АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 3 (33) 2015. с. 121-130.
Экологическое образование
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПРИОРИТЕТОВ В ЭКОНОМИКЕ НА ТИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Людмила Юрьевна Чуйкова lud [email protected]
Астраханский государственный университет
Экологическое сознание, приоритеты в экономике, природные ресурсы, экологические проблемы
В статье рассмотрены некоторые аспекты формирования экологического сознания в России в современных условиях
FEATURES OF INFLUENCE OF ECONOMY PRIORITIES ON TYPES OF ENVIRONMENTAL AWARENESS L. Chuikova Astrakhan State University
Environmental awareness, priorities in the economy, natural resources, environmental issues
This article examines some aspects of formation of ecological consciousness in Russia in modern conditions
На тему экологического сознания выполнено достаточно много работ [1, 2, 4, 5, 6, 12, 13, 17-23], однако эта тема настолько обширна, и ситуация в российском обществе постоянно меняется, что требует дальнейшего разбирательства в этом вопросе.
Зависимость экономики страны от направления, связанного с эксплуатацией энергетических и минеральных ресурсов стала выявлять в прошедшем году множество проблем, которые очевидны даже простому обывателю. Перед населением предстала реальность нехватки или отсутствия ряда привычных продуктов потребления, что было обусловлено кризисом взаимоотношений между нашим государством и европейскими странами. Эта ситуация заставляет общество задуматься о комплексе проблем, связанных с особенностями в развитии экономики страны: это и проблемы экономической, продовольственной, промышленной безопасности, но также - это проблемы экологического благополучия. Размышления над истоками и последствиями этих проблем влечет за собой выработку новых оценок, отношения, вариантов решения, а на этой основе - новых ментальных качеств.
Исторически обусловленные и современные факторы, формирующиеся под влиянием доминирующего в социокультурном пространстве России направления, оказывают влияние на формирование ментальных качеств россиян: специфического экологического сознания.
Основное направление в стратегии развития экономики, сориентировано на поиск, добычу и продажу природных ресурсов и/или продукции, изготовленной из них. Оно продолжает оставаться в сознании менеджмента страны, как единственное верное, сулящее устойчивость и победу над внешними недругами. Силы правительства и ресурсо-эксплуатирующей олигархии направлены на поиски все новых и новых месторождений нефти, газа, алмазов. Об успехах в этой области СМИ широко оповещают население страны, придавая этим фактам значение победы над внешним врагом.
Однако, население, не видя в интенсификации добычи природных ископаемых выгоды для себя, а лишь экологические проблемы, начинает протестовать, справедливо напоминая, что ресурсы принадлежат не только нынешнему, но и будущим поколениям [25]. Экологов
также беспокоит тенденция наращивания добычи минеральных и органических веществ, так как это непосредственно связано с негативными изменениями в окружающей среде, которые отражаются на качестве жизни и здоровье населения. Все большая зависимость населения от медицинской помощи и медикаментозного лечения очевидна: растет число аптек и частных медицинских учреждений, что говорит процветании этих видов бизнеса, о повышении спроса на медицинские услуги и об ухудшении здоровья населения. Медико-демографические и медико-биологические показатели, отражающие состояние популяции населения России подтверждают это.
Характер связей между качеством окружающей среды и степенью активности производственной сферы стал особенно очевиден после ликвидации Госкомэкологии РФ. Однако это не вызывало озабоченности ни у властных структур, ни у населения, занятого в производственной сфере, так как эти «незначительные», с точки зрения чиновников и хозяйственников, «минусы» с лихвой перекрываются материальными ценностями, получаемыми вследствие активизации производства: прибылью, заработной платой, рабочими местами, инфраструктурой, продукцией и т.п. - всем тем, что является показателями успешного развития экономики социальной системы (страны, региона, города, района).
Но статистика не всегда выявляет обратную связь между показателями активности производственной сферы в локальной социальной системе и здоровьем населения, так как вмешиваются косвенные факторы, искажающие эту картину. Так рост благосостояния населения происходящий вследствие развития промышленности в определенной мере компенсирует потери здоровья за счет полноценного отдыха, курортного и лечебного обслуживания населения в краях, отдаленных от зоны производства. Поэтому ухудшение качества окружающей среды, вызванное развитием производственной сферы в конкретной социальной системе, поначалу не вызывает «переворота» в сознании трудоспособной части населения, не способствует пониманию зависимости между влиянием производства на окружающую среду и состоянием здоровья, и следовательно - не изменяет обывательское экологическое сознание, не приводит к перестройке взглядов на отношения с природой в производственной сфере, в направлении ужесточения экологических требований к деятельности предприятий, повышения материальной ответственности за их нарушение и усиления государственного экологического контроля и т.п. Соответственно, это не порождает ни личностного, ни корпоративного стремления защитить окружающую среду от производственного влияния, направить деятельность одних научных институтов в экологическое русло: на разработку методов и способов наиболее эффективных технологий очистки, предотвращения загрязнения, а других - на поиски новых способов развития общества, дающих не меньшую прибыль для экономики страны. Вместе с тем, у населения такие приоритеты в развитии экономики порождают состояние безысходности - ведь на долю активных участников процесса эксплуатации природных ресурсов выпадает экономический ресурс, предоставляющий им большие возможности оградить близких людей и себя от негативного влияния испорченной ими среды (проживанием в других странах, прекрасным медицинским обслуживанием и т.п.), а на долю другой части населения остается потеря здоровья, качества и продолжительности жизни, что безусловно не мотивирует их на участие в общественных движениях, действиях, направленных на защиту окружающей среды, охрану естественной природы, очистку территории и т.п.
Очевидно, что в таких условиях развитие экологического сознания населения до цивилизованного уровня само по себе не произойдет. Для этого в сознании людей должно произойти осмысление происходящих в социальной системе экологических процессов, переживание негативных и позитивных эмоций, в том числе, тревожных, связанных с пониманием прямой зависимости между качеством окружающей среды и состоянием своего здоровья и здоровья будущих поколений.
Социологи область отношений с природой, контролируемую сознанием, называют экологическим сознанием [15; с. 29]. Однако, если быть более точными, то в реальной жизни
под этим термином подразумевается не только область отношений человека с природой, но и с окружающим его миром, к которому следует отнести и природу, и общество (субъектная часть), и социокультурное пространство, включающее предметную (объектную часть), технологическую и информационную области, оказывающие непосредственное или опосредованное влияние на окружающую среду и компоненты, придающие ей жизненные качества.
С точки зрения философов, экологическое сознание представляет собой социально окрашенную форму восприятия и отражения экологической стороны бытия. В философском значении категория «форма» употребляется для обозначения специфической организации содержания; оно связанно с понятием структуры. Форма - есть способ существования содержания, охватывает систему устойчивых связей предмета [13]. С позиций психологии, «психическое имеет двоякую форму существования: первая выражается в жизни и деятельности, вторая - в рефлексии [16, С.25].
Как указывал в своих работах Л.С. Рубинштейн, для сознания, в отличие от психики в целом, специфично предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. А так как семантическое содержание сознания сложилось в процессе общественно-исторического развития, то сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но и по отношению к общественному сознанию. «Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью». [16, С. 10]. То есть, «сознание - это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание — это единство переживания и знания», ... «сознание — это осознанное бытие, единство субъективного и объективного» [16, с. 12].
Как формируется знание, всем известно: в процессе интуитивного и опытного познания окружающего мира, а также - в процессе образования и самообразования, благодаря организованных специальными педагогическими действиями процессов познания. Но переживание может формироваться как от эмоционального или сенсорного ощущения, так и от разумного осознания объективного знания.
В работе В.С. Лосева говорится: «Экологическое сознание имеет неотъемлемую характеристику кризисности. Кризисный фактор, как элемент идеологического поля, необходим как внутрикультурное явление, способное побудить человека к направленной деятельности. Социокультурные условия формирования экологического сознания не являются и принципиально не могут быть нормальными (не имеющими кризисных черт) в силу того, что отсутствие проблемы не может само по себе породить новое миропонимание, новое отношение к природе» [14, с.11.]. То есть, автор полагает, что именно экологический кризис порождает социальное (и индивидуальное) переживание, что, в свою очередь, побуждает (создает социокультурные условия) к направленной деятельности и порождению нового миропонимания и отношения к природе. Это означает также, что, при определенных социальных, политических, экономических и культурных условиях, отражающих кризис отношении общества и природы, экологическое сознание становится доминирующей стороной индивидуального сознания, которая характеризует строительство определенных отношений с природой и социальным миром, нацеленных на снятие с них кризисной напряженности.
Определенные социокультурные условия создаются не только в процессе естественного развития общества. Как показывает исторический опыт и современная жизнь, социокультурные условия формируются, наряду с другими действующими факторами, под влиянием активных общественных сил, сообществ и отдельных личностей (отнесенных Л.Н. Гумилевым к категории пассионариев), играющих в социокультурном пространстве значимую роль. Под пассионарностью Л.Н. Гумилев подразумевал «способность и стремление к изменению
окружения», «к нарушению инерции агрегатного состояния среды», признавая эту способность атрибутом «не сознания, а подсознания» [3, с. 171].В настоящее время их влияние многократно усиливается средствами массовой информации, которые выражают доминирующие в обществе силы или тенденции развития (типа «кто платит - тот заказывает музыку»).
Экологическое сознание, как форма отражения экологического аспекта социальной реальности, с одной стороны, определяется такими внутренними качествами, как степенью развития познавательного (основанного на знании и экологическом мышлении) и/или чувственного (основанного на эмоциях, чувствах, признании авторитетного мнения) аспектов сознания, с другой - внешними социокультурными факторами, активно действующими в социальном пространстве, которые часто обуславливают «включение» в процесс «осознания» действительности или ее «чувствования» тот или иной аспект сознания. Так было в период возникновения и развития российского экологического движения (80 -90-е годы прошлого века).
Психологический генезис вариаций экологического сознания субъектов зависит от психических процессов, определяемых доминирующими аспектами сознания (то есть привычным способом формирования отношения к реальности) и последовательностью психических действий. Иначе говоря, тип экологического сознания определяется по меньшей мере двумя типами последовательности психических процессов:
- первый тип - характеризуется автоматической включенностью научных экологических знаний или имеющегося в этой области жизненного опыта в процесс мышления, характеризующийся анализом ситуаций или событий, происходящих в этой области, выявление их связей с другими объектами и процессами социоприродного мира, сопоставлением первичной информации с актуализированными знаниями, формированием на этой основе аналитически обоснованных оценок, моделей, прогнозов и в конечном счете - выбор решения, действия, поведения или отношения, касающегося экологических вопросов;
- второй тип - характеризуется эмоциональными оценками, основанными на личном пережитом или иным образом эмоционально окрашенном опыте, или на доверии к «авторитетным» носителям определенной экологической информации, принятии исходящих от «авторитета» умозаключений, оценок, ценностей и формировании на основе доверия к авторитетному носителю информации или собственных ощущений, соответствующего отношения, оценок, установок по отношению к экологически значимым объектам, событиям, органам власти, должностным и другим, действующим в этой сфере лицам, а также - к различным источникам информации.
С точки зрения педагогики для целей формирования у детей экологического сознания имеет значение изучение качественных его аспектов. Исследователи экологического сознания В.И.Медведев и А.А. Алдашева [15], выделили типичные формы экологического сознания: сознание отрицания, сознание гиперболизации, эгоистическое экологическое сознание, адекватное экологическое сознание, которое авторы относят к категории - «научно обоснованное сознание». Как признают авторы, данная классификация не охватывает всех вариаций индивидуального экологического сознания, но она представляет типовые формы, исторически сформировавшиеся в процессе познания и освоения природы.
Подробная характеристика всех вариантов форм экологического сознания основана:
-на историческом анализе действия природных факторов, катастрофических для социума природных процессов и явлений, угнетающих качество пищевого, территориального, энергетического или другого жизненно важного ресурса, оказывающего влияние на развитие человеческой популяции
- на анализе социального опыта действия факторов, порождающих хищническое отношение к природе, основанное на попадании сознания под влияние экономического мышления, когда воображаемое превращение природного ресурса в денежный эквивалент затмевает в сознании человека гуманистические общечеловеческие ценности и традиционные эволюционно выработанные народом нормы ресурсопотребления;
- на анализе влияния процессов усиления информационной сферы, связанной со средствами массовой информации.
Вместе с тем, возникают вопросы, касающиеся социальных и психологических механизмов оказывающих влияние на форму экологического сознания: как происходит формирование направленности сознания на экологическую область социального бытия, как формируется экологическое сознание под влиянием внешних по отношению к нему (социальных, культурных, информационных и т.п.) и внутренних факторов. Поэтому, и экологическое сознание может иметь различную «полярность» и уровни градации: отрицательные и положительные значения.
Отношение индивида к природе обусловлено уровнем его экологического сознания, которое, в свою очередь, определяется соотношением внешних и внутренних факторов действия на целостное индивидуальное сознание. Уровни экологического сознания можно разделить условно на «позитивные» и «негативные». Исследователи экологического сознания В.И.Медведев и А.А Алдашева различают в исследуемом феномене четыре основных формы:
- сознание отрицания, при котором информация о характере и содержании экологических связей отвергается сознанием как не имеющая отношения к субъекту [15, с. 168];
- сознание гиперболизации, которое характеризуется гиперболизированной оценкой угрожающих человеку экологических ситуаций и вызывает состояние тревожности [15, с. 171];
- эгоистическое экологическое сознание (авторы рассматривают его как эгоистическое хищническое сознание), характеризуется отсутствием ограничений, доминированием личных интересов, направленный вред, наносимый природе [15, с. 178];
- адекватное экологическое сознание, характеризующееся совпадением «концептуального образа внешней среды и взаимоотношения человека с этой средой, с объективной действительностью, с результатами, получаемыми при использовании методов научного анализа» [15,с. 180] ( авторы относят эту форму к категории - «научно обоснованное сознание».
Категория «форма» в философском значении употребляется для обозначения специфической организации содержания; понятие, связанное с понятием структуры. Форма -есть способ существования содержания, охватывает систему устойчивых связей предмета [13]. Форма - это внешнее проявление объекта.
Если под экологическим сознанием в самом упрощенном виде понимать «отношение человека к окружающему миру» [22, 23], то по отношению к окружающему миру оно может иметь различную «полярность». Низший уровень - со знаком «минус», верхний - со знаком «плюс». Если в основе экологического сознания лежит понимание необходимости беречь природу, как основу благополучия человека, по это положительное по знаку экологическое сознание, если в основе отношения к природе лежит желание выкачать из нее как можно больше сегодня, а завтра - «хоть потоп» - то это - экологическое сознание со знаком «минус». При таком раскладе экологического сознания на «экологичное» и «неэкологичное», на «положительное» и «отрицательное» возникает вопрос о нулевом уровне экологического сознания и о предельных положительных и отрицательных его значениях.
Мы полагаем, что формой экологического сознания является показатель, который проявляет цель осуществления взаимодействия с природой. Внутри различных форм существуют типы экологического сознания, характеризующиеся типом отношения к природному миру и роли человека в нем.
Ясвин В.А. выделяет следующие типы отношения к природе, разделяя их по характеру восприятия природы на объектные и субъектные [26]:
1. Объектно-прагматическое отношение к природе связано с ее восприятием в качестве источника материальной пользы, поставщика ресурсов, то есть природа воспринимается «как средство».
2. Субъектно-прагматическое отношение характеризуется тем, что природные объекты могут субъективно восприниматься в качестве своего рода субъектов, партнеров
взаимодействия. Основная мотивация взаимодействия с ними носит преимущественно прагматический характер.
3. Объектно-эстетическое отношение свойственно людям, ориентированным, в первую очередь, на перцептивно -чувственное, эстетическое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природным объектам.
4. Субъектно-эстетическое отношение отличается восприятием эстетически переживаемого природного объекта как своего рода субъекта, то есть способностью «вживаться в его образ», эмоционально откликаться на витальные проявления, испытывать к нему чувства, взаимодействовать с ним как с партнером.
5. Объектно-познавательное отношение характеризуется доминированием когнитивного компонента отношения к природе и когнитивным типом экологических установок. Природа воспринимается, в первую очередь, как объект изучения, «рационально -сциентистически».
6. Субъектно-познавательное отношение отличается от предыдущего направленностью на изучение природы при осознании самоценности и неповторимости каждого природного объекта, признании за ним безоговорочного права на существование, возможности равноправного взаимодействия.
7. Объектно-практическое отношение характеризуется преобладанием практического компонента интенсивности и доминированием практического типа экологических установок. При этом объект природы выступает «как средство» удовлетворения потребности личности в технологической и психологической вооруженности, не являясь сам по себе «целью» контактов с ним.
8. Субъектно-практическое отношение характеризуется направленностью практических действий человека непосредственно на природный объект, то есть к нему складывается отношение как к полноправному партнеру. Человек становится чувствительным к проявлениям природного объекта, субъективно интерпретирует их как «ответы» на свою активность и в результате рефлексии корректирует ее с учетом «интересов» природного объекта.
9. Объектно-охранное отношение характеризуется доминированием поступочного компонента интенсивности при объектном восприятии природы. Такое отношение формируется в контексте «дальнего прагматизма»: природа воспринимается как собственность всего человечества, в том числе и будущих поколений, в интересах которых и требуется охрана природных объектов. Именно такой тип отношения к природе традиционно именуется в педагогике «сознательным», «ответственным», «рациональным» и т.д. и провозглашается целью экологического образования. Такое отношение часто встречается у «зеленых» и других активистов природоохранных движений, школьных учителей.
10. Субъектно-этическое отношение характеризуется доминированием поступочного компонента и этических экологических установок личности. В этом случае природа уже не воспринимается как объект одностороннего воздействия человека, за ней психологически признаются качества, свойства субъекта со всеми вытекающими из этого последствиями: контакты между природой и человеком воспринимаются уже именно как взаимодействие: природа, как и любой другой субъект, имеет право на существование «просто так», вне зависимости от «полезности» или «бесполезности» ее для человека; из «ресурсов» она превращается в партнера человека, который из завоевателя и покорителя природного сообщества становится одним из его членов, обладающим такими же правами, как и любой другой [26, с.58-62]. .
Эти типы отношений характеризуют, по нашему мнению, философский подход, то есть теоретический подход, основанный на теоретическом осмыслении отношений с природой и отражении определенных смысловых идей или установок в виде соответствующего им мировоззрения. Из перечисленных выше типов отношений не все являются типичными или доминирующими в современном обществе. Некоторые из них встречаются редко. Например, субъектно-прагматическое отношение характеризует отношения с животными,
выполняющими определенную работу (сельскохозяйственные рабочие животные, цирковые и т.п.). Это в настоящее время можно встретить лишь в глухих сельских поселениях или в цирке. Также не является типичным отношение к природе характеризующееся как субъектно-практическое, которое схоже с субъектно-прагматическим. В целом такая классификация представляет теоретический интерес, так как она, главным образом, отражает типы отношений индивида с природой и ее объектами. В экологическом же сознании должно отражаться не только отношение к природе, но и отношение к действиям человека в природе, понимание взаимосвязей человека и общества с природой и последствий их нарушения по вине человека.
Поэтому данная классификация не может быть использована для выявления основных типов экологического сознания, отражающих основные формы взаимодействия основные экологического сознания.
Так как существуют различные классификации типов экологического сознания, то мы предлагаем сначала выделить основные формы экологического сознания, а затем в них выявить основные классификационные черты и особенности. К формам экологического сознания мы отнесем экологическое сознание, характеризующееся различным характером отношений с природой, от примитивного потребительского уровня до высокого - идейного, которые выражаются в характере влияния на природу, стиле отношений с природой, нравственных и идейных качествах. Среди форм экологического сознания мы различаем: потребительское, пользовательское, природосообразное (или разумное), мировоззренческое и идейное экологическое сознание.
Различные формы экологического сознания демонстрируют различные уровни отношения к природе, характерные черты и проявляют определенные типы экологического сознания, которые мы условно, в интересах исследования, подразделили на отрицательные (негативные) и положительные (позитивные) по отношению к природе. Это дает возможность сформировать шкалу типов экологического сознания от низшего «отрицательного» уровня, представленного определенными типами экологических отношений с природой, до высшего «положительного» уровня. По характеристикам этих типов можно определить не только тип сознания и его уровень, соответствующий определенному культурному уровню, но также - проследить за развитием личности по показателю изменения типа сознания в ту или другую сторону.
Рассмотрим характерные черты типов экологического сознания, относящихся к потребительской по качеству отношений или по оценочному (по модальности от себя или к себе) показателю к эгоистической форме. Мы полагаем, что эта форма сознания проявляется различным характером потребительских отношений: агрессивным, хищническим потребительским. Агрессия по отношению к природе и ее составляющим проявляется как в детском возрасте, так и у взрослых людей. Агрессия связана с сознательным и бессмысленным разрушением природы, уничтожением ее объектов, но также она может быть связана с сознательным разрушением природы или изъятием природных ресурсов в размерах, превышающих всякую потребительскую меру, если это дает экономическую эффективность. В работе А.Н.Ильиной используется термин агрессивно-потребительское отношение к природе. Автор характеризует потребительское отношение, как отношение, в котором экономические требования доминируют над другими [ 9, с. 25]. Однако заметим, что потребительское отношение отличается объемами потребления и параметрами наступившего вследствие этого разрушительные для природы последствия.
Как показал в свое работе В.А. Ясвин, у детей может проявляться агрессивное, садистское, прагматическое, наивно-подражательное, практическое, познавательное, эстетическое, этическое, индифферентное отношение к природному объекту [26, с. 32]. Однако эти типы поведения выражают в раннем возрасте активную избирательную позицию личности - то есть выбор поведения характеризует воспитанное в детстве семьей и ближайшим окружением отношение к природным объектам.
Мы полагаем, что основы этого типа экологического сознания формируются естественным образом без наведенного действия информационного пространства и без влияния педагогических способов формирования экологического сознания в процессе образовательной деятельности, а под влиянием ближайшей к ребенку окружающей социальной среды и индивидуальных качеств его психики.
Уровни экологического сознания можно разделить условно на «позитивные» и «негативные».
Во взрослом возрасте агрессивное отношение по отношению к природе не всегда оправдывается необходимостью ресурса для жизни, но всегда оправдывается необходимостью ресурса для благополучной жизни, то есть для получения в ответ на природный ресурс - экономического эквивалента, которого, с точки зрения этого типа экологического сознания, никогда не бывает достаточно. Мы взяли агрессивно-потребительский тип экологического сознания за нижнюю границу экологического сознания со знаком «минус». Агрессивно-потребительское сознание характеризуется типом поведения, отношения, действия не сдерживаемым культурными (нравственными, моральными) регулятивами. В поведении, отношении, оценках, действиях, решениях личности, которые являются видимым проявлением этого типа экологического сознания, присутствует активность, напористость, соревновательность в добыче или освоении ресурса, пренебрежение традициями, экономический расчет, отсутствие жалости к страданием животных, оправдание своих и чужих агрессивных действий социальной необходимость, использование незаконных или аморальных способов добычи и каких бы то ни было внутренних ограничений в объемах потребления природных ресурсов. Например, при добыче минеральных ресурсов подрывными работами и мощной земляной техникой разрушают природный ландшафт, природные экосистемы в таких объемах, которые несравнимы с количеством добытого ресурса. Пустая порода и отходы, возникающие от процесса извлечения ресурса, вываливаются на рельеф, сводя на нет миллионы лет работы природных сообществ по развитию жизни в этом месте, по формированию и развитию природных экосистем с их функциями саморегуляции и самоочищения жизненной среды. Характерной чертой агрессивно потребительского отношения является - значительные масштабы воздействия. Кроме этого характерной чертой агрессивно-потребительского сознания являются: высокий уровень научных знаний о планете, ее природе, методах добычи и методах оценки ресурса (геологические, геохимические, биологические, экономические и т.п.) всего, что с этим связано; умения осуществлять экономические расчеты и использовать имеющиеся знания для организации работ, техническое мышление, направленное на интенсификацию воздействия на природный мир и ценностные основания деятельности, как прикрытие агрессивного воздействия необходимостью государственного, национального, корпоративного, местного развития и улучшения благосостояния населения.
Агрессивно-потребительское сознание следует отличать от хищнического потребительского экологического сознания, тем, что масштабы последнего меньше, и деятельность в природе - индивидуальная или малочисленная групповая. Этот тип сознания появился как извращение, как крайняя степень традиционного индивидуального потребительского отношения в природе. Многие столетия людей кормила природа. Они потребляли ее ресурсы и делают это до сих пор в сельских регионах России. Например, в Астраханском регионе ежегодно сельские жители ждут весны и нереста рыбы. Однако, ее добыча ведется по разному: одни люди, добывают ее традиционными способами и столько, сколько необходимо для создания запасов для семьи на предстоящий год, не нарушая установленных этических норм и правил. Другие - добывают ее в значительных количествах на продажу. Для ее добычи они используют браконьерские способы: подрывы, сети, снасти с крючками и др. жестокие способы, когда вылавливается все, что живет в воде, а ненужная рыбная мелочь или не ценные породы рыб - просто выбрасываются, когда при добыче осетровых извлекают икру, а саму рыбу выбрасывают в реку и т.п. Такое отношение представляет собой крайнюю степень потребительского экологического сознания,
продуцируемого хищническим типом потребительского экологического сознания. В его основе, так же как в агрессивном - лежит экономический расчет, экономическая выгода. Носитель такого сознания никогда не ограничит себя объемами добычи или пользования ресурсом, если ресурс есть. Он проявляет характер голодного хищника, который уничтожает больше, чем может съесть. Ограничить объемы хищнического истребления ресурсов можно только жесткими экономическими мерами, когда теряется смысл потребления в объемах, превышающих нормативные.
Потребительский тип сознания основан на отношении к природе, как к источнику определенного полезного продукта [24]. Такое отношение свойственно народу, проживающему в непосредственной близости к природным «полезным» ресурсам, который из поколения в поколение занимался добычей этого ресурса, освоил все традиционные способы, приемы, методы, этические правила. Такой тип сознания складывается на основе традиционно передаваемого от старшего поколения младшему отношения к природе как к кладовой для человека, которая сама собой пополняется, если правильно добывать ресурс. В основе лежит определенные этические установки, например, «Нельзя бить птицу, когда она в гнезде и когда она кормит птенцов», «Нельзя выбрасывать отходы биоресурса на свалку - это пища для других животных», «Нельзя добыть ресурса больше, что это нужно твоей семье» и т.п. Однако, для целей своей семьи, носители такого типа экологического сознания способны нарушить установленные правила в способах добычи. Например, в период нереста сазана, на полоях, когда рыба идет по заполненным водой колеям, так что спины наполовину высовываются из воды, мало кто из местных жителей, не являющихся браконьерами, удержится от соблазна легкой добычи, когда сазана можно поймать голыми руками. Конечно, при этом никто не будет применять такие варварские способы как подрыв, или подводное ружье - это делают, как правило, приезжие «любители» легкой добычи, которые и являются носителями хищнического потребительского экологического сознания.
И агрессивно-потребительский, и хищническо-потребительский, и традиционный потребительский типы сознания - основаны на эгоистических мотивах и характеризуют в разной мере, но все же - отрицательное по уровню экологическое сознание. Однако, именно современное направление экономического развития создают условия для развития этих типов экологического сознания. Противостоять этому, по нашему убеждению, может система непрерывного экологического образования, основанная на глубоком познании не только основ биоэкологи и глобальной экологии, но и регионального его аспекта, позволяющего оценить тенденции изменения качества окружающей среды и экологические проблемы своего региона, а также - экологию человека, дающую понимание уязвимости человеческого организма от влияния окружающей среды, социальную экологию и прикладные ее разделы, помогающие понять закономерности социального развития отношений с природой и искать решения экологических проблем. Только высокообразованные в экологическом плане люди способны прогнозировать развитие экологических проблем, принимать превентивные защитные меры и создавать новое экологически обусловленное социокультурное пространство, оказывающее позитивное влияние на формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологического сознания.
Литература
1.Аутлеева А.Н. Сущность экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 3. - С. 29-31.
2.Громов Е.В. Сущность и основные тенденции развития экологического сознания в современном обществе: Дис. ... канд. филос. наук. - Елабуга, 2004. - 153 с.
3.Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Мишель и Ко, 1993. - 206 с.
4.Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 310 с.
5.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Слагаемые экологического сознания: к истории вопроса // Человек. - 1999. -№ 3. - С. 19-34.
6.Доронина М.В. О системности экологического сознании в современной науке и культуре (на материале агроэкологических наук): Автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Тюмень, 2005. - 26 с.
7.Евтеев И.А. Экологическое сознание как элемент экологической культуры: Дис. ... канд. культ. наук. -Челябинск, 2004. - 149 с.
8.Ильина Т.С. Взаимосвязь рационального и чувственного в экологическом сознании // В сб.: Образование в области окружающей среды / Тезисы докл. 3-й Всесоюзной конференции в области окружающей среды. Казань, 1990. - С. 123-125.
9.Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис....канд. пед.наук. - М., 1998. - 176 с.
10.Карпова И.Н. Изучение экологического сознания и степени информированности населения об экологической ситуации // Вестник ТОГУ. - 2011. - № 2 (21). - С.263-270.
11.Когай Е.А. Полифункциональность экологического сознания // Социально-гуманитарные знания. -2001. - № 5. - С. 129-145.
12.Крайнов А. Л. Экологическое сознание: сущность и социально-исторические феномены: Дисс. ... канд. философ. Наук . - Саратов, 2001. - 145 с.
13.Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. - Минск: БГПУ, 2006. - 266 с.
14Лосев В.С. Основные культурно-идеологические детерминанты «экологического сознания»: Автореф. дисс. ... культур. Наук: - Саратов, 2010. - 16 с.
15.Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. -384 с. ISBN 5-94010-036-8.
16.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Изд-во «Питер». - 2000. - 720 с.
17.Чуйкова Л.Ю. Экологическое сознание как механизм самосохранения социальной системы в период экологического кризиса / Л.Ю.Чуйкова // Каспий - настоящее и будущее: тезисы докладов / Под общей ред. Чуйкова Ю.С. - Астрахань, 1995. - С. 296-299.
18.Чуйкова Л.Ю. Экологическое образование населения как фактор формирования общественного экологического сознания / Л.Ю. Чуйкова, Ю.С. Чуйков // Труды Астраханской государственной медицинской академии «Медико-экологические аспекты адаптации». - Астрахань, 1996. - Том III. - С. 140-152.
19.Чуйкова Л.Ю. Способы экологизации сознания личности и их особенности / Л.Ю.Чуйкова // Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование - XXI век) / Отв. ред. Г.С. Розенберг, Г.П.Краснощеков. - Тольятти: ИЭВБ РАН, 1996. - С. 116-119.
20.Чуйкова Л. Ю. Тенденции трансформации связей между природой, культурой и образованием //Человек и образование. № 3 (28), 2011. - С. 18-22.
21.Чуйкова Л. Ю. Социальные факторы, оказывающие влияние на формирование типа экологического сознания // Вестник Владимирского гуманитарного университета. - 2011. - №10(29). - С. 36-41.
22.Чуйков Ю.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 1 // Астраханский вестник экологического образования. - 2002. - №1(3). - С. 32-37.
23.Чуйков Ю.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 2 // Астраханский вестник экологического образования. - 2002. - №2(4). - С. 55-59.
24.Шейнис Г.В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становления личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1993. - 19 с.
25.Электронный ресурс: См. http://crimeamedia.ru/obschestvo/660-zhiteli-kryma-protestuyut-protiv-razrabotki-mestorozhdeniya-schebnya-v-koktebele-vblizi-karadaga.htm
26.Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.