Научная статья на тему 'Субботняя школа «Будущий первоклассник» основа непрерывного развития и образования в начальной школе лицея'

Субботняя школа «Будущий первоклассник» основа непрерывного развития и образования в начальной школе лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК / ОДИНАКОВЫЕ СТАРТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ / ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ / ЛОГОПЕДОМ / ПСИХОЛОГОМ / УЧЕНИКОМ И РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найманова Лидия Тимофеевна, Володина Нина Яковлевна, Марченко Юлия Викторовна, Копылова Любовь Павловна, Скворцова Елена Борисовна

Проект «Субботняя школа «Будущий первоклассник» позволяет выстроить оптимальную организацию и содержание образования детей старшего дошкольного возраста. В результате работы субботней школы первые классы комплектуются на основе педагогической и психологической диагностики, создаются условия для развития всех детей и каждого в отдельности, позволяющие адаптацию дошкольников к школьному обучению. Во Всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети» данный проект отмечен золотой медалью и Дипломом I степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найманова Лидия Тимофеевна, Володина Нина Яковлевна, Марченко Юлия Викторовна, Копылова Любовь Павловна, Скворцова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субботняя школа «Будущий первоклассник» основа непрерывного развития и образования в начальной школе лицея»

Проект «Субботняя школа «Будущий первоклассник» позволяет выстроить оптимальную организацию и содержание образования детей старшего дошкольного возраста. В результате работы субботней школы первые классы комплектуются на основе педагогической и психологической диагностики, создаются условия для развития всех детей и каждого в отдельности, позволяющие адаптацию дошкольников к школьному обучению. Во Всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети» данный проект отмечен золотой медалью и Дипломом 1 степени.

Скворцова Елена Борисовна

воспитатель группы продленного дня первой квалификационной категории, Аксаментова Оксана Викторовна учитель начальных классов первой квалификационной категории; Слапогузова Светлана Николаевна учитель начальных классов первой квалификационной категории, Галахова Наталья Юрьевна учитель начальных классов первой квалификационной категории, Шипачева Альбина Дмитриевна научный консультант, кандидат педагогических наук «Лицей № 36 ОАО «РЖД» г. Иркутск

СУББОТНЯЯ ШКОЛА «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» -ОСНОВА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЛИЦЕЯ1

Как обеспечить адаптацию дошкольников к школьному обучению, создание равных стартовых возможностей?

Найманова Лидия Иннокентьевна

директор лицея, Заслуженный учитель РФ, академик Академии творческой педагогики, почетный железнодорожник, Володина Нина Яковлевна заместитель директора по учебно-воспитательной работе Почетный работник общего образования РФ, Марченко Юлия Викторовна учитель-логопед высшей квалификационной категории, Копылова Любовь Павловна педагог- психолог высшей квалификационной категории,

Ключевые слова: будущий первоклассник, одинаковые стартовые возможности, высокий уровень адаптации, подготовка к школе, психолого-педагогическая диагностика детей, здоровьесберегающие технологии, взаимосвязь между учителем, логопедом, психологом, учеником и родителями.

В настоящее время комплектование первых классов является первоочередной задачей каждого общеобразовательного учреждения. Проведенные нами маркетинговые исследования показали, что в связи с открытием большого количества частных школ, набор детей в первые классы в Иркутской области снижается с каждым годом. Кроме того, известно, что многие дети из-за отсутствия мест в дошкольных учреждениях воспитываются дома с бабушками, неквалифицированными нянями и т. д. У таких детей к моменту поступления в первый класс выявляется отсутствие школьной зрелости.

Большинство родителей думают, что они подготовили ребенка к школе, если научили его читать, писать или считать. Так ли это? Представьте себе ситуацию, когда в одном классе собрались как читающие, так и

1 Проект субботняя школа - «Будущий первоклассник» - основа непрерывного развития и образования в лицее заслушан и утвержден на Ученом Совете по дошкольному образованию ИГПУ 21 апреля 2001г.

нечитающие дети. У детей, не умеющих читать, будет активно формироваться навык чтения, а что остается делать тем, кто умеет читать?

Психолого-логопедическое исследование первоклассников показало, что к моменту поступления в первый класс у детей возникает ряд трудностей из-за недостаточности формирования психических процессов, психологической неготовности к началу обучения.

В настоящее время идут поиски содержания образования детей дошкольного возраста, которое обеспечило бы одинаковые стартовые возможности и высокий уровень адаптации будущего первоклассника к школе.

НОУ «Лицей №36 ОАО «РЖД», начиная с 2001 года, в рамках эксперимента по проекту «Субботняя школа «Будущий первоклассник» - основа непрерывного развития и образования в начальной школе лицея», осуществлял поиск оптимальной организации и содержания образования детей старшего дошкольного возраста как начальной ступени непрерывного учебно-воспитательного процесса.

Концептуальными основами проекта являются: психолого-педагогическая диагностика детей, отражающая образовательные возможности на «выходе» из пройденного соцоикультурологического пространства субботней школы и «входе» в другую социокультурологическую среду; природосообразность преподавания, основанная на знании психофизиологических особенностей детей;

- соблюдение здоровьесберегающей педагогической тактики и стратегии;

- соблюдение идей гуманизма.

В системе непрерывного образования при переходе из субботней школы в начальную ступень обучения идет ориентация на зону ближайшего развития детей. Обучение по Л. С. Вы готскому ведет за собой развитие, но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей детей может привести в лучшем случае к «натаскиванию», но не будет иметь развивающего эффекта, необходимого при обучении в начальной школе.

Говоря о субботней школе, мы имеем в виду начальную ступень непрерывного образования, Ребенок старшего дошкольного возраста встречается с новой для него социокультурологической средой, приближенной к начальной школе, где другая, в отличие от детских общеобразовательных учреждений, педагогическая тактика, принципы педагогического процесса.

Дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетноролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольное детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений, Это период первоначального становления личности, Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

Дети старшего дошкольного возраста не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения, Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий - «дошкольного» режима, игровых методов обучения.

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточный уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности, а также умение общаться. Отставание в развитии одного из компонентов готовности влечет за собой отставание развития других, что затрудняет развитие в целом.

В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок

стремится к активному познанию, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественнотеатральная деятельность, детский труд - занимают особое место в разработке настоящего проекта.

Образовательные программы проекта не предполагают обучение детей чтению, письму, вычислительным навыкам. Работа направлена на формирование психологической готовности к школьному обучению: развитие психических процессов, адаптации ребенка к дальнейшему обучению в лицее.

В своем проекте мы представляем результаты десятилетней работы.

Исходя из вышеизложенного, целью проекта является: формирование у ребенка старшего дошкольного возраста интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению в лицее; обеспечение одинаковых стартовых возможностей будущим первоклассникам.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. провести научно-информационные, маркетинговые исследования по теме проекта;

2. подготовить материальную базу;

3. разработать образовательные программы, формы обучения, дидактический материал;

4. сформировать методическое обеспечение проекта;

5. осуществить работу субботней школы «Будущий первоклассник» в полном режиме;

6. провести анализ полученных результатов, при необходимости коррекцию образовательного процесса;

7. осуществить разработку методических пособий, написание статей, участие в выставках; внедрение опыта работы субботней школы лицея в сеть общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД».

Этапы реализации проекта

I. Организационная работа (2001-2003гг. задачи 1-4).

II. Деятельность субботней школы в полном режиме (2003-2006гг. задача 5).

III. Проведение анализа работы. Коррекция образовательного процесса (2006-2009гг. задача 6).

IV. Внедрение полученных результатов (2009-2011гг. задача 7).

В течение пяти лет деятельности в полном режиме субботней школы «Будущий первоклассник» показана высокая адаптация детей к обучению в начальных классах, успешное в последующих ступенях образования в лицее. В настоящее время опыт работы субботней школы «Будущий первоклассник» нашел отклик заинтересованной педагогической общественности сибирского региона,

Ниже представляются материалы, отражающие содержание работы субботней школы НОУ Лицей №36 ОАО «РЖД» г. Иркутска.

Содержание образовательного процесса

Концептуальные основы

Исходя из цели создания субботней школы, основными задачами по адаптации детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальных классах лицея являются:

• создание психологического настроя для положительного отношения к обучению в школе;

• создание условий, обеспечивающих формирование культуры здоровья.

На базе лицея организована в 2001 году субботняя школа «Будущий первоклассник». За это время созданы и утверждены авторские программы по каждому разделу, создана система работы с родителями, разработаны мероприятия, создано здоровьесберегающее пространство, подобраны диагностические критерии. Система образовательного пространства по подготовке детей к обучению в лицее представлена на рис. 2.

Урэ' Лицей"

Сформндэавалвюсть, эроластъ функционального поля рв&внга к смене

Про ЦВД-С уольмои МОП1ВОЦІН»

тнвлцивм достижения

&еэиики<чю«1не у ребенка лфф*итирлиц1> обобщенны, способности ниншенмя и переключения ^мтерееое. произвольности Действий

ооретення РФ04НК9М ПерВИЧНОН

р.™ «^1М&ЄТО*Т*ЛЫКСТИ. ТІОіРЧвеКОї*. НЛІНЙ,

коммуникативной. лоэнамтельчо-й ИНИЦИАТИВЫ

|- : ИіНДНВИДу.1ПНЗиЦИЯ елчзеоби ДСЙСТШНЯ р-0'_-Ч.‘И>:.1 ни рлпичномі *■

Предметней материале

Индивидуаяшзиия <обосебление) - «реждиан#** цлк ычало г»р*«едз р***иа на ^

4 УРООТІІ* ШКОЛЫ*}! СОСЮТНЙЧАСТМ

ЗдОШНВвШ»МКв«ЯВЙіа»ПЯВШВЬИВШПНР -Фундамент развития ребенка - сферы семьи - ДОУ

Рис. 1. Интегральный образ развития ребенка в субботней школе «Будущий первоклассник»

• формирование потребности сохранения и укрепления здоровья; формирование культуры здоровья;

• развитие познавательных интересов, пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;

• развитие психических процессов необходимых для обучения в школе;

• развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

• формирование у ребенка необходимых для начала обучения в школе знаний умений и навыков.

Основные направления:

• разработка авторских образовательных программ;

• разработка учебных программ для родителей;

• создание системы нестандартных форм обучения, соответствующих возрастным особенностям;

Рис.2 Модель образовательного пространства в субботней школе «Будущий первоклассник»

ПсйїоЛоГа-

ледАПЭгтесис*

Партнерство

детей

взрослы?

Функционирование субботней школы «Будущий первоклассник»

Группы учащихся сформированы по 12 - 15 человек.

Занятия ведутся учителями начальной школы один раз в неделю в течение пяти месяцев (ноябрь-апрель) по субботам с 9ч.00м. до 12ч. 10м.

5 уроков по 30 минут;

перемены 10- 15минут;

Завтраки в столовой лицея после второго урока.

Режим работы соответствует санитарно-гигиениче-ским нормам.

Первый день - мероприятие « Здравствуй школа».

Последняя суббота декабря - Новогодний утренник.

Последняя суббота - «Выпускной бал», выдача свидетельств об окончании субботней школы.

Первые и последние 1-2 занятия проведение диагностики психолога и логопеда, отслеживание педагогами уровня знаний, умений и навыков по каждому программному курсу.

За 10 минут до начала занятий детей из холла лицея забирает куратор группы и провожает в класс. После окончания уроков отводит будущих первоклассников к родителям.

Занятия с будущими первоклассниками включают:

• подготовку к изучению математики;

• развитие речи;

• подготовку к обучению письму;

• творческую мастерскую;

• ритмику и музыку;

Для занятий разработаны авторские учебные программы, адаптированные к условиям обучения в лицее, которые прошли экспертизу Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области и рекомендованы к использованию, (см. приложение 4.2).

Содержание каждого курса, приемы и методы, используемые на занятиях, направлены на развитие интеллектуальных, творческих способностей ребенка, на выявление индивидуальных возможностей каждого малыша.

На занятиях по подготовке к изучению математики применяются не только задания, которые помогают развитию у детей логического мышления, памяти, во-

ображения, умения выделять частные и общие признаки предметов, умение их сравнивать, но и задания, требующие творческого подхода, которые ориентируют детей на поиск и самостоятельные открытия. Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребенок, тем эффективнее его развитие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка к изучению математики

Работа на уроках развития речи многогранна, так как на них создаются предпосылки к успешному овладению родным языком: это развитие фонематического восприятия и слухового внимания, развитие и активизация словарного запаса детей, совершенствование лексико-грам-матического строя речи, развитие памяти, внимания, мышления и оптико-пространственных ориентировок.

Для правильного каллиграфического письма огромное значение имеет состояние моторики и зрительно-моторных координаций, пространственных представлений, Работа на занятиях по подготовке к письму, где дети лепят, рисуют, штрихуют, начинают выводить элементы букв, позволяет нам предупредить трудности, которые возникают при обучении письму.

Большое внимание в программе уделено проведению пальчиковой гимнастике или «пальчиковым играм», которые также развивают мелкую моторику и координацию рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.

Программа курса «Творческая мастерская» позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать

Занятие по развитию речи Готовим работы на выставку

ход его выполнения, оценивать результат, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Кроме этого развивает ручную умелость через самые разнообразные движения, что позволяет развивать не только ведущую руку, он и вспомогательную, тем самым, воздействуя на определенные структуры мозга, что так же приводит к улучшению зрительно-моторной координации, в обучении

Ритмика и хореография

Успехи напрямую зависят от состояния здоровья ребенка. Программа курса по ритмике и хореографии представлена оздоровительно-развивающей программой по танцевально-игровой, ритмической гимнастике, игротанцам, в которую включены отдельные элементы из спортивного, детского или народного танца. Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя на занятиях -все это способствует умственному и физическому

развитию ребенка, укрепляет его здоровье.

В субботней школе организуются и проводятся внеурочные мероприятия с совместным участием детей, родителей и педагогов (см. приложение 4.5).

В тесном контакте с учителями в субботней школе работает педагог-психолог, логопед. Наблюдение детей на занятиях, тестирование ребят, анкетирование родителей, консультации и беседы помогают изучить индивидуальные особенности, склонности, уровень подготовленности каждого ребенка и дать конкретные рекомендации родителям.

Субботняя школа осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями будущих первоклассников. Параллельно с обучением детей ведется пропаганда психологических, логопедических и педагогических знаний.

Работа субботней школы помогает нам проводить комплектование первых классов на основе педагогической и психологической диагностики, создавать условия для развития всех детей и каждого в отдельности, добиваться лучших результатов в обучении.

Проблема формирования со стороны готовности ребенка к школе возникла много лет назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения,

Находясь в субботней школе, дети привыкают к единым требованиям, существующим в лицее.

Благодаря функционированию субботней школы «Будущий первоклассник», обеспечивается преем-

ственность между дошкольной подготовкой и систематическим обучением. Снимаются трудности в адаптации ребенка и обеспечиваются одинаковые стартовые возможности к началу обучения (см. раздел 2.4; 3).

Учителя начальной школы руководствуются рекомендациями, памятками, индивидуальными программами, составленными в субботней школе.

Результаты диагностики готовности детей к обучению в школе

Одним из критериев психологической готовности ребенка к школе является развитие школьно-значи-мых психологических функций. Таких как:

• развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

• пространственная организация, координация движений (умение правильно определять вы-ше-ниже, вперед-назад, слева-справа);

• координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии);

• развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

Учитывая данные критерии, а также содержание разделов программы, при поступлении ребенка в субботнюю школу, проводится диагностика. Диагностическое обследование выявляет особенности психического развития по данным критериям,

Обследование напоминает обычное школьное занятие. Используются тестовые задания, которые являются для детей посильными, но в то же время требуют определенной собранности и старания.

В ходе тестирования определяется развитие точности движений (подготовка руки к овладению письмом, внимание и контроль за собственными действиями) по методике «дорожки» (Л.А.Венгера). Исследование координации движения руки и глаза, проводится с помощью монометрического теста, выявляется умение строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи с помощью «графического диктанта»; кроме того, выявляли умение детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. Следует обратить внимание на то, что психологические проблемы детей (низкий уровень внимания, памяти, мышления, неусидчивость, повышенная утомляемость, низкая мотивация и пр.) проявляются не только при выполнении ими специальных психологических тестов, но и в обычной учебной деятельности. Поэтому в результате учитываются данные, полученные при тестировании, а также путем наблюдения на занятиях.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что некоторые дети плохо управляют движениями своей руки, пальцев, недостаточны у них также коррекция глаза и руки, зрительный контроль. Значит, не все дети готовы к работе, которая ожидает их при обучении письму.

На основании этой оценки учитель подбирает оптимальные условия и методы обучения.

В конце обучения проводится итоговое обследование. На основании сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка.

Работа с родителями будущих первоклассников

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Важно, чтобы взаимодействие педагогов родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно восприни-

Гоупповой психологический тренинг с родителями

мались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы обучения и воспитания.

Исходя из этого, учебно-воспитательный процесс в субботней школе «Будущий первоклассник» строится с учетом взаимосвязей между учителями, логопедом, психологом, учеником и родителями.

Направления работы с родителями

Консультативная деятельность:

- индивидуальные и групповые консультации психолога учителя-логопеда;

- индивидуальные консультации преподавателей программных курсов, зам, директора по учебно-вос-питательной работе.

Информационно-пропагандистская деятельность:

- организационные собрания

(знакомство родителей с лицеем, педагогами, ознакомление с направлениями работы, функционированием субботней школы);

- обучающие лектории «Адаптация первоклассников к школе», «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»;

- деловая игра «Формирование школьной зрелости у детей старшего дошкольного возраста»;

-выпускное собрание в форме круглого стола;

-оформление стендов (расписание, режим дня, советы родителям, памятки, информационные листы);

- презентации на школьном телевидении;

- посещение занятий;

- психологические тренинги.

Участие во внеурочных мероприятиях {совместная деятельность родителей, детей и педагогов): «Здравствуй школа»; «Новогодний утренник»; «Выпускной бал в субботней школе».

Деловая игра с родителями

«Новогодний утренник»

Формы обучения в субботней школе «Будущий первоклассник»

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная. Занятия носят обучающий и развивающий характер. Расписание занятий составлены с опорой на санитарно-гигиенические нормы и рекомендации Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного и младшего возраста в организованных формах обучения ». Уроки выстраиваются с соблюдением принципов здоровьесберегающих технологий (см. раздел 3), эргономических требований (антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей). Занятия ведут педагоги начальной школы по специально разработанным авторским программам. С одной группой дошкольников работает несколько учителей: ритмику и хореографию ведет учитель физической культуры, развитие речи - учитель-логопед, подготовку к изучению математики - учитель, который специализируется на ведении уроков математики и информатики, подготовку к письму проводит учитель русского языка и литературного чтения, Занятия групп проходят в разных кабинетах, что позволяет устранить однообразие, тем самым снизить статичные нагрузки и утомляемость детей.

Широко используются такие формы проведения уроков, как урок-путешествие, урок-сказка, урок-сорев-нование, урок-викторина, урок-концерт, урок-экскурсия.

Так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, в арсенале педагогов - различные

виды развивающих игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические. Активно применяется в работе с детьми субботней школы современное ресурсное обеспечение: мультимедийное оборудование (компьютеры, медиапроекторы, интерактивные доски, компьютерные программы), аудио- и видио-аппаратура.

Условия, обеспечивающие формирование культуры здоровья учащихся субботней школы

При попадании в незнакомую социокультурную среду лицея, ребенок шести лет во избежание стрессовых ситуаций требует тщательного и внимательного подхода к себе со стороны педагогов. Преемственность образования в субботней школе и начального лицейского этапа подразумевает общее непрерывное развитие до психофизиологической, физической и социальной готовности ребенка к начальному обучению. Непрерывность развития в субботней школе стало возможным при интеграции действий учителя и психолога, т.е. образовательно-воспитательного процесса.

Методической основой психолого-педагогического сопровождения в субботней школе является теоретическое обоснование дифференцированного, личностноориентированного и экзистенциального подхода к детям. Психолого-педагогическое сопровождение в субботней школе выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации,

Технологически механизмы психолого-педагогиче-ской поддержки детей и родителей включают в себя:

• психолого -педагогическую диагностику будущих первоклассников;

• профилактику переутомления;

• просвещение и широкое консультирование родителей и педагогов по психолого-педагогиче-ским проблемам;

• рекомендации по необходимой коррекции развития детей;

• экспертиза всех составляющих образовательного пространства;

• построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Главной задачей психолого-педагогического сопровождения учащихся субботней школы является определение готовности к обучению в лицее, обеспечение адаптации, развитие познавательной мотивации, самостоятельности, самоорганизации, творческих способностей будущих лицеистов.

С целью определения уровня готовности к школе используется методика Н.Семаго, М. Семаго «Пси-холого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения», которая оценивает:

• особенности тонкой моторики и произвольного внимания;

• умение работать в режиме фронтальной инструкции;

• сформированность навыков пересчета в пределах , соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур;

• сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух;

• сформированность графической деятельности ( в частности написания графем);

• сформированность произвольной регуляция деятельности (удержание алгоритма деятельности)

• темп и целенаправленность деятельности;

• типологические и метрические (соблюдение пропорций) пространственные представления.

По результатам диагностики проводятся коллективные и индивидуальные консультации родителей, на которых психолог рассказывает о школьной зрелости и уровнях готовности к школе, развитии школьно значимых функций, дает конкретные рекомендации родителям. Для раскрытия понятия «Готовность к школьному обучению» с родителями проводится деловая игра, во время которой они имеют возможность сами определить, что входит в это понятие, и чем они могут помочь ребенку, чтобы, придя в первый класс, он мог успешно адаптироваться к школе.

Работа с родителями этим не ограничивается. В то время, когда дети находятся на занятиях, с родителями психолог проводит тренинг родительской компетентности, который имеют своей целью повышение психолого-педа-гогической грамотности родителей и решает ряд задач:

• развитие рефлексии родительских взаимоотношений с ребенком;

• выявление стереотипов воспитания;

• повышение сензитивности к ребенку и его проблемам;

• нормализация системы требований и ожиданий;

• освоение новых навыков взаимодействия с ребенком;

• повышение уверенности в себе как в родителе;

Участники тренинга имеют возможность получить

не только психолого-педагогическую информацию, но определенный опыт, прожить его, прочувствовать, освоить новые формы взаимодействия. Занятия с

психологом помогают родителям сориентироваться в воспитательной атмосфере своей семьи, улучшить взаимоотношения с ребенком, у них появляется интерес к психолого-педагогическим знаниям.

Важнейшим направлением развития детей является формирование у них установок на здоровье и здоровый образ жизни. Всеми учителями субботней школы строго соблюдаются основные принципы здоровьесберегающей педагогики:

• Принцип «Не навреди!»

• Принцип приоритета здоровья.

• Принцип активных методов обучения.

• Приоритет позитивных методов воздействия.

• Принцип природосообразности.

• Принцип гуманных взаимоотношений.

Как показала наша практика, здоровьесберегающая стратегия и тактика учителей положительно сказывается на детях: уже с первых занятий они чувствуют себя комфортно, что способствует их раскрытию и успешному обучению.

Диагностика при помощи теста Люшера показала, что первоклассники, обучавшихся в субботней школе, легче адаптируются, и уровень стресса у них несколько ниже, чем у тех детей, кто в субботней школе не обучался.

Одним из основных условий обучения будущих первоклассников в субботней школе является медицинское обеспечение. Так, в лицее имеется достаточно оснащенный медицинский кабинет. После второго урока для будущих первоклассников организованы горячие завтраки. Питание детей поставлено под контроль врача СЭС, школьного фельдшера, администрации лицея, Учащиеся посещают учебное заведение в сменной обуви.

Лицей оснащен специальной медицинской аппаратурой, позволяющей сдерживать рост числа инфекционных заболеваний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В холле находится рефракционный

облучатель для Диспенсеры с глубинной ионизации возду- байкальской водой стоят ха. Есть облучате- на каждом этаже

Занятие психолога с родителями субботней школы

ли для классных кабинетов. На каждом этаже установлены диспенсеры с питьевой водой, в кабинетах установлены помпы для питьевой воды.

Учебные кабинеты оформлены с учетом влияния цвета на работоспособность и эмоциональное слстояние учащихся. Каждый кабинет имеет свой оригинальный дизайн. Занятия с детьми субботней школы проводится в разных кабинетах, что способствует профилактике утомляемости и повышению тонуса.

тений. Ассортимент видов подбирается в зависимости от температуры и освещённости, предназначения.

Как показали исследования учёных, комнатные растения выделяют более 300 летучих веществ, которые оказывают благотворное влияние на человеческий организм.

К экологической составляющей образовательного пространства относится обеспечение здорового микроклимата. В кабинетах, где проводятся занятия с учащимися субботней школы, имеются фитомодули, улучшающие микроклимат помещения.

Фитомодуль - это набор определённых растений, способных поддерживать здоровый микроклимат в жилище, Фитомодуль должен состоять из 10 - 40 рас-

Психомоторная физкультминутка

Фитомодуль в одном из кабинетов

Психомоторные методы развития межполушарного взаимодействия

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период

Вся поверхность тела человека является рефлексогенной зоной. Особенно уникальны в этом отношении подошвы стоп, на поверхности которых

младенчества, во время ползания, благодаря постоянным перекрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом.

Современная система образования нацелена на развитие абстрактно-логического мышления. Искусственное изъятие правополушарного компонента снижает адаптивные возможности ребенка, приводит к возникновению неврозов, неврозоподобных состояний дидактического происхождения, При выполнении двигательных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.

В работе с учащимися субботней школы лицея учителя активно применяют психомоторные ме-

тоды, позволяющие улучшить взаимодействие полушарий головного мозга.

Кроме этого, на занятиях активно используются специальные мячи с рифленой поверхностью для массажа пальчиков, развития мелкой моторики.

Рефлексотерапия - один из методов используемых современной медициной для лечебно-профилак-тического воздействия на организм человека.

Тропа здоровья

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

расположено большое количество активных точек, связанных с внутренними органами человека. Воздействие на кожу с помощью массажа улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает (в зависимости от способа воздействия) вегетативную нервную систему, усиливает кровоснабжение, уменьшает боль, снижает нервное и мышечное напряжение, укрепляет связочно-мышечный аппарат голеностопных суставов (лечение и профилактика плоскостопия).

В субботней школе во время перемен для массажа стоп детей применяется так называемая «тропа здоровья», состоящая из ковриков с выпуклым рельефом.

Назначение: массаж ковриком производится путём переступанием по выступам коврика и полусфер с пяток на носки и в обратном направлении.

Для психологической разгрузки дошкольников используется специально оборудованная сенсорная комната, в которой есть сухой бассейн с шариками, воздушно-пузырьковая трубка с рыбками, специальные островки и кресла, светящееся фиброоптическое волокно. Эмоциональное развитие ребенка мы считаем одним из важных условий общего развития ребенка. Сенсорная комната позволяет достичь позитивного эмоционального настроя будущих первоклассников. Проводя занятия в сенсорной комнате, мы к тому же стимулируем зрение, слух, мелкую и крупную моторику.

Опыт нашей работы показывает важность использования сенсорной комнате для развития ребенка и нормализации его эмоционального состояния.

В рамках федерально-экспериментальной площадки «Радуга здоровья», которая функционирует в лицее, проводится информационно-профилактическая работа. Так, в холле лицея находится интерактивная панель, на которой демонстрируются компьютерные презентации по ОБЖ.:

• Правила безопасности на железнодорожном транспорте.

• Правила дорожного движения.

• Правила поведения на воде.

• Как правильно загорать.

• Правила поведения с незнакомым человеком.

• Осторожно: гололед.

Кроме того, для родителей имеется информационный стенд, где постоянно обновляется информация на тему здоровья.

В сенсорной комнате

• Детско-взрослый толковый словарик.

• На улице холодно. Полезные советы.

• О трудностях первоклассников.

• Будьте мудрыми и здоровыми.

• Профилактика гриппа и простуды.

• Зарядка для глаз.

• Советы матерям.

• Заповеди для родителей.

• Как творчески развить ребенка.

• Мальчики и девочки - почему они разные?

• Игра - это серьезно.

Формирование культуры здоровья будущих первоклассников - важный шаг к их успешному обучению в будущем.

Литература

1. Ротару Е.Н., Трубима С.М. Образовательная программа предшкольного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.

2. Ротару Е.Н., Трубина С.М. Программа эксперимента по предшкольному образованию // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №1.

3. Чумакова И.Н., Кожевина О.В. Программа предшкольной подготовки «Филиппок» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №4.

80

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.