Научная статья на тему 'Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля'

Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COMPETENCIES OF BUSINESS ACTIVITY / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сташкевич И. Р., Серебренникова Е. А.

В статье представлен комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования модели по формированию компетенций предпринимательской деятельности. Описана модель и ее структурные элементы, определены этапы подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION COMPETENCIES OF BUSINESS ACTIVITY AT THE STUDENTS, STUDYING AT THE SPECIALTY OF TECHNICAL PROFILE

The article presents a complex of organizational and pedagogical conditions for the effective functioning of the model forming competencies of business activities. The model and its structural elements are described. The stages of competencies formation are defined.

Текст научной работы на тему «Модель формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля»

11. Серикова, В.И. Факультатив «Основы радиобиологии» и его реализация в школьных курсах биологии, естествознания, экологии //

Проблемы экологии и экологического образования Челябинской области: материалы 3-й научно-практич. конф. / под. ред. В.В. Латю-

шина. - Челябинск, 1999.

12. Утешинский, Д.Д. Программа «Здоровье человека. IX класс» // Программы общеобразовательных учреждений. Биология. - М., 1994.

13. Экология. Программы для общеобразовательных учреждений / сост. В.С. Кучменко. - М., 1994.

14. Шибкова, Д.З. Введение в радиобиологию: учеб.пособ. / Д.З. Шибкова, В.В. Латюшин, В.И. Серикова. - Челябинск, 1998.

Bibliography

1. Bravermann, Eh.M. Faktih i vihvodih: materialih dlya uroka-razmihshleniya ob atomnoyj ehnergii // Fizika v shkole. - 1999.- № 2.

2. Dothenko, V.N. Vsya pravda o radiacii. - Ozersk, 1992.

3. Eshimova, U.Z. Metodika izucheniya voprosov radiacionnoyj bezopasnosti v kurse fiziki osnovnoyj shkolih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -M., 1996.

4. Zakharov, V.B. Ehkologiya sovremennogo cheloveka: fakuljtativnihyj kurs. 9 kl. // Programmih dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. Ehkologiya / V.B. Zakharov, V.I. Sivoglazov. - M., 1994.

5. Zverev, A.T. Ehkologiya: uchebnik dlya 7-9 kl. obtheobrazovateljnihkh shkol / A.T. Zverev, E.G. Zvereva. - M., 1999.

6. Kriksunov, E.A. Ehkologiya: uchebnik dlya obtheobrazovateljnihkh uchebnihkh zavedeniyj. 9 klass / E.A. Kriksunov, V.V. Pasechnik,

A.P. Sidorin. - M., 1997.

7. Legasov, V.A. Fantom: sbornik dokumentaljnihkh i khudozhestvennihkh proizvedeniyj o tragicheskikh sobihtiyakh na Chernobihljskoyj AEhS. - M., 1989.

8. Mamedov, N.M. Ehkologiya: ucheb.posob. dlya 9- 11 klassov obtheobrazovateljnoyj shkolih / N.M. Mamedov, I.T. Suravegina. - M., 1996.

9. Rihchkov, A.E. Socialjno-politicheskie orientacii predstaviteleyj mestnihkh organov vlasti Belarusi v usloviyakh ehkstremaljnoyj situacii

postchernobihljskogo perioda: avtoref. dis. ... kand.sociol. nauk. - Minsk, 1994.

10. Ryabinina, N.P. Osnovih radiacionnoyj bezopasnosti: ucheb.posob. dlya stud. ped. vuzov / N.P. Ryabinina, G.N. Romanov. - Miass, 1995.

11. Serikova, V.I. Fakuljtativ «Osnovih radiobiologii» i ego realizaciya v shkoljnihkh kursakh biologii, estestvoznaniya, ehkologii // Problemih ehkologii i ehkologicheskogo obrazovaniya Chelyabinskoyj oblasti: materialih 3-yj nauchno-praktich. konf. / pod.red. V.V. Latyushina. -Chelyabinsk, 1999.

12. Uteshinskiyj, D.D. Programma «Zdorovje cheloveka. IX klass» // Programmih obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. Biologiya. - M., 1994.

13. Ehkologiya. Programmih dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / sost. V.S. Kuchmenko. - M., 1994.

14. Shibkova, D.Z. Vvedenie v radiobiologiyu: ucheb.posob. / D.Z. Shibkova, V.V. Latyushin, V.I. Serikova. - Chelyabinsk, 1998.

Статья поступила в редакцию 15.05.13

УДК 377

Stashkevich I.R., Serebrennikova E.A. THE MODEL OF FORMATION COMPETENCIES OF BUSINESS ACTIVITY AT THE STUDENTS, STUDYING AT THE SPECIALTY OF TECHNICAL PROFILE. The article presents a complex of organizational and pedagogical conditions for the effective functioning of the model forming competencies of business activities. The model and its structural elements are described. The stages of competencies formation are defined.

Key words: competencies of business activity, structural-functional model, organizational and pedagogical conditions.

И.Р. Сташкевич, д-р пед. наук, доц., проректор по научно-исследовательской и инновационной работе ГБОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, E-mail: [email protected]; Е.А. Серебренникова, зам. директора по учебно-методической работе

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский многопрофильный колледж», г. Челябинск, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье представлен комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования модели по формированию компетенций предпринимательской деятельности. Описана модель и ее структурные элементы, определены этапы подготовки.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, структурно-функциональная модель, организационно-педагогические условия.

Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Как показывает анализ литературы, предпринимательское образование, приближенное к жизни, пронизанное знанием экономических реалий, социальных проблем, основанное на опыте самостоятельной практической деятельности, как способ распространения базовых предпринимательских знаний; средство формирования человеческого капитала, инструмент адаптации молодого человека к социально-экономическим изменениям имеет существенное значение для социально-экономических преобразований и будущего России.

Проведенное теоретическое исследование выявило, что проблема формирования предпринимательских компетенций для отечественной педагогики относительно нова, о чем свидетельствует небольшое количество работ и их узкая тематика; формирование предпринимательской культуры (В.Н. Банькина [1],

М.Л. Нюшенкова); формирование предпринимательских компетенций (Е.П. Сулаева [2], М.Ю. Романова); формирование предпринимательских качеств у студентов педагогического вуза (Т.А. Волошина [3]); педагогические аспекты предпринимательской подготовки в условиях общеобразовательной школы и в системе дополнительного образования (Н.Г. Алексеев, В.А. Березина, М.В. Богданов, А.К. Бруднова, В.В. Быков, С.И. Вершинина, Н.И. Городецкая, Ю.В. Громыко, О.В. Егошина, С.И. Зверев, В.Б. Орлов, А.И. Парамонова, А.С. Потапов, И.А. Сасова, И.М. Саяпова, В.Д. Симоненко, А.У. Умаева, В.З. Черняк и др.); воспитание предприимчивости старшеклассников (М.А. Селиванова); формирование компетентности в сфере предпринимательства (В.В. Демидов [4]); педагогические условия формирования предпринимательской компетентности (Т.М. Матвеева); подготовка к предпринимательской деятельности (М.Х. Гатиятуллин [5]); диагностика психологической готовности к предпринимательской деятельности (РХ. Токов [6]).

Эффективное формирование заявленных компетенций требует создания в образовательном учреждении организационно-

педагогических условий, которые были выявлены в ходе теоретического исследования и будут проверены на достаточность опытно-экспериментальным путем, что, конечно же, потребует изменений в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.

Первое организационно-педагогическое условие предполагается построение образовательного процесс на основе интеграции программ базовой отраслевой и дополнительной предпринимательской подготовки. Оно направлено на интеграцию содержания основной образовательной программы технического профиля и программы дополнительной подготовки в области предпринимательства. Интеграция обеспечит формирование компетенции различных специальностей, специальностей не только социально-экономического, юридического, управленческого профиля, но и технического в области реализации своей деятельности. Интегративность позволит организовать, эффективно управлять технологическими процессами, управлять собственными ресурсами и развивать свой бизнес с учетом инновационных технологий отрасли, совершенствовать профессиональное и личное самосознание выпускников. Все это станет возможным тогда, когда будут развиты, в том числе творческие компетенции и компетенции самосовершенствования, относящиеся к базовым компетенциям, которые формируются в результате активной осознанной деятельности субъекта, представляют собой опыт этой деятельности, т.е. не знания, а практические умения, охватывают собой все основные способы деятельности. Базовые компетентности позволяют субъекту адекватно ситуации проявлять данные компетенции, совершенствуя степень овладения любой социально значимой деятельностью.

Вторым организационно-педагогическим условием является реализация программы дополнительного профессионального модуля «Организация и управление предпринимательской деятельностью в направлении базовой специальности». Предлагаемый к реализации модуль позволит сформировать интегративные профессиональные компетенции, направленные на организацию и управление предпринимательской деятельности в сфере получаемого базового профессионального образования. Навыки, полученные путем интеграции базового и дополнительного содержания образовательной программы, будут способствовать развитию качеств личности, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, расширению возможности самозанятости.

Третье организационно-педагогическое условие раскрывает необходимость осуществлять подготовку с использованием прикладного программного продукта ProjectExpert.Управление бизнес-процессом виртуального предприятия позволяет связать между собой процедуры или операции (функции), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках его организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения и процесс воспитания, включающий формирование и развитие личностных качеств: способность и готовность творчески мыслить, генерировать идеи, превращая их в новые технологии, самостоятельно достигать серьёзные цели, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, быть готовым принять на себя ответственность, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

В результате создания данных организационно-педагогических условий формируется собственная сфера ответственности, ресурсы для ее освоения и возможность настоящего действия, а выпускник становится грамотным специалистом не только по полученной в колледже специальности, но и подготовленным к рыночным отношениям предпринимателем.

Разработка модели формирования компетенций предпринимательской деятельности потребовала изменения подходов к процессу обучения, изменения содержания обучения на ступени среднего профессионального образования, осуществления взаимосвязи форм, методов и средств обучения, разработки системы диагностики результатов обучения и системы проведения корректировки результатов. Функционирование модели осуществляется в рассмотренном выше комплексе педагогических условий, которые являются внешними по отношению к модели и требующие экспериментальной проверки.

Модель представлена целевым, методологическим, содержательным, организационно-технологическим, результативнооценочным блоками.

Целевой блок модели обусловлен, в первую очередь, социальным заказом, который продиктован запросом со стороны эко-

номической системы России, в которой в настоящее время предприниматель выдвинут в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса; во-вторых, запросом самого потребителя услуг, которому в современных условиях уже недостаточно только профессионального образования, которое призвано включить молодежь в процесс производительного труда, создания материальных ценностей, но и необходимо обеспечить надежную социальную защиту выпускников от непредсказуемых обстоятельств рынка труда. Такая защита может быть обеспечена посредством двух механизмов: «внешняя» и «внутренняя». Внешние механизмы обеспечиваются социальной защитой со стороны государства. Практика, однако, показывает их недостаточность. Необходимо дополнить их «внутренними» механизмами социальной защиты, т.е. повысить внутреннюю степень устойчивости выпускника, его адаптационные возможности в условиях рынка. Поэтому целью созданной модели является формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по специальностям технического профиля в определенном комплексе педагогических условий.

Формирование компетенций предпринимательской деятельности целесообразно осуществлять в едином процессе получения образования, путем интеграции содержания базового профессионального (технического) и дополнительного (предпринимательского) образования, через содержание дисциплин и профессиональных модулей базовой профессиональной подготовки по направлению или специальности и дополнительной подготовкой в области предпринимательства. Поэтому методологический блок модели определили следующие методологические подходы: системно-деятельностный, личностно-деятельностный, компетентностный, интегративный, аксиологический.

Деятельностный подход в нашей модели лежит в основе двух подходов: системно-деятельностного и личностно-деятельностного. В педагогической науке системный подход предполагает выделение связей и отношений между рассматриваемыми объектами, установление влияния связей на развитие системы в целом. Он предполагает определение влияния каждого компонента системы на развитие личности. Процесс развития личности и его результат рассматривается нами как критерий эффективности педагогического процесса. В этом отношении он тесно связан с деятельностным подходом и рассматривается нами как системно-деятельностный подход. Личностно-деятельностный подход рассматривается нами как интеграция личностно-ориентированного и деятельностного подходов, в рамках которых, личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Под ком-петентностным подходом мы понимаем - перенос акцентов на результат образования, причем в качестве результата рассматриваются не знания, умения и полученный практический опыт, а способность человека, имея высокую мотивацию к деятельности, действовать в различных нестандартных ситуациях мобилизуя все внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Интегративный подход обеспечивает усиление связей между отраслевой базовой подготовкой и дополнительной подготовкой в области предпринимательства. Аксиологический подход при формировании компетенций предпринимательской деятельности означает формирование полного осознания обучающимся ценности образования с позиции воспитания и развития личности. Сложившаяся сегодня система образования, на различных ее ступенях лишена нравственно-этической стороны. Становится очевидным, что от уровня заложенных нравственно-этических характеристик личности зависит решение социальных, экономических и даже технических проблем настоящего и будущего [7].

Здесь же мы определили и описали принципы формирования компетенций предпринимательской деятельности (интегра-тивность, индивидуализация и принцип природосообразного образования [8]), которые лежат в основе модели формирования компетенций предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по техническим специальностям.

В основу подготовки положен компетентностный подход, в котором ключевыми понятиями выступают «компетенция» и «компетентность». Исследовав эти понятия, мы определили для себя, что компетенции предпринимательской деятельности являются интегративными и формируются на основе базовых компетенций, которые формируются в результате активной осознанной деятельности субъекта, представляют собой опыт этой

деятельности и профессиональных компетенций в направлении базовой специальности. Базовые компетентности позволяют субъекту адекватно ситуации проявлять данные компетенции, совершенствуя степень овладения любой социально значимой деятельностью. Профессиональные компетенции позволяют с достаточной степенью профессионализма выполнять трудовые функции в области своей деятельности. Интегративные предпринимательские компетенции позволяют организовать, грамотно управлять технологическим процессом и собственными ресурсами и развивать свой бизнес с учетом инновационных технологий отрасли.

Индивидуализация процесса обучения строится с учетом психофизиологических особенностей, т.е. готовности субъекта к деятельности требующей способности и готовности творчески мыслить, генерировать идеи, превращая их в новые технологии, самостоятельно достигать серьёзные цели, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, быть готовым принять на себя ответственность, умело реагировать на различные жизненные ситуации.

Принцип природосообразного образования предполагает соответствие содержания предпринимательской подготовки, форм, методов и средств организации образовательного процесса возможностям и потребностям конкретной личности. Подготовка в области предпринимательства с одной стороны обеспечивает потребности личности, а с другой стороны способствует развитию личности в направлении общечеловеческих ценностей.

Содержательный блок включает в себя следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, операционно-деятельностный, рефлексивный, этический (социально-поведенческий)

Мотивационный компонент определяет значимость деятельности предпринимателя обучающимся. Определяет желание, возможности, потребности к занятию предпринимательской деятельности. Результат проявляется в сформированности мотивации к учебной деятельности и устойчивому интересу к предпринимательской деятельности, а в последствие профессиональной деятельности предпринимателя в направлении базовой специальности.

При формировании когнитивного компонента закладывается база профессиональной деятельности. Являясь базой для операционно-деятельностного компонента, характеризуется успешностью решения стандартных учебных задач. Овладением, а затем и применением знаний при решении профессиональных задач.

Операционно-деятельностный компонент характеризуется овладением навыками и умениями в области технологии производства и предпринимательства.

Рефлексивный компонент включает систему самодиагностики: анализ, оценку. Характеризуется самоанализом и самооценкой на основе собственной деятельности, в ходе выполнения проектов, приобретения практического опыта.

Этический (социально-поведенческий) компонент базируется на принципах этического бизнеса. Этический компонент нацелен на формирование системы ценностей, которые лежат в основе и действуют как ориентиры при принятии решений и регуляции поведения личности.

Так как процесс формирования компетенций может быть условно разделен на этапы для более четкого представления происходящих изменений, в модели выделены этапы: формирование общепрофессиональной подготовки, формирование знаний в области предпринимательства и этап концентрации навыков предпринимательской деятельности в направлении базовой подготовки. Выбраны формы и методы адекватные поставленным задачам.

Результативно-оценочный блок соотносит критерии и показатели с уровнем сформированности предпринимательских компетенций, по которым можно судить об эффективности функционирования модели.

Таким образом, описанная нами структурно-функциональная модель представляет собой единство отдельных элементов имеющих собственное наполнение и значение. Реализация данной модели в представленном комплексе организационно-педагогических условий позволяет сформировать компетенции предпринимательской деятельности у студентов, обучающихся по техническим специальностям.

Библиографический список

1. Банькина, В.Н. Формирование предпринимательской культуры студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2010.

2. Сулаева, Е.П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2011.

3. Волошина, Т.А. Формирование предпринимательских качеств студентов педагогического вуза в процессе интерактивного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011.

4. Демидов, В.В. Формирование компетентности студентов вуза в сфере предпринимательства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2007.

5. Гатиятуллин, М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2009.

6. Токов, РХ. Диагностика психологической готовности к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2005.

7. Серебренникова, Е.А. Методологические подходы к формированию компетенций предпринимательской деятельности // Инновационное развитие профессионального образования: научно-практич. журнал. - Челябинск, 2012. - № 2(02).

8. Орехова, И.Л. Валеологическое сопровождение вариативного обучения в общеобразовательной школе: монография. - Челябинск,

2004.

Bibliography

1. Banjkina, V.N. Formirovanie predprinimateljskoyj kuljturih studentov uchrezhdeniyj srednego professionaljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2010.

2. Sulaeva, E.P. Formirovanie predprinimateljskoyj kompetentnosti u studentov tekhnikuma: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Shuya, 2011.

3. Voloshina, T.A. Formirovanie predprinimateljskikh kachestv studentov pedagogicheskogo vuza v processe interaktivnogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2011.

4. Demidov, V.V. Formirovanie kompetentnosti studentov vuza v sfere predprinimateljstva: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2007.

5. Gatiyatullin, M.Kh. Pedagogicheskaya sistema podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza k predprinimateljskoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Kazanj, 2009.

6. Tokov, R.Kh. Diagnostika psikhologicheskoyj gotovnosti k predprinimateljskoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Stavropolj,

2005.

7. Serebrennikova, E.A. Metodologicheskie podkhodih k formirovaniyu kompetenciyj predprinimateljskoyj deyateljnosti // Innovacionnoe razvitie professionaljnogo obrazovaniya: nauchno-praktich. zhurnal. - Chelyabinsk, 2012. - № 2(02).

8. Orekhova, I.L. Valeologicheskoe soprovozhdenie variativnogo obucheniya v obtheobrazovateljnoyj shkole: monografiya. - Chelyabinsk, 2004.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.