Научная статья на тему 'Нравственно-эстетическое воспитание как условие ресоциализации несовершеннолетних осужденных'

Нравственно-эстетическое воспитание как условие ресоциализации несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э.В.

В статье рассматривается нравственно-эстетическое воспитание несовершеннолетних осужденных как условие их ресоциализации. Делается акцент на том, что развитие эстетических потребностей личности способствует формированию ценностных качеств, моральной саморегуляции, активизации познавательной деятельности и, как следствие, эффективности процесса исправления несовершеннолетних осужденных и их адаптации к жизни на свободе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-эстетическое воспитание как условие ресоциализации несовершеннолетних осужденных»

Щ Педагогические науки

87

УДК 37.03:316.614:343.8

Нравственно-эстетическое воспитание как условие ресоциализации

несовершеннолетних осужденных

■ Э. В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор

В статье рассматривается нравственно-эстетическое воспитание несовершеннолетних осужденных как условие их ресоциализации. Делается акцент на том, что развитие эстетических потребностей личности способствует формированию ценностных качеств, моральной саморегуляции, активизации познавательной деятельности и, как следствие, эффективности процесса исправления несовершеннолетних осужденных и их адаптации к жизни на свободе.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; ресоциализация личности; нравственно-эстетическое воспитание; воспитательная колония.

Moral and aesthetic education as a condition for resocialization

of minor convicts

IE. V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Legal Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in Pedagogics, Professor

The article deals with the moral and aesthetic education of under-age convicts as a condition for their resocialization. It focuses on the fact that the development of the aesthetic needs of the individual contributes to the formation of value qualities, moral self-regulation, the energization of cognitive activity and, as a consequence, the effectiveness of the process of improving minor convicts and their adaptation to life at large.

Keywords: minor convicts; resocialization of the individual; moral and aesthetic education; educational colony.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.1 особое значение приобретает ресоциализация осужденных. Одной из приоритетных задач в сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными является совершенствование их духовно-нравственного воспитания, изменение идеологии применения основных средств исправления, усиление психолого-педагогической работы в плане подготовки

личности к жизни в обществе. Особенно это касается несовершеннолетних, которые относятся к наиболее социально уязвимой, неблагополучной и незащищенной категории в местах лишения свободы и нуждаются в особом внимании и поддержке.

Специфичность мер педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей определяется особенностями их личности, возрастными психологическими и физиологическими состояниями. Подростковый возраст сложен и во многом

противоречив. Именно в этот период появляется стремление к осознанию моральных принципов, установленных правил поведения в обществе.

Процесс исправления несовершеннолетних направлен прежде всего на их ресо-циализацию и представляет собой особое явление, дающее возможность личности не просто изменить, а заново осознать свою социальную сущность, скорректировать свои идеалы и ценности в соответствии с требованиями изменяющегося мира2. Эффективность ресоциализации несовершеннолетних осужденных во многом зависит от правильной организации данного процесса, где важную роль занимает нравственно-эстетическое воспитание, которое рассматривается как целенаправленная система воздействий на чувства, мысли, поведение личности, формирующая способность воспринимать нравственное как прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по нравственно-эстетическим критериям3.

В нравственно-эстетическом воспитании несовершеннолетних особое внимание уделяется формированию их ценностных ориентаций, коррекции асоциального поведения, активизации творческой деятельности личности, развитию интереса и любви к жизни во всех ее проявлениях, что в значительной степени поможет осужденным в скорейшей адаптации после освобождения. Данное направление воспитательной работы позволяет индивидуализировать исправительный процесс, прогнозировать степень готовности осужденных к исправлению, способствует развитию их нравственных качеств.

Нравственно-эстетическое воспитание личности осуществляется на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, сотрудничества и сотворчества, характеризуется процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, диалоговым взаимодействием участников, что определяет стиль общения, методы и приемы воспитательного взаимодействия, приводит к качественным изменениям субъектов воспитания.

Общим вопросам нравственно-эстетического воспитания, разработке его понятийно-терминологического аппарата, определению сущности и задач посвящены труды М. А. Вербы, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова и др. Проблема ресоциализации осужденных и лиц, освобожденных от наказания, рас-

сматривалась в работах Ю. А. Алферова, В. М. Анисимкова, А. И. Васильева, В. И. Селиверстова, А. М. Яковлева и др. Вопросам нравственного воспитания педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности, а также рассмотрению социокультурных основ ресоциа-лизации осужденных посвящены работы Е. Г. Багреевой; вопросы эстетического воспитания лишенных свободы несовершеннолетних правонарушителей нашли отражение в трудах С. В. Паншиной; проблема развития эмоциональной сферы девиантных подростков средствами музыки раскрывается в работах О. М. Фалетровой.

Ученые отмечают, что искусство способствует преодолению педагогической невосприимчивости осужденных, может стать способом профилактики и коррекции их поведения, помочь компенсировать негативное психическое состояние, регулировать эмоциональные проявления личности, дать ценный опыт позитивных изменений.

Однако в воспитательном процессе пенитенциарных учреждений данному направлению воспитательной работы уделяется недостаточное внимание. Для поиска путей решения данной проблемы на базе Брянской воспитательной колонии в декабре 2015 г. было проведено исследование, целью которого стало изучение потребности несовершеннолетних воспринимать и усваивать произведения искусства, приобщаться к художественным ценностям, заниматься искусством.

Воспитанникам учреждения (25 испытуемых мужского пола в возрасте 15-16 лет) была предложена анкета для определения уровня сформированности их эстетической потребности, которая содержала утверждения, определяющие отношение к искусству, творческой деятельности и разным видам искусства (литературе, музыке, театру, кино). Анализ полученных данных показал, что у несовершеннолетних осужденных наблюдается узкий круг эстетических интересов, наличие эстетической потребности характеризуется низким уровнем (91 %). Большинство респондентов равнодушно относятся к произведениям искусства, воспринимают отдельные виды искусства (музыку, кино) только как средство развлечения, что свидетельствует о деформации нравственных, эмоциональных и волевых качеств, о том, что нравственно-эстетические ценности не входили в круг семейного общения подростков до осуждения.

Педагогические науки

89

Духовные потребности и обусловленные ими интересы педагогически запущенных подростков развиты слабо. Несовершеннолетние осужденные в своем большинстве не способны оценить художественную ценность произведения искусства, их увлекают книги и кинофильмы, пропагандирующие похождения преступников, изобилующие сценами жестокости и насилия4. Реализация эстетических потребностей осуществляется осужденными в субкультуре, где распространены стихи и песни тюремной тематики.

Молодежная субкультура имеет свою специфику, так как в силу своего возраста осужденным данной категории присущи одновременно романтичность, максимализм и жестокость. Благодаря своему эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике атрибуты субкультуры легко усваиваются и быстро распространяются прежде всего в среде педагогически запущенных подростков5.

Поток антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей, они оказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Это подтверждает исследование М. Б. Левченко, доказывающее, что в последнее время наблюдается снижение избирательности подростков в отношении искусства, а это свидетельствует о деградации их интересов. Также отмечается, что те дети, которые не были охвачены различными формами художественно-педагогической работы, уступают в своем личностном развитии подросткам, приобщенным к эстетической деятельности6.

В связи с этим можно предположить, что неразвитость эстетической потребности, низкий культурный уровень несовершеннолетних отрицательно влияют на моральную саморегуляцию и способствуют легкому переходу от безнравственных поступков к противоправным, поэтому считаем необходимым в условиях воспитательной колонии использовать разнообразные формы и методы, способствующие повышению уровня нравственно-эстетического воспитания осужденных подростков с учетом индивидуальных особенностей каждого из них. Организованная система нравственно-эстетического воспитания осужденных поможет показать несовершеннолетним порочность воровской романтики и блатных традиций, сформировать нетерпимость к преступному поведению.

Общие черты, присущие различным способам организации нравственно-эстетического воспитания несовершеннолетних осужденных, позволили определить технологии, в основе которых лежит концепция человеческой деятельности: технология осмысления нравственного опыта, мотивации деятельности и поведения человека (формирование сознания человека через размышления и переживания, собственное мнение и оценку происходящего; осмысление жизненного опыта, мотивация поступков, развитие экзистенциальной сферы); технология эмоционального стимулирования действий и отношений осужденных в воспитательном процессе (формирование побуждений деятельности, определенных мотиваций у осужденных, педагогическая поддержка и помощь воспитуемому в поиске новых резервов своей деятельности, веры в свои силы и возможности, осознание ценности своей личности); технология накопления нравственного опыта и самоопределения осужденных в художественно-творческой деятельности (формирование субъектной позиции, положительных черт характера, нравственных качеств и опыта; продвижение от элементарных навыков поведения осужденного к более высокому уровню, где требуется принятие самостоятельного решения и нравственный выбор; результат воспитания в значительной мере определяется теми действиями и усилиями, которые прилагает сам человек в деле своего развития и воспитания).

Центральной фигурой педагогического процесса является осужденный как субъект, личность, которая способна к свободному, творческому саморазвитию и самоактуализации. Позиция сотрудника ориентирована на поддержку, помощь, сопровождение в его развитии, отношения при этом строятся на уровне партнерства и являются субъект-субъектными. В воспитательной работе важно предоставить осужденному свободу выбора и самостоятельность, стимулируя внутреннее побуждение к позитивным изменениям, личностному росту. Результат процесса ресоциализации во многом зависит от самого человека, его предшествующего опыта, определяется психологическими процессами самосовершенствования. В связи с этим необходимо учитывать как природные способности, так и социальный опыт несовершеннолетних осужденных.

Основа содержательной части нравственно-эстетического воспитания в условиях воспитательной колонии связана с

изучением художественных образцов различных видов искусства и включает различные виды художественной и творческой деятельности: восприятие действительности и искусства, художественное просвещение и самостоятельное творчество осужденных. Произведение искусства достигает своей воспитательной цели, если оно непосредственно воспринято человеком. Общение с искусством несет огромный положительный эмоциональный заряд, художественный материал может быть представлен широким перечнем произведений искусства разных времен и жанров, позволяя «проживать» собственные эмоциональные переживания и способствуя развитию интереса к жизни, творческому подходу к деятельности.

Создание условий, обеспечивающих человеку участие в том или ином виде деятельности вне зависимости от успешности ее результатов, предполагает подбор специального художественного материала; яркие образы стимулируют фантазию, рождают необычные интерпретации, ассоциации. Каждое занятие должно носить экзистенциальный характер и строиться с позиций взаимосвязи знания, чувства, поведения. Это приведет к пониманию художественного явления и вызовет сопереживание. В связи с этим рекомендуется включать в работу с осужденными специально подобранную музыку и тексты, а также темы и сюжеты, где поднимаются вопросы нравственности, жизненной позиции человека. Целесообразно как можно чаще предлагать осужденным пробовать понять переживания другого человека, ставить себя на его место, находить аргументы в защиту того, кто допустил этическую ошибку. Восприятие материала организуется так, чтобы воспитуемый увидел себя, как в зеркале. Это поможет лучше осознать и перестроить собственное восприятие мира, черты харак-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

2 См.: Мацукевич О. Ю. Теоретико-методологические основы социально-культурной ресоциализации личности деза-даптантов : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014.

3 См. подр.: Зауторова Э. В. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011.

4 См.: Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М. ; Воронеж, 2002.

5 См.: Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.

6 См.: Левченко М. Б. Формирование детской и молодежной музыкальной аудитории в современной России : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001.

тера и поведение. Эмоциональность художественного материала с огромной силой воздействует на человека, его отношение к своим поступкам.

При вовлечении осужденных в работу различных кружков, секций, клубов по интересам постепенно происходит восстановление и развитие позитивных интересов, нормального общения несовершеннолетних с окружающими и воспитание у них чувства сознательной ответственности и дисциплины. В процессе социально полезной деятельности на новом качественном уровне будут складываться их отношения и общение.

Успех работы в решении задач нравственно-эстетического развития во многом зависит от того, насколько глубоко педагог осознает воспитательное значение произведений искусства, владеет методами и приемами эстетического воздействия на подростков, знает особенности данного возраста, умеет организовать работу по освоению этического и эстетического материала. Отсюда возникает необходимость сосредоточить главное внимание на усвоении специалистами уголовно-исполнительной системы психолого-педагогического и методического материала, активизацию их познавательной деятельности в этом направлении.

Таким образом, организация нравственно-эстетического воспитания в условиях воспитательной колонии является важным элементом процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Активное приобщение личности к нравственно-эстетическим ценностям направлено на формирование позитивных ориентаций и повышение уровня общей культуры, что в значительной степени будет способствовать адаптации воспитуемого после освобождения от отбывания наказания.

1 Sm.: SZ RF. 2010. № 43. St. 5544.

2 Sm.: Macukevich O. Ju. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj resocializacii lichnosti dezadaptantov : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2014.

3 Sm. podr.: Zautorova Je. V. Nravstvenno-jesteticheskoe vospitanie osuzhdennyh : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2011.

4 Sm.: Bashkatov I. P. Psihologija asocial'no-kriminal'nyh grupp podrostkov i molodezhi. M. ; Voronezh, 2002.

5 Sm.: Pirozhkov V. F. Zakony prestupnogo mira molodezhi (kriminal'naja subkul'tura). Tver', 1994.

6 Sm.: Levchenko M. B. Formirovanie detskoj i molodezhnoj muzykal'noj auditorii v sovremennoj Rossii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2001. н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.