Библиографический список
1. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ (1918-1968) - М.: Молодая гвардия, 1969.
2. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004.
3. Басов, Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина: учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1984.
4. За всеобщее обучение. Комсомол. Пионерия. Профсоюзы // Сб. материалов. - М.: Наркомпрос РСФСР и Гос. Изд-во, типо-лит. им. Т. Воровского, 1930.
5. Алиева, Л.В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.
6. Куртеева, Л.Н. Становление и развитие современных детских общественных объединений России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.
Bibliography
1. Tovarith komsomol. Dokumentih sjhezdov, konferenciyj i CK VLKSM (1918—-1968) - M.: Molodaya gvardiya, 1969.
2. Polonskiyj, V.M. Slovarj po obrazovaniyu i pedagogike. - M.: Vihsshaya shkola, 2004.
3. Basov, N.F. Praktikum po istorii VLKSM i Vsesoyuznoyj pionerskoyj organizacii imeni V.I. Lenina: ucheb. posobie. - M.: Prosvethenie, 1984.
4. Za vseobthee obuchenie. Komsomol. Pioneriya. Profsoyuzih // Sb. materialov. - M.: Narkompros RSFSR i Gos. Izd-vo, tipolit. im. T. Vorovskogo, 1930.
5. Alieva, L.V. Stanovlenie i razvitie otechestvennogo detskogo dvizheniya kak subjhekta vospitateljnogo prostranstva: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2002.
6. Kurteeva, L.N. Stanovlenie i razvitie sovremennihkh detskikh obthestvennihkh objhedineniyj Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 11.07.11
УДК 373.1:371.8
Gribkov A.V. CONDITION OF KNOWLEDGE OF PUPILS ON ECOLOGICAL SAFETY IN THE COURSE "SAFETY MANAGEMENT IN EMERGENCIES". In article the current state of knowledge of pupils in the field of ecological safety, a current state of a problem of teaching of an ecological component within the limits of course "Safety management in emergencies" of comprehensive school is considered.
Key words: course "Safety management in emergencies", ecological safety, knowledge of pupils on ecological safety.
А.В. Грибков, учитель ГОУ школы №191, г. Санкт - Петербург, E-mail: [email protected]
СОСТОЯНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 00 ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕ300АСН0СТИ 0 КУРСЕ «0СН00Ы БЕЗООАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В статье рассматривается современное состояние знаний учащихся в области экологической безопасности, современное состояние проблемы преподавания экологического компонента в рамках курса ОБЖ общеобразовательной школы.
Ключевые слова: курс "основы безопасности жизнедеятельности” учащихся по экологической безопасности.
экологическая безопасность, знания
На современном этапе развития общества в условиях усложнения социальных, экономических, экологических факторах неизбежным является изменение отношения человека к природе, природопользованию как стратегическому ресурсу развития. В связи с этим вопросы экологического образования школьников становятся особенно актуальными. Это позволяет обозначить проблему поиска условий формирования экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Содержательный компонент экологического образования может быть реализован посредством таких учебных курсов, как «Биология», «Химия», «Основы безопасности жизнедеятельности». Учитывая особую значимость экологических вопросов в обучении школьников важно определить возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основано на идеях сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества. В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» вопросы экологической безопасности занимают важное место.
На практике решение обозначенной проблемы наталкивается на ряд проблем, таких как недостаток времени для формирования экологических знаний, отсутствие достаточного
количества методических рекомендаций, нехватка необходимых средств обучения.
Анализ особенностей содержания федеральной образовательной программы показал, что в содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрены следующие темы: «Изменение среды обитания человека в городе» (2 часа) 5 класс, «Нарушение экологического равновесия» (3 часа) 8 класс [1]. В программах авторов А.Т. Смирнова, В.Н. Латчука, Б.И. Мишина вопросы экологического содержания представлены в темах «Нарушение экологического равновесия в местах проживания», «Экология и безопасность», на изучение указанных тем в среднем отводится 4 часа[2-3]. В примерных программах основного общего образования стандартов второго поколения в модуле «Основы безопасности личности, общества и государства» предусмотрена тема «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Экология и безопасность» продолжительностью 11 часов [4]. Проведенный анализ показал, что в программах курса «Основы безопасности жизнедеятельности» доминирует целостный подход к содержанию, но количество отведенного времени составляет в основном 4 часа и распределение тем в разных классах, возможно, не позволит сформировать у учащихся системных знаний по экологической безопасности. Сравнивая содержание программ, становится очевидна общая дина-
мика изменения количества времени, на вопросы экологической безопасности.
Результаты анализа программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» учитывались при проведении экспериментального исследования. Для выявления уровня знаний по экологической безопасности учащихся использовались такие методы исследования, как беседа, анкетирование учащихся старших классов и учителей, изучение школьной документации, посещение уроков, наблюдение за деятельностью учителей и учащихся.
Целью проведения экспериментального исследования было изучение состояния проблемы усвоение знаний по экологической безопасности и возможности организации данной работы в старших классах. Для достижения поставленной цели мы разработали и проанализировали анкеты старшеклассников, определили основные проблемы и определили условия успешного формирования знаний по экологической безопасности. Работа проводилась с учащимися 8, 9, и 10х классов города Санкт-Петербурга. В работу были вовлечены учащиеся ГОУ СОШ № 125, 129, 151, 152, 180, 191 и 491 (общее количество учащихся более 600 человек).
По результатам проведённого анкетирования были получены следующие результаты:
На первый вопрос анкеты: «Какие происходящие изменения Вы наблюдаете в окружающей среде?» были получены следующие результаты: 30,4% анкетируемых, ответи-
ли, что это изменение климата (аномальные жара/холод, резкие перепады температуры); 24,6% учащихся считает, что усиливается загрязнение воды/воздуха; 10% опрошенных нами, отмечают увеличение количества автотранспорта; 7,6% респондентов обратили внимание на вырубку лесов, а 4,2% от общего числа учащихся ответили, что наблюдается тенденция к общему ухудшению экологической обстановки не указав конкретных наблюдений. Так же имелись ответы: иссушение озёр (морей) - 3,4% анкетируемых школьников; по 2,4% респондентов отметили: таяние ледников, вымирание некоторых видов животных/растений, увеличение количества населения городов, общее увеличение числа природных катаклизмов; 1,8% опрошенных школьников отметили повышение уровня мирового океана. Необходимо отметить, что 5,4% респондентов определили, что в окружающей среде наблюдаются незначительные изменения, так же оставшиеся 3% от общего числа опрошенных ответили, что вообще не заметили каких-либо изменений. Как видно из ответов учащиеся приводят примеры изменений, носящие глобальный характер, наблюдаемые изменения регионального характера респонденты не приводили. Считаем, что использование учебного материала эколого-краеведческой направленности, будет способствовать формированию у учащихся комплекса знаний об экологическом состоянии региона. Результаты анкетирования ответов учащихся приведены на рисунке 1.
Рис.1. Результаты ответов учащихся на вопрос анкеты: «Какие происходящие изменения Вы наблюдаете в окружающей среде?»
Условные обозначения: 1. изменение климата (аномальные жара/холод, резкие перепады температуры) (30,4%);
2. усиливается загрязнение воды/воздуха (24,6%);
3. увеличение числа машин (автотранспорта) (10%); 4. вырубка лесов (7,6%);
5. тенденция к общему ухудшению экологической обстановки (4,2%)
Отвечая на вопрос о наиболее значимых экологических проблемах мнения учащихся разделились следующим образом: 26% опрошенных считают, что это усиление загрязнения воды/воздуха; 16,5% респондентов определяют их в активизации деятельности промышленных предприятий; фактор увеличения количества автотранспорта обозначили 14,5% опрошенных; 9,5% учащихся считает, то наиболее значимая проблема экологии современности заключается в проблеме вырубки лесов; и 8,5% учащихся ответили, что основная проблема заключается в безразличии людей к этой проблеме.
Среди прочих ответов анкетируемых можно выделить следующие: увеличение количества вредных выбросов -
6%; перенаселение - 5,5%; увеличение аварий с выбросом нефти - 3,5%; вымирание некоторых видов животных/растений - 3%; увеличение числа техногенных катастроф - 2,5%; одинаковое число опрошенных (по 1,5%) дали следующие ответы - таяние ледников, нехватка энергетических ресурсов, проблемы захоронения отходов. К единичным ответам относятся: «высыхание морей» и «не знаю». Исследование выявило, что только 8,5% опрошенных учащихся считают, что основная экологическая проблема современности заключается в безразличном отношении людей к окружающей среде. Результаты анкетирования ответов учащихся представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты ответов учащихся на вопрос анкеты:
«Какие современные экологические проблемы являются наиболее значимыми»
Условные обозначения: 1 усиливается загрязнение воды/воздуха (26%);
2. активизация деятельности промышленных предприятий (16,5%);
3. увеличение количества автотранспорта (14,5%);
4. вырубка лесов (9,5%); 5. безразличие людей к этой проблеме (8,5%).
На третий вопрос анкеты «Укажите возможные пути решения современных экологических проблем» ответы распределились следующим образом: большинство учащихся (20,2%) ответили, что видят решение экологических проблем в использовании альтернативных источников энергии; 16,9% опрошенных определяют решение экологических проблем в изменении образа мышления людей; 16,3% отмечают, что помощь в решении экологических проблем стоит искать в снижении выбросов мусора, или в усовершенствовании системы и технологии его уничтожения; сокращение вредных и опасных производств, как способ решения выделили 11,7% опрошенных; 7,8% респондентов отметили, как возможный путь решения проблемы использование вторичного сырья.
Среди других ответов встречались: введение новых законов, ужесточающих ответственность - 7,2%; строительство
очистных сооружений - 5,8%; увеличение числа зелёных насаждений - 4,5%; переход на замкнутый цикл производства -3,6%; рациональное использование ресурсов - 3,6%; уменьшение числа испытаний нового оружия и т.п. - 2,4%. Некоторые опрошенные школьники считают, что «необходимо общественное признание проблемы», «должно быть материальное поощрение населения», «не знаю». Полученные результаты свидетельствуют о том, что только 16,9% учащихся определяют решение экологических проблем в изменении образа мышления людей, что показывает недостаточно четкое понимание решения экологических проблем. Результаты анкетирования учащихся на данный вопрос представлены на рисунке 3.
50
40
30
%
20 -І
20,2
--тез-
мі»
-7,8-
вариант ответа
Рис. 3. Результаты ответов учащихся на вопрос анкеты:
«Укажите возможные пути решения современных экологических проблем»
Условные обозначения:1. Использование альтернативных источников энергии (20,2%);
2. Изменение образа мышления людей (16,9%); 3. Снизить выбросы мусора/уничтожать (перерабатывать) мусор (16,3%); 4. Сокращение вредных и опасных/неактуальных производств (перенос за черту города) (11,7%);
5. Использование вторичного сырья (7,8%).
Одним из вопросов нашей анкеты был поисковый вопрос: «Назовите возможные экологические риски будущего». Среди возможных рисков учащиеся указали: катастрофическое изменение климата (16,2%); разрушение озонового слоя Земли (10,8%); по 10,2% учащихся назвали среди рисков перенаселение планеты, исчерпаемость пресной воды, недостаток продовольствия.
Среди прочих ответов встречались: исчерпаемость природных ресурсов - 8,4%; увеличение числа неперерабатываемого
мусора 7,2%; исчезновение некоторых видов животных и растений - 6%; технологический прогресс - 4,2%; уничтожение лесов - 4,2%; увеличение числа предприятий - 3,6%; высыхание озёр/морей - 3%; увеличение числа тяжёлых заболеваний
- 1,6%. Некоторые опрошенные школьники (4,2%) не смогли указать возможные экологические риски будущего. Результаты ответов на вопрос представлены на рисунке 4.
50 -
40
30
2И
10
0
-^Єт2г-
^10,8 10,2 ю 2 10,2
ТІП
2 З
вариант ответа
Рис. 4. Результаты ответов учащихся на вопрос анкеты: «Назовите возможные экологические риски будущего». Условные обозначения: 1. Катастрофическое изменение климата (16,2%); 2. Разрушение озонового слоя Земли (10,8%);
3. Перенаселение планеты (10,2%); 4. Исчерпаемость пресной воды (10,2%); 5. Недостаток продовольствия (10,2%).
При ответе на вопрос «Возможно ли реально улучшить общую экологическую обстановку начиная с себя и как?» были получены следующие ответы: 25,2% опрошенных считают, что улучшить общую экологическую обстановку можно, уменьшив количество выбрасываемого мусора; 15,1% учащихся считают, что необходимо изменение менталитета людей; 10,1% опрошенных определили экономное использование ресурсов; по 7,3% респондентов ответили, что для начала необходимо осознать проблему и реже использовать автомобили.
Среди прочих вариантов ответов учащиеся называют: сажать деревья - 6,8%; вести здоровый образ жизни - 5%; сда-
вать перерабатываемый мусор (макулатуру, например) - 5%; проводить регулярные субботники - 3,4%; выполнять требования и правила общества - 2,8%; использовать биоразлагаю-щиеся ресурсы - 2,3%; ввести дополнительные налоги на загрязнения (например, со старых машин) - 1,7%.
Некоторые опрошенные учащиеся (8%) считают, что улучшить экологическую обстановку люди не смогут. В объяснениях респонденты указывают, что «люди не смогут отказаться от производств», «нет, так как невозможно сделать из толпы единый коллектив».
Результаты ответов на последний вопрос анкеты представлены на рисунке 5.
50
40
30
20
10
О
1 2 3 4 5
вариант ответа
Рис. 5. Результаты ответов учащихся на вопрос анкеты: «возможно ли реально улучшить общую экологическую обстановку начиная с себя и как»
Условные обозначения: 1. уменьшить количество выбрасываемого мусора/выбрасывать в специально отведённые места (сортировать) - 25,2%; 2. Изменение менталитета людей, начиная с себя/повышение культуры людей - 15,1%;
3. Экономнее использовать ресурсы - 10,1%; 4. необходимо осознать проблему - 7,3%;
5. По возможности реже использовать автомобили - 7,3%.
Анкетирование позволило сделать следующее обобщение: у учащихся присутствует понимание о современном положении и состоянии вопросов экологической безопасности, но недостаточно системное. Так, например, к наиболее значимой современной экологической проблеме учащиеся относят загрязнение воздушной и водной среды, а проблемы связанные с перенаселением планеты, нерациональным использованием природных ресурсов, указываются небольшим количеством опрошенных, что свидетельствует о недостаточно сформированных знаниях, о взаимоотношениях человека и природы, понимании того, что человек ее часть.
При проведении констатирующего этапа экспериментального исследования так же были проведены наблюдения на уроках. Наблюдение и анализ уроков показал, что при изучении учебного материала в темах экологической направленности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учителя редко организуют практическую деятельность учащихся при
усвоении знаний, усвоение знаний происходит без учета должной степени самостоятельности в процессе обучения и недостаточном использовании краеведческого подхода, что приводит к снятию остроты понимания школьниками экологических проблем, как глобального так и регионального характера. Эти факты учителя объясняют недостатком количества часов отведенной программой на формирование знаний и умений в темах экологической направленности, слабой материальной базой школ. Необходимо отметить, что результаты анкетирования учителей свидетельствуют об аналогичных фактах.
Проведенный анализ констатирующего этапа эксперимента показал, что в процессе формирования знаний учащихся по экологической безопасности необходимо соблюдение следующих условий:
- заинтересованность учащихся в усвоении содержания учебного материала;
- целенаправленное планирование содержания учебного материала эколого-краеведческой направленности;
- адаптация учебного материала под возрастные особенности учащихся;
- последовательное и системное применение методов и приемов, активизирующих деятельность учащихся в процессе усвоения учебного материала;
- взаимосвязь уроков и внеурочных мероприятий по проблеме обеспечения экологической безопасности региона.
Таким образом, учитывая актуальность подготовки учащихся в области экологической безопасности, представляется важным принять во внимание возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Библиографический список
1. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная учебная программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2007.
2. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Программы 5-10 классы. - М.: Просвещение, 2010.
3. Смирнов, А. Т. Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности / А. Т. Смирнов, В. А. Васнев, Б.И. Мишин. - М.: Дрофа, 2004.
4. ОБЖ. Примерные программы основного общего образования - М.: Просвещение, 2010.
Bibliography
1. Smirnov, A.T. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: Kompleksnaya uchebnaya programma dlya 5-11 klassov obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj / A.T. Smirnov, B.O. Khrennikov. - M.: Prosvethenie, 2007.
2. Latchuk, V.N. Osnovih bezopasnosti zhiznedeyateljnosti: Programmih 5-10 klassih. - M.: Prosvethenie, 2010.
3. Smirnov, A.T. Primernaya programma po osnovam bezopasnosti zhiznedeyateljnosti / A.T. Smirnov, V.A. Vasnev, B.I. Mishin. - M.: Drofa, 2004.
4. OBZh. Primernihe programmih osnovnogo obthego obrazovaniya - M.: Prosvethenie, 2010.
Статья поступила в редакцию 10.07.11
УДК 372.21
Ilyina G.V. CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AMONGST SENIOR PRESCHOOL AGE AND JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN. This project gives prove to characteristics of continuity in the development of physical qualities amongst senior preschool age and junior school age children based on the principles of natural and cultural congruity as well as complementarity. The development of children's physical qualities is examined taking into account the matter of the process: means; methods; scope; intensity and form. The principle of continuity is defined as the basis of protecting and building up personality resources in an environment of continuous education.
Key words: physical qualities; principle of continuity; parameters of continuity; sports activities; senior preschool age child, junior school age child and training future specialists in physical education at preschool general education institutions.
Г.В.Ильина, ст. преп. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В работе обоснованы параметры преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников на основе принципов природосообразности, культуросообразности, дополнительности. Развитие физических качеств детей рассмотрено с учётом содержания процесса: средства; методы; объём; интенсивность; форма. Принцип преемственности обозначен как основы охраны и наращивания ресурсов личности в контексте непрерывного образования.
Ключевые слова: физические качества; принцип преемственности; параметры преемственности; физкультурная деятельность; старший дошкольник, младший школьников; подготовка будущих специалистов по физической культуре в ДОУ.
В настоящее время, в связи с обновлением всех направлений дошкольного и начального общего образования происходят значительные изменения в содержании физкультурнооздоровительной работы с детьми, что в свою очередь требует совершенствования качества подготовки будущих инструкторов по физической культуре в ДОУ к предстоящей профессиональной деятельности.
С одной стороны, в системе физкультурного образования заметно усилился процесс реорганизации подготовки студентов в сфере физической культуры. Изменяется структура и направление специальностей, идёт работа над образовательными стандартами, требующими повышения качества профессиональной подготовки данных специалистов.
С другой стороны, недостаточная разработанность педагогических основ к реализации принципа преемственности в развитии физических качеств старших дошкольников и младших школьников не позволяет рассматривать физкультурную деятельность детей в условиях непрерывного образования, с
учётом их физической готовности к обучению в школе. Важно отметить, что в структуре физической готовности дошкольника к обучению в школе выделяют две составляющие, которые включают:
- естественно-биологический аспект, объединяющий показатели, отражающие конституционно-типологические, морфологические, функциональные, полоролевые, - совокупность которых отражает уровень физического развития;
- показатели уровня развития физических качеств детей и овладения техникой физических упражнений, подводящих не только к освоению школьной программы, но, главное, к биологической адаптации ребёнка в условиях нового социального статуса.
В нынешней образовательной ситуации следует выделить противоречие между потребностями социума в повышении качества подготовки будущих инструкторов по физической культуре в ДОУ и недостаточной разработанностью педагогических основ реализации принципа преемственности в разви-