УДК 37
АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (19) 2012. с. 69-75.
ИНФОМЕДИАТОРЫ (РЕЗОНАТОРЫ) ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
СОЗНАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Людмила Юрьевна Чуйкова chuikova@yandex.ru Юрий Сергеевич Чуйков us.chuikov@mail. ru
Астраханский государственный университет
Ключевые слова: экологическое информационное пространство, экологическое сознание,
экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура.
Рассматриваются вопросы формирования экологического информационного пространства в России и его влияние на экологическое сознание и экологическую культуру населения.
INFOMEDIATORS (RESONATORS) ECOLOGICAL INFORMATION SPACE SOCIAL SYSTEM OF RUSSIA AND ITS IMPACT ON ECOLOGICAL AWARENESS
Ludmila Chuikova Yuri S. Chuikov
Astrakhan State University
Keywords: environmental information space, environmental awareness, environmental education, environmental education, ecological culture.
The questions of the formation of environmental information space in Russia and its impact on environmental consciousness and ecological awareness among the population.
Общая цель всех исследований в области экологического образования заключается в поиске путей сохранения условий жизни людей. Но до настоящего времени дискуссионным остается вопрос о целях экологического образования и его содержании. Во взглядах на цели, а значит и планируемый результат экологического образования, педагоги разделились. В практике реализации экологического образования помимо цели - формирование экологической культуры - наибольшее выражение находит идея формирования экологического мышления и экологического сознания. Из анализа педагогических разработок, присланных на сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», а это мероприятие проводится с 2003 г., экологической тематике посвящено 1075 разработок, программ, планов уроков, статей из 62717 материалов предметного характера. То есть, на материалы экологического характера приходится
1,7%. Это яркое свидетельство того, что педагоги, несмотря на официальное отсутствие экологии в школьном образовании, придают экологическому образованию большое значение в формировании личности детей, их подготовке к жизни и труду в современном обществе. Для сравнения - максимальное количество разработок представлено по предмету математика и составляет 15%, минимальное - по предмету ОБЖ, которое составляет 0,9%. Представленные на сайте разработки уроков мы распределили в соответствии с поставленными педагогами целями на следующие группы: 1 - воспитание экологической культуры (а также
- бережного отношения к природе, чувства ответственности и т.п.); 2 - формирование экологического мышления; 3 - формирование экологического мировоззрения; 4 - формирование экологического сознания. Оказалось, что наибольшее количество разработок уроков экологии, посвящено формированию компонентов экологического мышления - 38%, причем в большинстве случаев эта цель связывается с формированием экологического сознания. Второе место занимает нацеленность урока на формирование экологической культуры школьников - 27% разработок, но она, присутствует, главным образом, в -младших классах. Третье место занимают работы, в которых целью является формирование экологического сознания учеников - 23%. И в наименьшем количестве работ целью экологического образования школьные педагоги ставят - формирование экологического мировоззрения - 12%. Эти данные, получены нами на основании анализа 929 преподавательских разработок, в которых обозначена цель.
В научном сообществе, в исследованиях, посвященных экологическому образованию школьников, наметилась следующая тенденция: наибольшее предпочтение имеет цель формирование экологической
культуры. Затем, по убывающей, предпочтение имеют цели: формирование экологического мировоззрения, экологических компетенций, экологического сознания и экологического мышления. Это имеет объективные причины, так как вопросы эколого-культурологической и мировоззренческой направленности экологического образования имеют авторитетных представителей - основоположников самого направления «экологическое образование» в лице И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного, И.Т.Суравегиной, А.П.Симоновой-Салеевой, И.Н.Пономаревой, Н.М.Мамедова и др. Однако значительный объем проведенных исследований не дал ясности в определении понятия «экологическая культура». Проблема заключается не только в том, что в содержание понятия «экологическая культура» исследователи помещают различное наполнение: это и система специальных знаний и усвоение способов деятельности, ориентированных на совместимость с природой [2], и освоение подростками новой системы ценностей во взаимоотношениях с природой [3, с. 4], и система из экологических знаний, экологического мышления, культуры чувств, экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией этих качеств [4, с. 21], и уровень сознания личности, который управляет и мышлением, и всей деятельностью человека на основе личностного принятия им абсолютной ценности жизни» [6, с.140], и «совокупность опыта взаимодействия людей с природной средой, выраженная в виде теоретических знаний, нравственных норм, ценностей и культурных традиций, обеспечивающая формирование экологического сознания, способы практического взаимодействия с этой средой» [8, с. 29].
Экологическая культура общества возникла как механизм адаптации первых человеческих сообществ к окружающей природной среде. Она накапливалась сначала в виде опыта бескризисного природопользования. Общество вырабатывало способы природопользования, ставшие впоследствии традиционными, этические и нравственные правила отношений в этой области [15]. Например, нельзя было добывать природный ресурс на месте, разведанном или «отмеченном» другими добытчиками (этические правила); нельзя добывать зверя в период выращивания молодняка, птицу - в период гнездования, рыбу - в период нереста (нравственные правила). Помимо природопользовательского компонента в ходе эволюционного развития общество накапливало позитивный опыт внутрисоциального взаимодействия с природой, который представляют традиции бытового природопользования, принципы организации отношений с природой, ценностные установки по отношению к природе, принятые в обществе. Экологическую культуру общества составляют также документы, регламентирующие отношения с природой и неписаные правила, стиль доминирующих в обществе отношений с природой, информация, которая воздействует на сознание людей.
В информационном пространстве, пронизывающем социальную систему, в каждый временной период, возникают центры возмущения, которые создают повышенную напряженность информационного поля большей или меньшей мощности. Если представить, что тематическая направленность слоев информационных полей социальной системы имеет свои частотные, амплитудные (или другие) характеристики, то совокупность разночастотных информационных полей, дает единое социальное информационное пространство формата 3Б, которое представляет реальный спектр информационных взаимодействий общества. Так же, как, к примеру, физическое пространство пронизывают разночастотные волны, образуя электромагнитное поле, в котором содержатся, и низкочастотные волны, ощущаемые человеком как тепловые, и более высокочастотные - различаемые органами зрения человека, и еще более высокочастотными, которые человек не ощущает другими органами чувств и т.д. В информационном пространстве социальной системы каждый информационный слой соответствует определенной культурной направленности.
Экокультурное информационное поле можно рассматривать в виде определенного слоя в трехмерном информационном пространстве, которое в каких-то точках диффундирует в информационные поля другого культурного направления, где-то накладывается и резонирует, или наоборот - затухает, где-то пронизывает другие культурные информационные слои и оказывает на них влияние, где-то - индифферентно, по отношению к другим тематическим слоям, и не оказывает на них влияние. Позитивное влияние на экокультурное информационное поле оказывают люди с высоким уровнем экологического сознания, активизируя его напряженность и образуя в нем центры (точки) возмущения. Возникшее возмущение передается по диагональным каналам людям, сознание которых, настроено на восприятие информации этой направленности.
Сознание человека связано с окружающим информационным пространством «горизонтальными», «вертикальными» и «диагональными» связями, по которым формируются каналы обмена информацией. Через эти каналы осуществляется естественное формирование элементов культуры различной направленности: нравственной, поведенческой, экологической, политической и т.п. Связи человека с информационным пространством - «диагональные», так как информационное пространство не подразумевает уровень обмена информацией между индивидами, а подразумевает взаимодействие с информационным полем, сформированным социальной системой, подпитываемым культурными достижениями и активной позицией отдельных личностей. Информационные связи, действующие между членами общества на любом уровне, относятся к «горизонтальным». Это связи учителя и ученика, детей между собой, детей и родителей и т.п.
В принципе, каждый человек связан с информационным пространством социальной системы, но в
зависимости от социальной или индивидуальной ориентации его сознания, формируются каналы информационного обмена, по которым информация беспрепятственно проникает в сознание. Не все направления информационного культурного пространства могут быть приняты индивидуальным сознанием: какие-то информационные поля не вызывают в нем отклика, какие-то - вызывают неприятие информации, а какие-то - воспринимаются, резонируют с собственными представлениями и чувствами, вызывают ответные действия. Так формируются устойчивые каналы связи между сознанием и конкретным информационным полем социального информационного пространства. При этом сам человек может оказывать на него влияние.
Помимо этого, у каждого человека формируются свои отношения с природой, окружающей человека и находящейся внутри социальной системы. Эти отношения по своей направленности являются «вертикальными», так как, несмотря на то, что они действуют внутри социальной системы, они складываются между элементами двух разных систем, взаимопроникающих друг в друга: общества (в лице конкретного человека) и природы (в «лице» конкретных объектов или явлений природы, таких, как воздух, водоем, лес, горы, пещеры, ветер, гроза и т.п.). Среди комплекса связей человека с природой отметим научно-познавательные, в которых природа выступает как источник познания, получения информации, выработки культурных достижений, поиска и открытия новых закономерностей и т.п.
Ярким примером передачи культуры по диагональным и горизонтальным связям является история развития естествознания в России, которая выстраивается в логическую цепочку. Можно было бы начать с Петра I, который был, в общем-то, основоположником внедрения научного знания в России. Естественнонаучное поле в структуре информационного пространства существовало в России и до Петра I, но он внес свой вклад в его активизацию и в формирование связей населения с этим направлением тем, что еще при основании Петербурга он повелел проводить наблюдения за сезонным развитием природы в окрестностях нового города и в Подмосковье, чтобы выяснить разницу в наступлении сроков вегетации растений [14]. Неоценим вклад в развитие отечественного естествознания и, соответственно, в естественнонаучное информационное поле М. В. Ломоносова, который, не будь реформ Петра, очевидно, не стал тем, кем стал. А дальше последовала плеяда ученых, развившая это направление: К.Ф. Рулье, А.Н Бекетов, К.К. Сент-Илер, К.А. Тимирязев и др.
Большую роль в развитии естественнонаучного информационного поля сыграл профессор Московского университета К.Ф Рулье. В своих работах по теоретической биологии, Рулье развил идеи о причинной зависимости эволюции живых форм от изменения среды их обитания, первый четко определил принцип взаимоотношений организма и среды, который является определяющим принципом экологии. Он создал первую научную школу зоологов-эволюционистов и первым определил полный перечень принципиальных проблем экологии - формируя множественные горизонтальные каналы передачи информации и развивая экологическое сознание, в своих учениках. К.Ф.Рулье основал журнал «Вестник естественных наук», в котором публиковались и его статьи, где излагались идеи о связи организма со средой обитания, о влиянии условий среды на живой организм. Эти публикации, научная школа, труды ученого, популяризация естественного направления позволили ему внедриться в информационное пространство России, развить и активизировать естественное направление и, тем самым, способствовать формированию научного экологического мировоззрения у просвещенной части общества. Наследниками его идей стали
Н.А. Северцов, М.Н.. Богданов, С.А Усов, которые, в свою очередь, создавали свои научные школы. Учениками Богданова стали А.Н.Никольский (чье имя носит теперь российское герпетологическое общество), В.А.Хлебников (основатель первого советского заповедника - Астраханского, через сына - поэта Велимира Хлебникова - внедрившего экологические знания в литературу Серебряного века). Среди них был и А.Н.Формозов, который, по словам Ю.Н.Куражсковского, «создал самое главное - свою научную школу, которой дал название «Московской», ибо она свято сохраняла вековую традицию существования этого направления в Московском университете. Фактически же это была Российская школа» [5].
Из этой же «Московской школы» вышли и многие другие ученые, существенным образом повлиявшие на наполнение информационного пространства страны экологической информацией. В то время, когда А.Н.Формозов был еще аспирантом, на этой же кафедре учился Н.И.Калабухов, ставший потом одним из ведущих экологов страны с мировым именем [12].
В 1948 году на биофак Московского университете поступил Н.Ф.Реймерс, который, однако, «по семейным обстоятельствам» (отец его был известным физиологом растений и в годы «лысенковщины» был вынужден покинуть Москву) не окончил, и с третьего курса продолжил обучение в Иркутском университете. Но, без сомнения, «Московская школа» наложила свой отпечаток на мировоззрение этого выдающегося эколога.
Если до середины 50-х годов экологические знания с большим или меньшим (в периоды борьбы с «лженаукой») успехом распространялись в научном информационном пространстве, то в конце 50-х, в период «оттепели» они на некоторое время стали достоянием широкой общественности. И здесь нужно отметить важную роль Астраханского региона. Как уже упоминалось, один из учеников М.Н.Богданова -В.А.Хлебников - в 1919 году основал в дельте Волги первый советский заповедник - Астраханский. В 1959 году туда, на должность заместителя директора по научной работе был переведен Ю.Н.Куражсковский
(также выпускник биофака МГУ), который в тот период под влиянием и руководством А.Н.Формозова занялся созданием новой науки - природопользования [5].
В Астрахани Ю.Н.Куражсковский развернул не только бурную научную, но и общественную деятельность. Здесь, в содружестве с журналисткой Н.Н.Лавровой они создали общественное движение «За ленинское отношение к природе». В идеологизированном советском обществе под другими лозунгами сделать было ни чего невозможно, да и Астраханский заповедник, к сорокалетнему юбилею которого и были приурочены все эти начинания, в то время носил имя Ленина, не подписавшего ни одного документа о его создании. Вскоре это движение распространилось на весь Советский Союз и внесло немалый вклад в насыщение информационного пространства страны экологической информацией, хотя и в сугубо советских традициях. (В «сугубо советских традициях» сложилась и судьба основателей этого движения - за искажение «ленинских идей» Н.Н.Лаврова получила партийный выговор и была уволена с должности редактора газеты, а беспартийный Куражсковкий вынужден был покинуть Астраханский заповедник, а вскоре оба покинули на несколько лет и Астраханскую область [1; 13]).
В традиционном экологическом образовании, направленном на формирование экологической культуры преимущественно используется «горизонтальные» связи, то есть передача информации от учителя к ученику. В экологическом образовании, целью которого является формирование экологического сознания, должны использоваться все виды связей. Но проблема заключается в том, что современное состояние экокультурного информационного поля стабильно вялое, низкого уровня напряженности, без пространственных возмущений. Экологическое направление в информационном пространстве страны подавлено другими доминирующими информационными полями. Информация в экологическое поле поступает скудная, а зачастую - безграмотная. Ученые-экологи не могут оказывать влияние на экокультурное информационное поле, так как это стало не в формате коммерческих СМИ. Это свидетельствует об управляемости этого направления информационного пространства.
Последние бифуркации, выразившиеся в перестройке доминирующих в обществе информационных полей с экологического и общекультурного на экономическое и общепотребительское, вызваны управленческими решениями государственного уровня. И, хотя эти перестройки в иерархической структуре информационных полей, оказывающих наибольшее влияние на население, не отражают естественных процессов бифуркации, а искусственно выстроенные информационные доминанты не соответствуют естественно сложившимся культурным приоритетам, характеризующим современный этап развития общественной системы, действие доминирующих информационных полей на население уже сейчас приносит негативные результаты, выражающиеся утрате обществом не только экологической, но и общей культуры. Последствия этих процессов для социальной системы в целом непредсказуемы, но вряд ли оптимистичны.
Что означает воспитать экологически культурного человека? И насколько это качество будет устойчивым в сложившихся условиях?
Процесс формирования экологической культуры населения, по нашему мнению, означает выработку различных качеств, необходимых сообществу людей, населяющих определенную территорию, для того чтобы сохранить жизненные качества природной среды, естественное развитие природы и устойчивость существования проживающего на этой территории сообщества. Этот процесс идет перманентно: люди рождаются, посредством горизонтальных отношений постигают уклад жизни, традиции в отношениях с природой, приобретают экологические знания и другие качества при обучении в образовательных учреждениях; посредством диагональных связей - постигают основы экологической культуры социальной среды, основы культуры природопользования и отношений с природой, сложившихся в культурной среде своего народа; посредством вертикальных отношений - ощущают состояние природной среды, изучают природные закономерности и особенности, которые могут стать достижениями экологической культуры общества.
Качество «культурный», в отношении индивида, означает, что он имеет определенный набор знаний, позволяющий ему нормально существовать и ориентироваться в различных социальных структурах, сегментах, жизненных ситуациях и обстоятельствах. Культурный человек выполняет этические и нравственные нормы поведения принятые в обществе. У него должно быть сформировано нравственное отношение к определенным социальным проблемам (эволюционно выработанная рациональная реакция, которая обществом считается нравственной, в каждом конкретном историческом периоде), и его поведение не выходит за общепринятые рамки индивидуального поведения.
Если такой подход применить к понятию «экологическая культура» общества, то прилагательное «экологическая» к слову «культура», определяет социальный продукт, произведенный научной или культурной частью общества, в такой исторический период его развития, который требует перманентного решения экологических проблем.
Содержание понятия «экологическая культура», в зависимости от того, на каком уровне, индивидуальном бытовом, производственном, региональном, этническом, государственном, или общечеловеческом осуществляются отношения с природой включает в себя различный набор культурных показателей, которые призваны обеспечить регуляцию отношений с природой на этих уровнях. Индивидуальная бытовая «экологическая культура» представляет собой комбинацию таких качеств, как
элементарные экологические знания, принятые обществом нравственные ценности, правила и нормы поведения, предназначенные для их исполнения всеми членами общества с целью сохранения динамического равновесия в отношениях с природой, ее ресурсами. В рамках индивидуальной бытовой экологической культуры человек не обязан знать то, что не является предметом его повседневной жизни. То есть, он должен знать, какие действия, предметы, загрязнения несут потенциальную угрозу человеку, окружающей среде, природе, ее обитателям. Но он не обязан знать, например, способы очистки акватории реки или озера от нефтяного загрязнения, не обязан знать последствия эксплуатации атомных электростанций и т.п. Так же как современный технически культурный человек должен знать технические устройства (сотовыми телефонами, айфонами, айпэдами, компьютерами, стиральными машинами и т.п.), являющимися предметами культуры современного общества и уметь обращаться с ними, но не обязан знать систему программирования этих устройств, или уметь их ремонтировать.
Формирование экологической культуры начинается с раннего возраста в процессе социализации и инкультурации, со времени, когда ребенок начинает знакомиться с окружающей его средой, ее свойствами, постигает уклад жизни, традиции в отношениях с природой. У него формируется отношение к природе, принятое в ближайшем его окружении, вырабатываются элементы экологической культуры, воспитанные педагогическими способами и принятые в экокультурной среде дошкольных образовательных учреждений. В системе школьного образования, ребенок попадает в образовательное экологическое пространство, которое в идеале должно отражать те аспекты социального экоинформационного пространства, которые являются, с точки зрения государственной образовательной политики, основными для формирования современного культурного человека, способного участвовать в решении современных и будущих экологических проблем. Поэтому, процесс овладения элементами экологической культуры (изучение природоведения в младших классах) должен сменить процесс формирования экологического сознания. Начиная с подросткового возраста, когда у детей формируется критическое отношение к субъективной информации, и осуществляется пересмотр сформированных ранее ценностных ориентаций, ученики должны изучать основы научных экологических знаний, постигать исторические основы культурного взаимодействия с природой, уметь анализировать современные аспекты этих отношений и современные проблемы в этих отношениях. Для формирования экологического сознания, помимо информации, передаваемой по горизонтальным связям от учителя к ученику и обучения методам экологического мышления, необходимо формирование «диагонального» и «вертикального» каналов обмена с информационным пространством экологической направленности. Но при формировании «вертикальных» связей (с природой) ребенок обнаруживает, что качество природных сред и природных экосистем в месте проживания населения низкого уровня. А при формировании связей с социокультурным пространством, ученик обнаруживает, что экологическая культура населения низкая, экономические ценности доминируют над экологическими, а информационное экологическое поле как на федеральном, так и на региональном уровне - ослаблено до такой степени, что практически не оказывает влияния на сознание населения.
В активном информационном поле регулярно появляются точки повышенной напряженности, которые акцентируют внимание людей на природоохранной и экологической тематике, как это происходит в таких странах Европы. Например, в Италии - это регулярные конгрессы и симпозиумы ученых по проблемам дельтовых регионов и др. В Великобритании - исследования и практические действия по сохранению и восстановлению путей миграции птиц, вылившихся в создание национального орнитологического парка в Слимбридже, который стал активатором информационного экологического поля в Великобритании. Он не только повысил напряженность экоинформационного поля, но и поддерживает его активность в течение длительного времени тем, что постоянно привлекает внимание населения к этой тематике, сообщая о разных событиях, происходящих в мире пернатых в этом парке. Это функция делает его местом активной эколого-образовательной деятельности. Обучаясь в каждом классе, ученики школ Великобритании регулярно посещают этот парк не только экскурсионно, но и для проведения уроков на природе (для этого создан фонд - совет по обучению на природе), для проведения ученических исследований, реализации образовательных проектов, для участия в театрализованных постановках в экологическом театре Слимбриджа, в конкурсах и выставках поделок и т.п. В Голландии экоинформационное пространство поддерживается государственной экологической политикой, направленной на решение проблемы восстановление польдерных земель, на восстановление эндемичных видов растений, составляющих лесные экосистемы. В Германии также приоритетное влияние на активизацию информационного пространства имеет государство, создавая активность информационного поля своей экологической политикой в области обращения с отходами и охраны природы: идет постоянное информирование население о реализации программы раздельного сбора бытовых отходов для последующей более полной утилизации, в которую вовлечено все население, об общественных акциях в защиту животных, например, живущей в зоопарке панды, которая впервые принесла потомство и т.п.
Состояние любой социальной системы, сложившееся к настоящему времени, является результатом политики государства и продуктом экологической культуры общества [9].
Для оценки уровня экологической культуры социальной системы, мы использовали следующие, разработанные нами, показатели [10, с. 32]:
1) состояние природной среды, определяемое физико-химическими, биологическими (растительность,
животный мир) и др. параметрами, которое в целом характеризует уровень развития общественного экологического сознания [7], кроме тех случаев, когда состояние природных сред деформировано природными событиями стихийного или чрезвычайного характера;
2) состояние социо-информационной среды, определяемое показателями, характеризующими:
- степень насыщенности информационного пространства природоохранной и экологической тематикой, отражением проблем отношений общества с природой, нравственными проблемами в отношениях с природой, научными идеями и разработками, направленными на минимизацию, компенсацию антропогенного воздействия на природу, защиту природы и т.п. (показатель насыщенности экологокультурного слоя информационного пространства);
- уровень приоритетности экологических проблем в государственной политике (региональной, федеральной) или степень озабоченности государственных структур решением проблем взаимоотношений общества и природы (эколого-политический показатель);
- степень соотношения (гармонии) природных и антропогенных компонентов в урбанизированной среде (эстетический показатель);
- степень направленности общественного сознания на экологические проблемы (идеологический показатель);
- степень вовлеченности населения в решение экологических проблем (показатель активности);
3) состояние экологической культуры населения, оцениваемое на основании замеров различных показателей (экологических знаний, умений обустроить среду вокруг жилища, навыков поведения в окружающей среде, экологических установок и ценностных ориентиров, передаваемых по каналам воспитания, поведения в различных производственных ситуациях и др.).
Наиболее эффективной целью экологического образования в школе, начиная с 5-6 класса, является формирование экологического сознания школьников. Для достижения целей экологического образования, образовательные учреждения должны формировать в образовательном пространстве экологическое информационное поле, в котором должны отражаться те экологические культурные достижения, которые имеются не только в России, но и в других странах, а также - воспитывать в детях умения выступать в роли активатора и инфомедиатора этого пространства.
При этом важное значение имеет не только овладение системой экологических знаний и методами экологического мышления, но и умение взаимодействия с эколого-информационным пространством социальной системы. Задача учителя заключается не только в экологизации познавательного и оценочного аспектов сознания, но и в формировании каналов связи сознания детей с образовательным и социальным информационным пространством экологической направленности.
Формирование экологического сознания адекватного времени, состоянию отношений с природой и степени напряженности экологических проблем - это та цель, которая должна быть принята системой образования для воспитания человека, способного в будущем решать становящиеся все более острыми экологические проблемы, как в регионах, так и в России в целом. Экологическое сознание, мало подвержено влиянию социальной среды, так как это глубокое качество, отражающее осознание, понимание, включение экологического мышления и экологического императива, взаимодействие с информационным экологическим пространством. Сформированное адекватное экологическое сознание продуцирует адекватную времени экологическую культуру. Но если экологическое образование в средней школе нацелено на воспитание экологической культуры, то результатом его будет неустойчивый продукт, зависящий от уровня экологической культуры населения. Экологическая культура школьников - это социально зависимое качество, регулируемое уровнем экологической культуры общества в большей степени, чем эколого-воспитательным процессом. Сталкиваясь с бескультурными действиями взрослого населения в области взаимодействия с окружающей средой (а они встречаются повсеместно - на производственном и бытовом уровнях, на уровне властных решений и действий), даже те школьники, у которых по педагогическим показателям был сформирован высокий уровень экологической культуры, разочаровываются в ценности экологической культуры для взрослого общества и теряют ее. Это происходит потому, что экологическая культура, формируется за счет горизонтальных связей (от учителя к ученику), затрагивает, преимущественно, эмоционально-чувственный (ценностный) аспект сознания и выполняет роль культурной адаптации в нереальном идеализированном педагогами обществе. При этом не затрагиваются глубинные процессы экологизации познавательного аспекта сознания, не происходит формирования экологического мышления, не формируются каналы взаимодействия сознания ребенка с социальным экоинформационным пространством.
Вместе с тем, воспитание экологической культуры должно иметь место в общеобразовательной школе. Оно должно осуществляться в младших классах и в последующем - с помощью межпредметных связей при обучении дисциплинам гуманитарного характера: истории, литературе, общественным дисциплинам, а также при осуществлении внеурочной природоохранной деятельности, в процессе эмоционального общения с природой и т.п. Основным продуктом экологического воспитания у младших школьников должна стать первичная поведенческая экологическая культура личности, которая проявляется в соблюдении правил, этических норм и культурных стереотипов отношения к природе и к окружающей среде, а также - в характере поведения в природе и в окружающей среде [9].
Литература
1. Лаврова Н.Н. «За ленинское отношение к природе» (Как это было). - ж. Астраханский вестник экологического образования. №2 (4) 2002. с. 85-87.
2.Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.- 1993.- №2.- С.19-23.
3.Дежникова, Н.С., Цветкова, И.В. Экология и культура. Методика воспитания младших школьников.
- М., 1995.- 46 с.
4.Борискин, А.Ф. Проектирование содержания и реализация методического обеспечения экологического образования школьников в естествознании: дис. ... канд. пед. наук / А.Ф.Борискин. Екатеринбург.- М.: РГБ, 2002. - 174 с.
5.Куражсковский Ю.Н. Рождение природопользования. - ж. Астраханский вестник экологического образования. № 1 (5) 2003. с. 89-90.
6.Лещинский, В. И., Неделина, С. В., Буренина Т. П. Лещинский В.И., Неделина С.В., Буренина Т.П.
// Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. - Тамбов: ТГУ, 2005, № 2(8). - С. 139-147.
7.Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. -384 с. ISBN 5-94010-036-8.
8.Мисенжников, В.В. Экологическая культура и государственная политика //Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. - М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. С. 27-31. (ISBN 978-5-98807-031-3).
9. Чуйкова, Л.Ю. Содержание понятия «экологическая культура в социальной системе». - В кн.: Эколого-биологические проблемы Волжского региона и Северного Прикаспия. Материалы IV Всероссийской научной конференции, 4-5 октября 2001 г. - Изд-во АГПУ. - Астрахань, 2001. - С. 123-125.
10. Чуйкова Л.Ю. Экологическая модель социальной системы: взаимосвязь и взаимообусловленность развития социальной и природной систем // Астраханский вестник экологического образования. № 2(18), 2011. - С. 20-33.
11. Чуйков Ю. С. Юрий Николаевич Куражсковский. - ж. Астраханский вестник экологического образования. № 1 (5) 2003. с. 74.
12. Чуйков Ю. С. Николай Иванович Калабухов. - ж. Астраханский вестник экологического образования. № 1 (5) 2003. с. 75.
13. Чуйков Ю. С. «За ленинское отношение к природе». Взгляд со стороны. - ж. Астраханский вестник экологического образования. № 1 (5) 2003. с. 81-82.
14. Чуйков Ю.С. Экологический мониторинг (учебное пособие). Издание 2-е. - Изд-во
Нижневолжского центра экологического образования. Астрахань. 2006. - 304 с.
15. Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Наблюдения за сезонными изменениями в природе в процессе изучения биологии. - ж. Гуманитарные исследования. 2011. № 4 (40). С. 331-338.