АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (27) 2014. с.81-87.
УДК 37.01
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В СОЗНАНИИ
ПОДРОСТКОВ
Людмила Юрьевна Чуйкова Астраханский государственный университет [email protected]
информационное пространство, сознание подростков, экологическое образование, экологическое сознание
В статье показано влияние современных особенностей социального информационного пространства на формирование отношения подростков к природе. Проанализировано качество экологической информации в доступных подростку информационных пространствах: учебном и интернет-пространстве; и показана роль школьной образовательной системы в формировании экологического сознания детей. Автор предлагает создавать в школах учебное экологическое информационное пространство и педагогическими средствами формировать «каналы доступа» сознания учащихся к адекватному социальному информационному пространству.
INFORMATION SPACE AS A SOCIAL-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON THAT DEFINES THE SOCIAL FEATURES IN THE MINDS OF ADOLESCENTS
Lyudmila Chuikova Astrakhan State University
information space, consciousness, environmental education, environmental consciousness
The article shows the influence of the modern features of social media on adolescent attitudes toward nature. Analysis of the quality of environmental information in accessible information for young person’s: education space and Internet space. Shows the role of school education in the formation of ecological consciousness of children. Author shows the methods creating of the environmental information space in schools.
Современный экологический кризис относится к социально -экологическому типу, так как вызван несбалансированностью отношений между социальной и природной системами. Особенностью этого кризиса, по мнению Э.С. Кульпина, является то, что, «это кризис одновременно природы и общества, когда возникает явление резонанса: ускорение течения кризисных процессов в обществе вызывают кризисные явления в природе, которые в свою очередь ускоряют течение негативных процессов в обществе...» [2; с. 12]. Взаимосвязанность социальных и природных явлений, способствует их «закручиванию» в центростремительный процесс, в котором для действий общества становится все меньше «степеней свободы» и меньше возможностей для выхода из этого состояния. Многие исследователи экологических проблем виновниками ухудшения качества окружающей среды считают население, которое имеет, по их мнению, недостаточный уровень экологической культуры. О необходимости повышения уровня экологической культуры говорят также представители власти. Однако экологический кризис возникает в регионах, связанных с активным природопользованием, а уровень экологической культуры населения не выступает его причиной, так как население не является активным организованным природопользователем, способным масштабно «испортить» природу за небольшой, по историческим меркам, период, определяемый учеными в 40-60 лет. Как показывает практика общественных экологических акций, последствия экологически некультурных действий населения в природе или в социальной среде, могут быть ликвидированы жителями или органами местного самоуправления при эффективной работе инспектуры специализированных государственных и муниципальных служб (Роспотребнадзора, Росприроднадзора, муниципальных отделов по управлению природными
ресурсами и охраной окружающей среды и др.) в рамках административного контроля за состоянием подконтрольных территорий.
Вместе с тем, представители экологических организаций, сотрудники особо охраняемых природных территорий и системы государственного экологического контроля, наблюдающие за развитием процессов деградации природных сред и экосистем на протяжении последних десятилетий, склоняются к следующим выводам:
- с одной стороны - кризис усугубляется из-за недостаточного уровня экологического сознания лиц, представляющих высший и средний уровень промышленного менеджмента, то есть - должностных лиц, управляющих областью энергетического, перерабатывающего и других активно функционирующих отраслей ресурсного прир одой ол ьзования;
- с другой стороны - это происходит под влиянием социальных факторов, порожденных естественным конкурентным стремлением развивающейся социальной системы эксплуатировать ту область природопользования, которая дает наиболее быстрый позитивный эффект для экономики страны. Следовательно, поиск оптимальных путей развития отношений общества и природы следует искать на пересечении индивидуальных и социальных аспектов, детерминирующих отношения на этих уровнях.
Отношение любого члена общества к природе обусловлено уровнем его экологического сознания, которое определяется соотношением внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на целостное индивидуальное сознание.
Под экологическим сознанием, в самом общем виде, мы понимаем совокупность сложившихся экологических представлений, проявляющихся в отношении человека к природе и совершаемым им действиям. В зависимости от характера этих представлений, сформированных под влиянием внешней среды (природной и социальной) и специально организованной просветительской или педагогической деятельности, экологическое сознание имеет позитивные или негативные проявления по отношению к природе и окружающей жизненной среде. К позитивным проявлениям экологического сознания можно отнести продуцирование прогрессивных экологических достижений научного, прикладного, практического, идеологического характера: ресурсосберегающих или экологических
технологий природопользования, способов охраны природы или экологически сообразного обустройства окружающей среды, инициирования социальных экологических движений, законов или активизации экологического информационного пространства и других экологических социально значимых процессов и т.п. Носителями такого уровня экологического сознания являются пассионарные личности, способные создавать экологические культурные достижения. Однако это не означает, что все остальные люди имеют недоразвитое экологическое сознание. К позитивным проявлениям экологического сознания можно отнести также проявление обыденного экологически целесообразного отношения к окружающей природе и к собственному бытию, основанное на признании и принятии экологических культурных достижений социальной эволюции: экологических традиций, проверенных
временем природосообразных практических и научных достижений, нравственных правил, запретов, экологических ценностей, значимых в цивилизованном мире и т.п.
К негативному проявлению экологического сознания можно отнести отношение, выраженное в виде высказываний, поведения или действия, прямо или косвенно направленного на природу, наносящего ей вред или приводящее к утратам ее качества, дегенеративным и деструктивным изменениям в окружающей среде. И то и другое - проявления качества экологического сознания, выражающегося в положительном или отрицательном для окружающей среды воздействии. Исходя их этого, следует говорить не о наличии экологического сознания - оно имеется практически у всех людей, имеющих те или иные отношения с природой и окружающей средой, а о знаке и уровне его сформированности, характеризующем качество.
Для целей экологического образования целесообразно дифференцировать экологическое сознание не только на положительное и отрицательное, но и на уровни его сформированности.
В своей работе, посвященной исследованию экологического сознания, Медведев и Алдашева выделяют обыденную и научно обоснованную формы его проявления. Под обыденным экологическим сознанием авторы понимают «экологическое сознание человека, сформировавшееся под влиянием собственного опыта и мнения окружающих без использования научных данных и направленного экологического воспитания» [4, с. 167]. В то время как научно обоснованное экологическое сознание, по выражению этих авторов, «базируется на научных данных, получивших правильную трактовку, на реальных прогнозах возможности последствий вмешательства в природу, на обоснованной оценке значимости прогнозируемых изменений как для данной группы и ее членов, так и для общества в целом» [4, с.198]. Авторы подчеркивают, что «формированию и развитию научно обоснованного экологического сознания во многом способствовало увеличение и усиление информационной сферы» [4. с.43]. В то же время, они утверждают, что при определенных условиях «происходит трансформация обыденного сознания в научно обоснованное адекватное сознание» [4, с. 208]. По мнению авторов, «направленность экологического сознания формируется на основе опыта взаимодействия с объектами и явлениями природы, случайного, обыденного или полученного как решение научной задачи [с. 25]».
Мы полагаем, что направленность экологического сознания - это вектор его приложения, в то время, как качество экологического сознания является результатом сложного комплекса разнообразных взаимодействий, среди которых:
• взаимодействия субъекта с объектами и явлениями природы;
• взаимодействия со случайными и обыденными социальными явлениями, событиями и процессами [12];
• взаимодействия субъекта с информацией и ее носителями;
• взаимодействия с социальной средой, в которой доминируют факторы, оказывающие направленное влияние на его сознание [11].
Таким образом, качество экологического сознания субъекта является результатом соотношения внутренних индивидуальных психических качеств и влияния внешних для индивидуального сознания факторов окружающей природы, социальной и информационной среды.
Внутренние психические качества определяются индивидуальными особенностями сознания - доминирующими областями сознания, предрасположенностью к различным областям знания и бытия, особенностями мышления и др.
К внешним факторам, оказывающим влияние на качество экологического сознания, можно отнести действующие элементы ближайшей к субъекту социальной среды: качество семейной атмосферы и ближайшей жизненной среды, образцы ее обустройства и принятого в семье отношения к природе, особенности семейного воспитания, качество образовательной среды, долю и степень влияния экологических знаний в содержании образования и др.
С другой стороны, на формирование отношения субъекта к природе существенное влияние оказывает социокультурное пространство всей социальной системы: качество
социокультурной среды, принятые в профессиональном сообществе эталоны культурного отношения к природе, качество информационного экологического пространства, доминирующий в обществе тип природопользования, демонстрирующий образцы социального, индивидуального и профессионального поведения по отношению к природе [8].
Факты из современной жизни показывают, что потребительское отношение к природе получило широкое распространение у экономически преуспевающей части общества, как на уровне производственного природопользования, как и на индивидуальном. Средства массовой информации с периодической частотой показывают, как экономически благополучные представители бизнеса и политической элиты, например, охотятся с вертолетов на краснокнижных архаров (сайгаков, волков и др.), ловят ценную рыбу в заповедных зонах, добывают полезные ископаемые на особо охраняемых природных территориях и т.п.[13]. И хотя, такое отношение, по своему характеру, противоположно тому, что принято в цивилизованном обществе считать эталонами экологически культурного поведения, тем не
менее, оно оказывает сильнейшее влияние на сознание значительной части молодежи, вступающей в юношеский период социализации и инкультурации. Молодые люди нередко воспринимают такой стиль поведения, как показатель экономического успеха, что способствует трансформации сознания и порождает формирование аналогичного социального поведения и отношения к природе, того же типа [8].
«Прививку» против принятия такого отношения к природе может дать школа, как социальный институт, направленный на формирование у молодежи правильного, востребованного в обществе типа сознания, социокультурного поведения и мировоззрения. Но, несмотря на то, что педагогами школ ведется самоотверженная работа по воспитанию у детей основ экологической культуры, любви к природе, приоритета экологических ценностей - при вступлении во взрослый мир подростки «считывают» активно проявляющиеся в обществе образцы поведения известных людей, попадающих в светскую хронику.
Значит можно констатировать, что на современном этапе воздействие школы на подростковое сознание значительно отстает от воздействия материально «преуспевающего», но экологически не вполне культурного сообщества. Так происходит, по нашему мнению, потому, что система образования отстает от современных цивилизационных тенденций развития социокультурного и информационного пространства. Она не успевает реагировать соответствующими изменениями в структуре и содержании образовательного пространства, что сказывается на низкой степени социализации и инкультурации молодых людей, выходящих из стен школ. Поэтому молодежь не вполне адекватно воспринимает окружающий мир, отношения общества с природой, ей трудно оценить те социокультурные направления, которые не представлены в образовательном пространстве школы. Это вызвано сложившимися образовательными традициями, с одной стороны - замыкающими школу на собственный внутренний мир, а с другой - подчиненностью стратегии школьного образовании жестким стандартам, направленным на ограничение учебного информационного пространства школ областью теоретических знаний, умений и навыков.
Существует еще одна особенность современного социокультурного пространства, объясняющая стремление подростков подражать поведению личностей, далеко не образцовой культуры - это активное отражение в открытом информационном пространстве жизни известных представителей поп-культуры, нередко не являющихся «продуцентами» культурных достижений и образцами культурного поведения. Между тем, современные подростки не только активно осваивают интернет-пространство, но и вольно или невольно «впитывают» из него визуальную и звуковую информацию. Эта область социокультурного пространства стала средой обыденной жизни молодежи: в ней осуществляются коммуникации, используются одни и те же источники информации, и, следовательно - оказывается однотипное влияние на сознание. Освоив механизмы получения информации в интернет пространстве, подросток не способен, ни оценить характер ее влияния на собственное сознание, ни контролировать потоки информации. Качество получаемой информации не дает понимания того, что - «хорошо», а что
- «плохо», как устроена социальная система, в которую им предстоит вписаться, и формирует искаженные представления о различных сторонах жизни, о том, что - главное в жизни, а что -второстепенно.
Поэтому, роль образовательной системы, в которой дети проводят большую часть своей жизни в период своего развития, должна быть доминирующей. Сознание молодежи должно находиться под влиянием специально организованной целенаправленной педагогической деятельности и образовательной среды. Силами педагогического коллектива должна создаваться система управления качеством образовательной среды и качеством учебного информационного пространства. Последнее должно состоять из различных информационных модулей, соответствующих не только основным учебным дисциплинам, но и основным социальным информационным полям.
Но как реально обстоят дела в школе с экологическим информационным учебным пространством?
Экологический модуль, являющийся одним из основных культурных направлений современной цивилизации, представлен в образовательном пространстве школ крайне слабо. Нами была проведена работа по сопоставлению содержания экологической информации в учебном информационном пространстве ряда общеобразовательных школ Астраханской области (информационные источники из школьных библиотек, кабинетов биологии и экологии) и в интернет-пространстве по направлениям:
• научная информация экологического содержания;
• социальная экологическая информация;
• экологическая информация прикладного содержания;
• учебная экологическая информация;
• научно-популярная экологическая информация;
• информация по экологическим проблемам.
В результате анализа источников информации в школьных библиотеках мы сделали следующие выводы: экологическая тематика присутствует в школьных библиотеках в виде мозаично рассеянной по различным депонированным источникам популярной литературы (от 45 до 110 наименований), главным образом, природоохранного или биоэкологического содержания (50-60%), региональных учебных пособий по экологии (25-30%), учебников экологии федерального уровня (5-10%), зарубежной литературы научно -популярного экологического содержания (2 -5%), информация по экологическим проблемам в периодической печати (2-5%).
В доступном интернет-пространстве содержится большой объем информации, относящейся к экологической тематике, но ее содержание позволило нам выделить следующие ее особенности:
• научная экологическая информация - преимущественно биологоэкологического характера, сложна и не представляет ценностной значимости для подростков из-за ее сугубо биологической направленности;
• социальная экологическая информация нередко противоречива по смыслу: одни и те же экологические факторы представляются по разному, например, экологическая опасность атомных электростанций, нефте- и газоперерабатывающих предприятий может быть представлена представителями этих организаций и предназначена для создания представления об экологической безопасности этого опасного производства и создания его «зеленого» имиджа, а может быть предназначена для развенчания этого имиджа представителями «зеленого» движения и экологами;
• прикладная экологическая информация привязана к конкретным видам производства, не обобщена, и, потому, вызывает затруднения в ее восприятии подростками -предназначена для профессионалов;
• образовательная экологическая информация - не структурирована по тематическим областям, не связана с направлениями изучения, мало информативна или противоречива;
• научно-популярная экологическая информация посвящена, главным образом, защите животных и растений;
• информационные источники, раскрывающие реальные экологические проблемы, отражающие реальные экологические условия жизни современного населения представлены в виде региональных экологических докладов и отчетов и не имеют научнопопулярного изложения и визуального представления, способствующего формированию образных представлений.
Таким образом, содержание экологической информации в доступном подростку учебном и интернет пространствах не создает условий для мотивации познания этой тематической области и стимуляции интереса к экологической проблематике, а отсутствие предметной области «экология» в учебном плане школ не способствует привлечению интереса и внимания молодежи к экологической тематике.
Развитию экологического сознания молодежи способствует учебное экологическое информационное пространство, построенное по образцу социального. Оно должно отражать не только информационные, но и практические, событийные и социокультурные достижения в этой области, то есть, отражать лучшие образцы экологической социоинформационной среды, способствующие экологической социализации и инкультурации подростка. Безусловно, учебное пространство не может стать в полном смысле социоинформационной средой, но оно может быть приближено к ней и отражать адекватное соотношение различных информационных направлений. Экологическая составляющая создаст условия для приближения образовательного учебного пространства к пониманию экологических проблем и требований к современному обществу в области отношений с природой, что необходимо для успешной экологической социализации подростков. А информационная экологическая составляющая заложит необходимый информационный потенциал для экологического культурного развития.
Задача педагога заключается в формировании направленности детей на освоение этих достижений, расширение области их освоения и дальнейшем постепенном «открытии» у детей «каналов доступа» к соответствующим слоям соответствующего социального информационного пространства.
Экологическая составляющая социоинформационной учебной среды должна соответствовать следующим принципам: она должна развиваться во времени, соответствовать современным научным достижениям, быть системной, соответствующей возрастным особенностям развития школьников, отражать актуальную событийную информацию в этой области, быть регионально значимой, отражать исторический и современный опыт взаимодействия с природой, показывать достижения мировой и национальной культуры в этой области и демонстрировать позитивные примеры практического взаимодействия с природой в учебном пространстве.
Качество социоинформационной учебной среды коррелирует с различными компонентами экологического сознания подростков: экологическими знаниями,
экологическими ценностями, экологической культурой поведения, ответственностью в отношениях с природными объектами, приоритетом экологического выбора перед экономическими перспективами. Кроме того, оно является действенным фактором, детерминирующим уровень экологического сознания подростка.
Критериями качества учебной экологической социоинформационной среды являются следующие показатели: степень благоустройства и озеленения школьного двора, показатели личного участия подростков в этом (не только практическое участие в работах по озеленению, но и в участие в конкурсах по дизайну, в экологических проектах по обустройству территорий, по использованию экологических технологий и т.п.), уровень экологичности в оформлении учебных кабинетов, степень информативности учебных пособий и дидактических материалов по экологии, уровень визуализации учебного экологического материала в оформления кабинета (через предметные, макетные, постерные, стендовые, компьютерные, презентационные и др. материалы), степень актуальности экологической информации, показатель региональной насыщенности экологического материала, уровень представленности в экспозиции кабинета биографических историй выдающихся экологов и информации об экологических культурных достижениях.
Социальный компонент школьной информационной экологической среды должен быть представлен информацией об исторических этапах развития отношений с природой в месте проживания, о предприятиях экологического риска, о предприятиях, реализующих в своей деятельности экологическую политику, об экологически неблагополучных территориях региона и особо охраняемых природных территориях, о личностях, внесших наибольший вклад в борьбу за сохранение окружающей среды, в становление экологии как науки и как области социальной жизни, о местных событиях в борьбе за защиту прав населения на благоприятную среду, о практических достижениях в области охраны природы и др.
Главная задача учителя заключается в вовлечении подростков в процесс создания в учебном пространстве класса или школы информационной экологической среды. Деятельность учащихся должна быть смотивирована педагогом на поиск экологической информации в социоинформационном пространстве, а также на участие в ее презентации перед школьным коллективом. Опыт коллективного создания из отдельных информационных «пазлов» современной экологической картины, отражающей содержание экологического слоя в социоинформационной среде региональной социальной системы, способно оказать позитивное влияние на формирование у подростков адекватного экологического сознания, соответствующего потребностям общества на современном этапе.
Литература
1. Кастельс М. Информационная эра: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.
2. Кульпин Э.С., Клименко В.В., Пантин В.И, Смирнов Л.М. Эволюция российской ментальности. М.: ИАЦ-Энергия, 2005. 188 с.
3. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. 388 с.
4. Медведев, В. И. Экологическое сознание: Учебное пособие / В. И. Медведев, А.А. Алдашева. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
5. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999. 208 с.
6. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. Синергетика - психология - прогнозирование. М.: Изд-во «Мир», 2004. 368 с.
7. Тоискин В.С., Красильников В.В. Антропологический аспект проектирования информационного пространства единого педагогического комплекса: монография. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. 164 с.
8. Чуйкова Л.Ю. Влияние социальных факторов на экологическое информационное пространство и типообразование сознания населения // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - № 2 (18). - с. 35-45.
9.Чуйкова Л.Ю. Доминирующее ресурсное природопользование как фактор развития экологического сознания населения // Человек и образование. 2012. № 3 (33). С. 96-100.
10. Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Роль экологического информационного пространства в формировании экологического сознания школьников // Экология России: на пути к инновациям. 2012. № 6. С. 49-56.
11. Чуйкова Л.Ю. Доминирующее ресурсное природопользование как фактор развития экологического сознания населения // Человек и образование. 2012. № 3 (33). С. 96-100.
12. Чуйкова Л.Ю. Экологическое сознание: социально-педагогические аспекты, детерминирующие его формирование. /Монография/ - Астрахань, изд-во Нижневолжского экоцентра. - 2013. - 376 с. ISBN 978-5-90522404-1.
13.Чуйков Ю.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 1. / Астраханский вестник экологического образования. № 1(3), 2002. - с. 32-37.