той, так как сам человек не является замкнутой системой, для поддержания его жизнедеятельности необходимо, как минимум, питание. Безусловно, что приведенный пример не затрагивает всего многообразия процессов, которое возможно при передаче, сохранении и переработке информации даже в этой простой системе. Кроме того, даже компьютерные системы, как правило, не являются замкнутыми. Однако и физические системы в общем случае не являются замкнутыми. Нет в природе замкнутых систем. Замкнутые системы - это абстракция, модель, созданная человеком для облегчения решения достаточно большой группы задач.
Тогда в общем виде закон сохранения информации будет иметь вид:
в любой замкнутой системе в любой момент времени сумма свободной и связанной информации есть величина по-
Библиографический список
1. Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь. - М. : Рус. Яз., 1976.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
3. Эбелинг, В. Хаос и космос: синергетика эволюции / В. Эбелинг, Р. Файстель. -Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований; НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005.
4. Жаботинский, А.М. Концентрационные автоколебания. - М.: Наука, 1974.
5. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. - М.: Наука, 1983.
6. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. - М.: Аспект Пресс, 2002.
7. Левитан, Е. Взрыв, породивший нашу Вселенную // Наука и жизнь. - 1998. - № 2.
8. Попов, В.П. Эволюция, информация и управление / В.П. Попов, И.В. Крайнюченко. - Ессентуки: ЕИУБиП, 2002.
9. Дольник, В.Р. Вышли мы все из природы. - М.: Linka Press, 1996.
10. Хьюбел, Д. Мозг. - М.: Мир, 1984.
11. Фролов, Ю. Белковая почта // Наука и жизнь. - 2000. - № 1.
12. Кернс-Смит, А. Дж. Первые организмы // В мире науки. - 1985. - №8.
13. Ребане, А.К. Информации как мигрирующая структура // Труды по философии. - Тарту. - 1969. - Т. 12.
14. Шемакин, Ю.И. Семантическая парадигма самоорганизующихся систем // Синергетика, человек, общество. - М., 2000.
15. Глушков, В.М. Кибернетика: Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986.
16. Буданов, В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. - М., 2000.
17. Алексеев, Г.Н. Энергия и энтропия. - М.: Знание, 1978.
18. Демьянов, В.В. Эвалектика ноосферы. - Новороссийск, 2001.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
стоянная. Математически этот закон может быть записан следующим образом: 1своб + 1связ = Const.
Для незамкнутой системы закон сохранения информации может быть сформулирован следующим образом: в незамкнутой системе изменение общего количества информации пропорционально работе, совершенной внешними системами над исследуемой.
Ранее было доказано, что для передачи, обработки и сохранения информации необходимо затратить работу. В случае замкнутой системы этим занимаются объекты, входящие в нее. Если же система незамкнута, информация может передаваться извне, или от системы к внешнему окружению.
Сформулированный выше закон является, безусловно, новым, полученным в результате применения предложенного в работе энтропийного подхода.
УДК 376.5 -05856: 371.322
Э.В. Зауторова, кан. пед. наук, доц. ВИПЭ ФСИНРоссии г. Вологда, Email: [email protected]
ВАРИАТИВНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ, В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье описаны особенности вариативного включения осужденных подростков, находящихся в местах лишения свободы, в художественно-творческую деятельность, способствующую развитию эстетического мироощущения, склонностей и способностей участников, реализации их потребностей, соответствующих личностным возможностям и запросам несовершеннолетних.
Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, несовершен-нолетние осужденные, особенности подросткового возраста, специфика воспитательной работы в местах лишения свободы.
Демократизация и гуманизация уголовно-исполнительного законодательства, непрерывное развитие отечественной педагогической науки, а также накопившиеся проблемы в деятельности исправительных учреждений обусловливают необходимость расширения их воспитательного потенциала, поиска новых подходов к исправлению преступников, активизации личностных возможностей осужденных путем специально организованной психолого-педагогической работы.
В связи с этим возрастает потребность в активизации деятельности исправительных учреждений в преодолении негативных тенденций, развитии гуманитарных, эмоциональных начал исправительного процесса, повышении готовности осужденных, лишенных свободы, к осознанному включению в процесс собственного нравственного развития, самостоятельной работы над собой [1]. Особенно это важно для несовершеннолетних осужденных, находящихся на этапе становления своей личности.
Особенности личности несовершеннолетних осужденных рассмотрены в трудах В.М. Литвишкова, А.В. Митькиной,
А.В. Пищелко, В.Н. Савардуновой, Д.В. Сочивко [2; 3; 4] и др. Ученые-пенитенциаристы отмечают, что большинство 14-18-
летних подростков, подвергнутых лишению свободы, отбывают наказания за умышленно совершенные преступления. К ним уже ранее применялись различные меры административного воздействия, но они не дали положительных результатов. Осужденные этой возрастной группы отличаются особой восприимчивостью к воздействиям окружающей среды, повышенной эмоциональностью, категоричностью суждений. Противоречия возраста в основном обусловлены расхождением между самооценкой окружающих, уровнем притязаний, индивидуальными возможностями, собственным поведением и общественными требованиями. В сочетании с неблагоприятным воспитанием это способствует формированию у молодых людей отрицательных черт характера, мотивов поведения, что и обусловливает вступление на асоциальный путь.
Подростковый возраст наиболее сложный для становления личности, возраст закрепления приобретенного в более раннем возрасте нравственного багажа, его осмысления и обогащения [1]. Несовершеннолетние весьма восприимчивы к внешним воздействиям. Восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые спо-
собствуют формированию основ мировоззрения, черт характера, свойств и качеств личности. Впечатления, полученные в подростковом возрасте, могут на длительное время определить жизненный путь человека. В связи с этим проблема приобщения несовершеннолетних к искусству, их участие в различных видах художественно-творческой деятельности в местах лишения свободы становится особо актуальной. Решение данной проблемы будет способствовать эффективности процесса исправления и социализации личности подростка [2].
Проблеме эстетического воспитания педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности посвящены работы Е.Г. Багреевой; вопросы нравственно-эстетического воспитания несовершеннолетних правонарушителей, лишенных свободы, с целью их исправления нашли отражение в трудах С.В. Паншиной; проблема развития эмоциональной сферы девиантных подростков средствами музыки раскрывается в работах О.М. Фалетровой [5; 6; 7].
Учитывая особенности спецконтингента, в воспитательной работе исправительных учреждений необходимо осуществление индивидуального подхода, а также своей системы методов приобщения несовершеннолетних к искусству, творчеству, художественной деятельности при внимании и уважении к уникальности личности, учете особенностей психики. Решению этой задачи будет способствовать вариативность включения осужденных в художественно-творческую деятельность, которая понимается как предоставление лицам, лишенным свободы, возможности выбора формы участия в ней, направленной на развитие личностных качеств юных правонарушителей. Вариативность позволяет учитывать различия воспитанников по уровню сформированности их ценностных ориентаций, обеспечивает формирование индивидуальных маршрутов исправления осужденных, учитывает их потребности, возможности и запросы.
Художественно-творческая деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям. Наполненная ценностными смыслами деятельность способствует преодолению негативных явлений в нравственной сфере личности несовершеннолетнего, решению внутренних проблем человека, является методом изучения его индивидуально-психологических особенностей.
Вариативность включения несовершеннолетних осужденных в художественно-творческую деятельность обусловлена следующими факторами:
- многообразием интересов и потребностей подростов, освоение ими новых социальных ролей;
- многообразием социальных задач, решаемых в ходе художественно-творческой деятельности;
- различным культурным и образовательным уровнем, степенью криминальной зараженности участников, развитием уровня их субъектности;
- полифункциональным содержанием и формами художественно-творческой деятельности;
- особенностями социальной среды исправительного учреждения.
Вариативность включения осужденных подростков в художественно-творческую деятельность способствует решению важнейших социально-педагогических задач, как:
1) развитие у несовершеннолетних умений осуществлять осознанный выбор, соответствующий индивидуальным возможностям и интересам;
2) формирование умений адаптироваться и правильно ориентироваться к различным условиям среды;
3) освоение различных социальных ролей и др.
В ходе приобщения несовершеннолетних осужденных к искусству и художественно-творческой деятельности был отмечен низкий уровень сформированности их эстетической потребности, узкий диапазон интересов, низкий культурнообразовательный уровень, неспособность подростков делать самостоятельный, осмысленный выбор. Результаты изучения мотивационной сферы молодых людей свидетельствуют, что почти половина совершаемых ими правонарушений связана с удовлетворением примитивных потребностей или со стремле-
нием любой ценой добиться определенного, удовлетворяющего личность положения в микрогруппе [8, с. 26].
Односторонность, незрелость мотивационной сферы несовершеннолетнего заключается в узкой временной ориентации мотивации, выражающейся в стремлении «жить сегодняшним днем», «плыть по течению», пользоваться тем, что «попадает в руки» и т.д. Подобная ориентация демобилизует личность, ведет к ситуативности, импульсивности в действиях и поступках, не создает установок на преодоление жизненных трудностей, долговременных жизненных планов. Так, в целях изучения мотивации несовершеннолетних осужденных, посещающих занятия кружков художественного направления, был проведен письменный опрос. Высший ранг получило утверждение, что главной причиной активного участия осужденных подростков в художественно-творческой деятельности является то, что «нравятся занятия и руководители» (93%), а также отмечается доброжелательное отношение педагогов к участникам процесса (92%). Большой процент (85%) осужденных ценит занятия за то, что «занято свободное время» и они находят в этой деятельности отдых и развлечение, причем большинству нравится то, что «все равны и есть общее дело» (72%).
Следовательно, необходимо не только создать широкое поле выбора осужденными подростками видов, форм художественно-творческой деятельности, но и развивать личные интересы участников, создавать условия для проявления склонностей и способностей, реализации потребностей, соответствующих их личностным особенностям и возможностям, помочь воспитанникам познавать самим себя.
В начале опытно-экспериментальной работы было отмечено, что воспитуемые не проявляют стремления заниматься в кружках и объединениях эстетического направления. Некоторые респонденты, принявшие участие в исследовании, только теоретически выбрали для себя наиболее привлекательные занятия: в музыкальном кружке -15%, театральном -14%, народно-прикладного творчества -12%, изобразительного искусства -11%, литературно-поэтического творчества -10% осужденных. Выбранный вид искусства как предпочитаемый дает основание предположить, что в структуре отношения несовершеннолетнего к этому виду искусства имеется личностный фактор. Достаточно высокий процент осужденных с негативной или безразличной установкой (15%), у которых отсутствует интерес к искусству и наличие знаний в этой области.
На начальной стадии реализации данного процесса анализ педагогической деятельности выявил актуальные проблемы в воспитании различных категорий несовершеннолетних осужденных: развитие познавательных интересов и творческих способностей участников, необходимость формирования у них собственной позиции, умения сознательно делать свободный выбор, ориентированный на общественные ценности. Определилось и ряд методических проблем у коллектива сотрудников исправительного учреждения: необходимость разработки специальной программы включения осужденных подростков в художественно-творческую деятельность, овладение методикой организации различных занятий по интересам, регулирования отношений в коллективе осужденных, приемами активизации совместной деятельности сотрудников и осужденных и др.
Подросткам, исключительно на добровольной основе и желающим участвовать в художественно-творческой деятельности, было предложено принять участие в специальных занятиях программы нравственно-эстетического развития «В мире гармонии» (разработана и издана при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-06-00860а). Также было предложено посещать кружки по интересам (музыкальный, литературный, художественный, театральный, прикладного творчества), участвовать в работе самодеятельных организаций (секция досуга), выполнять отдельные поручения, участвовать в различных воспитательных мероприятиях на уровне отряда и колонии; каждое из них имеет свои особенности, но при этом они -добровольно складывающиеся объединения, предоставляющие их участникам возможности для удовлетворения своих
потребностей в творчестве, самовыражении и самоутверждении.
Реализация вариативного подхода при включении несовершеннолетних в художественно-творческую деятельность обеспечивается выполнением ряда условий, при которых каждому подростку предоставляется возможность выбирать способ, характер, социальные роли и функции участия, из числа предлагаемых занятий он имеет возможность определить самому степень активности в развитии своих способностей и сил в различных видах художественно-творческой деятельности. Одно из важных требований - постоянное расширение для осужденных подростков поля выбора собственной траектории развития.
В этих условиях не бывает пассивных наблюдателей и присутствующих, отсутствует жесткая регламентация во времени и построении деятельности воспитуемых; осужденный решает сам - с кем и в каком объединении он будет заниматься, в какой последовательности будет выполнять задания и т.д. Правильная организация процесса включения юных правонарушителей в свободное участие различных видов художественно-творческой деятельности предоставляет возможность почувствовать и оценить себя в многообразных социальных отношениях, осваивать культурные ценности и социальные роли, удовлетворять свои интересы и эстетические потребности, самим выбирать путь своего движения к изменению своей личности.
Создание широкого поля выбора участия осужденных подростков в художественно-творческой деятельности с целью эффективности исправительного процесса достигается следующими способами:
- разнообразием содержания и форм деятельности;
- созданием и оптимальным сочетанием постоянного и временного участия молодых людей в той или иной форме художественно-творческой деятельности на основе принципа добровольности;
- привлечением к организации сотрудников всех служб и отделов, широкого круга общественности, представителей культуры и искусства, а также родственников несовершеннолетних осужденных.
Реализация программы нравственно-эстетического развития несовершеннолетних в местах лишения свободы предусматривает организацию систематической совместной деятельности, тесного взаимодействия осужденных и сотрудников в различных видах художественного творчества. Это, прежде всего, проведение совместных творческих дел; их воспитательная эффективность, как показала практика, возрастает, если взаимодействие воспитателей и воспитуемых осуществляется на всех этапах: планирования, подготовки, проведения и подведения итогов совместной деятельности [9, с. 256-258].
Целесообразно использовать также ситуации успеха («снятие страха», «авансирование», «персональная исключительность», «скрытая инструкция», «усиление мотивации», «педагогическое внушение», «высокая оценка детали» и др.), так как известно, что неуспех играет негативную роль в развитии личности, отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии, ограничивает возможности самореализации человека. Ситуация успеха мобилизуют силы молодых людей, заставляет проявлять их свои лучшие качества.
Подготовка художественно-эстетических мероприятий предполагает создание временных творческих групп среди воспитуемых, помогает проявить индивидуальность, способности, инициативу и самостоятельность участников. Целесообразно выбрать руководителя такой группы для более продуктивного и тесного контакта с другими группами и сотрудниками воспитательной колонии. При этом необходимо учитывать взаимные симпатии, сложившиеся в коллективе несовершеннолетних, их психологическую совместимость и особенности контактов. Созданию данных творческих групп побуждает различная степень заинтересованности подростков в художественно-творческой деятельности, проявление инициативы в этом направлении, отставание или опережение темпов
усвоения художественного материала, а также то, что в традиционной организации воспитательной работы воспитуемые почти лишены живого, непосредственного общения с сотрудниками и другими осужденными.
Важен также и опыт руководителей воспитательной деятельности, их авторитет и мастерство. Сотрудники заинтересованы в том, чтобы сложились положительные отношения осужденных друг с другом, возникло взаимопонимание, создавая ситуации, способствующие повышению чувства ответственности, проявляя искреннюю заинтересованность и поддержку, помощь в стремлении найти каждому дело по душе. Такое построение работы предусматривает особое, более общественно значимое положение лиц, находящихся в условиях изоляции, а их деятельность приобретает более высокий нравственный уровень.
В ходе включения несовершеннолетних в художественно-творческую деятельность естественным образом возникают ситуации активного обсуждения, спорного вопроса или интересного решения проблемы. В этом случае со стороны подростков можно наблюдать внимание к теме обсуждения, проявление любопытства к неизвестному еще материалу, желание расширить свои познания в эстетической сфере, что ориентирует участников на дальнейшую перспективу своего развития.
Ситуации со-причастия, со-переживания, преодоления, противодействия, напряженности обеспечивают столкновение представленных в художественных произведениях идеалов добра, чести, совести, преданности, любви с их антиподами. Оптимальными условиями для этого служат раскрепощение участников в процессе общения и формирование их компетентности, занятие рефлексивной и реализация открытой личностной позиции, проживание нового личностного опыта, саморегуляция переживаний и осуществляемой деятельности. В состоянии понимания мира, другого человека, самого себя, совершая моральный выбор, осужденный растет нравственно и духовно, что эффективно сказывается на процессе исправления его личности.
После проведения опытно-экспериментальной работы количество, демонстрирующих художественные предпочтения, возросло; почти половина участников экспериментальной группы обнаруживает желание, либо активно участвуют в художественно-творческой деятельности. При этом они постепенно становятся не наблюдателями или просто исполнителями поручений, а проявляют активность в творческой деятельности, реализуют в ней свои идеи, что стимулирует развитие их стремления к личностному самоопределению в жизнедеятельности [10, с. 239].
Данные подтверждаются и при анализе организации и проведения досуга осужденных, являющегося важным фактором расширения возможностей позитивного самоутверждения личности. Досуг участников эксперимента стал носить менее пассивный характер, их свободное время заполнялось различными видами художественно-творческой деятельности. Так, время на просмотр передач по телевидению изменилось в сторону уменьшения, около 40% осужденных предпочли заниматься в кружках, объединениях, факультативах художественного направления, участвовать в подготовке и организации воспитательных мероприятий, конкурсов и смотров.
В целом отмечены изменения в отношении участников и к самодеятельным формированиям осужденных. Если первоначально на вопрос анкеты: «Выразите ваше отношение к деятельности самодеятельных организаций (секция досуга)» распределилось таким образом: «являюсь членом самодеятельной организации» -около 65%; при этом отношение к ним «хорошее» - почти 43%; «не удовлетворяет» - 29%; «безразличное» - около 23%, то в конце опытно-экспериментальной работы число «безразличных» молодых людей уменьшилось почти до 11%, а число участников, проявляющих ту или иную степень активности в деятельности самодеятельных организаций, возросло до 89%, появилось предпочтение активных форм в проведении досуга [10, с. 242].
Анкетный опрос показал, что через участие в художественно-творческой деятельности удовлетворяют свои интересы около 85% осужденных, почти 70% из них хотят познать себя, 63% - проявить свои способности. Причем больше половины из числа испытуемых считают, что данная деятельность повышает авторитет в коллективе осужденных и ценится в жизни (61%), при этом их также поддерживают родственники (62%). Вместе с тем отмечено, что осужденные в данной деятельности мало ориентируются на похвалу от администрации (39%), этот пункт в опросном листе занимает самое последнее место [10, с. 243].
Таким образом, необходимо воспитывать у несовершеннолетних осужденных личностное отношение к искусству,
индивидуальное общение с ним в поисках «своих», ими же открытых явлений. Самостоятельный контакт с искусством послужит источником интереса и любви, прочувствованного отношения к жизни. Обобщение практического опыта в данном направлении подтвердило большие воспитательные возможности включения осужденных в художественно-творческую деятельность, обеспечение вариативного участия подростков, что способствует эффективности исправительного процесса в условиях воспитательной колонии, формированию опыта социальных отношений ее участников, удовлетворяет потребности несовершеннолетних в созидании и творчестве, умении оценивать жизненные явления с позиции нравственности и красоты.
Библиографический список
1. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 1985.
2. Пищелко, А.В. Реадаптация и ресоциализация осужденных / А.В. Пищелко, Д.В. Сочивко. - М., 2003.
3. Савардунова, В.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы (организационный, правовой и психолого-педагогические аспекты): монография. - Рязань, АПУ Минюста России, 2003.
4. Литвишков, В.М. Нравственная ответственность и ее формирование у несовершеннолетних осужденных: учеб. пособие / В.М. Литвишков, А.В. Мить-кина. - Рязань: АПУ Минюста России, 2002.
5. Фалетрова, О.М. Развитие эмоциональной сферы учащихся специальных школ в процессе музыкального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2003.
6. Паншина, С.В. Эстетическое воспитание несовершеннолетних правонарушителей: дис. .канд. пед. наук / С.В. Паншина. - СПб, 2003.
7. Багреева, Е.Г. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом). - М., 1985.
8. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: практич. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГ-ПУ им. К.Д. Ушинского, 2007.
10. Зауторова, Э.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами искусства: монография. - Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2007.
Статья поступила в редакцию 19.10.09
УДК 377.111.3
Л.В. Сорокина, соискательИИП ТПУ, Томск, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе на основе системного подхода уточняются понятия «структура управления», «организационная структура управления», определяется предмет совершенствования организационной структуры управления учреждением среднего профессионального образования, рассматриваются режимы жизнедеятельности организационной структуры управления.
Ключевые слова: учреждение среднего профессионального образования, система, структура, связь, взаимодействие, отношение, структура управления, организационная структура управления, совершенствование.
Повышение качества управления на уровне учреждения среднего профессионального образования (далее - СУЗ) требует непрерывного совершенствования организационной структуры управления с учетом специфики данного типа образовательного учреждения.
Целью данной статьи является определение предмета совершенствования на основе уточнения понятия «организационная структура управления СУЗа».
В основу анализа и проектирования изменений в организационной структуре управления СУЗа может быть положен системный подход, представляющий собой практическую реализацию принципа системности. Принцип системности это утверждение о том, что мир «.в целом представляет собой единое связное целое. различного рода системы» [1, с. 275].
Системный подход, выступающий методологией совершенствования организационной структуры управления СУ-Зом, был обстоятельно рассмотрен в работах В.Г. Афанасьева, М.С. Каган, И.В. Блауберга, Ф.И. Перегудова, В.Н. Садовского, В.Н. Сагатовского, Ф.П. Тарасенко, А.И. Уёмова, А.Д. Урсула, Э.Г. Юдина и других авторов [2]. В группу основных понятий системного подхода как методологии анализа и проектирования организационной структуры СУЗа входят понятия «система», «структура», «функция», «организация».
Анализ работ по системному подходу показывает, что понятие «система» определятся как «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных ме-
жду собой», «совокупность объектов, свойство которой определяется отношением между этими объектами», «совокупность элементов, взаимосвязанность и упорядоченность которых позволяет рассматривать ее как целостность», «средство достижения цели», «конечное множество функциональных элементов и отношений между ними», «порядок», «объединение некоторого разнообразия», «набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей», «абстрактная схема». По мнению
В.Н. Сагатовского «система есть совокупность объектов, свойство которой определяется отношением между этими объектами» [3, с. 9]. Мы полагаем, что для решения задач совершенствования организационной структуры СУЗа достаточно определить систему как множество элементов, связанных между собой. По наличию интегративных признаков различают целостные и аддитивные системы.
При этом, для правильного понимания того, что такое система необходимо учитывать существование и проявление двух типов связи: связей взаимодействия и связей отношения. Взаимодействия имеют материальную природу (вещественное, энергетическое, информационное, транспортное и т.п.), отношения -идеальную (субординации, координации, кооперации, конфронтации и т.п.). Если элементы связаны, то это означает, что они взаимодействуют и это взаимодействие регулируется системой внутренних (эндогенных) или внешних (экзогенных) отношений.