Научная статья на тему 'Ретроспективный анализ подходов к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе'

Ретроспективный анализ подходов к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ / РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / RADIATION ECOLOGY / RADIATION SAFETY / INTEGRATIVE INTERDISCIPLINARY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Е. В.

В статье рассматриваются подходы к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе. Представлен краткий анализ опыта преподавания радиационной экологии и безопасности в учебных курсах средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETROSPECTIVE ANALYSIS OF APPROACHES TO RADIATION SAFETY ISSUES STUDY IN SECONDARY SCHOOLS

The article considers the approaches to radiation safety issues study in secondary schools and gives the brief analysis of teaching experience in radiation ecology and safety educational courses in secondary school.

Текст научной работы на тему «Ретроспективный анализ подходов к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе»

специальные упражнения, направленные на улучшение состояния психофизических функций, лежащих в основе обеспечения психологического аспекта надёжности игрока; на снижение и повышение эмоциональной игровой напряжённости; необходимо направленное совершенствование таких психофизиологических качеств, как быстрота переработки информации, быстрота зрительного различения, точность и скорость реакций выбора, использование методов и приёмов регуляции психического состояния - это игровые формы тренировки с ограничением времени на выполнение технико-тактических действий; игровые моменты, приближённые к соревновательным ситуациям и упрощённые модели стандартных игровых ситуаций; дополнительные задания с лимитом времени и с проявлением внешних помех; акцент на выполнение сложных технико-тактических приёмов, качество исполнения которых определяет преимущественно игровую надёжность игрока.

В содержание тренировок помимо общей физической, технической, тактической, подготовок важно включить упражнения специальной физической подготовки. Например, выполнение имитационных упражнений в усложнённых условиях: ограничение пространства игровой поверхности стола для попадания мяча, исходное положение спиной к столу, игра с меняющимися соперниками и т.п. Игра в оговариваемых часто меняющихся, условиях (использование движений с имитацией технических действий ускорений, обманных движений и т.д.) может быть применена для тренировки отдельных технических элементов.

Значительную часть занятия должны составлять задания по выполнению специально-подготовительных упражнений (имитационных) в нанесении ударов и защит, перед зеркалом, упражнения «подводящие» к выполнению ударных и защитных действий, упражнения с мячами. Это позволит разнообразить тренировки, сделать их эмоционально привлекательнее, кроме того, конкретные упражнения дадут конкретные результаты в приросте спортив-

Библиографический список

ного совершенства. Целенаправленная работа по совершенствованию эффективности индивидуальных игровых действий должна осуществляться на протяжении всего учебно-тренировочного и соревновательного этапов подготовки.

Психофизическая подготовка должна включать элементы психофизических упражнений, направленных на уменьшение и снятие психической напряженности, и оптимизацию эмоционального состояния с помощью простейших методов психической саморегуляции; упражнения на расслабление при передвижении, создании успокаивающих образов, расслабления мышц тела, концентрации внимания на положительных мыслях, специальные дыхательные упражнения и др. Для формирования эмоциональной устойчивости тренеру важно использовать словесные методы, повышающие уровень возбуждения, настраивающие на максимальную отдачу в игре в формах, сопутствующего игре на счёт ободрения, комментирования, инструктирования.

На наш взгляд, выбор эффективных средств формирования психофизической устойчивости, подбор методов и приемов их использования, а также разработка системы контроля и оценки будут способствовать:

- повышению психофизиологической устойчивости студенток к игровым соревновательным условиям, в частности, и, в общем, повышению устойчивости к возможным близким по содержанию стрессовым ситуациям учебной деятельности (аттестационный период, зачетная сессия, экзаменационная сессия).

- сознательному контролю и повышению качества двигательных действий, что приведет к уменьшению ошибок в технических действиях спортсмена, повышению помехоустойчивости к сбивающим факторам, формированию оптимального предстартового состояния, адекватному поведению и реагированию в различных игровых ситуациях и в целом повышению успешности в соревновательной деятельности.

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987.

2. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб.заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин; под

ред. Г.В. Барчуковой. — М., 2006.

3. Худец, Р Настольный теннис техника с Владимиром Самсоновым / пер. с англ. О. Белозёров. - М., 2005.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб., 2002.

5. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону, 2000. - Сер. Гиппократ.

Bibliography

1. Abolin, L.M. Psikhologicheskie mekhanizmih ehmocionaljnoyj ustoyjchivosti cheloveka. - Kazanj, 1987.

2. Teoriya i metodika nastoljnogo tennisa: uchebnik dlya stud. vihssh. ucheb.zavedeniyj / G.V. Barchukova, V.M. Bogushas, O.V. Matihcin; pod

red. G.V. Barchukovoyj. — M., 2006.

3. Khudec, R. Nastoljnihyj tennis tekhnika s Vladimirom Samsonovihm / per. s angl. O. Belozyorov. - M., 2005.

4. Praktikum po obtheyj, ehksperimentaljnoyj i prikladnoyj psikhologii / pod red. A.A. Krihlova, S.A. Manicheva. - SPb., 2002.

5. Apanasenko, G.L. Medicinskaya valeologiya / G.L. Apanasenko, L.A. Popova. - Rostov-na-Donu, 2000. - Ser. Gippokrat.

Статья поступила в редакцию 24.04.13

УДК 371.4(075.8)

Romanov Ye.V. RETROSPECTIVE ANALYSIS OF APPROACHES TO RADIATION SAFETY ISSUES STUDY IN SECONDARY SCHOOLS. The article considers the approaches to radiation safety issues study in secondary schools and gives the brief analysis of teaching experience in radiation ecology and safety educational courses in secondary school.

Key words: radiation ecology, radiation safety, integrative interdisciplinary approach.

Е.В. Романов, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет),

г. Озерск, E-mail: jenya218@inbox.ru

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются подходы к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе. Представлен краткий анализ опыта преподавания радиационной экологии и безопасности в учебных курсах средней школы.

Ключевые слова: радиационная экология, радиационная безопасность,интегративный межпредметный подход.

Одной из сложнейших экологических проблем современности является радиоэкологическая проблематика. Ее ядром, как сложилось исторически, выступают биологические аспекты проблемы. Ионизирующие излучения представляют угрозу человеку, обществу, государству, а потому радиоэкология должна рассматриваться через призму радиационной безопасности. А это, в свою очередь, значит, что радиобиоэкология имеет неразрывные, органические взаимосвязи с теорией радиационной безопасности. Полагаем, что появление этой теории является результатом интеграционных процессов в экологии.

Как же изучаются сегодня проблемы радиационной безопасности в общеобразовательной школе?

В Российской Федерации изучение ядерных реакций, свойств и особенностей ионизирующих излучений впервые включено в программу средней школы в курс физики. Методика изучения явления радиоактивности представлена в работах Е.Б. Кнорре, О.Ф. Кабардина, А.Т. Глазунова, А. В. Усовой и др.

В курсе физики рассматриваются общие представления о физических свойствах ионизирующих излучений и источниках радиации, проникающая способность различных видов излучения, на основании чего учащиеся могут сделать выводы о методах физической защиты. Изучение последствий воздействия радиации на биологические объекты, вопросов радиационной безопасности в программе курса физики не предусмотрено.

В журнале «Физика в школе» традиционно публикуются методические материалы, посвященные изучению заявленной проблемы и осмыслению перспектив использования уникальных свойств ядерных реакций и излучений [1]. В диссертационном исследовании У.З. Ешимовой [3] разработана и апробирована методика включения вопросов радиационной безопасности в курс физики средней школы.

До 1991 года меры защиты от последствий ядерного взрыва изучались в средней школе в разделе «Гражданская оборона» курса начальной военной подготовки. Программа предусматривала изучение поражающих факторов ядерного взрыва, мер оповещения и защиты населения, организации укрытий, тактики эвакуации с зараженных территорий. Также в разделе «Гражданская оборона» рассматривались степени, стадии и признаки лучевой болезни. Понятий о естественных источниках радиации и опасности внутреннего облучения программа курса не содержала, так как была ориентирована на защиту населения от последствий военной ядерной бомбардировки.

Печальный урок Чернобыля продемонстрировал неэффективность данной программы и неумение населения связать военные меры радиационной безопасности с аварийными. Один из руководителей проекта ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС академик В.А. Легасов отметил: «Готовой литературы, которая могла быть быстро распространена среди населения и могла бы объяснить, какие дозовые нагрузки для человека являются относительно спокойными, какие ... чрезвычайно опасными, как вести себя в зоне повышенной радиационной опасности, которая могла бы дать грамотные советы - что мерить и как мерить, как вести себя с овощами, фруктами и т.д., вообще не оказалось. Было много книг для специалистов, книг толстых, грамотных, правильных.» [7, с. 239]. Именно неин-формированность населения, по мнению многих исследователей [2], привела к эффекту массовой радиофобии, последствия которой оказались не менее разрушительными, чем последствия аварии на самом энергоблоке.

На смену курсу «Начальная военная подготовка» (НВП) в школах вводится курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), в котором тема «Аварии на радиационно-опасных объектах» запланирована в программе для 8 класса. Акцент в данной теме поставлен на защите от техногенных источников радиации. Рекомендации по мерам безопасности носят нормативный ознакомительный характер и не являются логическим завершением сформированных целостных понятий об экологических, биологических и гигиенических аспектах обозначенной проблемы.

В методике преподавания биологии проблема радиационной безопасности рассматривалась в рамках экологического образования.

Программа курса «Экология» 1994 г. [14], методические разработки и учебное пособие авторского коллектива в составе Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, А.П. Сидорина [6] предусматривают наличие темы «Радиационное загрязнение и здоровье человека». В учебнике данного авторского коллектива впервые

в доступной форме для учащихся 9 классов был представлен корректно сформулированный материал о наличии естественных источников излучения, о допустимых и опасных дозах облучения, приведена сравнительная таблица эффектов, вызываемых облучением различной интенсивности, обоснована необходимость использования физических свойств излучения в мирных целях и рассказано о проблемах, связанных с ядерными технологиями и эксплуатацией объектов атомной энергетики.

Альтернативные программы по экологии 1994 г. Н.М. Черновой, В.М. Галушина, а также Н.М. Мамедова и И.Т. Суравеги-ной [8] непосредственного рассмотрения проблем ядерной безопасности не предусматривали, но включали темы сохранения здоровья, устойчивости экосистем и биосферы, изучение которых без учета фактора радиации было бы недостаточным.

Учебное пособие «Экология» для 9-11 классов Н.М. Мамедова и И.Т. Суравегиной1996 г. [8] включает материал «Ионизирующие излучения», где радиация совершенно логично рассматривается как абиотический фактор - естественный и техногенно-усиленный. Представлены биологические аспекты воздействия излучения, наиболее распространенные радионуклиды, миграция радионуклидов в экосистемах по пищевым цепям.

Факультативный курс «Экология современного человека» для 9 класса авторов В.Б. Захарова и В.И. Сивоглазова [4] предусматривает темы: «Абиотические факторы. Экологические основы заболеваемости. Загрязнение атмосфер, воды, почв. Энергетическое обеспечение». Перечисленные темы предусматривают необходимость ознакомления учащихся с актуальными проблемами радиационной защиты и безопасности.

Д.Д. Утешинским [12] и В.И Сериковой [11] разработаны факультативные курсы, в программах которых заявлено ознакомление с вопросами радиоактивного воздействия на биологические системы.

Однако, многие экологические учебные пособия освещают данную проблему односторонне. Например, «Экология» для 7-9 классов А.Т. Зверева и Е.Г. Зверевой [5] акцентирует внимание на гибели людей и необходимости покинуть родные места из-за опасности облучения. Полагаем, что подобное изложение материала может привести учащихся к выводу о том, что ядерные технологии несут смерть, заболевания, потерю крова, имущества вследствие неизбежных аварий, а это естественным образом будет способствовать развитию радиофобии.

В республике Беларусь накоплен определенный опыт решения этих проблем. Так, после аварии на Чернобыльской АЭС для решения всего комплекса проблем радиоэкологического образования в Белоруссии, включая просвещение населения, были представлены: «Концепция радиоэкологического образования в Республике Беларусь»(1993) и «Концепция образования и просвещения населения по вопросам радиационной безопасности и радиоэкологии»(1995) [9].

Радиоэкологическое образование является сегодня составной частью всей системы образования республики Беларусь и направлено на формирование современных знаний, необходимых для адекватного восприятия широкого круга проблем, связанных с воздействием радиации на окружающую среду и человека, радиационной безопасностью и гигиеной, использованием ядерных технологий в народном хозяйстве. Оно охватывает практически все население Республики Беларусь.

Содержание радиоэкологического образования едино для каждого уровня общего образования и строится с учетом соответствующего объема базовых естественнонаучных знаний. В средних и средних специальных учебных заведениях курс «Основы радиационной безопасности» выступает в качестве обязательного самостоятельного предмета для старших классов (курсов). В высших учебных заведениях курс «Радиоэкология» и/или «Радиационная безопасность» является обязательным. На курсах повышения квалификации учителей, врачей, работников СМИ проводятся занятия по радиационной безопасности.

Систематическая работа по просвещению и информированию населения разворачивается на базе опорных учебно-информационных кабинетов по радиационной безопасности и гигиене, организуемых в областных центрах, крупных населенных пунктах районов, загрязненных радионуклидами. К этой работе активно подключаются средства массовой информации, сеть государственного радиационного и санитарно-гигиенического контроля, местные центры радиационного контроля, учебные заведения, центры медицинской реабилитации и оздоровления, другие республиканские службы.

Для полного удовлетворения потребности республики в специалистах по вопросам радиоэкологии, радиационной безопасности, обращения с источниками ионизирующего излучения, включая педагогические кадры, в учебных заведениях создаются дополнительные профильные подразделения.

В настоящее время, поскольку предмет «Экология» отсутствует в федеральном компоненте учебного плана, предполагается решать проблему экологического образования и воспитания путем экологизации всего содержания образования. Соответственно, процесс радиоэкологического образования осуществляется путем включения основ радиоэкологии в общее биологическое образование школьников с целью развития у них элементарной радиоэкологической грамотности на уровне экологической информированности. Подобный подход обозначился в преподавании других школьных дисциплин: физики, химии, географии.

Между тем, важным событием, давшим новый импульс развитию радиоэкологическому образованию, стал выход в свет специальных учебных пособий, посвященных вопросам радиационной безопасности.

Учебное пособие «Основы радиационной безопасности» Н.П. Рябининой, Г.Н. Романова [10] предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих основы безопасности жизнедеятельности. Интегративный подход к отбору содержания учебного материала позволил авторам привлечь данные различных областей науки и рассмотреть технические, медицинские, санитарно-гигиенические аспекты проблемы радиационной безопасности.

Пособие имеет модульный принцип построения, что дает возможность преподавателю выбирать оптимальное количество часов для чтения спецкурса, варьировать предложенные темы в зависимости от профиля подготовки студентов и дидактической цели занятия. Модульный принцип построения обеспечивает развитие навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Данное учебное пособие может быть использовано и учителями, и студентами учебных заведений системы профессионального образования, учащимися специализированных экологических колледжей и лицеев, классов с углубленным преподаванием естественно-научных дисциплин, а также на факультетах повышения квалификации работников образования.

Авторы второго пособия - «Введение в радиобиологию» Д.3. Шибкова, В.В. Латюшин, В.И. Серикова [13] исследовали уровень информированности школьников старших классов по вопросам радиационной безопасности, изучили содержание школьного курса биологии 9-11 классов и провели предварительный отбор информации о влиянии ионизирующей радиации на биологические объекты. Материал, предлагаемый для ознакомления, имеет блочную структуру. Информационные блоки рекомендованы для использования в курсах «Человек» и «Общая биология» 9-11 классов. В ходе подбора содержания каждого из блоков учтено их практическое использование в темах стандартных образовательных программ по биологии 9-11-х классов. Составлен список литературы, содержащий дополнительную информацию по изучаемой проблеме, которую рекомендуется использовать учителям и преподавателям при подготовке материалов курса. В пособии представлена программа факультативного курса «Основы радиобиологии» для 11 класса. Пособие представляет ценнейший дополнительный источник информации по проблемам радиационной безопасности для преподава-

Библиографический список

телей, студентов и учителей. Однако для учащихся средних общеобразовательных школ пособие является сложным для восприятия.

Полагаем, что выявленные нами недостатки в радиоэкологическом образовании, отсутствие межпредметных связей с социально-гуманитарными дисциплинами, декларирование устаревших целей радиоэкологического просвещения свидетельствуют об отсутствии системы радиоэкологического образования на радиационно-неблагополучных территориях. Это обусловливает снижение его эффективности.

Таким образом, основной проблемой изучения радиационной безопасности в школе является бессистемность. Названная специфика радиационной безопасности как предмета изучения должна отражаться и на методике преподавания биологии в школе. Современный подход к экологическому образованию и программы предметов естественно-научного цикла предполагают изучение актуальных вопросов радиационной безопасности на интегративной межпредметной основе. Особенно проблема недостаточной разработанности методических материалов по основам радиационной безопасности актуально для территорий и регионов, расположенных вблизи радиационно опасных объектов, атомных станций, научно-исследовательских центров и природных естественных радиационных аномалий.

Главные цели радиоэкологического образования детей в данных условиях - сохранение их здоровья, защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды; формирование способности адекватно воспринимать опасность облучения, привитие навыков безопасного проживания и поведения на радиоактивно загрязненной территории; формирование радиоэкологической культурыи радиоэкологического сознания детей.

Экологическая грамотность, которая предусматривает необходимость гласного, достоверного и научного информирования населения в области экологических проблем региона и возможных путей их решения, является лишь начальной ступенью в системе регионального экологического образования, которая будет способствовать ликвидации стереотипов, возникающих на уровне бытового сознания, оздоровлению социально-экологического климата в регионе.

Экологически опасные условия проживания детского населения, с одной стороны, и отсутствие необходимых знаний у детей для обеспечения собственной безопасности, с другой стороны, обусловливают необходимость разработки и использования в школах специализированных методик формирования знаний о радиационной безопасности. Исторически обусловлено, что ядром данного междисциплинарного комплекса знаний является радиобиология.

Подводя общие итоги проанализированного научного материала данной статьи приходится констатировать, что основной проблемой изучения радиационной безопасности в школе сегодня является бессистемность. Отдельные элементы знаний о радиационной безопасности, включаемые в курсы физики, оБж и др. не могут решить проблемы формирования системы этих знаний. Исключение курса экологии из баз учебных планов также не способствовало формированию этой системы. Кроме того, сложившиеся в российской школе подходы к изучению радиационной безопасности базируются на устаревших целях экологического просвещения. Новые цели формирования экологического мышления на межпредметной основе выдвигают новые методические требования перед эколого-биологическим образованием.

1. Браверманн, Э.М. Факты и выводы: материалы для урока-размышления об атомной энергии // Физика в школе. - 1999.- № 2.

2. Дощенко, В.Н. Вся правда о радиации. - Озерск, 1992.

3. Ешимова, У.З. Методика изучения вопросов радиационной безопасности в курсе физики основной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996.

4. Захаров, В.Б. Экология современного человека: факультативный курс. 9 кл. // Программы для общеобразовательных учреждений. Экология / В.Б. Захаров, В.И. Сивоглазов. - М., 1994.

5. Зверев, А.Т. Экология: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных школ / А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. - М., 1999.

6. Криксунов, Е.А. Экология: учебник для общеобразовательных учебных заведений. 9 класс / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М., 1997.

7. Легасов, В.А. Фантом: сборник документальных и художественных произведений о трагических событиях на Чернобыльской АЭС. -М., 1989.

8. Мамедов, Н.М. Экология: учеб.пособ. для 9- 11 классов общеобразовательной школы / Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина. - М., 1996.

9. Рычков, А.Е. Социально-политические ориентации представителей местных органов власти Беларуси в условиях экстремальной ситуации постчернобыльского периода: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Минск, 1994.

10. Рябинина, Н.П. Основы радиационной безопасности: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Н.П. Рябинина, Г.Н. Романов. - Миасс, 1995.

11. Серикова, В.И. Факультатив «Основы радиобиологии» и его реализация в школьных курсах биологии, естествознания, экологии //

Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области: материалы 3-й научно-практич. конф. / под. ред. В.В. Латю-

шина. - Челябинск, 1999.

12. Утешинский, Д.Д. Программа «Здоровье человека. IX класс» // Программы общеобразовательных учреждений. Биология. - М., 1994.

13. Экология. Программы для общеобразовательных учреждений / сост. В.С. Кучменко. - М., 1994.

14. Шибкова, Д.З. Введение в радиобиологию: учеб.пособ. / Д.З. Шибкова, В.В. Латюшин, В.И. Серикова. - Челябинск, 1998.

Bibliography

1. Bravermann, Eh.M. Faktih i vihvodih: materialih dlya uroka-razmihshleniya ob atomnoyj ehnergii // Fizika v shkole. - 1999.- № 2.

2. Dothenko, V.N. Vsya pravda o radiacii. - Ozersk, 1992.

3. Eshimova, U.Z. Metodika izucheniya voprosov radiacionnoyj bezopasnosti v kurse fiziki osnovnoyj shkolih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -M., 1996.

4. Zakharov, V.B. Ehkologiya sovremennogo cheloveka: fakuljtativnihyj kurs. 9 kl. // Programmih dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. Ehkologiya / V.B. Zakharov, V.I. Sivoglazov. - M., 1994.

5. Zverev, A.T. Ehkologiya: uchebnik dlya 7-9 kl. obtheobrazovateljnihkh shkol / A.T. Zverev, E.G. Zvereva. - M., 1999.

6. Kriksunov, E.A. Ehkologiya: uchebnik dlya obtheobrazovateljnihkh uchebnihkh zavedeniyj. 9 klass / E.A. Kriksunov, V.V. Pasechnik,

A.P. Sidorin. - M., 1997.

7. Legasov, V.A. Fantom: sbornik dokumentaljnihkh i khudozhestvennihkh proizvedeniyj o tragicheskikh sobihtiyakh na Chernobihljskoyj AEhS. - M., 1989.

8. Mamedov, N.M. Ehkologiya: ucheb.posob. dlya 9- 11 klassov obtheobrazovateljnoyj shkolih / N.M. Mamedov, I.T. Suravegina. - M., 1996.

9. Rihchkov, A.E. Socialjno-politicheskie orientacii predstaviteleyj mestnihkh organov vlasti Belarusi v usloviyakh ehkstremaljnoyj situacii

postchernobihljskogo perioda: avtoref. dis. ... kand.sociol. nauk. - Minsk, 1994.

10. Ryabinina, N.P. Osnovih radiacionnoyj bezopasnosti: ucheb.posob. dlya stud. ped. vuzov / N.P. Ryabinina, G.N. Romanov. - Miass, 1995.

11. Serikova, V.I. Fakuljtativ «Osnovih radiobiologii» i ego realizaciya v shkoljnihkh kursakh biologii, estestvoznaniya, ehkologii // Problemih ehkologii i ehkologicheskogo obrazovaniya Chelyabinskoyj oblasti: materialih 3-yj nauchno-praktich. konf. / pod.red. V.V. Latyushina. -Chelyabinsk, 1999.

12. Uteshinskiyj, D.D. Programma «Zdorovje cheloveka. IX klass» // Programmih obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. Biologiya. - M., 1994.

13. Ehkologiya. Programmih dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / sost. V.S. Kuchmenko. - M., 1994.

14. Shibkova, D.Z. Vvedenie v radiobiologiyu: ucheb.posob. / D.Z. Shibkova, V.V. Latyushin, V.I. Serikova. - Chelyabinsk, 1998.

Статья поступила в редакцию 15.05.13

УДК 377

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stashkevich I.R., Serebrennikova E.A. THE MODEL OF FORMATION COMPETENCIES OF BUSINESS ACTIVITY AT THE STUDENTS, STUDYING AT THE SPECIALTY OF TECHNICAL PROFILE. The article presents a complex of organizational and pedagogical conditions for the effective functioning of the model forming competencies of business activities. The model and its structural elements are described. The stages of competencies formation are defined.

Key words: competencies of business activity, structural-functional model, organizational and pedagogical conditions.

И.Р. Сташкевич, д-р пед. наук, доц., проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ГБОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, E-mail: stashkevichiren@mail.ru; Е.А. Серебренникова, зам. директора по учебно-методической работе

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж», г. Челябинск, E-mail: lena-77@74.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье представлен комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования модели по формированию компетенций предпринимательской деятельности. Описана модель и ее структурные элементы, определены этапы подготовки.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, структурно-функциональная модель, организационно-педагогические условия.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Как показывает анализ литературы, предпринимательское образование, приближенное к жизни, пронизанное знанием экономических реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности, как способ распространения базовых предпринимательских знаний; средство формирования человеческого капитала, инструмент адаптации молодого человека к социально-экономическим изменениям имеет существенное значение для социально-экономических преобразований и будущего России.

Проведенное теоретическое исследование выявило, что проблема формирования предпринимательских компетенций для отечественной педагогики относительно нова, о чем свидетельствует небольшое количество работ и их узкая тематика; формирование предпринимательской культуры (В.Н. Банькина [1],

М.Л. Нюшенкова); формирование предпринимательских компетенций (Е.П. Сулаева [2], М.Ю. Романова); формирование предпринимательских качеств у студентов педагогического вуза (Т.А. Волошина [3]); педагогические аспекты предпринимательской подготовки в условиях общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования (Н.Г. Алексеев, В.А. Березина, М.В. Богданов, А.К. Бруднова, В.В. Быков, С.И. Вершинина, Н.И. Городецкая, Ю.В. Громыко, О.В. Егошина, С.И. Зверев, В.Б. Орлов, А.И. Парамонова, А.С. Потапов, И.А. Сасова, И.М. Саяпова, В.Д. Симоненко, А.У. Умаева, В.З. Черняк и др.); воспитание предприимчивости старшеклассников (М.А. Селиванова); формирование компетентности в сфере предпринимательства (В.В. Демидов [4]); педагогические условия формирования предпринимательской компетентности (Т.М. Матвеева); подготовка к предпринимательской деятельности (М.Х. Гатиятуллин [5]); диагностика психологической готовности к предпринимательской деятельности (Р.Х. Токов [6]).

Эффективное формирование заявленных компетенций требует создания в образовательном учреждении организационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.