Пспхопого-педагогическая коррекция состояний
ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД К ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Доктор пед. наук, профессор И. В. Павлов, канд. пед. наук, доцент И. И. Павлова, канд. пед. наук, доцент Е. В. Фогель
Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России
Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества важное место занимает совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Профилактика правонарушений - это совокупность организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении людей. Необходимость организации профилактики связана с широким распространением в молодежной среде различных форм отклоняющегося поведения, сохранением высокой доли правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Детская и подростковая преступность, ранее оценивавшаяся как локальная, в настоящее время переросла в общегосударственную проблему. По данным МВД России, в стране насчитывается более 2 млн. несовершеннолетних правонарушителей, столько же беспризорных, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства. В молодежной среде возникли организованные формы насилия как стиля жизни. В ряде городов страны действуют не только криминальные подростковые и молодежные группировки, делающие ставку на насилие, но и экстремистские организации. За 2005 г. только в Чувашской Республике доставлено в органы внутренних дел (ОВД) 3448 несовершеннолетних, из них 1387 - безнадзорных, 130 -находящихся в обстановке, представляющей опасность дли жизни и здоровья; 121 - находящихся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию. В республике числится 7351 семья, находящаяся в социально опасном положении, в них воспитываются 13 495 детей. Заметен рост числа несовершеннолетних, употребляющих наркотики, алкоголь, токсические вещества.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), Постановление Правительства Российской Федерации «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» (2002 г.) в профилактической работе возлагают особые обязанности на образовательные учреждения, правоохранительные органы, сотрудников ОВД.
Для сотрудника ОВД важно выделение, по крайней мере, четырех уровней профилактической работы: 1) нейропсихо-
логический; 2) общепсихологический; 3) возрастно-психологический; 4) педагогический. На нейропсихологическом уровне сотрудник ОВД совместно с педагогами, психологом, врачом, используя психодиагностические данные, может сделать выводы о физическом и психическом здоровье подростка, определить адекватные средства и способы коррекционной работы. Именно тесное взаимодействие со специалистами разного профиля - важное условие повышения эффективности педагогической и психологической коррекции поведения несовершеннолетних.
Общепсихологический уровень анализа предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.
Возрастно-психологический уровень анализа позволяет использовать общепсихологические данные применительно к конкретному возрастному периоду психического развития личности и в определенной мере индивидуализировать на практике коррекционную работу. Вот почему сотруднику ОВД важно глубоко знать криминологию, юридическую, возрастную психологию, социальную и коррекционную педагогику, девиантологию, основу медицинских и правовых знаний.
Педагогический уровень анализа позволяет строить индивидуальный и дифференцированный подход, опираясь на данные всестороннего изучения личности подростка, правовые и нравственные нормы. Профилактика тесно связана с воспитанием, самовоспитанием, исправлением, перевоспитанием.
Отечественная психология и педагогика в подходе к проблемам воспитания и перевоспитания исходит из специфики высшей нервной деятельности подростка, заключающейся в характерной для этого возраста чрезвычайной подвижности и пластичности нервных процессов. «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были соответствующие условия», - писал выдающийся физиолог И. П. Павлов (5, 188).
На этой пластичности основаны богатейшие возможности целенаправленного изменения психики девиантных подростков в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможность компенсации, т. е. формирования качественно новых, положительных черт у данной категории детей. Важной предпосылкой успешного преодоления трудновоспитуемости подростков является и тот факт, что даже в случае самой высокой степени педагогической запущенности у них, в силу анато-мо-физиологических и психологических особенностей развития личности, нет еще стойкой антиобщественной установки, поэтому при правильной организации процесса профилактики могут быть преодолены недостатки направленности личности (мировоззрения, интересов, потребностей).
Сущность профилактики правонарушений несовершеннолетних заключается в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии положительного фонда личности, формирования нравственной и социальной устойчивости, нравственно-волевых качеств. Важно не разрушать личность, не подавлять ее, не притушить в ней социальноличностное, тем более - индивидуальное. Ребенка нужно при-
нять таким, каков он есть, уважать его индивидуальность. Основным фактором, воздействующим на личность воспитанника, является личность воспитателя. Поэтому при организации процесса профилактики к педагогам-сотрудникам ОВД предъявляются, помимо общепедагогических, и некоторые специальные требования:
- знание специфики, сущности и закономерности процесса воспитания и перевоспитания и его объекта - девиантных, педагогически запущенных детей;
- умение подавлять в себе антипатию к личности девиантных подростков и подходить к возможностям их развития с «оптимистической гипотезой» (3, 47);
- способность педагогически правильно оценить антиобщественные проявления воспитуемых, не унижая человеческого достоинства;
- умение связывать частные проступки подростков с большими проблемами жизни личности в обществе (2, 45).
Кроме того, педагог должен быть вооружен специальными социально-правовыми, психолого-педагогическими, медико-педагогическими знаниями, организационно-педагогическими, воспитательно-профилактическими, дидактическими, конструктивно-правовыми, медико-педагогическими, коммуникативными, интегральными, прикладными умениями и навыками работы с педагогически запущенными детьми (4, 336-340).
Мы поставили цель выявить типичные трудности и затруднения сотрудников ОВД и их готовность к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних. При этом мы учитывали, что понятие «готовность» в научной литературе определяется как наличие способностей (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн), качество личности (К. К. Платонов), существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности (Л. А. Канды-бович) и отождествляется с понятием установки (Д. Н. Узнадзе). Состояние готовности не возникает внезапно, а является результатом предшествующего развития индивида (Л. С. Выготский). В общем, методологическом плане готовность человека и людей к деятельности предполагает, во-первых, достаточно четкое и полное осознание значения данной деятельности для общества и для себя лично, положительное отношение к ней; во-вторых, овладение всей необходимой информацией, без которой невозможно эффективное и правильное осуществление этой профессиональной деятельности; в-третьих, соответствующий уровень сформированности системы действий, лежащих в основе выполнения данной деятельности; в-четвертых, наличие таких профессиональных личностных качеств, которые необходимы и значимы для осуществления профессиональной деятельности.
Готовность сотрудника ОВД к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних определяется следующими показателями:
1. Вооруженность сотрудника ОВД теоретическими и методическими знаниями (правовыми, психологическими, педагогическими), практическими умениями и навыками.
2. Практическая готовность к творческому использованию полученных теоретических, методических знаний, практических умений и навыков в организации и проведении профилактической работы среди населения, в том числе среди несовершеннолетних. Готовность взаимодействовать со всеми субъектами профилактики.
3. Мотивационно-потребностная, нравственно-психологическая готовность к работе с девиантными подростками и их родителями (6, 129).
Для выявления уровня готовности сотрудников ОВД к профилактической работе с несовершеннолетними нами был проведен опрос 198 представителей основных служб милиции общественной безопасности, участковых инспекторов милиции, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по предупреждению преступности среди несовершеннолетних ряда районов и городов Чувашской Республики. Их деятельность оценивалась по их искренним ответам «испытываю затруднение», «не испытываю» (табл.).
Как видим, система знаний, умений и навыков, которой должен обладать сотрудник ОВД в профилактике правонарушений несовершеннолетних, обширна.
Полученные путем опроса и самооценки молодых сотрудников милиции - выпускников образовательных учреждений МВД РФ (стаж работы от 2 до 4 лет) - данные показывают, что многие из них испытывают затруднения в работе с несовершеннолетними почти по всем выделенным нами направлениям, и лишь 6,5% из числа опрошенных не испытывают затруднений. Критически оценивают свою профессиональную подготовленность к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних молодые сотрудники милиции.
Слабое звено в их работе - недостаточная теоретическая и методическая, психологическая подготовленность, особенно в применении на практике знаний из области криминологии, девиантологии, педагогической психологии, коррекционной педагогики. Они испытывают затруднения в организации шефской работы (39,1%), в установлении контакта общения с подростками (16,0%), трудности в работе с семьями несовершеннолетних, состоящих на учете в ПППН (23,0%). Опрошенные сотрудники ОВД не учитывают в работе с несовершеннолетними растущие духовные запросы, потребности, изменяющиеся интересы подростков. В их работе превалирует приказной, повелительный тон, иногда грубость в общении с несовершеннолетними. Нами были выявлены факты, когда сотрудники милиции грубо обращались с подростками, унижали их человеческое достоинство, что свидетельствует о слабой вооруженности этическими, психологическими и педагогическими знаниями.
Сотрудники милиции (49,0%) не поддерживают тесную связь со школами, ПТУ, редко встречаются с учителями, классными руководителями, мастерами производственного обучения, наставниками, редко принимают участие в правовом просвещении, проводимом образовательными учреждениями, слабо подготовлены к такой работе.
Типичной трудностью в работе сотрудников ОВД является неумение осуществлять всестороннюю психолого-педа-гогическую диагностику, выявлять уровень педагогической и социальной запущенности, причины отклоняющегося поведения, устанавливать гуманные отношения с подростками, организовать деловое сотрудничество. Наблюдается недооценка развития эмоциональной сферы детей и подростков, их эстетической восприимчивости, неумение видеть подростка как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития. Сотрудники милиции признают, что для них характерно стремление оценивать несовершеннолетних по внешнему виду, меньше - по интеллектуальным качествам, еще меньше - по личностным. Стражи закона слабо подготовлены к проведению индивидуальной и дифференцированной работы с подростками и их семьями.
Воспитывающая роль сотрудника ОВД состоит из целенаправленных коррекционных действий, совокупность которых составляет его профессиональное поведение. Он в своей работе опирается на существующие законы, профессиональный этикет, знание основ педагогики, психологии. Поведение сотрудника ОВД - это форма общения, посредством которого он выступает в роли человека, осуществляющего общественно-политические и моральные требования данного общества. Социальный характер педагогического поведения заключается в общении сотрудника ОВД и несовершеннолетних на основе гуманных отношений. Это значит, что передача сотрудником ОВД правовых, этических и научных знаний в целях усвоения их подростками составляет объективное содержание профессионального поведения милиционера. Через систему общения он передает несовершеннолетним общественный опыт в виде правовых, социально приемлемых морально оправданных знаний, умений и навыков, а также необходимые личностные качества. Познавательная активность сотрудника ОВД влияет на познавательную инициативу ученика. Уважительное, гуманное отношение к подростку, объек-
Таблица
Характер затруднений сотрудников милиции в организации профилактической работы с несовершеннолетними
Характер затруднений Затруднения, %
В использовании социально-правовых знаний (знание основ Конституции РФ, международных документов, касающихся прав и свобод человека, ребенка, социальной защиты детства) 14,8
В применении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 13,6
В использовании знаний основ административной деятельности органов внутренних дел 19,8
В использовании знаний теории государства и права 21,2
В использовании знаний криминологии 18,0
В использовании знаний юридической психологии 19,8
В использовании знаний психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД 21,4
В использовании знаний профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов 23,4
В использовании знаний теории и методики воспитания, перевоспитания в работе с подростками 28,7
В использовании медико-педагогических знаний 17,3
В использовании знаний основ коррекционной педагогики -
В использовании знаний девиантологии (психологии отклоняющегося поведения) 27,1
В использовании знаний возрастной педагогической психологии 23,4
В использовании знаний теории и методики воспитания, самовоспитания 23,3
В использовании знаний теории и методики решения конфликтных ситуаций, педагогических задач 36,0
В работе с семьями «трудных» подростков 39,1
В работе по координации усилий воспитывающих сил микрорайона 31,3
В работе с педагогическим коллективом школ, ПТУ 25,2
В диагностике уровня воспитанности несовершеннолетних и планировании индивидуальной работы 25,6
В организации индивидуального подхода к подросткам 38,8
В нравственном просвещении подростков 18,6
В профессиональной ориентации 23,5
В правовом воспитании 26,1
В воспитании здорового образа жизни 23,4
В использовании системы методов воспитания и перевоспитания 27,7
В применении традиционной педагогической культуры в воспитании подростков 21,4
В оказании помощи местным органам самоуправления в профилактике правонарушений несовершеннолетних 25,8
В пропаганде правовых знаний среди населения 24,2
В использовании в работе с несовершеннолетними знаний из области этнопедагогики, этнопсихологии, этнокультуры 36,2
В использовании передового опыта 25,7
В анализе и обобщении своей работы 23,4
В планировании и осуществлении самообразования 21,6
Не испытывают затруднений ни по одному из названных компонентов 6,5
тивная оценка его поступков - необходимое условие их духовно-нравственного, социального развития. Оценка, призванная отражать уровень знаний учащихся, является также связующим звеном между сотрудником ОВД и учащимися, имеет социально-воспитательное, психолого-педагогическое значение.
Следующий тип ошибок сотрудников милиции - слабое знание или игнорирование возрастных и личностных особенностей учащихся в индивидуальной профилактической работе. Без всестороннего знания неповторимых особенностей ребенка невозможно рационально организовать профилактическую работу.
Следующий тип ошибок сотрудника ОВД - предубеждение к трудному ученику. Оно коренится в эмоциональной
отрицательной установке милиционера к оценке поведения несовершеннолетнего. Предубеждение - это заранее сформированное, устойчивое, предвзятое, поверхностное мнение взрослого о несовершеннолетнем, о его способностях и возможностях. Предубеждение сотрудника ОВД к подросткам обычно субъективно, зачастую не отвечает реальному состоянию дела и неприемлемо в человеческих отношениях. Оно отрицательно сказывается на поведении несовершеннолетних, например, приводит к длительным конфликтам, нарушению деловых связей или сотрудничества со взрослыми.
Следующей ошибкой в проведении воспитательной работы, значительно снижающей ее эффект, являются нравоучения, формальное проведение различных воспитательных мероприятий по месту жительства, в процессе которой под-
ростки становятся пассивными слушателями и исполнителями. Причиной этих ошибок, как правило, является либо формальное отношение к воспитательному процессу, либо незнание его закономерностей. Сотрудник милиции не может добиться успеха в формировании таких качеств личности, как внимательность, без развития внимания как высшей психической функции, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, без тренировки и развития волевых процессов. Нередко сотрудники ОВД мало внимания уделяют кропотливой индивидуальной работе с подростками, ограничиваются нравоучительными беседами, предупреждениями, не изучают внутренний мир подростка, не стремятся к тому, чтобы вовлечь несовершеннолетнего в просоциальную деятельность. Следующая ошибка - ложное представление о том, что в воспитании можно ограничиваться общим воздействием на учащихся, направлением их деятельности, поведения, а уж требуемые черты и качества сформируются сами собой. При этом, как подчеркивают В. К. Андриенко, Ю. В. Гербеев, И. А. Невский (1), упускается из виду то, что в формировании личности существует определенная зависимость, последовательность и преемственность, связанная не только с развитием соответствующих фундаментальных высших психических процессов и их функций, но и с очередностью и взаимозависимостью формирования отдельных свойств и качеств личности. Предупредительность невозможно воспитать минуя внимательность и наблюдательность, активность - минуя волевые процессы, упорство и т. п.
Анализ планов воспитательной работы сотрудников милиции с несовершеннолетними по месту жительства показывает, что к их составлению они относятся также формально. Не учитываются уровень педагогической и социальной запущенности учащихся, отношение несовершеннолетнего к учебе, труду, нормам морали, к самому себе и людям и др. При проведении воспитательных мероприятий не предусматривается передача подросткам конкретных знаний, умений и навыков.
Следующая распространенная ошибка состоит в том, что в качестве основного воспитательного средства сотрудник ОВД обычно видит себя, свое личное влияние, свое воздействие на воспитанников, проводимую им работу, забывая о том, что основным воспитывающим фактором является деятельность, выполняемая воспитанниками, полноценность ее содержания, организация и построение, соответствующие их индивидуальным, возрастным особенностям и возможностям. Отсюда и планирование деятельности воспитателя, а не воспитанников.
Допускают ошибки сотрудники ОВД при построении воспитательной работы по месту жительства. Они не стремятся объединять усилия социального педагога, общественных организаций, трудовых коллективов и т. п.
Исследованиями доказано, что общественно полезная деятельность и производительный труд являются важнейшими факторами воспитания и перевоспитания подростков. От правильной организации этих видов труда зависит занятость учащихся нужным для себя и для коллектива полезным делом. В силу известных причин прекратили свою деятельность многие ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние лагеря труда и отдыха, спортивнооздоровительные лагеря и т. д., которые служили важным средством воспитания подростков. Трудовые объединения детей постепенно стали восстанавливаться, следовательно, необходимо использовать этот способ вовлечь подростков в организованные воспитательные коллективы. В них подростки получают возможность расширять кругозор, углублять знания посредством интересующей их деятельности в различных областях науки, техники, искусства, спорта. Именно здесь, в просоциальной деятельности, происходит формирование яркой индивидуальности, активной творческой направленности личности, умение творчески подходить к решению любой жизненной задачи. Именно в творческой деятельности
наиболее успешно формируются трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, художественный вкус, критическое отношение к безыдейности и пошлости, к зарубежной «массовой культуре».
Велика в этом процессе роль мотива творчества. Во вне-учебной деятельности исходной отправной точкой является интерес, свободный выбор. В качестве мотивов творческой деятельности выступают любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить самолюбие. Движущая сила развития детей в этих случаях состоит в преодолении противоречия между собственными желаниями и необходимостью проявления силы воли в активной творческой деятельности. Сопутствующими мотивами и стимулами выступают радость, стремление добиться цели. Вот почему мы считаем, что нужно создавать условия для проявления и развития творческих способностей подростков. Важно привлечь к этой работе родителей, рабочих, инженеров, деятелей науки и культуры, творческую интеллигенцию, студентов вузов, общественников, умеющих и любящих работать с детьми, заинтересовав и стимулировав их материально, в условиях рынка труд должен оплачиваться.
Это позволит расширить сеть кружков, секций, удовлетворять интересы и потребности, занять время подростков полезным делом. Поэтому важнейшей стороной деятельности сотрудника милиции является координация усилий семьи и общественности в воспитании детей. Без этой взаимосвязи трудно решать вопросы перевоспитания педагогически запущенных подростков. От семьи зависит формирование основ личности подростка, его отношения к жизни, людям. В свою очередь, эффективность семейного воспитания во многом зависит от связей родителей со школой, правоохранительными органами и другими государственными и общественными организациями.
Как видно из таблицы, сотрудники милиции слабо вооружены методикой диагностики уровня воспитанности несовершеннолетних. Они затрудняются в своевременном распознавании конфликтных состояний, постановке диагноза травмирующих обстоятельств, не умеют снимать эмоциональную напряженность, преодолевать свой страх в работе с наиболее запущенными учащимися. Часть сотрудников ОВД (25,6%) при диагностике не умеет находить доминанту отклонений, источника неблагополучия ребенка, не может всесторонне анализировать сложившуюся конфликтную ситуацию и принимать продуманное педагогическое решение. Сотрудники ОВД (23,7%) признают, что не умеют своевременно, убедительно и доходчиво показать учащимся отрицательные последствия совершаемых ими проступков, вернуть и закрепить у них утраченное состояние защищенности, добиваться устойчивости в их эмоциональном самочувствии путем включения в те виды деятельности, которые наиболее для них значимы в данный момент. Затрудняются молодые сотрудники ОВД в установлении надлежащего общения с подростками, в их работе преобладает авторитарный стиль. Необходимость формирования коммуникативной культуры у современных сотрудников ОВД налицо. Общение - основа учения, воспитания, учить и воспитывать, не общаясь, невозможно.
Важнейшим направлением профилактической работы с трудными детьми является правовое просвещение, формирование у них правового мышления, правовой культуры. Как показали наши исследования, многие подростки не знают действующих законов. Содержание школьного предмета «Основы государства и права» многие подростки просто не помнят. Для успешного ведения правового воспитания сотрудник милиции должен владеть определенными умениями. Среди них:
- аналитические - способность понять и оценить цели и задачи правового воспитания в соответствии с полным и гармоничным развитием личности ребенка;
- диагностические - умение определить уровень правовой воспитанности подростка, коллектива, их правовой деятельности;
- прогностические - умение выделить конкретные задачи данного направления воспитания, предусмотреть возможные результаты, учитывая уровень правовой воспитанности, возрастных особенностей, правового статуса школьников, возможные трудности данного процесса; теоретически обосновать условия и средства достижения результатов воспитания;
- информационные - оказание влияния с помощью правовой информации на формирование социально значимого правового опыта ребенка;
- конструктивные - владение научно обоснованными критериями отбора правовых фактов и явлений, специфических форм, методов работы в этом направлении;
- организационные - умение организовать различные виды деятельности по правовому воспитанию школьников; привлечь к ним педагогов, родителей, общественность; регулировать и контролировать эту работу в соответствии с задачами данного вида деятельности.
По этому показателю молодые сотрудники также испытывают затруднения в работе. Обладая достаточными знаниями в области права, юриспруденции, они слабо подготовлены к передаче этих знаний учащимся доходчивым путем, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних. Сотрудник милиции сегодня должен не только констатировать факты, но и уметь педагогически правильно оперировать ими для формирования нравственной и социальной устойчивости несовершеннолетних.
В целом готовность сотрудников милиции к работе с несовершеннолетними, отличающимися девиантным поведением, представляет собой системное личностное образование, структурными составляющими которого выступают теоретическая, методическая, мотивационно-потребностная и нравственно-психологическая, практическая готовность. На основе проведенного изучения мы выявили три уровня готовности сотрудников ОВД к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних по месту жительства.
Первый уровень (репродуктивный, копирующе-воспро-изводящий) характеризуется низким уровнем владения правовыми, психологическими, педагогическими знаниями, умениями и навыками организации профилактики правонарушений несовершеннолетних по месту жительства, недостаточной сформированностью гуманного отношения к этой категории детей и подростков, отсутствием интереса к профилактической работе и потребностей ее организации. Этим сотрудникам явно не хватает в работе с трудными детьми социально-правовых, психологических, педагогических знаний и умений. На этом уровне сотрудники ОВД не выдвигают конкретные, посильные воспитательные задачи, не соотносят их с практикуемыми формами работы, не проявляют творчества, а копируют, воспроизводят чужой опыт без анализа. Воспитанникам отводится роль пассивных участников воспитательного процесса. Эти сотрудники ОВД отличаются пассивностью в работе, не стремятся пополнять свои теоретические и методические знания по работе с подростками, в их труде отсутствует четкое планирование разносторонней деятельности детей по месту жительства. Бессистемность, эпизодический характер участия сотрудника милиции в профилактической работе не дает возможности наладить деловые связи с внешкольными учреждениями. Сотрудники ОВД этой группы не ведут индивидуальную, дифференцированную работу с девиантными подростками и их родителями, не стремятся искать причины своих неудач, не получают радость от своего труда. Сотрудники ОВД, отнесенные нами к этой группе, недостаточно внимательны, а порой и равнодушны к внутреннему миру несовершеннолетних, что зачастую приводит детей к замкнутости, отчужденности, затрудняет возможность вникнуть в мотивационную сферу их поступков.
Второй уровень эвристический (продуктивный). Сотрудники милиции этой группы владеют определенными теоретическими социально-правовыми, психолого-педагогичес-
кими, медико-педагогическими, воспитательно-профилактическими знаниями, диагностическими, проектировочными, коммуникативными умениями организации профилактической работы с девиантными подростками. Свою работу они строят на репродуктивно-творческом уровне, привлекая к этой деятельности необходимые силы микрорайона, обеспечивают решение воспитательных задач.
Сотрудники ОВД этой группы добросовестно относятся к своим обязанностям, много делают для объединения сил школы, семьи, производственных коллективов в профилактической работе. Однако, в силу недостаточно глубоких теоретических знаний в области перевоспитания и профилактики правонарушений, при слабой методической вооруженности они не всегда добиваются желаемых результатов.
Третий уровень - креативный (поисково-творческий) отличается наличием у сотрудников ОВД достаточного уровня теоретических и методических знаний, практических умений и навыков в организации процесса перевоспитания, профилактики правонарушений несовершеннолетних. Педагоги этой группы владеют современными технологиями воспитания, хорошо знают и успешно внедряют в свою практику передовой опыт. Они обладают хорошими организаторскими, коммуникативными, творческими, прикладными способностями, успешно ведут индивидуальную работу с подростками и их родителями. Этим сотрудникам милиции присущи такие качества, как чуткость и внимательность, душевная теплота, отзывчивость, уважение к детям, простота и скромность, общительность, требовательность и справедливость. Они умело планируют свой труд, вовлекают трудных подростков в жизнь и деятельность организованных воспитательных коллективов, создают им условия для самосовершенствования в избранном виде деятельности. Вариативный, конструктивный, новаторский подход к работе помогает им добиваться успехов в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Названные группы сотрудников милиции в различном сочетании встречаются в каждом городском, районном РУВД. Задача руководителей отделений различных служб МВД РФ состоит в том, чтобы уровень первых двух групп милиционеров довести до уровня третьей. Это возможно лишь при условии повышения их теоретической и практической подготовки путем самообразования, самовоспитания, творческого применения на практике передового опыта, усиления требовательности к самому себе.
Полученные нами данные относительно взаимосогласу-ются, взаимоподкрепляются друг с другом и поэтому, очевидно, достаточно объективно отражают наиболее слабые моменты в деятельности сотрудников ОВД. Выявленные уровни готовности молодых сотрудников ОВД к работе с несовершеннолетними, допускающими отклонения в поведении, свидетельствуют и о том, что в образовательных учреждениях МВД РФ еще недостаточно осуществляется психолого-педа-гогическая подготовка курсантов к организации профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Знание уровня готовности сотрудников ОВД к профилактической работе позволяет образовательному учреждению МВФ РФ оптимизировать подготовку курсантов к профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андриенко В. Г., Гербеев Ю. В., Невский И. А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. -М., 1990.
2. Кочетов А. И. Мастерство перевоспитания. - Минск, 1985.
3. Маленкова Л. И. Особенности перевоспитания педагогически запущенных девочек-подростков // Проблема перевоспитания педагогически запущенных подростков: сб. науч. тр. - М., 1975.
4. Павлов И. В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. - Чебоксары, 1999.
5. Павлов И. П. Поли. собр. соч. - М., 1961. - Т. 3. - Кн. 2.
6. Павлова И. И., Фогель Е. В. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профилактике правонарушений несовершеннолетних. - Чебоксары, 2006.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
Канд. юрид. наук, доцент Р. Е. Джансараева
Казахский национальный университет им. Аль-Фараби,
г. Алма-Ата
Для проведения профилактической работы в местах лишения свободы нужно знать, в какой период отбывания наказания осужденный вновь совершил преступление. Эта проблема связана с адаптацией, и нам известно, что приспособление к любым условиям, в том числе и места лишения свободы, бывает затруднено в первые дни, месяцы и даже годы. Поэтому не вызывает удивления, что преступления в исправительных учреждениях чаще совершаются теми, кто пробыл там не более двух лет - таких оказалось 49,7%. Затем количество совершающих преступления резко идет на убыль: среди тех, кто отбыл свыше двух лет, до 3 лет, оказалось 19,0%, пробывших свыше 3 лет, до 5 лет - 13,3, свыше 5, до 8 лет -
11,0, свыше 8 до 10 лет - 4,5, свыше 10 до 15 лет - 1,1, свыше 15 до 20 лет - 1,4%. О том, что это связано именно с адаптацией, свидетельствует тот факт, что среди «новых» преступников 49,7% пробыли в исправительных учреждениях не более 2 лет. Неотбытый срок на момент совершения нового преступления у большинства осужденных (64,7%) составляет более 2 лет, тогда как у 35,7% осужденных неотбытый срок -до 2 лет. Даже из тех, кто совершил побег из колонии-поселения, 40% осужденных пробыли в ней менее 2 лет.
Адаптация к условиям места лишения свободы весьма сложна, особенно если человек впервые привлечен к уголовной ответственности. Здесь он сталкивается с многочисленными трудностями, новыми требованиями к своему поведению и образу жизни в целом, он должен выработать свое отношение и к режиму отбывания наказания, и к неформальной социальной среде, к малым группам разной направленности. Он должен занять определенное место в групповой иерархии официальных и неофициальных отношений. Это вызывает у него состояние повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости, ожидания агрессии. Период первичной адаптации обычно длится в течение первой трети назначенного срока лишения свободы.
Таким образом, мы можем констатировать значительно большее, чем в условиях свободы, воздействие микросоци-ального окружения на поведение людей, ее лишенных. Человек попадает в жесткую зависимость от среды, возможности выбора вариантов действий существенно сужаются. Это подтверждает и опрос сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы Казахстана. Они пояснили, что к совершению преступлений в исправительных учреждениях привели, прежде всего, внешние по отношению к личности преступника факторы: сохранение традиций преступной среды - 64,0% опрошенных, отрицательное воздействие среды - 32,0, провоцирующее поведение потерпевших - 12,0, межличностные столкновения - 21,0, межгрупповые конфликты - 11,0%. Итак, социальная среда исправительных учреждений играет весьма существенную роль в совершении там новых преступлений. Не случайно многие криминологи и сотрудники пенитенциарных учреждений отмечали особое значение среды и в поведении преступников, и в деле их исправления.
Еще в начале 80-х гг. прошлого века И. В. Шмаров отмечал, что специфика условий отбывания наказаний, прежде
всего - наличие большого количества малых групп положительной и отрицательной направленности, непосредственных контактов, способствует тому, что вновь прибывший осужденный вынужден примкнуть к одной из существующих групп. Кроме того, необходимость адаптации к ближайшему социальному окружению нередко заставляет таких осужденных искать защиты и покровительства у лиц, отбывших определенный срок наказания. Колеблющиеся, т. е. не присоединившиеся ни к группам положительной направленности, ни к группам, имеющим отрицательную ориентацию, подвергаются давлению со стороны этих групп. Последние требуют, чтобы прибывший обозначил позицию, которую он займет в дальнейшем. Примкнув к той или иной группе, осужденный принимает, усваивает сложившиеся в ней ценности, нормы и правила поведения, реализует групповые цели. Они могут носить и антиобщественный характер.
Осужденные в малых группах отрицательной направленности могут с безрассудной, порой бессмысленной решимостью выполнять нормы группы, несмотря на то, что они носят антиобщественный характер. Ради своего утверждения в группе, мнение которой имеет для осужденного первостепенное значение, он может пойти на нарушение режима (и на совершение преступления). Для него на первый план выступает внешняя сторона того или иного поступка, а не его внутренняя природа, социальная сущность и последствия его реализации. Часто в самом акте совершенного правонарушения видится проявление мужества, героизма, самоутверждения. Таким образом, осужденный побуждается к деятельности мотивами, опосредованными той малой группой, к которой он себя причисляет, а также ценностями и нормами, которые он разделяет (12, 40-41).
И. В. Шмаров особо выделял активность преступных группировок в исправительных учреждениях, их роль в совершении там правонарушений. Их он отделял от групп отрицательной направленности, отмечая, что последние оказывают психологическое давление на осужденных с целью воспрепятствовать установлению сотрудничества и доверия между ними и коллективом воспитателей. При слабой профилактической и воспитательной работе группы отрицательной направленности могут переродиться в преступные группировки (4; 12, 38). Г. Ф. Хохряков обоснованно считает, что неформальная нормативная система помогает, казалось бы, тем, что устанавливает еще более жесткий порядок, определяя каждому осужденному четкое и постоянное место в структуре отношений. Тем самым она снимает неопределенность, способствуя снижению нежелательных психических состояний. Но, устанавливая еще более тесные рамки, жесткие ролевые предписания, система неформальных норм еще более разрушает активность личности. Поэтому она является аморальной, так как противостоит общей закономерной тенденции развития общества и человека.
В условиях жесткой регламентации поведения, когда сужен маневр при возможной встрече с препятствием, развиваются такие качества, как подозрительность и недоверчивость. Когда любое изменение опасно, то оно обязательно опасно, если связано с нарушением правил. В то же время осужденный живет в постоянном и тесном окружении людей, каждый из которых находится под влиянием негативных психических состояний. Нарушение запрета может произойти не только по его вине, но и от того, что кто-то подтолкнул к нарушению или неправильно истолковал его слова, что создало конфликтную ситуацию, или сознательно оговорил и пр. Поэтому осужденному необходимо не только постоянно следить за собственным поведением, но и контролировать свои контакты. В этом случае боязнь изменений приобретает формулу простого правила: «Чтобы не ждать неприятностей от окружающих в результате общения с ними, лучше от них вообще ничего не ожидать, избегая контактов» (10, 72).
Кроме того, осужденные существуют в условиях функционирования двух нормативных систем: официальной, пра-