НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018
УДК 371.32
Казинникова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов, руководитель школьного методического объединения, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Щигры Курской области»
e-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, которые актуальны для современной начальной школы. Приводятся условия и факторы разработки методов и приемов начального обучения, их влияние на активизацию познавательной активности младших школьников.
Ключевые слова. Начальное обучение, методика преподавания
Lyudmila Anatolyevna Kazynnikova, primary school teacher, head of the school methodical association of the Moscow State Educational Institution "Average general education school No. 4, Shchigry of the Kursk region"
e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF METHODS AND RECEPTIONS OF INITIAL TRAINING
Annotation. The article considers the problems that are relevant for the modern elementary school. Conditions and factors of development of methods and methods of initial education, their influence on activation of cognitive activity of younger schoolchildren are given.
Keywords. Primary education, teaching methods
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018
В очередной раз 1-го сентября отзвенели звонки на торжественных линейках в школах, начались школьные будни. Итак, ребенок стал школьником... Как много эмоций может быть в этом простом предложении. Для родителей и родственников - естественное волнение за своего первоклассника: как будет складываться процесс обучения, как помочь преодолеть адаптационный процесс, как сложатся отношения с одноклассниками и учителем и еще десятки разных «как». Поэтому совершенно неудивительно, что периоду начального обучения в школе отечественная педагогика уделяет особое внимание.
Именно в начальной школе начинается формирование той основы, на которой ученик будет строить свое дальнейшее образование. Неудивительно, что приоритетом начального образования является закладка фундамента общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего дальнейшего обучения [1].
Целью образовательного процесса на начальном этапе является развитие личностных качеств школьника, раскрытие его творческих способностей, формирование стремления к получению знаний и пр. В начальных классах очень важно заложить основы знаний и умений, которые ребенок будет преумножать и развивать в дальнейшем. И от того, насколько успешно будет проходить обучение в начальной школе зависят и последующие успехи/неудачи школьника.
На учителя начальных классов возлагается сложнейшая задача - не только стать для ребенка своеобразным «проводником» в мир знаний, показать ему насколько интересным и удивительным может быть этот мир, но и помочь ему смело и уверенно двигаться по этому пути, поверить в себя, успешно преодолеть возможные трудности.
Важнейшую роль в этом процессе является выбор методов и приемов начального обучения, адаптированных к возрастным особенностям младших школьников. Современная педагогическая наука предлагает огромный положительный опыт творческой работы советского учительства и данные
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 современных экспериментальных исследований. В настоящее время имеются примеры обращения к методическому наследию дореволюционного прошлого, на котором основаны некоторые современные методики начального образования.
Известно, что в Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. работала целая плеяда талантливейших методистов, которые пытались привнести в начальное образование требования прогрессивных кругов русской общественности: А.И. Гольденберг, Ф.И. Егоров, С.И. Шохор-Троцкий, К. П. Аржеников и многие другие. В их сочинениях раскрываются истоки причины возникновения различных методических идей и направлений, описываются конкретные методы и приемы работы учителя начальных классов, которые не потеряли своей актуальности и в наши дни. К их методическому наследству не раз обращались советские педагоги и психологи. Исследования в этом направлении продолжаются и на современном этапе.
Общепризнано, что приоритетными направлениями в развитии школьника начальных классов являются:
- формирование навыка учебно-познавательной деятельности;
- успешное овладение учебным материалом;
- социально-психологическая адаптация.
Отсюда вытекают методы и приемы начального обучения, разработка которых должна включать следующие составляющие:
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора.
Педагог начальной школы должен иметь достаточную профессиональную компетентность и не ограничиваться только постановкой цели предстоящей деятельности. Он должен дать ребенку возможность самому ставить цели и задачи, а затем целенаправленно получать результат своей деятельности исходя из своих индивидуальных способностей [2].
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 Работоспособность является одним из главных целевых ориентиров на этапе обучения в начальной школе: учитель начальных классов обязан научить ребенка работать, принимать самостоятельные решения в различных ситуациях. Такой подход способствует самоопределению личности школьника, его самоутверждению в классном коллективе. Существует множество методов и приемов, позволяющих развивать у младших школьников усидчивость, старательность, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца. Множество исследований подтверждают известный факт: если эти качества не развиваются в начальной школе, вряд ли их удастся развить на следующих ступенях обучения.
Важным фактором выступает контрольно-оценочная деятельность младших школьников. В идеале она должна быть ориентирована на познавательный интерес и положительную мотивацию обучающихся, от которой зависит успешность освоения программы начальной школы.
К большому сожалению, современная система контроля знаний и выставления оценки ученикам имеет ряд недостатков: не берутся во внимание возрастные и индивидуальные особенностей каждого школьника по отдельности, присутствует высокий субъективизм в выставлении оценок, оценочные подходы зачастую формальны и стандартны и др. Мощным отрицательным фактором в оценочной системе является и психологический дискомфорт, который испытывают школьники начальных классов во время контрольных испытаний [3].
Для опытного педагога в начальной школе важна чуткость и этика по отношению к обучающемуся: поддержать ребенка в сложной ситуации, помочь найти верное решение и пр. , что создает серьезный стимул к дальнейшему позитивному сотрудничеству
Этому способствует также внеурочная работа со школьниками. Учитель начальной школы должен уделять внимание формированию коллектива в классе. Тематические классные часы, экскурсии, праздники, конкурсы и пр. помогают детям раскрыть свой потенциал, ближе узнать друг друга и
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 подружиться. Создание благоприятного психологического климата в классе в конечном итоге самым положительным образом влияет на рабочий процесс в целом, школьники чувствуют себя спокойно, уверенно и показывают более высокие результаты усвоения материала.
Таким образом, учитель начальной школы в своей работе использует различные методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность младших школьников. Приоритетом при выборе должны оставаться: сохранение индивидуальности ребенка, создание благоприятных условий для его адаптации в школе, здоровьесберегающие технологии и т.п, что позволяет решать еще одну задачу - снять перегрузку детей в школе и пробудить в них стремление познать мир.
Список источников:
1. Выбор методов обучения и способов их реализации // Дидактика: информационный портал [Электронный ресурс] URL: https://didaktica.ru/urok-osnovnaya-forma-organizacii-processa/58-vybor-metodov-obucheniya-i-sposobov-ix-realizacii.html (дата обращения: 10.05.2018)
2. Андреева Т.А. Роль начальной школы в дальнейшей жизни ученика // Социальная сеть работников образования: информационный портал [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/29/rol-nachalnoy-shkoly-v-dalneyshey-zhizni-uchenika (дата обращения: 10.05.2018)
3. Никулочкина В.Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика: Электронный научно-практический журнал. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2682 (дата обращения: 11.05.2018).