Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования основ радиационной безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста'

Некоторые проблемы формирования основ радиационной безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Ирина Анатольевна

В статье раскрываются специфические особенности нового в педагогике направления – радиоэкологическое воспитание и образование. Формирование основ радиационной безопасности и здорового образа жизни у детей рассматривается в контексте проблем экологической культуры личности с позиций различных авторов на данный вопрос. Особое внимание уделяется роли игры как наиболее приемлемой детской деятельности в формировании основ радиационной безопасности у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article uncovers the peculiarities of a new pedagogical tendency «radio-ecological education». The formation of basic principles of radiation safety and healthy life-style of children is viewed in the context of personal ecological culture problems taking into consideration the positions of different authors on this problem. A special attention is given to a game as the most acceptable children’s activity in the process of radiation safety fundamentals formation by pre-school aged children.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования основ радиационной безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

57

УДК 373.2.033

И. А. Комарова

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются специфические особенности нового в педагогике направления -радиоэкологическое воспитание и образование. Формирование основ радиационной безопасности и здорового образа жизни у детей рассматривается в контексте проблем экологической культуры личности с позиций различных авторов на данный вопрос. Особое внимание уделяется роли игры как наиболее приемлемой детской деятельности в формировании основ радиационной безопасности у старших дошкольников.

Введение

Экологическое состояние планеты и угроза экологической катастрофы ставят человечество перед выбором стратегических и тактических задач, направленных как на решение проблем сохранения биосферы, так и реального выживания человека. Необходимость создания условий для устойчивого развития человечества требуют изменения сознания каждого землянина, перевода его поведения с антропоцентрической, потребительской позиции на гуманистическую, направленную на рациональное потребление и осознанно -правильное отношение к природе и ее объектам.

Концепция экологического образования подрастающего поколения рассматривает экологическое воспитание как важнейший компонент общего образования, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества. Важными показателями экологической воспитанности можно считать практические действия человека в отношении природного окружения, собственного здоровья и здоровья будущих поколений.

Интенсивное развитие ядерной энергетики, широкое использование в народном хозяйстве и в бытовой сфере различных источников ионизирующих излучений ставит задачу обеспечения безопасного проживания людей в условиях научно -технического прогресса. Проблема формирования основ радиационной безопасности и ЗОЖ имеет особую государственную значимость в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Эффективность мер по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС может быть значительно повышена при соответствующей образовательной и просветительной работе с населением и, в первую очередь, с подрастающим поколением. Знания о вреде, который может причинить радиация живым организмам, представления об основных правилах ведения хозяйства и ухода за жилищем, соблюдение правил личной гигиены, знания о правилах поведения на природе обеспечивают безопасную жизнедеятельность человека. Следовательно, радиоэкологическое воспитание -это новая отрасль знаний, мало изученная экологами, педагогами, психологами и другими специалистами, включающая в себя задачи экологического, гигиенического, оздоровительного и этического порядка.

Первые семь лет жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало личностного становления. В этом и есть самоценность дошкольного детства, когда закладываются первоосновы взаимодействия ребенка с природой, формируется осознание ее ценностей для всех людей.

Экологическое воспитание старших дошкольников должно строиться на усвоении системы знаний о природе, связей и взаимозависимостей, существующих в ней, на осознании деятельности человека в природе. Результатом экологического воспитания должно стать не только овладение определенными знаниями и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать природу, но и приобретение дошкольниками высоконравственных личностных качеств, важнейшими из которых являются экологическая воспитанность и формирование осознанно-правильного отношения к природе. Так, С. Н. Николаева под экологическим воспитанием дошкольников понимает «процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют» [1].

58

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Н. Ф. Болонникова рассматривает экологическое воспитание как «формирование нравственноэкологического сознания, которое проявляется в соответствующей деятельности по отношению к природе» [2]; Г. В. Кирикэ - как «процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, которое проявляется в поведении детей» [3].

Психологи и педагоги утверждают: маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с самого детства. Именно этот возраст является сензитивным к различным видам деятельности: дети становятся

любознательными, активными, готовыми к сотрудничеству с воспитателем. Физиологические механизмы познания окружающего мира у детей к старшему дошкольному возрасту достигают довольно высокой степени развития: появляется внутренняя речь; представления, которые, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия; активно формируется не только содержание, но и объем понятия.

Элементы учебной деятельности способствуют тому, что под руководством воспитателя оценочная деятельность переходит на новый этап: дети уже способны видеть красоту природы, радоваться, любоваться ею. Мотивированность оценки приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Примечательной особенностью старшего дошкольного возраста является также то, что дети становятся маленькими философами, интересуются глобальными проблемами. Их волнуют не только причины и сущность природных явлений, но и вопросы происхождения человека, вопросы жизни и смерти.

Важность познавательного компонента в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста подчеркивается во многих педагогических и психологических исследованиях Л. Д. Бобылевой, И. А. Комаровой, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, Л. И. Пономаревой, Т. В. Христовской и др. Анализ этих исследований показал, что авторы, формируя у детей представления о природе, так или иначе затрагивали вопросы воспитания эмоционально-ценностного отношения к ней. Через познание природы происходит обогащение духовного мира дошкольников, развитие эмоциональной сферы, нравственных и эстетических чувств.

Накопление знаний является инструментом, а не целью экологического воспитания дошкольников. Как подчеркивают психологи А. В. Запорожец, В. С. Мухина, С. Г. Якобсон и др., знания будут определять поведение ребенка лишь тогда, когда найдут эмоциональный отклик в его душе. Эмоциональные переживания, связанные с познанием природы, обеспечивают становление мотивов экологически целесообразной деятельности детей, развитие способности соблюдать правила и нормы поведения; расширяют созидательные возможности дошкольников в труде экологического содержания.

Важно воспитать у детей активную жизненную позицию, формировать у них экологически грамотное поведение в быту, в природе через организацию природоохранительной деятельности. Необходимо научить их понимать, что в природе все взаимосвязано, и нарушение одной из связей часто ведет за собой необратимые изменения. В процессе освоения экологических знаний ребенок начинает воспринимать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

Таким образом, процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста должен включать в себя познавательный, эмоциональный и деятельностный компоненты, развитие которых обеспечивает высокий уровень экологической воспитанности дошкольников. Такой подход к определению структуры содержания экологического воспитания соответствует подходу к определению основной структуры человеческой личности, включающей в себя познавательную, эмоциональную и мотивационно-поведенческую сферы, что в результате позволяет говорить о целостном развитии личности ребенка-дошкольника в процессе экологического воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение

Личность всегда выступает как ценность, которая задана определенной системой общественных отношений. Социальные качества личности складываются и проявляются в ее действиях, переживаниях, в отношении к другим людям, к себе и к окружающей природной среде (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

59

Проблемы образа жизни в постчернобыльский период касаются всех сфер жизнедеятельности человека: социальной, экономической, производственной, образовательной, медицинской, культурной, общественной. Для того чтобы правильно организовать работу и быт на загрязненной радиацией территории, необходимо располагать достоверной и точной информацией о сложившейся ситуации.

Радиоактивное излучение невозможно обнаружить с помощью органов чувств: оно не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, благодаря чему не возникает ощущения какой-либо опасности и кажется, что можно жить как раньше, не меняя образа жизни. Поэтому внедрение в педагогический процесс программ по радиоэкологии - это еще один важный шаг реабилитации населения, которое должно быть охвачено системой радиоэкологического образования и воспитания. Радиоэкологическая информация повышает экологическую культуру людей, способствует формированию ответственного отношения к собственному здоровью.

В качестве первоочередных задач радиоэкологического воспитания детей дошкольного возраста могут выступить:

- усвоение конкретных знаний по радиации и радиационной безопасности, находящихся в сфере детской досягаемости;

- формирование ответственности за собственное здоровье и развитие устойчивых привычек здорового образа жизни в условиях экологического неблагополучия;

- укрепление здоровья посредством занятий физической культурой, обучения детей упражнениям для снятия стрессов;

- формирование основ здорового питания и негативного отношения к вредным привычкам.

В новых государственных документах по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС одной из основных задач является создание системы радиоэкологического образования в пострадавших регионах. Экологическое образование рассматривается как одна из важнейших тактических задач воспитания. Воспитание рассматривается как элемент образования, связанный с владением научными основами взаимодействия природы и общества. Конечная цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, а показатель такой воспитанности - практические действия человека в отношении к природной среде и своему здоровью.

Еще одним важным шагом реабилитации населения в условиях последствий Чернобыльской катастрофы является желание педагогов ДОУ активно внедрять в практику рекомендации по радиационной безопасности не только среди сотрудников, но и родителей, приобщать их к основам здорового образа жизни в условиях семьи.

Базовая программа «Пралеска» [4] предполагает ознакомление детей дошкольного возраста с основами здорового образа жизни: быть здоровым - хорошо, болеть - плохо; понимать некоторые показатели здоровья, выполнять элементарные действия по укреплению здоровья; употреблять в пищу больше овощей, фруктов; есть меньше сладкого; мыть руки после пребывания на улице; не злиться и не нервничать; больше быть на свежем воздухе, вовремя ложиться спать; не смотреть долго телевизор и т. д. Однако в ней недостаточно внимания уделяется проблемам радиоэкологического воспитания.

Приобщение детей с раннего возраста к экологическим, гигиеническим и оздоровительным мероприятиям наиболее актуально в детском дошкольном учреждении, программа которого предусматривает заботу о здоровье и физическом развитии детей, включает привитие навыков личной гигиены, культуры поведения, физкультурно-оздоровительные мероприятия и закаливающие процедуры. Приоритетным методом радиоэкологического воспитания ребенка дошкольного возраста может выступать игра как ведущая детская деятельность. Использование в практической работе с детьми различных игр (ролевых, дидактических, подвижных), а также серии игровых обучающих ситуаций и игровых приемов не только повысит интерес дошкольников к изучаемым проблемам, но и в доступной, эмоциональной форме познакомит их с основами радиоэкологии и сформирует осознанно-правильное отношение к изучаемым явлениям.

Опыт организации радиоэкологического воспитания в дошкольных учреждениях показывает, что понятие «радиация» и всё, что связано с ней, является очень сложным для понимания детьми. Педагоги не имеют конкретных знаний в данном направлении и не всегда методически грамотно могут построить работу с ребятами.

60

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Индивидуальные беседы со старшими дошкольниками показали, что некоторые дети никогда не слышали слова «радиация» и не знают, что оно означает. Мы выяснили, что многие из ребят вообще не имеют представлений о том, как можно защитить себя от радиации. Их ответы часто носят обобщенный, даже примитивный характер: «Не ходить туда, где живет радиация», «Ее нужно убить», «Ее нужно развеселить», «От нее можно спрятаться», «Не трогать ее руками» и др. Радиация у детей чаще ассоциируется с различными сказочными героями, в основном с отрицательными персонажами детских сказок (Баба Яга, злая волшебница, Змей Горыныч, Царевна Несмеяна, дракон, волшебный камень, привидение и др.). Этот факт приводит к выводу, что радиоэкологическое образование детей дошкольного возраста наиболее целесообразно осуществлять посредством различных игр и экологических сказок, где главными действующими персонажами являются Королева Радиация, ее слуги - радионуклиды и другие герои.

Выводы

Использование игровых обучающих занятий, дидактических и подвижных игр, игровых упражнений и экологических сказок в ходе радиоэкологического воспитания детей дошкольного возраста позволит:

- выработать чувство осторожности при проживании в условиях радиоактивного загрязнения;

- расширить знания о полезном применении радиации;

- сформировать умения и навыки, которые помогут избежать опасного воздействия излучений в повседневной жизни, в том числе и в неблагоприятных радиоэкологических условиях.

Таким образом, повысить уровень радиоэкологической грамотности населения в районах, пострадавших от ЧАЭС, возможно путем формирования радиоэкологической культуры детского и взрослого населения Республики Беларусь, разработки и внедрения концепции непрерывного радиоэкологического образования и воспитания, которая предназначена, в первую очередь, для детских дошкольных учреждений, находящихся на загрязненных территориях, однако она может быть использована с профилактической целью и в других образовательных учреждениях страны.

Литература

1. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2002. - 336 с.

2. Балоннікава, Н. Ф. Выхаванне ў дашкольнікаў і малодшых школьнікаў умения шанаваць і зберагаць прыроду : метад. рэкамендацыі / Н. Ф. Балоннікава. - Гомель, 1994.

3. Кирикэ, Г. В. Экологическое воспитание детей 6-го года жизни (на материале ознакомления с птицами) : автореф. дис. / Г. В. Кирикэ. - М., 1993.

4. Пралеска : программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. - Минск, 2007.

5. Комарова, И. А. Радиоэкология для дошкольников: Основы радиационной безопасности и здорового образа жизни : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. А. Комарова. - Мозырь : Содействие, 2007.

6. Комарова, И. А. Основы радиационной безопасности дошкольника : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. А. Комарова, Л. Л. Корсик ; под общ. ред. Т. Н. Ковалевой, Г. А. Соколик, С. В. Овсянниковой. - Минск, 2008.

7. Основы радиоэкологии и безопасной жизнедеятельности : метод. пособие / под ред. Т. Н. Ковалевой, Г. А. Соколик, С. В. Овсянниковой. - Минск, 2005.

8. Терляев, А. М. Непрерывное радиоэкологическое образование и воспитание населения Республики Беларусь / А. М. Терляев // Адукацыя і выхаванне. - 2000. - № 1. - С. 9-13.

Summary

The article uncovers the peculiarities of a new pedagogical tendency «radio-ecological education». The formation of basic principles of radiation safety and healthy life-style of children is viewed in the context of personal ecological culture problems taking into consideration the positions of different authors on this problem. A special attention is given to a game as the most acceptable children’s activity in the process of radiation safety fundamentals formation by pre-school aged children.

Поступила в редакцию 29.06.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.