Статья посвящена проблеме перехода учащихся из начальной школы в среднюю. Авторы предлагают путь решения проблемы, связанный с реализацией предметного обучения в начальной школе со 2 класса, созданием Малой Академии лицеистов «Юниор» и субботней школы для детей старшего дошкольного возраста.
Найманова Лидия Иннокентьевна
директор, Володина Нина Яковлевна,
лицей № 36 «РЖД» г. Иркутск
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ
Как помочь учащимся начальной школы обеспечить безболезненный переход в пятый класс?
Ключевые слова: школьная дезадаптация; предметное обучение в начальной школе; Малая Академия лицеистов «Юниор»; субботняя школа для детей старшего дошкольного возраста; психофизиологические особенности младших школьников и подростков
Одиннадцатилетний возраст ребенка является трудным периодом полового и психологического созревания, где «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» (Выгодский Л.С.). Вот почему нарушение стереотипов, закрепленных в начальной школе, приводит в пятом классе к дезадаптации личностного развития, усиленной пубертатным кризисом детей. При этом падает мотивация к учебе, ухудшается качество образования.
Поиски путей решения этой важной проблемы привели в лицее к возникновению идеи создания системы, включающей в себя предметное обучение в начальной школе со 2 класса, создание Малой Академии лицеистов «Юниор» и субботней школы для детей старшего дошкольного возраста. Развитие идеи переросло в проект «Преемственность и непрерывность», реализуемый в рамках внутрилицейского эксперимента, получившего одобрение педагогической общественности на сетевом и региональном уровне.
Идея предметного обучения в начальной школе не нова. О ней упоминается еще с дореволюционных времен. В мире есть сторонники и противники ее, известны как отрицательные, так и положительные результаты. Главными аргументами противников являются трудное привыкание младших школьников к разным преподавателям, кабинетам, требованиям.
На наш взгляд, такой негатив рождается от незнания педагогов психофизиологических особенностей младших школьников и подростков одиннадцати лет, отсутствия подготовительного периода, системного подхода к процессу обучения.
Организационный этап проекта включал в себя:
- подготовку преподавательского состава к предметному обучению в начальной школе (мастер-
классы, семинары, самообразование, психологическое тестирование и др.),
- пересмотр и усовершенствование дидактических материалов, материальной базы,
- освоение педагогами здоровьесохранных пед-технологий,
- усовершенствование службы медико-психолого, педагогического и социального сопровождения образовательного процесса,
- интеграция общего и дополнительного образования,
- создание субботней школы для детей старшего дошкольного возраста,
- создание научного общества «Юниор» в рамках Малой Академии Лицеистов.
Наш опыт показал, что при реализации вышеизложенного у детей не наступало срывов, не падала мотивация к учебе, переход в пятый класс проходил безболезненно.
Предметное обучение в начальных классах в лицее осуществляется со второго класса. Предметное обучение преследует у детей развитие более глубокого интереса к учебным предметам, творческих способностей, формирование стереотипа обучения в средней школе.
Как показала наша практика, большую роль в успешном усвоении знаний, адаптации ребенка играет личность учителя. Мониторинг деятельности учителя в начальной школе показал, что личные склонности учителя, его отношение к своему предмету сказываются на качестве преподавания и результатах обучения. Поэтому каждый учитель ведет тот предмет, который соответствует его типу мышления, а значит, более интересен ему.
Прежде чем полностью перейти на предметное обучение в течение трех лет проводились иссле-
дования по изменению качества обучения, медикопсихологической и социально-педагогической адаптации учащихся 2,3,4, 5 экспериментальных классов. Как показал анализ результатов, качество знаний пятиклассников не падало так резко, как было раньше, а сохранилось на уровне 3 класса, а иногда и повышалось.
Переход на предметное обучение было поэтапным. Сначала это были третьи классы, через несколько лет четвертые, затем вторые. Переход на предметное обучение сопровождался тщательным психолого-педагогическим и медицинским наблюдением.
Одним из основных показателей успешной адаптации детей является их эмоциональное состояние во время уроков. Многолетние наблюдения, подкрепленные результатами других диагностических методов, показали, что дети успешно адаптируются к новым условиям обучения. Субнормальная или неполная адаптация наблюдалась менее чем у 1% детей, дезадаптационных учащихся не было.
Такой результат стал возможным при кропотливой работе психолога с использованием когнитивных и телесно-ориентированных тренингов для детей, родителей, учителей, психологических игр, занятий, развивающих творческое мышление и эмоциональную сферу ребенка, релаксации в сенсорной комнате и многое другое.
Кроме этого, для осуществления личностноориентированного подхода к ребенку применялись современные нейропсихологические и психофизиологические методы. Проведение психолого-педагогических и логопедических консилиум с участием родителей с широким обменом мнений о каждом ученике, где обратная связь с родителями помогает корректировка работы педагогического коллектива.
Большая роль в начальной школе отводится экологии образовательной среды, в значительной мере влияющей на работоспособность, эмоциональное состояние и здоровье учащихся. Так, зная характер влияния цвета на работоспособность и эмоциональное состояние учащихся, педагоги вместе с психологами большое внимание уделяют цветовой гамме при оформлении кабинетов, наглядных материалов.
Новым подходом в формировании здоровье сберегающего образовательного пространства является научно-обоснованное составление фитомодулей в кабинетах в соответствии с состоянием здоровья учащихся, что позволяет поддерживать здоровый микроклимат.
В лицее функционирует лицейское научное общество. На его базе была создана Малая Академия Лицеистов «Юниор», где занимаются учащиеся начальной школы. Одним из важных видов деятельности академии являются занятия в двух группах: для учащихся 1-3 классов и для учащихся 4-6 классов. Занятия проводят учителя лицея, преподаватели вузов, родители и люди, занимающиеся разными видами деятельности.
Целью создания этой структуры стало формирование у детей начальных классов потребности в не-
прерывном, самостоятельном, творческом подходе к овладению новыми знаниями, способности к саморазвитию. Кроме этого, одновременно происходит интеграция урочной и внеурочной деятельности, что ведет к обеспечению единого образовательного пространства.
В поддержку предметного обучения в начальной школе в лицее проводится дошкольная подготовка детей старшего дошкольного возраста через занятия в субботней школе. Это создает условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп, для снятия трудностей адаптационного периода.
Аналогично предметному обучению занятия в субботней школе ведут разные педагоги по авторским программам. Цель комплексной программы подготовки дошкольника к школе заключается в обеспечении преемственности между дошкольной подготовки и систематическим обучением, снятии трудности адаптации в новой для ребенка социальной среде, развитии у ребенка познавательных и творческих способностей, мотивации к обучению в школе.
Для реализации поставленной цели коллектив учителей начальной школы, работая по авторским программам, ставит перед собой следующие задачи:
- сформировать у ребенка необходимые для начального обучения в школе знания и умения;
- развить познавательные и исследовательские интересы, сформировать умение учиться;
- воспитать устойчивое внимание, наблюдательность, организованность;
- развить в будущих школьниках инициативность и самостоятельность;
- привить мотивацию ребенка к здоровому образу жизни.
Программа субботней школы состоит из пяти курсов:
- подготовки к изучению в лицее математики,
- развития речи,
- подготовки к обучению письму,
- творческой мастерской,
- ритмики и хореографии.
Занятия по этим курсам позволяют развить у детей логическое мышление, память, воображение, умение сравнивать предметы, активность, самостоятельность, фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительно-моторную координацию, пространственные представления, ручную умелость. Занятия способствуют умственному и физическому развитию ребенка, укрепляют его здоровье.
Работа субботней школы помогает проводить комплектование 1-ых классов на основе педагогической и психологической диагностики, создавать условия для развития всех детей и каждого в отдельности, добиваться лучших результатов в обучении.