DOI 10.24411/1813-145X-2019-10272 УДК 37.013:343.2.01
Э. В. Зауторова https://orcid.org/0000-0002-1334-2654
Модель нравственно-эстетического воспитания граждан в условиях лишения свободы
В статье представлена модель процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных, находящихся в местах лишения свободы. При разработке модели мы исходили из того, что в данном процессе с целью повышения нравственно-эстетической воспитанности осужденных происходит сочетание педагогического влияния и его субъектного преломления в самовоспитании человека (рефлексия), благодаря чему личность реализует себя в соответствии с осознанным собственным выбором.
Представленная модель состоит из двух частей (инвариантной и вариативной), которые не являются полностью независимыми, они пересекаются. В ходе исследования определены взаимосвязанные компоненты модели (диагностический, целеполагающий, стимульно-мотивационный, содержательный, деятельностный, регуляционно-волевой, рефлексивно-контрольный) на основе рефлексивно-деятельностного подхода, и в реальной практике имеют чаще всего непрерывный, слитный, целостный характер, где отдельные элементы взаимопроникают, диффундируют друг в друга. В центре модели находится мотивационная составляющая личности осужденного - побудитель причин самовоспитания, его внутреннее желание измениться независимо от каких-то внешних причин, стремление быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях окружающей среды, оперативно находить адекватные той или иной конкретной ситуации средства.
Развиваемое нами представление о процессе нравственно-эстетического воспитания осужденных нашло отражение в разработке его этапов, взаимопроникающих и дополняющих друг друга (диагностический, прогностический, деятельностный, рефлексивный, итоговый). Изучаемый процесс может быть реализован только при обязательном активном участии в нем самой личности, наличии объективной потребности в саморазвитии; он становится возможным, когда наряду с предпосылками, создаваемыми эмоциональным воздействием художественного произведения, со стороны осужденного присутствует осознанная установка на понимание нравственной ценности, отраженной в произведении искусства, достижение более высокого уровня развития.
Ключевые слова: места лишения свободы, личность осужденного, воспитательная работа в исправительном учреждении, нравственно-эстетическое воспитание, модель нравственно-эстетического воспитания, особенности представленной модели, компоненты модели.
E. V. Zautorova
The Model of the Process of Moral and Aesthetic Education of Convicts Sentenced to Terms of Imprisonment
This article presents a model of the process of moral and aesthetic education of convicts in prison. In developing the model, we proceeded from the fact that in this process, in order to improve the moral and aesthetic education of convicts, there is a combination of pedagogical influence and its subjective refraction in the self-education of a person (reflection), so that the person realizes himself in accordance with his own conscious choice.
The presented model consists of two parts (invariant and variable), which are not completely independent, they intersect. The study identified interrelated components of the model (diagnostic, goal-setting, incentive-motivational, content, activity, regulatory-volitional, reflexive-control) on the basis of reflexive-activity approach, and in real practice they have often continuous, cohesive, holistic nature, where the individual elements interpenetrate, diffuse into each other. In the center of the model there is a motivational component of the convict's personality-the motivator of the causes of self-education, his inner desire to change regardless of some external reasons, the desire to navigate quickly and correctly in changing environmental conditions, to find quickly adequate means of a particular situation.
The idea we develop about the process of moral and aesthetic education of convicts is reflected in the development of its stages, interpenetrating and complementing each other (diagnostic, prognostic, activity, reflexive, final). The studied process can be implemented only with the mandatory active participation of the individual, the presence of objective need for self-development; it becomes possible when, along with the prerequisites created by the emotional impact of a work of art, there is a conscious attitude on the part of the convicted person to understand the moral value reflected in the work of art, to achieve a higher level of development.
Keywords: places of deprivation of liberty, the personality of the convict, educational work in a correctional institution, moral and aesthetic education, the model of the process of moral and aesthetic education, features of the presented model, the components of the model.
Создание педагогически целесообразной и эф- питания (далее - НЭВ) осужденных в условиях ли-фективной системы нравственно-эстетического вос- шения свободы невозможно без специальной дея-
© Зауторова Э. В., 2019
тельности, связанной с ее моделированием и построением. Интерес к проблеме создания модели данного процесса не случаен. Во многом это объясняется реформированием уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), где главными направлениями выступают гуманизация и демократизация исправительного процесса, переход к личност-но-ориентированной парадигме. Данный подход также ориентирует сотрудников исправительных учреждений (далее - ИУ) на творчество, предлагает разработку такой системы, которая была бы оптимальна для конкретного педагогического коллектива ИУ.
Понятие «модель» многопланово, используется во множестве различных смыслов. В. А. Штофф -один из основателей метода теоретического моделирования в методологии науки - понимает модель как «мысленно представляемую и материально реализуемую систему, которая, отражая объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [17, с. 126]. В педагогической науке существуют разнообразные модели организации воспитательного процесса. Каждой воспитательной системе присущи особая психологическая, интеллектуальная атмосфера и духовно-нравственный климат. В данном исследовании представлена модель НЭВ осужденных с учетом рефлексивно-деятельностного подхода, что позволяет увидеть его целостным процессом, а также вычленить все составляющие в их взаимосвязи и взаимодействии.
При разработке модели мы исходили из того, что при организации НЭВ осужденных с целью повышения их нравственно-эстетической воспитанности происходит сочетание педагогического влияния и его субъектного преломления в самовоспитании человека (рефлексия), благодаря чему личность реализует себя в соответствии с осознанным собственным выбором. Необходимо также учитывать специфику контингента воспитуемых, их природные способности и задатки, присущие им активность, творческий потенциал и особые факторы, позитивно и негативно влияющие на него [11]. В связи с этим реализация модели НЭВ осужденных помогает человеку в условиях изоляции определить направление и способ самореализации, самоактуализироваться, обрести себя, изменить свою личность.
НЭВ осужденных предполагает наличие определенного внутреннего психологического механизма, формирующего те или иные ценности, по характеру которых можно выявить особенности ценностных ориентаций личности, определяющие ее направленность на цели и средства деятельности, выражающие ее отношение к миру [6]. Познание ценности и вызванная этим эмоция способствует становлению ценностного отношения, которое обеспечивает соответствующую оценку нравственного явления. От
оценки субъектом личностного смысла собственной деятельности, достоинств и недостатков в значительной степени зависит возможность превращения индивида в творца собственной личности. Ценностные ориентации через ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, мотивируют настоящее поведение и программируют будущее [2, 8]. Необходимо, чтобы при организации данного педагогического процесса оценивались психологические и возрастные особенности осужденных и неоднозначность их отношения к нравственным ценностям.
Главной особенностью представленной модели является использование средств различных видов искусства: «в настоящее время можно считать общепризнанным фактом то, что человек живет больше в мире чувств, нежели в мире разума. В связи с этим искусство предоставляет человеческому духу возможность постоянной и интенсивной внутренней жизни. Искусство закрепляет в своих произведениях душевные движения людей, в которых наиболее полно выражается отношение человека к окружающему его миру. В этих душевных движениях и отношениях с миром, собственно, и состоит жизнь» [14, с. 281].
Модель НЭВ осужденных имеет две части: 1) инвариантную, которая предполагает в качестве результата повышение нравственно-эстетической воспитанности осужденных, развитие их экзистенциальной сферы, проявление готовности взять на себя ответственность за сделанный выбор, самостоятельное стремление к творческому саморазвитию, углубление рефлексии; 2) вариативную, позволяющую учитывать различия осужденных по уровню нравственно-эстетической воспитанности. Вариативность включения осужденных в воспитательную деятельность обусловлена такими факторами, как многообразие интересов и потребностей, привычек и мотивов поведения осужденных, их индивидуальные особенности, различный культурный и образовательный уровень, степень криминогенной зараженности и развития субъектности и пр. Вариативная часть обеспечивает формирование индивидуальных маршрутов НЭВ осужденных, учитывает их потребности, возможности, запросы. Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми, они пересекаются.
В ходе исследования определены взаимосвязанные компоненты модели: диагностический, целепо-лагающий, стимульнно-мотивационный, содержательный, деятельностный, регуляционно-волевой, рефлексивно-контрольный. В центре модели находится мотивационная составляющая личности осужденного — побудитель причин самовоспитания, его внутреннее желание измениться независимо от каких-то внешних причин, стремление быстро и
правильно ориентироваться в меняющихся условиях окружающей среды, оперативно находить адекватные той или иной конкретной ситуации средства.
Рассмотрим компоненты модели НЭВ осужденных более подробно. Диагностический компонент обеспечивает диагностику и самодиагностику ценностных представлений, возможностей, склонностей, интересов, потребностей осужденных, а также их личных жизненных планов, при этом используется наблюдение и изучение личности в ходе разнообразной деятельности. Средством диагностики может стать и само искусство [1]. Часто то, что видит человек в определенном объекте, оказывается проекцией на этот объект собственных личностных характеристик воспринимающего. Основой ценностных ори-ентаций личности выступает строй внутренних мировоззренческих установок, влияющих прямо или косвенно на характер предпочтений, оценок, симпатий и антипатий [3; 4]. В силу своей многозначности оно допускает множество толкований, поэтому является удобным инструментом для исследования личности, которая, вкладывая в толкование содержания произведения определенный смысл, тем самым говорит и о себе, своих внутренних пристрастиях.
Целеполагающий компонент включает определение цели и конкретных задач НЭВ, что обеспечивает направленность рассматриваемого процесса; как прогнозируемый результат обусловливает его организацию, критерии, показатели и уровни нравственно-эстетической воспитанности осужденных, то есть обеспечивает методологическую и прогностическую функции воспитания. Строится в рамках субъект-субъектного взаимодействия участников при полном учете интересов, способностей и потребностей [18], а также требований, которые предъявляет общество к их исправлению в местах лишения свободы, и характеризуется диагностичностью, преемственностью, адекватностью, систематичностью и направленностью.
При формулировке цели и задач НЭВ осужденного необходимо иметь в виду, что они должны формулироваться в позитивной форме, быть реалистичными и соотноситься с продолжительностью воспитательной работы в ИУ, быть привлекательными и оптимистичными, вызывать желание и стремление у человека их достичь, учитывать индивидуальные и психологические возможности личности, коррелировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом человека [12, с. 30].
Стимульно-мотивационный компонент предполагает актуализацию педагогом предстоящей деятельности, направленную на активность воспитуе-мого, вовлечение его в намеченную работу, стимулирование, проведение ненавязчивого настроя человека на выполнение определенной деятельности с учетом его индивидуальных интересов и притязаний.
Важным является не только сотрудничество педагога с воспитуемым в достижении намеченной цели, но и принятие и осознание этого самим осужденным.
Также роль данного компонента важна в том, чтобы вызвать у воспитуемого интерес к усвоению информации. Стимулирование познавательного интереса осужденных вызывает у них потребности и мотивы к познавательной деятельности [7]. Так, первоначальное знакомство с произведением искусства должно строиться на заинтересованном к нему отношении («предкоммуникативная стадия общения с искусством» (по Д. А. Леонтьеву), при этом осуществляется частная установка, бессознательная настройка на «волну данного произведения». Интерес - это следствие, одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы, он стимулирует волю и внимание, способствует более легкому и прочному запоминанию, является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности, тесно связан с эмоциональной сферой личности [15]. Этот компонент характеризуется применением педагогических стимулов (доверительности отношений, установления эмоционального контакта, диалога с воспитуемым, опоры на жизненный опыт человека, акцентирования практической значимости предстоящей деятельности и т. д.), формированием мотивов в нужном направлении, возбуждением социально ценных и личностно значимых мотивов, свободным выбором в ситуациях сотрудничества и личностного самовыражения.
Содержательный компонент модели отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний и обеспечивает готовность осужденного к самоизменению. Содержание конкретизируется в отношении как отдельной личности с учетом ее интересов и склонностей, так и определенных групп осужденных в зависимости от особенностей педагогических условий. Компонент предполагает освоение содержания изучаемого материала, получение осужденными знаний как осмысленной информации, постижение ценностного содержания произведений искусства.
Содержательный компонент включает основные направления НЭВ осужденных, реализуемых целостно: когнитивное, проявляющееся в ликвидации нравственной и эстетической ограниченности, неграмотности осужденных, расширении кругозора и т. д.; эмоционально-волевое, проявляющееся в актуализации внутренних положительных потенциалов и способностей воспитуемых, развитии их волевых качеств и т. д.; деятельностно-творческое, проявляющееся в формировании и развитии нравственного и эстетического отношения к действительности,
многообразного, полноценного и успешного социального опыта.
Деятельностный компонент наиболее полно отражает процессуальную сторону НЭВ (методы, приемы, средства, формы), предполагает организацию продуктивной деятельности сотрудников и осужденных по переосмыслению имеющегося и переводу уже существующего опыта на новый более высокий уровень, формирует положительную мотивацию успехов в различных видах деятельности и самовоспитании, становлении личности. Характеризуется переносом личных качеств и свойств, способностей и мастерства человека на предмет деятельности, реализацией социальных ролей; определяет необходимость диалогизированного взаимодействия субъектов процесса и ориентацию на индивидуальность осужденного, особенности его интересов, способностей и доступности для общения, при этом осужденный получает квалифицированную поддержку сотрудника. Действенность компонента зависит от профессиональных умений сотрудника применять соответствующие средства, методы, приемы, формы НЭВ, при этом важно их соответствие возможностям осужденных.
Регулятивно-волевой компонент предусматривает наличие волевых устремлений личности как осознанной регуляции собственных эмоциональных проявлений, своего поведения и деятельности, самообладания, способности к выбору деятельности и внутренним усилиям и др. Основными элементами компонента являются проблема выбора и принятие решения, особое значение выбору выполнения действия и регуляции поведения придается в ситуации неопределенности или относительной определенности, когда перед субъектом возникает несколько альтернатив, вероятность наступления и возможные последствия которых нужно определить и оценить. В таких случаях осужденным приходится преодолевать ограниченность информации, возникает целая система оценок, подчас противоречивых. Характеризуется объективной оценкой достигнутых результатов, прогнозированием, целенаправленностью, выбором альтернатив, принятием решений в неопределенной ситуации, настойчивостью, вниманием, активностью волевой, целенаправленной деятельности участников НЭВ.
Рефлексивно-контрольный компонент включает сочетание самоконтроля со стороны осужденного и контроля со стороны педагога, предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок с целью корректировки НЭВ осужденного, способного адекватно определять причины, не позволяющие достичь поставленных целей. Компонент имеет своей целью выявление изменений в показателях уровня развития мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого и деятельностно-творческого критериев
нравственно-эстетической воспитанности, предполагает оценку влияния результатов на практику и последующую коррекцию, самоанализ, самооценку с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей деятельности осужденными и коррек-ционной деятельности педагогом, а также появлением мотивации достижения успеха.
Результаты экспериментов, в которых изучались особенности рефлексивных механизмов творческого мышления, показали, что формирование его приемов идет через культивирование интеллектуальной, личностной, диалогической, коммуникативной рефлексии. Таковы механизмы, обеспечивающие переосмысление содержательных и логических противоречий, внутриличностных и межличностных конфликтов, возникающих в мыслительном поиске [16, с. 132]. Компонент также предполагает аналитическую деятельность педагога, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: сравнение результата с целью, оценка, корреляция.
Представленные компоненты модели НЭВ осужденных характеризуют его целостным и непрерывным процессом; целостность создает возможности для проникновения всех его составляющих, ведет к слиянию коллектива педагогов и осужденных в единый коллектив ИУ, обеспечивает взаимодействие управляемой и управляющей подсистем в целях перевода его на более высокий уровень.
Развиваемое нами представление о НЭВ осужденных нашло отражение в разработке его этапов, взаимопроникающих и дополняющих друг друга:
1. Диагностический этап. Специфика и особенности изучаемого процесса проявляются в необходимости постоянной его диагностики. Для реализации задач этапа используются методы и средства: педагогическая диагностика, наблюдение за осужденными в различных ситуациях, использование специально подобранных методик, проведение групповых и индивидуальных бесед с сотрудниками, осужденными и др. Результатами данного этапа являются повышение интереса осужденного к собственной личности, знание своих особенностей, сильных и слабых сторон, формирование запроса осужденного ко взаимодействию с педагогом, определение возможностей осужденного, формирование положительной мотивации к самоизменению.
2. Прогностический этап включает в себя представления о перспективных задачах НЭВ личности, а также о стратегиях и способах их достижения. Предполагает решение основных задач, позволяющих прогнозировать данный процесс, определять пути его эффективности. Для их реализации используются методы и средства: анализ и интерпретация полученных результатов, обсуждение плана мероприятий и способов взаимодействия педагога и осужденного, учет опыта воспитательной работы с другими осужденными, наблюдение, беседа и др.
Результатами данного этапа являются определение уровня заинтересованности осужденного в самовоспитании, осмысление собственной системы ценностей.
3. Деятельностный этап сориентирован на достижение желаемого результата и является наиболее трудным в НЭВ. Сотруднику необходимо создать условия для проявления способностей, положительных интересов и склонностей осужденного, активизировать лучшие его задатки и черты характера. Предполагает решение задач: проведение индивидуальных и групповых воспитательных занятий, рациональное объединение осужденных в ходе приобщения к ценностям искусства и др. Для их реализации используются следующие методы и средства: диалогические формы и активные методы, ситуации морального выбора, дискуссии, интерпретация различных точек зрения, позиций, поведения, сотрудничество и позитивное взаимодействие в педагогическом процессе и т. д. Результатами этапа являются повышение уровня знаний и осмысление нравственных ценностей, моральных идеалов, принципов, норм поведения.
4. На рефлексивном этапе осуществляется оценка эффективности проведенной работы, укрепление ее результатов. Этап предполагает решение следующих задач: выявление динамики НЭВ, анализ результатов воспитательной деятельности, получение обратной связи от осужденных. Для их реализации используются такие методы и средства, как анализ и интерпретация полученных результатов, самооценка участников процесса, обсуждение результатов, их сравнение, анкетирование, «включенное» наблюдение и др. Результатами данного этапа являются повышение нравственно-эстетической воспитанности, саморефлексии осужденных, проявления эмоционального самоконтроля.
5. Итоговый этап предполагает изучение и оценку степени реализации (достижения) целей НЭВ, подготавливает основу для создания и реализации новых воспитательных программ с использованием искусства, включает повторную диагностику и самодиагностику, рефлексию, отчеты, обсуждение для создания действенных стимулов, благодаря которым процесс будет развиваться и в нем будут происходить намеченные изменения. Для реализации задач этапа используются такие методы и средства, как индивидуальное педагогическое сопровождение, работа в группе и адекватное взаимодействие с другими субъектами процесса, обсуждение результатов творческой деятельности осужденных и др.
НЭВ осужденных может быть реализовано только при обязательном активном участии в нем самой личности, наличии объективной потребности в саморазвитии. «Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении самого себя, в раскрытии своих духовных потребностей,
творчества, всего личностного потенциала» [5, с. 149], «это потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности» [19, с. 82], «развивающееся стремление к субъектности как активной деятельности по самообучению, самоопределению в соответствии с общечеловеческими ценностями» [9, с. 117]. Данный процесс становится возможным, когда, наряду с предпосылками, создаваемыми эмоциональным воздействием художественного произведения, со стороны осужденного присутствует осознанная установка на понимание нравственной ценности, отраженной в произведении искусства, достижение более высокого уровня развития.
Существенно обогащая умственное развитие личности («знаю-понимаю»), знания осужденного становятся его мировоззрением и убеждениями, когда сливаются с его чувствами, положительными переживаниями («чувствую-переживаю»): «постижение истины неизбежно связано с ощущением гармонии мира, которая, в свою очередь, стимулирует мыслительную деятельность». Совершенствование интеллекта невозможно без определенных волевых усилий («выбираю-действую»), внесения необходимых изменений, поправок и дополнений в совершаемые действия, поэтому достаточный уровень развития воли - необходимое условие осуществления НЭВ осужденных. Развитость всех этих компонентов никогда не является окончательно достигнутой, а непрерывно совершенствуется в течение всей жизни человека.
Таким образом, основные слагаемые модели НЭВ осужденных на основе рефлексив-но-деятельностного подхода в реальной практике имеют, чаще всего, непрерывный, слитный, целостный характер, где отдельные элементы взаимопроникают, диффундируют друг в друга. Вся совокупность воспитывающих и развивающих художественных средств создает творческо-эстетическую среду, в которой складываются интересы и потребности личности в области искусства, являющегося своеобразным «витамином воспитания». Следовательно, постепенно НЭВ осужденного с использованием средств различных видов искусства переходит на более высокий уровень, где ярче проявляются нравственные эталоны, важные духовные ориентиры, задающие личности образы ее собственного Я, окружающего мира, комфортного социума.
Библиографический список
1. Барбой, Ю. М. Театр как комплекс и пути его изучения [Текст] / Ю. М. Барбой // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 1. - С. 172-176.
2. Байбородова, Л. В. Концептуальные основы патриотического воспитания будущих педагогов [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, В. В. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 6. - С. 8-14.
3. Байбородова, Л. В. Концептуальные положения духовно-нравственного воспитания будущих педагогов [Текст] / Л. В. Байбородова, М. И. Груздев // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи : материалы V Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. - М., 2018. - С. 30-39.
4. Верб, М. А. Эстетические потребности и духовное развитие личности [Текст] / М. А. Верб. - Л. : Знание, 1981. - 36 с.
5. Даутова, О. Б. Становление современной жизненной позиции школьника как задача старшей школы [Текст] / О. Б. Даутова // Герценовские чтения: Исследование школьного образования (педагогический аспект). - СПб. : Изд-во РГПУ, 2006. - С. 148-158.
6. Дубровина, И. В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся [Текст] / И. В. Дубровина, Б. С. Круглов // Ценностные ориентации и интересы школьников. - М. : Изд. АПН, 1983. - С. 14-21.
7. Зауторова, Э. В. Социально-коммуникативное воспитание осужденных в местах лишения свободы [Текст] / Э. В. Зауторова // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - № 4 (71). - С. 46-48.
8. Казакина, М. Г. Школьная жизнь в России и Америке: воспитание человечности [Текст] / М. Г. Казакина. - СПб. : Книжный дом, 2006. - 763 с.
9. Кевля, Ф. И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка [Текст] : практико-ориентированная монография / Ф. И. Кевля. - Вологда : Легия, 2009. -226 с.
10. Лебедева, Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании [Текст]: монография / Л. А. Лебедева. - СПб. : ЛОИРО, 2001. - 320 с.
11. Малышев, К. Б. Многомерный типологический подход к исследованию воспитанности [Текст] / К. Б. Малышев, О. А. Малышева // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 1. - С. 189-192.
12. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие [Текст] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 1999. - 272 с.
13. Проблемы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних осужденных [Текст] : мат. науч.- практ. семинара / под ред. Э. В. Зауторовой. - Вологда : ВИПЭ Минюста России, 2002. - 115 с.
14. Рапацкая, Л. А. Русская художественная культура [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Рапацкая. - М. : Владос, 1998. - 648 с.
15. Рожков, М. И. Юногогика: Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] / М. И. Рожков. - Ярославль : ЯГПУ 2007. - 313 с.
16. Спиваковская, Б. К. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция
[Текст] / Б. К. Спиваковская. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 198 с.
17. Штоф, В. А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штоф. - М. ; Л. : Наука, 1966. -300 с.
18. Юревич, А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества [Текст] / А. В. Юревич // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 4. - С. 168-179.
19. Якиманская, И. С. Саморазвитие [Текст] / И. С. Якиманская // Новые ценности образования: тезаурус для учителя и школьного психолога. - М., 1995. -№ 1. - С. 80-87.
Reference List
1. Barboj, Ju. M. Teatr kak kompleks i puti ego izuchenija = Theater as complex and ways of its studying [Tekst] / Ju. M. Barboj // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin - 2018. - № 1. -S. 172-176.
2. Bajborodova, L. V. Konceptual'nye osnovy patrioticheskogo vospitanija budushhih pedagogov = Conceptual bases of future teachers' patriotic education [Tekst] / L. V. Bajborodova, I. G. Harisova, V. V Belkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin - 2015. - № 6. - S. 8-14.
3. Bajborodova, L. V. Konceptual'nye polozhenija duhovno-nravstvennogo vospitanija budushhih pedagogov = Conceptual provisions of spiritual and moral education of future teachers [Tekst] / L. V. Bajborodova, M. I. Gruzdev // Duhovno-nravstvennaja kul'tura v vysshej shkole: nravstvennye cennosti i budushhee studencheskoj molodezhi : materialy = V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah = XXVI Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chtenij = Spiritual and moral culture at the higher school: moral values and future of student's youth: materials of the V International scientific and practical conference within the XXVI International Christmas educational readings. - M., 2018. - S. 30-39.
4. Verb, M. A. // Jesteticheskie potrebnosti i duhovnoe razvitie lichnosti = Esthetic requirements and spiritual personal development [Tekst] / M. A. Verb. - L. : Znanie, 1981. - 36 s.
5. Dautova, O. B. Stanovlenie sovremennoj zhiznennoj pozicii shkol'nika kak zadacha starshej shkoly = Formation of the school student's modern living position as a task of high school [Tekst] / O. B. Dautova // Gercenovskie chtenija: Issledovanie shkol'nogo obrazovanija (pedagogicheskij aspekt) = Herzen readings: Research of school education (pedagogical aspect). -SPb. : Izd-vo RGPU, 2006. - S. 148-158.
6. Dubrovina, I. V. Psihologicheskie aspekty formirovanija cennostnyh orientacij i interesov uchashhihsja = Psychological aspects of formation of students' valuable orientations and interests [Tekst] / I. V. Dubrovina, B. S. Kruglov // Cennostnye orientacii i interesy shkol'nikov = Valuable orientations and interests of school students. - M. : Izd. APN, 1983. - S. 14-21.
7. Zautorova, Je. V. Social'no-kommunikativnoe
vospitanie osuzhdennyh v mestah lishenija svobody = Social and communicative education of convicts in places of detention [Tekst] / Je. V. Zautorova // Mir nauki, kul'-tury i obrazovanija. - 2018. - № 4 (71). - S. 46-48.
8. Kazakina, M. G. Shkol'naja zhizn' v Rossii i Amerike: vospitanie chelovechnosti = School life in Russia and America: humanity education [Tekst] / M. G. Kazakina. - SPb. : Knizhnyj dom, 2006. - 763 s.
9. Kevlja, F. I. Pedagogicheskie tehnologii: diagnostika, prognozirovanie i podderzhka lichnostnogo razvitija rebenka = Pedagogical technologies: diagnostics, forecasting and support of the child's personal development [Tekst] : praktiko-orientirovannaja monografja / F. I. Kevlja. - Vologda : Legija, 2009. -226 s.
10. Lebedeva, L. D. Pedagogicheskie osnovy art-terapii v obrazovanii = Pedagogical bases of art therapy in education [Tekst]: monografja / L. A. Lebedeva. - SPb. : LOIRO, 2001. - 320 s.
11. Malyshev, K. B. Mnogomernyj tipologicheskij podhod k issledovaniju vospitannosti = Multidimensional typological approach to research good breeding [Tekst] / K. B. Malyshev, O. A. Malysheva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin - 2017. - № 1. - S. 189-192.
12. Osnovy korrekcionnoj pedagogiki = Fundamentals of correctional pedagogics: a manual : ucheb. posobie [Tekst] / A. D. Goneev, N. I. Lifinceva, N. V. Jalpaeva ; pod red. V. A. Slastenina. - M. : Akademija, 1999. - 272 s.
13. Problemy social'no-psihologicheskoj reabilitacii nesovershennoletnih osuzhdennyh = Problems of social
and psychological rehabilitation of minor convicts [Tekst] : mat. nauch.- prakt. Seminara materials of the scientific and practical seminar / pod red. Je. V. Zautorovoj. - Vologda : VIPJe Minjusta Rossii, 2002. -115 s.
14. Rapackaja, L. A. Russkaja hudozhestvennaja kul'tura = Russian art culture [Tekst] : ucheb. posobie / L. A. Rapackaja. - M. : Vlados, 1998. - 648 s.
15. Rozhkov, M. I. Junogogika: Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju = Yunogogic: Pedagogical ensuring work with youth [Tekst] / M. I. Rozhkov. - Jaroslavl' : JaGPU, 2007. - 313 s.
16. Spivakovskaja, B. K. Profilaktika detskih nevrozov: kompleksnaja psihologicheskaja korrekcija = Prevention of children's neurosises: complex psychological correction [Tekst] / B. K. Spivakovskaja. -M. : Izd-vo MGU, 1988. - 198 s.
17. Shtof, V. A. Modelirovanie i filosofja = Modeling and philosophy [Tekst] / V. A. Shtof. - M. ; L. : Nauka, 1966. - 300 s.
18. Jurevich, A. V. Jempiricheskie ocenki nravstvennogo sostojanija sovremennogo rossijskogo obshhestva = Empirical estimates of a moral condition of modern Russian society [Tekst] / A. V. Jurevich // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2018. - № 4. - S. 168-179.
19. Jakimanskaja, I. S. Samorazvitie = Self-development [Tekst] / I. S. Jakimanskaja // Novye cennosti obrazovanija: tezaurus dlja uchitelja i shkol'nogo psihologa = New values of education: the thesaurus for the teacher and the school psychologist. - M., 1995. -№ 1. - S. 80-87.