Научная статья на тему 'Модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников'

Модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERFORMANCE''S MODEL OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS / THE PREVENTION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN''S DEVIANT BEHAVIOR / MODEL''S STRUCTURE / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СТРУКТУРА МОДЕЛИ / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова А. В.

В работе описана модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников. Раскрыто содержание взаимосвязанной совокупности ее структурных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE''S MODEL OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE PREVENTION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN''S DEVIANT BEHAVIOR

This work describes a performance's model of primary school teachers for the prevention of deviant behavior of younger students. Content of an interconnected set of its structural components is also revealed.

Текст научной работы на тему «Модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников»

С этой целью следует использовать все формы обучения: общепедагогические (воспитание и всестороннее развитие личности, включая патриотическое воспитание граждан великой ядерной державы), дидактические (привитие умения учиться, осваивать новые проблемные области, находить противоречия, проблемы, ставить задачи и решать их и т.д.), методические (формирование знаний и умений по радиационной безопасности, усвоение мировоззренческих обобщений). Наибольшее внимание следует уделять активным формам обучения.

Обучение радиационной экологии и безопасности можно организовать вне образовательных учреждений, а именно - в форме массовых акций и кампаний, летних школ и лагерей, тематических недель, экспедиций и т.п. Интегративный характер радиоэкологического знания создает уникальную возможность для формирования ответственного отношения к последствиям человеческой деятельности и экологической ситуации данного региона, целостного, разностороннего и всеобъемлющего мировоззрения, основанного на гуманистических началах. Если принять во внимание, что в содержании и преподавании радиационной безопасности необходимо учитывать региональную и этнокультурную специфику, а также специфические интересы определенных социальных, профессиональных и возрастных групп, то эта задача становится особенно интересной и захватывающей.

Средства обучения. Важными особенностями изучения воздействий ионизирующих излучений являются необходимость обеспечения учебного процесса современными средствами наглядности и трудности в организации практических работ с использованием бытовых дозиметров в связи с отсутствием приборов в материальной базе школ и соображениями безопаснос-

ти. В процессе формирования знаний о радиационной безопасности следует использовать весь комплекс средств обучения: печатных (дидактические материалы, тексты, задачи), наглядных (плакаты, рентгеновские снимки, фотовитрины), аудиовизуальных (диафильмы, кинофильмы, видеофильмы радиоэкологической тематики, компьютерная анимация). Совершенно необходимы региональные карты радиационной обстановки, местных радиационно-опасных объектов и постов дозиметрического контроля.

Условия, в которых осуществляется образовательный процесс при работе по социоэкологической модели изучения радиационной безопасности, могут способствовать не только лучшему усвоению учебного материала, но и личностному росту учащихся (проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремления к знаниям, сотрудничеству в достижении цели, активизации мышления, социальной активности).

Условия, способствующие достижению цели радиоэкологического образования. Социоэкологический подход к радиационной безопасности должен основываться на мотивации учащихся, определяемой эмоционально-чувственным переживанием природы и подкрепленной знаниями в области радиобиологии и других естественных и гуманитарных дисциплин. В процессе образования мотивация рассматривается не только как условие становления осознанного радиоэкологически оправданного поведения, но и как фактор, способный сделать радиоэкологические проблемы личностно значимыми для детей. Осознанная социально значимая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с окружающей средой радиационнонеблагополучных территорий, рассматривается как основной результат радиоэкологического образования.

Библиографический список

1. Романов, Е.В. Изучение вопросов радиационной экологии и безопасности в курсе биологии средней школы: дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2003.

2. Романов, Е.В. Ретроспективный анализ подходов к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе // Мир культуры, науки, образования. - 2013. - № 3.

3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / сост. В.С. Кучменко. - М., 2001.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М, 1981.

5. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М., 1976.

6. Биология. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / сост. В.С. Кучменко. - М., 2001.

Bibliography

1. Romanov, E.V. Izuchenie voprosov radiacionnoyj ehkologii i bezopasnosti v kurse biologii sredneyj shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2003.

2. Romanov, E.V. Retrospektivnihyj analiz podkhodov k izucheniyu voprosov radiacionnoyj bezopasnosti v obtheobrazovateljnoyj shkole // Mir

kuljturih, nauki, obrazovaniya. - 2013. - № 3.

3. Ocenka kachestva podgotovki vihpusknikov osnovnoyj shkolih po biologii / sost. V.S. Kuchmenko. - M., 2001.

4. Lerner, I.Ya. Didakticheskie osnovih metodov obucheniya. - M, 1981.

5. Verzilin, N.M. Obthaya metodika prepodavaniya biologii / N.M. Verzilin, V.M. Korsunskaya. - M., 1976.

6. Biologiya. Programmih dlya obtheobrazovateljnihkh shkol, gimnaziyj, liceev / sost. V.S. Kuchmenko. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 159.922.7

Romanova A.V. PERFORMANCE's MODEL OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE PREVENTION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN'S DEVIANT BEHAVIOR. This work describes a performance's model of primary school teachers for the prevention of deviant behavior of younger students. Content of an interconnected set of its structural components is also revealed.

Key words: modeling, performance's model of primary school teachers, the prevention of primary school children's deviant behavior, model's structure.

А.В. Романова, канд. пед. наук, зав. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск,

E-mail: jenya218@inbox.ru

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В работе описана модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников. Раскрыто содержание взаимосвязанной совокупности ее структурных компонентов.

Ключевые слова: моделирование, модель деятельности учителя начальных классов, профилактика отклоняющегося поведения младших школьников, структура модели.

Моделирование как метод научного познания позволяет изучить процесс деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников, выделить существенные элементы этого процесса, получить новую информацию о его возможностях. Использование модели позволяет сохранить представление об изучаемом предмете как о целостном явлении и проникнуть в его сущность, чтобы впоследствии осуществить моделируемый процесс, основываясь на построенной нами модели [1, с. 28].

Системный анализ различных типов моделей позволил прийти к выводу о том что, модель структурно-функционального типа более отвечает нашим научным интересам. Под структурной моделью деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения учащихся младшего школьного возраста мы понимаем такую модель, которая имитирует внутреннюю структурную организацию оригинала.

В нашем случае при построении модели деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников сымитирована внутренняя структурная организация данной деятельности. Устанавливая подобие модели и оригинала по части их структур, мы получаем информацию о функции модели, исходя из функций оригинала. Целостность модели обеспечивается единством структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, психолого-педагогическое сопровождение, критерии, уровни развития ребенка). Данный метод исследования позволяет представить интересующий нас объект наглядно, в виде соответствующей модели. Предлагаемая модель носит обобщающий характер, компонентами которой являются: цель, процесс, результат [2, с. 27].

Цель разработанной модели определена социальным заказом общества на формирование социально направленной адаптивной личности учащегося начальных классов общеобразовательной школы.

Системный анализ многих исследований [3], социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости - социализированности личности: уважение

к себе, уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность).

От содержательной характеристики всех названных компонентов зависит социализированность человека, которая проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

Адаптивный потенциал личности предполагает своеобразный резерв прочности к возможным изменениям ситуаций и нагрузкам.

Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций, т. е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима адаптация. Основа этого - высокоразвитая творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой с обществом в целом, способствующие качественному обновлению среды, личности или группы, переходу их на более высокий уровень. Это требует от учителя начальных классов осознания себя как деятеля, верного сочетания разумных потребностей личности или группы с задачами социальной среды, что возможно лишь при определенных социальных условиях.

Цель, разработанной модели, конкретизируется в задачах, а именно: профилактике школьной дезадаптации, формировании воспитывающей среды, формировании положительного социального опыта.

Решение поставленных цели и задач достигается в процессе реализации программы деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

Программа деятельности реализуется на основе следующих принципов: гуманистической направленности; сотрудничества; природосообразности; культуросообразности; персонификации индивида.

Таблица 1

Критерии и уровни сформированности адаптивной социально направленной личности учащегося

младшего школьного возраста

Критерий Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

1 2 3 4

Овладение навыками учебной деятельности плохо привыкает к новому режиму деятельности; конфликтные отношения с учителем и одноклассниками; не осваивает роль ученика; необязательное отношение к выполнению домашних заданий. усваивает новый режим деятельности под контролем взрослых; принимает профессиональные требования учителя, иногда конфликтует с одноклассниками; в основном освоился в новой роли; романтическое и ритуальное отношение к выполнению домашних заданий. самостоятельно выполняет новый режим деятельности; принимает официальный и личностный статус учителя; доброжелательные отношения с одноклассниками; освоен статус школьника; осознанное отношение к учебной деятельности.

Сформированность ценностных ориентаций не всегда связывает жизнь человека с естественной средой обитания; представления о ценностях не всегда выражаются в поведении. принимает природу как ценность, но не проявляет заботу о ней; знает и принимает общечеловеческие ценности, но не всегда осознанно им следует. принимает природу как ценность, проявляет заботу о ней; знает и принимает общечеловеческие ценности, осознанно им следует.

Развитие коммуникативной толерантности не всегда понимает и принимает намерения другого человека; не всегда осознает собственные намерения; не владеет навыками информирования окружающих; конфликтен во взаимодействии с окружающими. понимает, но не всегда принимает другого человека; знает собственные намерения, но не всегда точно умеет информировать о них окружающих; достаточно эффективно взаимодействует с окружающими. понимает и принимает другого человека; знает собственные намерения и умеет информировать о них окружающих; эффективно взаимодействует с окружающими.

Формирование нравственного поведения действует под влиянием внешних мотивов; дисциплина поддерживается внешней стимуляцией; соблюдает нормы, правила школьника под контролем взрослых. сформирована совестливость, дисциплинированность, но требует контроля; соблюдает нормы, правила школьника; действует в соответствии с общепринятыми нормами. сформирована совестливость, сознательная дисциплина; соблюдает нормы, правила школьника; действует в соответствии с общепринятыми нормами.

Реализация программы деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников осуществляется поэтапно.

Первый этап - организационно-прогностический включает в себя изучение учителем начальных классов научно-методической основы организации педагогического процесса с данной категорией детей. Учитель: изучает индивидуальные особенности учащихся младшего школьного возраста и условия их воспитания в семье; устанавливает с ними адекватное педагогическое взаимодействие; прогнозирует направления профилактической и коррекционной работы; координирует воздействие на ребенка различных образовательных, медицинских, правоохранительных, культурно-досуговых учреждений.

Второй этап - содержательно-процессуальный предполагает целенаправленную организацию деятельности учителя по профилактике отклоняющегося поведения учащихся младшего школьного возраста, а именно: организует формирование ценностных ориентаций; включает детей в социально-значимую и социально-одобряемую деятельность; организует коррекционную и нормативно-правовую помощь специалистов; создает условия для развития познавательных интересов; организует досуг младших школьников.

На третьем этапе - аналитико-корректирующем учителем: проводится анализ мониторинга уровня воспитанности школьников; корректируются направления программы в соответствии с результатами диагностики; обобщается опыт профилактической деятельности; создаются центры помощи семье в воспитании ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников обеспечивается использованием методов: психолого-педагогической диагностики, коррекционные и социально-реабилитационные.

Методы психолого-педагогической диагностики позволяют определить уровень развития личности младших школь-

Библиографический список

ников, выявить детей группы риска, определить систему взаимодействия родителей и детей, выявить проблемы в формировании личности ребенка, условиях его социализации.

Коррекционные методы способствуют полноценному психическому и личностному развитию ребенка на основе создания оптимальных психолого - педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Социально-реабилитационные методы связаны с организацией мотивации и осмыслением деятельности, организуют позитивную среду социализации, создают ситуацию успеха и укрепляют положение ребенка в коллективе, оказывают влияние на формирование личностных черт школьника, предупреждают рецидивы отклонений в поведении.

Результатом реализации разработанной модели является сформированость адаптивной социально направленной личности учащегося младшего школьного возраста.

Исходя из такого понимания конечного результата разработанной модели были определены критерии и уровни сформиро-ванности адаптивной социально направленной личности учащегося младшего школьного возраста.

Критериями сформированности адаптивной социально направленной личности учащегося младшего школьного возраста являются: овладение навыками учебной деятельности; сформированность ценностных ориентаций; развитие коммуникативной толерантности; формирование нравственных мотивов поведения.

Содержание критериев и уровней сформированности адаптивной социально направленной личности учащегося младшего школьного возраста представлено в таблице 1.

В ходе проведенного теоретико-прикладного исследования [3], разработанная модель прошла свою успешную апробацию и может быть применена в реальной образовательной практике в качестве эффективного инструмента деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения учащихся младших классов общеобразовательной школы.

1. Амосов, Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев, 1965.

2. Якиманская, И.С. Построение модели личностно ориентированного обучения. - М., 2001.

3. Романова, А.В. Деятельность учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004.

Bibliography

1. Amosov, N.M. Modelirovanie mihshleniya i psikhiki. - Kiev, 1965.

2. Yakimanskaya, I.S. Postroenie modeli lichnostno orientirovannogo obucheniya. - M., 2001.

3. Romanova, A.V. Deyateljnostj uchitelya nachaljnihkh klassov po profilaktike otklonyayuthegosya povedeniya mladshikh shkoljnikov: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2004.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 378.147

Sugina N.L., Sidorova E.U. AUTOMATE SURVEY THE VIEWS OF STAKEHOLDERS THE FORMATION OF THE GRADUATE COMPETENCE MODEL. The article offers suggestions for process automation survey of stakeholders in the formation of the competence model of the graduate. As a means of automation proposed creating an information portal is mainly to collect the views of stakeholders, initial data processing and receiving feedback on the presented results.

Key words: competence, competence approach, competence model, the stakeholders, the formation of skills.

Н.Л. Слугина, ст. преп. каф. Информационных систем и прикладной информатики Владивостокского гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: Nina.eberzina@vvsu.ru; Е.Ю. Сидорова, ст. преп. каф. Информационных систем и прикладной информатики Владивостокского

гос. университета экономики и сервиса, г. Владивосток, E-mail: Evgeniya.Sidorova@vvsu.ru

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОПРОСА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА

В статье представлены предложения по автоматизации процесса опроса заинтересованных сторон при формировании компетентностной модели выпускника. В качестве средства автоматизации предлагается создание информационного портала, основное назначение которого - сбор мнений заинтересованных сторон, первичная обработка данных и получение обратной связи по представленным результатам.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, компетентностная модель, заинтересованные стороны, формирование компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.