Список литературы /References
1. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Гришанова И.А. Достижение коммуникативной успешности младшими школьниками как организационно-педагогическая проблема: монография. Москва, Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2007. 232 с.
3. Кувырталова М.А., Брешковская К.Ю. Знаково-символическая деятельность как основа вхождения обучающегося в цифровое образовательное пространство // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: Сборник научных статей и материалов международной конференции / Под общей редакцией Р.В. Ершовой. Коломна, 2016. С. 220-223.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. [Электронный ресурс], 2015. Режим доступа: https://slovesnik.org/images/docs/documents/POOP-1-4.pdf/ (дата обращения: 10.11.2018).
5. Фадина М.А., Кувырталова М.А. Особенности процесса адаптации первоклассников к условиям образовательной среды современной школы и их учет в практической деятельности учителя // Вестник науки и образования, 2018. №13 (49). С.72-75.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКРАЙБИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Неустроева М.И. Email: [email protected]
Неустроева Милидора Изотовна - магистрант, кафедра начального образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается сущность визуального мышления младшего школьника как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на использование скрайбинга в начальной школе в учебном процессе. Проведена опытно-экспериментальная работа в 2018-2019 учебном году в Покровской средней общеобразовательной школе № 1 с УИОП им. И.М. Яковлева Хангаласского района, с целью выявления влияния скрайбинга на развитие визуального мышления у младших школьников в начальной школе в учебной деятельности.
Ключевые слова: начальная школа, мышление, визуальное мышление, ученик, младший школьник, диагностика визуального мышления, развитие детей, поддержка младших школьников.
USING SCRIBING IN PRIMARY SCHOOL Neustroeva M.I.
Neustroeva Milidora Izotovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PRIMARY EDUCATION, PEDAGOGICAL INSTITUTE NORTH EAST FEDERAL UNIVERSITY, YAKUTSK
Abstract: in article the entity of visual thinking of the younger school student as psychology and pedagogical phenomenon is considered. The attention goes for use of a sraybing at elementary school in educational process. Pilot experimental work in 2018-2019 academic year at the Pokrovsk high comprehensive school No. 1 with UIOP of I.M. Yakovlev Hangalasskogo of the area, for the purpose of identification of influence of a skraybing on development of visual thinking in younger school students at elementary school in educational activity is carried out.
Keywords: elementary school, thinking, visual thinking, pupil, younger school student, diagnostics of visual thinking, development of children, support of younger school students.
УДК 373.33
В современном мире государство и общество в целом выражает усиленную заинтересованность к обучению и воспитанию талантливого поколения. Я думаю, что поддержка и развитие визуального мышления проблема нашего современного общества. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития визуального мышления у учащихся к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется скрайбингу [1].
Скрайбинг - это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её дополнительной информацией. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты. Технология не стоит на месте и развивается. Видеоролик о разновидностях скрайбинга: скрайбинг бывает «ручной» и «компьютерный» [3]. Визуальное мышление является основой для понятийного мышления. Нам было интересно выявить влияние скрайбинга на развитие визуального мышления у младших школьников в начальной школе. Поэтому мы провели опытно-экспериментальную работу [2].
Видео-скрайбинг - один из максимально эффективных, интересных и убедительных способов подачи информации. Длительность видеоролика зависит от содержания материала (от 1 до 10 минут). Эмоциональное воздействие - главная функция видео-скрайба.
Преимущества скрайбинга:
1. Эффективность - за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.
2. Универсальность визуализации. Язык рисунка понятен всем. Скрайбинг в какой-то степени выступает универсальным языком общения.
3. Минимум затрат - для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера (допускается использование других гаджетов).
4. Качественное усвоение информации и запоминание ключевых моментов презентации. Взаимосвязь вербальной и визуальной информации помогает легко восстанавливать в памяти прослушанные лекции, доклады, поскольку, как правило, сложная сухая информация преобразуется скрайбером в простые символы и предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни.
5. Возможность непрерывного общения со слушателями на протяжении всего выступления.
6. Возможность использовать скрайб (общую картинку, которая получается к концу мероприятия) в дальнейшей работе в качестве обзора всей полученной информации.
7. Эффект параллельного следования - звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2018-2019 учебном году во 2 «в» классе Покровской средней школы № 1 Хангаласского района. В исследовании
приняли участие 20 детей. В качестве диагностики инструментария нами были выбраны методики для выявления уровня визуального мышления:
- «Нелепицы», направленную на изучение наглядно-образного мышления и элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире;
- «Серия сюжетных картинок», позволившую нам оценить непосредственно уровень развития наглядно-образного мышления;
Анализировав данные в экспериментальном классе, можно сказать, что визуальное мышление в исследуемом классе развита на недостаточно высоком уровне. Были составлены характеристики учащихся, которые находились на различных уровнях развития визуального мышления. Было обнаружено 3 уровня развития визуального мышления - элементарный, средний, высокий. Первоначальный вывод о том, что мышление, развиваясь, занимает в структуре мышления младших школьников все более значимое место.
С целью повышения уровня развития визуального мышления у младших школьников нами были проведены уроки для развития визуального мышления с помощью скрайбинга.
Плюсы скрайб-презентации:
1. Необычность, оригинальность.
2. Краткость и образность.
3. Большая степень усвоения материала аудиторией.
Минусы:
1. Большие временные затраты: написания сценария, тренировки в рисовании, озвучка, съемки, монтаж фильма могут занять у вас несколько дней.
2. Технические трудности.
Роль педагога в скрайбинге сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, делая с ними, вести процесс обучения незаметно.
При подборе мы учитывали визуальное мышление младшего школьника, учитывали, чтобы скрайбинг содействовала полноценному всестороннему развитию мышления, психики детей, их познавательные способности, речи, опыт общения со сверстниками и взрослыми, прививали интерес к учебным занятиям, формировали умение и навыки учебной деятельности, помогали ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.
Апробация скрайбинга на уроках в начальной школе доказала эффективность обучения для развития и повышения визуального мышления учащихся.
Таким образом, полученные данные показали, что визуальное мышление в целом у учащихся повысился, на этот результат повлияло использование скрайбинга.
Список литературы /References
1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2004.
2. Эльконин Д.Б. Избранные психол. труды. Иркутск, 2002.
3. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления.
Минск, 2004.
4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://io.nios.ru/artides2/61/3/skraybing-kak-
instrument-vizualizacii-myshleniya/ (дата обращения 10.11.2018).