Научная статья на тему 'Характеристика нравственно-эстетической воспитанности осужденных женщин'

Характеристика нравственно-эстетической воспитанности осужденных женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
304
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
места лишения свободы / осужденные женского пола / нравственно-эстетическое воспитание / нравственно-эстетическая воспитанность / уровни нравственно-эстетической воспитанности / воспитательная работа / places of imprisonment / female convicts / moral and aesthetic education / moral and aesthetic breeding / levels of moral and aesthetic breeding / educational work

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Э В. Зауторова

Изменение экономических и социально-политических отношений в российском обществе обострило и без того сложную проблему нравственного воспитания лиц, лишенных свободы. Пристального внимания в связи с этим заслуживает категория осужденных женского пола с присущими ей психологическими особенностями. Одним из важных источников развития в эмоциональном и эстетическом плане, психолого-педагогической коррекции ценностных ориентаций личности является нравственно-эстетическое воспитание. Его основной целью выступает формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым моральнонравственным нормам, способности видеть и самим создавать красоту в разнообразных жизненных явлениях и ситуациях. Под нравственно-эстетическим воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс, который у осужденных женщин способствует развитию рефлексии, устойчивой потребности к самосознанию, предрасположенности к творческой деятельности в различных жизненных сферах и появлению стремления к законопослушному поведению. Изучение уровня нравственно-эстетической воспитанности как интегративного свойства личности осужденных позволило условно объединить женщин в следующие группы: 1) осужденные с низким уровнем нравственно-эстетической воспитанности, отличающиеся стойким негативным отношением к правилам жизни и нормам общества, отклоняющимся поведением и наличием антисоциальных привычек, безынициативностью, направленностью на себя, отсутствием эстетической потребности и рефлексивных умений; 2) осужденные со средним уровнем нравственноэстетической воспитанности, представляющие собой лиц, у которых отсутствуют определенные установки на законопослушное поведение, отмечаются слабая психологическая готовность к воспитательному воздействию, редкие проявления активности в исправительном учреждении, неустойчивая направленность волевых умений и неразвитость рефлексии, эстетическая потребность слабо выражена; 3) осужденные с достаточным уровнем нравственно-эстетической воспитанности, характеризующиеся наличием положительной установки, предрасположенностью к воспитательному воздействию, осознанностью выполнения педагогических требований, наличием знаний и представлений о нравственных ценностях, достаточно активным участием в жизнедеятельности учреждения. Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных возможно посредством использования различных индивидуальных и групповых воспитательных форм и методов, таких, например, как включение воспитуемых в разнообразные исправительно-корректирующие программы эстетического направления, активизация работы священнослужителей по формированию ценностного мира осужденных, вовлечение в художественное творчество, самодеятельность и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of moral and aesthetic breeding of convicted women

The change in economic and socio-political relations in Russian society has intensified the already complex problem of moral education imprisoned persons. Close attention in this connection deserves the category of female prisoners, which are characterized by characteristic psychological features. One of the important sources of development in emotional and aesthetic terms, psychological and pedagogical correction of value orientations of a person is moral and aesthetic education. Its main goal is the formation in each person of the need to comply with generally accepted moral standards, the ability to see and create beauty themselves in a variety of life phenomena and situations. By moral and aesthetic education we mean a goal-directed process, which among convicted women contributes to the development of reflection, a steady need for selfconsciousness, a predisposition to creative activity in various life spheres and the emergence of a desire for law-abiding behavior. The study of the level of moral and aesthetic breeding as an integrative property of the personality of convicts allowed to conditionally unite women into the following groups: 1) convicts with a low level of moral and aesthetic breeding, distinguished by a persistent negative attitude to the rules of life and society, deviant behavior and the presence of antisocial habits, lack of initiative, self-directedness, lack of aesthetic needs and reflective skills; 2) convicts with an average level of moral and aesthetic breeding, who are persons that do not have certain attitudes toward law-abiding behavior, have a weak psychological readiness for educational influence, rare manifestations of activity in a correctional institution, an unstable orientation of volitional skills and poor development of reflection, aesthetic need is weak expressed; 3) convicts with a sufficient level of moral and aesthetic breeding, characterized by the presence of a positive attitude, a predisposition to educational influence, awareness of the fulfillment of pedagogical requirements, the presence of knowledge and ideas about moral values, rather active participation in the life of the institution. Among the ways to increase the level of moral and aesthetic breeding of convicts are various individual and group educational forms and methods, such as the inclusion of those brought up in various corrective programs in the aesthetic direction, the intensification of the work of clergy in the formation of the value world of convicts, involvement in artistic creation and amateur activity, etc.

Текст научной работы на тему «Характеристика нравственно-эстетической воспитанности осужденных женщин»

5. Markeeva M. V., Korableva I. G., Korableva K. A. Problema formirovaniya social'no pozitivnyh zhiznennyh ustanovok v srede nesovershennoletnih osuzhdennyh [The problem of the formation of socially positive attitudes among juvenile prisoners]. Molodoj uchenyj - Young scientist, 2015, no. 23, pp. 882-885. Available at: https://moluch.ru/archive/103/23284/ (accessed 02.12.2019). (In Russ.).

6. Nistratova I. S. Nesovershennoletnie osuzhdennye s social'no znachimymi zabolevaniyami: problemy ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody i ih social'noj reabilitacii [Convicted juveniles with socially significant diseases: problems of the execution of sentences of imprisonment and their social rehabilitation]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development, 2013, no. 3 (121), pp. 53-56. (In Russ.).

7. Ochirov I. M., YOlgina L. S., Ochirova A. I. Sovremennye formy i vidy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov Respubliki Buryatiya [Modern forms and types of forming a healthy lifestyle for students of the Republic of Buryatia]. Pedagogicheskij IMIDZH - Pedagogical IMAGE, 2018, no. 1 (38), pp. 49-60. (In Russ.).

8. YAkovleva T. V., Al'bickij V. YU. (red.) Problemy i puti formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya Rossijskoj Federacii [Problems and ways of forming a healthy lifestyle of the population of the Russian Federation]. Moscow, 2011. 213 p. (In Russ.).

9. Tyugaeva N. A. Sanitarno-gigienicheskoe vospitanie osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah [Sanitary and hygienic education of convicts in correctional institutions]. CHelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2015, no. 4, pp. 143-146. (In Russ.).

10. SHilova L. S. Podrostki i molodezh' v Rossii - perspektivnaya gruppa rasprostraneniya social'nyh zabolevanij [Teenagers and youth in Russia - a promising group for the spread of social diseases]. Zdorov'eizdravoohranenie vusloviyahrynochnoj ekonomiki [Health and healthcare in a market economy]. Moscow, 2000, pp. 111-144. (In Russ.).

DOI 10.24411/2686-9764-2020-00021 УДК 373

Характеристика нравственно-эстетической воспитанности

осужденных женщин

Э. В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования

Реферат

Изменение экономических и социально-политических отношений в российском обществе обострило и без того сложную проблему нравственного воспитания лиц, лишенных свободы. Пристального внимания в связи с этим заслуживает категория осужденных женского пола с присущими ей психологическими особенностями.

Одним из важных источников развития в эмоциональном и эстетическом плане, психолого-педагогической коррекции ценностных ориентаций личности является нравственно-эстетическое воспитание. Его основной целью выступает формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым морально-нравственным нормам, способности видеть и самим создавать красоту в разнообразных жизненных явлениях и ситуациях.

Под нравственно-эстетическим воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс, который у осужденных женщин способствует развитию рефлексии, устойчивой потребности к самосознанию, предрасположенности к творческой деятельности в различных жизненных сферах и появлению стремления к законопослушному поведению.

Изучение уровня нравственно-эстетической воспитанности как интегративного свойства личности осужденных позволило условно объединить женщин в следующие группы: 1) осужденные с низким уровнем нравственно-эстетической воспитанности, отличающиеся стойким негативным отношением к правилам жизни и нормам общества, отклоняющимся поведением и наличием антисоциальных привычек, безынициативностью, направленностью на себя, отсутствием эстетической потребности и рефлексивных умений; 2) осужденные со средним уровнем нравственно-эстетической воспитанности, представляющие собой лиц, у которых отсутствуют определенные установки на законопослушное поведение, отмечаются слабая психологическая готовность к воспитательному воздействию, редкие проявления активности в исправительном учреждении, неустойчивая направленность волевых умений и неразвитость рефлексии, эстетическая потребность слабо выражена; 3) осужденные с достаточным уровнем нравственно-эстетической воспитанности, характеризующиеся наличием положительной установки, предрасположенностью

к воспитательному воздействию, осознанностью выполнения педагогических требований, наличием знаний и представлений о нравственных ценностях, достаточно активным участием в жизнедеятельности учреждения.

Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных возможно посредством использования различных индивидуальных и групповых воспитательных форм и методов, таких, например, как включение воспитуемых в разнообразные исправительно-корректирующие программы эстетического направления, активизация работы священнослужителей по формированию ценностного мира осужденных, вовлечение в художественное творчество, самодеятельность и т. д.

Ключевые слова: места лишения свободы; осужденные женского пола; нравственно-эстетическое воспитание; нравственно-эстетическая воспитанность; уровни нравственно-эстетической воспитанности; воспитательная работа.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Characteristic of moral and aesthetic breeding of convicted women

E. V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Psychological Department of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Professor, Corresponding Member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education

Abstract

The change in economic and socio-political relations in Russian society has intensified the already complex problem of moral education imprisoned persons. Close attention in this connection deserves the category of female prisoners, which are characterized by characteristic psychological features.

One of the important sources of development in emotional and aesthetic terms, psychological and pedagogical correction of value orientations of a person is moral and aesthetic education. Its main goal is the formation in each person of the need to comply with generally accepted moral standards, the ability to see and create beauty themselves in a variety of life phenomena and situations.

By moral and aesthetic education we mean a goal-directed process, which among convicted women contributes to the development of reflection, a steady need for self-consciousness, a predisposition to creative activity in various life spheres and the emergence of a desire for law-abiding behavior.

The study of the level of moral and aesthetic breeding as an integrative property of the personality of convicts allowed to conditionally unite women into the following groups: 1) convicts with a low level of moral and aesthetic breeding, distinguished by a persistent negative attitude to the rules of life and society, deviant behavior and the presence of antisocial habits, lack of initiative, self-directedness, lack of aesthetic needs and reflective skills; 2) convicts with an average level of moral and aesthetic breeding, who are persons that do not have certain attitudes toward law-abiding behavior, have a weak psychological readiness for educational influence, rare manifestations of activity in a correctional institution, an unstable orientation of volitional skills and poor development of reflection, aesthetic need is weak expressed; 3) convicts with a sufficient level of moral and aesthetic breeding, characterized by the presence of a positive attitude, a predisposition to educational influence, awareness of the fulfillment of pedagogical requirements, the presence of knowledge and ideas about moral values, rather active participation in the life of the institution.

Among the ways to increase the level of moral and aesthetic breeding of convicts are various individual and group educational forms and methods, such as the inclusion of those brought up in various corrective programs in the aesthetic direction, the intensification of the work of clergy in the formation of the value world of convicts, involvement in artistic creation and amateur activity, etc.

Key words: places of imprisonment; female convicts; moral and aesthetic education; moral and aesthetic breeding; levels of moral and aesthetic breeding; educational work.

13.00.01 - General pedagogy, history of pedagogy and education

Изменения в экономических и социально-политических отношениях в российском

обществе обострили и без того сложную проблему нравственного воспитания лиР Н А Я НАУКА

шенных свободы. Отбывающие наказание в местах лишения свободы характеризуются как лица, имеющие негативную ценностно-нормативную сферу, низкий уровень образовательного и общекультурного развития [5]. Они не стремятся к изменению своей личности, поддерживают законы тюремной субкультуры и т. д. Все это в значительной мере осложняет процесс исправления.

Выборочные криминологические исследования и статистические данные свидетельствуют о том, что с каждым годом среди осужденных неминуемо увеличивается удельный вес женщин. Применительно к некоторым видам преступлений доля совершивших их женщин выше, чем в преступности в целом, например среди виновных в хищениях чужого имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением и некоторых других [1; 9]. В связи с этим такая категория осужденных, как осужденные женского пола, которым присущи свои психологические особенности, заслуживает пристального внимания. Проблемам исправления осужденных женщин в местах лишения свободы посвящены труды Ю. М. Антоняна, Т. Н. Волковой, В. Н. Савардуновой, А. В. Чернышевой и др.

Одним из важных источников развития в эмоциональном и эстетическом плане, психолого-педагогической коррекции ценностных ориентаций личности является нравственно-эстетическое воспитание. Его основной целью выступает формирование в каждом человеке потребности соответствовать общепринятым морально-нравственным нормам, способности видеть и самим создавать красоту в разнообразных жизненных ситуациях. В рамках данного направления воспитательной работы особое внимание уделяется ценностным ориентациям личности осужденных женщин, а также коррекции асоциального поведения, развитию интереса к творческой деятельности, позитива и жизнелюбия. При этом с нравственно-эстетической воспитанностью личности напрямую связан уровень развития ее ценностной сферы. В связи с этим понятие «нравственно-эстетическое воспитание» мы рассматриваем как целенаправленный процесс, который у осужденных женщин способствует развитию рефлексии, устойчивой потребности к самосознанию, предрасположенности к творческой деятельности в различных жизненных сферах и появлению стремления к законопослушному поведению.

Нравственно-эстетическая воспитанность - это определенный уровень разви-

тия интегративных свойств, которые обеспечивают субъектную позицию личности (нравственные сознание, чувства, суждения и поведение) в ситуациях выбора, осознанное отношение к действительности и совершенствование окружающего мира через эстетическое восприятие жизни во всех ее проявлениях на основе нравственных и эстетических ценностей [4].

В содержание нравственно-эстетической воспитанности осужденных женщин заложено единство нравственных и эстетических качеств, а также способов их проявления через различное отношение к явлениям действительности и произведениям искусства, определяющих поведение и отдельные поступки человека, направляющие его деятельность.

У женщин значительно сложнее и тоньше нравственно-психологический мир по сравнению с мужчинами, а комплекс психических состояний более глубокий. Практики отмечают, что осужденные женского пола в большей степени, чем мужчины, проявляют стремление и интерес к красоте, искусству, принимают активное участие в художественной самодеятельности и различных кружках. Вместе с тем осужденные женщины отличаются повышенной восприимчивостью, плаксивостью, возбудимостью, раздражительностью и т. д. [2; 7]. У них чаще происходят нервно-психические срывы, возникают стрессовые состояния, состояния обреченности, тоски и безнадежности. При этом эмоциональные процессы явно доминируют над мыслительными. Это можно объяснить эмоциональной распущенностью, нежеланием и неумением адекватно вести себя в конфликтных ситуациях. У женщин, осужденных на большие сроки наказания, проявляется чувство безверия, безнадежности и безысходности, что сопровождается депрессией, аффективными вспышками. Данные состояния усугубляются наличием проявлений таких заболеваний, как алкоголизм, наркомания. К тому же, многие из осужденных рассматриваемой категории утрачивают социально полезные связи, не имеют ни семьи, ни определенного места жительства.

Для большинства осужденных женского пола характерно отсутствие опыта и примера социально одобряемого поведения, редко у них обнаруживаются такие качества, как дисциплинированность, контроль, саморефлексия [6]. Они утрачивают чувство прекрасного, песенное творчество разбавляют тюремным жаргоном, превращая красоту

общения в насилие и пошлость. Женщины в местах лишения свободы нередко бывают чувствительными и сентиментальными, но одновременно с этим могут вести себя эгоистично, быть равнодушными не только к мнению и достоинству человека, но даже к его жизни.

Исследования показывают, что правильная организация свободного времени может оказать большое влияние на внутренний мир человека, его отношение к самому себе, окружающим людям и обществу в целом. Сотрудники исправительных учреждений отмечают, что осужденные женщины не стремятся к многообразию в проведении досуга, их интересы являются несформиро-ванными и неосознанными, с трудом дифференцируются и проявляются в основном в таких заявлениях, как «зачем мне это?», «никаких увлечений», «делать нечего» и т. д. [8]. Многим из них присуща стойкая потребность просто убивать время, их досуговая деятельность отличается непосредственностью, примитивностью, основанной на подсознании и инстинктах.

Кроме того, отмечается, что за последние годы у осужденных женщин изменились ценностные и жизненные ориентации, они сместились в направлении лидерства, применения физической силы, агрессивности, то есть в сферу, свойственную мужчинам. Все это вызывает трудности в проведении воспитательной работы [3].

Таким образом, завершая характеристику осужденных женщин, подчеркнем, что указанные особенности необходимо учитывать в организации воспитательной работы с этой категорией преступников. Важной задачей сотрудников исправительных учреждений является выявление и поддержка позитивных устремлений осужденных женщин. Также представляется необходимым осуществление систематического воспитательного воздействия, постоянного контроля при решении сложных проблем в организации нравственно-эстетического воспитания в исправительном учреждении через установление правильных взаимоотношений между отдельными осужденными, а также их различными группами. Суды, учитывая психолого-физиологические особенности женщин, опираясь на принципы демократизма и гуманизма, назначают им менее строгие наказания, на женщин чаще распространяются амнистии.

С целью приобщения осужденных женщин к нравственным и художественным ценностям, а также воспитания у них потребно-

сти воспринимать и усваивать произведения искусства и создавать творческие продукты деятельности нами было проведено изучение их личности на базе ИК-1 УФСИН России по Вологодской области. В анкетировании приняли участие 50 осужденных женщин в возрасте от 18 до 50 лет. По итогам были получены такие результаты: у большинства обнаружен низкий уровень сформированности эстетической потребности (79 %); женщины слабо интересуются эстетической сферой, практически не проявляют активности в творческой деятельности и не принимают участия в работе кружков художественной направленности.

Также отмечается, что только 30 % осужденных осмысливают и планируют свою жизнь, у 70 % опрошенных отсутствуют четкие планы на будущее, они живут сегодняшним или вчерашним днем. Большая часть женщин свою жизнь не считает интересной, эмоционально насыщенной и наполненной смыслом. Отмечается, что у женщин, лишенных свободы, смещены ценностные ориентиры, превалирует негативно-потребительское отношение к действительности. Лидерские позиции захватили ценности индивидуального существования, такие как свобода, здоровье, материальная обеспеченность, а также те, которые реализуются через межличностные отношения, - счастливая семейная жизнь и наличие хороших друзей. Часто осужденными женщинами избирались ценности самоутверждения - независимость, самоконтроль, аккуратность. На последних местах оказались индивидуальные ценности личностного развития и роста (познание, творчество, развитие) и ценности принятия других (широта взглядов, чуткость, терпимость) [4].

Изучение уровня нравственно-эстетической воспитанности как интегративного свойства личности осужденных позволило условно разделить женщин на три группы:

1) осужденные с низким уровнем нравственно-эстетической воспитанности. Отличаются выраженно негативным отношением к правилам и нормам жизни в обществе, отклоняющимся поведением и проявлением антисоциальных привычек, безынициативностью, направленностью на себя, отсутствием эстетических потребностей и рефлексивных умений. Как правило, представительницы данной группы требуют усиленного контроля со стороны администрации и всего педагогического коллектива исправительного учреждения, трудно поддаются воспитательному воздействию;

2) осужденные со средним уровнем нравственно-эстетической воспитанности. У них отсутствует определенная установка на правопослушное поведение, отмечаются редкие проявления активности, а также слабая психологическая готовность к педагогическому воздействию, неустойчиво направленная воля и неразвитость рефлексивных умений; эстетические потребности также выражены слабо;

3) осужденные с достаточным уровнем нравственно-эстетической воспитанности. Характеризуются наличием положительной установки, предрасположенностью к воспитательному воздействию, осознанностью выполнения педагогических требований, присутствием знаний и представлений о нравственных ценностях, достаточно активным участием в жизнедеятельности учреждения. Отличаются эмоциональной отзывчивостью на художественные произведения и явления окружающего мира, могут стать ядром общественных формирований в отряде осужденных.

Послужить делу повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных в условиях социальной изоляции, а также обеспечить снятие и преодоление негативных психических состояний женщин могут следующие индивидуальные и групповые воспитательные формы и методы:

- включение воспитуемых в различные исправительно-корректирующие программы эстетического направления;

- активизация работы священнослужителей по формированию ценностного мира осужденных;

- вовлечение в художественное творчество и самодеятельность (кружевоплетение, поэтический и музыкальный кружки, художественные студии и мастерские, спортивные секции и т. д.);

- проведение конкурсов и викторин, читательских и зрительских конференций;

- встречи с успешными людьми и творческими коллективами;

- занятия по моделированию и разрешению ситуаций морального выбора в воспитательной работе и др.

Практики отмечают, что работа по повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности оказывает на осужденных положительное влияние: они осознают свою значимость, стараются помогать тем, кто нуждается в этом, становятся более отзывчивыми к чужим проблемам. При этом подчеркнем, что только при наличии позитивного отношения самих сотрудников исправительных учреждений, их личной готовности к осуществлению процесса приобщения осужденных женщин к художественным ценностям, достижения определенного уровня профессионализма и компетентности в данной области будет обеспечена эффективность всей работы по исправлению осужденных в местах лишения свободы. В связи с этим целесообразна оптимизация профессиональной подготовки сотрудников, организующих воспитательную работу с осужденными, осуществление ее на гуманистической платформе.

Таким образом, неразвитость и отставание личности в нравственно-эстетическом плане препятствуют формированию соответствующих ориентаций, установлению правильных взаимоотношений осужденного с самим собой, различными людьми и предметным миром, тормозят личностный рост и могут негативно влиять на эффективность исправительного процесса в условиях лишения свободы. Это убеждает в необходимости актуализировать в деятельности исправительных учреждений работу по повышению уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных женщин. Основным результатом данных педагогических воздействий должны стать изменения в их ценностной сфере и смысложизненных ориентациях и установках личности, а шире - повышение эффективности исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы в целом.

Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян, Ю. М. Преступность среди женщин / Ю. М. Антонян. - Москва : Российское право, 1992. - 252 с. -ISBN 5-7260-0376-4.

2. ветрова, И. в. Женщины в местах лишения свободы (гендерно-правовое исследование) / И. В. Ветрова // Уголовно-исполнительное право. - 2014. - № 1 (17). - С. 9-15.

3. вилкова, а. в. Гендерная концепция и методология формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Вилкова Алевтина Владимировна. - Великий Новгород, 2016. - 427 с.

4. Зауторова, Э. в. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Зауторова Эльвира Викторовна. - Москва, 2011. - 443 с.

5. Иванова, н. А. Гуманизация исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин в современных условиях : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Иванова Наталья Александровна. - Рязань, 2011. - 23 с.

6. Савардунова, В. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы (организационный, правовой и психолого-педагогические аспекты) : монография / В. Н. Савардунова. - Рязань: АПУ Минюста России, 2003. - 166 с. - ISBN 5-7743-0095-1.

7. Ушатиков, А. И. Основы пенитенциарной психологии : учебник / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак ; под редакцией профессора С. Н. Пономарева. - Рязань : АПУ Минюста России, 2001. - 536 с. - ISBN 5-7743-0059-5.

8. Филиппов, Н. Л. Организация свободного времени осужденных как фактор нравственной переориентации личности : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Филиппов Николай Леонидович. - Москва, 1998. - 280 с.

9. Шеслер, А. В. Устойчивые преступные группы несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминальные вопросы : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Шеслер Александр Викторович. - Томск, 1991. - 205 с.

1. Antonyan YU. M. Prestupnost'sredizhenshchin [Crime among women]. Moscow, 1992. 252 p. (In Russ.).

2. Vetrova I. V. ZHenshchiny v mestah lisheniya svobody (genderno-pravovoe issledovanie) [Women in prison (gender and legal study)]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal Law, 2014, no. 1 (17), pp. 9-15. (In Russ.).

3. Vilkova A. V. Gendernaya koncepciya i metodologiya formirovaniya duhovno-nravstvennyh cennostej nesovershennoletnih osuzhdennyh zhenskogo pola. Diss. dokt. ped. nauk [Gender concept and methodology of the formation of spiritual and moral values of female juvenile offenders. Diss. Dsc. in Pedagogy]. Velikiy Novgorod, 2016. 427 p. (In Russ.).

4. Zautorova E. V. Nravstvenno-esteticheskoe vospitanie osuzhdennyh. Diss. dokt. ped. nauk [Moral and aesthetic education of convicts. Diss. Dsc. in Pedagogy]. Moscow, 2011. 443 p. (In Russ.).

5. Ivanova N. A. Gumanizaciya ispolneniya nakazaniya v vide lisheniya svobody v otnoshenii osuzhdennyh zhenshchin v sovremennyh usloviyah. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [The humanization of the execution of sentences of imprisonment in relation to convicted women in modern conditions. Author's abstract of the diss. PhD. in Law]. Ryazan, 2011. 23 p. (In Russ.).

6. Savardunova V. N. Resocializaciya nesovershennoletnih osuzhdennyh zhenskogo pola, otbyvayushchih nakazanie v vide lisheniya svobody (organizacionnyj, pravovoj i psihologo-pedagogicheskie aspekty) [Resocialization of female juvenile offenders serving sentences of imprisonment (organizational, legal, psychological and pedagogical aspects)]. Ryazan, 2003. 166 p. (In Russ.).

7. Ushatikov A. I., Kazak B. B. Osnovypenitenciarnojpsihologii [The basics of penal psychology]. Ryazan, 20013. 536 p. (In Russ.).

8. Filippov N. L. Organizaciya svobodnogo vremeni osuzhdennyh kak faktor nravstvennoj pereorientacii lichnosti. Diss. kand. ped. nauk [Organization of free time of convicts as a factor in the moral reorientation of personality. Diss. PhD. in Pedagogy]. Moscow, 1998. 280 p. (In Russ.).

9. SHesler A. V. Ustojchivye prestupnye gruppy nesovershennoletnih: ugolovno-pravovye i kriminal'nye voprosy. Diss. kand. yurid. nauk [Sustainable juvenile crime groups: criminal law and criminal matters. Diss. PhD. in Law]. Tomsk, 1991. 205 p. (In Russ.).

DOI 10.24411/2686-9764-2020-00022 УДК 377:378.046.4

Встроенное обучение как элемент непрерывного обучения информационной безопасности

A. В. ВИЛКОВА - заместитель начальника Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент;

B. М. ЛИТВИШКОВ - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор;

Б. А. ШВЫРЕВ - ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, кандидат физико-математических наук

Реферат

Обучение информационной безопасности сотрудников, не имеющих базовых представлений, является трудоемким процессом. Направленные на обучение сотрудники обычно рассматривают компьютерную безопасность как чью-то проблему, не связанную с ними, абстрагированы от нее и в принципе не понимают своего влияния на компьютерную безопасность организации в целом. Повышение эффективности обучения персонала без отрыва от выполнения должностных обязанностей является актуальной современной задачей. В статье авторы приводят результаты исследования эффективности использования встроенного электронного обучения по программам повышения квалификации, реализующего непрерывное обучение.

Щ REFERENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.