УДК 373.41/51
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
И.В. Кондакова
Аннотация. В статье раскрываются проблемы, связанные с переходом младших школьников в школу среднего звена. Кризис 5 класса связан с различными психо лого-педагогическими причинами: нарастание нагрузки на нервную систему и психику; смена «среды обитания»; смена учебной программы; возникновение усиленной статической нагрузки и т.д. Автором выявлены педагогические условия, при которых процесс адаптации младших школьников к обучению в основной школе будет наименее болезненным. К ним относятся дозированное применение игровых моментов, создание ситуации преобладания положительных эмоций, формирование информационной, коммуникативной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования.
Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, основная школа, обучение, компетенция.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL LEARNING OF
YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE BASIC SCHOOL
I. Kondakova
Abstract. The article describes the problems associated with the transition of younger school students into the basic school .The crisis of the 5th class is associated with a variety of psychological and educational reasons: the increase in the load on the nervous system and the psyche, changing environment, changing the curriculum, the emergence of enhanced static loads, etc. The Author outlines pedagogical conditions under which the process of adaptation of younger students for basic school will be the least painful. These include metered use gaming moments, the creating of a situation of the predominance of positive emotions, the development of information, and communicative competences, competences of personal self-improvement.
Keywords: younger school students, primary school, basic school, learning, competence.
Современная жизнь выдвигает серьезные требования к работоспособности человека, к качеству знаний, наличию навыков и опыта, однако, результаты многих исследований свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему и психику человека уже с момента поступления в школу, когда наиболее остро встает вопрос переработки и усвоения новых данных. К умственной, психологической и физиологической сторонам деятельности в современном мире предъявляются все более серьезные требования, а поток информации, обрушивающийся на голову подрастающего поколения, становится с каждым годом все мощнее. Между тем, ученые установили, что занимаясь умственным трудом, мы используем только от 4 до 9% всех возможностей отпущенных нам природой, в то время как более 90% находится в пассивном состоянии; даже во время экстремальной ситуации, в работу включается не более 10 - 15% отпущенного нам резерва. В связи с необходимостью усвоения значительного количества информации в достаточно сжатые сроки, познавательная деятельность школьников сводится лишь к рациональным
формам ознакомления с учебным материалом, не говоря уже о нехватке времени на овладение комплексом универсальных учебных действий, необходимых для продуктивной работы.
Константин Дмитриевич Ушинский - один из первых в отечественной педагогике озвучил мысль о том, что учение является очень серьезным трудом, требующим больших усилий, и что детей необходимо к нему приучать постепенно и осторожно. И только при постепенном втягивании в грамотно организованную деятельность, у ученика возникает привычка выносить
продолжительный умственный труд без существенного вреда для здоровья. «Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать - легко и приятно, но думать - трудно. Серьезная умственная работа утомляет непривычного человека быстрее, чем труд физический». «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный, серьезный труд всегда тяжел» [4].
С еще большими проблемами и стрессами сталкиваются вчерашние учащиеся начальной школы в процессе адаптации к следующей ступени обучения. В Большой советской энциклопедии под физиологической адаптацией понимается «совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды...» [2].
Социальная адаптация - это «процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности»
[5].
Если рассматривать социально -педагогический аспект, то под адаптацией понимается выработка наиболее адекватных форм приспособления и поведения в условиях меняющейся макросоциальной среды.
Для младшего школьника, перешедшего в школу среднего звена, действительно происходит смена «среды обитания» — смена привычной «домашней» обстановки знакомого класса на передвижение по различным кабинетам школы; смена учителя, знающего особенности каждого ребенка, на новых незнакомых учителей-предметников с различными требованиями; смена учебной программы, усложняющейся от класса к классу; возникновение большей статической нагрузки (при которой тело вынуждено больше оставаться на месте, тогда как психика напряжена до предела и крайне подвижна) и т.д. В связи с этим возникает значительное количество стрессовых ситуаций, которые не принято брать в расчет, т.к. считается, что самый сложный переход происходит только между дошкольным и школьным детством.
Одним из условия успешного обучения младших школьников в школе среднего звена, является дозированное применение игровых моментов как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несмотря на то, что в данном возрасте игра не имеет такого значения как в начальных классах, и, по мнению К.Д. Ушинского, «игра должна быть оставлена за ребенком и тогда, когда он пошел в школу.», [3], она не только не теряет своего значения, но и помогает компенсировать различия детей с вариантами адаптивности к новому учебному процессу. Не следует забывать и релаксирующего значения игры. В учебной
деятельности могут быть использованы игровые моменты, помогающие учащемуся «вздохнуть», снять чувство давящей напряженности.
Любой современный, считающий себя образованным, человек должен обладать информационной культурой,
сформированность которой позволяет самостоятельно работать с информацией любого вида: звуковой, графической, текстовой. Опыт учителей начальной школы доказывает, что сформированное у ребёнка умение работы с разнообразными источниками информации определяет в полной мере его успешность в обучении не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Работа на начальном этапе обучения направлена, главным образом, на создание условий для успешного некризисного и плавного перехода учащихся из начальной школы на основную ступень обучения и способствует более тесному сотрудничеству учителей начальной и основной школы.
Педагогическим условием,
способствующим снижению переутомления в основной школе, в связи с повышением научного уровня преподавания, является продолжение работы над формированием информационной компетенции.
Сформированная информационная
компетенция позволяет самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, выделять главное в большом количестве учебной информации; сосредотачивать свое внимание; преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе, при помощи современных информационно-
коммуникационных технологий.
Одно из главных условий, сглаживающее проблемы на средней ступени обучения, -сформированность у младших школьников коммуникативной компетенции. В случае недостаточного уровня сформированности данной компетенции дети имеют относительное понятие о своих социальных ролях, затрудненно взаимодействуют не только со сверстниками, но и со взрослыми. Задача учителей среднего звена, классного руководителя и родителей в этом случае состоит в том, чтобы научить детей находить консенсус, формировать умение работать в группе, принимать совместные решения и нести за них ответственность, решать все возникающие конфликты мирным путем. В данной работе может помочь использование методики коллективно-творческих дел во
внеурочной деятельности и учебного проектирования, которые активно
используются учителями начальных классов.
Для поддержания психического здоровья школьников, перешедших на среднюю ступень обучения, необходимо создание ситуации преобладания положительных эмоций, когда, по возможности, исключается возникновение длительных конфликтных ситуаций (продолжительные неудачи в учении, постоянные отрицательные оценки,
недоброжелательное отношение учителя и т.д.). Снижению стрессовости и переутомления, от процесса обучения в среднем звене школы, уменьшению учебной нагрузки может помочь правильно осуществляемая проверка, формирующая умения рационального учебного труда, приучающая избирательно относиться к изучаемому материалу. Это позволит разгрузить память учащегося от второстепенных сведений. В школе, оценка является не только основным средством стимулирования, но способствует
поддержанию положительной мотивации, созданию адекватной самооценки и т.д. Правильно организованный контроль и объективность оценки позволяет учащимся оценивать свою работу, вызывает чувство удовлетворенности своими достижениями, увеличивает познавательный интерес и активизирует стремление к обучению и овладению новыми знаниями. К сожалению, учителя среднего и старшего звена общеобразовательной школы не придают серьезного значения организации проверки и оценивания знаний, умений и навыков, забывая о том, что это значительное психологическое и умственное напряжение, часто вызывающее стресс у большинства учащихся, только закончивших начальную школу. Поэтому педагогический такт, чуткость и объективность учителя в оценивании знаний и умений имеют большое воспитательное и здоровьесберегающее значение [4].
Младший школьный возраст можно охарактеризовать как этап начального ознакомления с учебной деятельностью, ее структурными компонентами. Следующий этап характеризуется как время развития познавательной, интеллектуальной
активности, время овладения
самостоятельными формами работы. От протекания начального этапа обучения, во многом зависит успешный переход младших подростков к качественно иной учебной мотивации, направленной на освоение
самостоятельных способов добывания новых знаний [1].
Часто учителя и родители сталкиваются с ситуацией, когда при переходе на среднюю ступень обучения приходится констатировать снижение интереса к учению, потерю желания получать знания. Признаками такого кризиса могут служить отрицательное отношение к школе в целом, ее посещению; нарушение правил поведения в школе; нежелание выполнять учебные задания как на уроках, так и дома; конфликты с учителями. В этот период меняется устойчивый учебный стереотип, связанный с общением с одним учителем, и возникают сложности приспособления к новым требованиям новых преподавателей, зачастую, достаточно противоположным. Сложности приспособления могут проявляться в немотивированных отказах от ответов, снижении успеваемости, отказе от посещения школы или занятий отдельных учителей. Также возникновение кризиса 5-х классов может быть связано с тем, что учебная деятельность к началу подросткового возраста постепенно начинает терять своё психологические ведущее значение для учащихся, хотя и продолжает оставаться их основной деятельностью, влиять на содержание и степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер личности. Несмотря на это, роль и место учебной деятельности в общем развитии детей значительно изменяются. В подобных случаях можно говорить о несформированности потребности в знаниях, отсутствии интереса и положительной мотивации к учению. Сформированный познавательный интерес и познавательная активность учащихся появляются только тогда, когда они становятся смыслообразующим мотивом, т.е.
наполняются личностным смыслом. Таким образом, одним из следующих педагогических условий успешного обучения в школе среднего звена является сформированная компетенция личностного самосовершенствования.
Подводя итоги вышесказанному, можно констатировать, что в силу ряда психологических, социальных и других причин сложности адаптации младших школьников к обучению в средней школе, явные или скрытые проблемы существуют и являются практически нормальным явлением. Знание о том, что любое неблагополучие (в состоянии здоровья, в гигиенической обстановке, в соблюдении режимных моментов, в выборе применяемых методов и форм образования) является причиной
высокой утомляемости, снижения умственной работоспособности, низкой адаптации к новым школьным нагрузкам, помогает учителю правильно организовать образовательный процесс и вовремя оказать необходимую помощь школьнику. Решение проблемы
«кризиса 5-х классов» возможно только путем объединения усилий всех участников процесса (самих учащихся, их родителей, школьных психологов, учителей среднего звена и учителей начальной школы).
Литература:
1. Ахмадуллина Р.Г. Дидактическая контрольно-оценочная система повышения эффективности обучения учащихся пятых-шестых классов на примере дисциплин гуманитарного цикла: дисс ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ахмадуллина Роза Габдулловна. - Казань, 2014.
2. Большая Советская Энциклопедия (с иллюстрациями, таблицами и дополнительными материалами) [Электронный ресурс] // «Советская энциклопедия» - 1926-1990. - Режим доступа: http: www. alcala.ru>bse/izbrannoe/slovar-A/A10960.shtml
3. Васильев В.В., Челпаченко Т.В. К.Д. Ушинский о развитии идеи гармонии умственного и физического труда школьника [Электронный
ресурс] / В.В. Васильев, Т.В. Челпаченко // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 4. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru /2015/04/4758
4. Никулочкина В.Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / В.Я. Никулочкина // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 12. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru /2013/12/
5. Современная западная философия. Энциклопедический словарь; под ред. Хеффе О., Малахова B.C. и др. / Хеффе Отфрид., Малахов Владимир Сергеевич. - Москва. - 2009.
Сведения об авторе:
Кондакова Ирина Владимировна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, Институт психологии и педагогики, ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Kondakova (Yelets, Russia), Ph.d., associate professor, of the department of primary education. Institute of Psychology and Pedagogy, Yelets State University I.A. Bunin, e-mail: [email protected]