Научная статья на тему 'Психологические особенности деятельности психолога по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков'

Психологические особенности деятельности психолога по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
867
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артемьева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности деятельности психолога по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В.В. АРТЕМЬЕВА,

психолог наркологического диспансера № 12 г. Москвы

Исследование деятельности человека, которая реализуется в практике, является одной из главных задач психологической науки. Всякая деятельность включает в себя цель, средство. Следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

В психологии под деятельностью понимается форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающая вызвавшей это взаимодействие потребности. Деятельность можно рассматривать как динамическую, саморазвивающуюся систему взаимодействий субъекта с окружающим его миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной деятельности.

Наиболее широко распространенным подходом в отечественной психологии является психологический анализ деятельности. Он предполагает:

Ф выделение психологической структуры деятельности;

Ф рассмотрение отдельных элементов и связей между ними;

Ф характер взаимодействия с окружающей средой;

Ф возможности и особенности управления деятельностью.

Деятельность, представляя единство психологического (внутреннего) и исполнительного (внешнего), рассматривается, с одной стороны, как основа функционирования психических свойств, состояний, процессов и т.п., а с другой — как фактор, влияющий на успешность ее протекания. К внешней стороне деятельности относятся предмет, средства, результат, действия и операции. Внутреннюю сторону, или содержание деятельности, составляют цели, мотивы, мыслительные, эмоциональные и волевые процессы, а также психические состояния, знания, навыки и умения.

Психологическое описание профессиональной деятельности должно включать не только психику человека (функционирующую в деятельности), но и само профессиональное содержание этой деятельности и все те факторы и условия, которые этой психикой в процессе деятельности отражаются, влияют на нее и

ею обусловливаются. Субъект деятельности выступает важным интегрирующим компонентом системы, обеспечивающим ее жизнедеятельность, осуществляющим взаимодействие всех элементов системы и регуляцию целостной деятельности. Функционируя в деятельности, осуществляя регуляционные процессы, развивается и психика субъекта, соответственно претерпевает качественные изменения индивидуальная психологическая структура деятельности.

Под психологической структурой понимается целостное единство психических явлений и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. В психологической структуре взаимосвязаны две стороны — внутренняя психологическая и внешняя (исполнительная, наблюдаемая). Исходя из многочисленности элементов деятельности, а также разнообразия взаимосвязей между ними существует тенденция в конкретных исследованиях объединять элементы психологической структуры в крупные блоки, или компоненты, отражающие функциональные особенности деятельности (действий) на конкретных ее этапах, а также соотносить эти блоки и компоненты с разными уровнями выполнения и регуляции деятельности.

На каждом этапе деятельности исходя из ее конкретных условий, выполняемой функции вида, а также опыта и возможностей человека, может происходить перераспределение удельного веса и роли того или иного компонента, доминирование одного из них или их функциональное объединение в целях оптимального выполнения деятельности. Образуемая таким образом совокупность компонентов, опирающаяся на психологические и психофизиологические ресурсы-реализаторы человека, называется функциональной структурой деятельности.

Функционирование деятельности выражается в постоянной смене функциональных структур сообразно целям и условиям деятельности, а развитие — в качественном изменении элементов психологической структуры деятельности, изменении характера взаимосвязей и отношений между ними.

Задача психологического изучения деятельности заключается в том, чтобы раскрыть систему ее теоретических начал, показать, как в процессе целенаправленной активности личности преобразуется объективный мир, каков механизм психической регуляции

деятельности, как в процессе деятельности изменяется сам человек, как деятельность влияет на развитие возможностей человека и на завершение его природы и как сама деятельность принимает индивидуальный характер.

С развитием психологии труда стало очевидным, что необходимым условием решения стоящих перед нею задач является определение психологического содержания конкретного вида деятельности.

Можно выделить несколько актуальных направлений деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков, для того чтобы найти в них вектор направления деятельности медицинского психолога.

Первое направление — превенция девиантного поведения подростков, построение и осуществление стратегий профилактической работы. Эта работа сводится к обеспечению эффективного процесса социализации личности. Такая работа является системной и комплексной.

Второе направление — специальная работа с деви-антными, делинквентными детьми. Можно выделить научно-методическую разработку основных подходов к коррекционной работе, программ специальных тренингов и индивидуальной коррекционной работы. Отдельная задача — изучение и профессиональное освоение этих разработок практическими психологами. В качестве важных и актуальных областей таких разработок можно считать следующие:

Ф формирование направленности личности и про-социальных установок;

# развитие позитивной Я-концепции;

Ф формирование социально-психологической компетентности и навыков адекватного межличностного взаимодействия в группе;

# индивидуальная коррекционная работа при разных типах дисгармоничности характера;

Ф развитие ответственности личности, или интер-нального локуса контроля.

В рамках этого же направления важной задачей является построение эффективного взаимодействия и соподчиненной деятельности с педагогами и семьей.

Третье направление — определение специфики и уточнение компетенции разных организационных форм деятельности в области превенции и коррекции отклоняющегося поведения, а также ресоциа-лизации девиантных и делинкветных несовершеннолетних. Это такие социальные институты, как школа, ППМС-центры, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, специализированные консультативные центры, а также, в качестве так называемой проектной формы организации деятельности, специальные профильные программы районного и городского уровня.

Четвертое направление — построение эффективной системы специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников в области

проблем девиантного поведения несовершеннолетних, ресоциализации личности. В настоящее время мало примеров удовлетворительного построения такой работы. Система подготовки должна оперировать теоретическими знаниями, реализуя его в методиках и программах профилактической и коррекционной работы с подростками.

Подростки совершают общественно опасные деяния не внезапно. Причины индивидуального преступного поведения, иного правонарушающего поведения рассматриваются психологией во взаимосвязи с нравственно-психологическим, культурным, моральным развитием человека, его становлением как личности. Издержки социализации личности в раннем возрасте, пробелы и явные упущения семьи, школы, ближайшего окружения в ее воспитании могут проявиться немедленно, в конкретных видах де-виантного поведения и в будущих преступных проявлениях.

Антисоциальные свойства личности подростков формируются постепенно и задолго до совершения общественно опасного деяния, которое дает основание для качественно новой социально-правовой оценки личности подростка, вставшего на путь правонарушений. Предупреждение преступлений, выявление и устранение детерминирующих их факторов — главное направление в борьбе с преступностью, с преступностью несовершеннолетних в частности.

Профилактика и преодоление общественно опасных деяний и иных правонарушений подростков является существенной предпосылкой воспитания законопослушного подрастающего поколения. Это положение нашло юридическое закрепление в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Так, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, и мер, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (ст. 1).

Общество несет прямые и косвенные убытки от результатов влияния этих социальных аномалий, поэтому в работе по предупреждению и преодолению девиантного поведения большую роль играет своевременное реагирование на любые социальные отклонения в поведении подростков.

Для эффективного функционирования система профилактики как основа деятельности по предупреждению и преодолению девиантного поведения подростков должна опираться на анализ механизма деформации личности и поведения. В большинстве случаев наблюдается постепенное развитие процес-

са формирования общественно опасной личности правонарушителя по схеме «законопослушное поведение — асоциальное (антиобщественное) поведение — общественно-опасное деяние».

Можно выделить следующие четыре основных этапа нравственной деформации личности подростков, в соответствии с которыми целесообразно строить профилактическую деятельность:

1) среда, не благоприятная для жизни и воспитания, еще не оказала отрицательного влияния на личность и поведение подростка. Нарушений поведения пока нет и деформация личности только намечается. Профилактика должна быть направлена на среду с целью не допустить деформацию личности;

2) усиление неблагополучной среды, которая оказывает влияние на подростка, происходит деформация отдельных сторон комплекса личностных качеств, что проявляется в совершении отдельных нарушений. Профилактика должна охватывать и среду, и личность. Ее цель — не допустить укрепления антиобщественных взглядов и формирования антисоциальной направленности личности, дальнейшей ее деформации;

3) воздействие серьезно деформированной среды. Личность приобретает антиобщественную направленность, что выражается в систематическом нарушении норм морали, правил поведения, иных общественных норм, в совершении правонарушений непреступного характера. Должно усилиться воздействие на среду и личность с целью не допустить перехода на преступный путь;

4) интенсивное воздействие отрицательной среды. Деформация личности и ее поведения продолжает углубляться, что проявляется в частоте правонарушений, отмечается обратное воздействие малолетнего на среду, при этом совершаются общественно опасные деяния. Профилактическое воздействие должно иметь интенсивный, направленный непосредственно на личность характер. Его цель — не допустить совершения нового общественно опасного деяния, рецидива.

Каждому этапу соответствуют определенные профилактические меры воздействия на подростка. Чем сильнее деформация личности и ее поведения, тем интенсивнее должны быть характер воздействия и строже принимаемые меры (см. табл.).

Субъекты профилактического воздействия:

Ф на первом этапе — государственные органы и общественные организации, которые осуществляют профилактическую деятельность попутно с решением основных воспитательных и образовательных задач на своем уровне компетенции: школы, органы опеки и попечительства, общественные организации и др. Субъектом является семья, однако она может быть и объектом профилактики как элемент среды в случае ее отрицательного влияния на малолетних. В необходимых случаях действуют ОВД (участковые

уполномоченные инспекторы милиции, инспекторы по делам несовершеннолетних): изъятие детей из неблагополучной среды (лишение прав родителей, отрицательно влияющих на детей; пресечение иных источников антиобщественного воздействия);

Ф на втором этапе к деятельности вышеперечисленных субъектов присоединяются ОВД, но их деятельность — основная;

Ф на третьем этапе деятельность специальных органов, на которые возложены основные функции предупреждения правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОВД (через подразделения по делам несовершеннолетних), приемники-распределители, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей), становится превалирующей, а деятельность государственных и общественных организаций — вспомогательной;

Ф на четвертом этапе профилактическую деятельность осуществляют: в период дознания и следствия — сотрудники уголовного розыска, следователи, прокуроры; специальные воспитательно-исправительные учреждения (с 11 лет), а в последующем — эти специальные органы во взаимодействии с государственными и общественными организациями.

Субъекты профилактики девиантного поведения подростков используют в этой работе разные формы и методы по основным направлениям, соответствующим их задачам. Они состоят в следующем:

Ф предупреждение правонарушений и антиобщественных действий подростков, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

Ф обеспечение защиты прав и законных интересов подростков;

Ф социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

Ф выявление и пресечение случаев вовлечения подростков в совершение общественно опасных деяний и антиобщественных действий.

Особого внимания заслуживают меры, которые необходимо предпринимать субъектам профилактики против личностных деформаций подростков. При этом деятельность субъектов профилактики на каждом этапе должна представлять собой непрерывный, многоаспектный и многоуровневый процесс, содержащий необходимый комплекс воспитательных и профилактических мер.

Среди этих мер на первом и втором этапах должны быть педагогические меры и медико-психологическая коррекция: коррекция дефектов в волевой сфере, коррекция отчужденности, тревожности, страхов, метод эмоционального сопереживания, коррекция бродяжничества, самокоррекция, организация положительной деятельности, физическое воспитание.

На третьем этапе должны предусматриваться меры раннего предупреждения личностных деформаций,

не исключая комплекс педагогических, медицинских, социально-психологических, правовых и организационных мер, одновременно ориентированных по трем основным направлениям:

1) нейтрализация или оздоровление неблагоприятных условий семейного, школьного и иного социального воспитания, способных детерминировать антиобщественное формирование личности;

2) устранение прямого и косвенного аморального и криминогенного влияния на детей;

3) осуществление комплекса воздействий, направленных на переориентацию антиобщественно формирующейся личности.

Основные меры носят как воспитательный, так и правовой характер. Правовые меры дифференцируются по своей направленности, например меры по охране прав детей и подростков; меры правового воздействия (чаще всего гражданско-правового, административно-правового) на их воспитателей и лиц, негативно влияющих на нравственное и физическое здоровье детей и подростков.

Среди воспитательных мер следует иметь в виду формирование у каждого подростка уверенности в своих силах; организацию индивидуальной помощи отстающим в учебе; привитие учащимся интереса к творческой деятельности; оказание помощи родителям в воспитании трудных детей и т.д.

Четвертый этап охватывает меры непосредственной профилактики.

Характеризуя основные направления предупредительного воздействия, мы одновременно характеризуем объект профилактики девиантного поведения — среду и личность. Оба эти направления взаимосвязаны. В зависимости от конкретных обстоятельств могут меняться акценты предупредительного воздействия. Оно может быть активнее в отношении неблагополучной среды, если личность и поведение не подверглись деформации, либо направлено на личность, когда поведение ее свидетельствует о происшедшей деформации. Воздействие на личность осуществляется параллельно с воздействием на среду, т.е., воздействуя на личность, необходимо держать в поле зрения среду, и наоборот.

Среда, не благоприятная для жизни и воспитания подростков, является собирательным понятием, включающим в себя набор причин и условий, иных криминогенных факторов, обусловливающих деформацию личности и поведения, становления на путь антиобщественного поведения. Она рассматривается применительно к основным сферам жизнедеятельности подростков, а именно к учебе, дружбе, отношениям с коллективом и семьей, элементам творчества, самодеятельности, спорту, отношениям с лицами противоположного пола. Любая сфера может оказаться неблагоприятной для жизни и воспитания, но криминогенный потенциал увеличивается, если одновременно пораженными оказываются две и более

сфер (например, семейная и досуговая).

Профилактическое воздействие на криминогенную среду осуществляется: во-первых, если она еще не оказала влияния на поведение подростка с целью не допустить деформации личности и поведения; во-вторых, если под ее влиянием деформация все же произошла, что выразилось в конкретных фактах поведения, не допустить углубления деформации и корректировки поведения.

Применяются разные формы профилактического воздействия на среду:

Ф в необходимых случаях производится изъятие подростка из семьи без лишения родительских прав;

Ф лишение родительских прав;

Ф установление опеки или попечительства;

Ф направление в детский дом или школу-интернат;

Ф применение мер к родителям;

Ф отрыв от асоциальной или антиобщественной группировки;

Ф применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, проституцию, иную антиобщественную деятельность;

Ф организация правовой пропаганды среди самих несовершеннолетних и лиц, воспитывающих и обучающих подростков, и т.п.

Предупредительное воздействие на личность осуществляется в том случае, когда имеются факты поведения, свидетельствующие о том, что произошла ее деформация. Поведение позволяет судить о степени деформации: аморальное поведение, уклонение от выполнения социальных обязанностей, употребление спиртных напитков и переход к совершению правонарушений. Когда отдельные, эпизодические нарушения и проступки могут постепенно перейти в систематические, тогда устанавливается специальный контроль над поведением подростков со стороны ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Главное — полное выявление подростков, поведение которых характеризуется как девиан-тное, для своевременного принятия мер.

Личностный аспект в профилактике и преодолении девиантного поведения подростков выражается в учете качеств личности психолога и его подготовки к этой деятельности. Он позволяет правильно оценить влияние психических процессов, состояний и свойств субъекта на эффективность его деятельности.

Деятельностный аспект обеспечивает раскрытие специфики предупреждения поведенческих девиаций подростков как определенной психологической динамики, приводящей к количественным и качественным результатам.

Социальный аспект дает возможность правильно понять развертывание в процессе деятельности отношений, интересов, потребностей, мотивов, направленности, поведения психолога при выполнении функциональных обязанностей во взаимодействии

с подростками. Изменения на социально-психологическом уровне возникают в связи с совместным преодолением трудностей, жизненных кризисов подростков.

Любой вид деятельности определяется ее психологическим содержанием. Психологический анализ деятельности выявляет внешние (объект, средства,

результаты и их влияние на психику) и внутренние условия (мотивы, цели, способы), а также возможности управления и самоуправления. В психологической теории деятельности структурные моменты получают специфическую качественную определенность при соотнесении их с мотивами, целями и условиями осуществления действия.

Этапы деформации личности малолетних Профилактика и ее цели Субъекты профилактики

Намечается деформация личности, нарушений поведения пока нет Профилактика среды с целью не допустить деформацию личности Государственные органы и общественные организации: школы, органы опеки и попечительства, общественные организации и др.

Происходит деформация личности, выражающаяся в совершении отдельных нарушений Профилактика и среды, и личности с целью не допустить укрепления антиобщественных взглядов и формирования антисоциальной направленности, дальнейшей ее деформации К государственным и общественным органам добавляются ОВД

Нарастает деформация личности, выражающаяся в совершении систематических проступков и правонарушений непреступного характера Значительное усиление воздействия на среду и личность с целью не допустить перехода на преступный путь Специальные органы: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОВД (через подразделения по делам несовершеннолетних), приемники- распределители, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей

Углубление деформации личности, выражающееся в совершении общественно опасных деяний Интенсивное направленное воздействие на личность с целью не допустить нового общественно опасного деяния Сотрудники уголовного розыска, следователи, прокуроры; специальные воспитательно-исправительные учреждения

Таблица

Соответствие этапов деформации личности подростка соответствующим этапам

профилактической работы и субъектам деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.