Методика педагогической коррекции средствами искусства ценностных ориентаций молодых осужденных
Э. В. Зауторова
Методика коррекции средствами искусства ценностных ориентаций молодых осужденных обеспечивает развитие субъектных свойств правонарушителя, пробуждает у него стремление к самовоспитанию, обогащению жизненного опыта.
Ключевые слова: методика педагогической коррекции, коррекция средствами искусства ценностных ориентаций молодых осужденных, стремление к самовоспитанию.
Methods of Pedagogical Correction Using the Value System Skills of Young Convicts
E. V. Zautorova
Methods of pedagogical correction using the value system skills of young convicts provides the development of subjective properties of an offender, encourages his will to self-education, enrichment of the life experience.
Key words: мethods of pedagogical correction, correction using the value system skills of young convicts, wish to self-education.
Сложный и многогранный процесс исправления осужденных предполагает применение специально подобранной методики. Результатом этого является повышение уровня сформиро-ванности ценностных ориентаций молодых осужденных в условиях лишения свободы. Использование обоснованных методов, соответствующих объективным условиям и субъективным факторам коррекции, позволяет индивидуализировать данный процесс, прогнозировать степень готовности молодых людей к исправлению, способствовать повышению уровня развития их нравственных качеств.
При организации данного процесса можно выделить основные методические требования, определяющие его эффективность: 1) нацеленность занятий на повышение уровня ценностных ориентаций осужденных; подбор материала, близкого и понятного данному возрасту с актуальными для него проблемами; 2) насыщенность занятий педагогическими ситуациями, творческими заданиями, игровыми методиками, упражнениями по самоанализу, нравственной оценке на основе художественного материала; 3) высокий уровень эмоциональности занятий, включение элементов новизны, способствующих появлению новых впечатлений, чувств, эмоционального отклика и нового отношения со стороны осужденного к своим поступкам; 4) системность - логика процесса, взаимосвязь его составляющих, их целостность; 5) управляемость - возможность проектирования методики, определенных результатов и вероятных эффектов, а также легкая адаптация к
изменившимся условиям; допускает при необходимости ее осуществление с любого этапа работы; 6) эффективность - получение позитивных запланированных стабильных результатов, доступность в освоении и простота в использовании; 7) воспроизводимость - возможность применения (повторения) методов, форм и приемов другими субъектами в сходных условиях и достижение близких по степени выражено-сти результатов.
Методика педагогической коррекции соответствует сущностным характеристикам данного процесса - с одной стороны, а с другой -учитывает реальный уровень развития личности молодого человека, особенности демонстрируемых им отношений к окружающей действительности, другим людям и самому себе. При этом перед непосредственной реализацией того или иного метода коррекции важно предвидеть и учитывать психические реакции участника, общее состояние, настроение, результативность ранее применяемого метода, если работа уже проводилась, и реакцию осужденного на осуществляемое педагогическое воздействие.
Рассматривая коррекцию средствами искусства ценностных ориентаций молодых осужденных как методику, описывающую конкретные формы и методы, мы выделяем три существенные плоскости: содержательную, собственно методическую (приемы, методы, техники, средства и др.) и личностную. Последняя связана с субъектами процесса коррекции, их ценностными ориентациями, индивидуальными особенностями поведения, общения, деятельности. Цен-
тральной фигурой коррекционного процесса является молодой осужденный как субъект, как личность, которая способна к свободному, творческому саморазвитию и самоактуализации. Позиция сотрудника ориентирована на поддержку, помощь, сопровождение в его развитии, отношения при этом строятся на уровне партнерства и являются субъект-субъектными. В коррекци-онной работе важно предоставить осужденному свободу выбора и самостоятельность, стимулируя внутреннее побуждение к позитивным изменениям, личностному росту.
При выборе методов воспитания, рассматривая различные их классификации (Ю. К. Бабан-ский, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, М. И. Рожков, П. И. Пидкасистый, И. П. Подла-сый, В. А. Сластенин), мы исходили из цели и задач коррекции, ее принципов, закономерностей и особенностей содержания, при этом учитывали индивидуальные и личностные особенности осужденных. Общие черты, присущие различным способам педагогической коррекции, позволили определить совокупность методов (рассмотрены ниже), в основе которых лежит концепция человеческой деятельности.
1. Методы, способствующие накоплению нравственного опыта: продвижение от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность в принятии решения (на основе художественного материала); тренинговые упражнения (развитие нравственных знаний и чувств с использованием художественного материала, аутогенной тренировки); метод примера (обсуждение героя произведения, творческой личности, факта, описанного в литературе); метод коллизий (столкновение взглядов для понимания жизненных явлений, отраженных в произведениях искусства) и др.
2. Методы, способствующие осмыслению нравственного опыта, мотивации деятельности и поведения: формирование сознания через размышления и переживания, оценка происходящего, осмысление жизненного опыта, развитие экзистенциальной сферы, дискуссия в ходе обсуждения афоризмов на экзистенциальную тему, пояснение художественного материала, работа музыкального лектория (передачи по радио), пропаганда книги, читательские конференции, творческие встречи с интересными людьми из сферы культуры и искусства и др.
3. Методы, способствующие самоопределению молодых осужденных в художественно-
творческой деятельности: участие воспитуемых в различных видах художественно-творческой деятельности, занятиях в художественных кружках и объединениях; эстетизация среды исправительного учреждения, творческие работы осужденных, метод поручений, игры (КВНы, турниры, творческие конкурсы, игры), тесты по самопознанию, самоанкетирование и др.
4. Методы стимулирования действий и отношений осужденных в коррекционном процессе: педагогическая поддержка и помощь воспи-туемому в поиске новых резервов деятельности, веры в свои силы и возможности; осознание ценности своей личности (осуществляется осужденным в создании эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны), использование приемов делегирования ответственности, побуждение к активному восприятию искусства, создание ситуаций успеха и др.
Результат процесса коррекции во многом зависит от самого человека, его предшествующего опыта, определяется психологическими процессами самосовершенствования. В связи с этим данная методика должна учитывать как природные способности, так и социальный опыт молодых осужденных. Коррекция ценностных ори-ентаций личности средствами искусства строится на основе гуманизации и демократизации отношений субъектов исправительного процесса; это методика с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, демократическим управлением, яркой гуманистической направленностью.
Основой содержательной части методики коррекции средствами искусства ценностных ориентаций молодых осужденных является разработанная нами авторская программа «В мире гармонии» (подготовлена и издана при финансовой поддержке РГНФ, исследовательский проект № 08-06-00860а), важным условием которой было стремление удовлетворить различные потребности ее участников (творческие, познавательные, коммуникативные, компенсаторные, досуговые). На основе этой программы был подобран художественный материал, особенностью которого является ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей. Значимость программы состоит в том, что ее реализация должна помочь осужденным самим нести ответственность за свой выбор, повседневную жизнь, результаты собственной деятельности.
Представленная программа предполагает определенную вариативность, она может реализо-
вываться как самостоятельная, а также выступать составной частью комплексных программ, включаться в интегративные курсы, факультативы. Наиболее предпочтительно использование различных «форматов» построения программы для каждой категории осужденных, так как программа занимает разное место в исправительном процессе различных типов учреждений. Например, в колонии строгого режима это может быть часть программы или небольшой модульный курс (недели искусства); в женской исправительной колонии - факультативный курс пропедевтического характера или деятельность клуба эстетических знаний; в воспитательной колонии - внеклассная деятельность; в колониях пожизненного содержания осужденных - радиовариант программы.
Программа включает изучение художественных образцов различных видов искусства, а также активную деятельность участников: восприятие действительности и искусства, художественное просвещение и самостоятельное творчество осужденных. Произведение искусства достигает своей коррекционной цели, когда оно непосредственно воспринято человеком, когда освоено его художественное содержание.
Решая проблему выбора эффективных средств коррекции, целесообразно использовать лучшие образцы драматургического, музыкального, художественного и других видов искусства, развивающих высшие духовные чувства -интеллектуальные, нравственные, эстетические, практические. Использование методики коррекции средствами искусства так или иначе «выводит» на эмоциональные состояния, переживания. Эмоционально насыщенные ситуации на основе художественного материала стимулируют у человека определенное поведение, вызывают у него ответное чувство. В связи с этим рекомендуется включать в работу с осужденными специально подобранную красивую музыку и «пронзительные» тексты, а также темы и сюжеты, где поднимаются вопросы нравственности, жизненной позиции человека. Целесообразно как можно чаще предлагать молодым людям пробовать понять переживания другого человека, ставить себя на его место, находить аргументы в защиту того, кто допустил этическую ошибку. Восприятие материала организуется так, чтобы воспитуемый увидел себя как в зеркале - это поможет ему лучше осознать и перестроить собственное отношение к миру, черты характера и поведение. 18
Применение в пенитенциарной практике методики коррекции средствами искусства ценностных ориентаций требует со стороны молодых осужденных реального действия, поступка, поведенческого акта, тренинга, упражнения в применении нравственной нормы, приучения, закрепления через многократное повторение устойчивого стереотипа действия, выработки нравственной привычки. Необходимо учитывать и тот факт, что использование воспитательного потенциала искусства не может быть осуществлено в неких универсальных методических приемах. Педагогическая коррекция отличается творческой вариативностью, использованием различных методов, многочисленных форм воспитательной работы, предполагающими разнообразную деятельность коллектива сотрудников, осужденных, а также систему их взаимодействия между собой и с окружающими людьми.
Процессуальная характеристика методики коррекции средствами искусства определяет целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию воспитания и личности осужденного. В общих чертах процессуальная часть коррекции как методики представляет собой подготовку к коррекционной работе (подбор участников, создание группы; выбор приемов, методов, форм, техник с учетом особенностей осужденных, принадлежащих к определенной возрастной группе; подбор художественного материала), организацию коррекционной работы (вовлечение каждого осужденного в активный познавательный процесс, включение в художественно-творческую и рефлексивную деятельность); заключительное обсуждение коррекционного процесса (рефлексия результатов).
Частные формы и техники воспитательной работы могут существенно отличаться друг от друга, ибо процесс коррекции каждой личности уникален. В таком представлении методика коррекции приобретает вид ненасильственной помощи молодым осужденным в обретении собственной позиции по отношению к общечеловеческим ценностям, способствует как внешней, эмоциональной, так и внутренней, содержательной самоактуализации личности.
Главным компонентом методики коррекции ценностных ориентаций осужденных являются специально подобранные ситуации морального выбора, повышающие уровень развития экзистенциальной сферы участников, способствую-
щие более продуктивному усвоению ими общечеловеческих норм и идеалов [1]. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности [2]. Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Осужденные в своей жизнедеятельности часто находятся в состоянии морального конфликта, им трудно определить свою личностную позицию, сделать правильный выбор. При этом они постоянно апеллируют к понятиям «справедливо/несправедливо», «имею право/не имею права», однако смысл этих понятий порой принимает искаженную форму, им трудно различать факты и ценности, анализировать зависимость оценки от контекста, логично строить моральное рассуждение.
Чтобы совершался нравственный и духовный рост молодых осужденных, чтобы они ставили себя на место литературных героев, размышляли, рассуждали, принимали решения, формировали внутренние нравственные потребности, обсуждение моральных ситуаций и нравственных проблем (как индивидуальное, так и групповое) целесообразно включать в каждое занятие. Обсуждаемые ситуации, построенные на основе художественного материала (литература, музыка, кино, живопись и др.) и близкие осужденным, описывают обстоятельства жизни, проблемы, сходные с обстоятельствами жизни и выбора каждого человека. Осужденные находят общее между собой и персонажами произведений в переживаемых чувствах, поступках, мыслях, поведении и жизненных обстоятельствах; учатся выражать чувства, анализировать решение проблем героев рассказов, рассматривать возможные альтернативные решения. При этом участник должен стараться как можно ярче почувствовать душевные переживания героя. Важно, чтобы он определил свое отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, решил для себя некоторую нравственную проблему. При невозможном однозначном решении подобранных ситуаций участник вынужден сделать выбор, сообразуясь со своей совестью, нравственными принципами, взять ответственность за свой выбор, не обвиняя других людей и внешние обстоятельства.
При решении дилемм (к примеру, при анализе произведений В. Распутина «Уроки французского» (учительница предлагает ученику сыграть в стеночку, чтобы проиграть ему деньги на молоко и хлеб); А. Чехова «Ионыч» (молодой
врач сначала работает честно, а потом берет взятки); Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (Сонечка Мармеладова идет на улицу, чтобы прокормить семью) и др.) осужденным предлагается следующий алгоритм принятия решения: 1) распознать и прояснить дилемму; 2) получить все возможные факты; 3) перечислить все варианты выбора; 4) проверить каждый вариант, задавая себе вопросы: «это законно?», «это правильно (нравственно, по-человечески)?»; 5) принять решение; 6) проверить решение, задавая вопросы: «Как я буду себя чувствовать, если мои близкие узнают о моем решении?»; «Как воспримут мое решение окружающие?». Безусловно, специфика представленных ситуаций состоит в том, что ни одна из них не предполагает абсолютно правильного, безупречного решения - любой вариант имеет свои минусы, тем не менее, следует учитывать, что решение проблемы - это выход из негативной ситуации, поиск путей перевода ее в позитивную. Для решения проблемы требуется произвести ряд осмысленных действий, затратить время и ресурсы, может быть, и привлечь других людей. Но, прежде всего, надо понять, что конкретно представляет собой данная ситуация, определить, какие есть варианты ее решения и выбрать из них оптимальный [3]. Уровень сформированности ценностных ориентаций, нравственного развития осужденного определяется пониманием того, почему был дан именно такой ответ, умением объяснить причину своих предпочтений.
Задачей педагога было поставить участника в ситуации, в которых он был бы вынужден раскрывать и изменять свои взгляды, поведение, преодолевать внутреннее сопротивление; основной акцент ставился на формирование ответственного отношения молодого осужденного к своей судьбе. Это способствовало развитию нравственных начал личности, осознанию собственных поступков, появлению стремления улучшить свои жизненные достижения.
Использование методики коррекции средствами искусства ценностных ориентаций молодых осужденных обеспечивает приоритетное развитие их субъектных свойств, пробуждает стремление к самовоспитанию, обогащению жизненного опыта. Это позволяет расширить диапазон гуманистически ориентированных способов достижения педагогических целей, существенно способствует закреплению в чувствах и сознании личности общественных цен-
ностей, формирует положительное отношение к этим ценностям, создает условия для самокоррекции молодых осужденных.
Библиографический список
1. Нравственное сознание: Развитие по Л. Коль-бергу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. treko. ru/show diet 1108
2. Бурлачук, Л. Ф. К психологической сущности теории ситуаций [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова // Психологический журнал. - 2002. - № 1. -С. 8.
3. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] : учебн. пособие / М. И. Рожков. - М.: Владос-пресс, 2004. - С. 138145.