Научная статья на тему 'Проблема преемственности образовательного процесса в начальной и основной школе'

Проблема преемственности образовательного процесса в начальной и основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2410
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ / CONTINUITY IN TRAINING / IMPLEMENTATION OF CONTINUITY / A WILLINGNESS TO LEARN IN THE BASIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

Рассматривается сложная актуальная проблема преемственности в обучении математике при переходе младших школьников из начальной в основную школу. Анализ литературы позволил автору выделить основные направления осуществления преемственности в обучении математике в начальной и основной школе. Автору удалось выделить основные условия готовности учащихся к обучению в основной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CONTINUITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN PRIMARY AND BASIC SCHOOL

In this article we handle an actual complex problem of succession in education of schoolchildren when they transfer from elementary school to secondary one. The analysis of the methodical literature has allowed the author to discover the basic directions of realisation of succession in training to the mathematician at elementary and basic school. The author managed to highlight the main conditions of readiness of students to teaching in the primary school.

Текст научной работы на тему «Проблема преемственности образовательного процесса в начальной и основной школе»

УДК 373

А. К. Мендыгалиева

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Рассматривается сложная актуальная проблема преемственности в обучении математике при переходе младших школьников из начальной в основную школу. Анализ литературы позволил автору выделить основные направления осуществления преемственности в обучении математике в начальной и основной школе. Автору удалось выделить основные условия готовности учащихся к обучению в основной школе.

Ключевые слова: преемственность в обучении, реализация преемственности, готовность к обучению в основной школе.

Центральным фактором развития человека и общества является образование, которое характеризуется сохранением целесообразного прежнего и зарождением нового содержания. В настоящее время складывается новый взгляд на значение образования, которое не просто должно давать знания, умения и навыки, а способствовать формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения. Социокультурные изменения, происходящие в мире, обращают внимание на проблему построения единого образовательного пространства. Необходимость реальной преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования - проблема давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе совершенствования образования.

Характерной чертой современной системы школьного образования является внедрение стандартов второго поколения, осуществление многочисленных и разнообразных педагогических экспериментов: организуются новые типы школ, предлагаются новые учебные предметы, внедряются альтернативные и параллельные учебники, апробируются различные системы и технологии обучения. Радикальные изменения в системе школьного образования значительно усложняют соблюдение преемственности в реальной практике преподавания математики [1].

В целом проблема организации преемственности в обучении так или иначе затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу; из начальной школы - в основную, а затем в среднюю (полную) школу и, наконец, в высшее учебное заведение.

А. В. Шарыпин утверждает, что преемственность в образовании образует механизм его непрерывности, ибо каждый последующий этап образования базируется на достижениях предыдущего, включает их в себя в качестве базиса дальнейшего развития [2].

Различные аспекты этой проблемы постоянно находятся в центре внимания психологов, дидак-тов, методистов.

Рассматривая процесс перехода детей из начальной школы в основную, психологи отмечают следующие особенности подросткового возраста, оказывающие влияние на процесс обучения: ведущая деятельность - общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми; формирование самооценки, характера; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, оперированию абстрактными понятиями. По мнению Г. А. Цукерман, «.. .этот возрастной интервал - воистину “ничья земля” в периодизациях психического развития, на которую одинаково безосновательно претендуют специалисты и по младшему школьному, и по подростковому возрасту. Кстати, ни те, ни другие не в состоянии содержательно освоить эту возрастную территорию, ибо она качественно отлична и от 8-9-летнего возраста - сердцевины школьного детства, и от 13-15-летнего возраста - сердцевины отрочества» [3, с. 20].

В этот период, как отмечает Г. А. Цукерман, происходит синхронизация двух кризисов: образовательного кризиса, связанного с резкими внешними изменениями в укладе жизни школьников, и возрастного кризиса с существенными внутренними изменениями, которые приводят к распаду устоявшейся системы связей и отношений человека с другими людьми и построением формы жизнедеятельности [3, с. 20].

Успешность учебно-воспитательной работы в современной школе зависит от учета специфики психологических особенностей учащихся в переходные периоды их жизнедеятельности. Как известно, переход из начальной в основную школу не всегда происходит у учащихся бесконфликтно и безболезненно. Трудности переходного периода прямо или косвенно влияют на эффективность обучения и воспитания. К тому же переход учащихся на вторую ступень общего образования совпадает по времени со вступлением их в подростковый возраст и может сопровождаться рядом специфических процессов и явлений, составляющих содержание так называемой «проблемы пятых классов»,

которую, по мнению Г. А. Цукерман, можно избежать, если сам этот переход будет строиться «как мягкий и постепенный» [3, с. 20].

По мнению педагогов, корни трудностей, испытываемых школьниками при переходе из начальной в основную школу, состоят в «скачке из одной системы обучения в другую, в нестыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом» [3, с. 22]. К специфическим проблемам пятиклассников

О. Матвеева и Е. Львова [4] относят неодинаковый уровень подготовки детей, что вызвано множеством программ начальной школы, не всегда согласованных с программами основной школы.

В основной школе усложняется содержание ранее изучаемых в начальной школе предметов, существенные изменения претерпевают методы и формы обучения. На второй ступени общего образования увеличивается нагрузка учащихся в школе и дома, интенсивность учебного процесса. Одну из причин перегрузок школьников в это время Б. С. Круглов видит в том, что «при разработке дидактических и методических средств обучения, последние ориентированы исключительно на учителя, который, хотя и творчески, но тем не менее репродуктивно, переносит их на всех учащихся без учета их возрастных и индивидуальных особенностей развития» [5, с. 20-21]. К сожалению, учителя зачастую ограничиваются тем, что дают учащимся определенную сумму знаний, умений и навыков, не обращая должного внимания на их личностное развитие. В связи с переходом из начальной школы в основную учащиеся не всегда успевают быстро адаптироваться в новых условиях, не всегда понимают, чего от них хотят, и испытывают психологический дискомфорт, который проявляется в тревожности (школьной, самооценочной, межличностной), когда ученик склонен переживать нейтральные школьные ситуации как создающие угрозу представлениям о себе, самооценке, личностным интересам и ценностям.

Если начальная школа ориентирована на детей, не получивших специальной подготовки, т. е. обучение начинается с «азов», то отсутствие у младших подростков знаний, умений и навыков, соответствующих программе начальной школы, значительно затрудняет их дальнейшее обучение в 5-м классе. Переход учащихся на вторую ступень общего образования предполагает необходимый уровень их подготовленности по учебным дисциплинам.

М. Р. Битянова разработала «психолого-педаго-гический статус пятиклассника», в котором нашли отражение следующие его психологические параметры: особенности познавательной сферы (произвольность психических процессов, уровень развития познавательных процессов, сформирован-

ность важнейших учебных действий и др.); особенности общения и поведения (взаимодействие со сверстниками, педагогами, соблюдение социальных и этических норм); особенности мотивационно-личностной сферы (наличие и характер учебной мотивации, устойчивое эмоциональное состояние в школе); особенности системы отношений школьника к миру и самому себе (отношение к сверстникам, педагогам, значимой деятельности, к себе) [6].

Т. И. Юферева определяет готовность к обучению в основной школе, выделяя следующие условия:

- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

- новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);

- качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками [7].

Методический аспект обеспечения преемственности при обучении математике в начальных классах связан с недостаточной подготовки учащихся IV классов к сознательному усвоению систематического курса в средней школе. В результате создается разрыв между первой (1-1У классы) и второй (У-У11 классы) ступенями обучения; несогласованность программ и учебников для 1У-У классов; перегрузка программ У классов; разобщенность в работе учителей начальной и средней школы, разных их требований; загруженность учителей IV классов; отсутствие единой терминологии в 1У-У классах.

Рассмотрение проблемы преемственности в методических работах идет в следующих направлениях: преемственность при изучении непосредственно курса математики, то есть установление связей между отдельными темами непосредственно внутри курса; преемственность в момент перехода учеников из начальной в основную школу; преемственность между начальной и основной школой в содержании учебников; преемственность между начальной и основной школой связана с необходимостью формирования умения учиться у школьников.

Для осуществления преемственности в рамках новой парадигмы математического образования как процесса становления личности человека посредством овладения им основами математических знаний и умений математической деятельности необходим комплексный, системный подход.

Анализ литературы, систематизация и обобщение требований, предъявляемых школьникам при переходе из начальной в основную школу, и трудностей переходного периода позволяют выявить в совокупности те условия, которые необходимы ученику для его дальнейшего образования:

- уровень развития познавательных процессов, которые определяют результативность учебной деятельности, что проявляется не только в определенном запасе знаний, умений и навыков, но и в умении пользоваться ими и самостоятельно их добывать;

- общее положительное отношение к обучению с преобладанием учебно-познавательных мотивов;

- умение общаться со сверстниками и учителями на качественно ином, более «взрослом» уровне (коммуникативность);

- расширение границ учебной деятельности и смещение акцента с ее предметной стороны на мотивационную;

- развитие самосознания подростка, усиление его активности в оценке себя и других.

Преемственность в изучении математики в начальной и основной школе осуществляется, если наблюдаются:

- внутрипредметные связи в содержательно-методических линиях курса математики;

- последовательность в трактовках основных понятий курса 1-6, в использовании единой терминологии и символики;

- сформированность основных умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения курса алгебры;

- целесообразность и правомерность требований к уровню математической подготовки учащихся на отдельных этапах обучения;

- единство структуры и принципов построения учебных пособий для начальной и основной школы.

Список литературы

1. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 2010. 112 с.

2. Шарыпин А. В. Преемственность как принцип организации студенческого самоуправления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4(106). С. 156-162.

3. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-34.

4. Матвеева О., Львова Е. Каждому пятикласснику - творческий шанс: программа психолого-педагогического сопровождения // Народное образование. 2000. № 8. С. 143-148.

5. Круглов В. С. Некоторые проблемы содержания и организации психологической службы в системе народного образования // Психологическая служба в школе: сб. науч. трудов. М.: АПН СССР, 1984. С. 18-29.

6. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2002.

7. Юферева Т. И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1977. 17 с.

Мендыгалиева А. К., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой.

Оренбургский государственный педагогический университет.

Ул. Пушкинская, 18, Оренбург, Россия, 460014.

E-mail: TiMNiDO@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 06.04.2012.

A. K. Mendygalieva

THE PROBLEM OF CONTINUITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN PRIMARY AND BASIC SCHOOL

In this article we handle an actual complex problem of succession in education of schoolchildren when they transfer from elementary school to secondary one. The analysis of the methodical literature has allowed the author to discover the basic directions of realisation of succession in training to the mathematician at elementary and basic school. The author managed to highlight the main conditions of readiness of students to teaching in the primary school.

Key words: continuity in training, implementation of continuity, a -willingness to learn in the basic school.

Orenburg State Pedagogical University.

Ul. Pushkinskaya, 18, Orenburg, Russia, 460014.

E-mail: TiMNiDO@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.