как эмоциональная отзывчивость и чувство ответственности - качества личности, которые воспитываются.

В работе Н.С. Дежниковой и И.В. Цветковой, посвященной воспитанию экологической культуры детей и подростков, авторы связывают ее с сознанием, отмечая, что наиболее существенным моментом в воспитании экологической культуры у детей и подростков является перевод их сознания в другую ипостась

- из природопотребительской в природосберегающую [8]. Но, при этом, задача формирования экологической культуры представлена авторами, как сугубо воспитательная, направленная на освоение подростками новой системы ценностей во взаимоотношениях с природой [8]. Но ведь освоение новых ценностей может осуществляться как через чувственное воспитание, так и на основе познания объективной реальности, на базе которого формируются ценности.

В диссертационном исследовании А. А. Борискина дается следующее авторское определение понятию «экологическая культура», применительно к личности учащегося: «экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов: экологических знаний (естественнонаучных, гуманитарных, технических и др.), экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей; экологической культуры и культуры чувств, экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления, культуры чувств и деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение» [6].

Несмотря на то, что определение не совсем корректно, так как в понятие «экологической культуры», помимо системы знаний, мышления, автор опять включает «экологическую культуру», мы считает, что А. А Борискин дает определение результату экологического образования, который должен получить ученик. Но представленное автором определение по нашему мнению имеет более объемное значение, чем экологическая культура. Выделив такие компоненты как экологические знания, экологическое мышление, экологическую культуру, экологически оправданное поведение, автор по нашему мнению, раскрывает содержание понятия «экологическое сознание».

О наличии в продукте экологического образования, процессуального компонента, то есть экологического мышления, также говорится в работе В. И. Лещинского, С. В. Неделиной и Т. П. Бурениной. Считая целью экологического образования формирование экологической культуры, авторы полагают, что экологическая культура - это часть общей культуры, и, поэтому в ней должны присутствовать: процессуальный компонент - осознание человеком своей социальной и нравственной ответственности за состояние окружающей среды и нравственный аспект - понимание сущности экологической культуры как части общей культуры личности. Согласившись с первой частью этого определения, мы не можем согласиться ни со второй его частью, ни с последующим высказыванием авторов о том, что «экологическая культура - это такой уровень сознания личности, который управляет и мышлением, и всей деятельностью человека на основе личностного принятия им абсолютной ценности жизни» [14]. Скорее, в экологической культуре отражается уровень экологического сознания, потому, что, по нашему мнению, экологическое сознание проявляется не только в культуре, но и в оценках, отношении, аналитических и прогнозных функциях и т.п.

В своем исследовании, посвященном этнопедагогическим аспектам экологической культуры школьников З. А. Хусаинов отмечает, что экологический стиль мышления ученика является интеллектуальной формой экологического сознания, высшим уровнем осознания природно-социальной среды, когнитивным фундаментальным компонентом экологической культуры молодого поколения, а религиозная культура, традиции, обряды и обычаи народа своим экологическим содержанием устанавливают стабильные нормы и правила поведения детей в природе, способствуют формированию у них экологической культуры.

Согласно этому определению экологическое сознание - это фундаментальный компонент экологической культуры, а мышление - это интеллектуальная форма экологического сознания. Автор показывает связь экологического мышления и экологического сознания, но функциональная зависимость между мышлением и сознанием другая: мышление является продуктом сознания, а не наоборот. На основании проведенного ранее исследования, мы пришли к заключению, что экологическое сознание -образование более объемное, чем экологическое мышление или экологическая культура [29]. Экологическое мышление - это инструмент, которым может оперировать экологическое сознание, если его сформировать у ученика специально организованной учебно-познавательной деятельностью. Экологическая культура - это один из продуктов, который генерирует экологизированное сознание.

Вместе с тем, тезис З. А. Хусаинова о том, что культурные традиции, способствуют формированию экологической культуры, неоспорим. Он обозначен также в определении экологической культуры, представленном в «Стратегии развития экологического образования Российской Федерации». Один из разработчиков этого документа В. В. Мисенжников в своей работе «Экологическая культура и государственная политика» поясняет, что в представленном в документе определении понятия «экологическая культура» принимали участие, помимо него Н. Ф. Реймерс, А. А. Вербицкий, И. Д. Зверев,

С. Н. Глазачев. Согласно этому определению, экологическая культура - это «совокупность опыта взаимодействия людей с природной средой, выраженная в виде теоретических знаний, нравственных норм, ценностей и культурных традиций, обеспечивающая формирование экологического сознания, способы практического взаимодействия с этой средой» [28]. Это определение дает трактовку понятию «экологическая культура», как социальному феномену. Действительно, экологическая культура общества оказывает большое влияние на формирование экологического сознания и формирование экологической культуры индивида. Но это определение вряд ли может быть применено для трактовки экологической культуры ребенка, так как передать ему в виде знаний «совокупность опыта взаимодействия людей с природной средой» - неразрешимая задача. Этот опыт невозможно уместить в школьный учебник. Вместе с тем, согласимся, что знания об опыте взаимодействия с природой прошлых поколений людей, нравственных норм, ценностей и традиций являются одним из компонентов экологической культуры.

Из содержания вышеперечисленных определений мы вычленили те тезисы понятия «экологическая культура», которые отвечают нашим представлениям о его содержании: 1. экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры; 2. экологическую культуру определяет некий уровень сознания (экологического); 3. экологическое сознание управляет мышлением и деятельностью; 4. экологическая культура включает в себя знание опыта взаимодействия с природой прошлых поколений людей, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.

Понятие «экологическая культура» имеет также множество философских трактовок. Так Л.Н.Доценко считает, что экологическая культура представляет собой образ жизни человека и общества в целом, что она противопоставляется природе в том плане, что она возникла как механизм адаптации первых человеческих сообществ к окружающей природной среде [8]. Здесь следует подчеркнуть, что речь идет не о физиологических приспособлениях, а о психологических, мировоззренческих, поведенческих и социальных качествах, выработанных сообществами для выживания, а также о материальных достижениях -предметных, методологических и технологических, способствующих более высокой степени адаптации в осваиваемом социоприродном пространстве, составляющих экологическую культуру общества или социальной системы в целом. Иначе говоря, чем больше и сложнее организовано жизненное пространство личности, и чем больше осваивается ею новых культурных задач, тем больше изменений происходит в ней, и тем более востребованы общекультурные навыки поведения, позволяющие стабилизировать условия жизненного пространства, посредством выполнения определенных правил.

Академик Б.Т. Лихачев, полагает, что экологическая культура человека «органично связана с личностью в целом, она возникает как новое психическое образование, рассматриваемое как единство соответственно развитых сознания и эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания является особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно-обоснованное включение в природу, жизнь общества, имея в виду сохранение их равновесия» [16].

В этой формулировке неясно многое: что означает фраза о том, что экологическая культура возникает как новое психическое образование, рассматриваемое как единство развитых сознания и эмоционально -психических состояний. Непонятно, что это за психическое образование? Кем «рассматриваемое» это единство развитого сознания и эмоционально-психического состояния? Дальнейшая фраза ничего не проясняет, а только еще больше связывает экологическую культуру с сознанием, но такими связями, в которых разобраться невозможно, так как автор постоянно употребляет неопределенные характеристики, типа «особым образом ориентированная умственная аналитико-синтетическая способность человека». Причем эта неопределенность должна гарантировать научно обоснованное включение в природу, жизнь общества для сохранения их равновесия.

Профессор В.В. Мисенжников [21], являющийся одним из разработчиков «Стратегии развития экологического образования Российской Федерации», одобренной коллегией Министерства охраны окружающей среды в сентябре 1992 г., представил следующее определение понятия «экологическая культура», вошедшее в текст документа. Экологическая культура - это «совокупность опыта взаимодействия людей с природной средой, выраженная в виде теоретических знаний, нравственных норм, ценностей и культурных традиций, обеспечивающая формирование экологического сознания, способы практического взаимодействия с этой средой».

Вместе с тем, В.В. Мисенжников считает, что экологическая культура является важнейшим культурологическим феноменом, который, однако, не выходит за рамки общечеловеческой культуры, а является ее неотъемлемым компонентом.

В работе «Формирование экологической культуры школьников в образовательном процессе на основе личностной вовлеченности» авторы В.И.Лещинский, С.В.Неделина, Т.П.Буренина и др. дают трактовку предназначения экологической культуры: она выступает «как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы» [14]. По их мнению, формирование и становление экологической культуры несводимо к простому усвоению экологических знаний и норм. Это часть общей культуры и поэтому в ней

должен присутствовать процессуальный компонент - осознание человеком своей социальной и нравственной ответственности за состояние окружающей среды и нравственный аспект - понимание сущности экологической культуры как части общей культуры личности. Авторы полагают, что в основе экологической культуры лежит, прежде всего, ценностное отношение человека к явлениям окружающего мира.

Иначе говоря, экологическая культура - это такой уровень сознания личности, который управляет и мышлением, и всей деятельностью человека на основе личностного принятия им абсолютной ценности жизни [14].

При такой трактовке получается, что экологическую культуру определяет некий уровень сознания. Вопрос о том, как связана экологическая культура с уровнем сознания, как сознание управляет мышлением и всей деятельностью человека остается открытым.

Здесь авторы включают в понятие экологической культуры систему специальных знаний, усвоение способов деятельности, ориентированных на совместимость с природой, причем эти компоненты базируются на чувствах отзывчивости, ответственности, строгом соблюдении правил.

В диссертационной работе А.М.Ахмедовой, посвященной исследованию вопросов формирования экологической культуры подростков в полиэтнической среде [1], говорится, следующее: «В широком смысле слова экологическая культура отражает умение человека жить в гармонии с окружающей природной средой, предвидеть последствия своей преобразующей деятельности, умение управлять сложными научно-техническими средствами, брать на себя ответственность за судьбу планеты, сохранение всего живого на Земле».

В этом определении составляющими понятия «экологическая культура» являются: 1)

гармоничные отношения с природой, 2) прогностическая способность, которая представляет по нашему мнению высшую степень (уровень) экологического мышления, 3) умение управлять сложными научно -техническими средствами - то есть высший уровень инженерно-технического сознания, 4) высшая степень развития (сформированности) нравственной компоненты, отражающей ответственность за весь мир.

Из этого определения следует, что на Земле немного найдется действительно экологически культурных людей.

Далее автор говорит уже не об экологической культуре и условиях для ее развития, а об экологическом сознании следующей фразой: «Поиск эффективных условий развития экологического сознания в экологическом образовании предполагает развитие экологического мышления с ориентацией на творчество, самостоятельность, способности к саморегуляции своих поведенческих действий. А само экологическое образование должно закреплять на каждом уровне образования определенные объемы экологических знаний, развивать экологическое мышление, сознание и культуру подростков. Экологически культурная личность характеризуется тремя главными особенностями: психологической включенностью в мир природы, субъективным характером восприятия природных объектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы».

Как видно из этой фразы, условиями развития экологического сознания является, по мнению автора, развитие экологического мышления с ориентацией на творчество, самостоятельности, способности к саморегуляции поведения. Иначе говоря, развитие экологического мышления + личностные (поведенческие) качества (самостоятельность и саморегуляция) безотносительно к предмету их приложения - это основные условия развития сознания. То есть, нет самостоятельности -нет экологического сознания, есть самостоятельность (способность принимать решения без подсказки)

- есть условия для развития сознания.

Далее автор определяет процесс экологического образования, заключающийся в закреплении экологических знаний, развитии экологического мышления, сознания и культуры. И здесь понятия сознания, культуры и экологического мышления стоят в одном ряду, хотя ранее автор создал некую структуру понятия «экологическое сознание», в которой экологическое мышление было элементом экологического сознания, а еще ранее экологическая культура была заменена автором на термин «экологическое сознание», то есть эти понятия были им отождествлены.

В последней фразе приведенной выше цитаты автор выделяет три главных особенности экологически культурной личности: психологическая включенность в мир природы, субъективность восприятия природы, стремление к непрагматическому взаимодействию. Это означает, что по этим главным характеристиками педагог может установить, является ли личность экологически культурной или нет. В этой фразе автор уже не настаивает на наличии у личности экологически культурной гармоничных отношений с природой, некоторых способностей, умений, нравственных качеств, что заставляет усомниться в наличии у автора четких представлений об объекте изучения.

И все-таки экологическое образование в школе невозможно без процесса передачи знаний. Экологические знания являются одним из компонентов экологической культуры. Но, как известно, передача знаний еще не означает того, что человек с этими знаниями будет способен решать современные задачи в

области улучшения состояния окружающей среды и гармонизации отношений с природой. Следует понимать, что полученные в школе экологические знания не помогут изменить отношения с природой, если они не становятся востребованными социальной системой, или отвергаются ею, как это происходило в России в период с 2000 по 2010 гг. Социальная невостребованность приводит к их утрате и снижению уровня экологической культуры, достигнутого в процессе экологического образования. Это относится не только к школьникам, но и молодежи, получающей образование в профессиональных учебных заведениях разного уровня.

Если обратиться к законотворческой практике, то в различных регионах России, в законах, посвященных экологическому образованию применяются различные трактовки понятию «экологическая культура». Мы изучили ряд региональных законов «Об экологическом образовании», в которых дается определение этому понятию. Они представлены в табл.1.

Таблица 1.

Трактовки понятию «экологическая культура» в различных нормативных правовых актах

№/ п Источник (название работы и авторы) Определение или смысловая трактовка

4. Закон Тюменской области от 16.02.2004 г. «Об экологическом образовании и просвещении населения Тюменской области» экологическая культура - наследуемые и непрерывно формируемые знания и опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующие здоровому образу жизни, устойчивому социально -экономическому развитию и экологическому благополучию населения.

5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 22.06.2000 г. №56-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» Экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.

6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7.02.2006 г. №122 «О концепции формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга» Под экологической культурой понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентаций.

7. Закон Ульяновской области от 15.07.1997 г. №019 -ЗО «Об экологическом образовании в Ульяновской области» Экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

8. Закон Республики Башкортостан от 14.01. 1997 г. № 70-з «Об экологическом образовании в Республике Башкортостан» Экологическая культура - наследуемые и постоянно формируемые знания и опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующие здоровому образу жизни, устойчивому социальноэкономическому развитию, экологической безопасности каждого человека и республики в целом.

9. Закон Волгоградской области от 15.05.2003 г. № 825-ОД «Об экологическом образовании в Волгоградской области» Экологическая культура - совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений.

10. Закон Костромской области от 12.07.2006 г. № 60-4-ЗКО «Об экологическом образовании и Экологическая культура - система социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия человека, общества с окружающей средой.

просвещении, формировании экологической культуры в Костромской области»

11. Закон Воронежской области от 10.10.2008 г. №84-ОЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Воронежской области» Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, уровень нравственного развития общества, включая морально-этические нормы поведения людей на производстве, в быту и на отдыхе, формируемые в процессе жизни и деятельности поколений через систему непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения, способствующие здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально -экономическому развитию, экологической безопасности территории Воронежской области и каждого человека.

12. Закон Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 г. 205-З № 415-Ш. «Об экологическом образовании и просвещении» Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.

13. Закон Приморского края от 15.11.2001 г. N 164-КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае» Экологическая культура - передаваемый и постоянно формируемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально -экономическому развитию, экологической безопасности региона и каждого человека

14. Закон Иркутской области от 30.12.2003 г. N 86-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» Экологическая культура - система социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия человека, общества с окружающей средой.

15. Закон Камчатской области от 29.10.2002 г. №45 «Об экологическом образовании в Камчатской области» Экологическая культура - передаваемый и постоянно формируемый опыт жизнедеятельности человека, способствующий гармоничному взаимоотношению человека с окружающей средой, обеспечивающий устойчивое социально-экономическое развитие Камчатской области, экологическую безопасность региона и каждого человека.

16. Третья Программа по экологическому образованию и просвещению населения Свердловской области до 2015 года Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих природосообразную деятельность; реализуется в области образования, науки, искусства, верований, обычаях и традициях, поступках, способах активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды, способствует воспитанию и самовоспитанию экологической ответственности перед будущими поколениями. Экологическая культура включает: Специальные знания и умения, экологическое мышление,

экологическое

сознание, ценностные ориентации, экологические потребности, мотивацию экологически сообразной деятельности, практическую деятельность по сохранению природной среды,

мировоззрение, направленное на консенсус взаимоотношений

между обществом и

природой.

Проанализировав перечисленные определения, выделим основные характеристики понятия «экологическая культура», представленные в этих трактовках. «Экологическая культура», с точки зрения законодателей характеризуются следующими отличительными чертами:

• наследуемые знания и опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой (а не просто новые знания);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• совокупность экологического сознания и экологического поведения;

• система социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия с окружающей природной средой, формируемая в сознании и поведении людей экологическим образованием и просвещением;

• часть общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой.

Эти характеристики вполне определенны и реалистичны. Многие определения совпадают с нашими представлениями, но не отражают личностный аспект экологической культуры, а только социальный.

Так, например, определение из Закона Тюменской области: «экологическая культура - наследуемые и непрерывно формируемые знания и опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующие здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию и экологическому благополучию населения».

Если экологическая культура представляет собой «наследуемые и непрерывно формируемые знания и опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой...» и далее по тексту, то чему должны учить школьников учителя? Наследуемым знаниям - где их взять? Что это такое? Как им обучить школьников? Если что-то наследуется, например, опыт природопользования, то вряд ли в школе, а скорее в семье. Далее тоже все неопределенно, и очень обобщенно.

Определение, взятое из Закона Ханты-Мансийского автономного округа, в котором «экологическая культура» - это «совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений». В нем приведены признаки экологической культуры человека, но не четко. Что такое «совокупность экологического сознания и экологического поведения»?

У каждого человека есть экологическое сознание, но оно может быть в соответствии с градацией

В.И.Медведева, А.А.Алдашевой [20], по качеству «адекватным», «агрессивно-хищническим», «обыденным» или другим видом экологического сознания. Соответственно и поведение будет по отношению к природе, условно говоря, со знаком «плюс» или «минус». Понимание человеком необходимости беречь и защищать природу, как основу жизни и благополучия нынешнего и последующих поколений - это проявление экологического сознания. Желание выкачать из нее все, что возможно сегодня, а завтра - «хоть потоп» -тоже проявление экологического сознания. Но проявления противоположны по знаку. По сути же -последнее из них можно назвать антиэкологичным [33, 34]. Надо определиться с этим понятием и не путать с природоохранным сознанием

Определение понятия, в «Концепции формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга» состоит в следующем: «под экологической культурой понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентаций». Это определение дано применительно к обществу. С ним можно согласиться, но оно не дает ответов на вопрос: Что такое экологическая культура индивида? К какой связи она с экологической культурой общества.

Но возможно ли массово формировать экологическую культуру населения? Что предлагают авторы в данной концепции. Они предлагают решить следующие задачи:

1. повысить действенность экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;

2. проводить профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

3. работать исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

4. распространять среди всех слоев населения Санкт-Петербурга экологические знания;

5. привлечение средств массовой информации к консолидации жителей Санкт-Петербурга вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.

Решение 1, 2, и 4-ой задач даст экологические знания населению, решение 3-ей задачи - создаст экономическую мотивацию у руководителей предприятий охранять окружающую среду. Но какое это имеет отношение к формированию экологической культуры. Ведь от этого они не станут более культурными. 5-я задачи нам вполне ясна - объединить людей вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды. Но даст ли это пополнение экологической культуры населения?

Многие авторы выделяют культуру, как особую область действительности, производимую человеческим сознанием. Словом «культура» принято охватывать различные стороны бытия, различные стороны и аспекты социальной жизни. Этим же словом характеризуется принятая, в качестве оптимальной, мера существования индивида в балансе с социальной средой общества и его представителями. Прилагательное «культурный», в отношении индивида, означает, то, что он имеет определенный набор знаний, умений, навыков, позволяющих ему нормально существовать и ориентироваться в различных социальных структурах, сегментах, жизненных ситуациях и обстоятельствах и потребности их применять в повседневной жизни. Культурный человек выполняет этические и нравственные нормы поведения принятые в обществе. У него сформировано нравственное отношение к определенным социальным проблемам (эволюционно выработанная рациональная реакция, которая обществом считается нравственной, в каждом конкретном историческом периоде), его поведение не выходит за общепринятые рамки индивидуального поведения.

Всегда ли культурный человек знает, почему он поступает именно так, а не иначе? Скорее всего, он не всегда анализирует и не всегда может объяснить мотивы своих поступков. Культура - часть его естества, о которой, он, порою, не задумывается. Например, культурный человек, не может пройти мимо упавшего человека, не пытаясь помочь ему, или не убедившись, что тот «в порядке» и помощь ему не требуется. Это автоматическая реакция культурного человека. Он не всегда может знать, как помочь упавшему человеку, например, когда причина падения не очевидна, а последствия не просты. В состоянии стабильности общественной системы (то есть, не в военное время) от него не требуется, ни глубоких медицинских знаний, ни понимания ситуации, но он должен знать, куда обратиться за помощью и не оставить человека до прибытия этой помощи. Притом, что культурный человек знает как себя вести в подобных ситуациях, он может, да и не должен иметь глубоких знаний в тех областях, которыми он не занимается специально. Вместе с тем, культурный человек - это просвещенный человек. Он имеет значительный по объему уровень знаний большей частью гуманитарного характера.

Если такой подход применить к понятию «экологическая культура», то прилагательное «экологическая» к слову «культура», определяет социальный продукт, произведенный определенной (научной, культурной) частью общества, в такой исторический период его развития, который требует перманентного решения экологических проблем, не представляющих собой ближайшей угрозы для общества, а скорее имеющих характер дисбаланса в отношениях с природой. Экологическая культура представляет собой комбинацию различных качеств личности, таких как экологические знания общекультурного назначения, ценностные ориентиры, правила и нормы поведения и другие составляющие, предназначенные для массового внедрения их в общество, чтобы с помощью экологически культурного поведения граждан сохранять динамическое равновесие в отношениях с природой. И все эти качества и, следовательно, экологическая культура индивида, может быть представлена на различных уровнях, в зависимости от степени сформированности качеств, составляющих экологическую культуру личности: больше или меньше экологических знаний, те или иные ценностные ориентиры и т.п. Однако базисный уровень экологической культуры должен быть представлен соблюдением норм, правил, традиций и т.п. в области отношений с природой.

В соответствии с нашими представлениями о целях, задачах и результатах экологического образования и воспитания, базисными категориями, отражающими функцию экологического образования являются «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическое мировоззрение», «экологическая деятельность». В то время, как базисными категориями, отражающими функцию экологического воспитания являются «экологическая культура», «экологическая ответственность», «экологическая воспитанность» [30]. Экологизация сознания может осуществляться двумя способами: через экологизацию познавательного (рассудочного) аспекта сознания или ценностного (чувственного). В первом случае это осуществляется средствами экологического образования, во втором - средствами экологического воспитания. Уровень экологической культуры может свидетельствовать об уровне сформированности экологического сознания, так как оно проявляется в экологической культуре поведения, и в зависимости от того, какой аспект сознания приобрел экологическую направленность, получится качественно

различающаяся поведенческая экологическая культура: бытовая, эстетическая, политическая,

производственная, мировоззренческая и т.п. [10].

Экологическое образование должно давать осознание, понимание и осмысление причинно -следственных связей в системе «природа-человек-общество», чтобы ребенок умел взаимодействовать с природой, найти правильный баланс личных (и/или общественных) интересов с природными и определиться с выбором поведения, на каждом возрастном этапе развития, в соответствии с поставленными культурными задачами. Результатом экологического образования должно стать экологическое сознание, которое с помощью педагогических методов и приемов наполняется когнитивным, процессуальным, нравственным и поведенческим компонентами. Когнитивный компонент представлен системой научных экологических и смежных знаний, процессуальный - экологическим мышлением, нравственный - экологическим императивом, поведенческий - является внешним проявлением сознания человека и выражается в его поведении, образе жизни и т.п.

Исходя из вышеперечисленных соображений, мы предлагаем установить формирование экологического сознания - целью экологического образования в школе. Поэтапное формирование экологического сознания, адекватного современному положению дел во взаимоотношениях общества и природы, направленного не только на отражение реальной действительности и оценку взаимоотношений с природой, но и на развитие способности формировать «на основе полученной информации планы и структуры, позволяющие адекватно прореагировать на окружающую обстановку и ее изменение», отнесены

В. И. Медведевым и А. А. Алдашевой к адекватному экологическому сознанию [20]. Продуктом адекватного экологического сознания является экологическая культура, адекватная современным отношениям с природой.

Следует также заметить, что направленность экологического образования на воспитание, в качестве основного результата педагогической деятельности, экологической культуры приемлема для детей младшего школьного уровня. Для школьников, вступающих в подростковый возраст, эта цель, как правило, не приносит позитивных результатов, свидетельствующих об изменении поведения по отношению к природе. Это связано с тем, что сформированная экологическая культура ребенка при взаимодействии с экологической культурой социальной среды и населения терпит поражение, так как ребенок не может противостоять низкой культуре общества. В формировании экологической культуры социальная среда играет большую роль, чем воспитание и образование. В доказательство, приведем общеизвестный пример: при организации экологического образования и воспитания школьников, педагоги часто планируют организацию мероприятий по уборке территорий. Проводятся акции, «Экологический десант», «Очистим наш город» и т.п., направленные на очистку природных территорий, населенных пунктов, зон отдыха, акваторий рек. Однако, после уборки школьниками мусора, он появляется вновь и вновь. Сталкиваясь с безкультурными действиями взрослого населения, даже те школьники, которые на основании педагогических тестов имеют высокий уровень экологической культуры, быстро ее теряют, разочаровываются в ее ценности в жизни взрослого населения и в дальнейшем поступают также как и все. Практика подобных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что экологическая культура человека - это качество социально зависимое, зависящее от уровня экологической культуры общества.

Литература

1.Ахмедова, А.М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде // автореферат дисс.канд.пед наук. Махачкала. 2008. - 17 с.

2.Алексеев А.Н. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранительной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1984. - 194 С.

3.Андрюхина Л.М. Региональная политика, культура и содержание образования / Регион: Политика -Культура - Образование: Сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во Ур. О. РАН, 1994,- С. 107-129.

4.Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва. 2009. - 141 с.

5.Баранова Т.Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе /на материале 4-10 классов/: Дисс. канд. псих. наук. - Киев, 1984. - 180 С.

6.Борискин, А.Ф. Проектирование содержания и реализация методического обеспечения экологического образования школьников в естествознании : дис. ... канд. пед. наук / А.Ф.Борискин. Екатеринбург.- М.: РГБ, 2002. - 174 с.

7.Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. - М., 1995. —

274 с.

8.Доценко Л. Н. Этническая экология: дисциплинарный статус и формы проявления в культуре: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 Ставрополь, - 2006. - 170 а

9.Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации. Дисс. док. пед. наук. - М., 1985. - 389 с.

10.Захлебный, А.Н., Суравегина, И.Т. К определению понятия «охрана природы» //Советская педагогика, 1975, №2. - С. 33-40.

11.Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Симонова-Салеева Л.П., Кучер Т.В. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир, 1997. - №14.

12.Каган М.С. Природа, общество, человек, культура в системе бытия // Системный подход и гуманитарные знания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 384 с.

13.Корякина, Н.И. Современный подход к экологическому образованию - основа деятельности Детского экологического центра ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга”// тезисы докладов XIV Международной конференции “Образование в интересах устойчивого развития”. - Великий Новгород, 2008.

- 390 с. .

14.Лещинский, В. И., Неделина, С. В. , Буренина Т. П. Формирование экологической культуры школьников в образовательном процессе на основе личностной вовлеченности.// Электронный ресурс: //http://bim-bad.ru/biblioteka/artide full.

15.Лихачев Д.С. Экология культуры: Памятник отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — М., 1980. - №2.-С. 10-16.

16.Лихачев Д.С. Экология культуры. Работы разных лет: в 3 т. СПб., 2006. Т. 2. С. 309-325.

17.Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. - М.: РЭФИА, 1996. -51с.

18.Мамедов, Н.М. Основания экологического образования / Н.М.Мамедов //Философия экологического образования / гл. ред. И.К.Лисеев. - М.: 2001. - 390 с.

19.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. - М., 1983. - 215 с.

20.Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. -384 с. ISBN 5-94010-036-8.

21.Мисенжников, В.В. Экологическая культура и государственная политика //Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. - М.: Акрополь, Центр экологической политики России, 2008. С. 27-31. (ISBN 978-5-98807-031-3).

22.Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (проект) // Вестник экологического образования в России (приложение).- 2000.- №1.- С.1-20.

23.Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие.- Л.:Л1 ПИ, 1979. - 87 С.

24.Турдикулов Э.А. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике : Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988, - 126 С.

25.Советский энциклопедический словарь. - М., Сов.энциклопедия, 1983, - 1600 С.

26.Солдаткин И.Ю. Экологическая культура, как условие становления ноосферы //Сб. научн. трудов "Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы". - Иваново, 1984. - С. 56-65.

27.Сидельковский А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс (системный подход). Дисс. док. пед. наук, Ставрополь, 1986. - С. 469.

28.Сидельковский А.П. Человек и природа: формирование отношений. - Ставрополь, 1975.- 209 С.

29.Суравегина И.Т. Система природоохранительных понятий в курсе общей биологии 9 класса: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1977. - 28 С.

30.Суравегина, И.Т. Междисциплинарный характер экологического образования и воспитания //Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла. - М., 1979. - С. 74-85.

31.Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы).- Ставрополь, 2001.- 76с.

32.Чуйкова Л.Ю. Формирование экологического мышления у учащихся агротехнического лицея. Дисс. канд. пед. наук. - Казань. 1994. - 221 С.

33.Чуйков Ю.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 1. - ж. Астраханский вестник экологического образования. №1(3), 2002. - с.32-37.

34.Чуйков Ю.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 2. - ж. Астраханский вестник экологического образования. №2(4), 2002. - с.55-59.

35.Ягодин, Г.А., Третьякова Л.Г., Проблемы экологического образования //Сб.докладов III Всесоюзной конференции «Образование в области окружающей среды», - Казань, 1990, т.1. - С. 3-14.

36.Мангушев Р.Г. О формировании экологической культуры учащихся // Сб. научн. трудов " Формирование научного мировоззрения у учащихся средних ПТУ в процессе преподавания дисциплин естественно-математического цикла". - М., 1989. - С. 60-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.