Научная статья на тему 'Совершенствование организационной структуры управления учреждением среднего профессионального образования'

Совершенствование организационной структуры управления учреждением среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
956
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / СВЯЗЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТНОШЕНИЕ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / INSTITUTION OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION / SYSTEM / STRUCTURE / CONNECTION / INTERACTION / ATTITUDE / STRUCTURE OF MANAGEMENT / ORGANIZED STRUCTURE OF MANAGEMENT / PERFECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Л. В.

В работе на основе системного подхода уточняются понятия структура управления«, организационная структура управления«, определяется предмет совершенствования организационной структуры управления учреждением среднего профессионального образования, рассматриваются режимы жизнедеятельности организационной структуры управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZED STRUCTURE'S PERFECTION OF MANAGEMENT BY INSTITUTION OF VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION

In the work in the basis of system method notions structure of management, organized structure of management are specified, an object of organized structure's perfection of management in vocational secondary education is defined, routines of active in organized structure of management are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационной структуры управления учреждением среднего профессионального образования»

Анкетный опрос показал, что через участие в художественно-творческой деятельности удовлетворяют свои интересы около 85% осужденных, почти 70% из них хотят познать себя, 63% - проявить свои способности. Причем больше половины из числа испытуемых считают, что данная деятельность повышает авторитет в коллективе осужденных и ценится в жизни (61%), при этом их также поддерживают родственники (62%). Вместе с тем отмечено, что осужденные в данной деятельности мало ориентируются на похвалу от администрации (39%), этот пункт в опросном листе занимает самое последнее место [10, с. 243].

Таким образом, необходимо воспитывать у несовершеннолетних осужденных личностное отношение к искусству,

индивидуальное общение с ним в поисках «своих», ими же открытых явлений. Самостоятельный контакт с искусством послужит источником интереса и любви, прочувствованного отношения к жизни. Обобщение практического опыта в данном направлении подтвердило большие воспитательные возможности включения осужденных в художественно-творческую деятельность, обеспечение вариативного участия подростков, что способствует эффективности исправительного процесса в условиях воспитательной колонии, формированию опыта социальных отношений ее участников, удовлетворяет потребности несовершеннолетних в созидании и творчестве, умении оценивать жизненные явления с позиции нравственности и красоты.

Библиографический список

1. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Педагогика, 1985.

2. Пищелко, А.В. Реадаптация и ресоциализация осужденных / А.В. Пищелко, Д.В. Сочивко. - М., 2003.

3. Савардунова, В.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы (организационный, правовой и психолого-педагогические аспекты): монография. - Рязань, АПУ Минюста России, 2003.

4. Литвишков, В.М. Нравственная ответственность и ее формирование у несовершеннолетних осужденных: учеб. пособие / В.М. Литвишков, А.В. Мить-кина. - Рязань: АПУ Минюста России, 2002.

5. Фалетрова, О.М. Развитие эмоциональной сферы учащихся специальных школ в процессе музыкального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2003.

6. Паншина, С.В. Эстетическое воспитание несовершеннолетних правонарушителей: дис. .канд. пед. наук / С.В. Паншина. - СПб, 2003.

7. Багреева, Е.Г. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом). - М., 1985.

8. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: практич. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

9. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГ-ПУ им. К.Д. Ушинского, 2007.

10. Зауторова, Э.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций осужденных средствами искусства: монография. - Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2007.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 377.111.3

Л.В. Сорокина, соискательИИП ТПУ, Томск, E-mail: lvsor@ttgdt.edu.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе на основе системного подхода уточняются понятия «структура управления», «организационная структура управления», определяется предмет совершенствования организационной структуры управления учреждением среднего профессионального образования, рассматриваются режимы жизнедеятельности организационной структуры управления.

Ключевые слова: учреждение среднего профессионального образования, система, структура, связь, взаимодействие, отношение, структура управления, организационная структура управления, совершенствование.

Повышение качества управления на уровне учреждения среднего профессионального образования (далее - СУЗ) требует непрерывного совершенствования организационной структуры управления с учетом специфики данного типа образовательного учреждения.

Целью данной статьи является определение предмета совершенствования на основе уточнения понятия «организационная структура управления СУЗа».

В основу анализа и проектирования изменений в организационной структуре управления СУЗа может быть положен системный подход, представляющий собой практическую реализацию принципа системности. Принцип системности это утверждение о том, что мир «.в целом представляет собой единое связное целое. различного рода системы» [1, с. 275].

Системный подход, выступающий методологией совершенствования организационной структуры управления СУ-Зом, был обстоятельно рассмотрен в работах В.Г. Афанасьева, М.С. Каган, И.В. Блауберга, Ф.И. Перегудова, В.Н. Садовского, В.Н. Сагатовского, Ф.П. Тарасенко, А.И. Уёмова, А.Д. Урсула, Э.Г. Юдина и других авторов [2]. В группу основных понятий системного подхода как методологии анализа и проектирования организационной структуры СУЗа входят понятия «система», «структура», «функция», «организация».

Анализ работ по системному подходу показывает, что понятие «система» определятся как «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных ме-

жду собой», «совокупность объектов, свойство которой определяется отношением между этими объектами», «совокупность элементов, взаимосвязанность и упорядоченность которых позволяет рассматривать ее как целостность», «средство достижения цели», «конечное множество функциональных элементов и отношений между ними», «порядок», «объединение некоторого разнообразия», «набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей», «абстрактная схема». По мнению В.Н. Сагатовского «система есть совокупность объектов, свойство которой определяется отношением между этими объектами» [3, с. 9]. Мы полагаем, что для решения задач совершенствования организационной структуры СУЗа достаточно определить систему как множество элементов, связанных между собой. По наличию интегративных признаков различают целостные и аддитивные системы.

При этом, для правильного понимания того, что такое система необходимо учитывать существование и проявление двух типов связи: связей взаимодействия и связей отношения. Взаимодействия имеют материальную природу (вещественное, энергетическое, информационное, транспортное и т.п.), отношения -идеальную (субординации, координации, кооперации, конфронтации и т.п.). Если элементы связаны, то это означает, что они взаимодействуют и это взаимодействие регулируется системой внутренних (эндогенных) или внешних (экзогенных) отношений.

Кроме того, при анализе и проектировании организационной системы управления СУЗом, необходимо определить её состав. Состав -это все элементы различной природы, входящие в систему. Элементы, которые способны ставить и достигать цели называются целеустремленными элементами. Основными целеустремленными элементами систем, в том числе, образовательных выступают персонифицированные или коллективные субъекты. Система с целеустремленными элементами является организационной системой. Главное в организационной системе -люди, их цели и ценности, персональные качества, совокупный человеческий потенциал.

Любая система имеет структуру (от лат. structura -строение, взаиморасположение), ибо «... не существует бесструктурных систем и внесистемных структур ...» [4, с. 89]. Анализ определений понятия «структура» показывает, что под структурой в научной литературе понимают «конфигурацию и характер связей», «совокупность элементов и связей», «единство отношений, связей и элементов», «вид организованности», «совокупность отношений», «совокупность связей», «взаиморасположение и связь частей», «строение», «фиксированные взаимосвязи», «множество отношений», «относительно самостоятельный и независимый... блок системы». А.А. Денисов, В.Н. Колесников в работе «Теория больших систем управления» полагают, что «Структура - совокупность элементов и связей между ними» [5, с. 18]. В этом случае понятие «структура» и понятие «система» являются тождественными. Авторами исключается факт пространственно-временного расположения элементов системы. На наш взгляд, понятие «структура» связано с понятиям «конфигурация». Действительно, как полагает В.С. Тюхтин «К базовым характеристикам любой системы относятся: компоненты -m; связи и отношения -R, виды упорядоченности, т.е. структуры и законы композиции -z» [6, с. 9]. Определим структуру как конфигурацию системы, то есть единство элементов, их пространственно-временного расположения и связей между элементами. Структура определяет пространственное и временное расположение элементов, её иерархию, следование этапов во времени, отражает устойчивость, стабильность системы.

Анализируя и проектируя организационную структуру управления СУЗом необходимо различать структуру процесса управления, точнее управления, ибо атрибутивным признаком управления является процессуальный характер, и структуру органов управления.

Структура управления, на наш взгляд, представляет собой последовательность управленческих действий. Каждое управленческое действие включает такие элементы как цель, задачи, средства и методы, организацию (субъекты, этапы, графики и т.п.), условия и продукт. Понятие «структура управления» отражает системно- деятельностную, процессуальную природу управления.

Структура органов управления может быть определена после введения «трех ключевых элементов: звено, связь, уровень.

Звено - графическое изображение должности работника, наименование подразделения или выполняемой функции.

Связь - графическое изображение. взаимодействия работников.

Уровень - это вертикальное расположение звена относительно высшего в данной организации органа управления или должностного лица. Различают верхний, средний и высший уровни управления» [7, с. 469]. Действительно, В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель, отмечают, что «Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, а по вертикали - на ступени управления» [8, с. 12].

По мнению И.Г. Владимировой «Звено управления -обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К понятию звено относят также и руководителей» [2, с. 116]. Звено -это должностные лица или структурные подразделения СУЗа с предписанными им производственными функциями (компетенциями).

В Словаре-справочнике менеджера отмечается, что «Структура управления - совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающих целостность управления и его тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях» [7, с. 468]. В книге «Менеджмент организации» под структурой управления учреждением понимается «.упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого» [9, с. 81]. В данных случаях, речь идет о структуре органов управления. Структура органов управления СУЗом -это совокупность звеньев управления (должностных лиц, структурных подразделений), между которыми установлены управленческие связи, а так же определено их пространственное и временное положение в системе управления.

Организационные системы, в том числе системы управления и (или) их элементы реализуют те или иные управленческие функции. Анализ работ по системному подходу и теории управления показывает, что под функцией понимается «исполнение», «совершение», «действие», «роль», «цель», «способ достижения цели», «осуществление», «деятельность, обязанность, работа», «внешне проявление свойств объекта», «назначение», «способ активности». На наш взгляд, функция -это действие (физическое, химическое, социальное и т.п.) системы (или ее элементов) на окружающую среду и (или) на саму себя. Основными характеристикам функции являются: а) согласованность с целью; б) содержанием действия; в) свойством системы, на основе которого реализована функция; г) носитель (элементы-вещи, элементы-процессы, система в целом).

В литературе отмечается, что «Исследование системы требует, прежде всего, анализа ее функций как способа активности, жизнедеятельности социальной системы и ее компонентов. Функции имеют целевой характер» [10, с. 32]. Любая система, в том числе такие как «СУЗ», «управление СУЗом» «. может быть правильно понята, как единство структуры и функций. От природы системы как целого зависят не только функции ее как целого, но и функции каждого из элементов системы» [11, с. 32]. Единство структуры и функций, рассмотренное в статике, дает организацию системы, в динамике - программу функционирования.

По мнению И.Г. Владимировой: «Организационная структура управления -это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления» [12, с. 116]. На наш взгляд, организационная структура управления СУЗом - это структура органов управления, с указанием реализуемых ими производственных функций (компетенций), полномочий (прав и обязанностей) и ответственности за их выполнение.

Анализ и проектирование организационной структуры управления СУЗом предполагает определение ее звеньев, уровней и связей. В теории и практике управления организациями выявлено широкое разнообразие организационных структур. Все организационные структуры управления делятся на два основных типа: иерархические и органические.

Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:

- четкое разделение труда...;

- иерархичность управления, при котором нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

- наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

- дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры» [9, с. 83]. Существуют следующие основные виды иерархических органи-

зационных структур управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная.

Главным свойством организационных структур, известных в практике управления как органические, является присущая им гибкость, адаптивность, способность менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически соответствовать предмету деятельности организации, в том числе СУЗа. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных организаций, и, как правило, формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Органические организационные структуры вносят кардинальные изменения в «... действовавшие раньше системы планирования, контроля, распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования участников, не меняется стиль руководства и не поддерживается стремление работников к самовыражению и саморазвитию» [9, с. 93]. Обычно выделяют два вида адаптивных структур: проектный и матричный.

Для СУЗа одной из наиболее релевантных является проектная организационная структура управления с образованием временных проектных команд с целью решения возможных проблем. Смысл ее состоит в том, чтобы «...собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается [13, с. 345]. Эта форма применима там, где имеются возможности закрепления материальных и трудовых ресурсов, направленных на решение одной проблемы. Проектная структура соответствует реализации процессного подхода в управлении.

Каждая из организационных структур имеет свои преимущества и недостатки (Таблица).

Преимущества и недостатки организационных структур управления______________________________________________

Тип Краткое описание Положительны стороны применения Отрицательные стороны применения

Ли- ней ная Управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним лицом - руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц Точное и ясное разделение функций и полномочий, создание усло -вий для оперативного процесса принятия решений Жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию СУЗа. Ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Предъявляет высокие требования к квалификации руководителей по всем вопросам СПО и управления.

Фун к- цио- нал ь- ный При сохранении единоначалия, по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, работники которых обладают знаниями, умениями и навыками работы в данной области управления Максимальное использование преимущества специализации. Профилактика перегрузки руководства Структурные подразделения могут ставить свои собственные цели выше общих целей СУЗа

Ли- ней но- фун к- цио- нал ь- ная Предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями Сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях, улучшает координацию деятельности структурных Увеличение вероятности конфликтов между функциональными отделами. Кроме того, удлиняется цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя

подразделений СУЗа

Про ект ная Формируется проектная организационная структура при разработке и реализации СУЗом проектов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру иди возвращаются на свою постоянную должность Эффективное решение различных проблем развития в образовательной системе СУЗа. Возможно снижение качества функционирования образовательной системы СУЗа

Мат рич ная Представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, с другой - руководителю проекта (целевой программы). Гибко перераспределяются кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Суперпозиция вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия.

В реальном СУЗе для управления применимы различные комбинации организационных решений из числа перечисленных выше. Именно возможность различных сочетаний типичных элементарных организационных структур обуславливает и объясняет то многообразие организационных структур управления, реализуемых на практике.

Можно выделить следующие режимы жизнедеятельности организационной структуры управления в зависимости от скорости адаптации к постепенно изменяющимся целям и условиям функционирования СУЗа:

- регулярный режим;

- режим настройки параметров управления;

- режим выбора альтернативных структур управления;

- режим выработки новых структур [14, с. 18].

Регулярный режим предполагает, что все взаимодействия в организационной структуре воспроизводятся по заданному регламенту, включающему:

- должностные обязанности работников управления;

- действующие методики расчета показателей плана;

- сроки разработки и прохождения документации;

- адреса информационных потоков;

- формы документов и т.д.

Режим настройки параметров реализуется на основе анализа изменяющихся условий функционирования и отклонений, возникающих в работе образовательной (производственной) структуры СУЗа. В этом режиме осуществляется изменение некоторых показателей деятельности (норм, правил, условий), сроков подготовки документов, уровня санкций и других количественных характеристик регулярного режима с целью снижения или уничтожения вредных последствий изменения внешних условий. Однако «. при этом совершенно не затрагивается качественный аспект совершенствования управления, структура системы управления» [14, с. 19].

Режим выбора альтернативных организационных структур управления заключается в использовании предварительно выработанных типовых звеньев, перечней их функций, процедур взаимодействий, систем отношений. Этот режим возможен при предварительной разработке или формировании банка типовых перечней функций, формальных моделей звеньев, формальных моделей каналов ресурсного обеспечения и т. д.

Режим разработки организационной структуры предполагает проведение ее анализа, проектирования и реализации на основе предварительного системного моделирования.

Совершенствование организационных структур осуществляется в режиме выбора альтернативных организационных структур или режиме разработки. Возможен и комбинированный вариант совершенствования организационной структуры управления СУЗом.

Проведенный анализ понятия организационная структура СУЗа позволяет определить предмет её совершенствования на первом уровне детализации:

1. Звенья управления (должностные лица, органы управления);

2. Функции звеньев управления предварительного, тактического и оперативного характера.

3. Вещественные, энергетические, информационные, транспортные и иные взаимодействия между звеньями управления.

4. Отношения между звеньями управления, регулирующие содержание и интенсивность взаимодействий.

5. Уровни управления (количество уровней, число звеньев и т.п.).

6. Режимы жизнедеятельности организационной структуры.

Библиографический список

1. Ракитов, А.И. Марксистко-ленинская философия. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1988.

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980; Большой российский энциклопедический словарь. - М.: Из-во «БРЭ», РМГ Мультимедиа, 2003; Быков В.Е., Мартынов А.Н. Экономико-математические модели в просвещении. - Томск: Изд. ТУ, 1988; Денисов А.А. Колесников В.Н. Теория больших систем управления. - Л. Энергоиздат, 1982; Каган М.С. Системные исследования: методологические проблемы. - М., 1983; Казаринов М.Ю. Детерминизм в сложных системах управления и самоорганизации. - Л.: Из-во ЛУ, 1990; Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Основы системного анализа и теории систем. - Томск. Из-во ТГУ, 1989; Кориков А.М., Сафьянова Е.Н. Основы системного анализа и теории систем. - Томск. Из-во ТГУ, 1989; Мейстер Д., Рабидо Дж. Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления. - М.: Сов. радио, 1970; Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра - М, 2003; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высш. шк., 1989; Сагатовский В.Н. Понятие системы. - В кн. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. - Томск, Изд-во ТГУ, 1976; Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974; Социальное управление: Словарь / под ред. В.И. Добренькова, И.В. Слепенкова. -М.: Изд-во МГУ, 1994; Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М., Мысль, 1978.

3. Сагатовский, В.Н. Понятие системы. - В кн. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. - Томск: Изд-во ТГУ, 1976.

4. Каган, М.С. Системные исследования: методологические проблемы. - М., 1983.

5. Денисов, А.А. Теория больших систем управления / А.А. Денисов, В.Н. Колесников. - Л.: Энергоиздат, 1982.

6. Тюхтин, В.С. Диалектика сложности и организованности. - В кн.: Диалектика познания сложных систем. - М.: Мысль, 1988.

7. Словарь-справочник менеджера / под ред М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1996.

8. Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии / В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель. - М.: Высш. шк., 2000.

9. Структура управления учреждением. - В кн.: Менеджмент организации: учебное пособие / З.П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Р.З. Акбердин, [и др.] - М.: ИНФРА-М, 1996.

10. Афанасьев, В.Г. Системность и общество. - М., 1980.

11. Данилов, М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. М., 1969.

12. Владимирова, И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом.- 1998. - май-июнь.

13. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с анг. - М.: «Дело ЛТД», 1994.

14. Жуков, В. А. Совершенствование систем управления в строительстве. - М.: Стройиздат, 1989.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

Таким образом, совершенствование организационной структуры управления СУЗом предполагает последовательное уточнение состава и типов звеньев, их производственных функций, взаимодействий, отношений, уровней и режимов её жизнедеятельности. Совершенствование представляет собой прогрессивное развития, появление нового качества организационной структуры управления СУЗом.

Для реализации этой задачи необходимо овладение системной методологией анализа и проектирования организационной структуры СУЗа как объекта совершенствования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 373.3/.5

Н.В. Мартынова, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск, Т: 8-961-576-97-32 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В работе описано состояние проблемы профессионального имиджа учителя. Рассматриваются сущностные характеристики имиджа учителя, дается авторское определение профессионального имиджа учителя, выделяются подходы к его типологизации: функциональный, контекстуальный и сопоставительный. Создание и улучшение своего имиджа позволит учителю не только чувствовать себя гармонично в профессиональной деятельности, но и повысить продуктивность образовательного процесса в целом.

Ключевые слова: имидж, мнение, репутация, авторитет, образ, социальный стереотип, представление, имидж учителя, профессиональный имидж учителя, особенности профессионального имиджа учителя, подходы к типологизации имиджа учителя: функциональный, контекстуальный и сопоставительный.

Имидж есть особое психическое образование, оказывающее достаточно сильное и определенное влияние на эмоции, поведение и отношения личности и группы. Однако, проблема имиджа учителя недостаточно и полно разработана в современной психолого-педагогической литературе. В статье автор раскрывает сущностные характеристики, функции и содержание профессионального имиджа учителя, анализирует существующие подходы к его типологизации, а также особенности проявления.

Одним из путей, ведущих к формированию новой парадигмы, является введение в научный оборот категорий, которые не присутствовали в структуре научного дискурса предшествующей эпохи, но были укоренены в пространстве обыденной жизни. Именно к таким категориям, по мнению многих ученых, относится имидж. Имидж в переводе с латинского «1mаgо» означает образ, подобие, а с английского «1mаgе» - образ, изображение; отображение, подобие; метафора; изображать, создавать образ; представлять себя, вызывать в воображении, отражать. В настоящее время наметилось несколько наиболее распространенных установок в отношении к нему.

Во-первых, имидж часто отождествляется лишь с внешними характеристиками и с такими понятиями обыденной жизни как «стиль» и «мода».

Во-вторых, имидж воспринимается только как феномен культуры XX века. Это объясняется тем, что как отдельное социокультурное явление он начал осознаваться именно в рамках культуры модернизма и постмодернизма.

В-третьих, понятие имиджа чаще всего рассматривается через призму политических процессов, что в полной мере не отражает его роли в жизни современного социума и требует анализа в различных сферах профессиональной деятельности человека, в том числе и сфере профессиональной деятельности педагога.

В обыденном сознании под имиджем подразумевается образ субъекта, возникающий в ситуации непосредственного субъект-субъектного общения. Основным средством создания такого образа является непосредственно воспринимаемый стиль поведения субъекта (его манеры, жесты, мимика, речь, интонации), его внешний вид (одежда, прическа, макияж и т.д.). При всей важности обыденного сознания, а также эмпи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.