Научная статья на тему 'Педагогическая коррекция ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста средствами искусства'

Педагогическая коррекция ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста средствами искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ОСУЖДЕННЫЕ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА / ОТБЫВАЮЩИЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

Проблема коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста средствами искусства является актуальной. Искусство источник субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, средство формирования и коррекции ценностных ориентаций, позволяющее человеку реализовать свои возможности, приобщить его к общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам. Приобщение осужденных к искусству способствует эффективности исправительного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая коррекция ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста средствами искусства»

М., 2006. 6. Современный словарь иностранных слов.

5. Словарь-справочник по педагогике. - М., - СПб., 1994.

2004.

УДК 376.5 - 05856: 371.322 Э.В. ЗАУТОРОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Проблема коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста средствами искусства является актуальной. Искусство - источник субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, средство формирования и коррекции ценностных ориентаций, позволяющее человеку реализовать свои возможности, приобщить его к общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам. Приобщение осужденных к искусству способствует эффективности исправительного процесса.

Ключевые слова: коррекция ценностных ориентаций, осужденные молодежного возраста, отбывающие лишение свободы, педагогический потенциал искусства.

В последние годы в России наблюдается тенденция увеличения рецидивной преступности среди лиц молодежного возраста; насчитывается 57,7% осужденных в возрасте до 29 лет от общего количества осужденных, находящихся в местах лишения свободы [1, с. 160]. Отмечается ухудшение криминогенного состава осужденных, характеризующихся негативной ценностно-нормативной сферой, низким значением общепризнанных социальных ценностей. При этом у большинства из них не сформировано умение прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели, нести ответственность перед самим собой, своей семьей, что тесно связано с проблемами развития и содержания их экзистенциальной сферы и в значительной мере осложняет процесс исправления.

Демократизация и гуманизация уголовно-исполнительного законодательства, непрерывное развитие отечественной педагогической науки, а также накопившиеся проблемы в деятельности исправительных учреждений обусловливают необходимость расширения их воспитательного потенциала, поиска новых подходов к исправле-

нию и перевоспитанию преступников, активизации личностных возможностей осужденных путем специально организованной психолого-педа-гогической работы. Позитивные тенденции исправительной политики сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике коррекционного воспитания учреждений исполнения наказаний. Вследствие чего осужденный, как правило, остается лишь объектом педагогической деятельности. Воспитательная работа слабо ориентирована на развитие субъектности осужденного, его готовности к сознательному выбору цели жизни и понимания ее смысла, наблюдается формализм и заорганизованность в ее проведении.

В своей работе мы руководствовались исследованиями в области пенитенциарной педагогики: нравственного воспитания осужденных и разработки системы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях (Г.П. Байдаков, С.А. Ветошкин, В.М. Литвишков, А.В. Пищелко, А.М. Столяренко, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева); определение механизмов перевоспитания лиц, лишенных свободы (Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, М.Г

Детков, В.И. Поздняков, В.И. Хомлюк). Исследованием смысловой сферы личности осужденных занимались Н.А. Деев, А.В. Наприс, В.В. Яковлев и др.

В местах лишения свободы осужденные молодежного возраста составляют достаточно многочисленную группу. В литературе к молодежи относятся люди от 14 до 30 лет. При этом данный возрастной период неоднороден и делится учеными на различные стадии [2, с.24]. На каждой стадии возрастного развития происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия.

В пенитенциарной практике рассматриваемый жизненный период подразделяется на ряд этапов: 14-18 лет - несовершеннолетние осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях (при достижении совершеннолетия осужденные в закрытом учреждении могут находиться до 21 года) и 18-30 лет - осужденные молодежного возраста, содержащиеся в исправительных колониях (в пенитенциарной психологии данный период подразделяется в свою очередь также на два периода: с 18 до 25 лет и с 26 до 30 лет) [4]. В исправительных учреждениях осужденные формируются по половому и возрастному принципу.

Осужденные молодежного возраста отличаются особой восприимчивостью к воздействиям окружающей среды, повышенной эмоциональностью, категоричностью суждений. Лица, лишенные свободы, в этом возрасте обладают достаточно высокими потенциальными возможностями в силу своей молодости, активности, физического здоровья, отличаются криминальным опытом, стремлением занять определенный статус, создать группировки отрицательной направленности и лидировать в них. В связи с этим процесс коррекции их ценностных ориентаций приобретает особую значимость.

Коррекция ценностных ориентаций осужденных в современных условиях развития уголовноисполнительной системы является одним из важнейших направлений воспитательной работы. В специфических условиях лишения свободы данный процесс представляется как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с осужденными, направленный на целенаправленное изменение их социально-психологических установок и представлений, овладение приемами и способами само-

регуляции и саморазвития, формирование положительной направленности на осмысленную деятельность и способствующий интеграции лиц молодежного возраста в социум.

Процесс коррекции в отношении осужденных в первую очередь направлен на изменение негативного содержания экзистенциальной сферы их личности, формирование нравственных убеждений, чувств, привычек и образцов поведения в соответствие с общечеловеческими ценностями и общепринятыми моральными нормами, на повышение уровня осмысленности собственной жизни, развитие способности к самостоятельному творчеству и самосовершенствованию.

Важным источником субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, средством формирования и коррекции ценностных ориентаций молодых осужденных является искусство, позволяющее человеку реализовать свои возможности, приобщить его к общечеловеческим интересам и идеалам («учебник жизни», «источник самосовершенствования»). Искусство в концентрированном виде содержит универсальные человеческие ценности и своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании общей культуры человека, а также помогает осознанию, уточнению целей, желаний, трудностей и проблем, укрепляя возможность для активной познавательной, социально-творческой деятельности. Наибольшую значимость искусство имеет в воспитании внутренней свободы и дисциплины человека, формировании его смысложизненных ориентаций, мироощущения, миропонимания.

С целью приобщения молодых осужденных к ценностям искусства была разработана и апробирована авторская программа «В мире гармонии», которая предполагает использование различных видов искусства как средства коррекции и формирования ценностных ориентиров, личностной самореализации и повышения самооценки осужденного. Специально подобранный художественный материал в представленной программе способствует активизации процессов осмысления молодыми людьми собственной системы ценностей, выработки новых жизненных ориентиров, проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности.

При отборе содержания программы мы руководствовались рядом взаимосвязанных прин-

ципов, следование которым обеспечивало гибкость ее применения в зависимости от индивидуальных особенностей осужденных:

- принцип гуманности и демократии. В судьбе осужденного сотрудники должны быть искренне заинтересованы, глубоко верить в процесс формирования его личности; осужденный принимает активное участие в жизнедеятельности коллектива («воспитание в коллективе и через коллектив»: свободный выбор осужденным той или иной деятельности, заинтересовавшей его; добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности). Подлинной сутью воспитания является процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества;

- принцип самостоятельности и автономности осужденного в принятии решений относительно своего развития. Правовые, психолого-педа-гогические и иные меры пенитенциарной практики должны способствовать его саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки;

- принцип эстетизации ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, на стремление к целостности, гармоничности, художественной оформленности, образности и эмоционального содержания и способам его конструирования и трансляции;

- принцип рефлексивной креативности подразумевает индивидуально-творческий подход, определяет положение осужденного в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом данного процесса;

- принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации предусматривает направленность всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях исправительного учреждения через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.

Соблюдение данных принципов способствует нахождению осужденным личностного смысла в изучении произведений искусства, формированию нравственных и эстетических взглядов,

ценностных ориентаций.

Значительное место в содержании программы занимают специально подобранные ситуации морального выбора, способствующие более продуктивному усвоению общечеловеческих норм и идеалов, развитию экзистенциальной сферы участников, повышению уровня сформирован-ности их субъектной позиции. Природа этого метода моделирует момент реальной жизни; ситуация только тогда становится для человека ситуацией выбора, когда она является личностно и жизненно значимой, только тогда самостоятельно, мобилизовав свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации человек может принять решение.

Обсуждаемые ситуации, построенные на основе художественного материала (литература, музыка, кино, живопись и др.) и близкие для понимания описывают обстоятельства жизни, проблемы, сходные с обстоятельствами жизни и выбора каждого человека. Осужденные находят общее между собой и персонажами произведений в переживаемых чувствах, поступках, мыслях, поведении и жизненных обстоятельствах; учатся выражать чувства, анализировать решение проблем героев, рассматривать возможные альтернативные решения.

При этом участник должен стараться, как можно ярче почувствовать душевные переживания героя, а также важно определять свое отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, решать для себя некоторую нравственную проблему. При невозможном однозначном разрешении подобранных ситуаций молодой человек вынужден сделать выбор, сообразуясь со своей совестью, нравственными принципами, взять ответственность за свой выбор, не обвиняя других людей и внешние обстоятельства.

При решении ситуаций морального выбора осужденным предлагается следующий алгоритм принятия решения: 1) распознать и прояснить дилемму; 2) получить все возможные факты; 3) перечислить все варианты выбора; 4) проверить каждый вариант, задавая себе вопросы: «это законно?», «это правильно (нравственно, по-человечески)?»; 5) принятие решения; 6) проверить решение, задавая вопросы: «как я себя буду чувствовать, если мои близкие узнают о моем решении?»; «как воспримут окружающие мое решение?».

Хотя специфика представленной ситуации

состоит в том, что ни одна из них не содержит абсолютно правильного, безупречного решения

- любой вариант имеет свои минусы, все-таки решение проблемы - это выход из негативной ситуации, поиск путей перевода ее в позитивную. Для решения проблемы требуется произвести ряд осмысленных действий, затратить время и ресурсы, может быть, и привлечь других людей. Но, прежде всего, надо понять, что конкретно представляет из себя данная ситуация, определить, какие есть варианты ее решения и выбрать наиболее оптимальный выход [2, с. 138-145]. Задачей педагога было поставить участника в ситуации, в которых он был бы вынужден раскрывать и изменять свои взгляды, поведение, преодолевать внутреннее сопротивление; основной акцент ставился на формирование ответственного отношения осужденного к своей судьбе, изменению своих ценностных установок.

Для получения данных об уровне сформиро-ванности ценностных ориентаций осужденных была применена методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [3]. На разных этапах исследования (2004-2008 гг.) приняли участие около тысячи молодых осужденных мужского и женского пола, содержащихся в исправительных учреждениях различных регионов (Республика Коми, Краснодарский край, Архангельская, Вологодская и Костромская области).

Проводимая работа показала появление в системе жизненных ценностей осужденных нравственных ориентиров (терминальные ценности), стремление руководствоваться теми из них, которые реализуют социальные отношения и творческий характер. Отмечается интерес к эстетическим явлениям, проявление интеллектуальной активности молодых людей в различных областях жизнедеятельности, потребности в самообразовании (если до эксперимента «творчество» выбрали только 2%, то после эксперимента - 14,7% осужденных; «развитие» соответственно 9% -14,7%; «познание» 9% - 16,8%; «красота природы и искусства» 13% - 25,3%; «счастье других» 3% - 11,3%).

У лишенных свободы наблюдается изменение отношения (рост доверия) к сотрудникам воспитательного отдела (выделение их из ряда остальных сотрудников), позитивный настрой к своему будущему (более четкое и объемное формулирование жизнеутверждающих целей на перспективу, связывание асоциальных ценностей с про-

шлым). Среди инструментальных ценностей актуализировались те, которые связаны с принятием других людей: общение и направленность на умение понять чужую точку зрения, уживчивость, терпимость (с 25,5% возросло до 56,4%), чуткость (с 21,8% до 30,9%), воспитанность (с 30,9% до 40%).

В ходе опытно-экспериментальной работы повысился уровень сформированности эстетической потребности осужденных, а также отмечается, что у участников процесса проявляется склонность связывать общее развитие человека с повышением его умственного уровня, понимание того, что активная деятельность приводит к интеллектуальному развитию личности, большей степени удовлетворенности в жизни. На наш взгляд такое понимание не складывается стихийно и является результатом специальной работы с осужденными молодежного возраста в местах лишения свободы.

Отмечено, что в ходе реализации программы осужденные стали чаще ориентироваться на внутренние состояния и качества личности (каков я, каковы другие); оценивать обсуждаемую ситуацию с позиций сопереживания, больше говорить об отношениях, личностных качествах, необходимых в законопослушной жизни, взаимопомощи между людьми и т.д. Участники процесса больше стали думать о себе как о человеке с присущими только ему неповторимыми качествами, осмысленнее и ответственнее подходить к жизненному выбору.

Наблюдения также показали, что эмоциональное состояние, общая картина эмоциональных переживаний осужденных молодежного возраста имела тенденцию к улучшению. У респондентов экспериментальной группы в меньшей степени стала проявляться излишняя придирчивость к окружающим, чаще - более терпимое отношение к чужим убеждениям и ценностям, отличным и противоположным собственным. Отмечено более широкое взаимодействие в коллективе осужденных, проявления толерантности, доброжелательности, а также сотрудничество с администрацией учреждения.

В ходе исследования изучались и анализировались продукты творчества осужденных (рисунки, поделки, литературно-поэтические работы, песенное творчество и др.) и результаты наблюдений за поведением и деятельностью участников, изучался характер и частота совершаемых

поступков (проступков), соблюдение режимных требований, выполнение возложенных на них обязанностей и поручений. Данные свидетельствуют, что у осужденных молодежного возраста четко просматривается тенденция снижения дисциплинарных нарушений, отмечается стремление соответствовать режимным требованиям, более активное участие в самодеятельных организациях (показатели по условно-досрочному освобождению). В этом проявляется изменение отношения молодых осужденных к самому факту уголовного наказания, осознанность своей вины и принятие справедливости наказания, что является важными показателями коррекционной работы в местах лишения свободы.

Таким образом, включая произведения искусства в воспитательную работу с осужденными, мы помогаем создавать благоприятные возможности для их самовыражения, повышаем интерес к окружающей действительности. Обладая огромным воспитательным потенциалом, произве-

дения искусства способствуют эффективности процесса коррекции ценностного мира молодых людей, оказывают влияние на социальное становление личности, развитие ее творческих способностей, предоставляют возможность человеку задуматься о смысле жизни, открыть путь к поиску самостоятельной дороги свободного развития, что будет в большей мере способствовать их исправлению.

Библиографический список

1. Преступность и правонарушения: 2002-2008 гг.: Статический сборник. - М., 2007.

2. РожковМ.И. Юногогика: Педагогическое обеспечение работы с молодежью. - Ярославль, 2007.

3. Rokech M. Universals humam values. - N.-Y.: Free press, 1979.

4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Ст. 139. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.