Научная статья на тему 'Развитие психолого-педагогической готовности родителей к обучению детей в школе'

Развитие психолого-педагогической готовности родителей к обучению детей в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО / НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ / PREPARING CHILDREN FOR SCHOOL / PSYCHOLOGICAL READINESS OF PARENTS OF PRESCHOOLERS TO EDUCATION OF CHILDREN IN SCHOOL / PEDAGOGICAL READINESS OF PARENTS OF PRESCHOOLERS TO EDUCATION OF CHILDREN IN SCHOOL / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION OF PARENTS OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Скоробогатова Анна Ильдаровна

В статье рассмотрена проблема психологической подготовки родителей будущих первоклассников к школе, описаны основные заблуждения родителей относительно обучения детей в начальной школе, предложены пути педагогического просвещения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ванюхина Надежда Владимировна, Скоробогатова Анна Ильдаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL READINESS OF PARENTS TO EDUCATION OF THEIR CHILDREN IN SCHOOL

The article considers the problem of psycho-pedagogical readiness of parents of future first-graders, describes the basic misconceptions of parents regarding education of children in elementary school, and lists the ways of psychological and pedagogical education of parents.

Текст научной работы на тему «Развитие психолого-педагогической готовности родителей к обучению детей в школе»

Н.В. Сидакова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОРИЕНТИРЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ .

Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 183-187.

20. Бекоева М.И., Кокаева Ф.А., Кубанцева Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества педагогического образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. № 1. С. 30-33.

21. Панфилова Л.В. Влияние интерактивных средств обучения на качество подготовки будущего учителя химии // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 125-127.

22. Самсикова Н.А. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 234-236.

MAIN TRENDS AND GUIDING LINES AT TEACHING STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS A FOREIGN LANGUAGE

© 2014

N.V. Sidakova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the foreign languages chair

North Ossetian State University after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz (Russia)

Annotation: Learning a foreign language university students occurs in compliance with the fundamental trends of vocational education: the formation of intercultural competence, the implementation of the personal approach, the use of interactive learning technologies. The modernized process of teaching a foreign language built on the communicative basis is aimed at the individuality of the student as a prospective professional.

Key words: foreign language, modernization, foreign language education, intercultural competence, personal approach, active, interactive forms of teaching.

УДК 37.015.31

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

© 2014

Н.В. Ванюхина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» А.И. Скоробогатова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Педагогическая психология и педагогика» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрена проблема психологической подготовки родителей будущих первоклассников к школе, описаны основные заблуждения родителей относительно обучения детей в начальной школе, предложены пути педагогического просвещения родителей.

Ключевые слова: подготовка детей к школе, психологическая готовность родителей дошкольников к обучению детей в школе, педагогическая готовность родителей дошкольников к обучению детей в школе, ФГОС дошкольного, начального образования, педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами: Происходящие изменения в системе общего образования (введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования, обновление содержания и введение новых методов обучения) предъявляют иные требования к уровню подготовки дошкольников к обучению в школе. Отдельной задачей становится психологическая подготовка родителей будущих первоклассников, их педагогическое просвещение по вопросам подготовки ребенка к школе.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Современные исследователи проблемы развития дошкольников, такие как Терещенко М.Н. [1], Распопова С.Г. [2], Ружникова И.Г. [3], Байбородова Л.В., Пономарева В.М. [4] отмечают, что требования к подготовке ребенка к школе существенно изменились, и требуется по-новому организовывать процесс данной подготовки с привлечением родителей дошкольников.

Формирование целей статьи (постановка задания). С целью прояснения проблем психолого-педагогической готовности родителей дошкольников к обучению детей в школе был проведен опрос родителей, учителей младших классов, педагогов дошкольных образовательных организаций и выявлены затруднения современных родителей на этапе перехода ребенка из детского сада в начальную школу, определены пути педагогического просвещения родителей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Готовность детей к обучению в школе является од-

ним из ключевых условий успешной адаптации первоклассников к школе и дальнейшей эффективности учебного процесса. От уровня физической готовности зависит успеваемость на уроках физической культуры, количество пропусков «по болезни», вероятность развития хронических заболеваний, легкость выработки навыков письма и др. Высокий уровень психологической готовности обеспечивает комфортное состояние ребенка на уроках, способность справляться со все возрастающим объемом классной и внеклассной работы, желание заниматься дополнительной внеклассной работой, легкость усвоения учебного материала и др. Достаточный уровень социальной готовности обуславливает включение ребенка в детский коллектив, налаживание контакта с учителем, привыкание к правилам школьной жизни и др.

В психолого-педагогической литературе уделяется значительное внимание проблеме готовности детей к началу школьного обучения. Проводятся исследования зависимости успешности адаптации к школе от предшествующей ей готовности, анализ формирования готовности к школе у различных групп дошкольников, сравнение авторских программ подготовки к школе. Как в научной, так и в научно-популярной литературе приводятся рекомендации для педагогов, психологов и родителей по подготовке детей к школе. При этом недостаточно внимания обращается на подготовку к школе родителей будущих первоклассников.

В обыденном сознании и в научной литературе бесспорно признается значительная роль родителей в развитии ребенка. Данное убеждение находит выражение в многочисленных исследованиях детско-родительских отношений и их влияния на формирование психических феноменов на разных этапах онтогенеза. Широко представлены рекомендации по поведению родителей в

Н.В. Ванюхина, А.И. Скоробогатова РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ГОТОВНОСТИ ...

общении с подростком, по предупреждению и решению подростковых проблем. Имеется значительное количество предложений по реакции родителей на особенности развития маленького ребенка. Однако в описании предшкольных месяцев фокус рекомендаций смещен на занятия с ребенком: выработку у него необходимых навыков, способы передачи дошкольнику достаточного уровня знаний, психологическая подготовка детей к школе. Данную тенденцию отражают предлагаемые в дошкольных образовательных организациях опросники и тесты: в основном, они направлены на выявление необходимых ЗУН детей.

Вместе с тем, зачастую причиной неготовности детей к школе и их дальнейшей дезадаптации является недостаточная готовность к школе их родителей. Недостаточная готовность родителей школе может выражаться в следующих феноменах.

1. Искаженные представления о требованиях, предъявляемых к детям в современном общеобразовательном учреждении. Многие родители из собственного детства вынесли уверенность, что ребенка не нужно учить читать и писать до школы: «В школе научат!». Действительно, если ребенок приходит в школу, не умея читать, его научат, то ему будет труднее, чем сверстникам, умеющим читать. Кроме того, он будет чувствовать себя менее комфортно, чем одноклассники, в роли «незнайки». Также многие считают, что «в первом классе домашних заданий не задают», пропуская мимо ушей, что домашние задания есть, но они не обязательные, а рекомендованные. Однако, если ребенок не будет их выполнять, то у него не сформируются навыки чтения, письма, умение учиться, отношение к учебному процессу как обязанности. Отдельно нужно остановиться на такой проблеме, как речевая подготовка дошкольника [6-10]. Ошибки в произношении, бедная лексика, неспособность поддерживать диалог, слабо сформированная связная речь - все эти факты могут стать причиной плохой обучаемости ребенка, его низкого социального статуса в классе. Легкомысленные заявления родителей: «Ну и что, что картавит / шепелявит. Это так мило. Пусть это будет его индивидуальной особенностью»; «Ну и что, что плохо говорит, зато на компьютере / планшете в логические игры может играть» вызывают недоумение у специалистов, так как в норме правильное звукопроизношение должно быть сформировано у дошкольника к пяти годам, редкие школы имеют в своем штате логопеда. Учителя младших классов отмечают резкое падение качества речи вчерашних дошколят. И в этом вина не столько воспитателей, сколько родителей: вечерние посиделки за компьютером вместо совместного чтения книг, бесед, разумеется, приводят к тому, что дети неплохо ориентируются в играх, почте, связываются с родственниками по скайпу, а речь остается бедной и невыразительной.

2. Чрезмерное беспокойство и усиленная подготовка ребенка к обучению в школе. Ряд родителей старается научить ребенка считать до 1000 или даже до 1000000, хотя гораздо важнее научить определять состав числа; некоторые стремятся научить дошкольника писать буквы в прописи, забывая при этом, что в случае неправильного написания ребенка гораздо труднее будет переучивать, а длительные занятия письмом могут утомить малыша и вызвать отвращение к самому процессу обучения. Часто когда ребенок начинает ходить в подготовительную группу детского сада, родители записывают ребенка в большое количество кружков: по подготовке к школе, в музыкальную школу, в танцевальную студию, на изучение иностранных языков; в результате каждый день недели (включая выходные) оказывается расписанным с утра до вечера - ребенок не успевает поиграть, погулять с родителями, все время выполняет какие-либо задания. Не по возрасту большая учебная нагрузка вызывает обратный желаемому эффект: вместо отличной подготовки к школе ребенок проникается отвращением

к учебе.

3. Неготовность родителей «оторваться от своих чад», предоставить детям хотя бы некоторую самостоятельность. Для таких родителей процесс расставания становится болезненным ударом. Дети тоже болезненно могут переживать неожиданное расставание: не отходят от учителя, постоянно звонят родителям, делают уроки только вместе и др. В течение первого класса вынужденная адаптация происходит, но поначалу дети подобных родителей медленнее переодеваются на физкультуру, не успевают поесть в столовой, не могут быстро сориентироваться в своем портфеле, собранном родителями, плачут, не хотят участвовать в групповых занятиях и т.п.

4. Резкое изменение в отношении к ребенку из-за смены его статуса с «дошкольника» на «школьника». Ребенок в одночасье меняется внешне - его фигура приобретает более взрослые пропорции, школьная форма придает серьезный вид, появляются недетские темы для разговоров (о проектах, курящих школьниках, деньгах). Зачастую это вводит в заблуждение родителей и побуждает их относится к ребенку как ко взрослому: требовать постоянного самоконтроля, ограничивать в играх и прогулках, отстраняться от выполнения домашних заданий и проектов, пропускать объяснение решений и др. Разумеется, отношение родителей в связи с новой социальной ролью должно измениться, но не резко и не кардинально.

5. Незнание организации современной школьной и внешкольной работы. В связи с введением ФГОС [5], норм ГТО, письма Минобрнауки РТ от 02.10.2014 N18992/14 «О запрете сбора денежных средств и привлечения материальных ресурсов» [11] в работу начальной школы, требуется значительное участие родителей в учебной деятельности ребенка: обеспечение комплектами рабочих тетрадей, подготовка совместных проектов, финансирование посещения кружков, участие в конкурсах, организация культурного досуга детей и др. Родители, не знакомые с данной спецификой, склонны ждать, что «школа все обеспечит». Они болезненно воспринимают необходимость покупать тетради и альбомы для рисования, своевременно оплачивать работу тренеров секций, пополнять карту учащегося для обеспечения питания ребенка. Такие родители склонны жаловаться в вышестоящие инстанции по поводу редко (или часто) проводимых мероприятий, недостатка (или обилия) кружковой работы и пр. Впрочем, в связи с более строгим и детально сформулированным запретом сбора денежных средств и привлечения материальных ресурсов, родители данной группы теперь жалуются на необходимость организации культурного досуга детей. Подобное отношение мешает формированию детского коллектива, лишает учителя энергии и энтузиазма, способствует созданию нездоровой атмосферы в педагогическом коллективе, что отражается на качестве обучения детей.

Опрос воспитателей современных детских садов показал, что большие усилия они затрачивают на подготовку к школе именно детей, полагая, что задача родителей будущих первоклассников - выполнять требования педагогов дошкольных образовательных организаций. Конечно, вывешиваются информационные листки, проводятся родительские собрания, на которых говорится о важности предшкольной подготовки, даются общие рекомендации по развитию ребенка. Однако беседы с родителями первоклассников показывают, что многие из них не были готовы к трудностям школьной жизни и некоторые аспекты оказались для них полной неожиданностью. Для многих родителей неприятным сюрпризом стало осознание того, что им трудно справиться с раздражением, когда их ребенок, выполняя домашние задания, показывает не лучшие успехи. Родители признаются, что не могут подавить в себе желание сделать задание за ребенка, повышают голос, говорят что-то обидное, заставляют по нескольку раз переписывать сделанное, не реагируют на усталость и слезы ребенка.

Н.В. Ванюхина, А.И. Скоробогатова

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ...

Позже упрекают себя за несдержанность, обещают себе, что в следующий раз будут мудрее, но все повторяется. То есть налицо педагогическая неготовность родителей дошкольников организовать самостоятельное обучение своего ребенка, мотивировать его на выполнение задания, поддержать психологически.

Ряд родителей не знает, как реагировать на замечания учителя или поставленную плохую отметку (от домашних скандалов на тему: «Как ты мог!» до разборок с учителем: «Вы придираетесь к моему ребенку»). Значит, необходимо учить родителей навыкам саморегуляции, умению признавать критику, принимать своего ребенка уникальным, таким, какой он есть.

Еще одной неожиданность становятся новые программы обучения детей в начальной школе: многие помнят, что в начальных классах задачки были легкими и решались по определенному шаблону, а сейчас обилие разных программ ставит родителей в тупик (начинаются возмущения: «По программе Л.Г. Петерсон (математика) учиться невозможно, что это такое придумали» и т.п.). Учителям приходится объяснять преимущества новых программ, обучать родителей новым способам подготовки домашних заданий.

Подготовку родителей к школе следует начинать так же заблаговременно, как и подготовку детей. Следовательно, во многом данная задача ложится на педагогов дошкольных образовательных организаций. Необходимо информирование родителей об изменениях законодательства не только в области дошкольного образования, но и в области последующих ступеней образования, встречи с педагогами начальной школы, обеспечение обмена опытом с родителями, чьи дети уже посещают школу, проведение детско-родительских занятий с опытными педагогами и др. В области научно-практической области необходима разработка инструментария измерения готовности родителей к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Терещенко М.Н. Подготовка детей к обучению в школе: вчера и сегодня Актуальные вопросы современной науки. 2008. № 4-1. С. 226-232.

2. Распопова С.Г. Подготовка детей старшей группы

детского сада к обучению в школе. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2013. С. 58-59.

3. Ружникова И.Г. Развитие крупной и мелкой моторики в процессе подготовки детей к обучению в школе Детский сад: теория и практика. 2014. N° 6 (42). С. 86-93.

4. Байбородова Л.В., Пономарева В.М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. С. 13-19.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // httpV/минобрнауки.рф/ документы/543. [Свободный доступ]

6. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 326329.

7. Галкина И.А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 69-71.

8. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 63-65.

9. Коростелева Е.Ю. Современные технологические проблемы обучения педагогов подготовке дошкольников и младших школьников к развитию речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 128-133.

10. Горчакова А.М., Конакова Т.М. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 27-29.

11. Письмо Минобрнауки РТ от 02.10.2014 N18992/14 «О запрете сбора денежных средств и привлечения материальных ресурсов» [Электронный ресурс]// СПС «Консультант-плюс» / http://base.consultant.rU/ regbase/cgi/oniine.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=89782 (Документ опубликован не был)

DEVELOPMENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL READINESS OF PARENTS TO EDUCATION

OF THEIR CHILDREN IN SCHOOL

© 2014

N.V. Vanyukhina, PhD in Psychology, Associate Professor of developmental psychology and psychophysiology A.I. Skorobogatova, PhD in Pedagogy, Head of the Department of educational psychology and pedagogy

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The article considers the problem of psycho-pedagogical readiness of parents of future first-graders, describes the basic misconceptions of parents regarding education of children in elementary school, and lists the ways of psychological and pedagogical education of parents.

Keywords: preparing children for school, psychological readiness of parents of preschoolers to education of children in school, pedagogical readiness of parents of preschoolers to education of children in school, Federal state educational standards for preschool and primary education, pedagogical education of parents of preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.