АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (28) 2014. с. 72-79.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ГЕНЕЗИС ВАРИАЦИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ДОМИНИРУЮЩИХ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Людмила Юрьевна Чуйкова Астраханский государственный университет [email protected]
экологическое сознание, экологическое образование, природопользование
В статье рассмотрены типы экологического сознания, проанализированы причины формирования разных типов экологического сознания. Доминирующий в современном обществе потребительский тип отношений с природой не дает оснований для оптимистичных прогнозов о перспективе экономического процветания в будущем. В социальном плане экологическое сознание может иметь различную «полярность» и уровни градации. Действенное отношение индивида к природе обусловлено уровнем его экологического сознания, которое, в свою очередь, определяется соотношением внешних и внутренних факторов воздействия на сознание.
PSYCHOLOGICAL THE ORIGIN OF THE TYPES OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS,
DOMINANT IN MODERN SOCIETY
Lyudmila Chuikova Astrakhan State University
environmental consciousness, environmental education, environmental management
The article describes the types of environmental consciousness, analyzed the causes of the formation of different types of environmental consciousness. Dominant in modern society consumer type of relationship with nature does not give grounds for optimistic predictions about the future economic prosperity in the future. Social environmental consciousness can have a different "polarity" and graduation levels. Effective relationship of the individual with nature due to its level of ecological consciousness, which, in turn, determined by the ratio of internal and external factors influence on consciousness.
Доминирующий в современном обществе потребительский тип отношений с природой не дает оснований для оптимистичных прогнозов о перспективе экономического процветания в будущем. Зависимость экономики страны от степени эксплуатации природных ресурсов заставляет думать о том, как будет развиваться страна после их исчерпания, о перманентно происходящих негативных изменениях в природе, окружающей среде, об ухудшении здоровья населения и о снижении демографических показателей, характеризующих состояние популяции россиян [5, 14].
Связь между активностью производственной сферы и ухудшением качества окружающей среды стала особенно очевидна после ликвидации Госкомэкологии РФ. Но это не вызывает озабоченности ни властных структур, ни населения, занятого в производственной сфере, так как эти «незначительные», с точки зрения чиновников и хозяйственников, «минусы» «перекрываются» материальными ценностями, получаемыми вследствие активизации
производства: прибылью, заработной платой, рабочими местами, инфраструктурой, продукцией и т.п. - всем тем, что является показателями успешного развития современной конкретной социальной системы (страны, региона, города, района).
Соотношение показателей активности производственной сферы в социальной системе локального уровня и здоровья населения не всегда отражается в обратной зависимости, так как вмешиваются косвенные факторы, искажающие эту картину: одни оказывают дополнительное негативное влияние на качество среды и, соответственно, здоровья, другие, такие как, рост благосостояния - наоборот, в определенной мере компенсируют потери здоровья за счет полноценного отдыха, курортного и лечебного обслуживания населения в краях, отдаленных от промышленных территорий, кроме того, статистические показатели в области здравоохранения и медицины не всегда соответствуют истинному положению дел. Поэтому ухудшение качества окружающей среды, вызванное развитием производственной сферы в конкретной социальной системе, не вызывает «переворота» в сознании трудоспособной части населения, не способствует пониманию зависимости между развитием промышленного производства и ухудшением здоровья населения, и следовательно - не способствует повышению уровня экологического сознания и перестройке взглядов на отношения с природой в производственной сфере, например, в направлении ужесточения экологических требований к деятельности предприятий, повышения материальной ответственности за их нарушение, усиления государственного экологического контроля и т.п. Соответственно это не порождает обывательского индивидуального стремления к очистке (индивидуально или сообществом) среды обитания, к ее благоустройству, озеленению, охране естественной природы, а вызывает лишь стремление использовать ее ресурсы как можно в больших масштабах - ловить рыбу, добывать зверя, собирать грибы -ягоды, использовать природную территорию, очистив ее поджогами от сухой травы, тростника, кустарника и т.п. Очевидно, что формирование экологического сознания до цивилизованного уровня само по себе не происходит, должно произойти осмысление определенных положений, переживание негативных и позитивных эмоций, в том числе, тревожных, связанных с пониманием связи между качеством окружающей среды, собственным здоровьем и здоровьем детей - самого ценного, что есть у людей [6, 7].
Социологи и исследователи область отношений с природой, контролируемую сознанием называют экологическим сознанием [3, с. 29].
То есть, экологическое сознание это такой социальный тип сознания, который контролирует область отношений с природой. В Википедии дается следующее определение слова «контроль». Это «одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений» [16].
Можно ли «экологическое сознание», которое, по мнению тех же ученых, существовало с древних времен определять как область отношений индивида с природой, контролируемую сознанием? По нашему мнению - значение этого термина (по Медведеву и Алдашевой) не вполне точно отражает представляемую область отношений, которая не всегда может контролироваться сознанием. Здесь правильнее было бы сказать «регулируемую сознанием область отношений с природой».
Воспринимаемая сознанием и регулируемая им же область прямых отношений с природой, а также - область опосредованных отношений, через других членов общества, через культуру, технику, технологии ее преобразующие и т.п. - относятся в области экологического сознания [12, 13].
Сознание индивида, в зависимости от его особенностей, по-разному воспринимает и различным образом регулирует отношения в этой области, что и определяет специфичные черты экологического сознания у различных индивидов. Чем они определяются? Обратимся за ответом к философским и психологическим основам этого феномена.
В экологической психологии под экологическим сознанием подразумевают социально окрашенную форму восприятия и отражения экологической стороны бытия. В философском значении категория «форма» употребляется для обозначения специфической организации содержания; оно связанно с понятием структуры. Форма - есть способ существования, содержания, охватывает систему устойчивых связей предмета [1]. С позиций психологии, «психическое имеет двоякую форму существования: первая выражается в жизни и
деятельности, вторая - в рефлексии [4, С.25]. Как указывает в своих работах Л.С. Рубинштейн, для сознания, в отличие от психики в целом, специфично предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. А так как семантическое содержание сознания сложилось в процессе общественно-исторического развития - это общественное образование, то сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но и по отношению к общественному сознанию. «Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью» [4, С. 10]. Так же Л.С.Рубинштейн отмечает, что «сознание - это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание — это единство переживания и знания», ...«сознание — это осознанное бытие, единство субъективного и объективного» [4].
Как известно, знание формируется в процессе образования и самообразования, благодаря специально организованному педагогическими действиями познанию или самостоятельно организованному самопознанию. Но переживание может формироваться как от эмоционального или сенсорного ощущения, так и от осознания знания. В работе В.С.Лосева говорится: «Экологическое сознание имеет неотъемлемую характеристику кризисности. Кризисный фактор, как элемент идеологического поля, необходим как внутрикультурное явление, способное побудить человека к направленной деятельности. Социокультурные условия формирования экологического сознания не являются и принципиально не могут быть нормальными (не имеющими кризисных черт) в силу того, что отсутствие проблемы не может само по себе породить новое миропонимание, новое отношение к природе» [2, с.11.].
Очевидно, что это можно трактовать следующим образом: экологический кризис порождает социальное (и индивидуальное) переживание, что, в свою очередь, побуждает (создает социокультурные условия) к направленной познавательной деятельности и порождению нового миропонимания и отношения к природе. То есть, при определенных социокультурных условиях, отражающих кризис отношении общества и природы (и соответственно, порождающих социальное и индивидуальное переживание), экологическое сознание становится востребованной социальной формой организации сознания, которая характеризует строительство определенных отношений с природой и социальным миром, нацеленных на снятие с них кризисной напряженности, а, следовательно, активизирует процесс познания и поиска решений.
Вместе с тем, следует учитывать, тот факт, что индивидуальное экологическое сознание -это всегда индивидуальная форма отражения экологического аспекта социальной реальности, которое определяется степенью развития познавательного (основанного на знании и экологическом мышлении) или чувственного (основанного на переживании эмоциях и чувствах) аспектов сознания в процессе восприятия и психического отражения этой стороны бытия.
Психологический генезис вариаций экологического сознания субъектов основывается не только на психических процессах, определяемых доминирующими аспектами сознания, использованием привычного способа формирования отношения к реальности, но и последовательностью психических действий. Иначе говоря, экологическое сознание может определяться двумя типами последовательности психических процессов:
• первый тип характеризуется автоматической включенностью научных экологических знаний или имеющегося в этой области жизненного опыта в процесс мышления, характеризующийся анализом ситуаций или событий, происходящих в этой области, выявление их связей с другими объектами, событиями и процессами социоприродного мира, сопоставлением первичной информации с актуализированными экологическими и смежными знаниями, формированием на этой основе аналитически обоснованных оценок, прогнозов и моделей, в конечном счете - выбор решения, действия, поведения или отношения, касающихся экологических вопросов;
• второй тип характеризуется эмоциональными оценками, основанными на личном пережитом, прочувствованном или иным образом эмоционально «окрашенном» опыте, на доверии к «авторитетным» носителям экологической информации, умозаключениям, оценкам, ценностям, исходящим от «авторитета», принятие их и формирование на основе определенной степени доверия к признанному носителю информации, или на основе собственных интуитивных ощущений, соответствующего отношения, оценок, установок по отношению к экологически значимым объектами, событиям, источникам информации, решениям органов власти, должностных и других, действующих в этой сфере лиц.
Для целей экологического образования детей имеет значение изучение качественных сторон и особенностей формирования экологического сознания. Изучение социальных и психологических факторов, оказывающих влияние на качество экологического сознания населения, позволит создать педагогические «инструменты» и методики формирования и развития экологического сознания у детей в процессе получения образования [10, 11].
В работе В.И.Медведева и А.А Алдашевой, посвященной исследованию экологического сознания авторы дифференцировали качественные стороны (виды) экологического сознания исходя из их психологического генезиса, сгруппировав их в следующие типичные формы:
1. сознание отрицания - экологическое сознание, основанное на отрицании экологических проблем, на формировании в сознании феномена «меня это не касается» [с.168];
2. сознание гиперболизации - экологическое сознание, «основным признаком которого является выраженная и не соответствующая реальной ситуации гиперболизированная оценка экологических проблем» [3, с.171], то есть качественной стороной такого экологического сознания является состояние тревожности, неадекватная реальной, преувеличенная оценка экологической опасности;
3. эгоистическое экологическое сознание - характеризуется формированием адекватной действительности «модели отношений между человеком и природой, человеком и обществом», «но в решении всех проблемных вопросов, как и в выборе форм экологического поведения, приоритет отдается интересам субъекта», оно «не только допускает, но и оправдывает использование противозаконных методов и способов поведения» [3, с.176-177];
4. адекватное экологическое сознание - «характерной чертой которого является почти полное совпадение концептуального образа внешней среды и взаимоотношения человека с этой средой, с объективной действительностью, с результатами, получаемыми при использовании методов научного анализа», который основан на использовании научных знаний «и позволяет подавить те элементы эгоистического отношения к природе, которые могут возникнуть в том или ином конкретном случае», его можно отнести к категории научно обоснованного сознания [3, с.180].
Исходя из описанных авторами основных форм экологического сознания и тех качеств, которые их определяют, не только в общеобразовательной школе, но и в целом - в системе образования первые три формы не должны использоваться в качестве цели, даже в профессиональном образовании, направленном на получение профессии в области промышленного природопользования. В то время как форма «адекватное экологическое сознание» по своим качественным характеристикам соответствует задачам, поставленным обществом перед системой образования в плане подготовки молодежи к решению экологических проблем и гармоничному взаимодействию в области природопользования. Таким образом, формирование адекватного экологического сознания - это главная цель
экологического образования на протяжении всего периода обучения в школе, а также - в профессиональном учебном заведении, в послевузовском образовании, в системе повышения профессиональной квалификации (по крайней мере - в природопользовательских областях).
Однако достижение поставленной цели не может произойти на одном из образовательных уровней школы: начальном общем, основном общем или среднем (полном) общем. Достижение этой цели должно происходить поэтапно и поэтому необходимо выявить те уровни экологического сознания, которые приведут к формированию адекватного экологического сознания выпускника школы, то есть человека подготовленного к дальнейшему развитию экологического сознания в области будущей профессии.
При отборе информации, оказывающей влияние на формирование познавательного аспекта, составляющего основу адекватного экологического сознания, следует основываться на:
• историческом анализе действия природных факторов, катастрофических для социума природных процессов и явлений, угнетающих качество пищевого, территориального, энергетического или другого жизненно важного ресурса, оказывающего влияние на развитие человеческой популяции
• анализе социального опыта действия факторов, порождающих хищническое отношение к природе, основанное на попадании сознания под влияние экономического мышления, когда воображаемое превращение природного ресурса в денежный эквивалент затмевает в сознании человека гуманистические общечеловеческие ценности и традиционные эволюционно выработанные народом нормы ресурсопотребления;
• анализе качества информационной сферы, включая научные публикации, научно-популярные источники, социальные процессы и события в этой области (в том числе экологическое законодательство, публикации и выступления в СМИ, информацию в интернете).
В монографии, посвященной психологии отношения к природе, В.А. Ясвин дает следующие типы отношения к природе, разделяя их по характеру восприятия природы на объектные и субъектные:
1. Объектно-прагматическое отношение к природе связано с ее восприятием в качестве источника материальной пользы, поставщика ресурсов, то есть природа воспринимается «как средство».
2. Субъектно-прагматическое отношение характеризуется тем, что природные объекты могут субъективно восприниматься в качестве своего рода субъектов, партнеров взаимодействия. Основная мотивация взаимодействия с ними носит преимущественно прагматический характер.
3. Объектно-эстетическое отношение свойственно людям, ориентированным, в первую очередь, на перцептивно-чувственное, эстетическое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным объектам.
4. Субъектно-эстетическое отношение отличается восприятием эстетически
переживаемого природного объекта как своего рода субъекта, то есть способностью «вживаться в его образ», эмоционально откликаться на витальные проявления, испытывать к нему чувства, взаимодействовать с ним как с партнером.
5. Объектно-познавательное отношение характеризуется доминированием
когнитивного компонента отношения к природе и когнитивным типом экологических установок. Природа воспринимается, в первую очередь, как объект изучения, «рационально-сциентистически».
6. Субъектно-познавательное отношение отличается от предыдущего
направленностью на изучение природы при осознании самоценности и неповторимости каждого природного объекта, признании за ним безоговорочного права на существование, возможности равноправного взаимодействия.
7. Объектно-практическое отношение характеризуется преобладанием
практического компонента интенсивности и доминированием практического типа экологических установок. При этом объект природы выступает «как средство» удовлетворения
потребности личности в технологической и психологической вооруженности, не являясь сам по себе «целью» контактов с ним.
8. Субъектно-практическое отношение характеризуется направленностью практических действий человека непосредственно на природный объект, то есть к нему складывается отношение как к полноправному партнеру. Человек становится чувствительным к проявлениям природного объекта, субъективно интерпретирует их как «ответы» на свою активность и в результате рефлексии корректирует ее с учетом «интересов» природного объекта.
9. Объектно-охранное отношение характеризуется доминированием поступочного компонента интенсивности при объектном восприятии природы. Такое отношение формируется в контексте «дальнего прагматизма»: природа воспринимается как собственность всего человечества, в том числе и будущих поколений, в интересах которых и требуется охрана природных объектов. Именно такой тип отношения к природе традиционно именуется в педагогике «сознательным», «ответственным», «рациональным» и т.д. и провозглашается целью экологического образования. Такое отношение часто встречается у «зеленых» и других активистов природоохранных движений, школьных учителей.
10. Субъектно-этическое отношение характеризуется доминированием поступочного компонента и этических экологических установок личности. В этом случае природа уже не воспринимается как объект одностороннего воздействия человека, за ней психологически признаются качества, свойства субъекта со всеми вытекающими из этого последствиями: контакты между природой и человеком воспринимаются уже именно как взаимодействие: природа, как и любой другой субъект, имеет право на существование «просто так», вне зависимости от «полезности» или «бесполезности» ее для человека; из «ресурсов» она превращается в партнера человека, который из завоевателя и покорителя природного сообщества становится одним из его членов, обладающим такими же правами, как и любой другой [15, с.58-62].
Эти типы отношений характеризуют психологическое осмысление автором отношений человека с природой, основанное на отражении в этих отношениях определенных смысловых идей, установок, соответствующего мировоззрения.
Из перечисленных выше типов отношений не все являются типичными и доминирующими в современном обществе. Некоторые из них встречаются крайне редко. Например, субъектно-прагматическое отношение характеризует отношения с животными, выполняющими определенную работу (сельскохозяйственные рабочие животные, цирковые и т.п.). Это в настоящее время можно встретить лишь в глухих сельских поселениях или в цирке. Также не является типичным отношение к природе характеризующееся как субъектно-практическое, которое схоже с субъектно-прагматическим. В целом такая классификация представляет теоретический интерес, так как она, главным образом, отражает типы отношений индивида с природой и ее объектами. Однако в экологическом сознании отражается не только отношение к природе, но и отношение к действиям человека в природе, понимание взаимосвязей человека и общества с природой и последствий нарушения их равновесия по вине человека. Поэтому мы не можем использовать эту классификацию для обозначения доминирующих в современной жизни форм взаимодействия человека с природой, чтобы связать с ними типы экологического сознания.
В социальном плане экологическое сознание может иметь различную «полярность» и уровни градации. Действенное отношение индивида к природе обусловлено уровнем его экологического сознания, которое, в свою очередь, определяется соотношением внешних и внутренних факторов воздействия на сознание. В социальном ракурсе экологическое сознание можно разделить условно на «позитивное» и «негативное». Поэтому есть основания структурировать экологическое сознание по уровням, а в последующем выбрать те уровни, которые послужат поэтапному достижению основной цели - формированию адекватного экологического сознания.
Низший уровень экологического сознания можно принять со знаком «минус», верхний -со знаком «плюс». Если в основе экологического сознания лежит понимание необходимости беречь природу, как основу благополучия человека, по это положительное по знаку экологическое сознание, если в основе отношения к природе лежит желание выкачать из нее как можно больше сегодня, а завтра - «хоть потоп» - то это - экологическое сознание со знаком «минус» [8-11]. Однако, при таком раскладе экологического сознания на «экологичное» и «неэкологичное», на «положительное» и «отрицательное» следует установить нулевой уровень экологического сознания, а также - предельные положительные и отрицательные его значения.
На основе многолетних наблюдений и литературных источников мы выделили основные формы экологического сознания существующие, как нам представляется, в реальной жизни. К формам экологического сознания мы отнесем экологическое сознание, выраженное различным характером отношений с природой, проявляющимся в современной жизни россиян: от примитивного потребительского до высокого - мировоззренческого и идейного уровня. Оно выражается в характере влияния на природу, стиле отношения к природе, нравственных и идейных установках, руководящих действиями в ней. Среди форм экологического сознания мы выделили потребительское, пользовательское, природосообразное (или разумное), научно -мировоззренческое и идейное экологическое сознание. Они демонстрируют различные уровни отношения к природе, характерные черты и проявляют определенные типы экологического сознания, которые, в интересах исследования, мы подразделили на отрицательные (негативные) и положительные (позитивные) по отношению к природе.
Каждая из этих форм имеет разновидности типов экологического сознания. Так, к потребительской форме экологического сознания относятся агрессивно-потребительский, хищнический потребительский и просто потребительский. К пользовательской форме экологического сознания мы относим природопользовательский нерациональный и рациональный, к природосообразной форме относятся природолюбительский пассивный и природолюбительский активный типы, к научно-мировоззренческой форме - адекватное экологическое сознание и научно-обоснованное, к идейной форме можно отнести пассионарный тип научно-обоснованного сознания. Эти типы экологического сознания реально присутствуют в жизни социальной системы России и играют в ней свою позитивную или негативную роль. Отрицательные формы - потребительское и пользовательское экологическое сознание, позитивные - природосообразное, научно-мировоззренческое и идейное. Границу между ними или нулевой уровень мы обозначили индифферентным типом экологического сознания, которое также можно отнести к пользовательской форме. Субъект-носитель такого типа экологического сознания осознанно не взаимодействует с природой ни в эмоционально -чувственной, ни в практической областях, однако пользователем природных ресурсов он все же является. Он не оказывает заметного влияния на природу, оставаясь индифферентным по отношению к ней. Его носители не любят животных, но и не проявляют к ним агрессии, они не любят отдыхать на природе, предпочитая комфортные условия, они не имеют дачи, но и не увлекаются охотой или рыбалкой. Экологические проблемы их не волнуют, так как их интерес смещен на другие области, чаще всего далекие от жизни. Этот уровень можно считать нулевым, что позволит сформировать шкалу типов экологического сознания от низшего, «отрицательного» уровня, до высшего, «положительного» уровня, представляющую определенные типы отношения к природе. Сопоставив характеристики этих уровней с реальными характеристиками индивида, можно определить не только уровень и тип экологического сознания, но также - проследить за динамикой развития экологических качеств личности в процессе экологического образования по показателю изменения типа экологического сознания в ту или другую сторону.
1.Кикель Л. Краткий философский словарь. — М., 1998.
2.Лосев В.С. Основные культурно-идеологические детерминанты «экологического сознания»: Автореф. дисс. ... культур. Наук: - Саратов, 2010. - 16 с.
3.Медведев, В. И. Экологическое сознание: Учебное пособие / В. И. Медведев, А.А. Алдашева. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
4.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Изд-во «Питер». - 2000. - 720 с.
5.Рыбкин В.С., Богданов Н.А., Чуйков Ю.С., Теплая Г.А. Тяжелые металлы как фактор возможных экологически обусловленных заболеваний в Астраханской регионе. // Санитария и гигиена, № 2, 2014. - с. 2731.
6.Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных с экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания. // Астраханский вестник экологического образования. № 4 (22), 2012. - С. 122-129.
7.Чуйкова Л.Ю. Экологическое информационное пространство и его влияние на экологическое сознание.
// Астраханский вестник экологического образования. № 2(20), 2012. - С. 15-40.
8.Чуйкова Л.Ю. Экологическое сознание: социально-педагогические аспекты, детерминирующие его формирование: монография. - Астрахань: Изд-во Нижневолжского экоцентра. - 2013. - 368 с. ISBN 978-5905224-04-1.
9.Чуйкова Л.Ю. Социальные и психолого-педагогические особенности категории «экологическое сознание» // Астраханский вестник экологического образования. - 2013. - № 3 (25). - с. 52-57.
10.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Экологическая педагогика как область исследования и применения. /Гуманитарные исследования, № 1(49), 2014. - с. 111-118.
11.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Экологическая педагогика: содержание экологической информации в концепции формирования адекватного экологического сознания. /Гуманитарные исследования, № 1(49), 2014. -с. 118-125.
12.Чуйков Ю.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 1. // Астраханский вестник экологического образования. № 1(3), 2002. - с. 32-37.
13.Чуйков Ю.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 2. // Астраханский вестник экологического образования. № 2(4), 2002. - с. 55-59.
14.Чуйков Ю.С., Шендо Г.С., Рябикин В.Р., Далечин Н.Б. Анализ заболеваемости населения Астраханской области и экологическая обстановка в регионе в 2006-2012 гг. Сообщение первое. // Астраханский вестник экологического образования. № 4(26), 2013. - С. 143-159.
15.Ясвин, В. А. Психология отношения к природе: монография / В.А. Ясвин. - Москва: Изд-во «Смысл». -2000. - 456 с. - ISBN 5-89357-063-4.
16.Электронный ресурс:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C