АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 2 (24) 2013. с. 36-44. Научные сообщения
УДК 37.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
СОЗНАНИЯ Людмила Юрьевна Чуйкова Астраханский государственный университет [email protected]
Экология, экологическое образование, экологическое сознание, социальная система, экологическое информационное пространство
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия индивидуального сознания с информационным пространством
INFORMATION SPACE OF THE SOCIAL SYSTEM AND INDIVIDUAL CONSCIOUSNESS - FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
Ludmila Chuikova Astrakhan State University
Ecology, environmental education, environmental awareness, social system, environmental information space
The article describes the interaction of individual consciousness with information space
Необходимость формирования экологического сознания в настоящее время не вызывает сомнения не только на уровне научного сообщества, но и на уровне руководства страны. Проблема заключается не в отсутствии экологического сознания, а в его низком уровне. Ведь экологическое сознание «в самом упрощенном виде - это отношение человека к окружающему его миру. Оно может иметь различные знаки и направленность. Разрушение природы, которое без какого либо угрызения совести производит иной природопользователь, тоже результат материализации его экологического сознания» [7, с. 32]. В связи с этим, задача педагогических, культурологических и социологических исследований в этой области заключается в изучении факторов, оказывающих влияние на формирование актуального для современного этапа отношений с природой типа и уровня экологического сознания.
В решении этой задачи важное значение имеет выявление естественных факторов влияния на сознание именно российского человека, так как оно имеет характерные особенности, развившиеся под влиянием особых социальных условий. Высокие культурные ценности мирового значения, созданные русским народом в области литературы, отражают особенности сознания россиян. Наибольшие достижения русским народом наработаны в области нравственности - об этом свидетельствует отношение
мирового сообщества к российской классической литературе, которая в отличие от литературы других стран отличается поисками нравственного смысла жизни. Именно по ним Россия оценивается, как высококультурная социальная система. Однако, несмотря на классические образчики русской души, сознание российского народа для многих иностранцев остается загадкой, так как в нем сочетаются и высокая эмоциональность, и рациональный расчет. Анализ поведения российских граждан показывает, что в одних ситуациях сознание населения характеризуется нерациональностью, приверженностью идеалам, в других - отрицанием идеалов, их ниспровержением и непочитанием традиций. Всем известно, что за последние сто лет сознание российского народа претерпело такую трансформацию, которая у западного населения происходила в течение 2 -3-х столетий, а у восточных народов такой значительной трансформации сознания и вовсе не произошло. Это говорит о том, что сознание российского человека способно изменяться гораздо быстрее, чем сознание людей другого менталитета. На столь стремительную трансформацию сознания народа, которая произошла в XX веке, значительное влияние оказало давление власти (революционной, большевицкой, коммунистической), использующей информационное пространство для идеологической обработки сознания.
Изучение влияния направленности и активности информационного пространства социальной системы на сознание населения - актуальная проблема современного научного исследования. С середины XX века исследователями наработан значительный научный материал о влиянии информационного пространства на индивидуальное сознание.
Информационное пространство социальной системы рассматривается рядом ученых с точки зрения его доминирующего влияния на общество, через современные информационные технологии (Й. Масуда, Д. Белл, В.Л. Иноземцев, И.Я. Левяш и др.). Однако информационное пространство оказывает влияние на сознание населения, независимо от применения современных информационных технологий.
С точки зрения М. Кастельса, информационное общество - это общество сетевое, где конкурентоспособность возможна не на основе жестких иерархий, а на основе сети -координации взаимодействия высокоавтономных единиц (корпораций, общественных объединений, армий и проч.). В таких условиях, когда человек отрывается от природных ограничителей и ориентиров, центральное значение имеет вопрос идентичности. По определению М. Кастельса, современное общество становится «специфической формой социальной организации, в которой сбор, обработка и распространение информации являются фундаментальной основой производительности и власти вследствие новых технологических условий, возникающих в этот период» [2; с. 21].
Российские исследователи вкладывают несколько иное значение в это словосочетание. Так И.С. Мелюхин полагает, что информационное общество - это общество с высоким уровнем развития и использования информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможностью доступа к информации [3; с.12]. Становление информационного общества пролегает, по мнению В.С.Тоискина и др. через формирование информационного пространства [6].
Мы полагаем, что высокий уровень развития и использования информационных технологий и всего остального, о чем говорит И.С. Мелюхин, характеризует особую стадию общественного развития, в которой сознание индивидов имеет непосредственное «подключение» к искусственно сконцентрированному технологическими средствами информационному пространству.
Социально-философское понимание информационного пространства различается в зависимости от принятой различными авторами концепции информационного общества: экономической, политической, технологической, культурологической и др. Приверженцы экономического подхода (Д. Белл, В.Л. Иноземцев, И.Я. Левяш) видят в информационном пространстве ресурс экономического развития и инструмент управления экономическим развитием. Для разработчиков политического подхода (З. Бауман, Э. Гидденс, К. Лэш)
информационное пространство - это поле политической борьбы за контроль над информацией. Сторонники технологического подхода (Э. Шидлер, И. С. Мелюхин, А.В. Лебедев) рассматривают информационное пространство как поле применения новых коммуникативных технологий. Для исследователей социокультурного подхода (В.Г. Черников, В.Г. Виноградский, М.В. Каткова, Е.В. Листвина Э. Тоффлер, П.К. Огурчиков, А.В. Серегин) информационное пространство - это область социальной и культурной идентификации и развития индивида.
Социокультурный подход к роли информационного пространства нам представляется более полным, так как информационное пространство отражает различные аспекты социальной жизни: и политический, и экономический, и культурологический и другие. Ведь политика - это специфическая часть современной культуры в области управления государством, а экономика - область специфических отношений, в которой происходит идентификация создающихся или ранее созданных ценностей (отношений, действий, вещей, ресурсов и т.п.) с определенным количественным денежным эквивалентом. С помощью информационного пространства осуществляется экономическое управление, достигается повышение экономической эффективности, повышается влияние экономических ценностей на сознание населения. Что касается технологического подхода, то он связан, по нашему мнению исследованием информационного пространства как объекта для разработки новых технологий для коммуникаций, сбора информации и т.п. Таким образом, социокультурный подход к исследованию информационного пространства, охватывает не отдельно взятую его функцию, которую можно использовать в борьбе идеологий для политической победы (как в политическом подходе), и не отдельный способ достижения экономической эффективности (как например, в экономическом подходе), и не отдельную область в которой можно отрабатывать технологии и технические устройства для совершенствования информационного обмена (как это имеет место в технологическом подходе) - это особая часть социального пространства, которая содержит информацию не только о конкретной социальной системе, но и о цивилизации в целом.
Новые технологические достижения в области записи и доставки информации по информационным каналам, в области коммуникаций, а также - в области доставки только что рожденной информации из сознания отдельного индивида в информационное пространство позволяют углубить социокультурный подхода к информационному пространству до информационно-психологического измерения. Об этом также говорит А.П. Назаретян, который указывает на зависимость интеллекта от емкости культурного пространства [5; с.59]. Автор отмечает также, что, несмотря на активнейшее исследование различных аспектов информационного пространства и его влияния на общество, зарубежные авторы практически не уделяют внимания информационно -психологической, субъектной стороне эволюции отношений [5; с. 10].
Опираясь на работы исследователей социокультурного подхода и идеи А.П. Назаретяна о различной информационной емкости культурного пространства и его связи с качеством интеллекта, мы предположили, что существуют прямые и опосредованные связи между индивидуальным сознанием и информационным пространством; между доминирующими в обществе типами сознания и доминирующими информационными полями, составляющими информационное пространство социальной системы.
Исследуемое нами информационное пространство социального генезиса. Мы не ставим целью своей работы рассмотрение информационных составляющих космических, геологических, биологических систем, подсистем, организмов или других объектов. Рассматриваемое нами информационное пространство можно называть социокультурным, так как в нем присутствует культурная составляющая.
Исходной позицией многих исследований в рассматриваемой области является философский подход к информационному пространству как к среде распространения информации в социальной системе, находящейся под влиянием культурных,
экономических, политических, общественных движений, событий, явлений, достижений, предметов и других факторов.
В соответствии с трактовками, принятыми в различных словарях, информационное пространство представляет собой совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей. Этот подход мы не можем принять, так как в этом случае информационное пространство отражает лишь область деятельности людей, осуществляющих коммуникации и активно использующих ресурсы информационного пространства.
В нашем представлении информационное пространство социальной системы, в совокупности с вещественно-предметными и социальными компонентами формирует социоинформационную среду, оказывающую детерминирующее воздействие на сознание населения и общества в целом. Эта среда задает условия жизни людей: влияет на их поведение, формирует направления просвещения и многое другое и является одним из трех основных факторов, оказывающих влияние на сознание населения [11, 12]. В социоинформационной среде происходит инкультурация и социализация подрастающего поколения. Она является носителем информации не только печатной, знакозаписанной, но и устной, сохраненной в виде традиций, норм, уклада жизни, нравственных ценностей, а также в информации, которую несут в себе объекты культуры, окружающей среды и т.п. В этой среде помимо физического природного пространства, в котором находится социум с его вещественно-функциональным содержанием присутствует особое пространство -информационное.
Под информационным пространством социальной системы мы понимаем часть социокультурной среды социальной системы, включающей в себя культурные и научные достижения прошлого и настоящего в виде депонированных информационных ресурсов (книги, рукописи, картины, пластинки, цифровые источники и т.п.), или сохраненных на уровне бессознательного - культурных традиций народа (уклада жизни, нравственных норм и т.п.) а также - принятые в обществе законы, нормативы, правила и иные регулятивы общественной жизни; продукция СМИ; деятельность отдельных личностей, групп и сообществ, ставшая достоянием общества; общественные акции и движения и т.п. [10; с. 28].
Все это попадая в социальное пространство в виде информации составляет информационное пространство, отражающее опыт и культуру прошлой жизни и реальную жизнь общества и всей социальной системы в настоящем во всем многообразии его проявлений.
Исследуя информационное пространство как пространство политической борьбы, А.В. Манойло (2003) так формулирует основные свойства информационного пространства:
1. Информационное пространство является базовым для понятий информационной войны и информационного оружия. Информационную войну можно определять как несанкционированную деятельность в чужом информационном пространстве.
2. Информационное пространство динамично. В нем не бывает завершенного состояния. Физические объекты, как правило, имеют строго определенные физические пределы. Отсюда возможно следующее следствие: достаточно трудно достичь постоянного информационного доминирования, хотя возможно достижение временного информационного превосходства.
3. Информационное пространство структурировано. Оно неоднородно, в нем есть аттракторы, привлекающие внимание, и барьеры, отталкивающие внимание потребителя от данной точки информационного пространства.
4. Информационное пространство всегда защищено, в нем есть места,
сознательно защищаемые от чужого вхождения. Защита одновременно предполагает
наличие слабых мест, служит их детектором.
5. Информационное пространство универсально: любая область человеческой деятельности опирается на него. Отсюда и возникают уникальные возможности для воздействия в любой профессиональной области.
6. Информационное пространство не связано напрямую с реальным
пространством из-за его частично нематериальной природы, а также возможности использовать гражданские информационные инфраструктуры, которые достигают любой точки земного шара, тогда как привычные военные методы требуют своих собственных средств.
7. Информационное пространство обладает национально-специфичными
способами построения, обработки и распространения информации [4; с. 75 -76].
По нашему мнению, часть из обозначенных А.В. Манойло свойств, являются специфическими для обозначения информационного подпространства, используемого для осуществления специфической деятельности - политической, военной и т.п. Они не являются общими свойствами информационного пространства в целом.
В нашем представлении, информационное пространство не смесь информационных кластеров, как это показано в работах, посвященных коммуникационным технологиям и информатике, а структурировано по отдельным слоям (полям), представляющим определенные информационные области бытия и по определенным уровням [8].
Мы выделяем в информационном пространстве ряд особенностей и свойств:
1. В нем присутствуют различные по направленности информационные кластеры, структурированные по отдельным тематическим слоям: политический, образовательный, экологический, культурологический, законодательный и т.п.
2. Значительную его часть представляет интернет-пространство, которое заполнено, в значительной мере, информацией о коммуникативных контактах, большей частью не имеющих, ни познавательного, ни социального значения, а представляющее собой поле обмена личной информацией (большей частью «неинформативной») индивидами. Оно содержит малоценную информацию, однако, оно связывает контактеров «живыми связями» и это прямые связи между индивидуальными сознаниями. То есть - в интернет-пространстве значительная часть принадлежит полю взаимосвязей, в котором осуществляется информационный обмен, между сознаниями.
3. В информационном пространстве присутствуют информационные «отходы», которые не «разлагаются» со временем естественным образом, как это происходит в сбалансированном, эволюционно развивающемся социоинформационном пространстве, а остаются в нем, «отравляя» сознание подключенных к пространству индивидов.
4. Концентрация информации в пространстве все время возрастает за счет перманентного его пополнения не столько культурными достижениями, сколько бессмысленной продукцией множества индивидуальных сознаний, нередко непродуктивного характера.
5. Доля (и плотность) информационных культурных достижений в пространстве уменьшается со временем, за счет подключения к информационному пространству все большего количества людей как детей, так и взрослых, не являющихся их производителями (инфомедиаторами) [9].
6. Активные представители науки, культуры, общественные лидеры
(инфомедиаторы) создают в информационном пространстве центры возмущения, которые могут вызывать резонанс в сознании индивидов, подключенных к информационному пространству или его отдельному кластеру, а также резонансный отклик в других информационных кластерах.
7. Качество информационного пространства и качественные показатели сознания населения находятся в прямой зависимости: чем выше первое, тем выше второе и наоборот.
8. Из последнего свойства следует, что управление информационным пространством означает - управление сознанием населения.
Между слоями информационного пространства социальной системы существуют взаимосвязи, которые определяют взаимовлияние их друг на друга. Так профессиональное пространство может возбуждать общественное информационное пространство. И, наоборот, интересы, и внимание общества могут побуждать исследователей и профессиональных исполнителей к решению насущных производственных задач и соответственно к активизации поля соответствующей направленности и заполнению информационного пространства новой информацией. Под влиянием научного и профессионального развития происходят стремительные изменения в соответствующих информационных слоях, однако не все они попадают в информационное пространство социальной системы и, следовательно, большей частью проходят мимо сознания населения, не оказывая на него никакого влияния. Однако, существуют информационные поля, наиболее приближенные к сознанию населения - это информационное поле, генерируемое средствами массовой информации (которое в значительной степени управляемо государством и экономическими интересами его владельцев) и информационное пространство системы образования, которое часто называют образовательной средой.
Связи человека с информационным пространством или его отдельными слоями -«диагональные», так как информационное пространство не подразумевает уровень обмена информацией между индивидами, а подразумевает взаимодействие с информационным полем. Однако, информационный обмен может быть непосредственный - от одного человека к другому, минуя информационное пространство - эти связи «горизонтальные» [11, 12].
Сначала осуществляется естественное формирование связей с информационным пространством и выбор направленности в соответствии с индивидуальной предпочтительностью определенной области бытия: экологической, политической,
экономической и пр. В дальнейшем человек предпочитает «подключаться» именно к тем информационным полям, которые соответствуют его интересам или жизненной потребности. В зависимости от социальной или индивидуальной ориентации его сознания, формируются каналы информационного обмена, по которым информация беспрепятственно проникает в сознание. Не все направления информационного культурного пространства могут быть приняты индивидуальным сознанием: какие-то информационные поля не вызывают в нем отклика - сознание может быть не готово воспринимать информацию или блокирует ее поступление, какие-то - вызывают ее неприятие (эмоциональное, нравственное, идеологическое и т.п.), какие-то -воспринимаются, резонируют с собственными представлениями и чувствами, вызывают ответную реакцию. Так формируются устойчивые каналы связи между сознанием и конкретными информационными полями социального информационного пространства. При этом, по мере упрочения этих каналов, у человека возникает потребность оказывать влияние на эти поля, вызывать в них возмущение, резонанс, ответную реакцию.
Помимо связей с информационным социальным пространством, у каждого человека формируются свои отношения с природой, окружающей человека и находящейся внутри социальной системы. Эти отношения относятся к «вертикальным», так как, несмотря на то, что они действуют внутри социальной системы, но между элементами двух разных систем: общества (в лице конкретного человека) и природы (в «лице» конкретных объектов или явлений природы, таких, как водоем, лес, горы, гроза и т.п.) [10, с. 26]. Среди комплекса связей человека с природой отметим эстетические, практические и научно-познавательные. В последних природа выступает как источник познания, получения информации,
выработки новых культурных достижений.
Информационное пространство несет несколько важных функций, среди которых не только обмен информацией, но и обмен эмоциональной энергией. Если информационное пространство «заполнено» информацией об определенном значительном событии, то это вызывает переориентацию направленности сознания людей на ту область знания, которая соответствовала этой информации. Так, информация о полете человека в космос в 1961 году буквально «взорвала» мировое информационное пространство. Под влиянием этого события в различных странах люди стали проявлять интерес к космонавтике: многие -интересовались событиями, происходящими в этой области, часть молодежи - погрузилась в эту область знаний и сориентировалась в выборе будущей профессии. Появилось множество публикаций в газетах и журналах, было снято множество научно-популярных и художественных фильмов, было организовано множество конкурсов, олимпиад, выставок и других просветительских акций, посвященных этой новой области информационного пространства. Сознание многих людей изменило свою направленность, а у многих -сформировался тип сознания, сориентированный на поиски космических внеземных контактов, на исследования в области космического взаимодействия и космического пространства.
Информация, распространенная в информационном пространстве социальной системы, может также выступать в роли фактора влияния не на сознание в целом, а, локально - на определенный его эмоциональный ответ. Например, активизация религиозного поля в информационном пространстве социальной системы посредством запуска активной и насыщенной информации о наступлении Пасхи, вызывает у людей адекватный комплекс эмоциональных реакций: состояние любви, милосердия, душевного праздника, ожидание радости, религиозного восторга и т.п.
Таким образом, в зависимости от степени возбуждения определенного тематического информационного поля, от его напряженности, плотности распространения и источников активизации поля, может наступить резонансное возбуждение того аспекта сознания человека, на которое ориентировано это поле. Так, в 2008 г. научное информационное пространство активизируется информацией, связанной с планируемым запуском Большого адронного коллайдера. Тематика информационного поля затрагивала тему безопасности этого проекта, что способствовало привлечению внимания населения. Последующее его «возбуждение» от выступлений ученых в СМИ способствовало просвещению населения в области ядерной физики: активизировался интерес молодежи к физике, астрономии, к научным теориям и технологиям, использующимися в данной области, а у научно подготовленных людей (ученых из смежных областей науки) - к просчету вероятности неблагоприятных последствий и возможности открытия новых элементарных частиц.
Взаимодействие со всем информационным пространством, как правило, не продуктивно, так как сознание человека ограничено несколькими направлениями. Оно не способно оценивать в полной мере и продуктивно взаимодействовать со всеми социальными направлениями в информационных полях социальной системы. Знакомство с новостями, попадающими в различные слои информационного пространства - это одна из распространенных целей такого взаимодействия. Для индивидуального сознания более характерно взаимодействие с несколькими информационными полями. Однако, творческое взаимодействие направленное на получение новой информации предполагает подключение к достаточно широкому спектру информационных полей и кластеров. Для получения новой информации в выбранной области, используется прием уплотнения информационной среды. Индивидуальное сознание, находясь в связи с плотной информационной средой, способно решать поставленную задачу с большей эффективностью и даже - на уровне подсознания. Примером тому, открытия, сделанные рядом ученых во сне (Д. Менделеев, Н. Бор, О. Леви и др.). То есть, находясь длительное время в определенной подобранной для решения задачи сгущенной информационной
среде, сознание настраивается на решение проблемы и может его выдать в момент расслабления, переключения или отключения, то есть - во время сна. Этим свойством сознания пользовалось руководство СССР при создании «шарашек». Как известно, большая часть научных достижений и открытий сталинского периода происходила в этих тюремных «шарашках», где работали заключённые - ученые, инженеры и техники. Через шарашки прошли многие выдающиеся советские ученые и конструкторы. Основным направлением ОТБ была разработка военной техники. Множество новых моделей военной техники и вооружений в СССР были созданы заключенными шарашек [1 3].
Приведенные примеры показывают, что информация может активно воздействовать как на оценочный аспект сознания, так и на познавательный (по М.В.Демину) [1]. Информация из информационного пространства может вызвать резонансное «возбуждение» в сознании. Резонансная реакция сознания-«приемника» информации, в значительной мере зависит от того, какой аспект сознания -познавательный или оценочный - резонирует с активным информационным полем. В зависимости от этого, действие информации приводит к различным эффектам и последствиям, как для индивидуального сознания, так и для социальной системы в целом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
1. Информация, попадающая в информационное пространство социальной системы, оказывает влияние на сознание людей, активизируя познавательный (интеллектуальный) и/или ценностный (эмоционально-чувственный) его аспект;
2. В зависимости от доминирования в индивидуальном сознании познавательного или чувственного аспекта воспринимается та информация, которая основана на актуализации (возбуждении) этого аспекта;
3. Связи информационного пространства и сознания индивида могут быть разнообразными по силе, по степени резонирования сознания от поступающей из информационного поля информации и наоборот, разнообразными по степени возбуждения информационного поля - от информации, передаваемой в пространство индивидуальным сознанием;
4. Возбуждение информационного пространства пропорционально воздействует на сознание (чем выше возбуждение, тем выше реакция сознания);
5. Уплотнение информационного пространства определенной тематической информацией активизирует продуктивность сознания, то есть для решения проблемы необходимо «погружение» в «плотное» информационное поле, соответствующее тематике проблемы. Так происходит формирование профессионализма в определенной профессии;
6. Сознание человека способно на определенной фазе насыщенности информацией продуцировать творческие решения проблемы и выходить на новый уровень познания в заданном информационном поле.
Литература
1. Демин М.В. Проблемы теории личности.- М.: Изд-во МГУ, 1977. - 240 с.
2. Кастельс, М. Информационная эра: экономика, общество и культура. -М., 2000. - 608 с.
3. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М., 1999.
- 208 с.
4. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. - 388 с.
5. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. Синергетика -психология - прогнозирование. - М.: Изд-во «Мир», 2004. - 368 с.
6. Тоискин В.С., Красильников В.В. Антропологический аспект проектирования информационного пространства единого педагогического комплекса: монография. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 164 с.
7. Чуйков Ю.С. Размышления об экологическом сознании. Часть 1. // Астраханский вестник экологического образования. - 2002. - .№1(3). - с. 32-37.
8. Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Некоторые аспекты формирования экологического
информационного пространства на различных социальных уровнях. // Инновации в развитии социально-экологического образования населения. Кластерный подход: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (29-30 мая 2012 г.). - Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та,
2012. - с. 275-279.
9. Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Инфомедиаторы (резонаторы) экологического информационного пространства социальной системы России и их влияние на экологическое сознание населения. // Астраханский вестник экологического образования. № 1(19), 2012. - С. 69-75.
10. Чуйкова Л.Ю. Экологическая модель социальной системы: взаимосвязь и
взаимообусловленность развития социальной и природной систем // Астраханский вестник экологического образования. № 2(18), 2011. - С. 20-33.
11. Чуйкова Л.Ю. Влияние социальных факторов на экологическое информационное пространство и типообразование сознания населения. // Астраханский вестник экологического образования. № 2(18), 2011.
- С. 35-45.
12. Чуйкова Л.Ю. Экологическое сознание: социально-педагогические аспекты,
детерминирующие его формирование. /Монография/ - Астрахань, изд-во Нижневолжского экоцентра. -
2013. - 376 с. КВМ 978-5-905224-04-1.
13. Википедия //
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0