Психология личности Зауторова Э.В.
Концепция коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста
Процесс коррекции ценностных ориентаций осужденных в местах лишения свободы и применение для этого различных средств искусства позволяет обеспечить более эффективное воздействие на мировосприятие молодых людей, формирование их смысложизненных ориентаций, развитие творческого потенциала, расширение социального опыта, подготовки их к жизненной самореализации после освобождения. Концепция данного процесса представляет собой единство конкретных идей, обеспечивающих направленность воспитательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода как нового направления в теоретическом и экспериментальном изучении личности (исследование осуществлялось при финансовой поддержке РГНФ, проект №08-06-00860а). В педагогике данный подход опирается на ключевую идею о необходимости преобразования личности из преимущественно объекта воспитательного воздействия преимущественно в субъект (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, А. Маслоу, А.В. Петровский, М.И. Рожков, С. Л. Рубинштейн и др.).
Коррекция личности в свете рефлексивно-деятельностного подхода рассматривается как процесс самоизменения молодого осужденного под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды и результат этого процесса. Несмотря на то, что в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы осужденный ограничен в принятии самостоятельных решений в тех или иных жизненных ситуациях, тем не менее он способен определять личностную позицию, принимать решения в плане своего поведения. Коррекция ценностных ориентаций в условиях изоляции будет тем эффективнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил осужденного, чем более будет стимулироваться функционирование его экзистенциальной сферы с тем, чтобы активизировать свои потенции и стремление к самореализации и саморазвитию.
Коррекция личности - длительный процесс, который не заканчивается в стенах исправительного учреждения. Сущность человека заключается в постоянном нравственном совершенствовании. Смысл коррекции ценностных ориентаций лиц, преступивших закон, не в том, чтобы сделать их лояльными по отношению к закону, а сформировать у осужденных ценностные представления, которые способствовали бы его определению в жизни общества. Поэтому осужденный должен не только стремиться получить положительную характеристику и условно-досрочное освобождение, а сделать процесс самовоспитания сутью дальнейшей жизни, стать способным к саморазвитию, самоизменению и направить свои силы на самокоррекцию своей личности.
В условиях гуманизации и демократизации уголовно-исполнительной системы взгляд на процесс исправления осужденного требует качественной перестройки, что предполагает поиск активных методов психолого-педагогического воздействия, при этом коррекционная работа должна основываться лишь на добровольном признании
осужденным необходимости позитивных изменений в его смыслах, ценностях, внутреннем мире. Осужденный сам должен желать изменений, самостоятельно совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным. В этом заключается основная идея нашего научного поиска. Теоретическая основа реализации этой идеи представлена ниже в виде концептуальных положений, раскрывающих главные направления исследования.
В основе концепции лежит обоснованная нами категория «коррекция ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста». Данный процесс в специфических условиях лишения свободы мы рассматриваем как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с осужденными молодежного возраста, заключающийся в целенаправленном изменении их социально-психологических установок и представлений, овладении приемами и способами саморегуляции и саморазвития, формировании положительной направленности на осмысленную деятельность и способствующий интеграции лиц, лишенных свободы, в социум. Целенаправленный процесс коррекции ценностей позволит обеспечивать развитие экзистенциальной сферы осужденных молодежного возраста, если цели будут ориентировать не только на формирование знаний, но и на развитие навыков рефлексии, разумного мышления и поведения, нравственных свойств и качеств.
В связи с этим в рамках рефлексивно-деятельностного подхода нами была выявлена основная закономерность процесса - коррекция ценностных ориентаций осужденных осуществляется на основе активности самого осужденного во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Реализация данной закономерности предполагает, что эффект коррекционного воспитания зависит от характера и направленности деятельности осужденного, соответствия содержания, способов и средств воздействия возрастным и психологическим особенностям личности молодого человека, его жизненному опыту. При этом корреляция уровня сформированности ценностных ориентаций осужденных зависит от уровня организации данного процесса в исправительном учреждении, а также обусловленности позитивных результатов процесса отношением человека к совершенному преступлению и уголовному наказанию, которому он подвергнут. Чем выше активность молодого человека в осознании значимости и необходимости своего исправления, умении планировать результат деятельности, контролировать его достижение, оценивая его уровень, анализировать недостатки и самокорректировать их, тем эффективнее процесс исправления осужденного.
Перечисленные выше закономерность и зависимости создают определенную систему связей, практическая реализация которых должна способствовать коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста. Это позволило определить основные (природосообразности, культуросообразности, центрации, педагогического оптимизма, социального закаливания) и специфические принципы процесса коррекции, которые тесно связанны с закономерностями и лаконично выражают основные концептуальные идеи, на основе которых разворачивается взаимодействие всех субъектов коррекционного взаимодействия, зиждется комплекс всех его составляющих (содержание, формы, методы, технологии):
• принцип персонификации предполагает выбор педагогических задач и средств, адекватных жизненной ситуации каждого осужденного с учетом его личностных характеристик и возможностей. Принцип также предполагает опору на личностные
качества осужденного (направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения), связанные с возрастом и индивидуальными особенностями личности. Человек реагирует на воспитательное воздействие по-разному в зависимости от ранее сложившихся черт его личности, от взаимоотношений с воспитателем, от причины, вызвавшей поступок, на которую это воздействие направлено, от взаимоотношений с окружающими, от отношения его к воспитательному воздействию;
• принцип комплексности отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи (единство диагностики, коррекции и развития), обеспечивающий своевременное выявление и квалификацию трудностей в коррекционно-развивающем воспитании, а также определение комплекса мер, способствующих преодолению, компенсации недостатков и негативных тенденций развития. Данный принцип также означает необходимость развития и изменения личности осужденного с различных сторон - интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой, физической. При этом важно, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к исправлению осужденных, действовали сообща, предъявляли им согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие;
• принцип оптимального сочетания «нормативности» развития с «личностными достижениями». Поведение человека нужно рассматривать в неразрывной связи с ситуацией, конкретными условиями. В основе нормального поведения -соблюдение общечеловеческих требований, христианских заповедей, отклонение поведения человека от этих норм рассматривается как девиантное. Под нормативностью развития понимается соответствие поведения осужденного требованиям деятельности, нормам и правилам взаимоотношений в обществе. При этом важен уровень сформированности ценностных ориентаций личности, умение оценивать себя достаточно адекватно в конкретных видах деятельности, иерархия мотивов и т.д., что дает возможность сотрудникам обнаруживать те или иные отклонения, принимать соответствующие решения о необходимости их коррекции;
• суть деятельностного принципа заключается в том, что в коррекционной работе подразумевается организация активной деятельности осужденного, в ходе которой создаются условия для целенаправленного формирования обобщенных способов ориентировки его в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, т. е. в социальной ситуации развития, и необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Включение осужденных в ситуации развития требуют с их стороны волевого усилия для преодоления негативного внешнего воздействия, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям молодого человека, формирование рефлексивной позиции. Возникновение ответной активности со стороны осужденного - залог успеха коррекционной работы;
• принцип доступности восприятия произведений искусства предполагает необходимость учета уровня подготовленности осужденных к восприятию произведений различных видов искусства, при этом процесс приобщения к ценностям искусства, оставаясь доступным, создает условия для развития их познавательной самостоятельности условия для развития их познавательной самостоятельности. Этот принцип подразумевает постепенное усложнение содержания, видов и форм воспитательной деятельности, а также означает постоянный поиск новых, обоснованных индивидуальными особенностями участников. В процессе восприятия произведений
искусства лежит собственный опыт личности, установки, представления, интересы. Искусство «заражает» человека и это проявляется в потребности сделать так же, похоже, попробовать себя в чем-либо, одним словом, искусство «ведет» человека к какому-то действию;
• принцип организации эмоционально-чувственного сопереживания в процессе коррекции ценностных ориентаций переносит акцент на эмоции и чувства осужденного в деле форсирования его личностных черт и качеств призван организовывать возникновение эмоционально насыщенных образов того или иного поведения; сопереживание как предвосхищение вероятного возможного через эмоциональное проживание чувств и отношений в своем воображении предохраняет осужденного от возможных негативных последствий своего поведения и подкрепляет информацию воспитательного характера, которую транслирует сотрудник. Принцип также предполагает целенаправленную заботу сотрудника о благоприятном эмоциональном фоне в коллективе; это также условие, средство, основной механизм успешности педагогического процесса, так как творческая деятельность неразрывно связана с эмоциональной сферой человека; взаимодействие на фоне положительных эмоций создает между людьми позитивные связи, обостряя чувства и опираясь на них, воспитатель достигает правильного и более быстрого восприятия молодым осужденным требуемых норм и правил;
• принцип эстетизации среды, где осуществляется включение воспитуемого в процесс ее освоения и преобразования, там успешнее идет процесс коррекции осужденного и развитие его личностных сфер: изменившаяся среда, в свою очередь, оказывает воспитывающее влияние на осужденного. В этом случае создание такой среды предстает не только как сфера реализации личностью своих творческих сил, но и как процесс «присвоения» ценностей и нормативов среды, ее «персонализации» и «персонификации». Предметно-эстетическая среда учреждения должна стать средой функционирующего в ней первичного коллектива осужденных, должна стать «своей», должна быть принята как коллективом осужденных, так и отдельной личностью. Данный принцип адресован духовно-значимым свойствам личности осужденных, их развитию с целью коррекции ценностных ориентиров, восстановления психического здоровья, что предопределяет согласованность применения различных форм коррекционного процесса с законами красоты и гармонии. Высокий нравственный смысл состоит в том, что каждый осужденный своим творчеством может внести лепту в развитие социального бытия;
• принцип соблюдения законности при определении содержания, методов, приемов и средств коррекции ценностных ориентаций осужденных. Любое влияние на осужденного может быть оказано лишь на основе и в полном соответствии с предписаниями действующего законодательства и ведомственных нормативных актов. В работе педагога не должно иметь место противопоставление законности и педагогической целесообразности коррекционной деятельности. В процессе исправления у каждого осужденного должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих ценностные ориентации, высоконравственные установки, которые позже позволят ему вести себя в соответствии с предписаниями закона.
Рассмотренные выше принципы коррекции ценностных ориентаций осужденных средствами искусства тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, отражает объективное содержание и требования закономерностей педагогического процесса в исправительном учреждении.
Данные принципы служат своеобразными ориентирами, которые помогают сотрудникам достигать намеченных педагогических целей в оптимальные сроки с наименьшей затратой сил и средств, делают коррекционный процесс наиболее эффективным.
Результатом процесса коррекции ценностных ориентаций осужденных является личностное развитие и саморазвитие осужденных; повышение уровня сформированности ценностных ориентиров, развитие экзистенциальной сферы; изменение нравственной позиции осужденного в деятельности; развитие способности к самоопределению в жизненном пространстве. При этом важной задачей воспитательной работы является создание осужденным условий для работы над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения. В ходе коррекции от молодых людей требуется напряженный труд души, приобретение устойчивых нравственных привычек, закалка характера и воли. Изменение отношения к организуемой коррекционной работе может быть достигнуто только через формирование в правонарушителях ощущения «авторства» этой деятельности, своей субъектной роли в ее планировании и организации, а это возможно лишь за счет развития субъектной позиции, как коллективов осужденных, так и каждого осужденного в отдельности.
Реализация настоящей концепции призвана способствовать построению и развитию процесса коррекции осужденных данного возраста как динамичного, творческого и демократического процесса в условиях исправительного учреждения, целенаправленной организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в данном направлении.
Таким образом, концепция коррекции ценностных ориентаций представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, направленных на реализацию рефлексивно-деятельностного подхода, позиционирующего коррекцию как процесс развития экзистенциальной сферы осужденных молодежного возраста средствами искусства. Основные концептуальные идеи успешно применяются в деятельности исправительных учреждений и могут получить широкое распространение в различных воспитательных системах.
Литература
1. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика: Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - С. 234.
2. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1998. - 45 с.
3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособ. сред. спец. учебн. заведений. - М.: Владос, 2003. - С. 30-31.
4. Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебн. пособие. - М.: Владос-пресс, 2004. - С. 86-90.
5. Стурова М. П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис. ...док. пед. наук. - М.: Академия министерства вн. дел СССР. - М., 1991.- С. 18.