Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 169-174.
удк 373.3 Т. А. Шергина, к. и. Аянитова, я. в. слепцова
Индивидуализация обучения младших школьников в сельской малокомплектной школе в условиях Севера
В данной работе на основе анализа современных психолого-педагогических исследований обобщены возможности индивидуализации образовательного процесса младших школьников в сельской малокомплектной школе в условиях Севера, создания условий для гармоничного личностного развития младших школьников. Авторами статьи раскрыто современное понимание понятия индивидуализация обучения младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы. Определено, что учителям начальных классов необходимо освоить технологии организации групповой работы, технологии самоконтроля и самооценивания, организации самостоятельной работы. Сделан вывод, что учитывая значительную долю малокомплектных школ в системе образования Республики Саха (Якутия) и отмечая актуальную потребность в индивидуализации образовательного процесса на современном этапе необходимо целенаправленно готовить будущих учителей начальных классов к работе в условиях малокомплектной школы. Отмечена практическая значимость материалов статьи, необходимость дальнейшего изучения проблемы индивидуализация обучения младших школьников в сельской малокомплектной школе.
Ключевые слова: малокомплектная школа, индивидуализация обучения, младший школьник, начальное общее образования, учителя начальных классов, младшие школьники
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 169-174.
T. A shergina, K. I. Ayanitova, Ya. v. sleptsova
Individualization of primary school education in rural small schools in the North
In this work on the basis of the analysis of modern psychological and pedagogical researches possibilities of individualization of educational process of younger schoolboys in rural small-size school in the conditions of the North, creation of conditions for harmonious personal development of younger schoolboys are generalized. The authors of the article reveal the modern understanding of the concept of individualization of primary school education in rural small schools. It is determined that primary school teachers need to master the technologies of group work organization, technology of self-control and self-evaluation, organization of independent work. It is concluded that taking into account a significant share of small schools in the education system of the Republic of Sakha (Yakutia) and noting the urgent need for individualization of the educational process at the present stage, it is necessary to purposefully prepare future primary school teachers for work in conditions of small schools. The practical significance of the article materials, the need for further study of the problem of individualization of primary school education in rural small schools.
Keywords: small school, individualization of education, Junior school, primary General education, primary school teachers, primary school students.
последние годы в российской системе образования происходят значительные изменения, направленные на оптимизацию и модернизацию содержания образовательных программ ступеней образования, образовательных технологий, реализуемых в соответствии с новыми образовательными стандартами. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, основанный на компетентност-ном подходе, был утвержден в 2009 году, и внедрен на всей территории страны в 2011 году. В связи с этим за последние пять лет начальная школа накопила определенный опыт в реализации нового стандарта начального общего образования, а педагогическая общественность из числа учителей начальных классов получили опыт осмысления новой парадигмы обучения и воспитания, ориентированной на получение расширенной группы результатов образования, включая не только знания, умения и навыки, но и универсальные учебные действия. В связи с этим на данном этапе именно ступень начального общего образования является форвардом в перестройке образовательного процесса старших ступеней современной школы, по сей день в основном действующей в рамках традиционной парадигмы образования, в сторону усиления деятельностного и развивающего компонента в обучении и воспитании, индивидуализации и вариативности учебной деятельности школьников. Кроме указанных изменений в стандарте образования, администрация органов управления образованием всех уровней решает задачи оптимизации ресурсного обеспечения школьной сети, наиболее проблемным из которых является внедрение подушевого финансирования, ведущее за собой сокращение финансирования школ с малой наполняемостью классов. В свою очередь снижение заработной платы приводит к сокращению кадров, неудовлетворенности педагогического коллектива оплатой своего труда. Как следствие, одной из актуальных проблем на современном этапе в школах, действующих в отдаленных территориях от центра, является ресурсное обеспечение, финансовое, кадровое, материально-техническое, информационное (скоростное подключение к сети Интернет).
Для Республики Саха (Якутия), одного из крупных субъектов Российской Федерации, малоком-плектность сельских школ является социально-экономической закономерностью, поскольку для региона характерно преобладание учебных заведений, расположенных в сельской местности. По статистическим данным Министерства образования Республики Саха (Якутия) за 2016 год в городской местности действует 180 образовательных организаций (28,4%), в сельской местности - 456 (71, 6%) [8]. Большинство из них значительно удалены от культур-ных, образовательных центров республики и друг от друга.
Специфика образовательного процесса сельских малокомплектных школ обусловливает необходимость модернизации образования в направлении развития сети кочевых и других специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов и этносов для повышения доступа к качественным образовательным услугам, а также разработки вариативных концепций подготовки учителя сельской школы.
Органы управления образованием субъекта, в лице Министерства образования и науки РС (Я), к одной из своих ключевых задач своей деятельности относят важность сохранения малокомплектных школ республики как инструмента освоения отдаленных территорий, селообразую-щего компонента, условия сохранения традиционной культуры и языков народов РС (Я). В связи с этим в настоящее время согласно локальному документу Министерства образования РС (Я), согласованному с руководством страны, был установлен норматив в 14 учащихся для сельских территорий нашей республики вместо российского норматива 25 учащихся в классе с учетом важности сохранения отдаленных школ. Несмотря на сниженный норматив, сегодня многие сельские школы всех групп районов республики имеют средний показатель численности детей ниже утвержденного.
Под пересмотром организации образовательного процесса мы имеем в виду, что до сегодняшнего дня в научной литературе по вопросам организации учебного процесса в малокомплектной школе всегда являлась приоритетной методика работы в разновозрастных классах или группах (РВГ), объединяемых согласно методике 1 класс с 3 классом, 2 класс с 4 классом. Данная методика всегда являлась классической в условиях традиционной парадигмы обучения с советского периода развития школьного образования. Она затрагивалась в трудах ведущих авторов по проблемам малокомплектной сельской школы в стране, как Л.В. Байбородова [1], М.И. Зайкин [4], Н.Д. Неустроев [7], Н.В. Байгулова, Е.Е. Сартакова [2], Обухов В.В. [9]. Следует отметить, что организация образовательного процесса в сельских малокомплектных школах в разновозрастных группах на современном этапе в опыте работы школ Республики Саха (Якутия) не практикуется. В условиях отсутствия рабочих мест в сельской местности профессия учителя является, даже при малой оплате труда учителя, значимой социальной поддержкой населения. В связи с этим сельские школы сегодня реже практикуют объединение классов в разновозрастные классы, как это практиковалось ранее. Несмотря на доказанную в теории педагогической науки эффективность учебной деятельности детей в разновозрастных группах, в массовой практике работы учителя, не имеющего специальной подготовки к работе в малокомплектной школе, возникают проблемы
при планировании уроков с согласованием тем в образовательных программах, например 1 и 3 классов, в планировании переключения внимания учащихся в течение урока по 16-18 раз, в поиске эффективных и интересных форм и приемов работы для детей разного возраста [2]. Несомненно, такие условия работы требуют от учителя двойной нагрузки в процессе подготовки к урокам, ежедневной многочасовой разработки единого урока по двум разным программам по основным дисциплинам, владения дополнительными образовательными технологиями в совершенстве. Как правило, оплата труда в сельской малокомплектной школе не оправдывает столь активных усилий со стороны учителя. В педагогической практике деятельности школ учителя и родители предпочитают работу в одном малочисленном классе, где возможная максимальная индивидуализация в обучении и воспитании, психологическая поддержка и реализация индивидуальной траектории ученика.
Более того, на данном этапе продолжается осмысление учителями концепции новых образовательных стандартов, которые требуют от педагога начальной школы создания ситуации мыследеятельности, внедрения этапа «открытия» знания, проведения экспериментальной работы на уроке в виде лабораторных опытов и проектной деятельности, активизации детей путем внедрения интерактивных методов взаимодействия учителя и учащихся. Анализ устных бесед с работающими учителями позволяет сделать вывод о том, что деятельность учителя начальных классов на уроке стала более динамичной. Проблемная постановка решения учебной задачи порой требует от учителя работы в режиме активного взаимодействия с детьми основную часть урока, связанные с комментированием гипотез и мнений школьников, подведением детей к правильному решению и обобщению. В указанном режиме работа в разновозрастной группе на наш взгляд вызывает определенные трудности для руководства работой другого класса. Возможно, класс находится на этапе закрепления или систематизации знаний, и можно организовать самостоятельную работу, но и в этом случае отвлечение внимания учащихся на активное взаимодействие с учителем учащихся другого класса рядом в аудитории является абсолютно ожидаемым.
Тем не менее, традиционная методика обучения в разновозрастном классе оправдана в условиях дефицита педагогических кадров в школе, поэтому знание теории организации образовательного процесса для учителя малокомплектной школы в случае разных обстоятельств необходимо. Кроме того, сегодня в условиях появления новых образовательных программ и учебно-методических комплексов начальной школы будущему и работающему учителю в малочисленной школе необходимо уметь осу-
ществлять анализ возможностей вертикального «сквозного» объединения тем, изучаемых в разных классах. учителям необходимо освоить технологии организации групповой работы, технологии самоконтроля и самооценивания, организации самостоятельной работы.
Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика [3, с. 359].
Подробнее остановимся на относительности индивидуализации обучения в аспекте форм её реализации в малокомплектной школе. Обращение к работам Е.А. Александровой, М.А. Балабана, A.M. Гольдина, Э.Г. Гельфман, Н.Б. Крыловой, П.И. Третьякова, А.Н. Тубельского, И.Э. унт, В.Д. Щадрикова, Т.И. Шамовой, А.А. Ярулова и др. позволяет нам обобщённо представить формы индивидуализации обучения:
- дифференциация обучения на индивидуальной основе, когда ученик определяет темп и уровень изучения учебного материала [11]. В отличие от варианта В.Д. Щадрикова, в данном подходе нет общего фронта и акцент делается на уровнях развёртывания учебной деятельности (ученики изучают одни и те же темы, но в рамках выбранного уровня организации усвоения);
- объединение учащихся во временные микрогруппы на основе индивидуальных программ. В отличие от предыдущего варианта, здесь те или иные учащиеся объединяются только на время реализации фрагмента своей индивидуальной программы;
- прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе, высокая доля самостоятельной работы, как например в Дальтон-плане;
- индивидуальные занятия с одарёнными детьми по индивидуальному плану;
- самоопределение школьника в разнообразии образовательных пространств (учебного, художественно-творческого, игрового, «свободного», трудовой и социальной практики): выбор учителя, содержания, способов работы, темпа и др. (А.Н. Тубельский, М.А. Балабан). В отличие от всех предыдущих вариантов, в данном подходе образовательное пространство представлено не только учебным;
- индивидуальные маршруты в индивидуальных исследовательских и творческих проектах, т.е. за рамками общих учебных занятий;
- «продуктивное» обучение - учёба на основе индивидуального плана; самостоятельный выбор учеником содержания и форм своего образования; групповые, студийного типа занятия и самостоятельное учение на основе собственных интересов; ученики могут осваивать учебный материал не в традиционной логической последовательности, а исходя из насущной потребности работающего ученика.
- образование (обучение) по индивидуальным программам (траекториям), не предусматривающим жёсткой привязки обучающегося к каким-либо группам [6].
Полагаем, что следует отнести к методам индивидуализации обучения самостоятельную работу учащегося с рабочими тетрадями и другими носителями информации в целях выполнения им индивидуальных учебных заданий (И.Э. Унт) [10]; использование разноуровневых дидактических материалов в рамках классно-урочной системы (Э.Г. Гельфман); применение модульных программ, благодаря которым есть возможность индивидуализировать работу с отдельными учениками (Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, И.Б. Сен-новский).
Реализуя идеи и основные требования ФГОС начального общего образования, мы опираемся на соответствующие методологические и теоретические положения: системно-деятельностный подход, переход от знаниевой парадигмы к самостоятельному творческому развитию личности детей, формирование универсальных учебных действий, природосообразность обучения и воспитания и т.д. Основной концептуальной идеей современного стандарта начального общего образования, на наш взгляд, является обеспечение успешности каждого отдельного ученика, раскрытие его потенциальных возможностей, способностей, создание условий для поиска и развития детской одаренности в разных сферах, помимо академических достижений, которые являлись всегда основным критерием оценки детской успешности в школьном образовании. Создание ситуации успеха в той или иной сфере способствует формированию положительной Я-концепции любого ученика, которая, в свою очередь, становится фактором дальнейшего саморазвития ребенка.
Действуя в ситуации необходимости достижения единых для всей страны образовательных результатов, начальная ступень в малокомплектной школе обладает наиболее выгодными условиями для успешной индивидуализации образовательной программы учащихся, как в урочной, так и внеурочной деятельности. В.Б. Лебединцев отмечает, что сегодня практика работы малокомплектных школ не оправдывает надежд на осуществление эффективной индивидуализации. Но в то же время он пишет, что в плане индивидуализации обучения «сельская малочисленная школа имеет не используемые дидактические преимущества, связанные с малым наполнением классов» [6]. В условиях же школ города Якутска, где наполняемость классов порой достигает 47 учащихся, несмотря на наличие норматива в 25 учащихся, задача индивидуализации образовательного процесса становится достижимой только посредством обеспечения вариативности внеурочных занятий.
Таким образом, учитывая значительную долю малокомплектных школ в системе образования республики и отмечая актуальную потребность в индивидуализации образовательного процесса на современном этапе, возможности организации которой теоретически обоснованы исследователями Ярулов A.A. [11], Унт И.Э. [10], Крылова Н.Б. [5], необходимо целенаправленно готовить будущих учителей к работе в условиях малокомплектной школы. Современные выпускники педагогического направления в профессиональном образовании должны освоить систему взаимосвязанных условий для индивидуализации образовательного процесса, согласно В.Б. Лебе-динцеву, включающих содержательные, процессуальные и управленческие условия. Принимая принцип деления на указанные группы условий, мы немного иначе понимаем их содержание. К процессуальным условиям относится вариативность форм организации учебного процесса на уроке (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные), методов и образовательных технологий, выбор вариантов учебного сотрудничества, учет индивидуального темпа освоения материала каждым учеником и др. К содержательным условиям относится, прежде всего, разноуровневый дидактический материал, который можно разделить, по мнению A.A. Ярулова, на нормативный, компетентный и творческий уровни [11], а также разнообразие учебных ситуаций, образовательных программ, содержание мета-предметных умений учащихся, дифференциация самостоятельной работы и домашних заданий. Под управленческими условиями мы понимаем организацию в самой образовательной организации ситуации альтернативного выбора обучающимися и их родителями (законными представителями) содержательных и процессуальных аспектов индивидуализации, включая направление внеурочной деятельности, уровень освоения учебного материала, форму представления результатов своего труда и др. Кроме того, к этой группе условий относится непосредственно организация системы внеурочной деятельности школьников, включая внешкольный потенциал, деятельность по повышению квалификации учителей по проблеме внедрения индивидуализации в образовательный процесс, создание гомогенных классов по способностям, и т.п.
Как видно, все указанные условия осуществления индивидуализации образовательного процесса следует детально изучать в процессе получения педагогической профессии, что значительно бы способствовало повышению качества профессиональной подготовки выпускников. Качество образования - это соотношение цели и результата, мера достижения целей. Притом, что цели заданы сегодня только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития в виде компетенций, как у школьников, так и у студентов. Качество подраз-
умевает не только результат на выходе, но и качество самого образовательного процесса, качество и цена средств достижения целей, качество условий. Сегодня оценка качества начального образования все еще осуществляется по предметным результатам, это доказывает введение той же всероссийской проверочной работы, в то же время отсутствует возможность официального учета стартового уровня детей и их динамики за период обучения в школе, что могло бы стать
реальным показателем качества образования в начальной школе. Метапредметная диагностика сегодня только развивается: различный диагностический инструментарий разрабатывается и апробируется учителями всех школ, но носит пока субъективный характер. Личностные результаты начального образования не подлежат оценке, но самостоятельно оцениваются, хотя и довольно индивидуально-субъективно, коллективами школ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова Л.В. Организация учебного процесса в сельской школе: учебное пособие: Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. 245 с.
2. Байгулова Н.В., Сартакова Е.Е. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя для сельских малокомплектных образовательных учреждений // Вестник ТГПУ.2009. № 1(79). С. 32-36
3. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая рос. энцикл., 1993. 607 с.
4. Зайкин М.И., Фролов И.В., Шкильменская Н.А. Технологии дифференцированного обучения в сельской школе. Арзамас: АГПИ, 2008. 231 с.
5. Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. М: Сентябрь, 2007.191 с.
6. Лебединцев В.Б. Индивидуализация обучения в общеобразовательной школе как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] URL:http://www. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4088 (дата обращения: 10.04.2018).
7. Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. 240 с.
8. Николаев В.П. Ежегодник справочник таблиц по образованию РС (Я) итоги 2014-2015 учебного года и показатели на начало 2015-2016 учебного года. Выпуск XXXXIX. Якутск: МО РС (Я), 2016.
9. Обухов В.В. Концепция развития малокомплектных школ России // Вестник ТГПУ. 2010. №11 (101). С.18-20
10. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва: Педагогика, 1990.
11. Ярулов А.А. Технология индивидуально-ориентированной системы обучения. Красноярск: КГПУ, 2001.124 с.
REFERENCES
1. Bayborodova L. V. organization of educational process in rural school: textbook: Yaroslavl, YAGPU. K. D. Ushinsky, 2013. 245 p. (in Russian)
2. Baigulova N. In. Sartakova E. E. Pedagogical conditions of professional training of teachers for small rural educational institutions. Herald of Tomsk state pedagogical University.2009. No. 1 (79). C. 32-36 (in Russian)
3. Davydov V. V. Russian pedagogical encyclopedia. Moscow, Large grew. an encycle. 1993. 607 p. (in Russian)
4. Zaykin M. I., Frolov I. V., Smilensky N.. Technology differentiated instruction in a rural school. Arzamas, ASPI Publ., 2008. 231 p. (in Russian)
5. Krylova N. B. Free upbringing in family and school: cultural practices of children. Moscow, September Publ., 2007.191 p. (in Russian)
6. Lebedintsev V. B. Individualization of education in secondary school as a psychological and pedagogical problem [Electronic resource] URL: http://www. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4088 (accessed 10.04.2018). (in Russian)
7. Neustroev N. E. Rural small school of Yakutia in the conditions of innovative development. Yakutsk: Publishing house of North-Eastern Federal University, 2013. 240 p. (in Russian)
8. Nikolaev V. P. the Yearbook of the reference tables for the education of Sakha (Yakutia) the results of the 2014-2015 school year and benchmarks at the start of the 2015-2016 school year. Edition XXXXIX. Yakutsk: MO RS (Ya), 2016. (in Russian)
9. Obukhov V. V. the Concept of development of ungraded schools of Russia. Bulletin of TSPU. 2010. No. 11 (101). C. 18-20
10. Unt I. E. Individualization and differentiation of training. Moscow, Pedagogics Publ., 1990. (in Russian)
11. Aralov A. A. Technology of individually oriented learning system. Krasnoyarsk, KSPU, 2001.124 p.
Информация об авторах Шергина Туйаара Алексеевна
(Россия, Якутск) Кандидат педагогических наук, доцент. Доцент кафедры начального образования. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: Sherginata@mail.ru
Аянитова Кристина Ивановна
(Россия, Якутск) Студент. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: ayanitovatiina@mail.ru
Слепцова Яна Витальевна
(Россия, Якутск) Студент. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: not13pi@mail.ru
Information about the authors
Shergina Tuyara Alexeyevna
(Russia, Yakutsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor. Associate Professor of the Department of Primary Education
North-Eastern Federal University (NEFU) E-mail: Sherginata@mail.ru
Ayanitova Kristina Ivanovna
(Russia, Yakutsk) Student
North-Eastern Federal University (NEFU) E-mail: ayanitovatiina@mail.ru
Sleptsova Yana Vitalievna
(Russia, Yakutsk) Student
North-Eastern Federal University (NEFU) E-mail: not13pi@mail.ru