Научная статья на тему 'Использование дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов'

Использование дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL PROCESS / SMALL SCHOOL / COMPUTER TECHNOLOGY / DISTANCE LEARNING / INDIVIDUALIZATION OF LEARNING / MULTIMEDIA SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGY / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

Современные социально-экономические процессы и изменения, происходящие в Российском обществе, побудили авторов статьи обратиться к проблеме организации образования в сельских школах с малой наполняемостью классов. Поскольку именно они оказывают самое непосредственное влияние на социально-экономическое развитие села, культурно-образовательный уровень сельских жителей. В настоящее время стоит проблема: как повысить качество образования в сельской малочисленной школе, имеющей выраженную специфику в организации педагогического процесса? Поиску способов решения поставленной проблемы посвящена представленная статья, авторы которой ставят задачу рассмотрения возможности эффективного использования дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов. В этой плоскости видится решение многих не решенных на сегодня проблем, стоящих перед малочисленной школой как составной частью образовательной системы страны. Авторы предполагают, что информатизация образования есть основной путь оптимизации обучения в сельской малочисленной школе. На основе анализа психолого-педагогической литературы, обобщении опыта учителей и собственном опыте работы в малокомплектной школе, авторы уточняют понятие сельская малокомплектная школа и описывают особенности ее функционирования. В статье отражены основные качественные специфические характеристики школ с малой наполняемостью классов, особенности организации учебного процесса и проведения урока в малокомплектной школе. Показаны возможности использования мультимедийных систем при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся малочисленных классов сельской школы. Авторы отмечают необходимость адаптированного прикладного программного обеспечения для сельской малочисленной школы, прописанного с учетом ее специфики. Рассмотрено значение реализации индивидуальной образовательной программы обучения для каждого школьника с помощью удаленного обучения. Отражена возможность разработки и использования дистанционных разноуровневых заданий в обучении школьников. Показана роль дистанционного образования в решении проблемы снятия психологического напряжения при обучении в малочисленном классе. Представлены возможности разнообразия использования форм и методов обучающихся в малых группах. Отмечено, что дистанционные программные средства позволят обеспечить возможность использования индивидуализированной системы контроля знаний учащихся, своевременно корректировать содержание и формы обучения каждого ребенка, обеспечивать ему необходимую педагогическую поддержку. Отмечено положительное влияние на результативность обучения использование компьютерных образовательных игровых программ. Утверждается, что совершенствование образования в сельской школе сегодня невозможно без включения сельских образовательных организаций в российское и глобальное мировое цифровое пространство. Как важнейшая задача отмечена сохранение школы даже в самых маленьких селах как центра развития культуры и общения. Материал статьи вооружает сельского учителя знанием современных подходов к организации учебного процесса в малочисленной школе и может помочь ему в совершенствовании профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF REMOTE COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF RURAL SCHOOLS WITH LOW OCCUPANCY CLASSES

Modern socio-economic processes and changes taking place in the Russian society, prompted the authors to address the problem of the organization of education in rural schools with low occupancy classes. Since they have a direct impact on the socio-economic development of the village, the cultural and educational level of rural residents. Currently, there is a problem: how to improve the quality of education in a small rural school, which has a pronounced specificity in the organization of the pedagogical process? How to solve this problem devoted article, the authors aim to examine the possibility of effective remote use of computer technologies in educational process of rural school with small class size. In this plane, we see the solution of many unsolved problems facing a small school as an integral part of the educational system of the country. The authors suggest that the Informatization of education is the main way to optimize learning in a small rural school. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, generalization of experience of teachers and own experience in small school, authors specify concept rural small school and describe features of its functioning. The article reflects the main quality specific characteristics of schools with low occupancy classes, especially the organization of the educational process and the lesson in a small school. The possibilities of using multimedia systems in the organization of independent cognitive activity of students of small classes of rural schools. The authors note the need for adapted application software for a small rural school, prescribed taking into account its specifics. The importance of implementation of individual educational program for each student with the help of distance learning is considered. The possibility of development and use of distance multi-level tasks in teaching students is reflected. The role of distance education in solving the problem of psychological stress relief in teaching in a small class is shown. Possibilities of a variety of use of forms and methods of students in small groups are presented. It is noted that the remote software will provide the opportunity to use an individualized system of control of students ' knowledge, to adjust the content and forms of education of each child in a timely manner, to provide him with the necessary pedagogical support. The positive impact on the effectiveness of learning the use of computer educational game programs. It is argued that the improvement of education in rural schools today is impossible without the inclusion of rural educational organizations in the Russian and global digital space. The preservation of the school even in the smallest villages as a center for the development of culture and communication was noted as the most important task. The material of the article equips the rural teacher with the knowledge of modern approaches to the organization of the educational process in a small school and can help him to improve professional skills. The article can be interesting and useful for students of pedagogical universities, as well as graduate students, students of advanced training courses, teachers-practitioners and all interested persons.

Текст научной работы на тему «Использование дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов»

педагогические науки

Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ...

УДК 37.018.523

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0085

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ С МАЛОЙ НАПОЛНЯЕМОСТЬЮ КЛАССОВ

© 2019

Щербакова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Московский городской педагогический университет (129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, e-mail: [email protected])

Аннотация. Современные социально-экономические процессы и изменения, происходящие в Российском обществе, побудили авторов статьи обратиться к проблеме организации образования в сельских школах с малой наполняемостью классов. Поскольку именно они оказывают самое непосредственное влияние на социально-экономическое развитие села, культурно-образовательный уровень сельских жителей. В настоящее время стоит проблема: как повысить качество образования в сельской малочисленной школе, имеющей выраженную специфику в организации педагогического процесса? Поиску способов решения поставленной проблемы посвящена представленная статья, авторы которой ставят задачу рассмотрения возможности эффективного использования дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов. В этой плоскости видится решение многих не решенных на сегодня проблем, стоящих перед малочисленной школой как составной частью образовательной системы страны. Авторы предполагают, что информатизация образования есть основной путь оптимизации обучения в сельской малочисленной школе. На основе анализа психолого-педагогической литературы, обобщении опыта учителей и собственном опыте работы в малокомплектной школе, авторы уточняют понятие сельская малокомплектная школа и описывают особенности ее функционирования. В статье отражены основные качественные специфические характеристики школ с малой наполняемостью классов, особенности организации учебного процесса и проведения урока в малокомплектной школе. Показаны возможности использования мультимедийных систем при организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся малочисленных классов сельской школы. Авторы отмечают необходимость адаптированного прикладного программного обеспечения для сельской малочисленной школы, прописанного с учетом ее специфики. Рассмотрено значение реализации индивидуальной образовательной программы обучения для каждого школьника с помощью удаленного обучения. Отражена возможность разработки и использования дистанционных разноуровневых заданий в обучении школьников. Показана роль дистанционного образования в решении проблемы снятия психологического напряжения при обучении в малочисленном классе. Представлены возможности разнообразия использования форм и методов обучающихся в малых группах. Отмечено, что дистанционные программные средства позволят обеспечить возможность использования индивидуализированной системы контроля знаний учащихся, своевременно корректировать содержание и формы обучения каждого ребенка, обеспечивать ему необходимую педагогическую поддержку. Отмечено положительное влияние на результативность обучения использование компьютерных образовательных игровых программ. Утверждается, что совершенствование образования в сельской школе сегодня невозможно без включения сельских образовательных организаций в российское и глобальное мировое цифровое пространство. Как важнейшая задача отмечена сохранение школы даже в самых маленьких селах как центра развития культуры и общения. Материал статьи вооружает сельского учителя знанием современных подходов к организации учебного процесса в малочисленной школе и может помочь ему в совершенствовании профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.

Ключевые слова: образовательный процесс, малокомплектная школа, компьютерные технологии, дистанционное обучение, индивидуализация обучения, мультимедийные системы, информационные технологии, самостоятельная работа.

THE USE OF REMOTE COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF RURAL SCHOOLS WITH LOW OCCUPANCY CLASSES

© 2019

Shcherbakova Elena Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor,

department of pedagogy Shcherbakova Tatyana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor,

department of pedagogy Moscow City Pedagogical University (129226, Russia, Moscow, 2nd Agricultural passage, 4, e-mail: [email protected])

Abstract. Modern socio-economic processes and changes taking place in the Russian society, prompted the authors to address the problem of the organization of education in rural schools with low occupancy classes. Since they have a direct impact on the socio-economic development of the village, the cultural and educational level of rural residents. Currently, there is a problem: how to improve the quality of education in a small rural school, which has a pronounced specificity in the organization of the pedagogical process? How to solve this problem devoted article, the authors aim to examine the possibility of effective remote use of computer technologies in educational process of rural school with small class size. In this plane, we see the solution of many unsolved problems facing a small school as an integral part of the educational system of the country. The authors suggest that the Informatization of education is the main way to optimize learning in a small rural school. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature, generalization of experience of teachers and own experience in small school, authors specify concept rural small school and describe features of its functioning. The article reflects the main quality specific characteristics of schools with low occupancy classes, especially the organization of the educational process and the lesson in a small school. The possibilities of using multimedia systems in the organization of independent cognitive activity of students of small classes of rural schools. The authors note the need for adapted application software for a small rural school, prescribed taking into account its specifics. The importance of implementation of individual educational program for each student with the help of distance learning is considered. The possibility of development and use of distance multi-level tasks in teaching students is reflected. The role of distance education in solving the problem of psychological stress relief in teaching in a small class is shown. Possibilities of a variety of use of forms and Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26) 329

Shcherbakova Elena Viktorovna, Shcherbakova Tatyana Nikolaevna THE USE OF REMOTE COMPUTER TECHNOLOGIES ...

pedagogical sciences

methods of students in small groups are presented. It is noted that the remote software will provide the opportunity to use an individualized system of control of students ' knowledge, to adjust the content and forms of education of each child in a timely manner, to provide him with the necessary pedagogical support. The positive impact on the effectiveness of learning the use of computer educational game programs. It is argued that the improvement of education in rural schools today is impossible without the inclusion of rural educational organizations in the Russian and global digital space. The preservation of the school even in the smallest villages as a center for the development of culture and communication was noted as the most important task. The material of the article equips the rural teacher with the knowledge of modern approaches to the organization of the educational process in a small school and can help him to improve professional skills. The article can be interesting and useful for students of pedagogical universities, as well as graduate students, students of advanced training courses, teachers-practitioners and all interested persons.

Keywords: educational process, small school, computer technology, distance learning, individualization of learning, multimedia systems, information technology, independent work.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной системе образования особое внимание уделяется малочисленным сельским школам. Такие школы исторически носят название малокомплектные. Сегодня сельских школ более 70 % (около 40 тысяч), из них около 60 % являются школами с малым числом учеников (около 40 тысяч учеников). С экономических позиций такие школы считаются нерентабельными, поскольку требуют гораздо большего финансирования по сравнению со школами городскими.

Сельская школа с малым числом учеников частью органично входит общегосударственную систему образования как составная ее часть. Именно эти школы являются источником культуры, воспитывают кадры для сельского хозяйства, оказывают большое влияние на решение демографических проблем села и в целом на социальное и экономическое его развитие. Многие годы считалось, что школа в маленьком селе не имеет перспективы развития. Такие школы подвергались массовому закрытию. Их укрупняли, что приводило к тому, что люди из сел и маленьких деревень мигрировали в города, что, в конечном счете, приводило к сокращению возделываемых земель, к вымиранию большого количества сельских поселений [1].

Основной качественной характеристикой такого типа школ может служить объединение учащихся разного возраста в разновозрастные группы для совместного обучения. Г.Ф. Суворова - известный специалист в этой области к «малокомплектным» относит только начальную школу как особый вид образовательного учреждения [2]. Мы же под малокомплектной школой понимаем школу, в которой:

- отсутствуют параллельные классы;

- классы малочисленные

- в начальной школе учащиеся объединяются в класс-комплект, который работает под руководством одного учителя.

В разное время к проблемам организации образования в малочисленных школах на селе обращались многие специалисты. Из наиболее заметных исследователей, которые рассматривали специфику учебно-воспитательного процесса и инновационных технологий в сельской малокомплектной школе, мы можем назвать таких ученых, как: М.П. Гурьянова, А.Ф. Иванов, Р.Н. Князева, С.А. Рогачев, В.Н. Аверкин, В.Ф. Авдеев, Л.Н. Байбородова, В.Г. Бочарова, A.E. Кондратенков, Н.Д. Неустроев, Г.Ф. Суворова, М.И. Зайкин, Л.Н. Байбородова, А.М. Цирульников и др. Однако, несмотря на наличие достаточно большого количества научных трудов по сельской школе, многие ее проблемы оказываются сегодня нерешенными, а качество организации образовательного процесса в малочисленной сельской школе и уровень знаний ее учеников до сих пор во многом уступает крупным городским школам.

В настоящее время, когда правительство Российской Федерации уделяет огромное внимание развитию сельскохозяйственного кластера, решение проблемы развития малочисленных сельских школ приобретает особое значение в обществе. В настоящей статье мы попытаемся рассмотреть возможности эффективного использова-

ния дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов. Поскольку именно этой плоскости нам видится решение многих не решенных на сегодня проблем, стоящих перед малочисленной школой как составной частью образовательной системы страны. Мы предполагаем, что информатизация образования есть основной путь оптимизации обучения в сельской малочисленной школе.

Решение проблем модернизации педагогического процесса и повышения качества образования в малочисленных школах невозможно без обязательного учета всех отличительных особенностей функционирования таких школ. Перечислим основные из них, которые кажутся нам особенно значимыми:

- малое количество учащихся в них (обычно до 100 человек);

-недостаток педагогических кадров. Причем многие учителя в малокомплектной школе вынуждены вести предметы не по своему профилю. Этому способствует и тот фактор, что нагрузки на полную ставку педагог не набирает, и вынужден брать предметы не своей специальности, что ведет к многопрофильности преподавания;

- далеко не все школы имеют современные средства обучения: компьютерные классы, интерактивные доски, документ-камеру, цифровые микроскопы, модульные системы и др.

- нет параллелей классов, а некоторые классы и вовсе отсутствуют;

- обучение каждого ученика стоит намного дороже, чем в обычной школе;

- ученики нескольких начальных классов объединяются в один разновозрастной класс, который занимается в одном помещении, а урок у всех ведет один учитель.

- сельские дети получают образование в основной образовательной организации, какой является школа. Возможностей для получения дополнительного образования у них практически нет.

- часто в селе функционирует только школа начального и основного общего образования (9 классов). А среднее общее образование нужно получать в другом месте.

Все это должно в обязательном порядке учитываться при построении, структурной организации всего педагогического процесса. Классические дидактические подходы, методы и приемы обучения зачастую не работают в малочисленных классах. То, что себя хорошо зарекомендовало себя в большой школе, требует коррекции и особого подхода.

Нам видится решение многих проблем, которые сегодня существуют у маленькой сельской школы, в использовании современных компьютерных технологий, интернет-технологий, включение таких школ в открытое цифровое образовательное пространство. Именно информатизация образования является, по нашему мнению, главным путем оптимизации обучения в сельской малочисленной школе.

При наличии в каждой школе высокоскоростного Интернета, именно внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий может стать решением

педагогические науки

Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ...

многих образовательных проблем, стоящих перед малочисленной школой на селе. Обучение в дистанционном формате позволяет не возить учеников на школьном автобусе в школу районного центра, что дорого. Не переводить их в базовую школу с проживанием в интернате иногда за десятки километров, что неудобно не приветствуется родителями. Дистанционное образование позволяет лучшим учителям давать качественные знания ученикам независимо от того, сколько в школе классов, и сколько в каждом классе обучается детей, и где находится школа. Именно в этом нам видятся большие возможности и перспектива решения проблем малокомплектных школ.

Назовем только некоторые преимущества дистанционного образования в сельской школе, которые могут оптимизировать образовательный процесс:

1. Использование современных дистанционных компьютерных технологий позволяет, уже начиная с начальной школы построить личностно-ориентирован-ную индивидуальную траекторию образовательного развития для каждого ученика с учетом его возможностей, особенностей, интересов, склонностей. Хорошие результаты даст возможность применения системы разноуровневых заданий. Использование в обучении практики личностно-ориентированных заданий и эффективных индивидуальных стратегий обучения позволит существенно повысить качество образования сельских детей. Дистанционные программные средства позволят обеспечить возможность использования индивидуализированной системы контроля знаний учащихся, своевременно корректировать содержание и формы обучения каждого ребенка, обеспечивать ему необходимую педагогическую поддержку.

2. Темп прохождения учебного материала тоже будет индивидуальным. Каждый ученик может заниматься в удобном для него режиме. Разработанные специальные интернет-программы в любое время показывают учителю степень освоенности учебного материала любым учеником и все пробелы в его знаниях. Учитель вовремя может помочь отстающим ученикам.

3. Большие возможности и преимущества открывает дистанционное Интернет-обучение обучение для про-филизации образования и профессиональной ориентации. Ученики могут глубоко изучать интересующие их дисциплины. Поскольку в школе и сельской библиотеке далеко не всегда имеется богатый выбор литературы, ученик использует необъятные возможности современного интернета. Одновременно решается вопрос с репетиторами, которых на селе зачастую и нет. Использование информационных технологий позволяет также увеличить сам объем изученного материала, сделать его богаче и содержательнее.

4. Создание обучающих систем по типу «Телешкола» решает постоянно стоящий перед малочисленной сельской школой вопрос многопредметности и многопро-фильности преподавания. Каждый предмет на дистанте ведет именно специалист своего дела, что не может не сказаться на качестве знаний учащихся.

5.Учащиеся получают возможность изучать учебный материал на предложенном сайте с домашнего компьютера не только на самих уроках, но и в любое удобное для них внеурочное время, используя выданный им индивидуальный логин и пароль.

6. Появляется возможность проводить интенсивное обучение как каждого ученика отдельно, так и всего класса в целом как в режиме офлайн, так и онлайн. Педагог может организовать как индивидуальное консультирование, так и общение с учениками целого класса. Дистанционное образование дает возможность осуществления непрерывной обратной связи с учителями.

7. Дистанционные технологии дают хорошую возможность обеспечения демократического стиля общения между учителем и учеником, убрать авторитаризм в отношениях. При таком обучении у педагога почти нет

возможности нарушить нормы педагогической этики и такта, как-то обидеть ученика.

8.Ученик не боится ошибиться, не чувствует страха перед выполнением задания, не боится что-то не успеть сделать в отведенное для этого время. Убирается страх ответа перед всем классом, свойственный некоторым детям. Все это способствует комфортности обучения, созданию спокойной рабочей атмосферы.

9. За счет максимальной индивидуализации образовательного процесса появляется возможность эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, что важно в условиях современного инклюзивного образования.

Дети, которые имеют ослабленное здоровье и по причине болезни вынуждены часто пропускать школьные занятия, смогут успешно заниматься дома, что будет способствовать преодолению неуспеваемости.

10. Дистанционное образование стимулирует учеников к активному самостоятельному поиску необходимой информации. При этом учащиеся автоматически осваивают также и навыки работы с компьютерной техникой, навыки информационного поиска.

У педагога появляются дополнительные возможности использования в процессе обучения современных компьютерных игр, заложенных в программное обеспечение. Игры, красочная компьютерная графика и анимация позволяют удерживать устойчивое внимание детей. Это буден способствовать активизации познавательного интереса школьников и повышения уровня их учебной мотивации.

11. Система дистанционного обучения приучает школьника к постоянному самоконтролю и самокоррекции собственной познавательной деятельности. Это в свою очередь может способствовать активному формированию самостоятельности как личностного качества.

Мы перечислили здесь далеко не все преимущества, которые дает дистанционное компьютерное образование. Однако далее хочется обратить внимание и на некоторые проблемы и сложности с этим связанные.

Во-первых, сегодня существует необходимость в подготовке студентов в вузе для работы в условиях малочисленных классов. Осуществление образования в таких классах имеет свои конкретные особенности, о чем уже говорилось выше. Этот же опыт учитель может с успехом использовать и в работе в школах при посольствах, в лесных оздоровительных школах и санаториях, детских лагерях - там, где наполняемость классов, как правило, мала. Специфику деятельности учителя в таких школах можно и нужно отражать при подготовке молодого специалиста в педагогическом вузе в дисциплинах психолого-педагогического блока, в методических и элективных курсах, курсах по выбору студентов. Пока такая подготовка недостаточна. И эта проблема требует своего решения.

Во-вторых, есть проблема специальной переподготовки кадров сельских учителей и административных работников школы по дистанционному компьютерному образованию. Особенно остро в такой подготовке нуждаются сегодня педагоги, которые уже имеют большой стаж деятельности. Стоящая перед школой задача цифровизации образовательной среды требует этого. Педагогические вузы и факультеты повышения квалификации обязательно должны учитывать этот фактор при составлении Программ практической переподготовки и переквалификации.

В-третьих, явным недостатком видится то, что ребенку, занимающемуся дистанционно, очень много времени, приходится проводить перед монитором компьютера или другого электронного гаджета. Это портит зрение, ведет к малоподвижному образу жизни, гиподинамии и создает другие проблемы для здоровья подрастающего человека. Продуманное сочетание учебного труда и отдыха, правильное составление режима дня школьника, пропаганда занятий физкультурой и

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)

331

Shcherbakova Elena Viktorovna, Shcherbakova Tatyana Nikolaevna THE USE OF REMOTE COMPUTER TECHNOLOGIES ...

pedagogical sciences

спортом - вот выходы из ситуации. И в этом сельскому школьнику должен быть всегда готов помочь учитель.

В-четвертых, при организации дистанционного обучения может возникать проблема живого общения ученика и учителя, которого ничего не может заменить. Особенно это важно для детей младшего и среднего школьного возраста.

В-пятых, стоит вопрос адаптированного прикладного программного обеспечения для сельской малочисленной школы и прописанного с учетом ее специфики. Создание подобных Программ должно четко соотноситься с существующими образовательными стандартами, с учебными планами школ. Причем, компьютерные программы для сельской школы могут выходить на ме-тапредметный уровень. Сегодня, на наш взгляд, нужно решать задачу проектирования специальных образовательных компьютерных технологий, идентичных малочисленной школе на селе. Начинать решение поставленной задачи нужно уже с методологического уровня, и доходить до уровней прикладного: методического и технологического. Здесь также большую плодотворную миссию может оказать тесное сотрудничество педагогических вузов и сельских школ.

В-шестых, проблема сугубо материальная. К сожалению, несмотря на огромную проведенную за последние годы работу в этом направлении, до сих пор еще достаточно остро стоит вопрос обеспечения малых сельских школ современным компьютерным оборудованием, интерактивными досками и другими самыми современными средствами обучения. Обозначенную проблему сами школы решить не в силах. Решение этой задачи должно находиться, безусловно, в плоскости интересов государственных и муниципальных органов управления.

Совершенствование образования в сельской школе в соответствии с современными требованиями общества сегодня невозможно без включения сельских образовательных организаций в российское и глобальное мировое цифровое пространство. Использование дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе является верным путем модернизации образования в сельской школе с малой наполняемостью классов.

В заключение хотелось бы особо отметить как важнейший положительный фактор, что в настоящее время правительством РФ особое и непрестанное внимание уделяется необходимости сохранения и преумножения малочисленных сельских школ. Поскольку с этим связаны надежды всего общества на возрождение сельскохозяйственного производства, а, в конечном счете, улучшения качества и уровня жизни людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению //Информатика и образование. - 2009. - №11. - С. 124-125.

2. Байбородова, Л.В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №5. - С. 5-8.

3. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. -2007. - №3. - С. 85-92.

4. Антонова Н.Н., Володина С.А. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). С. 60-62.

5. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения // Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической конференции. - Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. - С. — 9-13.

6. Байбородова Л.В. Сопровождение образовательной деятельности сельских школьников. Ярославль: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 88 с.

7. Вифлеемский А.Б. Экономико-правовые перспективы развития сельской школы //Директор сельской школы. 2012. № 1. С. 6-11.

8. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

9. Лебединцев В.Б. Организация учебного процесса при разновозрастном обучении // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12. С. 42-49.

10. Лебедева Л.А., Акпаева А.Б Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе. - Алматы:

Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая, 2010. - 65 с.

11. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Издательство Юрайт , 2011.

- 574 с.

12. Роберт И.В Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования . -М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с.

13. Суворова Г.Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной сельской школе. М, 1984. 384 с.

14. Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в У-1Х классах сельской школы с малой наполняем остью учащихся (Автореф. канд. пед. наук), Москва, 1996.

— 20 с.

15. Щербакова Е.В. Сельская малокомплектная школа: проблемы и перспективы развития. //Регионология. - 2002. - №№ 3 — 4. - С. 95-98.

Статья поступила в редакцию 21.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.