УДК 376.58
ББК Ч420.69+Ч456 ГСНТИ 14.29.23 Код ВАК 13.00.03, 19.00.10
С. О. Ларионова,
Россия, Екатеринбург ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Рассмотривается содержание вторичной профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Автором обозначаются приоритетные направления, методы, формы, условия, средства, принципы осуществления вторичной профилактики девиантного поведения у данной категории детей. Актуализируется вопрос вторичной профилактики отклоняющегося поведения младших школьников с задержкой психического развития с учетом психолого-педагогической и социальной специфики становления личности таких детей.
Ключевые слова: профилактика;
вторичная профилактика; девиантное поведение детей; младшие школьники с задержкой психического развития; направления, методы, формы, условия и средства вторичной профилактики; принципы и подходы к осуществлению вторичной профилактики.
Сведения об авторе: Ларионова Светлана Олеговна, специальный психолог, психотерапевт, старший преподаватель.
Место работы: кафедра социальной педагогики Института социального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург.
Контактная информация: e-mail:
Проблема профилактики девиантного поведения детей, особенно детей с задержкой психического
S. O. Larionova,
Russia, Ekaterinburg.
SECONDARY PREVENTION
OF DEVIANT BEHAVIOUR OF CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT
Abstract. The article is devoted to consideration of the content of secondary prevention of deviant behavior of primary school-age children with delay of mental development. The author identifies and analyzes the priority directions, methods, forms, terms, means and principles for the implementation of secondary prevention of deviant behavior in this category of children. The article updates the question of secondary prevention of deviant behavior of younger schoolchildren with delay of mental development, taking into account the psychological, pedagogical and social specifics of formation of such children.
Key words: prevention; secondary prevention; deviant behavior of children; younger schoolchildren with delay of mental development; directions, methods, forms, terms and means of secondary prevention; principles and approaches to the implementation of secondary prevention.
About the author: Larionova Svetlana Olegovna, Psychologist, Psychotherapist, Senior Lecturer.
Place of empioyment: Chair of Speech Therapy, Faculty of Defectology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Ekaterinburg.
[email protected], 8(343) 336-13-50
развития (ЗПР), в настоящее время является одной из приоритетных и актуальных задач, решение которой
в большей степени зависит от поставленных целей и выбранных стратегий и средств их реализации.
Особое внимание в аспекте изучаемой проблемы, по мнению коррекционных педагогов, специальных психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, необходимо сосредоточить на поведенческих девиациях именно детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, аффективно, эгоистично, часто инфантильно. В связи с этим проблема девиантного поведения детей с ЗПР приобретает особую актуальность.
В данной статье преимущественно акцентировано внимание на основных направлениях, методах, формах, условиях и средствах вторичной профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения младших школьников с задержкой психического развития.
Кроме того, рассмотрение содержания вторичной профилактики в контексте данной проблемы, как правило, предполагает обозначение дефиниции ключевого понятия.
Итак, вторичная профилактика девиантного поведения - это комплекс (совокупность) мероприятий (социальных, психологических, педагогических, образовательно-воспитательных и др.), направленных на предотвращение (преодоление) и
предупреждение перехода девиантного поведения в устойчивую социально опасную или уголовнонаказуемую поведенческую форму посредством развития социально адаптивных личностных стратегий взаимодействия и поведения.
Существует семь различных форм профилактики девиантного поведения личности в целом [2, 4,
7, 15].
Первая форма - организация социальной среды на основе представления о ее детерминирующем влиянии на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности.
Вторая форма - информирование, включающее попытки воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений и осуществляемое с помощью проведения лекций, бесед, экскурсий, круглых столов, конференций, распространения специальной литературы, использования видео- и аудиоматериалов. Подобная форма профилактики также предполагает знакомство детей с основами морали и права и этическое просвещение.
Третья форма профилактики -активное обучение социально важным навыкам. Данная форма преимущественно реализуется посредством групповых занятий, тренингов, мастер-классов, игр, различных форм досуговой деятельности.
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о замещающем «эффекте» девиантного поведения.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с собой и окружающим миром.
Шестая форма - мобилизация личностных ресурсов, обеспечивающих активность личности, ее устойчивость и резистентность к негативному воздействию.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения, особенно в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
По способу организации работы исследователи также выделяют такие формы работы, как индивидуальная, семейная, групповая, фронтальная. В целях предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения используются различные методы. Среди ведущих методов профилактической работы: информирование, групповые
дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного (конструктивного) социального
поведения, психотерапевтические методики, театрализованные виды деятельности и др.
В психолого-педагогической
литературе, как правило, рассматриваются следующие основные направления первичной и вторичной профилактики девиантного поведения детей в целом [6, 8, 12, 16]:
1. Повышение роли семьи в профилактике воспитания отклоняющегося поведения у детей.
2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
3. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.
4. Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.
5. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.
6. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.
7. Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических центров по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.
8. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.
9. Приобщение детей и под-
ростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-
досуговых, туристских, музыкальных, театральных и др.).
10. Активизация самосовершенствования, самовоспитания, направленного на исправление и преодоление негативных личностных качеств и привычек.
Каждое из представленных направлений имеет свой потенциал и функционал в решении изучаемой проблемы. Следовательно, результативность профилактики девиантного поведения личности обусловлена степенью реализации вышеописанных направлений на практике. В связи с этим необходимо создание соответствующей системы, интегрирующей семью и ближайшее окружение ребенка, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры, организации по работе с детьми и ориентированной на воспитание и обучение детей, предупреждение и преодоление у них отклоняющегося поведения.
В аспекте вторичной профилактики девиантного поведения Р.
В. Овчарова акцентирует внимание на общих принципах данной профилактики девиантного поведения детей в целом [11, с. 117-118]: комплексный и системный подход к осуществлению профилактики; учет возрастных и индивидуальноличностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка;
профессиональная компетентность и разделение функций между специалистами; опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития; единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов; дифференцированный
подход.
Кроме того, Р. В. Овчарова подчеркивает, что в зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики по рассматриваемой проблеме [там же]:
A. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры; создание ситуаций эмоционального переживания; создание ситуаций занимательности; создание ситуаций опоры на жизненный опыт; создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.
Б. Организация жизни и деятельности детского коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы; коллективные игры; выработка коллективно-единых требований; коллективные соревнования; коллективное самообслуживание.
B. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: уважение; педагогическая требовательность; убеждение; осуждение; понимание; доверие; побуждение; сочувствие; педагогическое предостережение; анализ поступка; решение конфликтной ситуации.
Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование
активности ребенка: пример,
разъяснение; ожидание радости; снятие напряжения; обращение к самолюбию, самоуважению; обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного; требование; внушение.
По мнению педагогов и психологов, лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие.
Как утверждает Ю. М. Инкина, профилактика предполагает методы, которые используются педагогами в учебно-воспитательном процессе.
При определении методов прежде всего необходимо исходить из предполагаемого результата воспитания, а также учитывать возрастные и индивидуально-личностные особенности детей [5, с. 135].
В методическом арсенале учителя (педагога) имеется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы (упражнение, наказание), учитель осуществляет воздействие прямо (непосредственно) на недостатки в поведении ребенка. С помощью неспецифических методов (методы изменения деятельности детей; методы изменения отношений; методы изменения компонентов образовательно-воспита-
тельной системы) воздействие направляется косвенно (опосредованно) - на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками [9].
Более того, в работе с младшими школьниками эффективными методами профилактики девиантного поведения также являются рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, внушение и т. д. Особенности применения данных методов среди младших школьников заключаются в использовании ярких наглядностей, поэтического слова, музыкального сопровождения, игровых моментов, обучающих ситуаций [5].
В контексте вторичной профилактики поведенческих девиаций следует также выделить общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими девиантное поведение [9, 10, 14].
1. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
2. Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегать слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т. д.
3. Анализируя поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло «здесь и сейчас».
4. В целом не усиливать напряжение ситуации проявления девиантного поведения ребенка.
5. Демонстрировать детям модели желательного социально-
одобряемого поведения.
6. На протяжении всей работы с детьми необходимо поддерживать систематический контакт с родителями. В беседах с родителями целесообразно обсуждать этапные результаты работы с ребенком, разъ-
яснять сущность достигнутого, формулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком таким образом, чтобы обеспечить перенос усвоенного опыта в практику реальных жизненных отношений [9, с. 250-251].
Итак, подробнее остановимся на основных аспектах вторичной профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В целях профилактики и редуцирования поведенческих нарушений у детей с ЗПР С. Ю. Бенило-ва, Л. Р. Давидович выделяют такие формы работы, как разъяснение родителям реальных возможностей успешного развития ребенка при условии их активного участия в его жизни; объяснение родителям особенностей развития их ребенка и характерологических черт формирующейся личности; укрепление адаптационных механизмов личности ребенка; разрешение проблемной ситуации, на фоне которой возникло эмоционально-поведенческое нарушение; анализ имеющейся психогении; обучение родителей и детей новому модусу ин-трапсихических и межличностных взаимоотношений, способствую-
щих формированию достаточной самооценки и навыков преодоления трудностей; обеспечение спокойной, эмоционально благополучной атмосферы и конструктивного отношения родителей к решению проблем ребенка; модификация де-задаптивного поведения, патоха-
рактерологических черт у ребенка; развитие у ребенка навыков контроля и оценки своих реальных возможностей; снижение степени скованности и зажатости ребенка; выявление и развитие творческих способностей ребенка; снятие страха ошибки в учебной, интеллектуальной и творческой деятельности; формирование у ребенка интереса к познавательной деятельности; содействие выработке оптимистической жизненной позиции [1, с. 72].
В современной российской школе, по мнению И. А. Протасовой, можно обозначить следующие направления работы по профилактике девиантного поведения детей: диагностика детей, склонных к девиантному поведению; изучение их социальных проблем, условий возникновения и разрешения с учетом возможностей образовательного учреждения; учет педагогически и социально неблагополучных семей; организация взаимодействия и преемственности в воспитательнопрофилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности; организация консультационно-разъяснительной работы с родителями, педагогами; мобилизация воспитательного потенциала среды, организация работы по нейтрализации, переориентации группового общения детей; разработка программ индивидуально-профилактического воздействия на детей, склонных к отклоняющемуся поведению, и окружающую их среду; организация жизнедеятельности школьного коллектива, в процессе которой происходит раз-
витие у воспитанников общественно значимой и творческой активности, нравственно волевых и гражданских качеств; развитие системы правового образования учащихся [13, с. 77-78].
По мнению Р. И. Жубрияно-вой, к условиям, способствующим профилактике девиантного поведения, относятся: создание благоприятной обстановки, щадящего режима для учащихся; обучающая коррекционная направленность всей педагогической работы; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся; дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы в направлении сокращения объема за счет второстепенного материала и высвобождения времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся; организация системы внеклассной, кружковой работы, имеющей целью повышение уровня развития учащихся, пробуждение интереса к знаниям; учет особенностей психического развития, выяснения причин трудностей при организации обучения и коррекционной воспитательной работы [3, с. 78].
Значительное место в решении проблемы вторичной профилактики девиантного поведения младших школьников с задержкой психического развития отводится методам лечебной педагогики (арттерапия, игротерапия, сказкотерапия, кукло-терапия, музыкотерапия, данстера-пия, библиотерапия, имаготерапия,
аретотерапия, логотерапия, ароматотерапия, цветотерапия, смехоте-рапия, эрготерапия и др.).
Как правило, дети с ЗПР в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний, в интериоризации и экстраполяции норм и правил поведения и взаимодействия, в рефлексировании окружающей действительности, происходящих событий и сложившихся обстоятельств. Кроме того, у таких детей слабо развито рефлексивное Я, а для некоторых из них характерно наличие негативной Я-концепции, следовательно, использование методов лечебной педагогики становится особенно актуальным в работе с детьми данной категории.
Основными задачами методов лечебной педагогики являются, во-первых, воздействие на сознание и самочувствие школьников и, во-вторых, предупреждение и преодоление нежелательных поведенческих реакций и негативных тенденций личностного развития в целом, что, в свою очередь, и предусматривает вторичная профилактика по проблеме исследования.
Таким образом, можно определить основные психолого-педагоги-ческие мероприятия по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения учащихся изучаемой категории: осуществление своевременной диагностики детей с нарушениями развития, в частности детей с задержкой психического развития; выявление конкретных источников вредных влияний (семейных, быто-
вых, досуговых) и исключение детей из зоны их воздействия; использование коррекционно-направленной
комплексной системы медицинских и психолого-педагогических мероприятий, предусматривающих специализацию учебно-воспитательного процесса в морально-этическом и правовом аспектах; содружество семьи и школы - выработка целостного подхода в общении с детьми, определение содержания и стилей воспитания, организация жизни ребенка в семье, что способствует благоприятному социальному развитию детей; взаимодействие школы с внешкольными учреждениями и общественными организациями; привлечение школьников к коллективной общественно-полезной деятельности с учетом их индивидуальнотипологических и возрастных особенностей; совершенствование позитивных деловых и личностных отношений учащихся в коллективе как фактора, содействующего воспитанию морально-психологических качеств и свойств; стимулирование учащихся, способствующее повышению их активности, проявлению положительных качеств личности и формированию устойчивой жизненной позиции; осуществление помощи и контроля за выполнением учебных и внеучебных обязанностей и поручений учащихся, направленных на формирование их нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек социального поведения.
Кроме того, вторичная профилактика в контексте рассматриваемого вопроса направлена как на
устранение проявлений девиантного поведения, так и на создание условий, способствующих развитию у личности мотивационной готовности правильно, согласно установленным нормам и регламентированным стандартам, поступать в различных жизненных ситуациях, а также умения контролировать и регулировать свое поведение. Осуществление вторичной профилактики девиантного поведения учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как правило, предполагает взаимодействие с ребенком как с субъектом данного процесса, опираясь на позитивные стороны его личности и социального опыта.
Основополагающим фактором, на наш взгляд, является своевременное осуществление целенаправленной социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности с изучаемой категорией детей, так как это имеет важное прогностическое значение для предупреждения развития более сложных и устойчивых форм девиантного поведения.
Все вышесказанное позволяет констатировать, что на сегодняшний день недостаточно разработано соответствующих методов и форм вторичной профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с учетом психологопедагогической специфики развития таких детей, а это, следовательно, указывает на актуальность исследуемой проблемы в целом.
Литература
1. Бенилова, С. Ю. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. -
С.68-72.
2. Грошева, Р. Н. Актуальные проблемы воспитания детей и подростков девиантного поведения: метод. пособие / Р. Н. Грошева. - М. : ПЕРСПЕКТИВА, 2011. -52 с.
3. Жубриянова, Р. И. Когда простое
воспитание бессильно: о некоторых аспектах работы с детьми, страдающими задержкой психического развития /
Р. И. Жубриянова // Директор школы. - 2001. - № 1. - С. 75-78.
4. Змановская, Е. В. Девиантоло-гия: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
5. Инкина, Ю. М. Проблема профилактики девиантного поведения младших школьников / Ю. М. Инкина // Профилактика девиантного поведения детей и подростков: проблемы, опыт,
перспективы: сб. материалов областной научно-практической
конференции. - Астрахань :
АИПКП, 2008. - С. 133-137.
6. Кириллова, Т. М. Современные психолого-педагогические технологии профилактики девиантного поведения несовершенно-
летних / Т. М. Кириллова // Профилактика девиантного поведения детей и подростков: проблемы, опыт, перспективы: сб. материалов областной научно-практической конференции. -Астрахань : АИПКП, 2008. - С. 71-75.
7. Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - М. : Сфера, 2004. - 192 с.
8. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 286 с.
9. Коррекционная педагогика в
начальном образовании: учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. Ф. Кумарина, М. Э. Вайнер, Ю. Н. Вьюн-кова и др.; под ред. Г.Ф. Кума-риной. - М. : Академия, 2001. -320 с.
10. Куличева, С. С. Особенности работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, склонными к девиантному поведению / С. С. Куличева // Профилактика девиантного поведения детей и подростков: проблемы, опыт, перспективы: сб. мат-лов областной науч.-практ. конф. - Астрахань : АИПКП,
2008.- С. 145-150.
11. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. - М. : Сфера, 1996. - 240 с.
12. Основы специальной и социальной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-кол.: Л. В. Мардахаев, Е. А. Орлова, Л. В. Соловьева, Д. И. Чемоданова; под общ. ред. Л. В. Мардахаева. - М.; Тула,
2009. - 480 с.
13.Протасова, И. А. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения / И. А. Протасова // Социальная педагогика. - 2008. - № 3. - С. 70-79.
14. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями: метод. мате-
риалы / авт.-сост. Л. А. Воробьева, Е. Н. Беленькая и др.; под ред. И. П. Посашковой. - Омск : ИРООО : ПМПК, 2007. - 98 с.
15. Ушакова, Т. О. Клуб как одна из форм групповой работы с детьми и подростками «группы риска» / Т. О. Ушакова // Отечественный журнал социальной работы. - 2008. - № 4. - С. 63-66.
16. Школьный стандарт профилакти-
ки: содержательные аспекты профилактической работы / Сост.: Н. В. Подрабинок, Е. Л. Лашев-ская, Е. М. Исхакова; ред. колл.: Е. Л. Умникова, Н. Е. Мезенцева, Н. А. Мухаметьянова, Е. А. Яро-викова. - Екатеринбург : Екатеринбургский Дом Учителя. -
2008. - 148 с.