#
ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ПРИ ОВЛАДЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
IMPORTANCE OF YOUNG LEARNERS' PHONOLOGICAL ABILITY DEVELOPMENT IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT PRIMARY SCHOOL
О. И. Долотова
В статье рассматриваются психофизиологические основы формирования фонологической способности при изучении иностранного языка в младшем школьном возрасте. Автор делает попытку сформулировать определение данной способности и показать ее содержание и структуру.
Ключевые слова: фонологическая способность, начальная школа, овладение иностранным языком.
O. I. Dolotova
The article is devoted to the psycho-physiological basis of phonological ability formation in Foreign Language Learning at Primary School. The author makes an attempt to give a definition to young learners' phonological ability and to reveal its content and structure.
Keywords: phonological ability, primary school, foreign language learning.
«
И
ностранный язык» как учебный предмет призван реализовать задачи начальной школы, зафиксированные в новом ФГОС общего начального образования (2009). Наиболее успешно эти задачи могут быть решены в рамках концепции начального развивающего иноязычного образования, главной целью которого является развитие личности и ее способности к межкультурному общению [1; 2].
В соответствии с данной концепцией фундамент межкультурной способности младшего школьника составляет способность к иноязычной речевой деятельности, становление которой сопряжено со становлением слухового восприятия речи на чужом языке. Предметом данной статьи является феномен фонологической способности как значимой способности младших школьников, обусловливающей успешность их овладения иностранным языком.
Анализ теорий речевого онтогенеза подтверждает, что слуховое восприятие является первичным в развитии речевой деятельности и базовым для ребенка младшего школьного возраста (Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, А. М. Шахнарович). Также считается доказанным, что нарушения в области слухового восприятия приводят к замедлению речевого развития, которое, в свою очередь, приводит к нарушениям в чтении и правописании. Результаты практических исследований показывают [3], что у 60% детей со слаборазвитыми навыками чтения и письма отмечались нарушения восприятия слухового образа. Именно поэтому в обучении детей родному языку много внимания уделяется погружению в звуковую систему языка, развитию фонематического слуха и способности к фонематическому анализу и синтезу.
Согласно нейрофизиологическим данным, процесс речевого развития тесно связан с функциональным совершенствованием мозга, поэтому несформированность фонематического слуха, то есть способности к звукораз-личению, приводит к функциональной недостаточности
левой височной области, которая несет основную нагрузку в понимании речи [4]. Признаки такой функциональной недостаточности левой височной области, которые все чаще наблюдаются у современных школьников и хорошо знакомы всем учителям, сводятся к тому, что:
- ученик плохо понимает речь учителя и поэтому не усваивает новый материал;
- ученик не слышит свою собственную речь;
- в речи ученика наблюдается множество литеральных парафазий (замена букв с изменением семантического значения слова), проглатывание окончаний слов;
- чтение является не интонированным.
Следует отметить, что методическая наука всегда уделяла достаточно внимания развитию слухового восприятия иноязычной речи у школьников, но применительно к среднему и старшему этапам обучения. Так, например, М. Г. Каспарова, изучая проблему успешности обучения школьников иностранному языку, в структуре иноязычных способностей наряду с памятью и мышлением выделила такой компонент, как слуховое восприятие, и специально отметила, что «...развитие речевого слуха с помощью фонетических упражнений и аудирования текстов является предпосылкой развития многих других компонентов данной структуры и должно осуществляться на всех этапах обучения иностранному языку» [5].
Согласно исследованиям И. А. Зимней, показателями развития иноязычной речевой деятельности у взрослых учащихся являются фонематический слух, объем оперативной памяти и вероятностное прогнозирование -основные механизмы аудирования.
Формированию иноязычного фонематического слуха на начальном этапе обучения английскому языку (5-й класс и частично 2-й класс) было посвящено исследование В. Ф. Занглигера [6]. Он рассматривает фонематический слух как компонент речевого слуха (второй компонент - интонационный слух) и как способность расчле-
Ф
$
нять непрерывный речевой поток на звуки, различать на слух все звуки речи, относящиеся к разным фонемам, правильно соотносить воспринимаемые звуки речи с фонемами языка. Опираясь на положение об иерахическом, системном строении психических функций (Л. С. Выготский), когда формирование высших психических функций осуществляется на основе более элементарных (двигательной, зрительной, слуховой и т. д.), В. Ф. Занглигер исследовал иноязычный фонематический слух как основу для развития умений и навыков в аудировании, говорении, которые, в свою очередь, становятся базой для развития чтения и письма. Недоразвитие исходных функций всегда отрицательно сказывается на речевом развитии человека. Недоразвитие фонематического слуха может быть не замечено до обучения грамоте, но от этого последствия не становятся менее тяжелыми.
В рамках концепции начального развивающего иноязычного образования, на которую мы опираемся, аудированию отводится особая роль: развитие слухового восприятия и введение детей в звуковую систему языка является основной задачей пропедевтического этапа (2 класс) [7].
В свете вышесказанного представляется актуальным научное обоснование понятия «фонологическая способность» применительно к младшему школьнику, овладевающему иностранным языком на начальной ступени средней школы.
Как известно, речь - явление не только психическое, но и психофизиологическое, и базируется на разных системах восприятия. Познание ребенком окружающей действительности начинается со слухового восприятия, которое предшествует переработке и удержанию информации.
Изучение методики обучения грамоте родного языка показало, что фонематическому слуху первоклассников уделяется особое внимание и его развитие выделяется в отдельный этап развития речи, предшествующий овладению чтением и письмом. Путь становления техники чтения «от звука к букве», принятый при овладении родным языком, способствует процессу растущей дифференциации слухового восприятия, сформированности слухового образа, развитию слуховой кратковременной памяти, то есть способности сохранять и воспроизводить серию последовательных звуков. Так у ребенка совершенствуются умения устного общения, а далее - на базе устной речи -и технические навыки чтения и письма на родном языке.
В этом контексте представляют интерес исследования проблемы взаимодействия развивающейся фонологической системы ребенка с конкретными операциями, лежащими в основе чтения и письма, проведенные Г. М. Богомазовым, который в качестве ведущего фактора выделил графический анализ слова, отражающий его фонологический состав [8], в то время как зрительной памяти и зрительным образам была отведена вспомогательная роль в данном взаимодействии. Было экспериментально доказано, что упражнения, фиксирующие внимание учеников на фонетической форме слова (слогоделение и фо-
нетический анализ), способствуют повышению грамотности, а также повышению уровня развития чувства языка, которое появляется на определенном этапе развития языкового мышления учащегося.
Скандинавскими учеными (H. Skovronek, H. Jansen, 1992) также экспериментально было установлено, что для развития навыков чтения и письма самыми значимыми являются металингвистические способности детей, связанные с фонологическими процессами обработки информации, а именно:
- фонологическое сознание - способность понимать звуковое строение речи и воспринимать слово как единое целое (способность выделять и синтезировать звуки, делить слова на слоги);
- способность удерживать слова в кратковременной памяти;
- способность быстро вызывать в памяти хранящуюся в ней информацию.
Это означает, что единственно правильный путь овладения техникой чтения - это путь от звукового анализа слов к буквенно-звуковым соответствиям. Попутно заметим, что предпринятый нами анализ действующих учебно-методических комплексов (УМК) по английскому языку для начальной школы показал, что данная модель овладения чтением и письмом используется только в одном УМК, созданным под руководством З. Н. Никитенко. В данном УМК (имеющим гриф Министерства образования и науки РФ) развитие фонематического слуха и создание условий для ориентировки в звуковой системе иностранного языка предшествуют овладению иноязычным чтением и письмом.
Анализ литературы показал, что понятие «фонологическая способность», обеспечивающая ориентировку в звуковой системе иностранного языка, получило свое обоснование применительно к студентам лингвистического вуза [9]. Исследуя данную проблему, О. А. Лаврова определяет фонологическую компетенцию как совокупность следующих компонентов: знание ее психологической составляющей, а именно механизмов говорения и смыслового восприятия; знание фонем и их вариантов (аллофонов); навыки дифференцирования фонологической и фонетической форм слова; навыки и умения восприятия, воспроизведения, продуцирования и реализации в речи явлений сегментного и сверхсегментного уровней в соответствии с используемым фонетическим стилем; умение адекватно интерпретировать в соответствии с используемым фонетическим стилем невербальные средства общения; навыки транскрибирования и интонирования текста с учетом используемого фонетического стиля. Овладение указанными знаниями, навыками и умениями обеспечивает способность и готовность к осуществлению эффективной межкультурной коммуникации в ходе профессиональной деятельности лингвиста.
Однако полученные О. А. Лавровой данные не могут быть полностью перенесены на контекст начального иноязычного образования. Представляется необходимым уточнить структуру и содержание фонологической спо-
$
собности младшего школьника, овладевающего иностранным языком.
Экстраполируя результаты исследований по проблеме речевого слуха и фонологической способности на контекст начальной школы, мы сформулировали собственное определение фонологической способности младшего школьника, овладевающего иностранным языком.
Фонологическая способность - это способность к фонологическому/звуковому осознанию иноязычной речи, составляющая основу развития речевой деятельности на иностранном языке и обеспечивающая успешность процессов смысловосприятия и смыслопорождения. Формирование данной способности необходимо для обеспечения готовности младшего школьника к овладению техникой иноязычного чтения и письма.
Анализ работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов, посвященных исследованиям фонологических процессов (М. М. Безруких, А. Р. Лурия, H. Breuer , M. Weuffen), позволил выявить четыре умения, составляющие содержание фонологической способности:
- умение выделить и правильно произнести звук в начале слова;
- умение «прохлопать» ритмический рисунок фразы;
- умение осуществить звуковой синтез - соединить звуки в одно слово;
- умение распознать рифму - воспроизвести два одинаково звучащих слова из четырех предложенных.
От уровня сформированности данных умений зависит развитие иноязычного фонологического сознания у младших школьников, которое, по всей видимости, может иметь высокий, средний и низкий уровень развития.
Нами был разработан специальный тест на выявление уровня сформированности фонологического осознания иноязычной речи у младших школьников, что является новым в методике раннего иноязычного образования. Изучение результатов тестирования учащихся вторых классов на выявление уровня сформированности способности к фонологическому осознанию англоязычной речи в общеобразовательных школах разных российских регионов показало низкий уровень развития данной способности, что позволяет прогнозировать трудности, с которыми столкнутся школьники при овладении чтением и письмом на английском языке.
В заключение сформулируем выводы, к которым мы пришли в результате изучения проблемы фонологической способности младших школьников.
1. В теории и практике преподавания иностранного языка в начальной школе недостаточно внимания уделяется формированию перцептивной базы развития иноязычной речевой деятельности школьников.
2. Подтверждается преимущество технологии овладения младшими школьниками иностранным языком, основанной на поэтапном обучении различным видам речевой деятельности, начиная с устной речи.
3. Недостаточная теоретическая разработанность вопроса становления фонологической способности младших школьников свидетельствует о необходимости его экспериментального исследования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никитенко З. Н. Развивающее иноязычное образование. - М., Глосса-Пресс, 2010. - 438 с.
2. Никитенко З. Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе. - М.: Прометей, 2011. - 240 с.
3. Барт К. Трудности в обучении. Раннее предупреждение. - М.: Академия, 2006. - 208 с.
4. Семенович А. В. Актуальные проблемы нейро-психологической квалификации отклоняющегося развития // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие под ред. Л. С. Цветковой. - М.: Изд-во МПСИ, 2001.
5. Каспарова М. Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитии у школьников // Иностранные языки в школе. - 1986.
- № 5. - С. 25-29.
6. Занглигер В. Ф. Формирование иноязычного фонематического слуха на начальном этапе обучения английскому языку: Дис. ... канд. пед. наук.
- М., 1967. - 247 с.
7. Никитенко З. Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 класса: устный вводный курс. - М.: Просвещение, 2005.
8. Богомазов Г. М. Возрастная фонология: Теория, эксперимент, практика. - 2-е изд. - М.: ЛИБРО-КОМ, 2010. - 280 с.
9. Лаврова О. А. Совершенствование фонологической компетенции в процессе подготовки лингвистов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 208 с.