ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ НАЧАЛЬНЫМ И СРЕДНИМ ЗВЕНОМ ОБУЧЕНИЯ
Э.Р. Рахманов, доцент Мордовского республиканского института
образования,
С.В. Рякина, психолог средней школы № 36 г. Саранска
В статье рассматриваются проблемы преемственности между начальным и средним звеном школьного образования. Раскрываются психологический и педагогический аспекты данной проблемы, связанные с особенностями психического развития ребенка, а также особенностями работы учителей в начальной и средней школах. Предлагается методическая разработка для проведения школьного консилиума «Преемственность в обучении».
In the given article the problems of continuity from elementary to secondary schools are considered. Psyhological and pedagogical aspects of the given problem connected to features of children’s development and teacher’s activity at different schools are revealed. Methodical instructions for organizing a school conference on continuity in education are offered.
Проблема перехода учеников из начальной школы в школу второй ступени, или, другими словами, проблема преемственности в обучении, включает два аспекта:
1) педагогический — ученики в 5-м классе снижают показатели обученности, встречаются с культурным многообразием, т.е. с большим количеством учителей, предметов, требований,технологий;
2) психологический — происходят смена ведущей деятельности и формирование новой социальной позиции развивающейся личности ученика.
Преемственность в обучении (непрерывность) предполагает наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.
Достижение этой цели может обеспечить единая организация отдельных этапов и форм в рамках целостной системы образования.
Проблема преемственности возникает на стыках разных этапов обучения, и в ней можно выделить несколько сторон, связанных:
— с учителем,
— со сроками обучения и его темпом,
— с содержанием учебных предметов,
— с организацией учебного процесса,
— с изменением уровня учебной мотивации и личностным развитием школьника.
© Э.Р. Рахманов, С.В. Рякина, 2004
141
Решение данной проблемы также осложняется тем, что необходимо искать вариативные подходы в отношении учащихся с разным уровнем подготовки, разными общими способностями и знаниями, разным уровнем личностной психологической зрелости, в частности, с разным уровнем доступной школьникам самоорганизации, относящимся к различным личностным психологическим типам.
Младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший стресс, едва ли не равный по силе стрессу первоклассника, впервые пришедшего в школу. Учителя начальной школы, как правило, знают, что надо делать, чтобы снять психическое напряжение и привить первокласснику любовь к учебе. Пятиклассникам в этом плане уделяется гораздо меньше внимания.
Младшие школьники, привыкшие к определенному стилю и манере работы своего учителя, к его требованиям, сталкиваются в средней школе с множеством преподавателей, большим различием их требований, многообразием методов их работы и просто не в силах сразу же к ним приспособиться. Камнем преткновения становится даже темп речи учителя: более быстрый или более медленный, он может блокировать прием информации, содержащейся в речевом высказывании.
Отдельной проблемой является психологическая совместимость нового учителя с учениками, а ведь именно она в
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
значительной степени обеспечивает успешность обучения. Установление психологической совместимости — процесс долгий и трудный — требует усилий как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Психологический аспект преемственности связан с процессом смены ведущей деятельности и формированием новой социальной позиции развивающейся личности школьника.
К концу обучения в начальной школе ученик должен обладать: произвольностью протекания психических процессов, умением осознавать и оценивать свою деятельность, т.е. рефлексией, развитым внутренним планом действий (умением планировать свою деятельность). Появлению и развитию данных новообразований способствует ведущая деятельность младшего школьного возраста — учебная. Ученик в начальных классах настроен в первую очередь на учебу, именно она является основным содержанием его жизни вообще. Поэтому начальная школа — основной этап в формировании учебно-познавательной деятельности ребенка, когда происходит овладение системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности в дальнейшем, и формирование системы алгоритмических и эвристических действий.
Линии развития младшего школьника таковы:
1) формирование учебно-познавательной деятельности,
2) личностно-образующая, т.е. развитие способности объективно анализировать самого себя и свои качества («Какой я был, какой я стал, что во мне изменилось, что может измениться?»),
3) овладение учебным материалом (накопление знаний),
4) формирование ориентировки в проблемных ситуациях реальной жизни, распознавание практических задач,
5) обеспечение достаточным материалом для усвоения в сензитивные периоды развития,
6) социальная и социально-психологическая ориентация в человеческой деятельности,
7) поддержка, закрепление и развитие усвоенных культурных и социальных ценностей.
В подростковом возрасте, т.е. с переходом в 5-й класс, ведущая деятельность школьника меняется с учебно-познавательной на деятельность общения, меняются и сферы личностных интересов. Основными среди них становятся интерес к собственной личности; тяга к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям; установка на большие масштабы как субъективно более приемлемые, чем ближние, текущие, сегодняшние; стремление к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму. Кривая учебной мотивации идет резко вниз, никакими принудительными или развлекательными методами ее не поднять. Необходимо ориентироваться на взращивание у подростка ценностного и деятельностного, а не «информационного» отношения к содержанию образования на базе психологических новообразований возраста.
Психологи и социологи отмечают произошедшие в последние 10 лет существенные изменения в личностном развитии детей. Нынешним учащимся-под-росткам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость. Большое влияние на отношение подростка к школе и к образованию в целом оказывают различные социальные факторы.
Родители подростка также предъявляют к школе другие требования, прежде всего они ищут благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, хотят, чтобы он находился среди понимающих его людей, как одноклассников, так и учителей, не затерялся в общей массе, чтобы была видна его индивидуальность, не пострадало здоровье.
В начальной школе практически все родители с успехом могут помочь своему ребенку в приготовлении домашних заданий, проконтролировать его поведение в целом. Подростковый же возраст отличается тем, что дети постепенно выпадают из-под опеки родителей и в поведенческом плане, и в образователь-
№ 1, 2004
ном: из-за недостаточности образования и из-за различий в программах, современных и 10—20-летней давности, родители не в состоянии понимать учебный материал, изучаемый детьми в школе, что не дает им возможности контролировать приготовление домашних заданий. Редко кто из родителей может правильно обеспечить процесс перехода детей к самостоятельному образу жизни, грамотно научить их самоконтролю и самоорганизации.
Проблема преемственности сложна и многообразна, и ее решение требует постоянных совместных усилий. Одним из шагов в этом направлении может быть проведение совместных психоло-го-педагогических консилиумов по каждому конкретному классу. Ниже приводится методическая разработка одного из них.
Тема: «Преемственность в обучении».
Проблема: переход учеников из начальной школы в школу второй ступени, его педагогический и психологический аспекты.
Целъ: коллективное изучение трудностей в обучении пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин; выявление оснований для кооперации учителей, преподающих в классе.
Участники: учителя, преподающие в классе, учитель начальной школы, классный руководитель, психолог, администрация, представители родительского комитета.
Подготовителъная работа: общее знакомство с классом, наблюдения, беседы с классным руководителем, учителями, учениками, родителями; диагностика сформированности основных учебных умений, предметная диагностика; подготовка карты класса по материалам собеседований и диагностики, анкетирование учеников 3—4-х и 5-х классов.
Ход консилиума:
1. Целевая установка.
2. Выступления участников с материалами исследований, наблюдений. Формулировка проблем.
3. Обсуждение путей решения проблем. Психолого-педагогический анализ поступающих предложений.
4. Принятие решений и выбор путей их реализации.
Мы отдаем себе отчет в том, что данную проблему невозможно решить раз и навсегда, даже путем однократного, хотя и многостороннего обсуждения; она будет вставать вновь и вновь, а с каждым новым поколением будут меняться ее содержание и способы решения, однако пытаться решить эту задачу необходимо.
Поступила 05.01.04.
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ПЕДАГОГА
Л.И. Глазунова, ст. преподаватель кафедрыг педагогики начального образования и изобразительного искусства Белгородского государственного университета
В статье обосновывается потребность педагога в реализации психотерапевтических приемов и методов как в профессиональной, так и в жизненной сфере. В качестве одного из них автором предлагается музыка. Изложенный подход к музыкальному искусству носит прагматический характер. Музыка рассматривается не как объект эстетического наслаждения, а как средство решения конкретных жизненно важных задач: облегчения ситуативного неблагоприятного состояния, изживания трудных состояний, наносящих вред здоровью, препятствующих личностному развитию педагога.
The article substatiates teacher’s necessity to implement psychotherapeutic methods in his professional and daily activities. The author suggests music as a method. The approach to the art of music is of pragmatical nature. Music is regarded not as an object of aesthetic enjoyment, but as an instrument to solve specific vital objectives: alleviation of unfavorable situation states, elimination of painful and harmful situations which hinder a teacher’s individual development.
© Л.И. Глазунова, 2004