Научная статья на тему 'Формирование исследовательских компетенций в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий на уроках ОБЖ'

Формирование исследовательских компетенций в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий на уроках ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ / STUDENTS' TRAINING AND RESEARCH ACTIVITY / COMPETENCES / COMPETENTLY-ORIENTED APPROACH / TRAINING TASKS OF RESEARCH NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Н. В.

Статья посвящена актуальной проблеме теории и методики обучения ОБЖ формирование компетенций исследовательского характера. Автором разработаны и предложены задания на формирование и развитие исследовательских компетенций, которые являются неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках ОБЖ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH CHARACTER COMPETENCES IN THE PROCESS OF A OF SOLUTION TRAINING TASKS OF RESEARCH NATURE DURING LESSONS OF "THE FOUNDATIONS OF VITAL FUNCTIONS SAFETY"

The article is dedicated to the actual problem of theory and methodic of teaching to "The foundations of vital functions safety", i.e. forming of the research character competences. The tasks for forming and development of research competences which are integral part of pupils' training and research activity during lessons of "The foundations of vital functions safety" are developed and offered by the author.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских компетенций в процессе выполнения учебно-исследовательских заданий на уроках ОБЖ»

Полученные результаты подтвердили тот факт, что традиционное обучение музыкантов-исполнителей в музыкальных колледжах направлено преимущественно на освоение исполнительского мастерства и не обеспечивает формирование специальных качеств, умений и навыков, необходимых в многопрофильной и полифункциональной работе концертмейстера.

Обработка данных педагогической диагностики, осуществленной на формирующем этапе эксперимента, показала иные результаты. В экспериментальных группах были зафиксированы существенные изменения в личностно-психологической сфере респондентов, позволяющие констатировать повышение мотивации концертмейстерской деятельности, адаптивности к новым творческим условиям работы, усиление эмоциональной отзывчивости и психологической реактивности, также был отмечен значительный прирост результативности концертмейстерских умений и, как следствие, увеличение доли респондентов, соответствующих адаптивному и творческому уровням ПМ. К концу формирующего эксперимента 74,9% респондентов экспериментальной группы достигло адаптивного и творческого уровня ПМ, в то время как в контрольных группах число респондентов, соответствующих адаптивному и творческому уровню составило 53,9%. Полученные данные позволили сделать предварительный прогноз об эффективности экспериментальных педагогических условий и методов обучения.

Итоги контрольного эксперимента подтвердили прогнозируемые результаты, зафиксировав значительный рост положи-

тельной динамики в формировании профессиональной мобильности студентов-концертмейстеров, обучающихся в экспериментальных группах. Учебно-творческая деятельность студентов отличалась осознанностью, активностью, большим интересом к концертмейстерской работе, а также сформированными навыками ансамблевого музицирования, межличностного взаимодействия, эмоционально-психологического контроля. Результаты, показанные студентами экспериментальных групп, существенно превосходили результаты студентов контрольных групп и к концу эксперимента количество респондентов, достигших творческого уровня ПМ, увеличилось в экспериментальных группах более чем вдвое по сравнению с констатирующим экспериментом (35% против 16%).

Обобщение данных опытно-поисковой работы, проведенное на оценочно-результирующем этапе исследования, позволило выявить существенную разницу в формировании ПМ у обучающихся в контрольных и экспериментальных группах. Результаты эксперимента реально показали, что внедрение экспериментальных педагогических условий и методов обучения позитивно влияет на формирование профессиональной мобильности студентов-концертмейстеров, стимулирует не только приобретение специальных знаний и умений в области концертмейстерского мастерства, но и развитие общей культуры личности, эмоционально-коммуникативной сферы музыканта, обеспечивая тем самым комплексное личностно-профессиональное становление специалиста.

Библиографический список

1. Мирлас, Ю.Г. Педагогические условия профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ к концертмейстерской работе в му-

зыкальном театре: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2007.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб пособие. - Ростов-н/Д, 1997.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2001.

Bibliography

1. Mirlas, Yu.G. Pedagogicheskie usloviya professionaljnoyj podgotovki studentov muzihkaljnihkh uchilith k koncertmeyjsterskoyj rabote v

muzihkaljnom teatre: dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2002.

2. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: ucheb. posobie / red.-sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2007.

3. Stolyarenko L.D. Osnovih psikhologii: ucheb posobie. - Rostov-n/D, 1997.

4. Sidorenko E.V. Metodih matematicheskoyj obrabotki v psikhologii. - SPb., 2001.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 373.51

Avdeeva N.V. FORMATION OF RESEARCH CHARACTER COMPETENCES IN THE PROCESS OF A OF SOLUTION TRAINING TASKS OF RESEARCH NATURE DURING LESSONS OF “THE FOUNDATIONS OF VITAL FUNCTIONS SAFETY”.

The article is dedicated to the actual problem of theory and methodic of teaching to “The foundations of vital functions safety”, i.e. forming of the research character competences. The tasks for forming and development of research competences which are integral part of pupils' training and research activity during lessons of “The foundations of vital functions safety” are developed and offered by the author.

Key words: competences, students’ training and research activity, competently-oriented approach, training tasks of research nature.

Н.В. Авдеева, канд. пед. наук РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: avd-82@ yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 0 ПРОЦЕССЕ 0Ы00ЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ОБЖ

Статья посвящена актуальной проблеме теории и методики обучения ОБЖ - формирование компетенций исследовательского характера. Автором разработаны и предложены задания на формирование и развитие исследовательских компетенций, которые являются неотъемлемой частью учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках ОБЖ.

Ключевые слова: компетенции, учебно-исследовательская деятельность учащихся, компетентностно-ориентированный подход,

учебно-исследовательские задания.

В условиях реформирования российского образования со- для формирования исследовательских компетенций при уча-

временная школа создает новую систему универсальных зна- стии школьников в учебно-исследовательской деятельности,

ний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности так как во время изучения многих тем возможно включение

и личной ответственности, учащихся с опорой на формирова- заданий исследовательского характера.

ние компетенций. Так в России в 2001 г. в тексте «Стратегии Нами проанализированы программы и учебники курса «Ос-

модернизации содержания общего образования» были сфор- новы безопасности жизнедеятельности» разработанные на

мулированы основные положения компетентностного подхода основе обязательного минимума содержания образования

в образовании, где в основу положена классификация компе- и федерального компонента государственного стандарта ос-

тенций. Содержание курса «Основы безопасности жизнедея- новного и среднего (полного) общего образования, рекомендо-

тельности» (далее ОБЖ) представляет широкие возможности ванные Министерством образования РФ. Цель, которых не

только усвоение знаний правил безопасного поведения, развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций, но и направленность на формирование исследовательских компетенций у учащихся.

По мнению, авторов программ, результат обучения в основной школе это:

- формирование у школьников умений и навыков универсальных способов деятельности и компетенций, в том числе и для решения познавательных задач, что является основной частью организации учебно-исследовательской деятельности при обучении курса ОБЖ [1];

- особенности приобретения знаний, умений и их использование в практической деятельности и повседневной жизни, отражены в содержании программ, реализация которых предполагает использование компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса по курсу основ безопасности жизнедеятельности и активизации познавательной деятельности учащихся [2].

Проведенный анализ учебников по курсу ОБЖ [3; 4; 5] входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе, показал, что во всех учебниках доминирует информационный подход к содержанию образования. Вопросы организации учебно-исследовательской деятельности в курсе основ безопасности жизнедеятельности, они представлены неравномерно. Авторы не всегда в рубрику «вопросы и задания», приведенные в конце параграфов и глав учебника, включают задания исследовательского характера.

Согласно мировым тенденциям и выбранным в стране приоритетам в сфере образования, в стандарте общего образования по предмету ОБЖ, сформулированы следующие требования к уровню подготовки учащихся, которые принято использовать для характеристики компетенций: использование полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; подготовка и участие в различных видах активного отдыха в природных условиях; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; выработка убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни [6, с. 35].

Приведенная характеристика компетенций является центральной в системе компетентностно-ориентированного подхо-

да, а также конечным результатом обучения. В нашем исследовании мы рассматриваем возможность формирования компетенций исследовательского характера при помощи решения учебно-исследовательских заданий в школьном курсе ОБЖ.

Согласно нашему предположению, наиболее эффективное и целостное формирование компетенций исследовательского характера у школьников достигается при практической реализации компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности при изучении ОБЖ. Являясь высокопродуктивной формой самопознания и самоопределения учащихся, интересной для обучающихся, соответствует потребностям их возраста, помогает получению информации, которая идет в поисковом режиме, с отбором личностно-значимого содержания и развития творческих способностей учащихся, а именно исследовательских компетенций.

Актуальность проблемы формирования компетенций исследовательского характера у школьников при изучении ОБЖ подтверждена психолого-педагогическими исследованиями. Как показывает практика, подростковый возраст самый благоприятный для формирования основ исследовательских компетенций. По мнению некоторых ученых, пик интеллектуального развития начинается с 12 лет, именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, потребность в активной творческой деятельности [7; 8].

По мнению Д.И. Фельдштейна, мыслительная деятельность учащихся приобретает такой уровень развития процессов анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, что делает вполне возможной самостоятельную творческую деятельность в определенных областях, т.е. формирование исследовательских умений [9].

В ходе исследования нами была разработана система уроков с учебно-исследовательскими заданиями для учащихся подросткового возраста (8 класс), способствующая формированию и развитию компетенций исследовательского характера при решении учебно-исследовательских задач в курсе ОБЖ. Процесс формирования, которых будет более эффективным, если в традиционные уроки включать задания исследовательского характера, приведем примеры видов уроков: «Урок миниисследование»; «Урок-исследование»; «Практическая работа с элементами исследовательской деятельности» (таблица 1).

Таблица 1

Примерное планирование организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в курсе ОБЖ

Тема урока Вид урока Учебно-исследовательское задание Основные компетенции исследовательского характера, формируемые при выполнении учебно-исследовательских заданий

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ Мини- исследо- вание 1. Составьте словарь терминов к теме «АХОВ и защита от них» 2. Нарисуйте форму зоны заражения при скорости ветра: 2 м/с, 3 м/с. - прогнозирование вариантов решений на основе регулирования своих действий в процессе решения заданий исследовательского характера; - работа с дополнительной литературой, т1егпе1 источниками в области ОБЖ;

Физическая культура и закаливание о ^ ф 2 І о (0 о со 1. Разработайте комплекс закаливающих мероприятий для детей 6-7 лет. 2. Разработайте комплекс упражнений подросткам на развитие гибкости, выносливости, силы. 3. Приготовьте сообщение о различных методиках закаливания. - выполнение действий в конкретных чрезвычайных ситуациях с учетом реальной обстановки и индивидуальных возможностей; - проектирование, проведение индивидуальных и групповых самонаблюдений

Взрывы и пожары Практическая работа с элементами исследовательской деятельности 1. Составьте график (диаграмму) по количеству пожаро- и взрывоопасных объектов по регионам России. Сделать вывод о проделанной работе; 2. Составить памятку для ребенка 5лет «Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах» - работа с дополнительной литературой, т1егпе1 источниками по курсу ОБЖ; - систематизация и структурирование информации в виде сообщений, докладов о признаках, последствиях чрезвычайные ситуации техногенного характера (далее ЧСТХ); - фиксирование результатов индивидуальных и групповых самонаблюдений; - составление алгоритмов, разработка проектов, моделей, презентаций исследований, памяток по правилам поведения в ЧСТХ.

Описанные выше виды уроков, позволяют успешно организовать комплексное усвоение компетенций исследовательского характера на основе компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности школьников при изучении курса ОБЖ.

Библиографический список

В заключении хочется отметить, что на основе разработанных нами технологии учебно-исследовательских заданий по ОБЖ у учащихся повышается интерес к данному предмету, активизируется учебно-исследовательская деятельность школьников по ОБЖ, и тем самым, формируются и развиваются исследовательские компетенции.

1. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: программа для общеобразовательных учреждений. - М., 2008.

2. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 - 11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.,

2009.

3. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский [и др.]. - М., 2009.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.Л.Воробьева. - М., 2009.

5. Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 7 - 8 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2008.

6. Примерные программы основного общего образования. ОБЖ - М.: Просвещение, 2010.

7. Поливанова, К.Н. Психологическое сопровождение подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - № 1.

8. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. - М., 2008.

9. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно - содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды. - М.,

1999.

Bibliography

1. Latchuk, V.N. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: programma dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. - M., 2008.

2. Programmih obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: 5 - 11 klassih / pod obth. red. A.T. Smirnova. - M., 2009.

3. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: 8 kl.: uchebnik dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / S.N. Vangorodskiyj [i dr.]. - M., 2009.

4. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: 8-yj kl.: uchebnik dlya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / pod red. Yu.L.Vorobjeva. - M., 2009.

5. Toporov, I.K. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: uchebnik dlya uchathikhsya 7 - 8 kl. obtheobrazovat. uchrezhdeniyj. - M., 2008.

6. Primernihe programmih osnovnogo obthego obrazovaniya. OBZh - M.: Prosvethenie, 2010.

7. Polivanova, K.N. Psikhologicheskoe soprovozhdenie podrostkovogo vozrasta // Voprosih psikhologii. - 1996. - № 1.

8. Derekleeva, N.I. Master-klass po razvitiyu tvorcheskikh sposobnosteyj uchathikhsya. - M., 2008.

9. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya vzrosleniya: strukturno - soderzhateljnihe kharakteristiki processa razvitiya lichnosti: izbr. trudih. - M., 1999.

Статья поступила в редакцию 06.09.11

УДК 378

Kalinovskaya T.S. PEDAGOGICAL QUALITY MONITORING TRAINING SPECIALIST SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. Innovation, the search for spare capacity to improve the quality of specialist training of secondary vocational education require a new approach to diagnosis and self-development of educational systems.

The criteria for judging the quality of vocational education are vocational training, professional competence and professional orientation of the individual student. Examined the content of educational activities at each of this Stand-quality monitoring specialist training of secondary vocational education.

Key words: monitoring, quality education, competence, competence-based approach, individually-oriented approach.

Т.С. Калиновская, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, Е-mail: grozdevat@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инновационные процессы, поиски резервных возможностей повышения качества подготовки специалиста среднего профессионального образования требуют принципиально нового подхода к диагностике развития и саморазвития образовательных систем. Критериями, позволяющими судить о качестве среднего профессионального образования, являются профессиональная обученность, профессиональные компетенции и профессиональная направленность личности обучающегося. В статье рассмотрено содержание педагогической деятельности на каждом из этапов мониторинга качества подготовки специалиста среднего профессионального образования.

Ключевые слова: мониторинг, качество обучения, компетентность, компетентностный подход, личностно ориентированный подход.

Главной задачей образовательной политики государства является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества. Уровень развития образования определен важнейшим критерием социально-экономического развития государства, поэтому весьма актуальной представляется попытка подойти к решению проблемы качества образования комплексно, основываясь на использовании Международного стандарта качества серии IБО 9001:2008.

В настоящее время возможность применения стандартов серии 1БО 9001:2008 для создания системы качества образования не вызывает сомнений. Стандарты серии 1БО 9001:2008 ориентированы на потребителя, они, вместе с тем, решают и задачи обеспечения качества подготовки специалистов. В данном случае необходимо учитывать, что стандарт серии IБО 900162008 в основном ориентирован на решение задач обеспечения качества продукции, что может быть использовано при

определении требований, характеризующих и определяющих качество среднего профессионального образования.

В соответствии с Международным стандартом качества серии IБО 9001:2008 в настоящее время выделено три основных уровня решения проблем повышения качества образования: макроуровень (государственный), мезоуровень (конкретного образовательного учреждения), микроуровень (уровень обучающегося).

На макроуровне качество образования определяется:

- организацией образовательного процесса;

- подготовкой образовательного состава;

- финансовым, научно-методическим, информационным, материально-техническим обеспечением образовательных учреждений;

- определением содержательных норм, необходимых для достижения требуемого качества образования, зафиксированного в стандартах;

- соответствием социальной и государственной потребности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.