Научная статья на тему 'Концепция коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста'

Концепция коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / КОРРЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э. В.

Результатом процесса коррекции ценностных ориентаций осужденных является личностное развитие и саморазвитие осужденных; повышение уровня сформированности ценностных ориентиров, развитие экзистенциальной сферы; изменение нравственной позиции осужденного в деятельности; развитие способности к самоопределению в жизненном пространстве. Реализация настоящей концепции призвана способствовать построению и развитию процесса коррекции осужденных данного возраста как динамичного, творческого и демократического процесса в условиях исправительного учреждения, целенаправленной организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в данном направлении. Основные концептуальные идеи успешно применяются в деятельности исправительных учреждений и могут получить широкое распространение в различных воспитательных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зауторова Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста»

Психология личности Зауторова Э.В.

Концепция коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста

Процесс коррекции ценностных ориентаций осужденных в местах лишения свободы и применение для этого различных средств искусства позволяет обеспечить более эффективное воздействие на мировосприятие молодых людей, формирование их смысложизненных ориентаций, развитие творческого потенциала, расширение социального опыта, подготовки их к жизненной самореализации после освобождения. Концепция данного процесса представляет собой единство конкретных идей, обеспечивающих направленность воспитательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода как нового направления в теоретическом и экспериментальном изучении личности (исследование осуществлялось при финансовой поддержке РГНФ, проект №08-06-00860а). В педагогике данный подход опирается на ключевую идею о необходимости преобразования личности из преимущественно объекта воспитательного воздействия преимущественно в субъект (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, А. Маслоу, А.В. Петровский, М.И. Рожков, С. Л. Рубинштейн и др.).

Коррекция личности в свете рефлексивно-деятельностного подхода рассматривается как процесс самоизменения молодого осужденного под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды и результат этого процесса. Несмотря на то, что в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы осужденный ограничен в принятии самостоятельных решений в тех или иных жизненных ситуациях, тем не менее он способен определять личностную позицию, принимать решения в плане своего поведения. Коррекция ценностных ориентаций в условиях изоляции будет тем эффективнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил осужденного, чем более будет стимулироваться функционирование его экзистенциальной сферы с тем, чтобы активизировать свои потенции и стремление к самореализации и саморазвитию.

Коррекция личности - длительный процесс, который не заканчивается в стенах исправительного учреждения. Сущность человека заключается в постоянном нравственном совершенствовании. Смысл коррекции ценностных ориентаций лиц, преступивших закон, не в том, чтобы сделать их лояльными по отношению к закону, а сформировать у осужденных ценностные представления, которые способствовали бы его определению в жизни общества. Поэтому осужденный должен не только стремиться получить положительную характеристику и условно-досрочное освобождение, а сделать процесс самовоспитания сутью дальнейшей жизни, стать способным к саморазвитию, самоизменению и направить свои силы на самокоррекцию своей личности.

В условиях гуманизации и демократизации уголовно-исполнительной системы взгляд на процесс исправления осужденного требует качественной перестройки, что предполагает поиск активных методов психолого-педагогического воздействия, при этом коррекционная работа должна основываться лишь на добровольном признании

осужденным необходимости позитивных изменений в его смыслах, ценностях, внутреннем мире. Осужденный сам должен желать изменений, самостоятельно совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным. В этом заключается основная идея нашего научного поиска. Теоретическая основа реализации этой идеи представлена ниже в виде концептуальных положений, раскрывающих главные направления исследования.

В основе концепции лежит обоснованная нами категория «коррекция ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста». Данный процесс в специфических условиях лишения свободы мы рассматриваем как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с осужденными молодежного возраста, заключающийся в целенаправленном изменении их социально-психологических установок и представлений, овладении приемами и способами саморегуляции и саморазвития, формировании положительной направленности на осмысленную деятельность и способствующий интеграции лиц, лишенных свободы, в социум. Целенаправленный процесс коррекции ценностей позволит обеспечивать развитие экзистенциальной сферы осужденных молодежного возраста, если цели будут ориентировать не только на формирование знаний, но и на развитие навыков рефлексии, разумного мышления и поведения, нравственных свойств и качеств.

В связи с этим в рамках рефлексивно-деятельностного подхода нами была выявлена основная закономерность процесса - коррекция ценностных ориентаций осужденных осуществляется на основе активности самого осужденного во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Реализация данной закономерности предполагает, что эффект коррекционного воспитания зависит от характера и направленности деятельности осужденного, соответствия содержания, способов и средств воздействия возрастным и психологическим особенностям личности молодого человека, его жизненному опыту. При этом корреляция уровня сформированности ценностных ориентаций осужденных зависит от уровня организации данного процесса в исправительном учреждении, а также обусловленности позитивных результатов процесса отношением человека к совершенному преступлению и уголовному наказанию, которому он подвергнут. Чем выше активность молодого человека в осознании значимости и необходимости своего исправления, умении планировать результат деятельности, контролировать его достижение, оценивая его уровень, анализировать недостатки и самокорректировать их, тем эффективнее процесс исправления осужденного.

Перечисленные выше закономерность и зависимости создают определенную систему связей, практическая реализация которых должна способствовать коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста. Это позволило определить основные (природосообразности, культуросообразности, центрации, педагогического оптимизма, социального закаливания) и специфические принципы процесса коррекции, которые тесно связанны с закономерностями и лаконично выражают основные концептуальные идеи, на основе которых разворачивается взаимодействие всех субъектов коррекционного взаимодействия, зиждется комплекс всех его составляющих (содержание, формы, методы, технологии):

• принцип персонификации предполагает выбор педагогических задач и средств, адекватных жизненной ситуации каждого осужденного с учетом его личностных характеристик и возможностей. Принцип также предполагает опору на личностные

качества осужденного (направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения), связанные с возрастом и индивидуальными особенностями личности. Человек реагирует на воспитательное воздействие по-разному в зависимости от ранее сложившихся черт его личности, от взаимоотношений с воспитателем, от причины, вызвавшей поступок, на которую это воздействие направлено, от взаимоотношений с окружающими, от отношения его к воспитательному воздействию;

• принцип комплексности отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи (единство диагностики, коррекции и развития), обеспечивающий своевременное выявление и квалификацию трудностей в коррекционно-развивающем воспитании, а также определение комплекса мер, способствующих преодолению, компенсации недостатков и негативных тенденций развития. Данный принцип также означает необходимость развития и изменения личности осужденного с различных сторон - интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой, физической. При этом важно, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к исправлению осужденных, действовали сообща, предъявляли им согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие;

• принцип оптимального сочетания «нормативности» развития с «личностными достижениями». Поведение человека нужно рассматривать в неразрывной связи с ситуацией, конкретными условиями. В основе нормального поведения -соблюдение общечеловеческих требований, христианских заповедей, отклонение поведения человека от этих норм рассматривается как девиантное. Под нормативностью развития понимается соответствие поведения осужденного требованиям деятельности, нормам и правилам взаимоотношений в обществе. При этом важен уровень сформированности ценностных ориентаций личности, умение оценивать себя достаточно адекватно в конкретных видах деятельности, иерархия мотивов и т.д., что дает возможность сотрудникам обнаруживать те или иные отклонения, принимать соответствующие решения о необходимости их коррекции;

• суть деятельностного принципа заключается в том, что в коррекционной работе подразумевается организация активной деятельности осужденного, в ходе которой создаются условия для целенаправленного формирования обобщенных способов ориентировки его в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, т. е. в социальной ситуации развития, и необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Включение осужденных в ситуации развития требуют с их стороны волевого усилия для преодоления негативного внешнего воздействия, овладение определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям молодого человека, формирование рефлексивной позиции. Возникновение ответной активности со стороны осужденного - залог успеха коррекционной работы;

• принцип доступности восприятия произведений искусства предполагает необходимость учета уровня подготовленности осужденных к восприятию произведений различных видов искусства, при этом процесс приобщения к ценностям искусства, оставаясь доступным, создает условия для развития их познавательной самостоятельности условия для развития их познавательной самостоятельности. Этот принцип подразумевает постепенное усложнение содержания, видов и форм воспитательной деятельности, а также означает постоянный поиск новых, обоснованных индивидуальными особенностями участников. В процессе восприятия произведений

искусства лежит собственный опыт личности, установки, представления, интересы. Искусство «заражает» человека и это проявляется в потребности сделать так же, похоже, попробовать себя в чем-либо, одним словом, искусство «ведет» человека к какому-то действию;

• принцип организации эмоционально-чувственного сопереживания в процессе коррекции ценностных ориентаций переносит акцент на эмоции и чувства осужденного в деле форсирования его личностных черт и качеств призван организовывать возникновение эмоционально насыщенных образов того или иного поведения; сопереживание как предвосхищение вероятного возможного через эмоциональное проживание чувств и отношений в своем воображении предохраняет осужденного от возможных негативных последствий своего поведения и подкрепляет информацию воспитательного характера, которую транслирует сотрудник. Принцип также предполагает целенаправленную заботу сотрудника о благоприятном эмоциональном фоне в коллективе; это также условие, средство, основной механизм успешности педагогического процесса, так как творческая деятельность неразрывно связана с эмоциональной сферой человека; взаимодействие на фоне положительных эмоций создает между людьми позитивные связи, обостряя чувства и опираясь на них, воспитатель достигает правильного и более быстрого восприятия молодым осужденным требуемых норм и правил;

• принцип эстетизации среды, где осуществляется включение воспитуемого в процесс ее освоения и преобразования, там успешнее идет процесс коррекции осужденного и развитие его личностных сфер: изменившаяся среда, в свою очередь, оказывает воспитывающее влияние на осужденного. В этом случае создание такой среды предстает не только как сфера реализации личностью своих творческих сил, но и как процесс «присвоения» ценностей и нормативов среды, ее «персонализации» и «персонификации». Предметно-эстетическая среда учреждения должна стать средой функционирующего в ней первичного коллектива осужденных, должна стать «своей», должна быть принята как коллективом осужденных, так и отдельной личностью. Данный принцип адресован духовно-значимым свойствам личности осужденных, их развитию с целью коррекции ценностных ориентиров, восстановления психического здоровья, что предопределяет согласованность применения различных форм коррекционного процесса с законами красоты и гармонии. Высокий нравственный смысл состоит в том, что каждый осужденный своим творчеством может внести лепту в развитие социального бытия;

• принцип соблюдения законности при определении содержания, методов, приемов и средств коррекции ценностных ориентаций осужденных. Любое влияние на осужденного может быть оказано лишь на основе и в полном соответствии с предписаниями действующего законодательства и ведомственных нормативных актов. В работе педагога не должно иметь место противопоставление законности и педагогической целесообразности коррекционной деятельности. В процессе исправления у каждого осужденного должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих ценностные ориентации, высоконравственные установки, которые позже позволят ему вести себя в соответствии с предписаниями закона.

Рассмотренные выше принципы коррекции ценностных ориентаций осужденных средствами искусства тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, отражает объективное содержание и требования закономерностей педагогического процесса в исправительном учреждении.

Данные принципы служат своеобразными ориентирами, которые помогают сотрудникам достигать намеченных педагогических целей в оптимальные сроки с наименьшей затратой сил и средств, делают коррекционный процесс наиболее эффективным.

Результатом процесса коррекции ценностных ориентаций осужденных является личностное развитие и саморазвитие осужденных; повышение уровня сформированности ценностных ориентиров, развитие экзистенциальной сферы; изменение нравственной позиции осужденного в деятельности; развитие способности к самоопределению в жизненном пространстве. При этом важной задачей воспитательной работы является создание осужденным условий для работы над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения. В ходе коррекции от молодых людей требуется напряженный труд души, приобретение устойчивых нравственных привычек, закалка характера и воли. Изменение отношения к организуемой коррекционной работе может быть достигнуто только через формирование в правонарушителях ощущения «авторства» этой деятельности, своей субъектной роли в ее планировании и организации, а это возможно лишь за счет развития субъектной позиции, как коллективов осужденных, так и каждого осужденного в отдельности.

Реализация настоящей концепции призвана способствовать построению и развитию процесса коррекции осужденных данного возраста как динамичного, творческого и демократического процесса в условиях исправительного учреждения, целенаправленной организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в данном направлении.

Таким образом, концепция коррекции ценностных ориентаций представляет собой комплекс взаимоувязанных мер, направленных на реализацию рефлексивно-деятельностного подхода, позиционирующего коррекцию как процесс развития экзистенциальной сферы осужденных молодежного возраста средствами искусства. Основные концептуальные идеи успешно применяются в деятельности исправительных учреждений и могут получить широкое распространение в различных воспитательных системах.

Литература

1. Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика: Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - С. 234.

2. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1998. - 45 с.

3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособ. сред. спец. учебн. заведений. - М.: Владос, 2003. - С. 30-31.

4. Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебн. пособие. - М.: Владос-пресс, 2004. - С. 86-90.

5. Стурова М. П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис. ...док. пед. наук. - М.: Академия министерства вн. дел СССР. - М., 1991.- С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.