Научная статья на тему 'Содержание и основные направления психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел'

Содержание и основные направления психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1337
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОВД / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROPHYLACTIC ACTIVITY / JUVENILE INSPECTION OFFICERS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пряхина М. В., Душкин А. С.

в статье рассматриваются психологические особенности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД), дается анализ эмпирического исследования перспективных направлений профессиональной деятельности психолога подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пряхина М. В., Душкин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article encompasses the psychological aspects of the prophylactic activity of juvenile inspection officers of the bodies of internal affairs, analyses empirical researches of the prospective ways in the professional activity of a juvenile inspection psychologist.

Текст научной работы на тему «Содержание и основные направления психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»

Содержание и основные направления психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел

М.В. Пряхина, А.С. Душкин

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД), дается анализ эмпирического исследования перспективных направлений профессиональной деятельности психолога подразделения по делам несовершеннолетних ОВД. Ключевые слова: психологическое сопровождение, профилактическая деятельность, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Summary: the article encompasses the psychological aspects of the prophylactic activity of juvenile inspection officers of the bodies of internal affairs, analyses empirical researches of the prospective ways in the professional activity of a juvenile inspection psychologist. Keywords: psychological support, prophylactic activity, juvenile inspection officers of the internal affairs bodies.

На современном этапе профилактика подростковой преступности является составной частью деятельности всех служб органов внутренних дел. Как свидетельствует практика, только объединение мер воспитательного и психологического характера позволяет более эффективно осуществлять профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Профилактика и борьба с правонарушениями несовершеннолетних—одна из наиболее важных сторон искоренения преступности в нашей стране. В профилактике преступности несовершеннолетних участвует большое количество субъектов, которые представляют собой единую систему, связанную общностью целей и задач. Значительное место в этом процессе занимает профилактическая деятельность сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, оказании своевременной психологической и социальной помощи подросткам, вставшим на путь правонарушений. С учетом этого к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, внимательно анализируя мотивы совершенного им правонарушения, социальное положение и морально-психологический климат семьи, психологические и медико-биологические особенности несовершеннолетнего.

Специфика профилактической деятельности сотрудников ПДН ОВД, потребность в повышении эффективности индивидуальной профилактической

работы с несовершеннолетними правонарушителями предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности сотрудников ПДН, важной частью которой является психологическая составляющая. Недостаточная психолого-педагогическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел к работе с несовершеннолетними правонарушителями, недостатки в подборе кадров и их профессиональном обучении снижают результативность профилактической деятельности.

Система профилактики правонарушений несовершеннолетних постепенно приобретает психологические свойства и качества, что находит выражение во всем большем включении психологических регуляторов в арсенал средств и методов профилактического воздействия, поэтому вопросы психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел подразделений по делам несовершеннолетних требуют дальнейшей научной разработки. Организация психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников ПДН ОВД будет способствовать улучшению качества работы по охране общественного порядка и общественной безопасности, профилактики, предупреждению преступлений в целом и среди несовершеннолетних в частности.

Для понимания содержания психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников ПДН милиции общественной безопасности необходимо рассмотреть подробнее психологические особенности деятельности сотрудников изучаемой службы.

Деятельность сотрудников ПДН ОВД регламентирована законами Российской Федерации,постановлениями Правительства РФ, приказами, инструкциями МВД России.

Согласно штатному расписанию сотрудники ПДН — инспекторы, старшие инспекторы. Инспектор (от лат. Inspector — наблюдатель, обследователь) —должностное лицо, осуществляющее контроль за правильностью действий подведомственных органов и лиц за выполнением законов в какой-либо специальной области [17, с. 200]. Такое толкование не соответствует сущности деятельности сотрудника ПДН. Во-первых, он не имеет подведомственных органов и лиц, а работает с населением на закрепленном за ним участке, во-вторых, обеспечивает выполнение законодательства не в какой-либо специальной области, а в связи с многофункциональностью своей деятельности реализует и контролирует выполнение нормативных правовых актов в различных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних граждан.

В соответствии с приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» сотрудники ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий несовершеннолетних:

• употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;

• совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

• совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

• освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

• не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

• не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

• обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

• условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

• получивших отсрочку отбывания наказания;

• освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

• осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

• осужденных условно, осужденных к обязательным работам,исправитель-ным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Кроме того, сотрудники ПДН обязаны проводить работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних указанных выше категорий, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними [1 ].

Задачи подразделений по делам несовершеннолетних заключаются в следующем:

• выявлять несовершеннолетних, чье поведение, взгляды, мотивы поступков могут свидетельствовать о возможности совершения преступлений;

• изучать личности этих подростков;

• определять и устранять источники отрицательного влияния на них;

• осуществлять контроль за поведением несовершеннолетних делинквентов и образом их жизни.

Все эти вопросы могли бы быть решены в полном объеме при наличии психологического сопровождения деятельности подразделений по делам несовершеннолетних. На наш взгляд, наиболее оптимальный и экономичный путь решения данного вопроса — введение должности психолога в эти подразделения для оказания помощи сотрудникам при работе с несовершен-

нолетними. Таким образом обеспечивалась бы психологическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, особенностей их социального взаимодействия, а инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних получили бы конкретные рекомендации по индивидуально-профилактической работе с ними.

Рассматривая указанную проблему, исследователь О.В. Севостьянов правомерно утверждает: «...нередко специальные органы ранней профилактики, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, ориентируясь на случайные, нехарактерные проступки, преждевременно применяют к подростку меры специального административно-правового характера (постановка на учет в ПДН, вызов и обсуждение на комиссии, штрафование, оформление в спецшколу, спецПТУ и т.д).» [16], хотя поводом для таких мер могут послужить отдельные проступки, не характерные для поведения несовершеннолетних.

Отсутствие должности психолога в данных подразделениях значительно затрудняет работу ПДН по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних, так как определенно положительным моментом, способствующим совершенствованию практики профилактической работы с подростками, являются психологические методы изучения личности несовершеннолетних правонарушителей с учетом половозрастных, индивидуально-психологических факторов и их социального окружения.

В русле исследования следует остановиться на специфике деятельности подразделений по делам несовершен-

нолетних, отраженной в немногочисленных отечественных публикациях.

Работы 60-х-70-х годов ХХ века И.Я. Василенко [2], В.Л. Васильева [3], З.Д. Григорьевой [5], В.М. Кормщико-ва [9], А.Б. Сахарова [15] в основном имеют описательно-статистический характер и лишь в общем плане знакомят с деятельностью сотрудников ПДН, включающей в себя следующие функции:

• воспитательно-профилактическую, заключающуюся в помощи оступившемуся подростку, его семье, в выявлении и нейтрализации неблагополучных факторов, влияющих на его поведение, пресечении и устранении действия источников антиобщественного влияния на него среды. Она подразумевает проведение индивидуальных и общих бесед с несовершеннолетними и их родителями, организацию лекториев на предприятиях, в школах, профессиональных училищах, создание клубов по месту жительства, курирование спортивных секций, координацию работы общественных и государственных учреждений;

• контролирующую, состоящую в осуществлении специальных мер на основе административного законодательства, направленных на оздоровление семейно-бытовых условий подростка, его воспитание;

• удостоверительную, включающую в себя оформление документов на подростков, взятых на учет в ПДН, для целенаправленной профилактической работы с ними.

В конце 80-х-начале 90-х годов ХХ века появление новых проблем в молодежной среде (наркомания, токсикомания, бродяжничество, попро-

шайничество) вызвало количественное расширение и качественное изменение функциональных обязанностей сотрудников ПДН, попытка изучения которых была предпринята в ряде экспериментальных и теоретических исследований. Если раньше инспекторы занимались только воспитательно-профилактической работой, то в последнее время, по утверждению Л.Л. Каневского, она отодвинута на второй план. Это объясняется нескоординиро-ванностью действий государственных и общественных структур, отсутствием единого эффективно действующего центрального органа, а также нехваткой средств [6].

Основная особенность деятельности сотрудников ПДН — осуществление индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Ее целями выступают исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Индивидуальную профилактику при этом следует понимать, как выявление и устранение конкретных причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению, которые непосредственно связаны с определенной личностью (Д.А. Кириловым [8], А.Г. Лекарем [11]).

Основными методами деятельности сотрудников ПДН являются убеждение и принуждение, их применение зависит от профессиональной подготовки исполнителя, его жизненного и профессионального опыта. Сложность индивидуальной профилактики, как показывают исследования Д.А. Кириллова [8], Г.М. Миньковского [12], заключается в том, что она требует от сотрудника детальной правовой регламентации, по-

скольку связана с ограничениями прав и законных интересов граждан. В силу этого вовлечение конкретных людей, особенно несовершеннолетних, в сферу индивидуальной профилактики преступлений возможно только на основании достоверного прогноза их поведения, который содержит вывод о вероятном совершении преступлений с их стороны. Следовательно, сотрудники ПДН должны владеть искусством общения, профессионально-ролевого поведения, налаживания контактов с несовершеннолетними для получения нужной информации. Сбор и анализ необходимых сведений о правонарушителях и их окружении помогает сотрудникам, во-первых, постоянно контролировать их, быстро устранять причины, способствующие совершению преступлений, во-вторых, искать различные способы и приемы воздействия на них на основе индивидуального подхода к личности правонарушителя, в-третьих, планировать всевозможные мероприятия по предотвращению преступлений: лекции, беседы, рейды проверки и т. д. [7].

Для изучения особенностей многофункциональной деятельности инспекторов ПДН представляется важным прежде всего выделить ее основные аспекты, стороны [4], то есть обобщенные характеристики основных обязанностей, выполняемых в соответствии с требованиями профессии, а также описать ее в каких-то стандартных единицах для возможного сравнения с другими видами деятельности. В научной литературе нет единого подхода к выделению основных составляющих правоохранительной деятельности, разные авторы предлагают свои подходы к решению этого вопроса.

Так, В.Л. Васильев на основе изучения различных юридических профес-сий—участкового, уполномоченного милиции, инспектора по делам несовершеннолетних, следователя, судьи — называет следующие стороны деятельности в этих профессиях:

• социальную (организация правовой пропаганды и других мероприятий по предупреждению правонарушений, создание условий для перевоспитания лиц, склонных к совершению противоправных действий);

• реконструктивную (выполнение конкретных действий, направленных на улучшение жизни граждан);

• организационную (организация самого себя и действий других людей для решения профессиональных задач);

• коммуникативную (установление и поддержание контактов с людьми при выполнении своих функциональных обязанностей);

• удостоверительную (выражение всей полученной сотрудником информации от граждан в специально предусмотренной законом форме); поисковую (стремление к раскрытию преступления, собирание исходной информации для решения профессиональных задач [4].

Анализируя профилактическую деятельность сотрудников ПДН ОВД, Н.К. На-розников выделяет в ней следующие подструктуры: социальную, правовую, психологическую, педагогическую, оперативно-розыскную. По его мнению, они отражают специфику основных должностных обязанностей данной службы органов внутренних дел [13].

Т.П. Кудлай, изучив деятельность инспекторов ПДН, установила, что сотрудники этих подразделений имеют много

должностных обязанностей, которые носят разнонаправленный характер, их подопечными могут быть шестнадцать категорий несовершеннолетних. Вследствие этого, количество времени, отводимое на индивидуальную профилактику (ведущий вид деятельности в работе инспектора), уменьшилось, что привело к увеличению числа рецидивов. В то же время инспекторы ПДН стали уделять больше внимания раскрытию преступлений, возрос объем времени, затрачиваемого на заполнение различных документов, составление отчетов, планов, а контролирующая функция в их деятельности стала основной [10]. Расширение и качественное изменение функций сотрудников ПДН, с одной стороны, способствует большему охвату несовершеннолетних, совершающих правонарушения, с другой — часто ведет к формальному выполнению ими своих должностных обязанностей, что свидетельствует о снижении роли подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике подростковой преступности.

Перечисленные характеристики деятельности сотрудников правоохранительных органов достаточно полно отражают своеобразие их труда, заключающееся в работе с людьми, раскрытии преступлений и применении норм права. Деятельности инспекторов ПДН как представителей юридической профессии присущи все названные выше особенности, однако ее отличает профилактическая работа с детьми асоциального поведения, недаром инспекторов ПДН называют юристами и педагогами одновременно [14].

Таким образом, изучение психологических основ профилактической

деятельности сотрудников ПДН дает возможность выделить те аспекты их деятельности, которые соединили бы функции педагога, психолога и юриста.

Определяя содержание психологического сопровождения профилактической деятельности ПДН, мы изучили отношение сотрудников к введению должности психолога и определили перспективные направления его профессиональной деятельности в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД. В исследовании приняли участие 116 сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних 29 территориальных органов внутренних дел и 4 УВД на транспорте Российской Федерации. Выборка в основном представлена сотрудниками-женщинами (89 %), средний возраст которых 31 год, стаж службы в ОВД—7,19 года, в подразделении по делам несовершеннолетних — 5,8 года.

В качестве одной из причин неэффективности своей деятельности сотрудники ПДН указали отсутствие необходимых знаний. 40 % респондентов отметили, что объем их психолого-педагогических знаний не достаточен для того, чтобы проводить результативную профилактическую работу с поду-четными лицами. В качестве основных методов изучения несовершеннолетних правонарушителей сотрудники ПДН используют беседу (94 %), наблюдение (63 %) и изучение учетно-про-филактических карточек, учетно-про-филактических дел (53 %).

Решающее значение для результативности профилактической деятельности имеет способность несовершеннолетнего, состоящего на учете в ПДН, переосмыслить и переоценить свое по-

ведение, осознать необходимость соблюдения норм и правил человеческого общежития. Сотрудники ПДН указали, что 43 % подучетных лиц относятся к индивидуальной профилактической работе безразлично, 9 % — негативно, 48 % — позитивно. Респонденты отметили, что безразличное и негативное отношение несовершеннолетних правонарушителей существенно затрудняет организацию и проведение профилактической работы с ними. На наш взгляд, безразличное либо негативное отношение несовершеннолетних, состоящих на учете, может быть связано с выбором неэффективных мер воздействия на них, неумением сотрудников ПДН устанавливать психологический контакт и находить индивидуально-психологический подход к подопечным.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения психологической компетентности сотрудников ПДН, а также разработки новых форм и методов профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Согласно данным проведенного исследования, 79 % респондентов считают, что введение должности психолога в подразделения по делам несовершеннолетних ОВД является необходимым кадровым решением для повышения эффективности их профессиональной деятельности, а 82 % опрошенных отмечают, что введение должности психолога положительно отразится на профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Для определения содержания психологического обеспечения деятельности подразделений по делам несовершеннолетних опрошенным сотруд-

Оценка значимости направлений профессиональной деятельности психолога ПДН ОВД

№ п/п Направления профессиональной деятельности психолога подразделения по делам несовершеннолетних ОВД Средний балл

1 Изучение индивидуальных психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей 7,7

2 Психологическое консультирование сотрудников ПДН по учету индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних при проведении индивидуальной профилактической работы с ними 6,8

3 Психокоррекционная работа с несовершеннолетними, относящимися к группе риска 7,8

4 Оказание психологической помощи несовершеннолетним в преодолении кризисных ситуаций 7,9

5 Изучение взаимоотношений несовершеннолетних с родителями (законными представителями) 7,6

6 Психологическое консультирование педагогов школ (училищ) на предмет учета индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних в процессе обучения и взаимоотношений в коллективе 6,7

7 Оказание психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям в вопросах обучения и профориентации 6,9

никам было предложено оценить по 10-балльной шкале значимость направлений профессиональной деятельности психолога ПДН ОВД. В таблице представлены те направления, которые получили, по оценке опрошенных, свыше 6 баллов.

Полученные результаты позволяют описать содержание психологического сопровождения профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в ОВД, которое включает в себя: оказание психологической помощи несовершеннолетним в преодолении кризисных ситуаций; психокор-рекционная работа с несовершеннолетними, относящимися к группе риска; изучение индивидуальных психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей; изучение взаимоотношений несовер-

шеннолетних с родителями (законными представителями); оказание психологической помощи несовершеннолетним правонарушителям в вопросах обучения и профориентации; психологическое консультирование сотрудников ПДН по учету индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних при проведении индивидуальной профилактической работы с ними; психологическое консультирование педагогов школ (училищ) на предмет учета индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних в процессе обучения и взаимоотношений в коллективе.

Описание направлений профессиональной деятельности психолога подразделения по делам несовершеннолетних позволяет определить ее цели и задачи, среди которых:

• содействие эффективной социализации и ресоциализации личности несовершеннолетнего правонарушителя;

• индивидуальная психологическая помощь в ликвидации конфликтных и кризисных ситуаций в сфере социального взаимодействия несовершеннолетнего правонарушителя;

• правовая, информационная и психологическая поддержка несовершеннолетнего;

• поддержка несовершеннолетнего его ближайшей микросредой (семьей, школой) в физическом, психическом и социальном становлении личности;

• формирование психологической компетентности у сотрудников ПДН.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости введения должности психолога в подразделения по делам несовершеннолетних ОВД. Совместная деятельность психолога и инспекторов ПДН положительно отразится на профилактической деятельности в отношении несовершеннолетних, состоящих на учете.

Литература

1. Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,: приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569. М., 2000.

2. Василенко И.Я. Организация работы милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. М., 1966. 176 с.

3. Васильев В.Л. Участковый инспектор по делам несовершеннолетних//Человек и профессия. Вып. 7/под ред. Е.А. Климова. Л., 1982. С. 106-110.

4. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2005. 655 с.

5. Григорьева З.Д. Детские комнаты милиции и их роль в раннем предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Пермь, 1970. 26 с.

6. Каневский Л.Л. Криминологические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991. 288 с.

7. Каневский Л.Л. Проблемы правового обеспечения профилактики преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних (по материалам Республики Башкортостан)//Преступность и законодательство/под ред. А.И. Долговой. М., 1996. С. 307-312.

8. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. Тюмень, 1994. 138 с.

9. Кормщиков В.М. Анализ и пути повышения эффективности предупреждения правонарушений несовершеннолетних//Вопросы борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Вып. !У/под. ред. Я.А. Вагина, В.А. Похмелкина. Пермь, 1974. С. 12-23.

10. Кудлай Т.П. Теоретические основы развития системы предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних (криминологический и организационно-правовой аспекты): дис. ...д-ра юрид. наук. М., 1990. 513 с.

11. Лекарь А.Г. Основные проблемы теории и практики предотвращения преступлений органами охраны общественного порядка//Тр. МООП. Вып. 21. М., 1968. С. 8-13.

12. Миньковский М.Г. Понятие и система мер предупреждения преступности в среде молодежи. М., 1971. 22 с.

13. Нарозников Н.К. Мировоззренческие и нравственные ценности в обеспечении индивидуальной профилактики правонарушений среди молодежи (по материалам ОВД). М., 1990. 234 с.

14. Полозов Г.Ф. На страже закона//Мир профессий. Человек—человек/под. ред. Л.М. Зюбина. М., 1986. С. 177-178.

15. Сахаров А.Б. Правонарушения подростка и закон. М., 1967. 30 с.

16. Севостьянов О.В. Мониторинг социальной работы с «трудными» подростками: психологические особенности, диагностика, помощь: учеб.-метод. пособие. Волгоград: ВИМПСР, 2000. С. 15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Словарь иностранных слов. 4-е изд./отв. ред. В.В. Семенов, Н.М. Семенова. М., 2007. С. 200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.