РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С МАЛОЙ НАПОЛНЯЕМОСТЬЮ КЛАССОВ
ТРЕГУБОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Тип малокомплектной начальной школы сохраняется во всех районах сельской местности, как в Тамбовской области, так и в других регионах России. Именно такой тип школ способствует сохранению жизнедеятельности малой родины: поселков, деревень, фермерских хозяйств и иных поселений.
В основе статьи лежит сравнительный анализ организации индивидуального и группового обучения детей от шести до десяти лет в России и на Украине как родственной славянской стране. Автор статьи проводит параллель между национальным и зарубежным опытом по линии формирования классов-комплектов, индивидуальных форм обучения, учебных планов и расписания. Наглядную часть рассуждения составляют таблицы разнопредметного и однопредметного вида и формирования учебного дня.
Так же статья содержит выводы о концептуальном подходе к организации начального обучения, о факторах качественного обучения в начальных малочисленных классах.
Образовательная политика в отношении процесса обучения в селах и поселках с малой наполняемостью обучающихся, по мнению автора статьи, в Украине имеет организационные преимущества. В частности, в системе образования Украины класс наполняемостью в 5 человек уже считается нормативным, полноценным, в то время как в России комплектуются классы-комплекты в 14 человек. Разница есть и в недельной нагрузке учащихся и учителя.
Варьирование предметами и формами работ в российских малокомплектных школах также является предметом рассмотрения в статье о подходах к организации обучения младших школьников. Автор приходит к выводам о рациональных формах обучения, о необходимости специфической методики обучения в малых группах.
Ключевые слова: малокомплектная школа, класс-комплект, индивидуальное обучение.
Сельские малокомплектные школы имеют свои особенности организации образовательной деятельности. В Тамбовской области малочисленные сельские школы имеют место в каждом из двадцати трех районов. Проблемы, возникшие в сельских учреждениях после перехода на «подушевое» финансирование, на которое перешли согласно закону РФ «Об образовании», осложняют существование таких школ, однако они решаемы благодаря обобщению педагогического опыта работы по организации обучения в России и в сопредельных славянских странах, в частности, Украине.
Что касается нашей страны, то есть два возможных варианта: индивидуальное обучение младших школьников и соединение двух или более классов в один класс-комплект, чтобы довести количество обучающихся до нормативного уровня.
Индивидуальное обучение школьников возможно в следующих случаях. Ребенок имеет осо-
бенности (отклонения) в состоянии здоровья. В связи с этим следует отметить существование таких явлений, как индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование.
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических и иных особенностей, включены в общую систему образования, обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах [1].
Индивидуальное обучение происходит по инициативе родителей, считающих подобную форму обучения максимально эффективной для своего ребенка, чаще всего применяется по отношению к одаренным детям. Эксклюзивное образование - «уникальное, оригинальное, неповторимое», подразумевает разработку индивидуаль-
N. N. TREGUBOVA
ного подхода к обучающемуся, создание индивидуального плана развития, обучения и воспитания младшего школьника.
Обязанность обучать ребенка ложится на плечи родителей и приглашенных за их счет педагогов. Норматив - 8 часов в неделю. Для контроля полученных знаний ребенка прикрепляют к школе, которую он будет посещать для сдачи экзаменов. Как правило, обучение по индивидуальному учебному плану организуется для обучающихся с высокой степенью успешности в освоении образовательных программ, по причине высокой занятости в связи с участием в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т. п., в силу неспособности освоения образовательных программ в условиях большого детского коллектива, семейным положением.
В основном в России используется такой способ комплектования групп обучающихся, при котором учитель работает одновременно с несколькими классами. В России отдельным классом считается класс наполняемостью не менее 14 человек.
Существуют следующие варианты объединения классов в один комплект: 1) 1 и 2 классы; 2) 1 и 3 классы; 3) 1 и 4 классы [2; 3].
В первом варианте учителю удобно делать акцент на формирование общеучебных умений и навыков на общем этапе работы. Для первоклассников - показ образца действия, для второклассников - повторение и упражнение в правильном действии. Близки и такие характеристики, как объем произвольного внимания: 1 -й класс - в пределах 5 мин., 2-й класс - 8 мин. работы над заданием при слушании объяснения учителя. Объединение начинающих школьников позволяет работать в парах сменного состава. Недостатком такого объединения является неумение учеников 1 и 2-го классов работать самостоятельно. Из-за несформированности этого умения и слабого владения техникой чтения комплектование данного типа считается слабопродуктивным.
Во втором варианте (1-3 классы) снимаются недостатки первого варианта. Ученики 3-го класса умеют работать самостоятельно и время их произвольного внимания (10-12 мин.) позволяет учителю организовать выполнение довольно сложных заданий. Третьеклассники помогают педагогу как консультанты при использовании технологии коллективного способа обучения. Недостатком этого варианта является большой соблазн и возможность увеличить время и объем самостоятельной деятельности учеников 3-го класса с целью освобождения времени для работы с перво-
классниками. Стремление как можно быстрее и качественнее подготовить учеников 1-го класса к самостоятельной учебной деятельности понятно, но делать это за счет третьеклассников неоправданно.
В третьем варианте комплектования (1-4 классы) существует также опасность больше уделять времени первоклассникам за счет учеников четвертого класса. Но четвертый класс - выпускной, когда «подчищаются» недоработки, повторяется и обобщается учебный материал по всему начальному звену на качественно ином уровне, поэтому ослабить контрольное тестирование по всем предметам, проверку умений самостоятельной деятельности выпускников начальной школы недопустимо.
Вывод: наиболее продуктивным и распространенным является объединение в один комплект учеников из первого и третьего, а во второй - из второго и четвертого классов.
Режим работы начального звена школы не зависит от того, какой из учебно-методических комплектов используется. Расписание уроков в начальной малокомплектной школе может быть разнопредметным и однопредметным [4]. При однопредметном подходе во время одного урока проводится математика в одном и другом классе, чтение и чтение и т. д. При разнопредметном подходе чтение сочетается с родным языком, математикой, природоведением и др. Приведем пример разнопредметного (табл. 1) и однопред-метного (табл. 2)расписания.
Педагог вправе разработать свой вариант расписания, который не противоречил бы Базисному учебному плану.
Если количество детей в классах-комплектах колеблется от четырех до двенадцати человек, то это позволяет учителю держать в поле зрения учеников обоих классов и не выходить за рамки 4-5 уроков ежедневно, как это и планируется по одной ставке.
Уроки в малокомплектной начальной школе строятся в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление и тренировочные упражнения, задание на дом и инструктаж по его выполнению [5]. Возможная структура урока в комплекте, состоящем из двух классов, показана в таблице 3.
Классы и уроки сочетаются так, что один класс начинает работу с выполнения самостоятельного задания, другой - при непосредственном участии педагога. В этом случае потерь времени удается избежать. Задания учитель готовит зара-
нее, пишет на переносных досках, отдельных карточках для каждого ученика (дифференцированно для сильных, средних и слабых). В своей работе учитель может использовать современные технологии и особенности методик учебно-
Пример разнопре
методических комплектов, по которым обучает, например, работа в парах, работа в группах (одного или разного возраста), динамические паузы, физминутки и др.
Таблица 1
ного расписания
к § 5 й 2 о ^ р > Комплект 1 Комплект 2
к 1 класс 3 класс 2 класс 4 класс
Понедельник 1 2 3 4 Обучение грамоте Письмо Математика Музыка Литературное чтение Математика Русский язык Музыка Музыка Литературное чтение Русский язык Математика Музыка Русский язык Математика Иностранный язык
Вторник 1 2 3 4 5 Математика Обучение грамоте Технология Письмо Литературное чтение Технология Математика Окружающий мир Русский язык Русский язык Окружающий мир Иностранный язык Технология Литературное чтение Математика Русский язык Литературное чтение Технология Окружающий мир
Среда 1 2 3 4 Письмо Математика Обучение грамоте Физкультура Иностранный язык Литературное чтение Математика Физкультура Литературное чтение Русский язык Физкультура Математика Русский язык Математика Физкультура Литературное чтение
Четверг 1 2 3 4 5 Обучение грамоте Математика Письмо Окружающий мир Математика Русский язык ИКТ ИЗО Технология Математика ИЗО Окружающий мир Литературное чтение Технология ИЗО Математика Литературное чтение Иностранный язык
Пятница 1 2 3 4 ИЗО Окружающий мир Обучение грамоте Физкультура Русский язык Иностранный язык Окружающий мир Физкультура Русский язык Математика Физкультура Иностранный язык Окружающий мир Русский язык Физкультура Литературное чтение
Таблица 2
Пример однопредметного расписания
Дни недели № урока 2-й класс 4-й класс
1 Литературное чтение Литературное чтение
Понедельник 2 Математика Математика
3 Русский язык Русский язык
4 Технология Технология
Вторник 1 2 3 4 5 Русский язык Математика Окружающий мир ИЗО Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир ИЗО
N. N. ТИЕОШОУЛ
Дни недели № урока 2-й класс 4-й класс
Среда 1 2 3 4 5 Окружающий мир Иностранный язык Русский язык Физкультура Окружающий мир Иностранный язык Русский язык Физкультура Математика
Четверг 1 2 3 4 5 Русский язык Иностранный язык Литературное чтение Музыка Математика Русский язык Иностранный язык Литературное чтение Музыка ИКТ
Пятница 1 2 3 4 Литературное чтение Математика Русский язык Физкультура Литературное чтение Математика Русский язык Физкультура
Таблице 3
Пример структуры урока в классе комплекте
Второй класс Четвертый класс
Самостоятельная работа (упражнения, подготавливающие к усвоению нового материала) Работа с учителем. Объяснение нового материала, подготовка к самостоятельной работе
Работа с учителем. Проверка результатов самостоятельной работы, объяснение нового материала, первичное закрепление, подготовка к самостоятельной работе Самостоятельная работа (раскрывается содержание работы). Самопроверка
Самостоятельная работа (раскрывается содержание работы). Самоконтроль Работа с учителем. Проверка результатов самостоятельной работы, подготовка к выполнению заданий творческого характера, корректирующий инструктаж
Работа с учителем. Проверка самостоятельной работы, работа с учебниками и другими обучающими средствами Самостоятельная работа (раскрывается содержание). Самоконтроль
Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся, задание на дом Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся, задание на дом
Организация обучения в школах с малой наполняемостью классов в Украине схожа с российской [6]. Украинский опыт интересен тем, что там также существуют классы, класс - комплекты, но особое место занимает индивидуальное обучение. Рассмотрим его подробнее.
Согласно «Положению об индивидуальной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях», утвержденному приказом Министерства образования и науки Украины, учащиеся, которые проживают в селах или поселках (и количество их в классе меньше 5 чел.), имеют право на индивидуальное обучение. Если в классе есть 5 и больше учащихся - это уже отдельный полноценный класс. Таким образом резко сокращается количество классов-комплектов, и учитель работает в малочисленном классе, используя методики группового обучения.
Для организации обучения учащихся по индивидуальной форме составляют индивидуаль-
ный учебный план и утверждают его местным органом исполнительной власти. Нормативы недельной нагрузки одного учащегося начальной школы для организации его обучения по индивидуальной форме составляет 5 часов. Щадящий режим обучения вызван возрастными психологическими особенностями детей 6-10 лет.
Индивидуальный учебный план составляется исходя из количества учащихся, которые обучаются по индивидуальной форме, и класса, в котором они обучаются.
Например, в I классе продолжительность урока 35 мин. Если по индивидуальной форме обучается один учащийся, то на изучение всех предметов инвариантной составляющей учебного плана будет отведено 175 мин. (35 мин. х5), а во II-IV классах - 200 мин. (40 мин. х 5). Соответственно количеству часов в типовом учебном плане рассчитывается время на каждый учебный предмет в индивидуальном учебном плане.
На основании индивидуального учебного плана учитель составляет расписание занятий, которое он письменно согласует с родителями учащихся.
В случае, если учитель занимается индивидуально с двумя-четырьмя учениками, которые обучаются по однотипным учебным планам, допускается на отдельных занятиях их объединение в группы. Если учитель занимается с 2-4 учениками одного класса, то они объединяются в группу. Например, учитель работает с тремя учениками III класса. Нагрузка учителя в этом случае будет 15 часов. Между занятиями (в зависимости от их продолжительности) организуют перемены по 510 мин. или 10-15 мин.
Для проведения контрольных работ выделяют два занятия: на одном дают часть задания (например, по украинскому языку - написать диктант, по математике - решить задачи), а остальная часть задания выполняется на следующем занятии (по украинскому языку - сделать грамматическое задание, по математике - решить примеры). Для выполнения практических заданий по трудовому обучению, изобразительному искусству (особенно для учащихся I класса) выделяют два занятия по 10-15 мин., чтобы учащиеся смогли завершить выполнение задания. Учащимся И-1У предлагают технологические карты, алгоритмы, которые помогут им завершить задание дома.
Обучение по индивидуальной форме отличается от урочной системы продолжительностью и структурой занятия, а также методами и приемами работы. По индивидуальной форме обучения с учителем могут заниматься один, два, три или четыре ученика как одного, так и разных классов. Рассмотрим случаи, когда учитель занимается с учащимися одного класса.
1. Если учитель занимается с одним учащимся, то продолжительность таких занятий составляет 10-15 мин. Времени на работу с учащимся мало, поэтому нужно выбирать соответствующие формы работы, в частности: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; объяснение учителя; выполнение тренировочных упражнений; объяснение домашних заданий и др.
В процессе организации учебной работы нужно учитывать уровень готовности школьников. Для работы со слабыми учащимися используют памятки, схемы, образцы для выполнения заданий, подсказки и другие виды помощи, дидактический материал, а сильным ученикам предлагают задания творческого характера, на сообразительность, работу по более глубокому осмыслению учебного материала.
2. Занятия учителя с двумя учениками одного класса (возраста) происходят аналогично, как с
одним школьником, только продолжительность занятия больше (20 мин).
3. Учитель работает с тремя учениками одного класса (возраста). Продолжительность занятия увеличивается до 20-25 мин. В этом случае есть возможность отвести больше времени на различные способы перечитывания текста, работы над сочинением, тренировочные упражнения и др.
4. Учитель работает с четырьмя учениками одного класса (возраста). В этом случае продолжительность занятия такая же, как при работе с отдельным классом (40 мин.), только количество занятий меньше. Методика организации учебной работы аналогична той, что на уроке в классе с малой численностью учащихся.
5. Если учитель обучает по индивидуальной форме 3-4 учеников разных классов, то используются те же формы работы, что в работе с одним, двумя или тремя учениками одного класса, а занятия по таким предметам, как изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура, целесообразно проводить со всеми учениками (как урок в классе комплекте). Такое объединение увеличивает продолжительность занятия (до 30-40 мин.), что дает учителю возможность отвести больше времени на выполнение тренировочных упражнений, практических работ.
Принципы сохранения малокомплектных школ и образовательная политика в России и Украине не похожи, что представляет большой интерес. В России отдельный класс - 14 чел., поэтому повсеместно применяется комплектование классов. Обучение по индивидуальным программам применяется в исключительных случаях и в основном силами родителей. На Украине же сохранение малокомплектной школы имеет явные преимущества: отдельным классом считается класс численностью 5 чел. Родители имеют право выбрать индивидуальную форму обучения, а занимаются с детьми учителя в школе.
В то же время методика работы в Украине схожа с методикой работы в малокомплектных классах России. В классах-комплектах учителя работают схожим образом. При выборе индивидуальной формы обучения работа ведется по определенной методике.
Правильное комплектование объединенных классов, умелое составление расписания, планирование урока или индивидуального плана, его рациональное применение на уроках влияют на организацию учебных занятий, а, следовательно, и на качество обучения в малокомплектной начальной школе.
N. N. ТИЕОШОУЛ
Литература
1. Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). 2011.
2. Организация учебно-воспитательной работы в малокомплектной сельской школе: метод. рекомендации / под ред. Н. В. Федосеенкова. Петропавловск-Камчатский, 2009.
3. Зайкин М. И. Уроки в малочисленных классах // Педагогика. 1991. № 12. С. 34-40.
4. Байбородова Л. В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе: учеб. пособие. Ярославль, 2001.
5. Стрезикозин В. П. Организация занятий в начальной малокомплектной школе. М., 1968.
6. Онышкив З. М. Подготовка студентов к организации обучения по индивидуальной форме // Начальная школа. 2014. № 6. С. 70-76.
References
1. Inklyuzivnoye obrazovaniye v Rossii [Inclusive education in Russia]. Detskij fond OON (YuNISEF). 2011.
2. Organizatsiya uchebno-vospitatel'noj raboty v malokomplektnoj sel'skoj shkole [The organization of teaching and educational work in small rural school]: metod. rekomendatsii / pod red. N. V. Fedoseenkova. Petropavlovsk-Kamchatski), 2009.
3. Zajkin M. I. Uroki v malochislennykh klassakh [Lessons in small classes] // Pedagogika. 1991. № 12. S. 34-40.
4. Bajborodova L. V. Vospitaniye i obucheniye v sel'skoj malochislennoj shkole [Education and training at rural small school]: ucheb. posobiye. Yaroslavl', 2001.
5. Strezikozin V. P. Organizatsiya zanyatij v na-chal'noj malokomplektnoj shkole [The organization of occupations in an initial small school]. M., 1968.
6. Onyshkiv Z. M. Podgotovka studentov k organi-zatsii obucheniya po individual'noj forme [Training of students for the organization of training in an individual form] // Nachal'naya shkola. 2014. № 6. S. 70-76.
* * *
RUSSIAN AND FOREIGN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF TRAINING AT ELEMENTARY SCHOOL WITH SMALL FULLNESS OF CLASSES
TREGUBOVA NADEZHDA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The type of small elementary school remains in all areas of rural areas, both in the Tambov region, and in other regions of Russia. Such type of schools promotes preservation of activity of the small homeland: settlements, villages, farms and other settlements.
The comparative analysis of the organization of individual and group training of children from six to ten years old in Russia and in Ukraine as to the related Slavic country is the cornerstone of article. The author of article draws a parallel between national and foreign experiment on the line of formation of classes-sets, individual forms of education, curricula and the schedule. Tables of different subjects and a one-subject look and formation of school day make the evident part of reasoning.
Also article contains conclusions about conceptual approach to the organization of elementary education, about factors of high-quality training in initial small classes.
The educational policy for process of training in villages and settlements with small fullness trained, according to the author of article, in Ukraine has organizational advantages. In particular, in an education system of Ukraine the class with fullness of 5 people standard is normally full, while in Russia classes sets have 14 people. The difference is also in a week load of pupils and teachers.
The variation subjects and forms of works in the Russian small schools also is a consideration subject in article about approaches to the organization of training of younger school students. The author comes to conclusions about rational forms of education, about need of a specific technique of training for small groups.
Key words: small school, class set, individual training