Mdivani Marina Otarovna, Khisameev Shamil Raisovich ECOLOGICAL SELF-CONSCIOUSNESS AS A BASIS .
psychological science
УДК 159.923.2
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
© 2017
Мдивани Марина Отаровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологический институт Российской академии образования (125009, Россия, Москва, улица Моховая, 9, строение 4, e-mail:[email protected]) Хисамбеев Шамиль Раисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и биотехнологий Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (117997, Россия, Москва, улица Садовническая, 33, строение 1; e-mail: [email protected])
Аннотация. Экологический кризис, осознанный еще в прошлом столетии, не получил своего разрешения ни биологическими ни технологическими методами. Все занимающиеся проблемами экологии ученые и функционеры согласны в том, что лучшим лечением в данном случае может быть профилактика. В связи с этим возникла необходимость обращения к воспитанию человека и формированию экологически ответственного поведения. В последнее время активную роль в этом процессе играют школьные учителя, осуществляющие экологическое образование педагогическими методами. Однако единой точки зрения на механизм формирования экологических установок и поведения до сих не выработано. В статье обосновывается психологический подход к экологически ответственному поведению субъекта. С точки зрения психологической теории описано происхождение проэкологического поведения и соответствующей мотивации. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к становлению самосознания, и обосновывается его связь с окружающей средой и поведением. Указывается, что необходимым условием проэкологического поведения является становление экологического самосознания.
Ключевые слова: окружающая среда, экологическое сознание, экологическое самосознание, экологическая мотивация, проэкологическое поведение
ECOLOGICAL SELF-CONSCIOUSNESS AS A BASIS OF PROCECOLOGICAL BEHAVIOR
© 2017
Mdivani Marina Otarovna, candidat of psychological sciences, Leading Researcher, Laboratory of ecopsychology of development and psychodidactics Psychological Institute of Russian Academy of Education (125009, Russia, Moscow, street Mokhovaya, 9, building 4,e-mail:[email protected]) Khisameev Shamil Raisovich, candidate of psychological Sciences, associate Professor of clinical psychology and biotechnology Russian state University named after A.N. Kosygin (117997, Russia, Moscow, street Sadovnicheskaya, 33, building 1; e-mail: [email protected])
Abstract. The ecological crisis, realized in the last century, did not get its solution either by biological or technological methods. All environmental scientists and functionaries agree that the best treatment in this case can be prevention. In this regard, there was a need to address the education of man and the formation of environmentally responsible behavior. Recently active role in this process is played by school teachers who carry out environmental education with pedagogical methods. However, a common point of view on the mechanism for the formation of ecological attitudes and behavior has not yet been worked out. The article substantiates the psychological approach to the environmentally responsible behavior of the subject. From the point of view of the psychological theory, the origin of pro-ecological behavior and the corresponding motivation is described. Domestic and foreign approaches to the formation of self-consciousness are considered, and its relationship with the environment and behavior is justified. It is pointed out that the formation of ecological self-consciousness is a necessary condition for pro-ecological behavior.
Keywords: environment, ecological consciousness, ecological self-consciousness, ecological motivation, pro-ecological behavior
Как известно, наличие сознания выделяет человека от природы и лежит в основе познавательных и практических действий, в том числе преобразующих окружающий мир. В результате достигнутого благодаря этому прогресса человечество как совокупный субъект достигло такого уровня развития, что результаты его воздействия на природу уже к началу 20 столетия стали заметными.
Острота экологического кризиса, нараставшая в течение всего прошлого столетия, привела к переосмыслению мировоззрения социально активного населения (ученых, политиков, представителей СМИ и общественных организаций) и тенденции к смещению техноцен-трического сознания к экоцентрическому [1]. Отсюда актуальность и практическая значимость проблемы развития экологического сознания как формы общественного и индивидуального сознания.
В отечественной традиции понимания сознания как высшей формы целенаправленного психического отражения действительности отмечается тот факт, что появление сознания означает одновременно признание наличия окружающего мира, выделение самого себя как субъекта и переживание отношения между собой и миром, становясь таким образом экологическим сознанием. Именно это подчеркивал Карл Маркс в «Немецкой идеологии» известной формулой: «Моё отношение к
моей среде есть моё сознание [2, с.29].
Поскольку сознание, как индивидуальное, так и общественное, характеризуется активностью и пристрастностью, то негативные последствия бурного развития цивилизации стали вызывать обеспокоенность у наиболее дальновидных мыслителей. Так, Д.И. Менделеев экстраполировал тенденцию стремительного роста транспорта (на рубеже 19-20 веков на конной тяге), и пришел к выводу, что через столетие (т.е. к началу 21 века) важнейшей проблемой в городах будет чудовищное количество конского навоза на улицах. Как бы ни относиться к данному примеру, он иллюстрирует озабоченность социума экологическими проблемами уже в то относительно далекое от нас время.
В общественном сознании экологический аспект первоначально был темой футурологов и фантастов, но к середине 20 века все отчетливее становился предметом обсуждения в средствах массовой информации. Достаточно вспомнить резонанс, который был вызван докладами Римскому клубу. Неудивительно, что растущая актуальность экологической проблематики вызвала интерес у психологов. Начиная с пионерских работ Джеймса Гибсона [3] и Курта Павлика [4] стала развиваться психология экологического сознания.
Следует отметить, что общественное экологическое сознание, существующее в форме существенной части
психологические науки
Мдивани Марина Отаровна, Хисамбеев Шамиль Раисович ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ...
мировоззрения и соответствующих императивов, изучалось этнографией, культурологией и генетически связанными с ними разделами социальной психологии. Для нас представляется принципиально важным восходящее к Л.С. Выготскому положение о социальной природе индивидуального сознания [5]. Имеется в виду, что существующие в той или иной культуре установки относительно различных аспектов среды жизнедеятельности инсталлируются в развивающуюся психику ребенка в процессе социализации.
Вместе с тем аккумулируется индивидуальный опыт, который вместе с культурно-историческим опытом формирует «репрезентационный контекст» (в терминологии Дж. Гибсона), на основании которого интерпретируется как актуальное отражение действительности в наглядно-чувственной форме, так и следы, хранящиеся в памяти и ситуативно извлекаемые, а также осуществляется планирование предстоящей деятельности.
Соответственно выделяются когнитивный (в виде образов и представлений), аффективный (в виде эмоционально окрашенных отношений) и поведенческий компоненты экологического сознания. Поведенческий компонент обеспечивает планирование, исполнение и контроль действий по отношению к окружающий среде в реальной практической деятельности (учебной, трудовой, рекреационной и т.д.). При этом поведение, соответствующее экологическим ценностям, принято называть проэкологическим [6,7].
Проэкологическое поведение интенционально, т.е. предполагает намерение, учитывающее экологические последствия того или иного поведенческого акта и опирающееся на идеалы и ценности, которые выполняют оценочно-регуляторную функцию. Эти идеалы и ценности инсталлируются в сознание социальной средой в процессе онтогенеза, и оказывают влияние на формирование индивидуальной «Я-концепции», часто отождествляемой с самосознанием.
Часть самосознания, которая репрезентирует экологический аспект «Я-концепции» будем называть экологическим самосознанием.
Вычленяя в качестве единицы экологического поведения действие, направляемое целью как образом желаемого будущего, подчеркнем, что этот образ включает признаки и символы экологического благополучия. Хотя окружающий мир для человека предстает как совокупность ситуаций, воздействие которых ведет к целому спектру различных психических состояний, вместе с тем в сознании имеется устойчивое мотивационно-смысловое ядро, которое при актуализации способности к рефлексии определяет отношение субъекта к стоящей перед ним цели действия, названное А.Н. Леонтьевым личностным смыслом [8]. Это значит, что проэкологи-ческое поведение не только ситуативно, но и личностно обусловлено.
За рубежом в психологию экологического сознания и самосознания внесли свой вклад представители нескольких направлений.
Примером может служить теория социально научения Альберта Бандуры, которую принято считать граничащей с бихевиоризмом. Одним из постулатов этой теории является то, что поведение человека в значительной мере регулируется предвиденными последствиями. Если в собственно бихевиористских теориях нет места самосознанию, в концепции А. Бандуры аспектам самосознания отведена довольно существенная роль в ходе регулирования человеком своего поведения и выстраивания собственной жизни [9, с. 117]. Функционирование человека с этих позиций представляет собой непрерывное взаимодействие познавательной сферы, поступков и окружения. Взаимозависимыми причинами поведения служат факторы предрасположенности и ситуативные факторы; такой подход А. Бандура обозначил как «взаимный детерминизм».
Виднейший представитель гуманистической психо-
логии Карл Роджерс утверждал, что самосознание формируется во взаимодействии организма со средой и в общении с другими людьми. Основное понятие теории К. Роджерса - «Я-концепция», в которую входят следующие элементы: представления о себе в отношении с другими людьми и окружающей средой; ценности, которые приписываются тем или иным предметам и опыту; цели и идеалы, которые имеют позитивную или негативную валентность. К. Роджерс уделял особое внимание концепции самости. Самосознание, по мнению К.Роджерса, является одновременно и представлением и внутренней ценностью индивида, обладает относительной стабильностью и обусловливает достаточно устойчивые схемы поведения. При расхождении между актуальным поведением человека с его Я-концепцией вступают в действия механизмы психологической защиты, которые способствуют установлению равновесия между опытом и Я-концепцией на возможном для личности уровне психического развития [10, с. 498].
Фредерик Перлз, создатель гештальт-терапии, особо подчеркивал решающее значение способности непрерывно и в настоящем времени осознавать себя, свои чувства и потребности для обеспечения полноценного психического здоровья человека, то есть, - способности естественным образом находиться в процессе самосо-знавания [11, с. 156]. Возникновение и удовлетворение потребностей Ф.Перлз представил как ритмичное формирование и завершение гештальтов, а мотивационная сфера функционирует по принципу саморегуляции. Ф.Перлз утверждал, что человек является частью более широкого поля - среды. При этом у здоровой личности граница со средой является подвижной: возникшая потребность требует «контакта» со средой и формирует гештальт, ее удовлетворение завершает гештальт и требует «отхода» от среды. У невротиков процессы контакта и отхода искажены, отчего потребности не находят адекватного удовлетворения. Личностный рост Ф.Перлз рассматривал как расширение зон самоосознавания, способствующее саморегуляции и равновесию между внутренним миром и средой.
В работах отечественных психологов, посвященных проблеме самосознания, показана его роль в развитии личности в ее отношении к внешнему миру. Так, С.Л. Рубинштейн рассматривает самосознание как сложное, интегративное, прижизненно формирующееся свойство психической деятельности человека. «Самосознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальности обусловленности своих переживаний» [12].
И.И. Чеснокова определяет самосознание как динамичное образование психики, которое находится в постоянном движении и не только в онтогенезе, но и в своем повседневном функционировании. Для того чтобы личность развивалась нормально, необходимо постоянное изменение индивида и в то же время сохранение единства, тождественности, иначе говоря, в течение всей жизни человек должен оставаться самим собой [13].
Исходя из исследований Е.Т. Соколовой, можно сказать, что самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного. Е.Т. Соколова утверждает, что потребности любого уровня осуществляют постоянную живую связь человека с миром объектов и других людей, потребности «открывают» человеку мир, и мир открывается ему, поскольку человек нуждается в нем. Потребности заставляют человека вступать в активные, деятельностные отношения с социальным окружением, благодаря чему социальное окружение становится небезразличным для человека [14, с. 406].
В процессе получения знания о себе субъектом выделяются этапы предпоступкового, поступкового и пост-поступкового знания. Одной из особенностей индивидного самосознания, по мнению В.В. Столина, считается сравнение себя с другими, результатом чего устанавли-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
347
Mdivani Marina Otarovna, Khisameev Shamil Raisovich psychological
ECOLOGICAL SELF-CONSCIOUSNESS AS A BASIS ... science
вается самоидентичности [15]. При этом индивидное самоотношение не может быть простым следствием когнитивной операции сравнения себя с образцом, эталоном. Констатация в самосознании наличия той или иной черты происходит путем эмоционально-когнитивного обобщения ситуаций, в которых возникают затруднения, и мотивов, относительно которых они возникают
И.С. Кон утверждает, что идентичность психики и поведения индивида невозможна без наличия самосознания. «Общая предпосылка всякого самосознания -раздвоение «Я» на объект и субъект. «Я» - есть отношение субъектно-объектное», - считает И.С. Кон [16, с. 85]. Самосознание неразрывно связано с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром.
В раскрытии вопроса соотношения экологического самосознания и проэкологического поведения необходимо также обратить внимание на принципиальные черты синтеза всеобщего, особенного и единичного в отношении «Я-мир», «Я-общество»: в отношении Я к бесконечному миру, познавательной деятельности Я, существовании Я в социальной действительности. Как отмечает О.Ф. Иващук, единство всеобщего, особенного и единичного представлено в сущности человека: материальном, духовном производстве человеческого бытия. В силу своей природы человек способен встать в универсальное отношение к бесконечному миру в практической, производственной и познавательной деятельности. Человек в силу своей универсальной природы становится в отношение «Я и мир». В Я как субъекте сознания, осуществляющем процесс познания, выражено всеобщее, особенное и единичное. Я как основание знания имеет всеобщий характер. Я понимается как всеобщее основание разума, способность адекватно отображать мир. Я также способно познавать, отражать всеобщее, сохраняя его в форме знания и находит применения этих знаний в процессе деятельности в особенном - типах и формах материального и духовного производства, которые определяют индивидуальное самосознание как единичность, неповторимость. [17, с. 32].
Таким образом, экологическое сознание и самосознание следует считать необходимым условием субъект-ности в осуществлении экологического поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. - М.; Спб: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. - 304 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е изд.), т.3. -М.: Политиздат, 1955 - 650 с.
3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж.Гибсон. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.
4. Pawlik K. Ökologische Psychologie: Entwiklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms / K.Pawlik, K.Stapf // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992. -p. 9-21
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
6. Schultz W.P. Empathizing with nature: the effect of perspective taking on concern for environmental issues // Journal of social issues. - 2000. - Vol.3. - №»56. - P.391-406
7. Stern P.S. at al. Values, beliefs and proenvironmental attitude formation toward emergent attitude objects // Journal of Applied Social Psychology. - 1995. - Vol. 25. - P.1611-1636
8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I - М.: Педагогика, 1983. - 392 с.
9. Бандура А. Принципы модификации поведения.-М.: Педагогика, 1989. - 217 с.
10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.
11. Перлз Ф. Гештальт-семинары: Гештальт-терапия дословно. - М.: Институт обшегуманитарных исследований, 1998. - 325 с.
12. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.:
1997. - 191с.
13. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.:Наука, 1977. - 144 с.
14. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989. - 250 с.
15. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. - 284 с.
16. Кон И. С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. -367 с.
17. Иващук О.Ф. Диалектика всеобщего, особенного, единичного: реконструкция становления «Я» как понятийной формы: Дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д, 2006. - 292 с.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Исследование мотивации экологического поведения молодежи» (17-06-00054)
Статья поступила в редакцию 23.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017