УДК 316.624
Larionova S.O., Sorokoumova S.N. ART THERAPY AS A MEANS OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOUR OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT. The article is devoted to the specifics of art therapy as a means of prevention of deviant behavior of younger students with mental retardation. The article focuses on the specific forms of deviant behavior of primary school children with mental retardation. The author points out the pressing issue of the use of art therapy as an innovatory means of prevention of deviant behavior of children. In addition, the author analyzes the features and benefits of art therapy in the aspect of prevention of deviant behavior of younger pupils of the studied category.
Key words: prevention, deviant behavior, younger students with mental retardation, art therapy, types, forms, functions of art therapy, art therapy as an innovatory means of prevention.
С.О. Ларионова, ст. преп., психолог ИСО УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected];
С.Н. Сорокоумова, проф. НГАСУ, г. Нижний-Новгород, E-mail: [email protected]
АРТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена рассмотрению специфики арттерапии как средства профилактики девиантности у младших школьников с задержкой психического развития. В статье акцентируется внимание на характерных формах девиантного (отклоняющегося) поведения младших школьников с ЗПР В связи с этим актуализируется вопрос использования арттерапии как новационного средства профилактики девиантности у детей. Кроме того, анализируются особенности и преимущества применения арттерапии в аспекте профилактики отклоняющегося поведения младших школьников изучаемой категории.
Ключевые слова: профилактика, девиантность, девиантное (отклоняющееся) поведение, младшие школьники с задержкой психического развития, арттерапия, виды, формы, функции арттерапии, артте-рапия как новационное средство профилактики.
Профилактика девиантности (т.е. отклоняющегося поведения) у детей младшего школьного возраста, особенно у детей данной возрастной категории с задержкой психического развития (ЗПР), остается на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой и, соответственно, требующей поиска адекватных методов и средств воздействия на личность таких детей.
Как правило, профилактика - это пролонгированное планомерное воздействие, осуществляемое с учетом влияния различных факторов (биологических, социально-средовых, психологических, педагогических) на личность несовершеннолетнего и нацеленное главным образом на достижение желаемого результата и в то же время на предупреждение возможных или предотвращение развития уже имеющихся проблем.
В настоящее время традиционные методы профилактики девиантного поведения детей оказываются безуспешными, что, в свою очередь, актуализирует необходимость поиска соответствующих новационных средств, детерминирующих процесс профилактики рассматриваемого поведения у детей с ЗПР и делающих его наиболее эффективным.
Значительное место в решении этой проблемы отводится арттерапии как новации («арттерапия как новация» - авт. Л.Д. Лебедева [1]). По утверждению А.И. Копытина, именно ар-ттерапия позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей, развития у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации [2].
Арттерапия, по определению М.В. Киселевой, это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства [3, с. 15]. Исследователь подчеркивает, что данный метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне [2].
Л.Д. Лебедева, занимающаяся изучением арттерапии в педагогике, акцентирует внимание на методике арттерапии, которая базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании, особенно у детей, могут возникать затруднения. В связи с этим именно невербальные средства, в частности арттерапия, в большин-
стве случаев являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний [4, с. 28].
Л.С. Выготский, рассматривая биологическое значение искусства, отмечал тот факт, что «...то, что остается не реализованным в нашей жизни, должно быть сублимировано. Для неосуществленного в жизни существует только два выхода - или сублимация, или невроз. Таким образом, искусство (арттерапия - авт.) представляет собой с психологической точки зрения постоянный биологически необходимый механизм изживания (проработки - авт.) не реализованных в жизни возбуждений (потребностей, желаний - авт.) и является совершенно неизбежным спутником в том или другом виде всякого человеческого существования» [5, с. 235].
Существует несколько вариантов данного метода: использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию; побуждение человека к самостоятельному творчеству; использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов; творчество самого специалиста (арттерапевта, психолога) - лепка, рисование, аппликация, вышивание и др., направленное на взаимодействие с личностью (клиентом) [6].
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности посредством актуализации способности самовыражения и самопознания.
Арттерапия, с точки зрения Е.А. Медведевой, представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения [7, с. 165].
Следовательно, арттерапия в аспекте изучаемой проблемы рассматривается как совокупность методик и техник, основанных на использовании разных видов искусства в своеобразной символической форме и детерминирующих коррекционное воздействие на психоэмоциональную, поведенческую, когнитивную и другие сферы личностного развития детей с ЗПР
Традиционно различают следующие виды арттерапии, которые используются в работе с детьми рассматриваемой категории: библиотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, сказкоте-рапия, данстерапия, имаготерапия, цветотерапия, игротерапия, изотерапия и др.
Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из дополнительных (вспомогатель-
ных) методов. Кроме того, арттерапевтические техники могут выступать и в качестве диагностического инструментария индивидуально-типологических особенностей личности и в большинстве случаев как самостоятельная технология профилактического и коррекционного воздействия на личность. Арттерапия осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Применение арттерапии может осуществляться как на директивном (структурированная арттерапия), так и на недирективном (неструктурированная арттерапия) уровнях. В первом варианте арттерапия организуется и направляется определенным образом специалистом. В другом случае клиенту (взрослому, ребенку) предоставляется свобода выбора материалов, техник, форм, инструментария, ресурсов, а специалист (арттера-певт) отслеживает и по мере необходимости корректирует или ограничивает данную деятельность клиента.
Как правило, арттерапия ориентирована на предоставление человеку в социально-приемлемой форме возможности прорабатывать, а именно осуществлять рефлексию своих негативных эмоциональных реакций и переживаний, развивать чувство внутреннего контроля и навыки саморегуляции, повышать самооценку до адекватного уровня. Соответственно, арттерапия предполагает не уход от проблемы, а ее переживание, анализ, поиск причин, т. е. создает условия и возможности выхода из нестандартных, сложных жизненных ситуаций.
Арттерапия также имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных процессов и созидательных навыков.
Таким образом, арттерапия выполняет следующие функции: катарсическую (очищающую, освобождающую от негативных состояний, переживаний, мыслей); регулятивную, направленную на гармонизацию психосоматических процессов и состояний, повышение нервно-психического тонуса и стрессоустойчи-вости, формирование позитивной личностной модели жизнедеятельности; коммуникативно-рефлексивную функцию, которая обусловливает коррекцию межличностного взаимодействия, поведенческих паттернов и формирование адекватной самооценки личности, социально-приемлемых способов социализации, умений саморефлексии и самовыражения и др.
В контексте проблемы профилактики девиантности у младших школьников с ЗПР необходимо акцентировать внимание на психолого-педагогических особенностях детей данной категории.
Многочисленные исследования личностных и поведенческих особенностей детей младшего школьного возраста с ЗПР свидетельствуют о том, что у таких детей, как правило, отмечаются:
1) повышенная внушаемость и впечатлительность, беспечность, подчиненность во взаимодействии, неумение и нежелание действовать по социальным правилам и нормам, неустойчивость социальных контактов;
2) преувеличение своих возможностей, игнорирование особенностей личности других людей;
3) лживость, конфликтность, стойкая импульсивность поведения, независимо от обстоятельств, вспыльчивость, жадность, эгоистичность, необязательность, раздражительность, упрямство, агрессивное поведение, враждебность, негативизм, мстительность, склонность к демонстративному поведению, хвастовство;
4) преобладание деструктивных форм поведения;
5) отсутствие чувства ответственности, стойких привязанностей, пониженная самокритичность и повышенная требовательность к другим, в основном отрицательные эмоциональные переживания;
6) нестойкость личностных мотивов и интересов;
7) несформированность механизмов личностно-смысловой регуляции, что ограничивает возможности рефлексии их внутреннего плана действий;
8) недостаток произвольной регуляции и недоразвитие системы эмоционально-волевой организации поведения;
9) зависимость поведения от ситуации, неумение разрешать даже незначительные напряженные ситуации в рабочем порядке;
10) неустойчивость и спонтанность эмоционального реагирования, повышенная эмоциональная возбудимость поляризуется с выраженным эмоциональным спадом;
11) поверхностность реакций и зачастую неадекватность ситуациям, их вызывающим;
12) избегание школы и школьного коллектива, уходы из дома, прогулы занятий в школе, побеги;
13) социальная изоляция, заторможенность в проявлении сострадания, сопереживания, помощи, в целом переживания
неглубокие, недостаточная сформированность нравственных ориентиров и ценностей и др.
Обозначенные нарушения поведения являются для таких детей привычным способом реагирования на неблагоприятные факторы внешней среды и представляют собой своеобразную поведенческую стереотипию, которая проявляется в персистентности нарушений поведения.
По утверждению Л.Л. Пелевиной, следует акцентировать внимание на том факте, что у данной категории школьников сформированные на определенном возрастном этапе навыки социального и нравственного поведения могут сравнительно легко и быстро разрушаться, позитивные интересы вытесняться негативными и асоциальными, а умения социально-психологической ориентации - ухудшаться [8].
В основе отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста с ЗПР доминантой являются нарушения произвольной регуляции поведения, низкий уровень самоконтроля, отсутствие самокритичности. Внутренние регуляторы поведения оказываются несформированными и не соответствуют возрастным требованиям.
Дети с ЗПР в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний, в интериоризации и экстраполяции норм и правил поведения и взаимодействия, в рефлексировании окружающей действительности, происходящих событий и сложившихся обстоятельств. Кроме того, у таких детей слабо развито рефлексивное Я, а для некоторых из них характерно наличие негативной Я-концепции, следовательно, использование методов арттерапии становится особенно актуальным в работе с ними.
Таким образом, в аспекте применения арттерапии в работе с младшими школьниками изучаемой категории можно рекомендовать задания на определенную тему с конкретным материалом (рисунки, лепка, аппликация на свободную тему) или предложить детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала. Один из вариантов - непосредственное обращение к произведениям искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) с целью осуществления рефлексии. Большую роль оказывает сочетание нескольких видов работ, например, ребенку показывают репродукцию с картины художника и просят нарисовать такую же, не ограничивая его творчество. Кроме вышеперечисленного, можно также осуществлять совместную работу с ребенком, предоставляя ему пространство для самостоятельной деятельности [9; 10].
О.А. Матвеева подчеркивает, что в работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР наиболее актуально применение арттерапии, так как арттерапия позволяет обозначать перед ребенком конкретную задачу - придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно, моделируя свои впечатления, интересы, потребности, желания и созидая на основе этого новые произведения, вариативные решения заданной задачи [11].
Однако этого недостаточно, так как, по мнению С. Г. Рыбаковой [12], важным является и формирование мотивационных детерминант поведения, определяющих достижения ребенка в успехе и признании.
Как отмечает А.А. Королева, в процессе арттерапии удовлетворяется актуальная потребность ребенка в позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Следовательно, ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслаблено. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессивности, конфликтности, лживости уступает место инициативности, доброжелательности, креативности, конструктивности [13, с. 37-38].
Арттерапия позволяет сформировать у ребенка адекватное отношение к себе, другим и реальной жизни. Арттерапев-тическое воздействие на личность ребенка направлено на развитие у него чувства эмпатии, понимания состояний, настроений, переживаний других людей, доброжелательно-критического восприятия достоинств и недостатков окружающих, способности к предотвращению и преодолению личных конфликтов, навыков культуры эмоциональной экспрессии. Это, в свою очередь, детерминирует нравственное развитие личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения [4; 14].
Кроме того, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для усвоения социальных и нрав-
ственных норм и правил поведения, развития моральной нормативности, формирования общественной направленности личности. Следовательно, применение арттерапии в профилактике девиантного поведения младших школьников с зПр является наиболее актуальным и приоритетным.
Таким образом, арттерапия в аспекте рассматриваемой проблемы предоставляет ребенку с ЗПР возможность в свободной социально приемлемой форме выражать чувства различной модальности, в том числе такие чувства как агрессивность, гневливость, вспыльчивость, враждебность, раздражительность. Лепка, рисование, вышивание, живопись, графика, игра являются конструктивными способами трансформации и преобразования психологического напряжения, фрустрационных переживаний и внутриличностных конфликтов ребенка. Кроме того, арттерапия способствует развитию внимания ребенка к своим чувствам, ощущениям, желаниям, мыслям, поступкам, так как позволяет экспериментировать, исследовать и рефлексировать на символическом уровне, который является для ребенка своеобразной безопасной формой самовыражения и самопознания.
Библиографический список
В ходе арттерапевтического процесса ребенок приобретает навыки преодоления трудностей, выбора и принятия решений, адекватного восприятия и отношения к неудачам, сложным жизненным обстоятельствам, что в целом повышает самооценку и успешность социальной адаптации детей младшего школьного возраста с ЗПР
Специфика арттерапии в профилактике девиантности у детей с ЗПР позволяет рассматривать такого ребенка через призму индивидуального и личностного подходов и с позиции нуждающегося в оказании соответствующей помощи и поддержки.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что арттерапия обеспечивает возможность ребенку с ЗПР в адаптивной ему форме актуализировать травмирующую для него ситуацию или опыт, на основе этого осознать собственные чувства и эмоциональные переживания и проработать их вербально, проанализировать причины своих действий и поступков и, следовательно, спроектировать вариативные способы и формы, обусловливающие конструктивное решение данной проблемы.
1. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. - 2001. - № 10.
2. Копытин, А.И. Терапия искусством в системе образования // Школьный психолог. - 2011. - № 1.
3. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб., 2007.
4. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. - 2000. - № 9.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1996.
6. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2004.
7. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добро-
вольская. - М., 2001.
8. Пелевина, Л.Л. Педагогическое регулирование поведения детей с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2000.
9. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М., 2002.
10. Пурин, В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: учеб. пособие. - М., 2008.
11. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. - М., 2001.
12. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР - СПб., 2007.
13. Королева, А.А. Использование креативных методов арттерапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. - 2009. - № 3.
14. Афанасьева, О.Б. Арттерапия средствами изобразительного искусства // Воспитание школьников. - 2007. - № 3.
Bibliography
1. Lebedeva, L.D. Art-terapiya kak pedagogicheskaya innovaciya // Pedagogika. - 2001. - № 10.
2. Kopihtin, A.I. Terapiya iskusstvom v sisteme obrazovaniya // Shkoljnihyj psikholog. - 2011. - № 1.
3. Kiseleva, M.V. Art-terapiya v prakticheskoyj psikhologii i socialjnoyj rabote. - SPb., 2007.
4. Lebedeva, L.D. Art-terapiya v pedagogike // Pedagogika. - 2000. - № 9.
5. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya / pod red. V.V. Davihdova. - M., 1996.
6. Osipova, A.A. Obthaya psikhokorrekciya: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. - M., 2004.
7. Artpedagogika i artterapiya v specialjnom obrazovanii: uchebnik / E.A. Medvedeva, I.Yu. Levchenko, L.N. Komissarova, T.A. Dobrovoljskaya.
- M., 2001.
8. Pelevina, L.L. Pedagogicheskoe regulirovanie povedeniya deteyj s zaderzhkoyj psikhicheskogo razvitiya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Kostroma, 2000.
9. Oliferenko, L.Ya. Socialjno-pedagogicheskaya podderzhka deteyj gruppih riska: ucheb. posobie / L.Ya. Oliferenko, T.I. Shuljga, I.F. Dementjeva.
- M., 2002.
10. Purin, V.D. Profilaktika i korrekciya pedagogicheskoyj zaputhennosti: ucheb. posobie. - M., 2008.
11. Matveeva, O.A. Razvivayuthaya i korrekcionnaya rabota s detjmi. - M., 2001.
12. Rihbakova, S.G. Art-terapiya dlya deteyj s ZPR. - SPb., 2007.
13. Koroleva, A.A. Ispoljzovanie kreativnihkh metodov artterapii v korrekcionno-razvivayutheyj rabote psikhologa s detjmi mladshego shkoljnogo vozrasta s zaderzhkoyj psikhicheskogo razvitiya // Specialjnoe obrazovanie. - 2009. - № 3.
14. Afanasjeva, O.B. Artterapiya sredstvami izobraziteljnogo iskusstva // Vospitanie shkoljnikov. - 2007. - № 3.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 37.041+372.878
Matveyeva L.V., Darmenko M.A. SELF-EDUCATION IN THE SPHERE OF MUSIC ART: SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS' PERSPECTIVE (BASED ON THE RESULTS OF THE EVALUATION SURVEY). The article compares the desirable and real condition of self-education of senior high school students of a compulsory school in the sphere of music art. The authors highlight schoolchildren's points of view on various aspects of the issue in question. The article also offers possible options of providing potential consulting assistance to students.
Key words: мusic education, compulsory school, senior high school students, self-education, music art.
Л.В. Матвеева, д-р пед. наук, проф. Уральского гос. педагогического университета, г. Екатеринбург; М.А. Дарменко, аспирант Уральского гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
18б