Научная статья на тему 'Профилактика девиантного поведения подростков в условиях спортивной школы'

Профилактика девиантного поведения подростков в условиях спортивной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1117
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колобов Борис Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы организации воспитательного процесса в условиях спортивной школы, способствующего коррекции девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика девиантного поведения подростков в условиях спортивной школы»

реализации профессионального воспитания студентов как целенаправленного педагогического процесса формирования личностных качеств и позиции, профессиональной и культурной идентичности. Использование образовательных возможностей музейной педагогики и музея - хранилища культурных эталонов и опыта человечества - с целью развития общекультурной и профессиональных компетентностей обучающихся представляется перспективным направлением и может успешно применяться преподавателями вузов, школ, социальными и музейными педагогами.

Библиографический список

1. Новорусский М. В. Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе / Сост.

Н.Н.Бахтин и др. - М., 1911.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. -СПб.: Питер, 2002.

3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - С. 597-600.

4. Федоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение: Сочинения / Общ. ред. А.В.Гулыга. - М.: Мысль, 1982. - С. 575-606.

УДК 371.4 Б.А. КОЛОБОВ

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются вопросы организации воспитательного процесса в условиях спортивной школы, способствующего коррекции девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, коррекция, спортивная школа.

Резкие изменения в социально-экономической сфере повлекли за собой ухудшение материального положения семей, имеющих детей, стали причиной роста числа разводов, привели к появлению феномена безнадзорности и социального сиротства. Этим и объясняется актуальность изучения различных аспектов девиантного поведения, путей и способов его профилактики, а так же коррекция в школьном возрасте.

Девиация (от лат. deviatio - отклонения) в современных источниках имеет несколько трактовок: 1) физическую - отклонение магнитной стрелки компаса от линии магнитного меридиана вследствие влияния близко расположенных намагниченных тел; 2) биологическую - разновидность филэмбриогенеза, при которой изменение в развитии органа происходит на средних стадиях его формирования и приводит к отклонению в строении этого органа у взрослого организма; 3) отклонения движущегося тела от задан-

ного направления движения под влиянием каких-либо внешних причин [6, с. 181]. Таким образом, из приведенного текста видно, что общее, объединяющее все варианты определений в разных науках, - отклонение.

В психолого-педагогических исследованиях под девиантным поведением человека понимается система поступков или отдельные его действия, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм [4, с. 108].

В социально - педагогических работах [2] принято выделять типы девиации, объединяя в особые группы людей, отличающихся своеобразием таких отклонений. В частности, по направленности :позитивные (героизм), безразличные (кол-лекционирование),негативные; по мотивации: (корыстные, агрессивные); по субъекту :индиви-ды , социальные группы, организации; по масштабности проявления: индивидуальные, групповые; по ориентации: направленные на других

людей (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) , направленные на себя ( пьянство, суицид, наркомания и пр.); по форме проявления: хулиганство, агрессия, воровство и прочее.

Выраженность отклоняющегося поведения на разных возрастных этапах чаще всего представляется на двух уровнях: докриминальном, когда подросток еще не стал субъектом преступления и в его поведении присутствуют мелкие правонарушения, несоблюдение норм морали, употребление токсических средств и т.д., криминальном, когда отклонения в поведении школьников проявляются в уголовно наказуемых действиях [4, с. 62].

Таким образом, девиантное поведение детей, подростков может рассматриваться, во-первых, как симптом зарождения и развития неблагополучия в социальном становлении личности, во-вторых, как потенциальная угроза субъекту поведения, окружающим людям, обществу в целом.

В превентивной педагогике, утвердились различные теории формирования девиантного поведения человека: биологические (Ломброзо, Шелдон), социологические (Дюргейм, Мертон), психологические (Фрейд). К социологическим примыкают аномическая, которая объясняет девиантность человека, как следствие его социальной дезориентированности, нахождение в состоянии тревоги, переживание чувства изолированности от общества, и контрольная, которая видит причины отклоняющегося поведения в слабых социальных связях между индивидом и обществом.

Анализ различных концептуальных подходов (С.А. Беличева, М.А. Ковальчук, М.А. Галагузо-ва, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцева, Л.В. Марда-хаев и другие) к проблеме девиантного поведения, которые встречаются в отечественной социальной педагогике, позволяет, во-первых, выделить типичные его проявления у подростков в ситуационно обусловленных поведенческих реакциях (демонстрация, агрессия, вызов, пропуски учебных занятий, неучастие в трудовой деятельности, уходы из дома, бесцельное проведение свободного времени, распитие спиртных напитков и связанные с ними антиобщественные действия), во-вторых, убеждает в том, что оно имеет сложную природу, подвержено влиянию многих факторов, формируется постепенно. Л.В. Мардахаев, например, предлагает выделять

такие этапы становления девиантной позиции в подростковом возрасте:

- возникновение противоречия между социальными нормами и личностью;

- проявление несогласия, отрицание ребенком социальных требований;

- проявление противозаконных действий;

- проявление рецидивов;

- накопление и расширение опыта асоциального поведения;

- включение в группу с асоциальным поведением;

- нарушение законов;

- совершение преступления [2].

Таким образом, в основе социально-негативного отклоняющегося поведения подростка лежат результаты его социального поведения, усвоения им негативного социального опыта, несвоевременного решения жизненных проблем и социализирующих задач.

Своевременные профилактика и коррекция такого поведения призваны замедлить процесс прохождения названных стадий, минимизировать последствия на каждой из них, создать благоприятные условия для искоренения или деформации социального поведения.

Профилактика в научных исследованиях рассматривается как, использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитие, обучение, воспитании.

В социально-педагогической литературе различают первичную профилактику, назначение которой предупреждение отклонений в поведении человека через усиление его жизненной позиции, социальное закаливание, расширение социального опыта личности, нейтрализацию влияния негативных факторов или их уравновешивание, замещение; вторичную профилактику, которая имеет своей целью воспрепятствовать переходу нарушений в более сложные формы и третичную, которая предусматривает системную помощь, поддержку, коррекцию поведения индивида и создание ситуации развития.

Следовательно, профилактика отклоняющегося поведения подростков в образовательном учреждении или воспитательной организации предполагает помощь подростку в преодолении трудностей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий, включает диагностику, реализацию обучающих и воспита-

тельных программ, организацию жизнедеятельности, создание ситуаций успеха и условий для самоутверждения и самореализации.

Профилактика такого поведения опирается на ряд принципов:

- принцип системности, который предполагает, что соединены между собой, выстроены в определенной логике, цель профилактической работы, методы и приемы, направления и средства;

- принцип объективности, который предусматривает, что в процессе профилактики используются содержание соответствующее состоянию подростка; особенностям проблем, специфике факторов влияния, определяемых на основе всесторонней диагностики;

- принцип интегративности, который ориентирует на достижение целостности профилактических действий, взаимного проникновения всех элементов, взаимодополнения каждого из них ;

- принцип субъективности, который настраивает педагога (воспитателя) на опору в своей деятельности на активность подростка, его собственное включение в предполагаемый процесс коррекции поведения;

- принцип помогающих отношений, который требует, чтобы педагог развивал у девиантного подростка способность самостоятельно справляться с личными сложными ситуациями, стрессами.

В исследованиях последних лет (С.А. Беличе-ва, М.А. Ковальчук, В.Р. Овчарова и др.) подчеркивается, что в профилактической работе с подростками девиантного поведения, предусматривающей переориентацию ценностей, формирование позитивной самооценки, развитие чувства собственного достоинства, приобретение опыта конструктивного решения жизненных проблем, педагогически целесообразное, использование обстоятельств, тренирующих подростков в управлении собственными чувствами, эмоциями, саморегуляцию, особая роль отводиться специальным воспитательным организациям, к которым по праву может быть отнесена спортивная школа.

Любая школа, как социальный институт, представляет собой учебно-воспитательное, образовательное учреждение, в котором осуществляется подготовка человека к жизни в современном обществе, к различным видам деятельности. В этом контексте спортивная школа выполняет свое

назначение, способствуя физическому развитию ребенка, установки на улучшение личных достижений и готовность работать в команде.

Спортивную школу можно рассматривать и как воспитательную организацию, основной задачей которой является социальное и коррекционное воспитание детей определенного возраста.

В условиях спортивной школы, как свидетельствуют результаты нашей опытно-экспериментальной работы, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков протекает эффективно если:

- реализуется информирование подростков о возрастных нормах допустимого поведения, правах и обязанностях;

- осуществляется знакомство подростков с новыми социально позитивными моделями поведения;

- происходит включение таких детей в нормотворчество, в разработку кодекса спортивной чести, предполагающего уважение личности, свободу и ответственность, право быть счастливым и право на ошибку, делать добро, быть хозяином своего слова, концентрировать усилие на главном, уметь побеждать и проигрывать;

- обеспечивается увлечение их радостной перспективой, творческим поиском, реальными позитивными действиями;

- развитие воли, умения ставить перед собой цели и сознательно достигать их, принимать решения и исполнять их;

- достигается усилие положительных ресурсов личности, которое строиться с учетом в повседневной жизнедеятельности спортивного коллектива (команды) на индивидуальных потенциалах каждого воспитанника;

- создаются условия ситуаций проб для формирования будущих позитивных жизненных устремлений, воспитания устойчивости у детей и подростков, обучающихся в спортивном образовательно-воспитательном учреждении

- складывается безопасная среда для апробации новых форм поведения и самореализации личности.

Учащихся спортивной школы, имеющих отклонения в поведении, для отбора педагогически целесообразного содержания профилактической и коррекционной работы условно были разделены нами на: детей и подростков с неустойчивой отрицательной направленностью своих действий,

которые имеют некоторый перевес негативного опыта, соответствующих интересов, легко попадают под влияние других людей с четкой жизненной позицией; на детей и подростков, их поведение характеризуется недисциплинированностью, демонстративностью; детей и подростков, которые сторонятся коллективного взаимодействия, стараются остаться в тени, но при этом в микрогруппе занимают лидирующие позиции; детей и подростков, которые систематически нарушают дисциплину, предпочитают свои негативные действия совершать внезапно, которые хитры, изворотливы, адаптивны. Все это требует проведения как общей профилактической работы со своими школьниками, так и осуществление коррекционно-профилактических действий применительно к представителям каждой из описанных выше групп.

Общими задачами такой работы в спортивной школе станут: поддержание физической формы, восстановление и укрепление психического здоровья, сохранение эмоционального благополучия, вооружение знаниями, формирование умений, которые необходимы для приобретения позитивного нормативного личностного и социального статуса в спортивном сообществе, усиление мотивации на преодоление трудностей и достижение успехов.

В соответствии с этим предусматривается в рамках спортивной школы организация профилактической деятельности по таким основным направлениям: 1. Организация учебной деятельности, в ходе которой подросток с девиантными формами поведения; переживая ситуацию успеха, знакомиться не только с учебным материалом, но и усваивает новые формы поведения, приобщается к нравственным спортивным нормам и ценностям.

Систематическая работа в этом направлении позволяет достигать такие результаты, как выполнения требований режима дня, отсутствие пропусков занятий без уважительных причин, повышение качества выполняемых упражнений.

2. Организация внешней опоры правильного поведения, то есть оказание поддержки в правильных действиях, которую оказывают старшие подростки, выступающие в роли наставников. Они, с одной стороны, курируют их подготовку и участие в соревнованиях, показательных выступлениях, с другой - включаются вместе с ними в различные формы совместной деятельности при

проведении внеурочной работы: спортивные праздники, встречи с интересными людьми (выпускниками школы, студентами факультета физической культуры, известными спортсменами и тренерами), разработка и реализация проектов, вечеров отдыха, коллективных походов, экскурсий.

3. Социально-психолого-педагогическое сопровождение, которое предполагает всестороннее изучение личности трудных воспитанников, оценку их интеллектуальной, эмоционально-0во-левой, экзистенциальной сферы, имеющихся способностей, общего уровня развития, взаимоотношений с окружающими, положение в семье, классе, команде, наличие проблем и ведение путей их решения. Благодаря этому ведутся карты индивидуального развития детей, позволяющие судить о динамике сдвигов после проведения профилактических мероприятий.

В дополнение к этому предусматриваются специальные индивидуальные групповые занятия с психологом, спортивным врачом, социальным педагогом, проведение «Веревочного курса», арттерапевтических занятий, использование информационных технологий, (демонстрация, обучение анализу, синтезу, сравнению, обобщению, безопасному обращению с компьютером).

Таким образом, способствует эффективности, профилактики и коррекции девиантного поведения подростков - учащихся спортивной школы культивирования у них уверенности в собственных силах, активное формирование нравственно-правового опыта, воспитание стойких коллективистических ориентаций, развитие у подростков интереса к спорту и достижение в нем успеха.

Библиографический список

1. Антонян Ю.М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности / Ю.М.Антонян, Е.Г.Саличев. - М., 1983.

2. Социальная педагогика: Курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

3. Добрунова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2008.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. -

М., 2006. 6. Современный словарь иностранных слов.

5. Словарь-справочник по педагогике. - М., - СПб., 1994.

2004.

УДК 376.5 - 05856: 371.322 Э.В. ЗАУТОРОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

Проблема коррекции ценностных ориентаций осужденных молодежного возраста средствами искусства является актуальной. Искусство - источник субъектного развития, эмоционального и эстетического совершенствования, средство формирования и коррекции ценностных ориентаций, позволяющее человеку реализовать свои возможности, приобщить его к общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам. Приобщение осужденных к искусству способствует эффективности исправительного процесса.

Ключевые слова: коррекция ценностных ориентаций, осужденные молодежного возраста, отбывающие лишение свободы, педагогический потенциал искусства.

В последние годы в России наблюдается тенденция увеличения рецидивной преступности среди лиц молодежного возраста; насчитывается 57,7% осужденных в возрасте до 29 лет от общего количества осужденных, находящихся в местах лишения свободы [1, с. 160]. Отмечается ухудшение криминогенного состава осужденных, характеризующихся негативной ценностно-нормативной сферой, низким значением общепризнанных социальных ценностей. При этом у большинства из них не сформировано умение прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели, нести ответственность перед самим собой, своей семьей, что тесно связано с проблемами развития и содержания их экзистенциальной сферы и в значительной мере осложняет процесс исправления.

Демократизация и гуманизация уголовно-исполнительного законодательства, непрерывное развитие отечественной педагогической науки, а также накопившиеся проблемы в деятельности исправительных учреждений обусловливают необходимость расширения их воспитательного потенциала, поиска новых подходов к исправле-

нию и перевоспитанию преступников, активизации личностных возможностей осужденных путем специально организованной психолого-педа-гогической работы. Позитивные тенденции исправительной политики сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике коррекционного воспитания учреждений исполнения наказаний. Вследствие чего осужденный, как правило, остается лишь объектом педагогической деятельности. Воспитательная работа слабо ориентирована на развитие субъектности осужденного, его готовности к сознательному выбору цели жизни и понимания ее смысла, наблюдается формализм и заорганизованность в ее проведении.

В своей работе мы руководствовались исследованиями в области пенитенциарной педагогики: нравственного воспитания осужденных и разработки системы воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях (Г.П. Байдаков, С.А. Ветошкин, В.М. Литвишков, А.В. Пищелко, А.М. Столяренко, М.П. Стурова, Н.А. Тюгаева); определение механизмов перевоспитания лиц, лишенных свободы (Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, М.Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.