Научная статья на тему 'Использование ситуаций морального выбора в воспитательном процессе исправительных учреждений'

Использование ситуаций морального выбора в воспитательном процессе исправительных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / SITUATION OF MORAL CHOICE FROM THE WORKS OF FICTION / VALUE ORIENTATION OF THE CONVICTS / EDUCATIONAL PROCESS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна, Бабурин Сергей Витальевич

В статье раскрывается возможность использования ситуаций морального выбора, взятых из произведений художественной литературы, в работе с осужденными в условиях исправительного учреждения. Обсуждение данных ситуаций является важным условием жизненной активности человека, помогает задействовать потенциал внутренней активности и самоопределения каждого участника воспитательного процесса. Моделирование и применение ситуаций морального выбора в воспитательной работе с осужденными поможет проверить их нравственную зрелость, сделать сознательный отбор тех или иных ценностей, а также способствовать более успешной реализации человека в жизненном пространстве и адаптации в обществе после освобождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ситуаций морального выбора в воспитательном процессе исправительных учреждений»

УДК 376.5

Э. В. Зауторова, С. В. Бабурин

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИЙ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье раскрывается возможность использования ситуаций морального выбора, взятых из произведений художественной литературы, в работе с осужденными в условиях исправительного учреждения. Обсуждение данных ситуаций является важным условием жизненной активности человека, помогает задействовать потенциал внутренней активности и самоопределения каждого участника воспитательного процесса. Моделирование и применение ситуаций морального выбора в воспитательной работе с осужденными поможет проверить их нравственную зрелость, сделать сознательный отбор тех или иных ценностей, а также способствовать более успешной реализации человека в жизненном пространстве и адаптации в обществе после освобождения.

Ситуации морального выбора из произведений художественной литературы, ценностные ориентации осужденных, воспитательный процесс в исправительных учреждениях.

The article reveals the possibility of using situations of moral choice, taken from works of literature, in the work with offenders in correctional institutions. Discussion of these situations is an important condition of vital activity of a person, helps to set in motion the potential of internal activity and determination of each participant of an educational process. Modeling and use of situations of moral choice in an educational work with convicted persons helps to check their moral maturity and to make a conscious selection of certain values, as well as to contribute to a more successful realization of a person in the living space and his adaptation to the society after release.

Situation of moral choice from the works of fiction, value orientation of the convicts, educational process in correctional institutions.

Введение.

Очень часто асоциальное и противоправное поведение человека проистекает из морального, правового и социального невежества. При этом у многих не сформировано умение прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели, нести ответственность перед самим собой, своей семьей, что тесно связано с проблемами развития и содержания их экзистенциальной сферы и в значительной мере осложняет процесс исправления. В связи с этим необходима специальная работа по повышению уровня сформированности нравственных ценностных ори-ентаций осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Любой педагог, воспитатель, учитель сталкивается с главной проблемой воспитания - проблемой нравственного выбора, при этом «суперзадачей» педагогической деятельности является: научить своих подопечных правильно осуществлять нравственно-моральный выбор и жить в постоянной готовности к его совершению. Нравственный выбор определяется координатами «хорошо» и «плохо» - добро и зло, которые человек (не столько рационально, а больше интуитивно) воспринимает не как субъективные, а скорее объективные категории, почти не зависящие от собственных пристрастий и предубеждений и которые находятся неизмеримо глубже, чем уровень «нравится» - «не нравится» [3, с. 3-4].

Учитывая, что у большинства лиц, лишенных свободы, не устоялись внутренние критерии добра и зла, понятие о данных категориях текучи, конвенциональны и подвержены мимолетным влияниям, то им необходима помощь. Поэтому в воспитательной работе важно предоставить человеку свободу выбора

и самостоятельность, стимулируя внутреннее побуждение к позитивным изменениям, личностному росту.

Произведения художественной литературы содержат множество примеров, содержащих противоречия, сложные морально-психологические проблемы, разрешение которых направляет в положительное русло нравственное развитие личности, значительно может повысить уровень сформированности нравственных ценностных ориентаций личности и научить ее осуществлять обоснованный и сознательный выбор в тех ситуациях, с которыми она встретится в жизни. Являясь теоретическими, эти ситуации в мыслях и чувствах человека моделирует возможное поведение, тем самым способствуют накоплению нравственных знаний участников процесса, опыт по ситуациям реальной ответственности, выбора, принятия решений, проектированию своего поведения, переживанию и проживанию ситуаций нравственного поведения.

Литературное произведение позволяет задействовать потенциал внутренней активности и самоопределения, без которых результаты воспитания не могут быть признаны сколько-нибудь эффективными. Избегая прямого воздействия, обсуждение, казалось бы, далеких от своей жизни ситуаций, ситуации морального выбора позволяют задействовать косвенные способы нравственного воспитания. Произведение искусства достигает своей коррекционно-воспитательной цели, когда оно непосредственно воспринято человеком, когда освоено его художественное содержание. Общение с искусством несет огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем художественный материал может быть

представлен широким перечнем произведений искусства разных времен и жанров, позволяет «проживать» собственные эмоциональные переживания, способствует развитию интереса к жизни, творческому подходу к деятельности.

Основная часть.

Задача руководства и сотрудников исправительного учреждения - создать такие условия и образ жизни воспитуемых, которые сформировали бы у них социально приемлемые потребности и качества личности, сохранив при этом их индивидуальную неповторимость [4, с. 19]. Мы разделяем данную позицию, и полагаем, что именно жизненные ценности, нравственные качества, отношение к правовым нормам и совестливость осужденных должны, в первую очередь, быть объектом изучения специалистов пенитенциарной системы. На основе изучения изменений, которые происходят в ценностно-нормативной сфере осужденных, можно прогнозировать и поведение осужденных после освобождения.

Изучая ценностный мир осужденных, важно отметить, что среди их базовых ценностей лидируют семья, верные друзья, богатство, комфорт в жизни. Собственно это и есть ценности «для всех», при этом главное отличие ценностных ориентаций правонарушителей состоит в средствах достижения своего желания чувствовать себя счастливыми. Мотиваци-онная сфера их личности характеризуется неадекватным соотношением потребностей и способов их удовлетворения. Многие из них хотят богатства даже ценой дружбы, благополучия в семье, интеллектуальных и нравственных качеств. Для достижения материальной обеспеченности - ориентация на высокий заработок любой ценой - смещает все человеческие ценности, дефекты нравственного сознания очевидны.

Поэтому важно развивать умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего изменения. Развитию данных способностей могут значительно помочь обсуждение ситуаций морального выбора.

Категория «ситуация» широко используется в психологии и педагогике. Ученые-исследователи определяют моральный выбор как «акт целеустремленной и целесообразной деятельности [1, с. 112], как целостное качество личности, оказывающее значительное влияние на развитие личности в целом и как «важнейший показатель нравственной воспитанности личности. В жизни человека оценивают по тому, какой моральный выбор и как они делают» [2, с. 160-165]. И. С. Кон определяет нравственный выбор как «акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки» [7, с. 430]. Ситуация рассматривается как совокупность элементов среды либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности, и

только тогда становится для человека ситуацией выбора, когда она становится личностно и жизненно значимой.

Искусственно создаваемые условия способствуют становлению рефлексивного самоопределения личности, включающие в себя проблематизацию, рефлексию собственных ценностей и формируют личностное отношение к проблеме. Умение видеть, осознавать и анализировать ситуации морального выбора вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом сформированности ценностных ориен-таций и нравственного самосознания личности. Преднамеренное моделирование и создание проблемных ситуаций, так называемого метода дилемм [5], заострение характерных для них противоречий, решение сложных моральных проблем значительно способствуют выбору молодыми людьми правильного решения в тех ситуациях, с которыми они встретятся в жизни.

По мнению Л. Кольберга, нравственное развитие имеет три последовательных уровня, каждый включает две четко выраженные стадии. На протяжении этих шести стадий происходит прогрессивное изменение оснований морального рассуждения. На ранних стадиях суждение выносится с опорой на некие внешние силы - ожидаемое вознаграждение или наказание [5]. На самых последних, высших, стадиях суждение уже основывается на личном, внутреннем моральном кодексе и практически не поддается влиянию других людей или общественным ожиданиям.

Итак, участникам процесса зачитывается рассказ, содержащий возможности морального выбора; после этого им задают вопросы, которые позволяют определить их морально-нравственные предпочтения; каждый из опрашиваемых должен объяснить, почему поступок человека он считает правильным или неправильным. Вместе с тем специфика представленной ситуации состоит в том, что ни одна дилемма не содержит абсолютно правильного, безупречного решения - любой вариант имеет свои минусы. Данный метод заключается в совместном обсуждении участниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение [6, с. 138-145]. По каждому вопросу участники приводят убедительные доводы «за» и «против». Такие дилеммы всегда порождают спор, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Уровень сформированности ценностных ориен-таций, нравственного развития личности определяется пониманием того, почему был дан именно такой ответ, умением объяснить причину своих предпочтений. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Показателем низкого уровня сформированности является конформизм воспитуемого, ссылка на других: «Все так поступают. Каждый бы так поступил» и др.

Решение проблемы - это выход из негативной ситуации, поиск путей перевода ее в позитивную ситуацию. Для решения проблемы требуется произве-

сти ряд осмысленных действий, затратить время и ресурсы, может быть, и привлечь других людей. Но прежде всего надо понять, что конкретно представляет из себя негативная ситуация, определить, какие есть варианты решения проблемы и выбрать наиболее оптимальный из них выход. Экзистенциальный взгляд на природу человека предполагает уважение к личности и ее субъективным переживаниям; разделяется вера в способность сделать позитивный, конструктивный, осознанный выбор; акцентируются свобода выбора, ценность личностной ответственности, независимости, цель и смысл жизни.

При решении дилемм предлагается следующий алгоритм принятия решения:

1) распознать и прояснить дилемму;

2) получить все возможные факты;

3) перечислить все варианты выбора;

4) проверить каждый вариант, задавая себе вопросы: «это законно?», «это правильно (нравственно, по-человечески)?»;

5) принятие решения;

6) проверить решение, задавая вопросы: «Как я себя буду чувствовать, если мои близкие узнают о моем решении?»; «Как воспримут окружающие мое решение?»

Использование в воспитательной работе с осужденными ситуаций морального выбора способствует формированию интеллектуально развитой, нравственной личности, социально адаптивной, способной к самореализации, к развитию своих духовных и природных творческих возможностей, готовой к принятию правильного морального поведения.

Условиями успешности использования в педагогическом процессе ситуаций морального выбора являются: обеспечение субъектной позиции и креативности участников; учет возрастных особенностей; готовность человека осуществлять обоснованный и сознательный выбор форм деятельности; осознание им важности и значимости социально полезной деятельности для удовлетворения своих интересов и потребностей; содержание деятельности строится на посильно сложных ситуациях, разрешение которых направляет в положительное русло нравственное развитие; моделируются те отношения, которые являются наиболее важными для воспитуемого, где действительно возможны личностные достижения, где присутствует желание добиться успеха, проявить себя; систематическое подкрепление процесса позитивного приобщения воспитуемых к деятельности.

В практической работе данный процесс реализуется в следующих правилах: максимально опираться на активность личности; приобщать участников с помощью педагогического стимулирования к позитивной деятельности, которая должна быть напряженной, интенсивной и творческой; считаться не только с объективными индивидуальными различиями, но и с субъективным миром формирующейся индивидуальности молодого человека; заботиться о повышении самоуважения и чувства собственного достоинства осужденных; видеть психологические трудности и противоречия данного возраста и осуществлять помощь в их разрешении; обеспечивать

широкий диапазон ролевого участия осужденных в воспитательных мероприятиях; создавать ситуации выбора формы, способа, роли, позиции своего участия в деятельности; сочетать воспитание с самовоспитанием личности; развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность участников процесса, направлять ведущую к успеху деятельность.

Круг этих задач, как правило, решается на индивидуальных и групповых занятиях и предполагает включение художественного материала, который удовлетворяет педагогическим требованиям и может заинтересовать участников процесса. Создание условий, обеспечивающих личности участие в том или ином виде деятельности, вне зависимости от успешности ее результатов предполагает подбор специального художественного материала; яркие художественные образы стимулируют фантазию, рождают необычные интерпретации, ассоциации. Эмоционально насыщенные ситуации на основе художественного материала стимулируют у человека определенное поведение, вызывают у него ответное чувство. Целесообразно как можно чаще предлагать осужденным пробовать понять переживания другого человека, ставить себя на его место, находить в защиту того, кто допустил этическую ошибку. Восприятие материала организуется так, чтобы воспитуемый увидел себя как в зеркале. Это поможет лучше осознать и перестроить собственное восприятие мира, черты характера и поведение. Эмоциональность художественного материала с огромной силой воздействует на человека, его отношение к своим поступкам в жизни.

Осмысливать нравственные проблемы, активно применять свои знания, свой жизненный опыт, используя свои убеждения, ставить вопросы, анализировать различные морально-этические коллизии, сложные проблемы человеческих отношений, принимать самостоятельные решения, развивать познавательную самостоятельность и творческие способности воспитуемые учатся на таких активных формах, как диспут, беседа с элементами дискуссии, ролевая игра, тренинги, тематические вечера, а также в работе художественных кружков, факультативов, объединений и др. Специально созданные ситуации морального выбора в процессе формирования ценностных ориентаций лиц молодежного возраста повышают уровень развития экзистенциальной сферы человека, способствуют более продуктивному усвоению общечеловеческих норм и идеалов.

Чтобы совершался нравственный и духовный рост воспитуемых, чтобы они ставили себя на место литературных героев, размышляли, рассуждали, принимали решения, формировали внутренние нравственные потребности, индивидуальное и групповое обсуждение моральных ситуаций и нравственных проблем нужно включать в каждое занятие. Обсуждаемые ситуации, построенные на основе художественного материала и близкие для понимания, описывают обстоятельства жизни, проблемы, сходные с обстоятельствами жизни и выбора каждого человека. При этом важно, чтобы участники определили свое отношение к самому действию, поступку, а не к то-

му, кто его совершил, решили для себя некоторую нравственную проблему. При невозможном однозначном решении подобранных ситуаций участник вынужден сделать выбор, сообразуясь со своей совестью, нравственными принципами, взять ответственность за свой выбор, не обвиняя других людей и внешние обстоятельства (примеры литературных произведений: Г. Бочаров «Рассказ», М. Булгаков «Белая гвардия», В. Быков «Сотников», В. Вересаев «Состязание», Е. Гинзбург «Крутой маршрут», В. Иванов «Быль о сержанте», А. Лиханов «Мой генерал», П. Коэльо «Алхимик», бр. Стругацкие «Пикник на обочине», А. Солженицын «Матренин двор» и мн. др.).

Выводы.

Вопрос о развитии и воспитании умения решать морально-этические проблемы пока мало освещен в психолого-педагогической литературе, хотя в работах по возрастной психологии и психологии воспитания указывается на важность формирования данного умения. Человеку, находящемуся в местах лишения свободы, особенно трудно определить свою личностную позицию, сделать правильный выбор, уметь сознательно выбирать линию своего поведения. Значительную помощь в развитии данных качеств, чувств и умений может оказать обсуждение ситуаций морального выбора на материале ситуаций из художественных произведений. Ситуация морального выбора - это такая ситуация, которая заключает в себе противоречия между двумя взаимоисключающими решениями или действиями. Человек в подобных ситуациях должен принять альтернативное решение о своем отношении к моральным или аморальным фактам; выбрать правильное мо-

ральное решение - это значит совершить поступок. Преднамеренное моделирование и создание проблемных ситуаций на материале ситуаций из художественных произведений, заострение характерных для них противоречий, решение сложных моральных проблем, осуществление выбора значительно способствуют выбору осужденными правильного решения в тех ситуациях, с которыми они встретятся в жизни после освобождения. Таким образом, данные морально-этические проблемные ситуации выступают как важный эффективный метод регуляции и саморегуляции нравственного развития лиц молодежного возраста, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Литература

1. Бакштановский, В. И. Этика / В. И. Бакштанов-ский, А. А. Гусейнов, А. Г. Харчев; под общ. ред. А.И. Ти-таренко. - М., 1989.

2. Гришин, Д. М. Движущие силы нравственного самовоспитания личности / Д. М. Гришин // Нравственный прогресс и личность. - Вильнюс, 1976. - С. 160-165.

3. Дедушка А. Психологический выбор: нравственные аспекты / А. Дедушка. - Волгоград, 2011.

4. Мокрецов А. И. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание / А. И. Мокрецов. - М., 2006.

5. Нравственное сознание // Развитие по Л. Кольбергу.

- URL: http://www.treko.ru/show_dict_1108 (Обращение 19.05. 2014);

6. Рожков. М. И. Воспитание учащихся: теория и методика / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Ярославль, 2002. - С. 138-145.

7. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. - М., 1971.

- С. 430.

УДК 376.3

О. А. Красильникова

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО

В статье раскрываются возможности использование элементов интегрированного взаимодействия учебных предметов на ступени начального обучения в условиях внедрения ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны разнообразные задания, способствующие целостности, полноте и обобщенности усвоения знаний о тексте и его характеристик; пониманию значения эмоциональной окрашенности сюжетных линий произведения; установлению взаимосвязи природы, человека и общества; формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. Задания направлены на формирование метапредметных компетенций слабослышащих и позднооглохших обучающихся на межпредметном взаимодействии уроков литературного чтения с уроками развития речи, изобразительной деятельности, ознакомления с окружающим миром, занятиями коррекциоонно-развивающей области.

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся, интеграция, литературное чтение, развитие речи, изобразительное искусство, ознакомление с окружающим миром, коррекционно-развивающие занятия, метапредметные компетенции, межпредметные связи, целостность, полнота и обобщенность усвоения знаний.

The article considers the possibility of using the elements of integrated interaction of subjects at the stage of primary education in terms of FSES introduction for children with disabilities. The paper describes the various tasks for better knowledge acquisition about the text and its characteristics, for understanding the emotional text lines, forming the nature, human and society relations, formation of the speech hearing and the articulatory aspect of speech. These tasks aim at developing the meta-subject competences of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.