Таблица 4
Уровень дохода в долларах США N Власть/ Престиж Накопление Недоверие Тревога
M SD M SD M SD M SD
300 4 13 1,82 22 4,24 18,25 4,92 16,75 5,56
500 35 20 5,37 18,51 3,66 18,11 4,25 19,71 2,83
1000 71 18,05 5,56 19,07 4,43 16,78 5,27 17,54 4,67
2000 82 20,88 6,42 18,71 4,64 14,69 4,80 17,47 3,34
3000 22 20,77 7,16 18,63 4,40 12,86 5,01 15,54 4,27
Таблица 5
Уровень дохода в долларах США N Финансовая озабоченность F-критерий Уровень значимости
M SD 12,654 p< 0,0001
300 4 102,75 31,39
500 35 79,68 13,40
1000 71 76,30 18,61
2000 82 69,71 16,73
3000 22 54,41 12,31
Для того чтобы определить, кому в большей степени свойственны монетарные установки взаимосвязанные с синдромом выгорания, был проведен однофакторный дисперсионный анализ между группами респондентов с разным уровнем дохода.
Различия в отношении к деньгам в зависимости от уровня доходов (общая выборка) по методике «М^» К. Ямагучи -Д. Темплера (таблица 4).
Значения, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о наличии различий в монетарных аттитюдах между респондентами с разным уровнем доходов «Власть/Престиж» ^ = 3,514, при р = 0,008), «Недоверие» ^ = 5,921, при р = 0,0001), «Тревога» ^ = 4,163, при р = 0,002). Так чем выше уровень материального благосостояния респондентов, тем более они склонны ассоциировать деньги с властью и престижем, использовать их в качестве средства для управления окружающими и подтверждения собственной значимости и высокого социального статуса. Наибольшее недоверие, высокая степень беспокойства и тревоги по поводу денег, волнение за свое финансовое положение, свойственно лицам с низким доходом. Наиболее высокая степень тревожности относительно денег характерна для нижнего среднего слоя, в группе с доходом в 500 долларов. С увеличением дохода значение данных факторов снижается. По шкале «Накопление» значимых различий не выявлено.
С учетом того, что по методике «MBBS» А. Фернама значимые данные между показателями выгорания и факторами отношения к деньгам были получены только по фактору «Финансовая озабоченность», в таблице 5 приводятся средние значения для групп с разным уровнем дохода только по данному показателю.
Согласно полученным данным, существуют различия по фактору «Финансовая озабоченность» между лицами с разным
Библиографический список
уровнем дохода ^ = 12,654, при р< 0,0001). Наиболее выражены обеспокоенность и неудовлетворенность своим финансовым положением, волнение и тревога из - за денег, повышенное внимание к контролю своих расходов, сомнения по поводу трат у лиц с низким доходом. С увеличением дохода значение данного фактора существенно снижается. С учетом того, что среднее значение по данному фактору для всей выборки составило (М = 72,54, SD = 18,53), можно говорить о повышенной степени финансовой озабоченности для представителей групп с доходом в 500 и 1000 долларов, соответствующих, по нашему мнению, нижнему среднему слою.
Выводы
1. Установлено, что отношение личности к деньгам влияет на формирование и развитие синдрома выгорания. Фактор «Финансовая озабоченность», по методике А. Фернама взаимосвязан со всеми тремя компонентами выгорания. Эмоциональное истощение и редукция личных достижений коррелируют с монетарными аттитюдами «недоверие» и «тревога» по методике К. Ямагучи - Д. Темплера. Чем ниже уровень дохода, тем более представлены у респондентов монетарные установки, связанные с синдромом выгорания.
2. У лиц с низким уровнем дохода более выражены эмоциональное истощение и редукция личных достижений. Не выявлено различий в зависимости от дохода по шкале деперсонализация. Уровень дохода является значимой причиной возникновения выгорания, со снижением финансового благосостояния личности, не только увеличивается озабоченность и тревога по поводу своего финансового положения, но и возрастает риск возникновения и развития синдрома выгорания.
1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб., 2005.
2. Максименко, А.А. Стратегии экономического поведения российской молодежи. - Кострома, 2006.
3. Yamauchi, K.T. The Development of a Money Attitude Scale / Yamauchi K. T. // Journal of Personality Assessment. - 1982. - Vol. 46. - № 5. Bibliography
1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб., 2005.
2. Максименко, А.А. Стратегии экономического поведения российской молодежи. - Кострома, 2006.
3. Yamauchi, K.T. The Development of a Money Attitude Scale / Yamauchi K. T. // Journal of Personality Assessment. - 1982. - Vol. 46. - № 5.
Статья поступила в редакцию 21.07.13
УДК 372.857
Romanov E.V. PARTICULAR GUALITIES OF THE FORMATION OF TEACHING TECHNIGUES OF ACTUAL ISSUES OF RADIATION SAFETY IN HIGH SCHOOL BIOLOGY COURSE FOR RADIATION- DISADVANTAGED AREAS. The paper reveals peculiarities of teaching techniques of actual issues of radiation safety in high school biology course for radiation-disadvantaged areas. Aims and objectives of radiological education are formulated, requirements for knowledge and skills of students are revealed, selection of educational content in the aspect of the problem are analyzed.
Key words: radio-ecological education, radiation safety, technique of teaching.
Е.В. Романов, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и естественных наук, директор филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск, E-mail: jenya218@inbox.ru
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСЕ БИОЛОГИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ РАДИАЦИОННО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
В работе раскрыты особенности формирования методики преподавания актуальных вопросов радиационной безопасности в курсе биологии средней школы для радиационно-неблагополучных территорий. Сформулированы цели и задачи радиоэкологического образования, раскрыты требования к знаниям и умениям учащихся, произведен анализ отбора содержания образования в аспекте рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: радиоэкологическое образование, радиационная безопасность, методика преподавания.
Теоретический анализ вопроса о формировании знаний учащихся о радиационной безопасности в условиях общеобразовательной школы наглядно показывает [1; 2] необходимость создания на радиационно-неблагополучных территориях особого образовательного направления - радиоэкологического просвещения в рамках общего экологического образования, а также острую потребность в разработке его методического обеспечения. В связи с этим необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. Определить состав содержания учебного материала в рамках школьного курса биологии в соответствии с особенностями радиоэкологической обстановки определенной территории, возрастными особенностями детей и педагогическими возможностями образовательного учреждения.
2. Разработать методику, обеспечивающую усвоение учащимися определенного содержания радиоэкологического образования.
3. Создать учебно-методическую базу в виде программ, методических рекомендаций, учебных пособий, сборников заданий и практикумов по радиационной безопасности.
4. Организовать учебный процесс: подготовить педагогов, выделить учебное время за счет регионального компонента, осуществить мониторинг и коррекцию качества обучения.
Методика изучения радиационной безопасности в курсе биологии, в первую очередь, опирается на цели обучения биологии [3]. Особенности методики изучения радиационной безопасности в курсе биологии учащимися, проживающими на радиационно-неблагополучных территориях, отражаются в определении специфических целей и задач, в принципах отбора содержания знаний, в выборе форм и методов образовательной и воспитательной работы. Рассмотрим эти особенности подробнее.
Главными целями радиоэкологического образования учащихся, определяющими методику изучения радиационной безопасности в курсе биологии являются:
1. Радиоэкологическое просвещение, т.е. формирование знаний о радиационной безопасности детей с целью сохранения их здоровья, защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
2. Формирование радиоэкологической культуры (включая мировоззрение, нормы морали и права, способы и формы общения людей, знания, навыки), ответственное отношение к окружающей среде и своему здоровью (дети должны правильно воспринимать опасность облучения, у них необходимо сформировать навыки безопасного проживания и поведения на радиоактивно загрязненной территории и т.д.).
3. Создание условий, способствующих: самореализации и личностному росту учащихся; становлению радиоэкологического сознания (социорадиоэкологической картины мира, основанной на принципах радиоэкологической этики); становлению такого отношения к окружающей среде, которое обеспечило бы мотивированное, основанное на осознанной необходимости стремление к овладению знаниями и навыками, необходимыми для личного участия в решении существующих и предупреждении новых радиоэкологических проблем.
Целью работы педагогов в этом направлении должно стать формирование у учащихся:
- системы знаний о радиации и возможном влиянии ее на организм человека и окружающую его среду;
- комплекса гигиенических умений и навыков, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности на радиационно-неблагополучных территориях;
- адекватного отношения к экологическим проблемам региона;
- активной жизненной позиции и правовых знаний;
- осознания необходимости баланса интересов личности, общества и государства в сфере радиационной безопасности;
- потребностей в знаниях проблем и технологий обеспечения радиационной безопасности (устрашения, предотвращения, обнаружения, ослабления, восстановления, наказания);
- способностей распознавать основные угрозы (в том числе информационные) в радиоэкологической сфере и их источники.
Названным целям должно соответствовать и содержание изучаемого материала по радиационной безопасности, которое основано на понятии и принципах обеспечения радиационной безопасности.
При отборе учебного материала по радиационной безопасности, мы, кроме традиционных (М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер) [4] принципов отбора содержания, руководствуемся еще тремя специфическими: во-первых, содержание материала должно соответствовать общепедагогическим требованиям (материал должен быть доступным и не вызывать перегрузку учащихся), во-вторых - целям и задачам обучения биологии на данной ступени обучения в школе [3] и, в-третьих, - специфическим целям и задачам обучения вопросам радиационной безопасности [1].
Принципиальными методологическими подходами к содержанию знаний о радиационной безопасности являются следующие:
1. Подход к проблеме взаимодействия природы и общества - не антропоцентрический или экоцентрический, а взаимовлияние, взаимоуравновешивание экоцентризма и антропоцентризма. Антропоцентрический подход преобладал в течение нескольких столетий и лишь в последние десятилетия начал сменяться экоцентрическим (что особенно проявилось в сфере общественного экологического движения). Взаимодополнение, взаимоурав-новешивание антропоцентризма и экоцентризма составляют основу современного экологического мировоззрения, найдя воплощение в концепции устойчивого развития.
2. Радиоэкологическая этика включает в себя не только отношения между людьми, между человеком и обществом, ответственное отношение к окружающей среде, но и ответственность за ныне живущих людей, состояние окружающей среды и будущие поколения (уважение права будущих поколений на полноценную окружающую среду).
3. Отношения «человек - природа» - не субъект-объект-ные, а субъект-субъектные. В рамках социоэкологического подхода природа рассматривается как субъект общения. Традиционная модель экологического образования подходит к природе, как к объекту воздействия.
4. Радиационная безопасность является частью системы национальной безопасности, что должно определять специфику содержания знаний о ней в курсе биологии средней школы.
Содержание понятия «радиационная безопасность», целей ее обеспечения на уровне природы, личности, общества и государства, перечень угроз в радиоэкологической сфере, требуют учитывать уровень знаний учащихся по другим предметам, способствующих более эффективному восприятию и расширению биологических понятий. Межпредметные связи могут устанавливаться как по горизонтали с предметами, изучаемыми одновременно в данном классе, так и по вертикали в плане преемственности с ранее пройденным в предыдущем классе [5]. Межпредметные связи, интегрированность курсов могут способствовать взаимодополнению, более полному и доступному освещению актуальных вопросов радиационной безопасности. К числу таких курсов относятся химия, физика, ОБЖ, граждановедение, информатика и др.
Сроки и период внедрения разработанной региональной методики включения основ радиационной безопасности в курс биологии средней школы в рамках регионального компонента [1] были нами определены исходя из анализа программ предметов естественно-научного цикла. При отборе содержания регионального материала по основам радиационной безопасности учитывались вертикальные и горизонтальные межпредметные связи.
В результате освоения содержания радиационной безопасности в курсе биологии учащиеся должны знать: источники излучения: естественные и искусственные; основные понятия и единицы измерения; принцип воздействия ионизирующего излучения на биологические системы; реакции живых организмов на различные дозы радиационного воздействия; основные механизмы (пути) поглощения и накопления радионуклидов в живых организмах; роль человеческой деятельности в повышении уровня ионизирующей радиации; региональную радиоэкологическую карту потенциально опасных объектов и территорий; основные гигиенические рекомендации по снижению риска проживания и хозяйственной деятельности на радиационно-неблагополучных территориях; интересы личности, общества и государства в радиоэкологической сфере и возможные угрозы этим интересам; основные субъекты обеспечения радиационнной безопасности; основы государственной радиоэкологической политики; влияние негосударственных организаций на решение проблем радиационной безопасности.
Учащиеся должны уметь: объяснять значение ионизирующей радиации для жизни и хозяйственной деятельности человека; ориентироваться в научно-популярной информации по радиобиологии и пограничных с ней областях; ориентироваться в понятийном аппарате радиобиологической науки; владеть методами обеспечения личной информационной безопасности; самостоятельно добывать информацию по проблемам радиационной безопасности.
Занимаясь отбором содержания и конструируя эффективную методику его включения в курс биологии, необходимо исходить из положения, что совокупность (предусмотренного) федерального и регионального материала должна представлять систему. Для этого компоненты должны быть связаны между собой так, чтобы федеральный учебник играл организующую и направляющую роль, а региональный служил источником актуальной, жизненно важной, личностно значимой информации. Нельзя допускать возникновения параллельных рядов разноплановой информации в средствах обучения и отклонений от линии построения материала федерального учебника, неоправданного расширения объема сведений, вызывающих перегрузку учащихся.
Применительно к рассматриваемому вопросу региональный компонент трактуется нами как комплекс требований к содержанию обязательного естественнонаучного образования и уровню подготовки выпускников средней школы, определяемых специфическими для данного конкретного субъекта РФ природными, социокультурными и хозяйственными явлениями. В базисном учебном плане Челябинской области отмечено, что региональный компонент не выделяется в качестве самостоятельных учебных предметов, его содержание органично входит в учебные программы соответствующих образовательных областей.
Поэтому следующей задачей исследования стал анализ и выбор программ биологии средней школы для органичного включения основ радиационной безопасности. Ядром научных знаний о радиационной безопасности является биология. В процессе поиска и конструирования методики оптимального включения вопросов радиационной безопасности в курсы биологии нами были проанализированы программы для средних общеоб-
разовательных школ, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в учебной практике. Сборники Министерства образования и науки РФ содержат несколько вариантов равнозначных, альтернативных программ для обязательной средней школы различных авторских коллективов: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Ла-тюшин, Р.Д. Маш; Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, В.И. Сивоглазов; А.Г. Драгомилов, РД. Маш, И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова [6]. Также были проанализированы программы для 8 классов с углубленным изучением биологии М.Р Сапина, З.Г. Брыксиной [6] и для 9 классов В.Б. Захарова [6]. Главная задача анализа программ курсов биологии состояла в выяснении возможности и методически обоснованной целесообразности включения в курсы биологии средней школы вопросов радиационной безопасности в рамках регионального компонента для радиационно-неблагополучных территорий.
Следующей задачей, поставленной на этапе анализа программ курсов биологии 8-9 классов, был поиск резервного времени, предусмотренного в стандартной программе для оптимальной реализации регионального компонента без перегрузки или нарушения структуры и логики разработанного курса.
Наконец, еще одной задачей в процессе анализа школьных программ биологии было определение возможностей реализации специфических принципов обеспечения радиационной безопасности, а также целей методики изучения вопросов радиационной безопасности в курсе биологии.
По результатам проведенного анализа программ и нормативных документов для апробации разработанной методики включения вопросов радиационной безопасности в курс биологии средней (обязательной) школы за счет регионального компонента для радиационно-неблагополучных территорий были выбраны две программы:
1. «Человек и его здоровье» (автор Н.И. Сонин) 8 класс (61 час +7 часов резервного времени) [6].
2. «Биология. Общие закономерности» (автор В.Б. Захаров) 9 класс (68 часов + 19 часов на факультатив) [6].
Итак, было выявлено, что вопросы радиационной биологии, экологии и гигиены целесообразно включать в курсы биологии «Человек и его здоровье» и «Биология. Общие закономерности» в 8 и 9 классах. Содержание этих курсов, возрастные особенности учащихся 8-9 классов создают наиболее благоприятные с методической точки зрения условия для рассмотрения широкого спектра вопросов радиационной безопасности в ее широком понимании в курсе биологии средней (обязательной) школы на интегративной основе в рамках регионального компонента.
Для достижения поставленных целей изучения вопросов радиационной безопасности необходим выбор путей включения этих вопросов в курс биологии: сквозное включение элементов радиационной экологии, биологии, гигиены и безопасности в основной курс биологии; активизация самостоятельной работы учащихся; спецкурсы и факультативы; внеклассная работа и экскурсии.
Перед учителем биологии стоит задача сформировать активную жизненную позицию школьников, а от учащегося - умение самостоятельно мыслить, аналитически подходить к проблемам радиационной безопасности, учитывая, соблюдается ли при этом баланс интересов личности, общества и государства, различать разные точки зрения, уметь формировать собственную, либо аргументировать факт присоединения к чьей-либо точке зрения. Он должен осознать необходимость быть не объектом, а субъектом отношений в сфере радиационной безопасности. Следовательно, деятельность учителя и ученика в процессе изучения основ радиационной безопасности - это субъект-субъектные отношения. Следует активизировать ученика не только на самостоятельное получение знаний, но и на практическую реализацию усвоенных знаний. Таких результатов можно добиться только в случае использования специфических средств и методов обучения.
Самостоятельная работа, освоение технологий самостоятельного поиска информации для подготовки проблемных рефератов, аналитических обзоров, научных сообщений и докладов, деловые игры и др. требуют использования индивидуальных, групповых и коллективных видов деятельности учебной работы. В группах работа должна строиться в диалоговом режиме, ибо учащиеся должны учиться вести конструктивный диалог по дискуссионным проблемам радиационной безопасности.
С этой целью следует использовать все формы обучения: общепедагогические (воспитание и всестороннее развитие личности, включая патриотическое воспитание граждан великой ядерной державы), дидактические (привитие умения учиться, осваивать новые проблемные области, находить противоречия, проблемы, ставить задачи и решать их и т.д.), методические (формирование знаний и умений по радиационной безопасности, усвоение мировоззренческих обобщений). Наибольшее внимание следует уделять активным формам обучения.
Обучение радиационной экологии и безопасности можно организовать вне образовательных учреждений, а именно - в форме массовых акций и кампаний, летних школ и лагерей, тематических недель, экспедиций и т.п. Интегративный характер радиоэкологического знания создает уникальную возможность для формирования ответственного отношения к последствиям человеческой деятельности и экологической ситуации данного региона, целостного, разностороннего и всеобъемлющего мировоззрения, основанного на гуманистических началах. Если принять во внимание, что в содержании и преподавании радиационной безопасности необходимо учитывать региональную и этнокультурную специфику, а также специфические интересы определенных социальных, профессиональных и возрастных групп, то эта задача становится особенно интересной и захватывающей.
Средства обучения. Важными особенностями изучения воздействий ионизирующих излучений являются необходимость обеспечения учебного процесса современными средствами наглядности и трудности в организации практических работ с использованием бытовых дозиметров в связи с отсутствием приборов в материальной базе школ и соображениями безопаснос-
ти. В процессе формирования знаний о радиационной безопасности следует использовать весь комплекс средств обучения: печатных (дидактические материалы, тексты, задачи), наглядных (плакаты, рентгеновские снимки, фотовитрины), аудиовизуальных (диафильмы, кинофильмы, видеофильмы радиоэкологической тематики, компьютерная анимация). Совершенно необходимы региональные карты радиационной обстановки, местных радиационно-опасных объектов и постов дозиметрического контроля.
Условия, в которых осуществляется образовательный процесс при работе по социоэкологической модели изучения радиационной безопасности, могут способствовать не только лучшему усвоению учебного материала, но и личностному росту учащихся (проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремления к знаниям, сотрудничеству в достижении цели, активизации мышления, социальной активности).
Условия, способствующие достижению цели радиоэкологического образования. Социоэкологический подход к радиационной безопасности должен основываться на мотивации учащихся, определяемой эмоционально-чувственным переживанием природы и подкрепленной знаниями в области радиобиологии и других естественных и гуманитарных дисциплин. В процессе образования мотивация рассматривается не только как условие становления осознанного радиоэкологически оправданного поведения, но и как фактор, способный сделать радиоэкологические проблемы личностно значимыми для детей. Осознанная социально значимая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с окружающей средой радиационнонеблагополучных территорий, рассматривается как основной результат радиоэкологического образования.
Библиографический список
1. Романов, Е.В. Изучение вопросов радиационной экологии и безопасности в курсе биологии средней школы: дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2003.
2. Романов, Е.В. Ретроспективный анализ подходов к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе // Мир культуры, науки, образования. - 2013. - № 3.
3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии / сост. В.С. Кучменко. - М., 2001.
4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М, 1981.
5. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М., 1976.
6. Биология. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / сост. В.С. Кучменко. - М., 2001.
Bibliography
1. Romanov, E.V. Izuchenie voprosov radiacionnoyj ehkologii i bezopasnosti v kurse biologii sredneyj shkolih: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2003.
2. Romanov, E.V. Retrospektivnihyj analiz podkhodov k izucheniyu voprosov radiacionnoyj bezopasnosti v obtheobrazovateljnoyj shkole // Mir
kuljturih, nauki, obrazovaniya. - 2013. - № 3.
3. Ocenka kachestva podgotovki vihpusknikov osnovnoyj shkolih po biologii / sost. V.S. Kuchmenko. - M., 2001.
4. Lerner, I.Ya. Didakticheskie osnovih metodov obucheniya. - M, 1981.
5. Verzilin, N.M. Obthaya metodika prepodavaniya biologii / N.M. Verzilin, V.M. Korsunskaya. - M., 1976.
6. Biologiya. Programmih dlya obtheobrazovateljnihkh shkol, gimnaziyj, liceev / sost. V.S. Kuchmenko. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 19.07.13
УДК 159.922.7
Romanova A.V. PERFORMANCE's MODEL OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS FOR THE PREVENTION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN'S DEVIANT BEHAVIOR. This work describes a performance's model of primary school teachers for the prevention of deviant behavior of younger students. Content of an interconnected set of its structural components is also revealed.
Key words: modeling, performance's model of primary school teachers, the prevention of primary school children's deviant behavior, model's structure.
А.В. Романова, канд. пед. наук, зав. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет), г. Озерск,
E-mail: jenya218@inbox.ru
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В работе описана модель деятельности учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников. Раскрыто содержание взаимосвязанной совокупности ее структурных компонентов.
Ключевые слова: моделирование, модель деятельности учителя начальных классов, профилактика отклоняющегося поведения младших школьников, структура модели.