Научная статья на тему 'Особенности интегрированного обучения в начальной малокомплектной школе'

Особенности интегрированного обучения в начальной малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1735
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / РАЗНОПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ / ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арипов Магомед Арипович, Арипова Наида Магомедовна

Цель. Выявить особенности и раскрыть сущность интегрированного обучения младших школьников в условиях начальных малокомплектных школ, где сама специфика организации учебного процесса диктует необходимость проведения интегрированных уроков. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опытно-экспериментальная работа по организации интегрированного обучения в начальных малокомплектных школах. Результат. На основании результатов внедрения элементов интегрированного обучения в начальных малокомплектных школах обоснована целесообразность интеграции близких по содержанию учебных предметов на одном уроке. Вывод. Анализ психолого-педагогической литературы, проведенная опытно-экспериментальная работа позволили авторам статьи выявить особенности и обосновать целесообразность внедрения элементов интегрированного обучения младших школьников в условиях объединения классов в комплекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арипов Магомед Арипович, Арипова Наида Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интегрированного обучения в начальной малокомплектной школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372

Особенности интегрированного обучения в начальной малокомплектной школе

© 2017 Арипов М. А. 1 2, Арипова Н. М. 1

1 Дагестанский государственный педагогический университет, 2 Дагестанский институт развития образования, Махачкала, Россия; e-mail: aripov50@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить особенности и раскрыть сущность интегрированного обучения младших школьников в условиях начальных малокомплектных школ, где сама специфика организации учебного процесса диктует необходимость проведения интегрированных уроков. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опытно-экспериментальная работа по организации интегрированного обучения в начальных малокомплектных школах. Результат. На основании результатов внедрения элементов интегрированного обучения в начальных малокомплектных школах обоснована целесообразность интеграции близких по содержанию учебных предметов на одном уроке. Вывод. Анализ психолого-педагогической литературы, проведенная опытно-экспериментальная работа позволили авторам статьи выявить особенности и обосновать целесообразность внедрения элементов интегрированного обучения младших школьников в условиях объединения классов в комплекты.

Ключевые слова: интегрированное обучение, начальная малокомплектная школа, разнопредметные уроки, внутрипредметные и межпредметные связи.

Формат цитирования: Арипов М. А., Арипова Н. М. Особенности интегрированного обучения в начальной малокомплектной школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 32-37.

Integrated Education Features in Ungraded Primary School

© 2017 Magomed A. Aripov 1 2, Naida M. Aripova 1

1 Dagestan State Pedagogical University, 2 Dagestan Institute of Education Development, Makhachkala, Russia; e-mail: aripov50@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to identify the features and to reveal the essence of primary school-children's integrated education in the conditions of primary ungraded schools where the educational process specific dictates the need for integrated lessons. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem, experimental work on the organization of integrated teaching in ungraded primary schools. Result. Based on the results of implementation of integrated education elements in ungraded primary schools the integration of similar subjects at the lesson can be viable. Conclusion. Because of the analysis of psychological and pedagogical literature, the experimental work the authors find out the features and prove the implementation of integrated education of primary schoolchildren in the conditions of integrated classes.

Keywords: integrated education, primary ungraded school, integrated lessons, intrasubject and intersub-ject communications.

For citation: Aripov M. A., Aripova N. M. Integrated Education Features in Ungraded Primary School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 32-37. (In Russian)

Введение

Начальные малокомплектные школы имеют существенное значение в реализации права каждого ребенка на получение образования. В основном они расположены в отдаленных от районных центров небольших населенных пунктах. Ввиду наличия небольшого количества учащихся в условиях начальной малокомплектной школы для проведения занятий ученики двух или нескольких классов объединяются в комплекты. Согласно учебному плану, перечень изучаемых учебных предметов и количество недельных часов, отводимых на их усвоение в начальных классах, неодинаковы. Это диктует необходимость одновременного проведения в малокомплектной школе разнопредметных уроков для учащихся двух или нескольких классов, что способствует межпредметной интеграции содержания учебного материала.

Анализ практического опыта показывает, что многие учителя малокомплектных начальных школ при проведении разно-предметных уроков в двух или нескольких классах дублируют схему в основном комбинированного урока с отдельными темами и задачами для каждого класса, игнорируя при этом возможности интеграции содержания этих предметов [5]. Эти обстоятельства натолкнули авторов данной статьи на необходимость усиления в условиях малокомплектной школы не только внутри-предметной, но и межпредметной интеграции, чему и способствует организационно-педагогическая структура такой школы.

Цель и методы исследования

Основной целью данного исследования было выявление особенностей организации интегрированных уроков в условиях малокомплектной начальной школы и раскрытие сущности межпредметной интеграции знаний в классах-комплектах начальной ступени общего образования.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) кардинально изменило задачи, стоящие перед младшими школьниками. Если раньше главной целью школы считали передачу учащимся предусмотренного программой объема знаний, умений и навыков, то теперь приоритетными становятся: развитие

способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, самостоятельно проектировать и оценивать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Все это увязывается в новом стандарте с формированием универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на всех уроках [6].

Реализация этих задач, выдвинутых ФГОС НОО, также требует поиска путей повышения качества знаний учащихся начальных малокомплектных школ.

Прежде чем перейти к раскрытию сущности интегрированного обучения в условиях сельской малокомплектной школы, нам представляется необходимым дать краткую характеристику особенностей деятельности такой школы.

Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что уроки проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и с четырьмя классами в одном помещении. В этих условиях формирование универсальных учебных действий должно осуществляться с учетом разновозрастного состава учащихся. Учителю малокомплектной школы приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов. И эти обстоятельства не лучшим образом отражаются на формировании у детей универсальных учебных действий [2].

Методами, которыми мы пользовались в проведении данного исследования, были анализ научно-педагогической литературы, изучение опыта работы учителей начальных классов, работающих в малокомплектной школе, а также внедрение элементов интегрированного обучения в классах-комплектах при проведении разнопредметных уроков.

Периодизация материала

Интегрированное усвоение знаний в последние годы становится одним из рычагов повышения эффективности усвоения учебного материала младшими школьниками, которое способствует формированию у них целостной картины мира. Интеграцию учебного материала на уроке из различных предметных областей можно назвать высшей степенью осуществления межпредметных связей.

В основе интегрированного обучения лежит система уроков, целью которой является объединение знаний из разных предметов и раскрытие их сущности посредством организации синтезированного восприятия учащимися изучаемого материала. Если учителю, работающему в обычных начальных классах общеобразовательной школы, для интегрированного преподнесения изучаемого материала необходимо создавать специальные условия, то учителю малокомплектной школы на разнопредметных уроках в классе-комплекте остается хорошо подготовиться к интегрированному уроку, в котором широко используются сведения из разных областей знаний и глубоко осуществляется межпредметная связь [1].

Мы склонны согласиться с мнением ученых о том, что психофизиологическое обоснование механизма овладения знаниями и процесса их интеграции возможно на основе двух психологических концепций -теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина) и ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности (Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, Ю. А. Самарин).

При этом следует подчеркнуть, что в концепции Н. Ф. Талызиной механизм формирования новых знаний объясняется благодаря интеграции последовательно совершаемых обучаемым действий (действие с объектом в материальном виде, действие как внешнеречевая деятельность, внешняя речь про себя, внутренняя речь как акт мысли), объективная информация из окружающего мира становится достоянием сознания учащегося.

Условия малокомплектной школы создают определенные предпосылки комплексного формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Здесь создаются условия интегрированного усвоения знаний как следствие интеграции умений и навыков учебно-познавательной деятельности. Так, для проведения хотя бы определенной части уроков в малокомплектной начальной школе приходится объединять по два разных предмета. Каждый урок, независимо от темы, приобретает окраску интеграции, поскольку учителю здесь приходится проводить интеграцию не только по близости тем, но и учитывать, чтобы эти темы соответствовали возрастным особенностям детей, уровню развития их познавательных

возможностей. Необходимо учить детей видеть связь между явлениями природы и повседневной жизнью.

Надо заметить, что очень важным условием интеграции, как указывается в научных исследованиях, является построение учебного материала на основе подчинения его единой цели и функции. Предпочтительнее в начальных классах проводить интегрированное обучение на базе осуществления внутрипредметных и межпредметных связей. При интегрированном обучении младших школьников появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что существенным образом способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию у него творческого мышления. Методика организации интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса [7].

Наша экспериментальная работа по формированию познавательных умений младших школьников в условиях начальных малокомплектных школ Центра организации деятельности образовательных учреждений зон отгонного животноводства Республики Дагестан показала, что интегрированные уроки обладают большими возможностями осуществления межпредметных связей.

Целью уроков, построенных на интеграции содержания, было разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, пробуждение фантазии и интереса учащихся, развитие у них позитивно-эмоционального настроения.

Привлечение интересного материала создавало большие возможности с разных сторон познать конкретное явление, понятие, добиться целостности знаний. Проведенный нами анализ действующих программ для начальной школы по разным предметам учебного плана свидетельствует о том, что они вполне обеспечивают возможности эффективного использования процесса интеграции содержания образования и, как следствие, формирования интегрированных знаний младших школьников.

Уроки, включающие межпредметные знания, способствовали формированию общеучебных умений и навыков при соблюдении определенных дидактических условий их проведения. Это включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация учебных задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование учебных действий на уроках с общим содержанием, рациональное использование разнообразных средств, способствующих активизации познавательной деятельности учеников. Интегрированные знания включались в урок в виде фрагмента, отдельного этапа на протяжении всего урока. Здесь происходил перенос и обобщение знаний, совершались мыслительные процессы анализа и синтеза, формировались «комплексы фактов» как стадии в развитии общепредметных понятий.

На интегрированных уроках решались дидактические задачи двух и более учебных предметов. В ходе подготовки и проведения такого урока в целях более эффективного формирования общеучебных умений соблюдались следующие требования к их планированию и организации. Во-первых, учителя тщательно знакомились с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования; во-вторых, выделялись в программе по каждому объединяемому учебному предмету сходные или имеющие общие аспекты темы; в-третьих определялись связи между сходными элементами знаний в этих темах.

Менялась и последовательность изучения тем, на каждом таком уроке выделялись основные и сопутствующие цели, продумыва-лись основные учебные навыки, формируемые на уроке. Структура этих уроков требовала особой четкости и стройности, продуманности и логической последовательности, взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах учебной деятельности. Это успешно достигалось за счет более компактного, сконцентрированного и четкого использования учебного материала рабочей программы, а также с помощью подключения некоторых современных способов организации учебного процесса.

Эффективность интеграции, на наш взгляд, зависит от многих факторов. Это сочетание учебных предметов и изучаемых тем, уровень подготовки учителя, включающий отбор содержания, методов, приемов работы и других. По нашему мнению,

наиболее удачны для интеграции в начальной малокомплектной школе такие предметы, как чтение - русский язык, чтение -природоведение, чтение - изобразительное искусство - музыка, природоведение - труд, математика. При этом, конечно же, надо учитывать количество недельных часов, отведенных учебным планом для изучения этих предметов. Мы считаем целесообразным разрабатывать и апробировать систему интегрированных уроков, психологической и методической основой которых будет установление связей между понятиями, общими в ряде учебных предметов.

На наш взгляд, интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям. Прежде всего, такой урок должен дать ребенку самые различные знания. В его ходе учитель должен повысить познавательный интерес школьников, активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец, дети должны проявлять творческие способности, ум. Такие уроки нельзя проводить часто, чтобы не потерялись новизна и интерес. Кроме того, не все темы и разделы учебной программы начальной школы можно и нужно интегрировать.

Достаточно полно изучив сущность возникновения идеи интегрированного обучения в истории педагогической мысли, современное состояние проблемы интегрированного преподнесения знаний младшим школьникам в условиях малокомплектной школы, мы можем сказать, что там заложены большие потенциальные возможности формирования познавательных учебных умений, имеющих первостепенное значение в осмыслении и усвоении программного материала. Вместе с тем надо заметить, что интегрированное усвоение знаний на уроках в условиях дагестанской начальной малокомплектной школы происходит в достаточно трудных и необычных условиях. Это непосредственно связано с языком обучения и недостаточно полным владением значительной частью учащихся, поступающих в первый класс, литературным родным и русским языком, на которых осуществляется процесс обучения.

Заключение

Интеграция российского образования в мировое образовательное пространство рассматривается сегодня как положительное явление. Постепенно уходит в прошлое концепция рациональности и вместе с тем -рационально построенного обучения. Усиливается позиция необходимости интегрирования научных знаний разных областей и

интегрированного их рассмотрения с целью формирования в сознании обучающихся целостной картины мира. В основе интегрирования содержания образования лежит идея использования в процессе обучения внутри-предметных и межпредметных связей. Вместе с тем, мы обнаружили, что межпредметные связи и интеграция содержания предметных областей в условиях малокомплектных школ недостаточно используется в целях формирования познавательных умений младших школьников.

Объединение различных учебных предметов и интегрированное рассмотрение их содержания в разновозрастном коллективе класса-комплекта малокомплектной школы является объективной необходимостью, продиктованной структурой данного типа образовательной организации.

Успешная реализация интегрированного обучения в малокомплектной начальной школе может происходить при соблюдении социально-педагогических и психолого-дидактических условий в нескольких направлениях, это:

1. Арипов М. А. Малокомплектные школы Дагестана. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2012. 182 с.

2. Арипов М. А. Малокомплектная начальная школа в Дагестане: функционирование, специфика, проблемы. Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2001. 64 с.

3. Арипова Н. М., Арипов М. А. Самостоятельная работа младших школьников как одно из условий формирования учебных навыков в малокомплектной школе // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 139141.

4. Арипов М. А., Арипова Н. М., Исмаилова М. И. Начальная малокомплектная школа и профессионально-педагогические требования к ее учителю // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психо-

1. Aripov M. A. Malokomplektnye shkoly Dage-stana [Ungraded schools in Dagestan]. Makhachkala, DSPU Publ., 2012. 182 p. (In Russian)

2. Aripov M. A. Malokomplektnaya nachal'naya shkola v Dagestane: funktsionirovanie, spetsifika, problemy [Ungraded primary school in Dagestan: operation, specifics, problems]. Makhachkala, DSPU Publ., 2001. 64 p. (In Russian)

3. Aripova N. M. Aripov M. A. Primary schoolchil-dren's solitary work as one of the conditions of scholastic skills training in ungraded schools. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2015. No. 5 (54). Pp. 139-141. (In Russian)

- посредством полного или частичного слияния учебного материала в едином курсе;

- посредством организации комплексных учебных и внеучебных занятий;

- посредством организации межпредметных погружений;

- посредством использования в образовательном процессе интегрирующих учебных программ и полного построения учебного процесса на основе идей интеграции.

В специфических условиях малокомплектной начальной школы интегрированное обучение способствует более эффективному усвоению младшими школьниками учебного материала, положительно влияет на формирование психологического микроклимата в школе в целом.

Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению элементов интегрированного обучения показали более высокий уровень сформированности познавательных учебных умений младших школьников экспериментальных классов по сравнению с учащимися контрольных классов.

лого-педагогические науки. 2011. № 4. С. 34-36.

5. Арипов М. А., Арипова Н. М., Вавилов Ю. П., Карпова Е. В. и др. Психолого-педагогические основы совершенствования образования в вузе и начальной школе: коллективная монография. Ярославль, 2014. С. 313-328.

6. Байбородова Л. В. Введение государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. 2011. № 17. С. 5-8.

7. Борисевич А. Р. Интегрированные уроки. Минск: Красико-Принт, 2014. 173 с.

8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011. 148 с.

4. Aripov M. A., Aripova N. M. Ismailova M. I. Ungraded primary school and pedagogical qualification of its teachers. Izvestiya Dagestanskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2011. No. 4. Pp. 34-36. (In Russian)

5. Aripov M. A., Aripova N. M., Vavilov Yu. P., Karpova E. V. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy sovershenstvovaniya obrazovaniya v vuze i na-chal'noy shkole: kollektivnaya monografiya [Psychological and pedagogical bases of education improvement at the university and in the primary

Литература

References

school: collective monograph]. Yaroslavl, 2014. Pp. 313-328. (In Russian)

6. Bayborodova L. V. Introduction of state educational standards of general education in rural school. Vestnik obrazovaniya [Bulletin of education]. 2011. No. 17. Pp. 5-8. (In Russian)

7. Borisevich A. R. Integrirovannye uroki [Integrated lessons]. Minsk, Krasiko-Print Publ., 2014.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Арипов Магомед Арипович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии начального образования (ПиПНО), факультет начальных классов (ФНК), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); профессор, кафедра дошкольного и начального образования (ДИРО), Дагестанский институт развития образования (ДИРО), Махачкала, Россия; e-mail: aripov50@mail.ru

Арипова Наида Магомедовна, старший преподаватель, ПиПНО, ФНК, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: aripov50@mail.ru

Принята в печать 11.04.2017 г.

173 p. (In Russian)

8. Kak proektirovat universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli [How to design universal learning activities in primary school. From thought to action]. Ed. by A. G. Asmolov. Moscow, Prosvesheniye Publ., 2011. 148 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Magomed A. Aripov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education (PPPE), the faculty of Primary School (FPS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); professor, the chair of Preschool and Elementary Education (PEE), Dagestan Institute of Education Development, Makhachkala, Russia; e-mail: aripov50@mail.ru

Naida M. Aripova, senior lecturer, PPPE, FPS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: aripov50@mail.ru

Received 11.04.2017.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01 0

Самоактуализация как необходимый компонент профессионального самоопределения студента

© 2017 Бикбулатова В. П.1, Рабаданова Р. С.1, Иманбеков М. М.2

1 Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет),

Москва, Россия; e-mail: cafedramgutu@mail.ru 2 Карагандинский государственный университет им. академика Е. А. Букетова,

Караганда, Казахстан; e-mail: karmanovazh@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть проблемы самоопределения студенческой молодежи, его сущность и способы развития. Методы. Анализ научной литературы, опросные методы: беседа, включенное наблюдение экспертов в процессе общения с респондентами, анкетирование, формализованное интервьюирование со студентами психолого-педагогического направления Института социально-гуманитарных технологий Московского государственного университета технологий и управления имени. К. Г. Разумовского (ПКУ) и студентами педагогического факультета Карагандинского государственного университета им. академика Е. А. Букетова. Результаты. Большинство студентов (41 %) отметили, что знают свои интересы, способности, однако не представляют, как ими воспользоваться, 22 % студентов хотели бы получить помощь у специалистов в определении своих возможностей и их реализации. Среди качеств, которые должны характеризовать выпускника вуза, большинство студентов в первую очередь называют профессионализм (78,9 %), интеллектуальные качества (67 %), а также всестороннее развитие личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.