Научная статья на тему 'Педагогическая коррекция ценностных ориентаций молодых осужденных'

Педагогическая коррекция ценностных ориентаций молодых осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ / ПРОЦЕСС КОРРЕКЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ / МОЛОДЫЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИШЕННЫЕ СВОБОДЫ / КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МЕСТАХ ЛИШЕ­НИЯ СВОБОДЫ / CORRECTION OF PERSONALITY / PEDAGOGICAL CORRECTION / TASKS OF CORRECTION PEDAGOGICS / THE PROCESS OF CORRECTING THE VALUE ORIENTATIONS OF PERSONALITY / YOUNG CONVICT / THE CONFINED / A CORRECTION-EDUCATIONAL WORK IN THE PLACES OF IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

В процессе коррекции происходят изменения, которые могут повлиять на личность молодого человека; ему предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажется воздействие и, следова­тельно, тем выше его эффективность. Конечные задачи данного процесса могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции и достижение изменений в экзистенциальной сфере молодого осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Correction of Young Prisoners' Value Orientations

In the course of correction there are changes which can influence the young man person; possibility to receive new experience is given to him, and the more deeply he realizes it, the influence would be more favourable for him and as the result the better efficiency would be. Final problems of the given process can be defined as formation of effective self-control and achievement of changes in existential sphere of the young condemned.

Текст научной работы на тему «Педагогическая коррекция ценностных ориентаций молодых осужденных»

УДК 376.5;05856:371.322

Э. В.Зауторова

Педагогическая коррекция ценностных ориентаций молодых осужденных

В процессе коррекции происходят изменения, которые могут повлиять на личность молодого человека; ему предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажется воздействие и, следовательно, тем выше его эффективность. Конечные задачи данного процесса могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции и достижение изменений в экзистенциальной сфере молодого осужденного.

Ключевые слова: коррекция личности, педагогическая коррекция, задачи коррекционной педагогики, процесс коррекции ценностных ориентаций личности, молодые осужденные, лишенные свободы, коррекционно-воспитательная работа в местах лишения свободы.

E. V. Zautorova

Pedagogical Correction of Young Prisoners' Value Orientations

In the course of correction there are changes which can influence the young man person; possibility to receive new experience is given to him, and the more deeply he realizes it, the influence would be more favourable for him and as the result the better efficiency would be. Final problems of the given process can be defined as formation of effective self-control and achievement of changes in existential sphere of the young condemned.

Key words: correction of personality; pedagogical correction; tasks of Correction Pedagogics; the process of correcting the value orientations of personality; young convict, the confined; a correction-educational work in the places of imprisonment.

Понятие «коррекция» (от лат. соггесйо - исправление) многозначно и представлено в различных областях науки. Впервые данный термин стал использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития личности. Коррекционная работа связывалась с неправильно развивающимися детьми, причиной этого являлись органические нарушения головного мозга. Современная наука раздвигает границы, включая в сферу своего действия человека с нарушениями в развитии и поведении [12, с. 13].

В социологии понятие «коррекция» понимается как процесс специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно [8, с. 80]. В практической психологии данный термин трактуется как совокупность психологических приемов, используемых психологом, для исправления недостатков психологии или поведения психически здоровых людей [10]. Наиболее глубоко психологи-

ческая сущность коррекционной деятельности и ее профилактическая направленность раскрыта в трудах С. А. Бадмаева, Л. С. Выготского, И. В. Дубровиной, А. Н. Леонтьева, Б. К. Спива-ковской, Д. Б. Эльконина. В пенитенциарной практике последних лет проблема психокоррекции поведения осужденных широко представлена в различных исследованиях. Так, рассматривались социальные установки осужденных с насильнической направленностью личности [3]; обсуждались вопросы влияния саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний личности осужденных [6]; изучались представления осужденных о жертвах преступлений [9] и др.

Данное направление в педагогическом аспекте довольно подробно рассмотрено в трудах видного организатора коррекционного образования В. П. Кащенко [5]. Коррекционная педагогика состоит из лечебной педагогики (направленной на сохранение здоровья человека, его лечение и реабилитацию), дефектологии (работа с воспи-туемыми, имеющими задержки в психическом развитии), сурдопедагогики (работа со слабослышащими), логопедии (работа по исправлению

© Зауторова Э. В., 2011

дефектов речи) (М. И. Рожков) [14, с. 9]. Объектом коррекционной педагогики является личность, имеющая незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие адекватную социализацию и адаптацию. Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития личности, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении человека (А. Д. Гонеев) [11, с. 6]. Коррекционная педагогика раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося поведения и его следствиями. Она объясняет, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений (И. П. Подласый) [12, с. 5].

Коррекция в педагогике определяется как система психолого-педагогических мер, направленных на ослабление, сглаживание, устранение или, возможно, более полную компенсацию, имеющихся у личности на текущий момент и прогнозируемых на будущее ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, а также будущей интеграции в общество во всех областях его жизни. Важно подчеркнуть, отмечает Г. С. Тагирова, что педагогическая коррекция, в отличие от медицинской помощи, направлена на исправление недостатков в развитии психики человека, не выходящих за пределы психического здоровья [15, с. 22]. Коррекция представлена как способ устранения сбоя в самосознании, деятельности, поведении, общении личности.

При этом коррекция не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность воспитанника в целом. В специальной справочной литературе понятие «коррекция» трактуется не только как система мероприятий, сориентированных на исправление отдельных нарушений, но и как формирование личности. Коррекцион-но-педагогический процесс представляется как единый образовательный процесс, в который входят обучение, воспитание, развитие [11, с. 26]. Высшей формой коррекции считается реабилитация личности, буквально - восстановление в правах, включающей в себя юридическую, правовую и психологическую реабилитацию. В

процессе реабилитации «мы коррегируем личность в социуме» (Н. П. Вайзман) [1, с. 26].

Коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач: 1) определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении личности, выявить причины и условия их появления; 2) изучить историю становления и развития коррекционной деятельности, обобщить передовой педагогический опыт в данном направлении; 3) разработать педагогические технологии, совокупность методов, приемов и средств по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков отклоняющейся личности [11, с. 7].

Центральная задача, стоящая перед коррекци-онной педагогикой - определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномальной личности и максимально способствуют преодолению имеющихся у нее отклонений [7]. Таким образом, коррекционная педагогика является областью педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей в освоении ими соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.

Коррекция личности осужденных является составной и неотъемлемой частью исправительного процесса в местах лишения свободы. Целями уголовно-исполнительного права является исправление осужденных - формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, и предупреждение совершения ими новых преступлений (Уголовно-исполнительный кодекс РФ, 2007). Своевременная и правильно организованная работа в данном направлении позволяет значительно сократить вероятность рецидива, в противном случае, совершение преступлений становится для молодых осужденных привычным делом, их образом жизни. Коррекция личности осужденных заключается в целенаправленном изменении их социально-психологических установок, ценностных ориен-таций и экзистенциальной сферы личности, обучении ее приемам и способам саморегуляции и саморазвития, формировании положительной направленности на освобождение, правопослуш-

ный образ жизни и адекватной интеграции в социум.

Педагогическая коррекция личности в местах лишения свободы рассматривается нами как обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира осужденного, направленное на достижение личностью максимально возможной самостоятельности в жизни и ее осмысленности как повышения качества ее социализации и самореализации, осуществляющегося в условиях направленной педагогической помощи со стороны сотрудников исправительного учреждения. Коррекционно-воспитательная работа по существу направлена на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки, снятие стрессовых и фрустрационных состояний осужденного, решение кризисных, конфликтных и проблемных жизненных ситуаций, повышение адаптивных возможностей и стрессоустойчиво-сти человека, это путь или способ преодоления недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе исправительного процесса.

В качестве объектов коррекционного воздействия выступает личность молодого осужденного или группа осужденных. «Каждый, кто имел дело с такими молодыми людьми, знает, что на месте представлений о ценностях и морали у них вовсе не «пустое место», только и ждущее заполнения, а совсем наоборот. Просто их представления о морали основаны далеко не на требованиях существующего социального и правового порядка, из чего следует, что здесь нужно говорить об их корректировке» (Г. Фигдор) [16, с. 145].

Для осуществления коррекции личности сотрудник пользуется психолого-педагогической информацией, полученной в ходе диагностики, для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным осужденным. Программа позволяет подобрать наиболее эффективные методы и приемы, специальные упражнения, предвидеть результаты воспитательной деятельности. Кор-рекционно-педагогическая помощь оказывается специалистами уголовно-исполнительной системы на всех этапах пребывания молодого осужденного в местах лишения свободы с учетом особенностей его личности.

Возраст 14-30 лет является наиболее ответственным периодом жизни человека для формирования его ценностных ориентаций, в связи с

этим, определяет и большие потенциальные возможности коррекционной помощи в данном направлении. М. И. Еникеев отмечает, что «исправить провинившуюся личность - значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушенную социальную ценность» [4].

Основной акцент в педагогической деятельности ставится на развитие экзистенциальной сферы личности. Изменения в экзистенциальной сфере характеризуются развитостью умений человека управлять своими физическими и психическими состояниями, удерживать их на должном уровне, регулировать отношения с другими людьми ощущением гармони чувств и поступков, слова и дела. Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы, выполняющей функцию отбора идей, взглядов и ценностных установок.

Экзистенциальная сфера личности реализует жизнедеятельность человека. Осознание собственных психологических особенностей осужденным есть, прежде всего, процесс опосредствованного познания самого себя через познание окружающего мира, людей, пребывающих в нем, взаимоотношений с ними. Оценка самого себя, переживания в связи с осознанием своей индивидуальности опосредствуются реальным бытием личности в процессе постоянного соотношения своих жизненных позиций, установок, ценностей с требованиями и нормами общества.

В связи с этим, процесс коррекции личностной сферы молодых осужденных, в первую очередь, направлен на формирование их смысло-жизненных ориентаций (вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и смерти и др.), помощь осужденному найти утраченный им смысл жизни. Смысл жизни является высшей ценностью для человека, «духовным объектом», к которому стремится душа (В. Франкл). Люди, не нашедшие по каким-то причинам смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его так же, как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни. При этом смысл жизни может быть обретен в любом возрасте и в любой жизненной ситуации. Человек должен сам придать смысл своему существованию, помощь извне невозможна и бесполезна.

Обследование молодых осужденных показывает, что большинство из них неадекватно и нереалистично оценивают действительность и свои

возможности, «не видят», не осознают причинно-следственной связи между своим образом жизни, личностными качествами и совершенным преступлением [15, с. 45]. Коррекция ценностных ориентаций поможет правонарушителям в поиске ответов на вопросы: каким быть, как жить, какие идеи исповедовать, во что верить, каким нормам следовать, на что ориентироваться? Реализация этой цели возможна только через педагогическое влияние на жизнь человека, которая состоит из определенных значимых для него событий.

Пребывание в местах лишения свободы является сложной ситуацией в жизни каждого человека, способствующей изменению его личности. В данных обстоятельствах обостряется феномен «выживаемости» человека, его способности создать себя и мир по законам красоты и нравственности, то есть способности к духовной жизни. Такая жизненная ситуация характеризуется востребованностью атрибутивных качеств человека - его адаптивной активности и одновременно его способности к саморазвитию на основе своей индивидуальности, способности к полноценному проживанию каждого этапа жизни.

В подобных условиях основной миссией исправительного учреждения является обеспечение условий, способствующих развитию личности молодого осужденного, его индивидуальности, творческой самоактуализации, разрешению жизненно важных проблем. Комплекс коррекцион-ных мероприятий по созданию условий для изменения ценностных ориентаций молодого осужденного будет способствовать формированию и развитию ответственного отношения к своей судьбе. Коррекционно-педагогическая деятельность в местах лишения свободы всегда персонифицирована и выступает в качестве фактора воспитания, способствующего социализации, реализации потенциалов молодого человека.

В молодежном возрасте свойственно размышлять о конечности и смысле жизни, интересоваться экзистенциальными проблемами в разных формах. Поэтому перспективными целями процесса коррекции ценностных ориентаций являются: помочь найти осужденным приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации своих интересов, создать условия для самореализации, наполнить свою жизнь смыслом. Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания, предполагает предвидение и оказывает влияние на весь ход жизни. «Осуществляя

смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем человеческое в человеке. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость изменить себя» [2, с. 29].

Следует помнить, что личность - всегда совокупность тесно связанных и взаимодействующих друг с другом психологических качеств и свойств и коррекция одного из них повлечет за собой изменение другого. При этом в процессе коррекции к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно с последующим расширением и углублением в соответствии с уровнем сформированности ценностных ориентаций. Целесообразно наполнять личностные признаки молодых осужденных социально позитивным содержанием, придавать им другую нравственную окраску. Из сказанного вытекает необходимость индивидуализации процесса коррекции осужденных, ломки асоциальных стереотипов и стандартов.

Таким образом, в процессе педагогической коррекции происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на личность и жизнь молодого человека в целом; ему предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажется воздействие и, следовательно, тем выше его эффективность. Конечные задачи данного процесса могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции и достижение изменений в экзистенциальной сфере молодого осужденного.

Библиографический список:

1. Вайзман, Н. П. Реабилитационная педагогика [Текст] / Н. П. Вайзман. - М. : Медицина, 1995.

2. Глушков, В. Д. Ценностно-ориентацион-ные аспекты формирования личности [Текст] / В. Д. Глушков. - Новосибирск : СГУПС, 1999. -180 с.

3. Давидова, О. В. Психологическая коррекция социальных установок осужденных с насильнической направленностью личности в процессе их реализации [Текст] : дис. ... канд. пси-хол. наук / О. В. Давидова. - Киев, 2002. - 167 с.

4. Еникеев, М. И. Юридическая психология [Текст] : крат. учеб. курс / М. И. Еникиев. - М. : Норма, 2003. - 224 с.

5. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] : кн. для учителя / В. П. Кащенко. - М. : Просвещение, 1994. -223 с.

6. Козловская, М. С. Влияние саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний личности осужденных [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / М. С. Козловская. - Новосибирск, 2005. - 188 с.

7. Коррекционная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова ; под. ред. Б. П. Пузано-ва. - М. : Академия, 2001.

8. Лексикон социальной работы [Текст] / под ред. С. М. Кибардина, С. И. Михайлова, О. М. Чернышова. - Вологда : «Русь», 2002. -134 с.

9. Молоствов, А. В. Представления осужденных о жертвах преступлений (диагностика и коррекция) [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / А. В. Малоствов. - Рязань, 2006. - 199 с.

10. Осипова, А. А. Основы психологической коррекции [Текст] : учеб. пособие / А. А. Осипо-ва. - М. : ТЦ Сфера, 2002.

11. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Ли-финцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сласте-нина. - М. : Академия, 1999. - 278 с.

12. Подласый, И. П. Курс лекций по коррек-ционной педагогике [Текст] : учебн. пособ. сред. спец. учебн. заведений / И. П. Подласый. - М. : Владос, 2003. - 349 с.

13. Ратинов, А. Р. Правовая культура и поведение [Текст] / А. Р. Ратинов, Г. Х. Ефремова // Юридическая психология: хрестоматия / сост. Т. Н. Курбатова. - СПб. : Питер, 2001. - С. 4565.

14. Рожков, М. И. Юногогика: Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] / М. И. Рожков. - Ярославль, 2007. - 313 с.

15. Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками [Текст] : практич. пособие / Г. С. Тагирова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. -127 с.

16. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика [Текст] / Г. Фигдор. - М. : Из-во инс-та Психотерапии, 2000. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.